Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Жилье сотрудникам полиции в 2018

09.06.2020 by admin

Конституционное право на жилище — одно из важнейших социально-экономических прав граждан России.

В прошлом году принят ряд нормативных правовых актов, которые принципиально изменили систему денежного довольствия в органах внутренних дел и существенно расширили круг жилищных гарантий.

Жилищным кодексом Российской Федерации закреплена юридическая обязанность органов государственной власти по обеспечению условий для осуществления права на жилище. Одной из форм такого обеспечения является субсидия для приобретения или строительства жилья (п. 2 ст. 2 ЖК РФ).

На основании этого в Федеральном законе от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» отдельной нормой (ч. 1 ст. 44) закреплена новелла о том, что обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В реализацию данной нормы принят Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ст. 4 которого закреплено право сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения при наличии у данного сотрудника определенных условий.

Данные условия состоят в том, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях»).

В свою очередь членами семьи сотрудника считаются:

1) супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником;

2) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

3) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О социальных гарантиях»).

Важно отметить, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях»).

Другой категорией лиц, которой может быть предоставлена единовременная социальная выплата являются сотрудники, граждане Российской Федерации, уволенные из органов внутренних дел и принятые до 1 марта 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом МВД России, иным федеральным органом исполнительной власти, где проходят службу сотрудники (ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О социальных гарантиях»).

Причем в отличие от социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, правом на получение единовременной социальной выплаты при наличии указанных выше условий имеют сотрудники независимо от уровня бюджетных источников их содержания.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам» порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

В реализацию данного законоположения принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», утвердившее Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Основные положения Правил состоят в следующем.

Принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральном аппарате, территориальных органах, межрегиональных органах, округах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников.

Для принятия на учет сотруднику необходимо подать соответствующее заявление вместе со следующими документами:

а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, предоставляются документы, подтверждающие невозможность их получения);

б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи;

в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);

г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника;

д) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении;

е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы;

ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).

Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам.

Важно обратить внимание на то, что сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:

а) обмен жилыми помещениями;

б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;

в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов);

г) выделение доли собственниками жилых помещений;

д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.

Принятый на учет для получения единовременной выплаты сотрудник снимается с данного учета в следующих случаях:

а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;

б) в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты;

в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты;

г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет);

д) в случае увольнения сотрудника со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии).

Расчет размера единовременной выплаты осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, которая составляет:

1) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения — на одного человека;

2) 42 квадратных метра общей площади жилого помещения — на семью из двух человек;

3) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи — на семью из трех и более человек (ст. 7 Федерального закона «О социальных гарантиях»).

Обратим внимание на то, что сотрудникам, имеющим специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы) и выше, и гражданам Российской Федерации, указанным в ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О социальных гарантиях», уволенным из органов внутренних дел в этих специальных званиях, а также сотрудникам, имеющим ученые степени или ученые звания, при определении размера единовременной социальной выплаты учитывается дополнительная площадь жилого помещения размером 15 квадратных метров (ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О социальных гарантиях»).

Формула, по которой производится расчет размера единовременной выплаты, выглядит следующим образом:

Р = О х С х Кп х Кс,

где:

О — общая площадь жилого помещения;

С — размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определяемый в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время таким органом является Министерство регионального развития России;

Кп — поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации, определяемый Минздравсоцразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 63. В отношении сотрудников этот коэффициент применяется с учетом места прохождения ими службы;

Кс — поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы, определяемый в соответствии с п. 30 Правил (при расчете размера единовременной выплаты применяется поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности службы сотрудника в следующих размерах: от 11 до 12 лет — 1,05; от 12 до 13 лет — 1,1; от 13 до 14 лет -1,15; от 14 до 15 лет — 1,2; от 15 до 20 лет — 1,25; 20 лет общей продолжительности службы и более — поправочный коэффициент 1,25 увеличивается на 0,05 за каждый год службы, но составляет не более 1,5).

Общая площадь жилого помещения определяется по формуле:

О = Н + Д — Л,

где:

Н — норматив общей площади жилого помещения;

Д — размер дополнительной общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с п. 28 Правил (при расчете размера единовременной выплаты учитывается право на дополнительную площадь жилого помещения, предоставляемую в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям размер дополнительной площади определяется по одному из оснований);

Л — сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.

В случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на приведенные выше случаи, предусмотренные п. 3-5 и 7 ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях».

Принятие решения о предоставлении единовременной выплаты сотруднику является исключительной прерогативой Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

При этом единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Так, в федеральном бюджете МВД России на 2012 год предусмотрены бюджетные ассигнования на осуществление единовременной выплаты в сумме 4 880 000,0 тыс. рублей (Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»).

Разъяснение подготовлено ДТ МВД России.

Жилищная субсидия сотрудникам полиции на приобретение жилья – вид гос.поддержки, которую может получить каждый работник МВД. Финансовое обеспечение и поддержание на должном уровне жизнь служащих в органах – одна из основных контрольных задач государства. Ведь их работа имеет большую общественную значимость. Кроме того, эта категория граждан не имеет права на дополнительные источники дохода.

Для того, чтобы понять, как полицейскому получить квартиру от государства, необходимо изучить ряд документов, а также проконсультироваться по данному вопросу с сотрудниками жилищного обеспечения.

Содержание

  • Правовые аспекты субсидарной помощи
  • Единовременные выплаты
  • Особенности предоставления гос.помощи
  • Получение сертификата
  • Бумаги для постановки на учет
  • Преднамеренное ухудшение условий проживания
  • Как происходит расчет суммы на покупку квадратных метров
  • Размер ЕСВ
    • Номинальная цена квадратного метра (на примере ЦФО)
    • Жилищные критерии
    • Коэффициент
    • Пример расчёта
  • Почему могут отказать в выплате
  • Жилищный сертификат (ЖС) для работника органов
  • Отсутствие в законе срока для обеспечения сотрудников ОВД жильем оспорят в КС
    • МВД сообщило о нехватке средств
    • Позиция адвоката
    • Эксперты подтвердили реальность проблемы
  • ○ Что такое жилищный сертификат?
  • ○ Условия вступления в программу обеспечения жильем
    • ✔ Сотрудникам МВД
    • ✔ Сотрудникам ФСИН
  • ○ Возможные причины отказа
  • ○ Размеры субсидии жилищного сертификата
  • ○ Что можно делать с сертификатом?
  • ○ Судебная практика
  • ○ Советы юриста:
    • ✔ Отработал в системе МВД более 10 лет, уволился по собственному желанию, могу ли я претендовать на сертификат или компенсацию?
    • ✔ Работаю в МВД более 15 лет, состою в программе по улучшению жилищных условий 5 лет, попал под сокращение – могу ли я получить жилплощадь?

Правовые аспекты субсидарной помощи

Несколько лет назад вступил Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании которого работники МВД имеют право на получение жилплощади служебного, собственнического типа. Сам принцип оформления и выплаты субсидии производится на основании Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 (ред. от 28.03.2017) «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»).

Опираясь на эти законодательные данные, а также программу «Жилище» (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 о федеральной целевой программе «Жилище» на 2020 — 2020 годы) для сотрудников полиции можно понять кто и каким образом может получить гос.поддержку в МВД – субсидию на жилье в 2020 году.

Единовременные выплаты

Точно такие же условия содержит в себе единовременная выплата денежных средств на приобретение жилья для сотрудников полиции, стаж которых должен достигать минимум десяти лет. Решение о том, разрешена ли единовременная выплата заявителю, принимают руководствующие лица федеральных органов исполнительной власти в МВД. Чтобы ЕДВ была получена, необходимо соблюдать следующие требования и условия:

  • Не быть нанимателем жилплощади у муниципалитета, даже если договор оформлен с членом семьи заявителя;
  • Расчёт метров квадратных на одного проживающего меньше пятнадцати квадратных метров;
  • Несоответствие условий проживания требованиям санитарно-гигиенических норм, безопасности, прочее;
  • Проживать на одной площади с тяжело больным, инфицированным человеком, который представляет угрозу здоровью других жителей;
  • Вынужденное проживание в общежитии или коммунальной квартире независимо от метража;
  • Проживание в смежном и неизолированном помещении двух и более семей, включая родителей супругов и совершеннолетних детей, заключивших официальный брак.

Размер единовременной выплаты будет зависеть от количества проживающих совместно членов семьи сотрудника полиции в МВД.

Особенности предоставления гос.помощи

Для того, чтобы встать на учет по субсидии полицейскому на жилье важно посетить специализированную комиссию при МВД, где служит полицейский. Решение о выплате субсидии принимается в несколько этапов, конечным из которых станет акт. В него включена информация о получателе, а также сумме компенсации.

Помимо этого необходимо соответствовать нескольким условиям:

  1. Желающий получить гос.выплату не заключал документ соц.найма и не обладает жилплощадью, находящейся в собственности.
  2. Полицейский и члены его семьи проживают на площади не больше 15 м² на человека.
  3. Претендент живет на жилплощади совместно с человеком, у которого серьезное заболевание и проживание с ним невозможно.
  4. Субсидия военнослужащим выдается только тем, кто проживает на жилплощади непригодной для этих целей.
  5. Полицейский живет в коммуналке или аналогичном месте.

Получение сертификата

Условия для получения оговоренного выше сертификата выглядят следующим образом:

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно!

Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 Москва,

Московская область

+7 Санкт-Петербург,

Ленинградская область

+7 Регионы
(звонок бесплатный для всех регионов России)

  • Отсутствие заключённого на момент подачи заявления договора о социальном найме и отсутствие личного жилья или иной жилой недвижимости;
  • При факте проживания семьи сотрудника полиции МВД в муниципальной квартире, площадь которой не соответствует установленному минимуму на одного человека. То есть площадь жилья должна быть меньше, чем пятнадцать метров квадратных на одно лицо;
  • Проживание с хронически больным гражданином, болезнь которого представляет угрозу здоровью других жильцов;
  • Факт проживания в помещении, непригодном для жизни;
  • Проживание в общежитии или коммунальной квартире;
  • Проживание в однокомнатной квартире двух семей.

Документы на получение социального сертификата:

  • Собственноручное письменное заявление;
  • Личный паспорт заявителя;
  • Выписка из лицевого счёта;
  • Справка из домовой книги;
  • Свидетельство о браке или его расторжении;
  • Документы на детей (свидетельства о рождении, усыновлении);
  • Справка о трудовом стаже в МВД, полученная по месту работы;
  • Документальные подтверждения отсутствия в собственности семьи сотрудника полиции недвижимого имущества.

Подаётся соответствующий запрос и перечисленные документы в органы МВД, которые создают специализированную жилищную комиссию по данным вопросам.

Бумаги для постановки на учет

Для того, чтобы быть владельцем Свидетельства на квартиру, необходимо собрать следующие документы:

  1. Заявления о предоставлении (перечислении) жилищной субсидии военнослужащим, заполненное в соответствующей форме.
  2. Копия л/с.
  3. Копии документа, идентифицирующего личность членов семьи, при наличии детей – свидетельство об их рождении.
  4. Бумага, подтверждающая законность брака.
  5. Бумага с места службы, где указан срок работы или справка с информацией из приказа об увольнении.
  6. Копии бумаг, определяющих право на гос.помощь.
  7. Бумаги, подтверждающие данные о собственности.

Обратите внимание! При предоставлении копий они должны предварительно быть подписаны нотариусом, о том что они верные. Кроме того, при предъявлении копий, необходимо наличие оригиналов.

Этот список бумаг на жилищную субсидию для сотрудников МВД – основной, но в каждом жилищном органе могут быть некоторые дополнения.

За 1,5 недели с даты принятия пакета бумаг, они проверяются на подлинность и соответствие требованиям, а также условиям выплаты субсидии.

Оптимально подавать бумаги в срок до 1.07, так как список желающих получить компенсацию формируется до 1.09, после чего он передается в уполномоченное учреждение, где происходит создание конечного варианта списка претендентов на личную недвижимость.

Преднамеренное ухудшение условий проживания

В связи с тем, что компенсация положена той категории сотрудникам МВД, которые действительно нуждаются в ней, в частности, по несоответствию жилищных условий установленным нормам, отдельные граждане преднамеренно ухудшают их. Согласно законодательству такие случаи пристально отслеживаются, на этот счёт разработаны специальные нормативы и правила, служащие выявлению недобросовестных граждан.

Преднамеренным ухудшением условий проживания является:

  • вселение в жилое помещение лиц, являющихся непостоянными проживающими или не относящихся к семье служащего;
  • применение жилой недвижимости в незаконных целях, что привело к лишению собственности посредством суда;
  • отказ от имущественного права членов семьи заявителя или его самого на добровольной основе в корыстных целях;
  • намеренное выделение части в собственном имуществе третьему лицу.

Тот работник, который будет замечен в подобных махинациях, автоматически снимается с учёта и на его заявление о выплате ЕСВ приходит отказ.

Как происходит расчет суммы на покупку квадратных метров

Расчет суммы субсидии происходит на основании стоимости квадратного метра жилья, установленного на текущий год в регионе прохождения службы. На данный момент распределение происходит так:

  • холостой полицейский – 33 м²;
  • пара – 42 м²;
  • пара и дети – по 18 м² на каждого члена семьи.

Соответственно, при начислении суммы льготы сотрудникам МВД на жилье учитываются количество положенных метров, повышающий и служебный коэффициент. Дополнительные метры законодательно обоснованы для инвалидов, служащих в звании полковника и выше, ученые, имеющие степени.

Подробнее в статье: Калькулятор субсидии военнослужащим на приобретение жилья 2019

Размер ЕСВ

На основании принятых правил и норм каждая социальная компенсация сотруднику полиции рассчитывается индивидуально.

Размер её зависит от ряда факторов:

  • номинальная стоимость квадратного метра жилой недвижимости в конкретном регионе, где она приобретается или строится;
  • коэффициент за выслугу лет;
  • состав семьи.

Представитель структурных подразделений МВД и его родные имеет право самостоятельно избрать субъект РФ, где будет построено или приобретено жилье.

Номинальная цена квадратного метра (на примере ЦФО)

На второе полугодие 2020 года для ЦФО РФ определена нижеследующая цена:

Обратите внимание! Размер материальной помощи рассчитывается на момент рассмотрения заявленного требования, однако увеличивается на момент фактического перечисления средств. Когда требование на социальную компенсацию подано в 2013 году, а фактическая выплата государством совершается в 2020 году, то номинальная цена за одну единицу площади жилой недвижимости берётся на момент выделения.

Конкретная цена квадратного метра по другим субъектам РФ находится в свободном доступе в интернете.

Жилищные критерии

На основании принятых правил правилами для получения компенсации одинокий работник МВД должен обитать в жилом недвижимом имуществе, совокупная площадь которого не превышает 33 кв. метра. Семья служащего в МВД, состоящая из двух человек, не может претендовать на компенсацию, если суммарная площадь жилья больше 42 кв. метров. Когда в состав его семьи входят три и более человека, то каждому полагается по 18 кв. метров. Эти нормы действительны для льготной категории граждан, в случае непопадания в эту категорию расчёт ведётся согласно региональным нормативным показателям.

Если в то время, когда было заявлено требование, количество членов семьи было одним, а на момент предоставления компенсации оно стало другим, то единовременная социальная выплата пересчитывается в ту или иную сторону.

Коэффициент

Размер ЕСВ также зависит от выслуги лет, на основании их определяется специальный коэффициент, но он не может превышать 1,5.

Выслуга (полных календарных лет) 11 12 13 14 15–20 более 20
Поправочный коэффициент 1,05 1,1 1,15 1,2 1,25 по 0,5 за каждый год выслуги, но не более 1,5 в сумме

Пример расчёта

Многодетная семья полицейского А.А. Воронина, состоящая из пяти человек, может рассчитывать на компенсацию за оплату жилого помещения, размер которого не превышает 90 кв. метров. При этом сотрудник отслужил полных 14 лет, соответственно имеет право на поправочный коэффициент равный 1,2.

Семья решила приобрести жилплощадь в тверской области. Единовременная социальная выплата в этом случае будет равна:

90*37 533*1,2 = 4 053 564 рублей.

Почему могут отказать в выплате

Причин для отказа в удовлетворении заявления на льготу полицейскому на жилье может быть несколько:

  • лицо не соответствует условиям, предъявляемым на выплату субсидии;
  • документы не соответствуют требованиям или их собран не полный список;
  • предоставленные бумаги включают недостоверные данные;
  • желающий получить субсидию совершил действия, которые сделали жилищные условия семьи хуже.

Если отказ был по этой причине, то через 5 лет можно подать повторно бумаги на гос.помощь.

Вычеркнуть из очереди могут:

  • по письменной просьбе гос.служащего;
  • если жилищные условия улучшились;
  • при увольнении без права на получение пенсионных выплат.

Жилищный сертификат (ЖС) для работника органов

ЖС – документ, имеющий именное жилищное назначение. Его можно получить спустя 10 лет выслуги или тем, кто уволился со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту. Его оформление также происходит единожды в жизни.

Бывает так, что сертификат не удалось использовать, поэтому его можно заменить. Для этого необходимо обратиться в учреждение, которое его выдавало. Также не забудьте взять заявление о перечислении жилищной субсидии (Заявления о предоставлении (перечислении) жилищной субсидии военнослужащим). Кроме этого, понадобятся и другие документы, объясняющие причины не использования сертификата и справку из банка, что счет закрыт и на него не было перечислений с сертификата. Учреждение принимает решение о выдаче нового документа в течение месяца.

Таким образом, прежде чем понять, как сотруднику полиции получить квартиру от государства, необходимо подсчитать свой срок службы в органах, а также обратить внимание на другие особенности.

Отсутствие в законе срока для обеспечения сотрудников ОВД жильем оспорят в КС

Адвокат АП г. Санкт-Петербурга Дмитрий Изварин подготовил в интересах своих доверителей, бывших сотрудников МВД, жалобу в Конституционный Суд, в которой оспаривает конституционность ч. 2 ст. 4 Закона о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел (имеется в распоряжении «АГ»).

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о социальных гарантиях сотрудникам ОВД те, кто имеет стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет, вправе претендовать на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья в указанных в законе случаях. В соответствии с ч. 2 данной статьи выплата предоставляется в пределах бюджетных ассигнований того государственного органа, в котором проходит службу соответствующий сотрудник.

По мнению адвоката, ч. 2 ст. 4 в силу своей неопределенности из-за отсутствия законодательно закрепленного срока на предоставление единовременной социальной выплаты свидетельствует о невыполнении федеральным законодателем своей обязанности, вытекающей из ст. 7, 39, 40 45, 52, 53 и 71 Конституции, и, соответственно, нарушает конституционные права на социальное обеспечение.

МВД сообщило о нехватке средств

Доверители Дмитрия Изварина обращались в различные государственные органы, чтобы добиться предоставления им жилья. В течение 2016–2018 гг. они неоднократно направляли обращения в МВД России, писали в Администрацию Президента, Правительство РФ, Минфин, Минюст, соответствующие комитеты Совета Федерации и Госдумы, Счетную палату, а также Уполномоченному по правам человека. Большая часть обращений перенаправлялась в Министерство внутренних дел.

Позиция МВД, выраженная в его многочисленных ответах, сводилась к следующему. По словам ведомства, объем бюджетных средств для предоставления единовременной социальной выплаты составляет менее 1% от необходимой потребности. Министерство отметило, что срок ее предоставления не определен нормативными актами. «Учитывая крайне ограниченное финансирование, период ожидания данной выплаты для сотрудников составляет длительный срок», – сообщил ответственный департамент.

Министерство указало, что при формировании проекта бюджета на 2016–2019 гг. оно заявляло о необходимости предоставления дополнительных ассигнований для обеспечения сотрудников ОВД жильем, однако Минфином указанные предложения поддержаны не были. МВД сообщило заявителям, что обозначало потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях на 2017–2019 гг. в размере более 26 млрд руб. ежегодно. При этом реально в 2017–2018 гг. ведомство получало каждый год не более 2 млн руб., такая же сумма, по его словам, была предусмотрена на 2020 и 2020 гг.

В июне 2020 г. департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД в своем ответе на очередной запрос заявителей указал, что размер предусмотренных бюджетных ассигнований позволяет обеспечивать только около 0,3% сотрудников (пенсионеров) от общего количества состоящих на учете для получения единовременной выплаты.

Минфин пояснил заявителям, что предложения МВД не были поддержаны, поскольку данное ведомство самостоятельно определяет объемы средств по направлению расходов с учетом приоритетности задач в рамках его бюджета.

В сентябре 2020 г. был получен ответ Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Как указано в документе, проблема обеспечения сотрудников ОВД единовременной социальной выплатой для приобретения жилья является предметом его «постоянного пристального внимания». Комитет подчеркнул, что неоднократно запрашивал у МВД информацию по данному вопросу. По его словам, на момент формирования ответа на запрос заявителей в МВД на учете состояло более 90 тысяч семей сотрудников. Комитет сообщил, что в 2020 г. из-за нехватки средств жильем были обеспечены только 320 семей сотрудников и пенсионеров ОВД.

Доверители Дмитрия Изварина, чтобы получить полагающиеся им выплаты, обращались в суды общей юрисдикции, однако Басманный районный суд и Московский городской суд отказали в удовлетворении требований. По словам адвоката, обе инстанции исходили, в частности, из того, что срок предоставления субсидии не установлен, а порядок ее предоставления определен в действующем законодательстве.

Позиция адвоката

Дмитрий Изварин сообщил, что по состоянию на 1 июля 2020 г. получения единовременной выплаты от МВД ожидают почти 95 тыс. семей. При этом за 2012–2017 гг. субсидии получили чуть более 10,5 тыс. семей сотрудников. Адвокат полагает, что отсутствие законодательно закрепленного срока на предоставление единовременной социальной выплаты сотрудникам ОВД является грубым нарушением норм действующего законодательства.

Дмитрий Изварин отметил, что КС уже оценивал конституционность норм, касающихся различных форм обеспечения жильем лиц, проходящих военную службу, в частности в Постановлениях от 5 апреля 2007 г. № 5-П и от 15 октября 2012 г. № 21-П. По мнению адвоката, из этих актов следует, что единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемая сотрудникам ОВД, уволенным с правом на пенсию и не имеющим жилища или нуждающимся в улучшении жилищных условий, является дополнительной мерой их социальной защиты. Он подчеркнул, что при схожей правовой неопределенности при обеспечении судей жилыми помещениями в 2008 г. Конституционный Суд РФ предписал закрепить в законе критерии признания судей «нуждающимися».

Дмитрий Изварин отметил, что в своих решениях КС не раз указывал, что закрепленные в Конституции цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Об этом, по его словам, в частности, говорится в Постановлении от 16 декабря 1997 года № 20-П.

Адвокат напомнил, что, закрепляя право каждого на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция одновременно предусматривает, что указанным в законе нуждающимся гражданам жилье предоставляется бесплатно (ст. 40 Конституции). При этом, по мнению Дмитрия Изварина и его доверителей, ключевое значение для защиты права на жилище имеет наличие установленного срока для предоставления гражданам единовременной социальной выплаты.

Дополнительно адвокат сослался на доклад Председателя Конституционного Суда от 7 июня 2007 г. Валерия Зорькина. В частности, в нем было отмечено, что сущность конституционного права на социальное обеспечение проявляется в обязанности государства предоставить каждому в случаях, указанных в Конституции, такое обеспечение. При этом, как указал Валерий Зорькин, произвольные действия законодателя в области социальных прав недопустимы, поскольку это не только затрагивает признанные мировым сообществом права человека, но и прямо связано с безопасностью и политической стабильностью общества.

Эксперты подтвердили реальность проблемы

«Иллюзий относительно рассмотрения жалобы в КС не питаем», – сообщил «АГ» Дмитрий Изварин. Однако, по его словам, это единственный неиспользованный институт защиты на национальном уровне. Адвокат отметил, что практика судов общей юрисдикции по вопросу о взыскании соответствующих выплат в отрицательная. «Судьи не усматривают нарушения прав заявителей ввиду отсутствия законодательно закрепленных сроков предоставления субсидии», – поясняет адвокат.

Дмитрий Изварин сказал, что жалоба будет подана в КС сразу после того, как он получит оригиналы решений судов общей юрисдикции по делам его доверителей, подтверждающие применение оспариваемой нормы в их отношении.

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Аким Ложковой посчитал обжалование конституционности ч. 2 ст. 4 Закона о социальных гарантиях сотрудникам ОВД не вполне обоснованным. По его мнению, проблема в конечном итоге связана не с отсутствием срока для предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам ОВД. Аким Ложковой указал, что основная сложность – это необходимость увеличения бюджетных ассигнований. «Это сугубо экономический вопрос», – подчеркнул он

В то же время руководитель конституционной практики АК «Аснис и партнеры» Дмитрий Кравченко сообщил, что проблема несоответствия декларируемых обязательств государства бюджетным ассигнованиям поднимается перед Конституционным Судом не впервые. «Известны решения, когда Конституционный Суд признавал неконституционной норму, которая позволяет отказывать в реализации предусмотренным законом социальных прав на основании отсутствия соответствующего бюджетного финансирования. При этом надо отметить и сформировавшиеся позиции КС, в соответствии с которыми подзаконное регулирование и правоприменение не могут умалять самого существа права. Если фактическое состояние реализации того или иного социально значимого права таково, что реально право отсутствует, то подобная ситуация вполне может быть предметом рассмотрения КС», – пояснил эксперт.

Порядок предоставления сотрудникам ОВД

единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, а также государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы.

В 2012 г. Российское законодательство претерпело значительные изменения, в частности законодательство, затрагивающее социальные вопросы сотрудников органов внутренних дел. Так, с 01.01.2012 года вступили в силу два нормативных акта – Федеральный закон Российской Федерации № 247 – ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Далее – Закон 247 — ФЗ) и Постановление Правительства Российской Федерации № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (Далее – Постановление Правительства РФ № 1223) . Закон 247-ФЗ определил круг лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, а Постановлением № 1223 определен сам порядок предоставления указанной выплаты сотруднику органа внутренних дел.

Согласно статье 4 Федерального закона № 247 – ФЗ, претендентами на получение единовременной социальной выплаты являются:

— сотрудники, имеющие стаж службы в ОВД не менее десяти лет в календарном исчислении. Они имеют право на единовременную социальную выплату один раз за весь период службы в ОВД (п. 1);

— члены семьи, а также родители сотрудника ОВД, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ОВД. Такая выплата предоставляется им в равных частях не позднее одного года со дня его гибели (смерти) (п. 3);

— граждане РФ, уволенные со службы в ОВД с правом на пенсию и принятые в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (п. 6).

Данный перечень четко определил круг лиц — претендентов на получение единовременной социальной выплаты.

Указанные лица могут претендовать на получение единовременной социальной выплаты при условии, что они:

1) не являются нанимателями или членами семьи нанимателей жилого помещения по договору социального найма либо собственниками или членами семьи собственников жилого помещения;

2) являются нанимателями или членами семей нанимателей жилого помещения по договору социального найма либо собственниками или членами семей собственников жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м;

3) проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от его размеров;

4) являются нанимателями или членами семей нанимателей жилого помещения по договору социального найма либо собственниками или членами семей собственников жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

5) проживают в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживают в общежитии;

7) проживают в смежной неизолированной комнате либо однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона N 247-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты должны определяться Правительством Российской Федерации. В настоящее время утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года N 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (далее — Постановление Правительства РФ № 1223).

Из пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1223 следует, что принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников (далее — органы), в том числе:

— руководителей территориальных органов МВД на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждений и организаций системы МВД, сотрудников центрального аппарата МВД — в центральном аппарате МВД;

— сотрудников МВД (за исключением указанных выше) — в территориальных органах МВД на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы МВД по месту службы;

— сотрудников, прикомандированных к ФМС и ГФС, замещающих должности в подразделениях центральных аппаратов, руководителей территориальных органов — в их центральных аппаратах;

— сотрудников, прикомандированных к ФМС и ГФС (за исключением указанных в предыдущем абзаце), — в их территориальных органах.

Решения, принятые перечисленными выше органами, оформляются правовыми актами с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия такого решения.

При принятии на учет следует учитывать следующее обстоятельство. Если сотрудник, претендующий на получение единовременной социальной выплаты, совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, возможность принятия его на учет может возобновиться не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (п. 7 ст. 4 Закона N 247-ФЗ, п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1223), к которым относятся:

— обмен жилыми помещениями;

— невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;

— вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов);

— выделение доли собственниками жилых помещений;

— отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.

Претенденты на получение единовременной социальной выплаты принимаются к учету согласно заявлению, поданному ими на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа с указанием, что по прежним местам службы такая выплата не предоставлялась. К нему прилагаются следующие документы (п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1223):

— копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние пять лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения);

— копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи;

— копия свидетельства о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);

— копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника;

— справка о стаже службы сотрудника в ОВД в календарном исчислении;

— копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы;

— копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством РФ).

В данном случае следует обратить внимание на то, что копии представляемых документов должны быть заверены в соответствии с законодательством РФ или представлены с предъявлением подлинников документов (п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1223).

Следует принять во внимание некоторые особенности учета (п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1223):

— если несколько членов одной семьи являются сотрудниками, на учет для получения единовременной выплаты принимается один из них (по их выбору);

— в случае увольнения со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии), гибели (смерти) или признания судом безвестно отсутствующим либо умершим того из членов семьи, который состоит на учете, учетное дело переоформляется на другого члена семьи, проходящего службу в качестве сотрудника.

Пунктом 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1223 предусмотрено, что для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия их на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее — комиссия).

На комиссию возлагаются следующие функции:

а) проверка сведений, содержащихся в документах, представленных сотрудником;

б) направление (при необходимости) запроса в определяемое МВД уполномоченное подразделение центрального аппарата МВД (далее — уполномоченное подразделение) для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты;

в) вынесение решения о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и снятии их с учета;

г) ведение книги учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной выплаты (далее — книга учета).

Заявление с приложенными к нему необходимыми документами, регистрируется комиссией в журнале, а сотруднику выдается справка о дате их приема.

Не позднее чем через два месяца после подачи сотрудником заявления и документов комиссия должна вынести решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются путем составления комиссией протоколов и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

Отказать сотруднику в принятии его на учет для получения единовременной выплаты могут только в том случае, если представленные им документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.

В уполномоченное подразделение в недельный срок (с даты принятия решения о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты) направляется заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет.

В этот же срок направляется и выдается сотруднику выписка из правового акта органа о принятии его на учет для получения единовременной выплаты.

Пунктом 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1223 перечислены основания для снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты:

а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;

б) в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты;

в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты;

г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет);

д) в случае увольнения сотрудника со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии).

В случае удовлетворения заявления сотрудника о постановке его на учет на получение единовременной социальной выплаты, комиссией определяется и размер единовременной социальной выплаты, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной ст. 7 Закона N 247-ФЗ, по следующей формуле:

Р = О x С x Кп x Кс, где:

О — общая площадь жилого помещения;

С — размер средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, определяемый в установленном порядке уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

Кп — поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы РФ, определяемый Минздравсоцразвития. В частности, на 2012 год он утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.12.2011 N 1597н «Об утверждении поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным служащим государственной гражданской службы Российской Федерации на 2012 год».

В отношении сотрудников этот коэффициент применяется с учетом места прохождения ими службы;

Кс — поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы, определяемый в соответствии с п. 30 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1223 в следующих размерах:

— от 11 до 12 лет — 1,05;

— от 12 до 13 лет — 1,1;

— от 13 до 14 лет — 1,15;

— от 14 до 15 лет — 1,2;

— от 15 до 20 лет — 1,25;

— 20 лет общей продолжительности службы и более — поправочный коэффициент 1,25 увеличивается на 0,05 за каждый год службы, но составляет не более 1,5.

Общая площадь жилого помещения определяется по формуле:

О = Н + Д — Л, где:

Н — норматив общей площади жилого помещения. Он составляет (ст. 7 Закона N 247-ФЗ):

— 33 кв. м общей площади жилого помещения — на одного человека;

— 42 кв. м общей площади жилого помещения — на семью из двух человек;

— 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи — на семью из трех и более человек;

Д — размер дополнительной общей площади жилого помещения. Согласно ст. 7 Закона N 247-ФЗ сотрудники, имеющие специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы) и выше, и граждане РФ, уволенные со службы в ОВД с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (уволенные со службы в ОВД в этих специальных званиях), а также сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 кв. м. При определении размера единовременной социальной выплаты учитывается дополнительная площадь жилого помещения размером 15 кв. м.

Кроме того, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома размер общей площади жилых помещений может превышать размер общей площади жилых помещений (указанной выше), но не более чем на 9 кв. м общей площади жилого помещения. При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям размер дополнительной площади определяется по одному из оснований;

Л — сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.

Из приведенной формулы следует, что, если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для определения размера единовременной выплаты общая площадь жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Согласно п. 29 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 1223 эти нормы не распространяются на случаи, когда сотрудник:

— проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от его размеров;

— является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

— проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

— проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.

Сотрудник, в отношении которого принято решение о предоставлении единовременной социальной выплаты, подает в уполномоченное подразделение заявление о перечислении средств с указанием реквизитов банковского счета.

Единовременная выплата считается предоставленной ему с даты ее перечисления на банковский счет.

Также помимо единовременной социальной выплаты на приобретение жилья для сотрудников ОВД, предусмотрена такая социальная гарантия как государственный жилищный сертификат. Данная гарантия закреплена Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы».

Жилищный сертификат для сотрудников МВД — это именной документ, предоставляющий право сотрудникам МВД на получение субсидий из федерального бюджета России на приобретение собственного жилья. Данный сертификат выдается в рамках государственной программы по обеспечению доступным жильем льготной категории граждан. Для многих сотрудников МВД, у которых за длительный срок службы так и не получилось купить или получить квартиру, жилищный сертификат является единственной возможностью приобрести собственное жилье.

Выдача государственных жилищных сертификатов осуществляются в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Она входит в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года.

Указанным постановлением определено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов осуществляются в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153.

В соответствии с Правилами право на участие в подпрограмме имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по месту службы:

сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

граждане, уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий);

члены семей содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) в период прохождения службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение сертификата до повторного вступления в брак.

Порядок оформления документов на получение сертификата.

Для участия в подпрограмме увольняемым (уволенным) сотрудникам, изъявившим желание получить сертификат, необходимо подать на имя руководителя органа внутренних дел, в котором они состоят на жилищном учете, рапорт (заявление) на участие в подпрограмме по форме согласно приложению N1 к Правилам.

К указанному рапорту (заявлению) прикладываются документы, определенные пунктом 19 Правил.

При расчете размера социальной выплаты для граждан-участников подпрограммы, применяется норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Российской Федерации.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

33 кв.м. – для одиноко проживающего гражданина;

42 кв.м. – на семью из 2 человек;

По 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина-участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина-участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином-участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.

Сводный список граждан-участников подпрограммы формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Из числа граждан-участников подпрограммы, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Мероприятия по выдаче сертификатов осуществляются в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, в рамках бюджетных средств, выделяемых на реализацию подпрограммы ежегодно.

Сводный список граждан – участников подпрограммы, сформированный Восточно – Сибирским ЛУ МВД России на транспорте размещен на стенде, расположенном в административном здании Восточно – Сибирского ЛУ МВД России на транспорте по адресу: г. Иркутск ул. Челнокова, 20.

В настоящее время для сотрудников МВД и ФСИН действует федеральная целевая программа «Жилище», рассчитанная на период 2015 — 2020 г.г.

В данной статье я расскажу про условия вступления в данную жилищную программу, на каких условиях можно получить и использовать жилищный сертификат, о судебной возможности отстаивания своих законных прав на жилье.

○ Что такое жилищный сертификат?

Впервые понятие «Жилищный сертификат» было введено по Указу Президента страны № 1182, который был издан 10.06.94 года:

«Жилищные сертификаты — особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника на:

  • Приобретение собственником квартиры (квартир) при условии приобретения пакета жилищных сертификатов в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением и условиями эмиссии.
  • Получение от эмитента по первому требованию индексированной номинальной стоимости жилищного сертификата».

Жилищный сертификат выдается на имя конкретного гражданина. Он подтверждает право приобретения жилье за счет использования государственных денежных средств. Вот несколько характерных черт данной ценной бумаги:

  • Выдается безвозмездно.
  • Использовать можно для покупки жилья и ИЖС.
  • Обналичивать деньги нельзя.
  • Сертификат не может быть предметом наследования.
  • Выдается конкретному гражданину.
  • Имеет строго определнный срок действия.
  • Возможность повторного получения сертификата исключена.

○ Условия вступления в программу обеспечения жильем

Для участия в госпрограмме улучшения жилищных условий, сотрудникам МВД и ФСИН необходимо иметь необходимый минимум выслуги в указанных структурах, а также предоставить следующий пакет официальных бумаг:

  • Письменное заявление, составленное по установленной форме.
  • Копию приказа о приеме/увольнении со службы.
  • Справку, с подтверждением необходимого стажа службы.
  • Копии документов, которые подтверждают личность заявителя и каждого из членов его семьи, включая несовершеннолетних и иждивенцев.
  • Копию брачного свидетельства.
  • Выписку из ЕГРН об отсутствии или наличии в собственности заявителя и членов семьи, проживающих вместе, жилья.
  • Копию договора о социальном найме жилого помещения.
  • Справку о месте постоянной регистрации.
  • Справку о состоянии лицевого счета.
  • Копии официальных документов, которые дают право заявителя получить государственную льготу в виде жилищного сертификата.

Указанные документы следует подавать в жилищные комиссии соответствующих ведомств для постановки на учет и очередь. При этом, соблюдается такие правила:

  • Все бумаги следует подать в первом полугодии.
  • Постановка на очередь будет осуществлена с 1 января уже в следующем году.

Каждый год из федерального бюджета на регионы выделяется необходимая сумма денежных средств для обеспечения жилищных сертификатом. На региональном уровне финансы распределяются на каждую категорию очередников.

✔ Сотрудникам МВД

Получение жилищного сертификата сотрудником МВД будет возможным, если он соответствует определенным требованиям:

  • Отслужить в своей системе десять и более лет.
  • Уволится со службы по состоянию здоровья или по достижению предельного возраста.
  • Не иметь в своей и членов семьи недвижимости на правах собственности или не пользоваться муниципальным жильем, площадь которого превышает 15 кв.м на одного члена семьи.

Кроме того, проживать:

  • В квартире, которая официально признана непригодной для дальнейшего проживания.
  • В квартире однокомнатной либо двухкомнатной в смежной комнате, одновременно еще с двумя семьями.
  • В комнате общежития или комнате коммунальной квартире.
  • С больными, которые имеют тяжёлую форму заболевания, опасную для здоровья окружающих.

Несмотря на то, что по общему правилу передача жилищного сертификата по наследству не предусмотрена, в случае гибели работника МВД при исполнении служебных обязанностей, воспользоваться правом на получение жилищного сертификата могут его ближайшие родственники.

Такой вариант возможен, если погибший сотрудник состоял на учете для улучшения жилищных условий. В этом случае, переоформить сертификат необходимо в течение календарного года. Следует иметь ввиду, что вдова погибшего может воспользоваться таким правом только до того времени, пока она не выйдет замуж вновь.

Бывает, что сертификат своевременно не был использован. Существует возможность его переоформления заново. При этом, потребуется подать заявление вновь, приложив подтверждающие документы о причинах, по которым он не был использован. Понадобится также справка из обслуживающего банка о том, что ранее открытый счет закрыт, средства по жилищному сертификату на него не перечислялись.

✔ Сотрудникам ФСИН

К данной категории граждан предъявляются те же требования, что и к сотрудникам МВД. Это:

  • Минимальный стаж выслуги в своем ведомстве от десяти лет.
  • Увольнение из структуры ФСИН по состоянию здоровья либо в связи орг-штатными мероприятиями.

Документы подаются в жилищную комиссию, которая создана при органах и учреждениях данного ведомства. Их прием осуществляется в период с 1 января до 1 июля, с формированием списка претендентов на жилищный сертификат до начала сентября.

На проверку документов отводится 10 дней. Плюс еще такой же срок для направления письменного уведомления заявителю о включении его в государственную программу или в отказе.

○ Возможные причины отказа

По результатам рассмотрения документов принимается одно из двух возможных решений:

  • Поставить на очередь, включив в государственную программу по улучшению жилищных условий.
  • Отказать в постановке на очередь.

В качестве причин отказа могут выступать следующие основания:

  • Включение недостоверной информации в содержание документов, поданных на рассмотрение жилищной комиссии соответствующего ведомства.
  • Заявитель не имеет законных оснований для включения в действующую государственную программу.
  • Заявитель ранее уже воспользовался жилищной субсидией, которая была предоставлена за счет средств государственного бюджета.

Если был подан неполный пакет документов – заявителю будет предоставлена возможность для оформления всех необходимых бумаг, после чего они будут внесены на рассмотрение жилищной комиссии.

○ Размеры субсидии жилищного сертификата

Размер государственной помощи, направленной на улучшение жилищных условий каждому получателю сертификата определяется индивидуально и зависит от региона проживания. Такой подход объясняется тем, что в каждой местности средний показатель стоимости одного квадратного метра жилья является разным. При этом, в отношении отдельных регионов страны применяются «повышенные» коэффициенты. Так, например, показатель:

  • 1,10 применяется к Калининградской области и регионам Западно-Сибирского бассейна.
  • 1.15 – к Свердловской и Восточно-Сибирскому региону.
  • 1.20 – к Москве и области, Санкт-Петербургу, Дальневосточному региону.
  • 1.00 – к остальным регионам России.

Для того, чтобы определить размер государственной помощи, обеспеченной жилищным сертификатом, применяется социальная норма жилья, исходя из следующих требований:

  • Для одинокого сотрудника МВД/ФСИН, площадь, размером 33 квадратных метра.
  • Для семьи из двух человек – 42 квадратных метра.
  • Для семьи из трех и более человек – по 18 квадратных метра на каждого члена семьи.

Сумма денежных средств рассчитывается на дату выдачи сертификата. В дальнейшем эта сумма перерасчету не подлежит. При этом, нормативная стоимость квадратного метра общей площади определяется Минрегионразвития РФ каждые полгода.

○ Что можно делать с сертификатом?

Использовать полученный сотрудником ФСИН/МВД сертификат можно в таких вариантах:

  • Направить на куплю-продажу жилья.
  • Использовать при ИЖС.
  • Направить на погашение договора ипотеки или другого займа, с помощью которого приобреталось жилье.

Для получения государственной субсидии, обеспеченной жилищным сертификатом, необходимо сделать следующие шаги:

  • Выбрать банк, участвующий в государственной программе улучшения жилищных условий и в течении двух месяцев открыть там счет для перечисления средств, выделенных под жилищный сертификат.
  • Подыскать в течении девяти месяцев вариант с покупкой жилья за счет государственных средств.
  • Заключить в установленном законом порядке договор купли-продажи жилья.
  • Все документы представить в банк для проверки и направления казначейской заявки на перечисление средств, гарантированных сертификатом.

Полученные средства направляются на оплату первоначального взноса или частичной оплаты стоимости жилья. Все зависит от суммы полученных средств и стоимости приобретаемого жилья.

Если жилье было приобретено ранее на условиях договора ипотеки, средства государственной помощи по жилищному сертификату можно направить на погашение основного долга по кредиту.

○ Судебная практика

Анализ судебных дел показывает, что судам приходится рассматривать две категории исков, которые связаны с получением государственной поддержки в виде жилищного сертификата. Это:

  1. Исковые заявления о признании права на получение государственного жилищного сертификата. Сюда входят требования:
  • Признать право на государственный жилищный сертификат и включение в список лиц, имеющих право получить указанный документ.
  • О понуждении государственного органа выдать жилищный сертификат.
  1. Исковые заявления о реализации государственного жилищного сертификата. Это:
  • Требования продлить срок действия государственного жилищного сертификата.
  • Требования заменить государственный жилищный сертификат на новый с новым сроком действия.

Характерным примером является дело по иску Чеснакова В.В., который проходил службу в органах внутренних дел Хабаровского края. Имея выслугу более 20 лет, семью из трех человек, он не был обеспечен жильем. В получении жилищного сертификата ему было отказано как администрацией города, так и МВД. Неоднозначные решения принимались различными судебными инстанциями. И только Президиум Хабаровского краевого суда расставил все точки и обязал:

  • Включить его в список очередников, которые имеют право приобрести жилье за счет государственных денежных средств с использованием жилищного сертификата.
  • Оформить и направить необходимые документы в адрес Министерства внутренних дел Российской Федерации для выделения ему жилищного сертификата.

Более подробно о деле и решении http://old.судебныерешения.рф/bsr/case/1097448

○ Советы юриста:

✔ Отработал в системе МВД более 10 лет, уволился по собственному желанию, могу ли я претендовать на сертификат или компенсацию?

Для получения жилищного сертификата сотрудник МВД должен отработать не менее 10 лет. Не зависимо от причины увольнения, по данному показателю вы имеете право на получение сертификата. Можете собрать необходимый пакет документов и подать их в жилищную комиссию МВД для включения в очередь. Выплата компенсации вместо сертификата не предусмотрена.

✔ Работаю в МВД более 15 лет, состою в программе по улучшению жилищных условий 5 лет, попал под сокращение – могу ли я получить жилплощадь?

Увольнение из органов МВД по сокращению не является основанием для исключения вас из государственной программы улучшения жилищных условий. Поэтому, вы имеете право воспользоваться жилищным сертификатом.

П-н А.Ю. обратился в суд с иском к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел России по Дальневосточному федеральному округу (далее УТ МВД России по ДВФО) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, восстановлении на учете очередников на получение единовременной социальной выплаты.

Заявленные требования обосновывал тем, что является сотрудником полиции, был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты в 2013 г. Решением жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по ДВФО от 28 июня 2017 г. он с семьей из 3 человек был снят с учета очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со ссылкой на ч.7 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ.

По мнению истца, решение комиссии является незаконным и необоснованным, поскольку заявитель с семьей в составе 3 человек был принят на учет правомерно, а оснований для снятия его семьи с учета комиссия не имела, поскольку истец намеренно не ухудшал жилищные условия, так как отказ в приватизации муниципальной квартиры не является ухудшением жилищных условий.

Указывая на данные обстоятельства, просил суд признать решение жилищно-бытовой комиссии от 28.06.2017 незаконным, возложить на ответчика обязанность восстановить его учете очередников на получение единовременной социальной выплаты.

Якутским городским судом Республики Саха (Якутия) 11 января 2018 года вынесено постановление, в удовлетворении иска отказать.

Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Ссылается на неправильное определение судом имеющих значение для дела обстоятельств, неправильное применение норм материального права.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее — единовременная социальная выплата).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона).

В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Аналогичные положения содержатся в ст. 53 ЖК РФ.

В силу пп. «д» п. 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223, к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.

На основании пп. «г» п. 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).

Судом установлено, что П-н А.Ю. проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 01 сентября 1998 г. по настоящее время. Стаж службы составлял на дачу подачи заявления 14 лет 02 месяцев 14 дней, дата подачи заявления 21.02.2013.

На основании заявления от 25 марта 2013 решением комиссии УТ МВД России по ДВФО истец с семьей в составе 3 человек поставлен на учет с 28.09.2012 на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением комиссии от 28 июня 2017 г. истец с семьей из 3 человек сняты с учета на основании ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ, ч.19 пункта «г» Правил в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Из материалов дела следует, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения от 30.05.2016 П-н А.Ю. с сыном П-м Д.А. вселены в жилое помещение, расположенное по адресу: г.Якутск, ул.Кузьмина, где зарегистрированы еще мать, отец и сестра П-а А.Ю.

На основании договора передачи помещения в собственность граждан от 22.07.2017 жилое помещение, расположенное по адресу: г.Якутск, ул.Кузьмина, передано в собственность П-а Ю.В. (отцу истца).

Установлено, что П-н А.Ю. отказался от приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: г.Якутск, ул.Кузьмина.

Указанное действие в силу прямого указания закона является намеренным ухудшением жилищных условий и влечет возможность принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий. Доказательств, свидетельствующих о вынужденном характере отказа от приватизации, в материалах дела не имеется и заявитель на них не ссылается.

Установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормативными актами, суд первой инстанции обоснованно указал, что заявитель ухудшил свои жилищные условия, отказавшись от приватизации, в связи, с чем решение комиссии УТ МВД России по ДВФО от 28.06.2017 о снятии истца и членов его семьи с учета является правомерным.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную в обоснование заявленных исковых требований, являлись предметом исследования суда первой инстанции, отражены в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, необходимость повторного приведения в апелляционном определении аналогичных мотивов отсутствует.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes