Железнодорожный график работы
Кристина!
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст.72 ТК РФ).
Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора (ст.72.1 ТК РФ).
Таким образом, если Ваша работа в определенную смену (ночная, дневная, неполная и т.п.) является существенным условием труд. Договора, то Ваше согласие обязательно.
Однако бывают случай, когда изменение определенных сторонами условий трудового договора происходит по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст.74 ТК РФ) (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины). В этом случае работодатель также обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ.
Таким образом, при несоблюдении работодателем указанного порядка такой перевод можно оспорить.
Во исполнение требований п. 42 приказа Минтранса России от 9 марта 2016 г. N 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов», в целях установления единого порядка организации предоставления локомотивным бригадам грузового движения второго отдыха за поездку в пунктах оборота:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации работы локомотивных бригад грузового движения Дирекции тяги с применением второго отдыха за поездку в пунктах оборота (далее — Положение).
2. Утвердить прилагаемый Перечень участков, на которых допускается предоставление локомотивной бригаде грузового движения Дирекции тяги второго отдыха за поездку (далее — Перечень).
3. Внесение изменений в настоящий Перечень участков для предоставления локомотивным бригадам второго отдыха за поездку производится вице-президентом — начальником Дирекции тяги по согласованию с руководителем Центральной дирекции управления движением, причастными департаментами и с учетом мотивированного мнения первичной профсоюзной организации ОАО «Российские железные дороги» РОСПРОФЖЕЛ.
4. Вице-президенту — начальнику Дирекции тяги Валинскому О.С. обеспечить внесение необходимых изменений в правила внутреннего трудового распорядка эксплуатационных локомотивных депо, в части организации работы локомотивных бригад грузового движения при предоставлении второго отдыха за поездку в пунктах оборота.
5. Вице-президенту — начальнику Дирекции тяги Валинскому О.С., начальнику Департамента по организации, оплате и мотивации труда Никитину В.Н. в установленном порядке внести изменения в Положение о возмещении расходов, связанных со служебными поездками работников филиалов ОАО «РЖД», постоянная работа которых осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава или имеет разъездной характер, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 31 октября 2011 г. N 2343р, предусматривающие предоставление компенсационных выплат работникам локомотивных бригад при предоставлении второго отдыха за поездку.
6. Начальникам региональных дирекций тяги и управления движением в установленном порядке организовать изучение в структурных подразделениях настоящего Положения и обеспечить его выполнение.
7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента — начальника Дирекции тяги Валинского О.С. и вице-президента — начальника Центральной дирекции управления движением Иванова П.А. (по кругу ведения).
Первый вице-президент ОАО «РЖД» |
А.А. Краснощек |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 05.06.2017 г. N 1076р
Содержание
- Положениеоб организации работы локомотивных бригад грузового движения Дирекции тяги с применением второго отдыха за поездку в пунктах оборота
- Термины, определения и сокращения
- Условия предоставления локомотивным бригадам второго отдыха за поездку в пунктах оборота
- Технология организации работы локомотивных бригад с применением второго отдыха за поездку в пунктах оборота
- Трудовой кодекс о сменном графике работы
- Виды сменных графиков
- Расчет сменного графика работы
- Оплата труда при сменном графике: нюансы
- Как рассчитать зарплату при сменной работе
- Праздничные зарплатные добавки сменникам
- Итоги
Положениеоб организации работы локомотивных бригад грузового движения Дирекции тяги с применением второго отдыха за поездку в пунктах оборота
1.1. Настоящее Положение разработано в целях установления единого порядка и определения условий работы при организации предоставления локомотивным бригадам грузового движения второго отдыха за поездку в пунктах оборота.
1.2. Настоящее Положение устанавливает основные требования по организации работы локомотивных бригад грузового движения с применением второго отдыха за поездку в пунктах оборота для определения возможности его применения к конкретному участку обращения локомотивных бригад.
1.3. Участки обращения локомотивных бригад, на которых допускается предоставление локомотивной бригаде второго отдыха за поездку, время непрерывной работы на участках обращения, время оборота локомотивных бригад, пункты отдыха в соответствии с настоящим Положением и Перечнем утверждаются приказом начальника региональной дирекции тяги с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации РОСПРОФЖЕЛ на соответствующей железной дороге.
1.4. Организация работы локомотивных бригад с предоставлением второго отдыха за поездку в пунктах оборота осуществляется только при работе с грузовыми поездами.
1.5. Не допускается предоставление второго отдыха при работе машиниста без помощника машиниста.
1.6. Причастными уполномоченными работниками принимаются меры о заблаговременном информировании работников локомотивной бригады о предстоящем предоставлении второго отдыха в поездке.
1.7. В случае предоставления первого отдыха более 100% отработанного времени предшествующей поездки, второй отдых не предоставлять.
Термины, определения и сокращения
В настоящем Положении используются следующие термины и сокращения с соответствующими определениями:
2.1. АСУТ-Т Автоматизированная система управления локомотивным комплексом;
2.2. ДНЦ Диспетчер поездной;
2.3. ДЦУП Дорожный центр управления перевозками;
2.4. ТНЦ Диспетчер локомотивный по району управления;
2.5. ЦУТР Центр управления тяговыми ресурсами;
2.6. ЦУП Центр управления перевозками.
Условия предоставления локомотивным бригадам второго отдыха за поездку в пунктах оборота
3.1. Предоставление второго отдыха за поездку работникам локомотивных бригад осуществляется только на участках, указанных в прилагаемом к настоящему Положению Перечне.
3.2. Предоставление локомотивной бригаде второго отдыха за поездку при наличии надлежащих условий для отдыха и приема пищи локомотивных бригад осуществляется при условиях:
а) распределения необходимого количества локомотивных бригад для обеспечения равномерного продвижения поездопотоков;
б) осложнения эксплуатационной обстановки на участке обслуживания, вследствие чего невозможен пропуск поезда по участку без превышения времени установленного режима работы или смены локомотивной бригады на промежуточных станциях.
3.3. Решение о направлении или не направлении локомотивной бригады на второй отдых за поездку, исходя из эксплуатационной обстановки, принимает локомотивный диспетчер.
3.4. При предоставлении второго отдыха за поездку в пункте оборота, перед началом отдыха, ТНЦ обязан информировать локомотивную бригаду о запланированном времени явки и номере поезда для следования в эксплуатационное локомотивное депо приписки после второго отдыха за поездку.
3.5. Продолжительность второго отдыха за поездку должна составлять не менее половины отработанного времени, но не менее четырех часов и не должна превышать 100% времени работы с момента явки локомотивных бригад в первом пункте оборота до сдачи локомотива в пункте оборота.
3.6. При нахождении в пункте оборота локомотивной бригады на втором отдыхе за поездку ТНЦ обязан обеспечить приоритет явки локомотивной бригады после второго отдыха в пункте оборота перед бригадами с первым отдыхом и бригадами, заступающими на явку после домашнего отдыха.
3.7. После второго отдыха за поездку локомотивная бригада следует с поездом только в направлении депо приписки. Пропуск локомотивной бригады с поездом после второго отдыха за поездку мимо станции депо приписки локомотивной бригады (на третий отдых) не допускается.
3.8. Запрещается предоставление второго отдыха за поездку в пунктах оборота, где уже был предоставлен первый отдых. Исключением являются случаи возвращения локомотивной бригады в пункт оборота, где был предоставлен первый отдых, после выполнения работы на участке «с оборотом».
Технология организации работы локомотивных бригад с применением второго отдыха за поездку в пунктах оборота
4.1. Решение о направлении локомотивной бригады на второй отдых за поездку в границах железной дороги принимает локомотивный диспетчер ДЦУП по согласованию с поездным диспетчером и дежурным по району управления, с последующим уведомлением дежурного по эксплуатационному локомотивному депо приписки локомотивной бригады.
Приказы на предоставление второго отдыха за поездку формируются ответственными работниками региональной дирекции управления движением по согласованию с дежурным региональной дирекции тяги, дежурным центра управления тяговыми ресурсами, дежурным центра управления перевозками, и регистрироваться в АСУТ-Т в «Книге учета приказов».
4.2. Решение о направлении локомотивных бригад на второй отдых за поездку, обслуживающих смежные участки двух железных дорог, принимает локомотивный диспетчер ЦУТР (ЦУП), с последующим уведомлением дежурного по депо приписки локомотивной бригады.
4.3. Решение о планировании пропуска локомотивной бригады на участок, установленный с применением второго отдыха за поездку, ТНЦ доводит до дежурного по депо, пункта оборота в котором бригада находится на отдыхе. Дежурный по депо при явке локомотивной бригады в пункте оборота после отдыха лично предупреждает работников бригады о предстоящем втором отдыхе за поездку.
4.4. При следовании локомотивной бригады по участку с поездом из пункта оборота, где был предоставлен первый отдых, в исключительных случаях (отказы технических средств, повреждение инфраструктуры, сбои в вариантном графике, неплановое предоставление «окон», аномальные погодные и природные явления, чрезвычайные ситуации и т.д.) допускается передача локомотивной бригаде информации о предстоящем втором отдыхе за поездку по диспетчерской радиосвязи. При этом ДНЦ обязан информировать локомотивную бригаду о планируемом времени прибытия в пункт оборота и времени последующего отправления с поездом после второго отдыха за поездку.
4.5. Отправление пассажиром локомотивной бригады из пункта оборота, где был предоставлен второй отдых за поездку, не допускается. Исключением являются случаи следования пассажиром на промежуточную станцию для приемки локомотива и дальнейшей работы с поездом, заболевание, длительный перерыв в движении поездов в случае непредвиденных обстоятельств, когда время отдыха превышает нормы.
4.6. При организации второго отдыха за поездку в пунктах оборота должны быть обеспечены условия для полноценного отдыха и круглосуточного горячего питания работников локомотивных бригад в домах отдыха или столовой.
4.7. Организация работы локомотивных бригад с предоставлением второго отдыха за поездку в пунктах оборота возлагается:
а) в границах железной дороги на диспетчера локомотивного района управления дирекции управления движением;
б) при работе локомотивных бригад способом накладных плеч в границах соседних железных дорог на диспетчера локомотивного ЦУТР (ЦУП) и сменного инженера Дирекции тяги ЦУТР (ЦУП).
4.8. Мониторинг организации работы локомотивных бригад с применением второго отдыха за поездку проводится:
а) в эксплуатационных локомотивных депо ежедневно, еженедельно — руководителем, заместителем руководителя по эксплуатации, начальником резерва локомотивных бригад;
б) в региональных дирекциях еженедельно руководителями и специалистами дирекций тяги и управления движением
4.9. По результатам мониторинга устанавливаются факты нерациональной организации работы локомотивных бригад с предоставлением второго отдыха за поездку в пунктах оборота с определением ответственности виновных:
а) за переотдых локомотивной бригады более рабочего времени предшествующей поездки;
б) за отправление локомотивной бригады пассажиром после предоставленного второго отдыха за поездку в пунктах оборота;
в) за смену локомотивной бригады на линии после предоставленного второго отдыха за поездку.
4.10. Ответственность за принятие мер по устранению нерациональной организации работы локомотивных бригад с предоставлением второго отдыха за поездку в пунктах оборота возлагается ежемесячно на начальников региональных дирекций управления движением и тяги, ЦУТР (ЦУП).
Основное положение.
На основании приказа № 7Ц от 05.03.2004 года, устанавливается положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов.
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов (далее – Положение), разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (часть I), ст. 3; 2002, № 30, ст. 3014; 2002, № 30, ст. 3033) (далее – Трудовой кодекс Российской Федерации) и статьей 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 169).
Положение распространяется на работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением поездов, осуществляющих свои трудовые обязанности в пути или пределах обслуживаемых участков инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее – инфраструктура), выполняющих работу по обслуживанию пассажиров, а также работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов. Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников с учетом специфики организации труда на железнодорожном транспорте.
В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность рабочей недели, работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы (смены), время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.
Графики сменности утверждаются работодателем (в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются физическим лицом, являющимся работодателем; установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами) с учётом мнения представительного органа работников.
В соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации график сменности должен быть объявлен работникам не позднее, чем за один месяц до введения его в действие.
В случаях, когда технологический процесс требует оперативного управления эксплуатационной работой, график сменности (без изменения его типа) может доводится до сведения не позднее, чем за три дня до начала его действия.
В соответствии со статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Квартальный, полугодовой и годовой учет рабочего времени допускается только при наличии утвержденного графика сменности, включающего режим работы и отдыха на весь квартал, полугодие и год соответственно.
Привлечение к сверхурочным работам работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, локомотивных бригад, связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров, в соответствии со статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации производится работодателем с учётом мнения представительного органа работников и письменного согласия работника.
Общее количество сверхурочных часов работы для каждого работника не должно превышать двадцати четырех часов в месяц и в соответствии со статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации 120 часов в год.
Продолжительность рабочего времени при сменной работе устанавливается работодателем с учётом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов.
Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 часов до 6 часов) не допускается.
Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов. Привлечение работника к работе, независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены), допускается в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия (снежных и песчаных заносов, обвалов, оползней, последствий ураганов, смерчей, бурь, ливневых дождей, наводнений и землетрясений) с письменного согласия работника.
Время начала и окончания работы.
Время начала работы — время явки работника к постоянному месту работы, время окончания работы — время освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей в часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка.
Начало и окончание работы могут назначаться вне постоянного пункта сбора (постоянного места работы), о чем работнику должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены). В этих случаях, время следования до назначенного места работы и обратно не считается рабочим временем.
Время приема и сдачи локомотивов, локомотивными бригадами, а также время на подготовку в рейс включается в рабочее время работников.
Начало работы (смены) локомотивных бригад, время явки к месту постоянной работы (депо, линейный пункт, резерв, пункт подмены локомотивных бригад, пункт оборота локомотивов) по графику, наряду или вызову, окончание работы (смены) — завершение оформления соответствующей технической документации после сдачи локомотива. В случае несостоявшейся поездки окончание работы (смены) — время освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей представителем администрации организации в порядке, определённом правилами внутреннего трудового распорядка.
Время начала работы по окончании отпуска или болезни работников с суммированным учетом рабочего времени, которым выходные дни предоставляются по графикам сменности, определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
На непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место, не дождавшись смены. Работодатель должен принять все зависящие от него меры для смены работника. При этом междусменный отдых вызываемого работника должен быть не менее 12 часов.
Особенности режима рабочего времени локомотивных бригад.
Работа локомотивных бригад организуется по именным графикам сменности или по безвызывной системе. Способы вызова устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
По каждому пункту явки локомотивных бригад работодателем с учётом мнения представительного органа работников, устанавливается предельно допустимое время нахождения локомотивных бригад на работе с момента явки, по истечении которого отправление их в поездку запрещается.
Время следования работников локомотивных бригад от места постоянной работы к пункту (железнодорожной станции), назначенному для приема локомотива (поезда), если они не приняты на эти пункты на постоянную работу, а также время возвращения к месту постоянной работы после сдачи локомотива (поезда), включается в их рабочее время и не включается в продолжительность непрерывной работы.
Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад пригородных поездов, как правило, не может превышать 10 часов. При работе с ночным отдыхом в пункте оборота локомотивных бригад суммарная продолжительность рабочего времени не должна превышать 12 часов, а непрерывной работы после отдыха — 6 часов.
Для локомотивных бригад запрещаются поездки более двух календарных дней подряд в период с 0 часов до 5 часов местного времени. Это требование не распространяется на локомотивные бригады, возвращающиеся из пункта оборота локомотивов или пункта подмены локомотивных бригад в качестве пассажиров.
Время отдыха.
Работникам локомотивных бригад выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются в различные дни недели равномерно в течение месяца путем добавления 24 часов к расчетному времени отдыха, положенному после очередной поездки в рабочей неделе. В соответствии со статьей 110 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не должна составлять менее 42 часов. Продолжительность ежедневного непрерывного отдыха не может сокращаться, если по расчёту она получается больше установленной. Дни еженедельного непрерывного отдыха указываются в графиках сменности (нарядах). Дни еженедельного отдыха работникам локомотивных бригад предоставляются только в основном пункте работы и объявляются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
Число дней еженедельного непрерывного отдыха должно быть равно числу воскресений (при шестидневной рабочей неделе) по календарю в течение учётного периода.
Предоставление, как исключение, дней еженедельного непрерывного отдыха в суммированном виде может допускаться:
— с согласия работников локомотивных бригад, обслуживающих грузовые и пассажирские поезда — за период не более, чем две рабочих недели. При этом продолжительность сдвоенного выходного дня определяется путем добавления 24 часов к выходному дню.
Работникам локомотивных бригад после каждой поездки в оба конца в основном пункте работы (основное депо, пункт подмены локомотивных бригад по месту жительства членов бригады) предоставляется междусменный отдых. Допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха в основном пункте работы, но не более, чем на четверть от полагающегося по расчету, с соответствующим увеличением междусменного отдыха после последующих поездок в учетном периоде. После двух ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращённого междусменного отдыха. Междусменный отдых менее 16 часов (для бригад пригородных поездов – 12 часов) не допускается.
С учётом мнения представительного органа работников при сменном графике работы допускается предоставление междусменного отдыха в основном пункте постоянной работы работникам локомотивных бригад продолжительностью не менее 12 часов.
При обслуживании пригородных поездов с продолжительностью работы работников локомотивных бригад до конечного пункта следования до четырех часов предоставляется междусменный отдых в основном пункте работы в соответствии с графиком сменности.
При многократном обороте пригородного поезда в течение смены работникам локомотивных бригад может предоставляться перерыв для отдыха и питания в пункте оборота или на конечной железнодорожной станции следования поезда, а также в основном пункте работы (рассматриваемом как пункт оборота). Перерыв для отдыха и питания может составлять менее половины времени предшествующей работы, но не менее одного часа. Время нахождения работников локомотивных бригад в пункте оборота (подмены) локомотивных бригад или в основном пункте работы локомотивных бригад до одного часа включается в рабочее время.
Работникам локомотивных бригад предоставляется отдых в пункте оборота (подмены), когда время непрерывной поездки (в оба конца) превышает установленную продолжительность непрерывной работы. Продолжительность отдыха (не более одного за поездку) должна составлять не менее половины отработанного времени, но не менее трех часов и не должна превышать времени работы с момента явки в основной пункт работы локомотивных бригад до сдачи локомотива в пункте оборота (подмены).
Минимальная продолжительность отдыха в пунктах оборота (подмены) может увеличиваться работодателем с учётом мнения представительного органа работников.
Если продолжительность междусменного отдыха локомотивных бригад, превысила нормальную продолжительность, то допускается соответствующее уменьшение времени междусменного отдыха после следующих поездок в данном учетном периоде, но не более, чем на четверть нормальной продолжительности.
Особый режим времени отдыха устанавливается в порядке, определенном правилами внутреннего трудового распорядка.
Трудовой кодекс о сменном графике работы
Если компании работает по сменному графику, работодателю необходимо учитывать нюансы, предусмотренные трудовым законодательством.
Сменную работу ТК РФ (ст. 103) разрешает применять:
- если продолжительность производственного процесса выше допустимой длительности ежедневной работы;
- для эффективного использования оборудования, увеличения объема продукции (работ, услуг).
Обычно внутрифирменными локальными актами и трудовыми договорами устанавливается продолжительность рабочей смены работников и порядок их чередования с междусменными промежутками для отдыха.
Составить трудовой договор с условием о сменном графике работы вам поможет Готовое решение с подробными разъяснениями и примерами формулировок от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Разобраться с нюансами составления других документов, определяющих режим труда и отдыха работников, помогут материалы нашего сайта:
- «Правила внутреннего трудового распорядка — образец 2020»;
- «Унифицированная форма № ТД-1 — Трудовой договор».
Для правильной организации сменной работы составляются графики сменности с соблюдением следующих условий:
- график может предусматривать работу в несколько смен (2, 3 или более);
- работа в течение 2 смен подряд запрещается;
- при составлении графика работодателю придется учесть мнение профсоюзного органа (если он есть в компании);
- необходимо ознакомить работников с графиком сменности не менее чем за 1 месяц до введения его в действие.
Виды сменных графиков
В зависимости от технологии работы компании для разных должностей могут устанавливаться графики сменности с разной продолжительностью и сочетанием рабочих отрезков времени с периодами отдыха.
К примеру, для работников такой специфичной сферы, как железнодорожный транспорт, могут разрабатываться графики со следующими параметрами:
- дневная и ночная смена, отдых после ночной работы и выходной день, сменяющийся новой рабочей сменой;
- 2 рабочих дня продолжительностью по 11 часов каждый (без работы в ночное время) чередуются с двумя днями отдыха, следующими подряд;
- рабочие смены сочетаются с отдыхом в следующей комбинации: рабочие сутки через трое суток отдыха.
Первая форма сменной работы характерна для операторов, дежурных по станции, осмотрщиков-ремонтников вагонов, слесарей по ремонту подвижного состава и других работников, обеспечивающих круглосуточный прием, пропуск и обработку подвижного состава.
Специфика деятельности работников второй группы не требует круглосуточного присутствия на рабочих местах, однако не допускает каких-либо перерывов в дневных рабочих сменах. К числу таких работников можно отнести диспетчеров по учету вагонов, требующих отцепочного ремонта, и иные подобные должности.
Работа в режиме «сутки через трое» характерна для службы охраны помещений и территории. Как рассчитать сменный график для данной категории работников, рассмотрим далее.
Расчет сменного графика работы
Чтобы рассчитать график рабочего времени для сменной работы «сутки через трое», необходимо:
- установить суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ);
- раздельно отражать в графике работу в дневное и ночное время;
- учесть законодательно установленную длительность перерывов для отдыха и приема пищи (не более 2 часов и не менее получаса, ст. 108 ТК РФ);
- персонифицировать учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником (ст. 91 ТК РФ).
С документами, используемыми при учете фактически отработанного времени, знакомьтесь с помощью материалов нашего сайта:
- «Унифицированная форма № Т-12 — бланк и образец»;
- «Унифицированная форма № Т-13 — бланк и образец».
Важно! При оформлении графика рабочего времени необходимо учитывать законодательно установленное условие о 42 часах еженедельного непрерывного отдыха (ст. 110 ТК РФ).
Результаты расчета параметров сменного графика и его результаты обычно оформляются в табличной форме и вывешиваются на всеобщее обозрение.
Работник должен узнать о параметрах сменного графика не менее чем за 1 месяц до его введения в действие. Обязанность по такому ознакомлению лежит на работодателе (ст. 103 ТК РФ).
Какие есть нюансы предоставления ежегодных отпусков работникам со сменым графиком, узнайте из КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Оплата труда при сменном графике: нюансы
Расчет заработной платы при сменной работе имеет свои особенности по сравнению с аналогичными расчетами в режиме 5-дневной рабочей недели с выходными днями в ее конце.
При сменном графике привычные для всех выходные дни (суббота и воскресенье) могут по графику быть рабочими, а отдых сменного работника будет приходиться на период трудовых будней.
Расчет заработной платы сменного работника специфичен тем, что количество рабочих часов по графику может отличаться от нормы в сторону увеличения (плановая сверхурочная работа) либо образовывать плановую недоработку.
Важно! При применении суммированного учета рабочего времени годовое количество сверхурочных часов не может превышать 120 (ст. 99 ТК РФ).
Чтобы избежать ошибок в зарплатных расчетах при сменной работе, необходимо по окончании установленного компанией учетного периода проводить процедуру сверки следующих показателей:
- фактически отработанных работником по графику часов;
- количества рабочих часов за учетный период по норме.
Если при сравнении первый показатель превысит второй, необходимо рассчитать и оплатить переработку.
Важно! В соответствии с п. 5.5 постановления от 30.05.1985 Госкомтруда СССР № 162, ВЦСПС № 12-55 переработка подлежит оплате в полуторном (первые 2 часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода) и двойном размере (последующие часы работы).
Подобный подход при оплате сверхурочных подтвержден Верховным судом РФ (разд. 5 обзора, утвержденного президиумом ВС РФ 26.02.2014).
Пример расчета зарплаты сменного работника при наличии переработки рассмотрим в следующем разделе.
Как рассчитать зарплату при сменной работе
Рассмотрим пример.
Оперативному диспетчеру установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 месяц. Работа осуществляется по графику 2/2 (2 рабочих дня по 11 часов через 2 выходных).
По графику за месяц диспетчер отработал 165 часов при норме 160 часов. Бухгалтер произвел следующий расчет (часовая тарифная ставка диспетчера — 260 руб.):
При таком же подходе можно произвести расчет по-другому:
На конечный результат выбор способа расчета не влияет.
Праздничные зарплатные добавки сменникам
В отношении оплаты праздников, выпавших на рабочие смены, действует общий порядок, установленный трудовым законодательством.
Важно! В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. Праздничные нерабочие дни перечислены в ст. 112 ТК РФ.
Следуя законодательно определенной минимальной планке праздничных доплат, работодатель вправе установить свой размер таких доплат. Их максимальная граница законом не регулируется. Порядок оплаты праздничных дней, как и все остальные важные нюансы зарплатных расчетов, необходимо отразить во внутреннем локальном акте компании (коллективном договоре, положении об оплате труда и др.).
При расчете зарплаты сменного работника, при условии что в расчетном месяце его рабочие смены совпали с праздничными нерабочими днями, необходимо учесть следующее:
- если работник заступил на смену в 8:00 праздничного дня и его смена длится 11 рабочих часов, все фактически отработанные часы подлежат праздничной доплате в полном объеме;
- если часть рабочей смены приходится на ночной период (к примеру, с 20:00 праздничного дня до утра следующего дня), расчет праздничной доплаты необходимо производить только до 24 часов праздничного дня (в данном случае за 4 часа) — с 20:00 до 24:00 праздничного дня.
Итоги
Сменный труд относится к работе в условиях гибкого рабочего времени. Трудовым законодательством регламентируются особенности его организации, учета и оплаты.
Работодателю необходимо правильно рассчитать продолжительность рабочих смен и перерывов на отдых, оформить сменный график, своевременно ознакомить с ним работников, производить учет фактически отработанного работниками времени, а затем грамотно начислять заработную плату с учетом особенностей сменной работы.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.