Железнодорожные пути необщего пользования
1. Железнодорожные пути необщего пользования должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать всем строительным и иным нормам. Владелец путей должен за свой счет обеспечивать содержание, а также осуществлять совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории и очистку путей от мусора и снега.
2. Строительство и реконструкция железнодорожных путей необщего пользования и все работы, сопряженные с деятельностью путей, осуществляются в порядке, установленном министерством, по согласованию с владельцем инфраструктуры и органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Строительство новых железнодорожных путей необщего пользования осуществляется по согласованию с исполнительной властью субъекта РФ, на территории которого будут находиться такие пути.
3. Примыкание к железнодорожным путям необщего пользования строящихся, новых или восстановленных путей осуществляется в порядке, определенном правительством РФ.
4. Открытие для постоянной эксплуатации нового пути необщего пользования осуществляется после принятия пути в эксплуатацию комиссией в составе представителя органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владельца железнодорожного пути необщего пользования и владельца инфраструктуры, к которой примыкает путь.
5. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в установленном порядке имеет право проверять техническое состояние железнодорожного пути необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также соблюдение требований безопасности. При обнаружении на железнодорожном пути необщего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения, уполномоченный составляет акт. На основании этого акта соответствующее должностное лицо владельца инфраструктуры запрещает подачу подвижного состава. Ответственность за несоблюдение требований несет виновная сторона.
-
Основные требования к подвижному составу и контейнерам
Подвижной состав и контейнеры должны соответствовать всем требованиям и нормам. В некоторых случаях подвижной состав должен быть сертифицирован. После проведения капитального ремонта вагонов проверяется масса их тары. Порядок подачи железнодорожного состава с железнодорожных путей необщего пользования и железнодорожных путей общего пользования устанавливается органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Организация движения поездов осуществляется на основании сводного графика движения поездов. График утверждается в порядке, установленном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании предложенных владельцам инфраструктур графиков движения, в пределах инфраструктур. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, перевозчики, пассажиры, грузоотправители, грузополучатели вправе вносить предложения о совершенствовании графиков движения поездов. Владелец инфраструктуры обязан в течение 30 дней с момента получения предложения рассмотреть его и направить заявителю ответ о принятии решения. Заявитель вправе обжаловать решение владельца инфраструктуры в федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте общего пользования в пределах инфраструктуры осуществляется владельцем инфраструктуры или доверенным лицом, которое должно соответствовать всем установленным требованиям. Органы государственной власти не вправе вмешиваться в организацию управления перевозочным процессом, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Регулирование отношений, возникающих при взаимодействии железнодорожного транспорта и иных видов транспорта, осуществляется на основании Устава, законов, иных нормативно-правовых актов, а также договоров и соглашений.
Подъездные пути — железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных грузоотправителей и грузополучателей. Железнодорожные подъездные пути имеют три категории: I — при обращении по подъездным путям маршрутных поездов; II -остальные подъездные пути с поездным характером движения; III — подъездные пути с маневровым характером движения. Примыкание подъездных путей к путям общего пользования разрешается МПС России или по его поручению начальником соответствующей железной дороги по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Подъездные пути могут принадлежать организациям, физическим лицам (владельцам подъездных путей) или железным дорогам. Принадлежность подъездных путей определяет обязанности владельцев по их техническому содержанию и текущему ремонту.
Подъездные пути могут быть открыты для постоянной или временной эксплуатации. На каждый подъездной путь, открытый для постоянной эксплуатации, владельцем совместно с железной дорогой составляется инструкция о порядке его обслуживания и организации движения. Подъездной путь должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи искусственных сооружений. Для временной эксплуатации подъездные пути могут быть открыты по договоренности между железной дорогой и строительной организацией, юридическим либо физическим лицом, для которого строится подъездной путь. Подача вагонов на подъездные пути в период их строительства допускается на условиях временного соглашения, которое заключается железной дорогой со строительной организацией или организацией, для которой строится подъездной путь. Временное соглашение заключается сроком на 1 год.
Отношения между железной дорогой и владельцами, пользователями, контрагентами подъездных путей регулируются договорами. Контрагент — грузоотправитель или грузополучатель, который в пределах подъездного пути, принадлежащего другому грузоотправителю или грузополучателю, имеет свои склады либо примыкающие к указанному железнодорожному пути подъездные пути. Пользователь — организация или физические лица, использующие подъездные пути, принадлежащие железной дороге.
Договоры, связанные с обслуживанием подъездных путей об эксплуатации подъездного пути и подаче и уборке вагонов, заключаются сроком на 5 лет. Договор об эксплуатации подъездного пути заключается между железной дорогой и владельцем подъездного пути. Согласно этому договору, обслуживание подъездного пути (перемещение по нему вагонов, расстановка по местам погрузки—выгрузки и др.) может производиться локомотивом владельца подъездного пути с подачей вагонов на выставочный путь (путь, где производятся прием и сдача вагонов на подъездной путь) железнодорожной станции примыкания локомотивом железной дороги. Договор об эксплуатации подъездного пути со специализированной транспортной организацией (организацией межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта -ОПЖТ), являющейся владельцем подъездного пути и выполняющей транспортное обслуживание контрагентов своими локомотивами по отдельному договору между ними, заключается железной дорогой при наличии у такой организации доверенности от контрагентов на получение в их адрес вагонов и выполнение транспортно-экспедиционных операций. ОПЖТ осуществляют прием и сдачу вагонов на выставочных путях станций примыкания и грузовых фронтах контрагентов; перевозку грузов и перемещение вагонов от выставочных путей до фронтов погрузки-выгрузки и обратно; расстановку вагонов по местам погрузки-выгрузки; информационное обслуживание контрагентов и другие транспортно-экспеди-ционные операции.
Взаимоотношения с морскими и речными портами, кроме перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, регулируются договорами об эксплуатации подъездного пути или договорами о подаче и уборке вагонов. Договор о подаче и уборке вагонов заключается железной дорогой с грузоотправителями, грузополучателями, имеющими склады и погрузочно-разгрузочные площадки на подъездных путях, принадлежащих железной дороге (пользователи подъездного пути), а также с контрагентами, обслуживаемыми локомотивом железной дороги.
Договор аренды заключается между железной дорогой и организацией (физическим лицом) по передаче в аренду путей общего пользования, которые затем по условиям их обслуживания приравниваются к подъездным путям. На основании договора аренды заключается договор о подаче и уборке вагонов. Текущее техническое содержание пути общего пользования, сданного в аренду, производится силами и средствами железной дороги за счет арендатора. Подъездные пути, не принадлежащие железным дорогам, могут передаваться в соответствии с договором железным дорогам, в том числе для технического обслуживания. Железная дорога может с согласия владельца или пользователя за плату использовать подъездной путь, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов. По соглашению между железной дорогой и владельцем подъездного пути, обслуживаемого собственным локомотивом, может разрабатываться единый технологический процесс (ЕТП) работы подъездного пути и станции примыкания. ЕТП содержит: техническую и эксплуатационную характеристику путей, средств механизации, устройств и сооружений на подъездном пути и станции примыкания; размеры грузовых и вагонных потоков, рассчитанные исходя из фактически выполненных за прошедший год и плановых на предстоящий год с учетом их максимальных значений; порядок организации маневровой работы и расчет времени на выполнение технологических операций; порядок совместного использования технических средств подъездного пути и соответствующих средств станции примыкания; порядок обработки поездов на станции примыкания и подъездном пути, подачи и уборки вагонов, а также приема и сдачи вагонов в техническом и коммерческом отношении; графики обработки вагонов, передаточных и других поездов; графики технологических перевозок; суточный план-график работы станции и подъездного пути; технологическое время на выполнение грузовых операций; расчет сроков оборота (времени нахождения) вагонов на подъездном пути; порядок оперативного планирования, руководства и организации грузовой и коммерческой работы на станции и подъездном пути. Порядок разработки, корректировки, утверждения ЕТП, а также оформления разногласий устанавливается по согласованию между железной дорогой и организацией-владельцем подъездного пути. ЕТП может составляться вновь или корректироваться в случаях изменения технологии основного производства или истечения срока договора об эксплуатации подъездного пути.
Подача вагонов на подъездные пути и их уборка с подъездных путей производятся по уведомлениям, через установленные интервалы времени или по расписанию. Порядок подачи вагонов устанавливается в договорах об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или подаче и уборке вагонов. О времени подачи вагонов станция уведомляет владельца или пользователя подъездного пути не позднее, чем за 2 часа до подачи. Порядок и сроки передачи указанных уведомлений предусматриваются в договорах. Интервал подачи (интервал времени, через который осуществляется подача и уборка вагонов) зависит от технологии основного производства, технической оснащенности и технологии работы подъездного пути и станции примыкания. На интервал подачи влияет время, необходимое на выполнение приемо-сдаточных операций, подачу (уборку) вагонов на железнодорожный подъездной путь, операции по погрузке, выгрузке и перестановке вагонов. Расписание подачи и уборки вагонов с учетом графика движения поездов, технологии работы подъездного пути и станции примыкания составляют начальник станции и владелец подъездного пути. Расписание может пересматриваться при изменении графика движения поездов. Уведомление о времени подачи вагонов не требуется, если договор предусматривает подачу вагонов по расписанию или интервалам или если погрузка производится в вагоны, освобождающиеся из-под выгрузки на этом подъездном пути (сдвоенные операции). Сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и выставочных путей устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и подъездного пути. В случае уборки вагонов по уведомлению, а также при неготовности вагонов к уборке по расписанию или через установленные интервалы владелец или пользователь подъездного пути предварительно сообщает железной дороге о времени их готовности. При уборке вагонов по уведомлению срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления, при уборке по расписанию или через установленные интервалы срок предусмотрен расписанием или интервалом.
Время нахождения вагонов на подъездных путях учитывается номерным способом с составлением ведомостей подачи и уборки вагонов. На основании ведомостей производятся расчеты за подачу и уборку вагонов, маневровую работу локомотива железной дороги и платы за пользование вагонами. При обслуживании подъездного пути локомотивом железной дороги время нахождения вагонов на подъездном пути исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов до момента получения станцией от грузоотправителей (грузополучателей) уведомления о готовности вагонов к уборке; при обслуживании подъездного пути собственным локомотивом — с момента передачи грузоотправителям (грузополучателям) вагонов на выставочных путях до момента их возвращения на выставочные пути. Время нахождения вагонов на подъездном пути исчисляется: при подаче по уведомлениям — не ранее срока, указанного в уведомлении; по расписанию — не ранее срока, предусмотренного расписанием; по интервалам — не ранее истечения интервала времени после предыдущей подачи. При подаче железной дорогой вагонов без уведомления время их нахождения на подъездном пути исчисляется по истечении двух часов после фактической подачи.
Владельцы, пользователи или контрагенты подъездного пути вносят железным дорогам почасовую плату за время нахождения у них вагонов и за время ожидания их подачи или приема по зависящим от них причинам (плата за пользование вагонами). Ставки платы за пользование вагонами устанавливают дифференцированно в зависимости от условий подачи вагонов на подъездной путь, уборки вагонов с подъездного пути, вагонооборота и типа вагонов.
Глава IV. Железнодорожные пути необщего пользования
Статья 55. Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Статья 56. Подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.
Статья 57. При направлении грузов в порты в непрямом смешанном сообщении грузоотправители в перевозочных документах указывают наименования порта и грузополучателя.
Отношения по поводу эксплуатации железнодорожных путей в порту, подачи и уборки вагонов регулируются соответствующими договорами, заключаемыми перевозчиком и портом.
Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей в портах осуществляются локомотивом, принадлежащим порту на праве собственности или на ином праве, с передачей вагонов, контейнеров порту на железнодорожных выставочных путях (железнодорожных путях, на которых выполняются технологические операции, связанные с передачей вагонов, контейнеров) в соответствии с договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, договорами на подачу и уборку вагонов.
Статья 58. Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В случаях, если по прибытии составов или групп вагонов (груженых или порожних) грузоотправители, грузополучатели или обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования выполняют своими средствами технологические операции, которые являются обязанностью перевозчика, время на выполнение этих операций не включается в оплачиваемое время пользования вагонами. Продолжительность этих операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов.
Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на не принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.
Если подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, осуществляются локомотивом, принадлежащим владельцу другого железнодорожного пути необщего пользования или иному лицу, с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) и указанных владельца железнодорожных путей необщего пользования или иного лица перевозчиком взимается плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статья 59. Охрана на железнодорожных путях необщего пользования груженых вагонов и находящихся в них грузов, а также порожних вагонов обеспечивается принявшей стороной и за ее счет.
Статья 60. Отношения между контрагентом (контрагент — грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
При обслуживании контрагента локомотивами, принадлежащими владельцу железнодорожного пути необщего пользования, внесение перевозчику платы за пользование вагонами, контейнерами за время их нахождения у контрагентов осуществляется владельцем железнодорожного пути необщего пользования, если иное не установлено договором между перевозчиком, владельцем железнодорожного пути необщего пользования и контрагентом.
Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Статья 61. Учет времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется номерным способом (номерной способ — учет времени нахождения вагона, контейнера по их номерам).
Статья 62. Вносимая в соответствии со статьей 39 настоящего Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.
Владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату.
Порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
В случае обслуживания грузоотправителей, грузополучателей локомотивами, принадлежащими владельцам железнодорожных путей необщего пользования, операции по передаче вагонов выполняются между перевозчиками и владельцами железнодорожных путей необщего пользования. Владельцы железнодорожных путей необщего пользования вступают в эти отношения на основании полномочий, переданных им грузоотправителями, грузополучателями в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При получении полномочий владелец железнодорожного пути необщего пользования обязан предоставить перевозчику доверенность, выданную грузоотправителем, грузополучателем.
Грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели без разрешения владельцев не вправе использовать вагоны, контейнеры для перевозок грузов. За несоблюдение указанных требований виновная сторона несет ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
Статья 63. Подача, уборка вагонов для контрагента, иных грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя) осуществляются за их счет на условиях договора.
Подача, уборка вагонов локомотивом, принадлежащим перевозчику или владельцу железнодорожных путей необщего пользования, на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования осуществляются с согласия владельца этих путей на условиях договоров, заключенных в соответствии с настоящим Уставом. Владелец железнодорожных путей необщего пользования вправе отказать в осуществлении подачи, уборки вагонов на принадлежащих ему железнодорожных путях в случае обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей.
Владелец инфраструктуры и перевозчик для выполнения маневровых работ и (или) временного размещения вагонов могут использовать:
по договору с владельцем железнодорожного пути необщего пользования за плату принадлежащий этому владельцу железнодорожный путь необщего пользования;
по согласованию с грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем) расположенный на их территории и принадлежащий владельцу инфраструктуры железнодорожный путь необщего пользования.
При использовании железнодорожного пути необщего пользования для выполнения маневровых работ и (или) временного размещения вагонов без указанного согласования владелец инфраструктуры и перевозчик несут ответственность в размере, равном установленному статьей 99 настоящего Устава размеру ответственности за использование вагонов без согласия владельцев.
Статья 64. Взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются не более чем на пять лет.
При перезаключении договоров до разрешения спорных вопросов все отношения регулируются ранее заключенными договорами при наличии соответствующего соглашения сторон о продлении срока действия ранее заключенных договоров.
Договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов предусматривается порядок изменения условий этих договоров до истечения срока их действия в случае изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных путей необщего пользования.
В случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителя, грузополучателя, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем владельцу инфраструктуры, заключается новый договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов.
Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.
При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
ТЕЛЕГРАММА
от 18 июня 2007 года N СК-6600
Разъяснения о разработке, согласовании и утверждении
Инструкции о порядке обслуживания
и организации движения на железнодорожном
пути необщего пользования
В связи с поступающими от железных дорог запросами, связанными с разработкой, согласованием и утверждением Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, разъясняется.
1. В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и подпунктом 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее — Инструкция).
2. В случае, когда железнодорожные пути необщего пользования не принадлежат владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, Инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им после согласования в отделении железной дороги, а при отсутствии отделения в составе железной дороги — в управлении железной дороги — филиала ОАО «РЖД».
Согласование Инструкции в отделении железной дороги осуществляется начальником отделения железной дороги после согласования ее начальником станции, ревизором движения отдела перевозок, начальником дистанции пути, начальником отдела перевозок, начальником отдела пути, начальником отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, главным ревизором по безопасности движения отделения железной дороги.
Согласование Инструкции в управлении железной дороги (при отсутствии отделения дороги) осуществляется первым заместителем начальника железной дороги после согласования ее начальником станции, ревизором движения службы перевозок, начальником службы перевозок, начальником службы пути, начальником службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, главным ревизором по безопасности движения управления железной дороги.
3. В случае, когда железнодорожные пути необщего пользования принадлежат владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, за исключением железнодорожных путей необщего пользования, переданных в ведение структурных подразделений, входящих в состав железной дороги, а также функциональных филиалов ОАО «РЖД», Инструкция разрабатывается отделом перевозок отделения железной дороги. Данная Инструкция согласовывается начальником станции, начальником дистанции пути, начальником отдела пути, начальником отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, главным ревизором по безопасности движения отделения железной дороги, пользователем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается начальником отделения железной дороги.
При отсутствии отделений в составе железной дороги Инструкция разрабатывается службой перевозок, согласовывается начальником станции начальником службы пути, начальником службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, главным ревизором по безопасности движения управления железной дороги, пользователем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается первым заместителем начальника железной дороги.
При необходимости допускается привлекать к согласованию Инструкции специалистов других причастных отделов отделения дороги и служб.
4. В случае, когда железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, переданы в ведение других служб: структурным подразделениям, входящим в состав железной дороги, а также функциональным филиалам ОАО «РЖД», порядок разработки, согласования Инструкции определяются начальником отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги — начальником железной дороги.
5. При изменении владельца железнодорожного пути необщего пользования разрабатывается новая Инструкция порядком, указанным в пунктах 2, 3, 4 настоящего разъяснения.
4*. При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования, технологии его работы в действующую Инструкцию вносятся соответствующие изменения и дополнения, которые утверждаются и согласовываются порядком, изложенным в пунктах 2, 3, 4 настоящего разъяснения.
__________________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
5. Разработка аналогичной Инструкции для мест общего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе контейнерных площадок, не требуется. Порядок их обслуживания устанавливается в ТРА станции.
Доведите данное разъяснение до сведения всех владельцев железнодорожных путей необщего пользования и установите контроль за соблюдением установленного порядка разработки, согласования и внесения соответствующих изменений в Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
Действие телеграмм от 3 мая 2004 года N ФС-4031 и от 19 июня 2006 года N СК-5192 отменяется.
Вице-президент ОАО «РЖД»
С.Козырев
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ,
N 16, 2007 год
В журнале «Закон» № 8 за 2017 г. представлен мой комментарий к определению ВС РФ от 26.04.2017 № 306-ЭС16-18379 под названием «Сервитут на железнодорожный путь – фантазия или реальность?» (https://zakon.ru/publication/igzakon/7168). Здесь я хотела бы кратко осветить проблемы, которые изложены в указанном комментарии.
I. Анализируемое дело касается спора между двумя индивидуальными предпринимателями, чье недвижимое имущество расположено по соседству.
Так, ИП № 1 обратился к ИП № 2 с иском об установлении сервитута на служащий земельный участок для прохода и проезда к зданию склада, расположенному на господствующем земельном участке.
Решением АС Волгоградской области от 30.09.2015 по делу № А12-10373/2015 исковые требования удовлетворены, постановлением Двенадцатого ААС от 05.07.2016 по делу № А12-10373/2015 указанное решение оставлено без изменения. При этом суды исходили из следующего:
— истец доказал наличие оснований, при которых согласно ст. 274 ГК РФ может быть установлен сервитут, а именно то, что сервитут является способом обеспечения основных потребностей истца как собственника господствующей недвижимости в проходе и проезде к ней; проход и проезд к господствующей недвижимости возможен только при установлении сервитута на служащий земельный участок;
— на служащем земельном участке расположен железнодорожный путь, что не препятствует установлению сервитута; в соответствии с представленными в суды сведениями железнодорожный путь не функционирует; в случае удовлетворения иска предполагается соблюдение истцом правовых норм, регулирующих проезд железнодорожного переезда.
Постановлением АС Поволжского округа от 06.10.2016 № Ф06-13104/2016 по делу № А12-10373/2015 акты нижестоящих судов отменены, в удовлетворении исковых требований отказано. При этом суд отметил следующее:
— на служащем земельном участке расположен железнодорожный путь, прошедший государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права; сервитут может устанавливаться в отношении здания, сооружения и другого недвижимого имущества, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком, в том числе в отношении железнодорожного пути необщего пользования, эксплуатируемого для проезда от путей общего пользования к месту погрузки (выгрузки) продукции;
— железнодорожный путь принадлежит ИП № 2, у ИП № 1 отсутствует намерение в установлении сервитута в отношении железнодорожного пути, им заявляются требования об установлении сервитута только в отношении служащего земельного участка, по которому проходят эти пути;
— при установлении сервитута на служащий земельный участок, по всей длине которого проходит железнодорожный путь, истец фактически получает этот путь во владение, что не соответствует правовой природе сервитута, а также лишает ответчика правомочия пользования железнодорожным путем и служащим земельным участком по своему усмотрению в соответствии с видом разрешенного использования;
— нужно принять во внимание конфигурацию служащего земельного участка, а именно то, что данный участок сформирован таким образом, чтобы обеспечить доступ владельца железнодорожного пути к объектам недвижимости, находящимся на значительном отдалении от начала железнодорожного пути, объединить их в единое землепользование.
Определением ВС РФ от 26.04.2017 № 306-ЭС16-18379 все три указанных судебных акта были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в АС Волгоградской области. При этом ВС РФ руководствовался тем, что:
— установив сервитут в отношении служащего земельного участка, суд не рассмотрел возможность установления сервитута, в том числе в отношении железнодорожного пути, расположенного на этом участке;
— доказательства того, что (а) железнодорожный путь используется ответчиком в предпринимательских целях, (б) созданы технические условия для его эксплуатации, отвечающие требованиям безопасности движения, и (в) ответчик лишен в результате установления сервитута возможности использовать железнодорожный путь по назначению, в материалы дела не представлены;
— судами не рассматривался вопрос о необходимости привлечения к участию в деле других смежных землепользователей для определения оптимальных условий установления сервитута, исходя из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды, не создавало существенных неудобств для собственника служащего земельного участка.
II. На первый взгляд можно заключить, что ИП № 1 заинтересован в использовании служащего земельного участка для прохода и проезда на автомобильном транспорте к господствующему земельному участку и складу на нем. Однако ряд обстоятельств наводит на размышления о том, не был ли ИП № 1 заинтересован в использовании в том числе и железнодорожного пути необщего пользования, расположенного на служащем земельном участке? На это, в частности, намекает то, что собственники других смежных земельных участков к участию в деле не привлекались; судя по всему, попытки заключить с ними соглашения об установлении сервитутов в досудебном порядке не предпринимались. Значит, ИП № 1 интересовал именно служащий земельный участок, принадлежащий ИП № 2.
Далее, если конфигурация служащего земельного участка такова, что по всей площади спорной части этого участка расположен железнодорожный путь необщего пользования, который так или иначе будет подвергаться воздействию со стороны ИП № 1 при проходе и проезде к господствующей недвижимости, то почему ИП № 1 не заявил требование об установлении сервитута и в отношении железнодорожного пути необщего пользования?
Не исключено, что решение потребовать установления сервитута только в отношении служащего земельного участка было продиктовано сложившейся негативной судебной практикой по вопросу об установлении сервитутов в отношении железнодорожных путей необщего пользования.
Так, в соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 № 13138/09 в п. 1 ст. 274 ГК РФ предусмотрено, что сервитут может устанавливаться для обеспечения нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Отношения между владельцами путей необщего пользования, связанные с получением доступа к путям общего пользования, не могут возникать как вещно-правовые по своему характеру отношения посредством установления вещного права (сервитута) владельца одного из таких путей на путь, принадлежащий другому владельцу, если действующее законодательство рассматривает и регулирует эти отношения как отношения обязательственные, возникающие из договора между владельцами железнодорожных путей.
По мнению ВАС РФ, указанные отношения регулируются специальными нормами транспортного законодательства, а именно ст. 1, 60, 64 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — Закон № 18-ФЗ), предусматривающими возможность заключения между владельцами железнодорожных путей необщего пользования и их контрагентами обязательственных договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, а также на подачу и уборку вагонов.
Кроме того, в соответствии с п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в определенных случаях заключение указанных договоров является для сторон обязательным. Следовательно, нужды собственников господствующей недвижимости могут быть обеспечены без установления сервитутов на служащую недвижимость, в связи с чем основания для установления сервитутов на железнодорожные пути необщего пользования отсутствуют.
Таким образом, в судебной практике сложилось представление о том, что нормы специальных законов об обязательственно-правовых договорах исключают общие нормы ГК РФ о вещно-правовых договорах, в том числе о сервитутах.
Для наглядности приведем еще один пример. Обратимся к квалификации правоотношений, возникающих в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон № 66-ФЗ).
Согласно указанной норме граждане, ведущие хозяйство в индивидуальном порядке на территории некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с объединением в порядке, определенном общим собранием членов объединения. Как свидетельствует судебная практика, во-первых, права требовать заключения договоров о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования некоммерческого объединения имеются как у граждан, ведущих хозяйство в индивидуальном порядке, так и у некоммерческого объединения. Во-вторых, при наличии у граждан возможности использовать объекты инфраструктуры и другое имущество общего пользования некоммерческого объединения в порядке п. 2 ст. 8 Закона № 66-ФЗ положения ст. 274–277 ГК РФ не применяются.
Тем самым гражданин, ведущий хозяйство в индивидуальном порядке, заключает с некоммерческим объединением договор об ограниченном пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования в добровольном или принудительном порядке. Данный договор рассматривается как порождающий обязательственно-правовую и исключающий вещно-правовую связь между гражданином и некоммерческим объединением.
Представляется, что справедливость приведенного решения для всех случаев возникновения необходимости в ограниченном пользовании железнодорожными путями необщего пользования, объектами инфраструктуры и имуществом общего пользования некоммерческого объединения, а также другой чужой недвижимостью в аналогичных ситуациях вызывает сомнения. При установлении и прекращении обязательственно-правовой связи не учитывается, с одной стороны, объективная необходимость собственника господствующей недвижимости в ограниченном пользовании служащей недвижимостью, которая может иметь место; с другой стороны, представление о том, что наличие между сторонами обязательственных правоотношений не должно исключать возможность установления сервитута, который обеспечивает сервитуарию больше правовых гарантий (см., напр., постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 № 11248/11).
Поэтому полагаю, что ст. 1, 60, 64 Закона № 18-ФЗ, п. 2 ст. 8 Закона № 66-ФЗ, а также аналогичные положения других нормативных правовых актов сами по себе не должны исключать применение норм сервитутного права. Если уже установленные или подлежащие установлению правоотношения по существу являются сервитутными, они должны регулироваться соответствующими им положениями, в частности, ст. 274–277 ГК РФ.
III. Возвращаясь к анализируемому делу. Если проход и проезд к земельному участку и складу ИП № 1 являются оптимальными со стороны земельного участка ИП № 2, было бы целесообразно потребовать установление сервитута как в отношении служащего земельного участка, так и в отношении железнодорожного пути необщего пользования, расположенного на нем. Это в большей степени способствовало бы удовлетворению интересов как сервитуария в проходе и проезде к господствующей недвижимости различными видами транспорта, так и сервитутодателя в определении справедливых условий ограниченного пользования служащей недвижимостью, в том числе обоснованной платы за сервитут. В целом суды различных инстанций не исключали такую возможность, что можно оценить как положительную тенденцию.
Следует также отметить, что установление сервитута не лишает собственника служащей недвижимости правомочий владения, пользования, распоряжения ею. В соответствии с п. 2 ст. 274 ГК РФ сервитуарий приобретает возможность ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом, которое по-прежнему остается во владении, пользовании и распоряжении собственника. Поэтому при установлении сервитута на служащий земельный участок и железнодорожный путь необщего пользования сервитутодатель не только сохраняет правомочие владения в отношении этих объектов, но и может осуществлять пользование ими. Для этого лишь требуется согласовать условия такого совместного пользования во внесудебном или судебном порядке, опираясь на баланс интересов сервитуария и сервитутодателя.
Если же сервитутодатель в настоящее время не пользуется железнодорожным путем, то возможность такого пользования в будущем и, соответственно, обязанность сервитуария считаться с таким пользованием могут быть также предусмотрены при установлении сервитута и определении его условий или при последующем изменении условий сервитута в связи с изменившимися обстоятельствами. И конечно, оба пользователя железнодорожным путем (как сервитуарий, так и сервитутодатель) обязаны действовать в соответствии с установленными законодательством правилами эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования.