Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Зарубежного законодательства гарантийных выплат и компенсаций

24.05.2020 by admin

Содержание

  • I. Гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные ТК РФ
  • II. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора и восстановлением на работе
  • III. Гарантии беременным женщинам и женщинам, имеющим ребенка (детей) в возрасте до полутора лет
  • IV. Гарантии работникам при предоставлении ежегодных оплачиваемых основных и дополнительных отпусков
  • V. Гарантии и компенсации при работе в условиях, отклоняющихся от нормальных
  • VI. Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам по медицинским показаниям
  • VII. Компенсации при переводе работника на не обусловленную трудовым договором работу и отстранении от работы
  • VIII. Другие гарантии и компенсации
  • IX. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей

I. Гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные ТК РФ

Понятие гарантий и компенсаций приводится в ст. 164 ТК РФ:

«Гарантии — средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей».

Гарантии и компенсации предоставляются в случаях, указанных в ст. 165 ТК РФ.

Случаи, при которых работодатель обязан выплатить работнику исчисленную в установленном порядке (ст. 139 ТК РФ) среднюю заработную плату или часть заработной платы в виде гарантийных или компенсационных выплат.

II. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора и восстановлением на работе

1. При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работникам при расторжении трудового договора в связи с:

  • несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (подп. «а» п. 3 ст. 81);
  • призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ст. 83);
  • восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 2 ст. 83);
  • отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность (п. 9 ст. 77).

Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий (ст. 178 ТК РФ).

Примечание. Законодатель обращает внимание работодателей и профсоюзных комитетов на то обстоятельство, что перечень случаев, в которых ст. 178 ТК РФ предусмотрена выплата работникам выходных пособий, может быть расширен коллективным и трудовым договорами.

Кроме того, также могут быть увеличены размеры выходных пособий, установленные указанной ст. 178.

Может быть установлена выплата выходного пособия по:

  • п. 1 ст. 77 ТК РФ — соглашение сторон;
  • п. 2 ст. 77 ТК РФ — истечение срока трудового договора;
  • п. 7 ст. 77 ТК РФ — отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора;
  • п. 8 ст. 77 — отказ работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением и т.д.

2. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка (ст. 180 ТК РФ).

Примечание. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров»*(31) (в ред. от 21 декабря 1993 г., с изм. от 25 октября 1996 г., от 15 января 1998 г., от 21 ноября 2000 г.) предусмотрен ряд правил, которые применяются при расторжении трудового договора при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников.

В частности, установлено, что при несоблюдении срока предупреждения работника об увольнении, если он не подлежит восстановлению на работе по другим основаниям, суд изменяет дату его увольнения с таким расчетом, чтобы трудовой договор был прекращен по истечении установленного законом срока предупреждения.

Период, на который продлен трудовой договор в связи с переносом даты увольнения, подлежит оплате работнику исходя из его среднего заработка.

3. В случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков работника (ст. 181 ТК РФ).

4. Лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия.

Выплата месячного выходного пособия и сохраняемой средней заработной платы производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ст. 318 ТК РФ).

5. В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула (ст. 394 ТК РФ).

6. Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке (ст. 396 ТК РФ).

7. При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ).

8. При прекращении трудового договора с работником, занятым на сезонных работах, в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 296 ТК РФ).

9. В случае прекращения трудового договора в соответствии с п. 11 статьи 77 ТК РФ работодатель выплачивает работнику выходное пособие в размере среднего месячного заработка, если нарушение правил заключения трудового договора допущено не по вине работника (ст. 84 ТК РФ).

III. Гарантии беременным женщинам и женщинам, имеющим ребенка (детей) в возрасте до полутора лет

1. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за сет средств работодателя.

При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.

Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 254 ТК РФ).

2. Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка (ст. 258 ТК РФ).

IV. Гарантии работникам при предоставлении ежегодных оплачиваемых основных и дополнительных отпусков

1. Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением среднего заработка (ст. 114 ТК РФ).

2. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 116-119 ТК РФ).

3. Работникам, занятым на сезонных работах, предоставляются оплачиваемые отпуска из расчета два календарных дня за каждый месяц работы (ст. 295 ТК РФ).

4. Работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы (ст. 291 ТК РФ).

V. Гарантии и компенсации при работе в условиях, отклоняющихся от нормальных

1. При невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по вине работодателя оплата производится за фактически проработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной за тот же период времени или за выполненную работу.

При невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки (оклада) (ст. 155 ТК РФ).

2. Время простоя по вине работодателя, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада) (ст. 157 ТК РФ).

3. Работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.

Работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых работодателем.

Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов:

  • предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в порядке и на условиях, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих:
  • в районах Крайнего Севера, — 24 календарных дня;
  • в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16 календарных дней.

За время нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки в пути по метеорологическим условиям или вине транспортных организаций работнику выплачивается дневная тарифная ставка (оклад) (ст. 302 ТК РФ).

VI. Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам по медицинским показаниям

1. При переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу в данной организации за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, — до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника (ст. 182 ТК РФ).

2. При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.

Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральным законом (ст. 184 ТК РФ).

3. На время проведения медицинского обследования за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такое обследование, сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 185 ТК РФ).

4. При временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом (ст. 183 ТК РФ).

5. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха (ст. 186 ТК РФ).

VII. Компенсации при переводе работника на не обусловленную трудовым договором работу и отстранении от работы

1. В случае производственной необходимости работодатель имеет право переводить работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (ст. 74 ТК РФ).

2. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В случае отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за время отстранения от работы как за простой (ст. 76 и 157 ТК РФ).

VIII. Другие гарантии и компенсации

1. При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ).

2. При направлении работника в командировку ему гарантируется сохранение среднего заработка (ст. 167 ТК РФ).

3. Членам комиссии по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка (ст. 171 ТК РФ).

4. Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года (ст. 405 ТК РФ).

5. Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоем, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены ТК РФ (ст. 414 и 157 ТК РФ).

6. Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ст. 39 ТК РФ).

7. Работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника другая равноценная работа (должность) в той же организации. В случае отказа от предложенной работы (должности) трудовой договор с ним расторгается по пункту 7 ст. 77 ТК РФ.

При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за эти работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года (ст. 375 ТК РФ).

8. Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:

  • незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;
  • отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
  • задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника;
  • других случаев, предусмотренных федеральными законами и коллективным договором (ст. 234 ТК РФ).

IX. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей

Случаи и порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам при исполнении ими государственных и общественных обязанностей регламентируются ст. 165 и 170 ТК РФ.

Согласно ст. 165, гарантии и компенсации предоставляются работникам органами и организациями, в интересах которых работники исполняют государственные или общественные обязанности. Что касается работодателя, то он обязан освободить работника от основной работы на период исполнения указанных обязанностей.

Более четко это изложено в ст. 170: «Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения».

В связи с изложенным отметим:

1. Вряд ли найдется федеральный закон, в котором сказано, что какие-либо государственные или общественные обязанности выполняются в рабочее время.

2. Есть федеральные законы, о них речь пойдет далее по тексту, согласно которым при исполнении работниками государственных или общественных обязанностей за ними сохраняется средний заработок по месту работы. Это обстоятельство в ст. 165, 170 не отражено.

3. В ст. 165 речь идет об обезличенных организациях, в интересах которых работник исполняет общественные обязанности, а в ст. 170 сделано уточнение. Привлекать работника к исполнению общественных обязанностей в контексте ТК вправе общественное объединение. Напомним читателям, что правовое положение таких объединений регламентируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Обратимся к некоторым федеральным законам, согласно которым работникам за период исполнения государственных или общественных обязанностей предоставляются гарантии и компенсации в виде сохранения заработной платы.

1. Статья 11 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»*(32) предусматривает, что за народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются средний заработок, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством. Кроме того, за время участия народного заседателя в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного суда (указанное компенсационное вознаграждение не облагается подоходным налогом).

2. Статьей 7 Федерального закона от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях судов субъектов Российской Федерации»*(33) установлено, что за арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Кроме того, Закон предусматривает, что арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, выплачивается компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Указанное вознаграждение выплачивается соответствующим арбитражным судом субъекта РФ за счет средств федерального бюджета.

3. Статьей 86 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» (с изм. от 29 мая, 3 июля 1992 г., 16 июля 1993 г., 28 ноября 1994 г., 4 января 1999 г., 2 января 2000 г.)*(34) установлено, что присяжному заседателю выплачивается судом за счет республиканского бюджета Российской Федерации вознаграждение в размере половины должностного оклада члена соответствующего суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде.

4. Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»*(35) предусмотрено:

а) член избирательной комиссии, член комиссии референдума с правом решающего голоса, если он не работает в комиссии на постоянной (штатной) основе, на период подготовки и проведения выборов, референдума освобождается от основной работы с сохранением среднего заработка по месту основной работы. Кроме того, ему может производиться дополнительная оплата труда за счет средств, выделенных на проведение выборов, референдума, в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией, комиссией референдума, на которую законом возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума по подготовке и проведению соответствующих выборов, референдума. Размер и порядок оплаты труда указанных членов избирательных комиссий, комиссий референдума за счет средств, выделенных из федерального бюджета, устанавливаются Центральной избирательной комиссией РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 24 Закона).

Эта норма распространяется на членов избирательной комиссии с правом решающего голоса при выборах: Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в органы государственной власти субъектов РФ, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ, предусмотренные Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимые на основе законов, соответствующих уровню выборов;

б) государственные и иные органы и учреждения по запросу Центральной избирательной комиссии РФ или избирательной комиссии субъекта РФ не позднее чем через месяц со дня официального опубликования решения о назначении выборов обязаны направить специалистов в ее распоряжение на срок, установленный федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ.

Специалисты направляются на работу в контрольно-ревизионные службы при Центральной избирательной комиссии РФ и избирательных комиссиях субъектов РФ, создаваемые для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям, комиссиям референдума на подготовку и проведение выборов, референдума, а также контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов для участия в референдуме, для проверки финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума.

В течение указанного срока специалисты осуществляют свои обязанности с временным освобождением от основной работы, за ними сохраняются установленные должностные оклады и выплаты по основному месту работы.

а) гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности или поступления граждан на военную службу по контракту (врачам-специалистам, среднему медицинскому персоналу, другим специалистам и техническим работникам). За время их участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы им выплачивается средний заработок (ст. 5 Закона);

б) гражданам на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы. На указанное время эти граждане освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 руб. (ст. 6 Закона);

в) гражданам на время прохождения военных сборов. Граждане освобождаются на время прохождения военных сборов от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 руб. им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути (ст. 6 Закона).

Компенсация расходов, понесенных организациями в связи с исполнением Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. В частности, согласно п. 3 и 5 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 157*(37). Министерство обороны РФ в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства, предусмотренные ст. 5 и 6 указанного Федерального закона.

6. Согласно ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»*(38) на время несения службы за добровольными пожарными сохраняется среднемесячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы организаций по выплате заработной платы указанным лицам возмещаются за счет местных бюджетов в порядке, установленном органами местного самоуправления.

7. Согласно ст. 131 Налогового кодекса РФ за работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

8. Согласно ст. 31 УПК РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изм. от 29 мая 2002 г.)*(39) за лицом, вызываемым в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика и понятого, сохраняется средний заработок по месту его работы за все время, затраченное им в связи с вызовом к лицу, производящему дознание, следователю, прокурору или в суд.

Российское право: состояние, перспективы, комментарии

В статье предпринята попытка сформулировать новые подходы к определению видов гарантий и компенсации, их классификации. Па основе раздела VII и иных норм Трудового кодекса Российской Федерации, доктрины трудового права исследуются вопросы гарантий, гарантийных выплат, компенсаций и компенсационных выплат. Ключевые слова: виды гарантий и компенсаций, их классификация, гарантийные выплаты, компенсационные выплаты, раздел VII ‘1’ру-дового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 165 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) помимо общих гарантий при приеме на работу (переводе на другую работу, по оплате труда и др.) работникам предоставляются определенные гарантии в случаях:

1)направления в служебные командировки;

2) переезда на работу в другую местность;

3) исполнения государственных или общественных обязанностей;

4) совмещения работы с обучением;

5) вынужденного прекращения работы не по вине работника;

6) предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска;

7) прекращения трудового договора по отдельным основаниям;

8) задержки по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;

9) иных, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и др.), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

В науке трудового права представлены различные точки зрения по вопросам подразделения гарантий и компенсаций на определенные виды. Так, В.Н. Скобел-кин предлагал подразделять юридические гарантии трудовых прав на три группы:

А.Я. Петров

профессор кафедры трудового права факультета права Национального исследовательского университета

гарантий и компенсаций, их классификация

Высшая школа экономики»,

доктор юридических наук

1) гарантии, обеспечивающие вступление в правоотношение;

2) гарантии, обеспечивающие беспрепятственное осуществление трудовых прав в правоотношении;

3) гарантии, обеспечивающие восстановление нарушенных прав.

К гарантиям, обеспечивающим вступление в правоотношение, он относил запрет необоснованных отказов в приеме на работу, разрешение принимать граждан на работу с неполным рабочим днем и неполной рабочей неделей либо устанавливать неполное рабочее время впоследствии. В свою очередь гарантиями, обеспечивающими беспрепятственное осуществление трудовых прав в правоотношении, ученый-юрист называл, например, установление обязанности администрации согласовывать свои действия с общественным или государственным органом либо с самим работником, осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и прав трудящихся. Наконец, в качестве примера гарантий, обеспечивающих восстановление нарушенных прав, он указывал возможность работника обжаловать незаконные действия работодателя1.

О.В. Смирнов классифицировал гарантии по содержанию и способам их осуществления: а) материально-правовые; б) процессуальные; в) общественно-правовые, т.е. такие, которые связанны с осуществлением охранной функции профсоюзов. Кроме этого, он подразделял гарантии трудовых прав по целевому назначению, а именно:

а) гарантии реализации трудовых прав;

б) гарантии охраны трудовых прав.

К гарантиям реализации трудовых прав О.В. Смирнов относил, в частности, право работника расторгнуть по своей инициативе трудовой договор, повышенную оплату за работу в сверхурочное время и праздничные дни. К гарантиям охраны трудовых прав — обязанность администрации предприятия или учреждения согласовывать свои действия с общественными органами, строго определенный перечень оснований, по которым администрация может увольнять работников, привлекать их к материальной ответственности2.

В данном случае представлена заслуживающая пристального внимания классификация гарантий трудовых прав в широком смысле.

В теории трудового права классифицируются гарантии трудовых прав на виды и в узком смысле, т.е. они подразделяются на гарантийные выплаты и гарантийные доплаты, выплачиваемые работнику с целью недопущения снижения его заработной платы. Так, С.С. Каринский подчеркивал, что все предусмотренные законодательством гарантийные выплаты могут быть подразделены на две группы. К первой группе относятся выплаты, производимые тогда, когда работник не должен был выполнять возложенные на него трудовые обязанности, а ко второй группе — выплаты, производимые тогда, когда работник не мог выполнять свои трудовые обязанности3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые юристы классифицировали гарантийные выплаты по трем группам:

1) выплаты, при которых заработная плата сохраняется полностью;

2) выплаты, которые начисляются в процентном отношении к заработной плате или в определенном размере, отличающемся от среднего заработка;

3) выплаты, при которых сохраняется зарплата, но ее выплата ограничена опре-

деленным сроком .

Иная позиция: гарантийные выплаты (доплаты) предоставляются в виде выплаты среднего заработка или его части (доплаты до среднего заработка) в случаях, когда работник полностью или частично освобожден от выполнения трудовых обязанностей5.

Классификация компенсационных выплат представлена в науке трудового права также неоднозначно. С точки зрения В.С. Короткова, все компенсационные выплаты могут быть подразделены на выплаты, компенсирующие фактические материальные расходы рабочих и служащих, и выплаты, компенсирующие возможное повышение материальных расходов. Значение данной классификации он видел в том, что благодаря подобному делению компенсационных выплат устанавливается различие в их размерах6.

Н.В. Калпина классифицирует компенсационные выплаты по основаниям, влекущим их возникновение (командировки, использование инструментов), а также в зависимости от вида выплат, с учетом их служебной роли, узкого целевого назначения (суточные, выплаты, призванные возместить расходы, связанные с переездом и провозом багажа, единовременное пособие, выходное пособие, компенсация за амортизацию инструментов, за невыданную спецодежду) 7.

Классификация компенсационных выплат по трем группам исходя из их оснований представляется наиболее распространенной. По такому критерию выделяются компенсационные выплаты, которые предоставляются при:

а) направлении в служебную командировку;

б) переводе работника на работу в другую местность;

в) использовании работником собственного инструмента или приобретения спецодежды для нужд предприятия8.

В доктрине предлагается также классификация исходя из условий и способов предоставления работникам гарантий и компенсаций в сфере труда. При этом нельзя не учитывать и особенности субъектного состава отношений по предоставлению гарантий и компенсаций, а также их целевое назначение. Исходя из условий предоставления гарантий и компенсаций, можно выделить гарантии и компенсации, предоставляемые работникам при:

7 См.: Калпина Н.В. Компенсационные выплаты по советскому трудовому праву: дис. … канд. юрид. наук. М., 1971. С. 28.

1) направлении в служебную командировку или служебную поездку;

2) переезде на работу в другую местность;

3) исполнении государственных или общественных обязанностей;

4) обучении в образовательном учреждении;

5) временной нетрудоспособности;

6) использовании личного имущества в интересах работодателя, а также в других случаях, предусмотренных локальными нормативными актами, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами.

В.И. Симонов классифицирует гарантии и компенсации исходя из:

1)условий их предоставления работникам;

2) способов их предоставления работникам;

3) особенностей субъектов отношений по предоставлению гарантий и компенсаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) их целевого назначения.

В связи с этим по первому критерию выделены гарантии и компенсации, предоставляемые работнику при:

а) направлении в служебную командировку или служебную поездку;

б) переезде на работу в другую местность;

в) исполнении государственных и общественных обязанностей;

г) прохождении профессионального обучения у работодателя;

д) временной нетрудоспособности;

е) использовании личного имущества в интересах работодателя, а также в других случаях, предусмотренных локальными нормативными актам, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

По видам (формам) предоставления работникам гарантий и компенсаций выделяются имущественные (в денежной форме) и неимущественные (в неденежной форме), которые носят как общий, так и специальный характер.

По субъектному критерию выделяются общие и специальные гарантии и компенсации. К числу общих исследователь относит те, которые предоставляются при участии в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, при приеме на работу, переводе на другую работу, обработке персональных данных работника, установлении продолжительности рабочего времени, времени отдыха, охране труда и в других случаях. Специальными гарантиями и компенсациями являются те, которые связаны с особенностями правового регулирования труда отдельных категорий работников (разд. XII ТК РФ).

По целевому назначению выделяются гарантии и компенсации исходя из вида отношений, входящих в предмет трудового права:

а) отношений, предшествующих трудовым,

б) трудовых и сопутствующим им отношений;

\ 9

в) отношений, вытекающих из трудовых .

Итак, виды, классификация гарантий и компенсаций, представленные в исследованиях советских и российских ученых-трудовиков, заслуживают пристального внимания. Без анализа этих исследований вряд ли можно сформулировать адекватную современным социально-экономическим потребностям общества правовую

концепцию гарантий и компенсаций. При этом нельзя не отметить, что с позиции методологической науки традиционно систему гарантий прав и свобод человека и гражданина подразделяют на общие (экономические, политические, идеологические) и специальные (юридические). При этом их проявление представляется различным.

Экономические гарантии (эффективность общественного производства, фонд свободного времени и др.) обусловливают, например, реальность права на отпуск, так как создают материальные предпосылки для его осуществления.

Политические гарантии определяются состоянием и развитием политической системы общества, включая государство и государственную власть. Поэтому политические гарантии права определяются через направленность политики государства в сфере труда и занятости и их правового регулирования.

Идеологические гарантии относятся к мировоззрению человека и гражданина, к их правовой культуре и правосознанию. Особое значение имеют в данном контексте правосознание и правовая культура представителей работодателей-организаций и работодателей — физических лиц, которые нередко игнорируют трудовые права работников и гарантии этих прав.

Общие (фундаментальные) гарантии образуют комплекс базовых условий, которые определяют реальность основных прав и свобод человека и гражданина.

Юридические (правовые) гарантии — это совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых реализуются, охраняются и защищаются права и свободы, пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права10. Юридические гарантии — это правовые нормы (обязывающие, управомо-чивающие и запрещающие), предусматривающие средства обеспечения осуществления и защиты субъективных прав и обязанностей и выраженные в форме дозволений, предписаний, запретов.

С точки зрения общей теории права гарантии подразделяются на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии являются фундаментом гарантирования основных прав и свобод человека и гражданина. Так, в Конституции Российской Федерации предусмотрено следующее:

• государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 19);11

• государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 ст. 45);

• каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46);

• в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

Исходя из субъективного критерия юридические гарантии в трудовом праве можно подразделить на общие и специальные. К общим гарантиям относятся такие средства обеспечения прав, которые применимы ко всем работникам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Представляет интерес предложение о дополнении ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации указанием, что государство гарантирует не только равенство прав и свобод человека и гражданина, но и равенство возможностей. См.: ЕвдоноваС.В. Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права: авторефер. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 9.

Согласно ч. 1 ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций работникам также предоставляются гарантии и компенсации в случае направления в служебную командировку, переезда на работу в другую местность, исполнения государственных или общественных обязанностей, совмещения работы с обучением и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Несмотря на такую конструкцию ст. 165 ТК РФ, очевидно, не совсем правильно было бы квалифицировать указанные гарантии и компенсации как специальные.

Специальными (дополнительными) гарантиями и компенсациями следовало бы признать те, которые связаны с особенностями правового регулирования труда отдельных категорий работников (разд. XII ТК РФ) и отражающие дифференциацию в правовом регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Например, специальные юридические гарантии, предусмотренные для женщин, лиц с семейными обязанностями, для работников, не достигших возраста 18 лет, руководителей организаций и т.д.

Гарантии и компенсации можно подразделить и на такие группы, как имущественные и неимущественные. К имущественным гарантиям работников следует отнести, например, сохранение среднего заработка; к компенсациям — выплату за амортизацию инструментов, которые работник использовал в интересах работодателя. К неимущественным гарантиям работников можно отнести, например, сохранение места работы (должности). Целевое назначение гарантий и компенсаций позволяет выделить те из них, которые обеспечивают функционирование:

• трудовых отношений;

• иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми (ст. 1 ТК РФ).

С учетом целевого назначения гарантии представляется обоснованным классифицировать на гарантии реализации и охраны (защиты) трудовых прав работников и работодателей.

Гарантии и компенсации логично классифицировать по их содержанию (ст. 2122 ТК РФ), а также по субъекту трудового правоотношения:

а) гарантии и компенсации, предусмотренные для работников;

б) гарантии и компенсации, установленные для работодателей.

Известной и распространенной гарантией на практике для работодателя является положение ст. 80 ТК РФ о двухнедельном сроке предупреждения работодателя об увольнении работника по его инициативе.

Раздел VII ТК РФ закрепляет случаи предоставления гарантий и компенсаций, которые распространяются на всех работников, что определяет единство правового регулирования отношений по предоставлению гарантий и компенсаций. Вместе с этим в разд. XII ТК РФ сосредоточены нормы о гарантиях и компенсациях, характерные для отдельных категорий работников. В этом проявляется дифференциация трудового права в регламентации отношений по предоставлению гарантий и компенсаций.

Сочетание единства и дифференциации в правовом регулировании отношений по предоставлению гарантий и компенсаций может отражаться в локальных нормативных актах, коллективных договорах и соглашениях, трудовых договорах.

Гарантии и компенсации целесообразно классифицировать и по уровням их принятия компетентными органами государственной власти:

• федеральные (установление МРОТ — ст. 133 ТК РФ);

• субъекта Российской Федерации (РМЗП — ст. 133.1 ТК РФ).

В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ или иными федеральными законами, применяется ТК РФ или иной федеральный закон.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяется трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Для реального обеспечения трудовых прав работников исключительно важна ч. 2 ст. 9 ТК РФ. В ней предусмотрено, что коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашения или трудовой договор, то они не подлежат применению.

гарантии и компенсации для работников, осуществляющих трудовую деятельность в разъездах, в пути и в полевых условиях

БОРОДИНА Елена Николаевна, преподаватель Правового колледжа Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9

E-mail: olenenok1@mail.ru

^атья посвящена рассмотрению вопроса, касающегося предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим в разъездах, в пути и в полевых условиях. Трудовое законодательство довольно подробно регулирует порядок предоставления и основания возникновения гарантий и компенсаций, но при этом перечень возможных гарантий и компенсаций не может ограничиваться лишь прямо закрепленными в трудовом законодательстве. В случае если стороны трудовых отношений придут к единому мнению о целесообразности закрепления прав работника, улучшающих его положение по сравнению с нормами действующего трудового законодательства, стороны вправе установить их в локальных нормативных актах, договорах, а также иных документах, заключаемых на добровольных началах. Трудовой кодекс не содержит специальную норму, устанавливающую такую возможность, но в нем имеется ряд норм, закрепляющих указанную возможность в отдельных случаях (например, ст. 1681, 287, 313, 34810). Таким образом, закон предоставляет сторонам трудового договора возможность самостоятельно закрепить нормы, улучшающие положение работника по сравнению с общими нормами, содержащимися в трудовом законодательстве.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические и методологические положения могут быть в дальнейшем использованы при разработке конкретных мер, направленных на совершенствование правового регулирования в данной сфере.

Ключевые слова: гарантии, компенсации работникам, осуществляющим трудовую деятельность в разъездах, в пути и в полевых условиях.

guarantees and compensation for people working on the road, in transit and in the field

E. N. BORODINA, lecturer at the College of Law of the Law Institute of the Russian University of Transport

9, Obraztsov st., Moscow, Russia, 127994

E-mail: olenenok1@mail.ru

Keywords: guarantees, compensation for workers engaged in labor activities on the road, in transit and in the field.

ТРУДОВОЕ ПРАВО,

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

DOI: 10.12737^.2019.2.17

Трудовые права работников могут быть реализованы только тогда, когда им соответствует обязанность работодателя или государства их обеспечить. Гарантии существуют для того, чтобы зафиксированные в Конституции РФ, федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах права работников реально осуществлялись на практике.

Вопросы предоставления гарантий и компенсаций работникам в связи с осуществлением ими служебных поездок не являются новыми и освещены в научной литературе. В частности, гарантиям при направлении работников в служебные командировки и служебные поездки посвящена диссертация А. А. Ев -докимова на соискание ученой степени кандидата

юридических наук. Интерес представляет позиция А. Ф. Нуртдиновой и Л. А. Чикановой, которые возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 168 ТК РФ) или служебными поездками при разъездном характере работы (ст. 1681 ТК РФ), относят к так называемым бессодержательным (абстрактным) гарантиям, предусматривающим законодательное закрепление общего требования к работодателю без определения конкретных количественных параметров1. М. А. Бочарникова подчеркивает: если в трудовую функцию работника, непосредственно участвующего в движении транспортного средства, согласно заключенному с ним трудовому договору входят служебные поездки в пределах административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта, то направление его в служебную поездку в другой населенный пункт должно оформляться как служебная командировка2. Рассматриваемые вопросы входят в круг научных интересов и других ученых и практических работников3.

До принятия Трудового кодекса РФ трудовое законодательство хотя и широко использовало понятие гарантий для работников, но легального его определения не давало. Согласно ст. 164 ТК РФ гарантии определяются как средства, способы и условия, с по -мощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Закрепленные в трудовом законодательстве гарантии полностью распространяются и на работников, выполняющих работу в пути, разъездного характера и т. п.

Помимо гарантий целям более полного обеспечения трудовых прав работников служат компенсации и компенсационные выплаты. Законодатель в ч. 2 ст. 164 ТК РФ определяет компенсации как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотрен-

1 См.: Судебная практика в современной правовой системе России: монография / под ред. Т. Я. Хабриевой, В. В. Лазарева. М., 2017. 432 с.

3 См., например: Панов П. А. Компенсационные выплаты и компенсации в трудовом праве: научно-практическое иссле-

дование / отв. ред. Д. Л. Кузнецов. М., 2011. 88 с.; Ларцева Л. Выплаты за разъездной характер работы: надбавка к зарплате или компенсация расходов // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. № 9; Акимова В. М. Возмещение расходов в связи со служебными поездками // Налоговый вестник. 2008. № 7; Булаев С. В. Путевые расходы в разъяснениях министерств и ведомств // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. № 2.

ных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ компенсационные выплаты — это доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера.

Согласно ст. 1681 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути, имеет разъездной характер, работающим в полевых условиях либо участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает расходы, связанные со служебными поездками.

Так, указанные расходы связаны с исполнением работником своих трудовых обязанностей, а потому со -ответствующие выплаты являются компенсациями, а не компенсационными выплатами. Они не включаются в заработную плату и не подлежат налогообложению. Данная позиция находит подтверждение и в других актах. Так, в письме ФНС РФ от 10 сентября 2008 г. № ШС-6-3/643@ указывается, что «возмещение работникам расходов в соответствии со статьей 1681 Трудового кодекса РФ относится к компенсации затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей».

Определения понятий «работа экспедиционного характера», «разъездной характер работы», «работа в пути», «работа в полевых условиях» федеральное законодательство не содержит. Тем не менее, исходя из содержания ст. 57 ТК РФ, работодатель и работник оговаривают особый характер работы отдельно в трудовом договоре на основании перечней, утвержденных соглашениями, локальным нормативным актом или коллективным договором в соответствии с ч. 2 ст. 1681 ТК РФ. Следовательно, работник и работодатель самостоятельно определяют относи -мость той или иной работы к работе, предусмотренной ст. 1681 ТК РФ. В указанной статье не употребляется термин «подвижной характер работы». В то же время, например, Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2014—2016 гг.4 за подвижной характер работ предлагает устанавливать надбавки за работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском, Приморском краях и в Амурской области — 40%, в других районах страны — 30% тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Действие Соглашения продлено на 2017—2019 гг. Дополнительным соглашением № 1, утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «Аспор», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 30 ноября 2016 г.

Действующее законодательство содержит и иные гарантии для работников указанной категории, в связи с чем законодатель, обойдя упоминание о подвижном характере работ в рассматриваемой статье ТК РФ о гарантиях и компенсациях, необоснованно ограничил работников с подвижным характером труда в их правах по сравнению с иными работниками особых категорий. Предоставление компенсаций работникам, выполняющим работы подвижного характера, видится вполне справедливым, поскольку работник в таких условиях едва ли обойдется без дополнительных расходов. Если работодателем принимается локальный нормативный акт, регламентирующий порядок и условия предоставления компенсаций работникам с особыми условиями труда, целесообразно включить в него и указанный режим работы.

Отметим, что не могут рассматриваться в качестве компенсаций в целях применения ст. 164 ТК РФ надбавки, увеличивающие заработную плату для работ -ников, работа которых носит подвижной или разъездной характер5.

Статья 1681 ТК РФ обязывает работодателя компенсировать работнику расходы по проезду, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, и иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. В то же время можно определить, что работникам указанных категорий компенсируются те же расходы, что и при командировках.

Если сравнить перечень расходов, подлежащих возмещению в соответствии со ст. 1681 ТК РФ, с перечнем расходов на командировки, возмещаемых на основании ст. 168 ТК РФ, можно убедиться в их абсолютной идентичности. При этом указанные перечни являются открытыми, что предоставляет право рабо -тодателю по собственной инициативе их расширять. В то же время между возмещением расходов, связанных со служебными поездками в рассматриваемых нами случаях, и возмещаемыми командировочными расходами имеются отличия.

Так, при возмещении расходов, понесенных работником при разъездном характере работ, работодателем определяется перечень работ, профессий и должностей работников, которые могут претендовать на возмещение таких расходов. Указанная информация при этом должна содержаться в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте организации либо в трудовом договоре. В том же порядке работодатель вправе определить работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, в полевых условиях, осуществляющим работы экспедиционного характе-

5 См. письмо Минфина России от 3 октября 2007 г. № 03-04-06-02/196.

ра, порядок и предельные размеры возмещения указанных расходов. К тому же условие о выплате компенсаций расходов, связанных со служебными поездками, в отличие от возмещения командировочных расходов может содержаться в трудовом договоре, в котором согласно ст. 57 ТК РФ должен определяться характер работы (подвижной, разъездной, экспедиционный, полевой, в пути).

Расходы, понесенные работником и предусмотренные ст. 1681 ТК РФ, возмещаются лишь в случае, если они были совершены работниками обоснованно, разумно и в достаточной степени экономно. При этом в настоящее время имеет место презумпция наличия и обоснованности понесенных работником расходов. Данный вывод находит подтверждение, в частности, при рассмотрении судебной практики по указанному вопросу. Например, в соответствии с решением Верховного Суда РФ от 4 марта 2005 г. № ГКПИ05-147 расходы, связанные с проживанием работника вне места его постоянного жительства (полевое довольствие, суточные), предполагаются в любом случае, если работник не имел возможности в течение суток вернуться к месту постоянного жительства. При этом если работник, например, располагает возможностью ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, то у него не должно возникнуть необходимости в совершении дополнительных расходов по найму жилого помещения, а также иных расходов, связанных с проживанием вне места его постоянного жительства.

Необходимо отметить, что, если работодателем не утвержден перечень должностей работников, работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной либо подвижной характер, а также работников, работа которых связана с работой в полевых условиях (в частности, экспедиционного характера), а трудовой договор с работником, соглашение или коллективный договор не содержит указаний на особый характер работы, в случае если должностные обязанности работника подразумевают, что трудовая функция такого работника осуществляется в пути, при направлении работника в поездку за пределы места нахождения организации работодатель вынужден рассматривать такую поездку в качестве командировки, оформить соответствующие документы и выплатить работнику средний заработок на протяжении всего периода нахождения в командировке.

Для исключения спорных ситуаций работодателю целесообразно со ссылками на ст. 166 и 1681 ТК РФ и постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»:

издать локальный нормативный акт или согласовать внесение изменений в коллективный договор, содержащий порядок возмещения и размеры возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников;

утвердить перечень работ, профессий, должностей работников с разъездным характером работы или ра -бота которых осуществляется в пути;

инициировать внесение соответствующих изменений в трудовые договоры работников.

Что касается предельных величин сумм возмещения расходов, то они также не ограничиваются ст. 1681 ТК РФ. Впрочем, трудовое законодательство, действующее в настоящее время, не предусматривает никаких минимальных и максимальных пределов компенсаций работникам произведенных ими затрат. При этом отметим, что работодатель не вправе необ -основанно занижать суммы компенсаций.

Подчеркнем, что трудовое законодательство Республики Беларусь (РБ) закрепляет ряд специфических гарантий работникам за подвижной и разъездной характер работы, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие). В связи с этим следует отметить постановление Министерства труда и социальной защиты РБ от 25 июля 2014 г. № 70 «Об утверждении Инструкции о порядке, условиях и размерах выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, рабо -ту вне места жительства (полевое довольствие)», в ко -тором определяются порядок, условия и размеры выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места житель -ства (полевое довольствие). Компенсация за подвижной характер работы устанавливается работникам в целях компенсации расходов, связанных с частой передислокацией организации или оторванностью работника от места жительства, когда работник вынужден выезжать к месту работы и не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту жительства. Компенсация за разъездной характер работы устанав -ливается работникам, выполняющим работу на объектах, расположенных вне места постоянной работы, связанную с поездками сверх установленной продолжительности рабочего времени от места постоянной работы до места работы на объекте и обратно, а также с регулярными служебными поездками в пределах обслуживаемого ими участка.

Трудовой кодекс Республики Армения (РА) предусматривает, что работникам, работа которых выполняется в полевых условиях или имеет передвижной (р азъ -ездной) характер, компенсируются произведенные ими дополнительные расходы, обусловленные условиями или характером работы. Минимальный размер и порядок такой компенсации устанавливаются Правительством РА. Определяется также максимальный размер компенсации из средств государственного или муниципального бюджета Правительством РА. Работникам, когда их работа протекает в пути или имеет разъездной характер либо связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, производят-

ся компенсационные выплаты за каждый день нахождения вне постоянного места жительства в порядке, установленном соглашением, коллективным, трудовым договорами и (или) актом работодателя.

В отношении Республики Казахстан (РК) отметим, что к работникам, постоянная работа которых проте -кает в пути или имеет разъездной характер либо свя -зана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков в Республике Казахстан, относятся работники железнодорожного, речного, морского, автомобильного транспорта, гражданской авиации, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, магистральных линий связи и сооружений на них, радиорелейных линий и сооружений на них, воздушных линий электропередачи и сооружений на них, объектов связи, а также работники, обслуживающие участки Государственной границы РК. В случае если работники находятся в разъездах не все рабочие дни месяца, выплата производится пропорционально фактическому количеству дней поездок к месту работы (производства работ) и обратно. Важное значение по ТК РК имеют порядок и условия выплаты полевого довольствия (ст. 132).

Так, полевое довольствие выплачивается работникам геологоразведочных, топографо-геодезических, изыскательских организаций при выполнении работ в полевых условиях: вне постоянного места жительства без ежедневного возвращения к постоянному месту жительства; вне постоянного места жительства, но с ежедневным возвращением к месту базирования полевой организации, которая также не является постоянным местом жительства; вне постоянного места жительства путем организации труда вахтовым методом. Кроме того, порядок, условия выплаты и размер полевого довольствия, учета времени работы в полевых условиях устанавливаются в соглашениях, коллективном, трудовом договорах и утверждаются актом работодателя6.

Подводя итог рассмотрению вопросов правового регулирования гарантий и компенсации для лиц, работающих в разъездах, в пути, в полевых условиях и т. п., следует сказать: несмотря на то, что трудовое законодательство РФ достаточно подробно регулирует порядок предоставления гарантий и компенсаций, основания их возникновения и порядок их предоставления, в то же время перечень возможных гарантий и компенсаций не может ограничиваться лишь прямо закрепленными в трудовом законодательстве. В случае если стороны трудовых отношений придут к мнению о целесообразности закрепления прав работника, улучшающих его положение по сравнению с нормами действующего трудового законодательства, сто -роны вправе установить их в локальных нормативных

6 См.: Морозов П. Е., Чанышев А. С. Трудовое право стран Евразийского экономического союза: учеб. пособие. М., 2016. С. 228—231.

актах, договорах, а также иных документах, заключаемых на добровольных началах. Отдельной нормы, устанавливающей такую возможность, ТК РФ не содержит, однако в нем присутствует ряд норм, закрепляющих указанную возможность в отдельных случаях (см., например, ст. 1681, 287, 313, 34810 ТК РФ). На основе анализа соответствующих норм нормативных правовых актов России, Белоруссии, Армении и Казахстана, регулирующих гарантии и компенсации для работников, осуществляющих трудовую деятельность в разъездах, в пути и в полевых условиях, можно прий-

ти к выводу о необходимости использования зарубежного позитивного опыта. В России также целесообразно принять Инструкцию о порядке, условиях и разме -рах выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), как это уже сделано в Белоруссии. Установление минимального размера и порядка предоставления такой компенсации также поможет урегулировать многие вопросы, касающиеся предоставления компенсаций данным лицам, существующие в настоящее время.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Акимова В. М. Возмещение расходов в связи со служебными поездками // Налоговый вестник. 2008. № 7.

Булаев С. В. Путевые расходы в разъяснениях министерств и ведомств // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. № 2.

Ларцева Л. Выплаты за разъездной характер работы: надбавка к зарплате или компенсация расходов // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. № 9.

Морозов П. Е., Чанышев А. С. Трудовое право стран Евразийского экономического союза: учеб. пособие. М., 2016.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников: учеб. пособие / под ред. Ю. П. Орловского. М., 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Akimova V. M. Vozmeshchenie raskhodov v svyazi so sluzhebnymi poezdkami. Nalogovyy vestnik, 2008, no. 7.

Morozov P. Ye., Chanyshev A. S. Trudovoe pravo stran Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza. Moscow, 2016. Pp. 228—231.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes