Законопроект 3811
Содержание
- Об утверждении Порядка проведения общественного обсуждения проектов муниципальных правовых актов города Костромы
- Порядок проведения общественного обсуждения проектов муниципальных правовых актов города Костромы
- Начало и срок действия нормативных актов
- Виды нормативных актов
- Иерархическая система нормативно-правовых актов
- Уровни нормативных актов
- О подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
Об утверждении Порядка проведения общественного обсуждения проектов муниципальных правовых актов города Костромы
ДУМА ГОРОДА КОСТРОМЫ
РЕШЕНИЕ
от 27 апреля 2017 года N 60
Об утверждении Порядка проведения общественного обсуждения проектов муниципальных правовых актов города Костромы
(с изменениями на 28 мая 2020 года)
(в ред. решения Думы города Костромы от 28.05.2020 N 70)
В целях создания эффективной системы оценки и учета общественного мнения при принятии решений, обеспечения единого подхода к процедуре информирования органами местного самоуправления города Костромы общественности, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», руководствуясь статьями 29 и 55 Устава города Костромы, Дума города Костромы решила:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения общественного обсуждения проектов муниципальных правовых актов города Костромы.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава города Костромы
Ю.В.ЖУРИН
Порядок проведения общественного обсуждения проектов муниципальных правовых актов города Костромы
Утвержден
решением
Думы города Костромы
от 27 апреля 2017 года N 60
(в ред. решения Думы города Костромы от 28.05.2020 N 70)
Статья 1. Общие положения
1. Настоящий Порядок проведения общественного обсуждения проектов муниципальных правовых актов города Костромы (далее — Порядок) в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Уставом города Костромы определяет процедуру проведения органом местного самоуправления города Костромы (уполномоченным органом, должностным лицом органа местного самоуправления) (далее — разработчик) общественного обсуждения проектов муниципальных правовых актов города Костромы.
2. Настоящий Порядок применяется в случае, когда требование о проведении общественного обсуждения установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Костромской области, иными нормативными правовыми актами Костромской области, муниципальными правовыми актами города Костромы и порядок такого общественного обсуждения не определен иными нормативными правовыми актами, а также при принятии органом местного самоуправления города Костромы решения о проведении общественного обсуждения проекта муниципального правового акта города Костромы (далее — проект правового акта).
Настоящий Порядок не применяется в случае проведения общественного обсуждения проектов правовых актов при осуществлении общественного контроля в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», а также в случае проведения общественных обсуждений в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
(в ред. решения Думы города Костромы от 28.05.2020 N 70)
3. Общественное обсуждение проекта правового акта проводится до его принятия публично и открыто в целях обеспечения открытости и доступности информации о проекте правового акта, свободного выражения мнения участниками общественного обсуждения и внесения ими своих замечаний и предложений к проекту правового акта.
4. Общественное обсуждение проекта правового акта проводится с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Статья 2. Общественное обсуждение проекта правового акта
1. Решением органа местного самоуправления города Костромы о проведении общественного обсуждения проекта правового акта определяется срок для внесения предложений и замечаний к проекту правового акта, формируется Комиссия по рассмотрению предложений и замечаний, поступивших в ходе общественного обсуждения (далее — Комиссия), и утверждается ее состав.
2. Решение о проведении общественного обсуждения проекта правового акта принимается:
1) по проектам правовых актов Администрации города Костромы — постановлением Администрации города Костромы;
2) по проектам правовых актов Главы города Костромы — постановлением Главы города Костромы;
3) по проектам решений Думы города Костромы — постановлением Главы города Костромы или решением Думы города Костромы либо постановлением Администрации города Костромы в случае, если разработчиком проекта правового акта является Администрация города Костромы.
3. Общественное обсуждение проекта правового акта проводится путем его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сайт).
4. В целях проведения общественного обсуждения проекта правового акта разработчиком одновременно с проектом правового акта размещаются:
1) пояснительная записка к нему, содержащая краткое описание предмета правового регулирования, концепцию проекта и цели его принятия;
2) финансово-экономическое обоснование проекта правового акта (при наличии);
3) заключение об оценке регулирующего воздействия проекта правового акта в случае, если проект правового акта подлежит оценке регулирующего воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) уведомление о проведении общественного обсуждения проекта правового акта по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
5. Срок для внесения предложений и замечаний к проекту правового акта не может составлять менее 15 календарных дней со дня размещения проекта правового акта на сайте. Предложения и (или) замечания к проекту правового акта направляются разработчику любыми заинтересованными лицами и организациями в установленные в решении о проведении общественного обсуждения проекта правового акта сроки.
Статья 3. Рассмотрение предложений и (или) замечаний, поступивших в ходе общественного обсуждения
1. Разработчик рассматривает поступившие в ходе общественного обсуждения предложения и (или) замечания к проекту правового акта (при их наличии).
2. Замечания и предложения, поступившие по окончании срока для внесения предложений и замечаний к проекту правового акта, установленного органом местного самоуправления города Костромы в соответствии с частью 5 статьи 2 настоящего Порядка, не рассматриваются.
3. Разработчик не позднее пяти рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения проекта правового акта осуществляет подготовку отчета о результатах общественного обсуждения проекта правового акта (далее — отчет), который содержит в себе следующую информацию:
1) сроки проведения общественного обсуждения;
2) количество участвовавших в обсуждении заинтересованных лиц и организаций, предложений и замечаний по обсуждаемым проектам правовых актов;
3) предложения и замечания, поступившие в ходе общественного обсуждения (при наличии);
4) позиция разработчика по замечаниям и предложениям, поступившим в ходе общественного обсуждения (при наличии предложений и замечаний).
4. Отчет не позднее трех рабочих дней со дня его подготовки направляется разработчиком в Комиссию, которая в течение 15 календарных дней:
1) рассматривает отчет и принимает решение о возможности принятия проекта правового акта в первоначальной редакции;
2) при наличии предложений и замечаний рассматривает отчет, оценивает предложения и замечания, поступившие в ходе общественного обсуждения, и принимает решение о необходимости доработки проекта правового акта с учетом поступивших предложений и замечаний или о возможности принятия проекта правового акта в первоначальной редакции. Отклонение замечаний и предложений должно быть мотивированным.
5. Решение Комиссии оформляется протоколом о результатах проведения общественного обсуждения, который направляется разработчику.
6. Разработчик размещает на сайте отчет и протокол о результатах проведения общественного обсуждения в срок, указанный в уведомлении о проведении общественного обсуждения проекта правового акта.
7. Разработчик при внесении проекта правового акта на рассмотрение органа, уполномоченного на его принятие, представляет вместе с проектом правового акта отчет и протокол о результатах проведения общественного обсуждения.
Приложение. Уведомление о проведении общественного обсуждения проекта правового акта
Приложение
к Порядку проведения
общественного обсуждения
проектов муниципальных правовых
актов города Костромы
Настоящим: ________________________________________________________________
(орган местного самоуправления города Костромы)
извещает о начале проведения общественного обсуждения и сбора замечаний и
предложений заинтересованных лиц, организаций в отношении проекта:
Замечания и предложения принимаются по адресу: ____________________________
в т.ч. адрес электронной почты: __________________________________________.
Сроки приема замечаний и предложений: с _______________ по _______________.
Отчет о результатах общественного обсуждения проекта правового акта и
протокол о результатах проведения общественного обсуждения будут размещены
на сайте: _________________________________________________________________
не позднее _______________________________________________________________.
Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.
Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
Начало и срок действия нормативных актов
Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
-
нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
-
время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
-
нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
-
на временные акты;
-
акты неопределенно длительного действия.
Виды нормативных актов
Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:
-
закон;
-
подзаконные акты;
-
международные законы.
Закон
Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.
Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.
Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.
Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Подзаконные акты
Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.
Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:
-
общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);
-
акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);
-
муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).
Международные законы
Особый вид нормативных актов – международные законы.
Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.
В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.
Иерархическая система нормативно-правовых актов
В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:
1) Конституция (Основной закон);
2) федеральные законы;
3) указы Президента;
4) постановления Правительства;
5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют:
а) международные договоры России;
б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.
Уровни нормативных актов
Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.
Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.
Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.
Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.
Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.
О подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009
«Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» далее – (Правила)
— Нормативные правовые акты (далее — акты), издаваемые федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ):
- Постановления
- Приказы
- Распоряжения (Издание нормативных правовых актов в виде писем
- Правила и телеграмм не допускается)
- Инструкции
- Положения
— Нормативный правовой акт может быть издан:
- совместно несколькими ФОИВ;
· одним из ФОИВ по согласованию с другими.
— Проект акта подлежит согласованию с заинтересованными ФОИВ, если:
· такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- проект акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти.
— Проект акта, оказывающий влияние на доходы или расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов → направляется в Министерство финансов РФ на заключение (срок подготовки заключения – 30 дней).
— Согласование (осуществляется ФОИВ):
- срок – 30 дней с даты поступления;
- если ФОИВ не направляет документ, подтверждающий согласование проекта акта, либо замечания к нему по истечении указанного срока → проект считается согласованным.
— Согласование оформляется ВИЗАМИ (проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника акта):
включают в себя наименование должности руководителя; наименование должности замести заместителя; личная подпись визирующего; расшифровка подписи; дата.
— При наличии возражений → проект н.п. акта визируется с замечаниями, которые:
· оформляются на бланке ФОИВ,
· подписываются соответствующим руководителем (его заместителем),
- прилагаются к указанному проекту (его копии).
— При наличии разногласий → обсуждение указанного проекта с заинтересованными ФОИВ с целью поиска взаимоприемлемого решения.
— При недостижении согласия → ФОИВ оформляют протоколы согласительных совещаний.
— При наличии неурегулированных по результатам проведенных согласительных совещаний разногласий:
1) Проект акта может быть подписан (утвержден) руководителем соответствующего ФОИВ и направлен на государственную регистрацию в Минюст России. |
2) проект акта может быть направлен Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации вместе → принимается соответствующее решение: |
|
|
А) — проект направляется на доработку; |
Б) — проект акта не нуждается в повторном согласовании с ФОИВ; |
Подготовка проекта акта
— Возлагается на одно или несколько структурных подразделений ФОИВ с учетом их функций и компетенции.
— В подготовке проекта акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти.
— Для подготовки проектов наиболее важных и сложных актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.
— Должны быть изучены:
· относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
· практика применения соответствующих нормативных правовых актов;
· научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу;
- данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.
В целях недопущения включения в проект акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, при подготовке проекта акта используется Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г.
№ 196.
Независимая экспертиза на коррупциогенность
— Осуществляется в соответствии с Правилами проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 195.
— Проекты актов, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти — разработчика проекта нормативного правового акта в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в юридическую службу этого федерального органа исполнительной власти.
— Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти при размещении проектов актов в сети Интернет, составляет не менее 7 дней.
— Подготовленный проект акта до его подписания (утверждения) должен быть:
- проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка;
- завизирован руководителем юридической службы ФОИВ.
— Акты подписываются (утверждаются) руководителем ФОИВ или лицом, исполняющим его обязанности.
— Подписанный (утвержденный) акт должен иметь следующие реквизиты:
- наименование органа (органов), издавшего акт;
- наименование вида акта и его название;
- дата подписания (утверждения) акта и его номер;
- наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
Структура акта
— Преамбула (если требуется разъяснение целей и мотивов принятия акта);
— Главы (имеются в значительных по объему актах; нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки);
— Пункты (нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют);
— Подпункты (могут иметь буквенную или цифровую нумерацию);
— Таблицы, графики, карты, схемы (оформляются в виде приложений).
Государственная регистрация актов ФОИВ
— Государственной регистрации подлежат:
· акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
· акты, устанавливающие правовой статус организаций;
· акты, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия;
- акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
— Минюст России: осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов; ведет Государственный реестр актов ФОИВ.
— Государственная регистрация акта включает в себя:
- юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации, включая проверку на наличие в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
- принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
- присвоение регистрационного номера;
- занесение в Государственный реестр н.п. актов ФОИВ.
Процедура регистрации
1) Акты после подписания (утверждения) направляются в Минюст России: — в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия / для актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера). Срок предоставления – 10 дней. |
|
К акту, представляемому на регистрацию, прилагается справка, подписанная руководителем юридической службы ФОИВ, издающего акт, содержащая:
Представленный на государственную регистрацию акт должен быть подписан (утвержден) руководителем ФОИВ (лицом, исполняющим обязанности руководителя). |
|
2) 15 дней с даты получения акта – производится государственная регистрация нормативных правовых актов Минюстом России; — срок регистрации может быть продлен Минюстом России, но не более чем на 10 рабочих дней, до одного месяца (в исключительных случаях) |
|
В регистрации акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации или (и) наличие в этом акте положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. |
|
2.1) |
2.2) — В течение суток после государственной регистрации подлинник акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Минюстом России в ФОИВ, представивший акт на государственную регистрацию. — Акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. — Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение 1 дня после государственной регистрации направляются Минюстом России: |
3) Изменения и дополнения, вносимые в акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами. |