Закон об отмене транспортного налога
Добавить в «Нужное»
Актуально на: 9 ноября 2018 г.
По общему правилу владельцы автомобилей должны уплачивать транспортный налог. И ни для кого не секрет, что отмена транспортного налога явно не огорчила бы тех, кто сейчас должен уплачивать этот налог. Так будет ли отменен?
Содержание
- Указ президента об отмене транспортного налога
- Отмена транспортного налога в России: что думает Минфин
- Отмена транспортного налога: подводим итоги
- Отменили ли транспортный налог в 2020 году
- Как и когда платить
- Отмена транспортного налога 2020 в России: подводные камни амнистии
- Транспортный налог, отмена 2020: новости Госдумы
- Почему автоналог в некоторых регионах ниже, чем в других?
- В каких регионах России наименьший ТН в 2020 году?
Указ президента об отмене транспортного налога
Не так давно ряд Интернет-изданий сообщил о том, что Президент РФ подписал указ об отмене транспортного налога. К сожалению, данная информация не соответствует действительности – подобного указа Путин В.В. не подписывал. Однако некоторые транспортно-налоговые изменения в этом году все же были. Так, недоимка физлиц по транспортному налогу (включая пени и штрафы по нему) по состоянию на 01.01.2015 признана безнадежной к взысканию (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ). То есть гражданам, у которых на эту дату числилась задолженность по транспортному налогу, по сути, простили их долги – с таких граждан налоговики не будут требовать погашения старых «транспортных» долгов.
Отмена транспортного налога в России: что думает Минфин
В Министерство финансов достаточно часто поступают письма от граждан с предложением отменить транспортный налог. Однако, по мнению финансового ведомства, отмена этого налога приведет к тому, что во избежание потерь бюджета ставки акцизов будут значительно повышены, а за этим неизбежно последует подорожание практически всех групп товаров (см., например, Письмо Минфина от 14.05.2018 N 03-05-06-04/31948).
Отмена транспортного налога: подводим итоги
Несмотря на то что депутаты периодически выступают с подобной инициативой, в ближайшее время транспортный налог вряд ли будет отменен. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что законопроект N 480908-7 (в нем предлагалось признать утратившей силу главу Налогового кодекса, посвященную транспортному налогу) был отклонен.
В связи с этим не забудьте не позднее 03.12.2018 (1 декабря – суббота) уплатить транспортный налог за 2017 год на основании полученного из ИФНС уведомления. А если у вас есть личный кабинет на сайте ФНС, то информацию о сумме транспортного налога, которую вам нужно уплатить, вы увидите там – уведомление на бумаге «владельцам» кабинета налоговики присылать, в общем случае, не должны.
Депутаты предлагают отменить транспортный налог или хотя бы упразднить его для льготных категорий. Этот сбор давно себя изжил и должен быть ликвидирован, заявил «Газете.Ru» член комитета Госдумы по транспорту и строительству Дмитрий Ионин.
«Транспортный налог — это атавизм, который должен быть искоренен. Сейчас автолюбитель вынужден платить за одно и тоже дважды: сначала он платит акциз, когда заливает бензин, а затем еще и раз в год транспортный налог.
Когда в правительстве повышали уровень акцизных сборов, то взамен обещали упразднить транспортный налог, как только сборы с бензина покроют объемы платежей по транспортному налогу. В настоящий момент годовой объем акцизных сборов по стране в шесть раз превышает аналогичный показатель по транспортному налогу, но водителям по-прежнему приходит платежка раз в год», — негодует собеседник «Газеты.Ru».
Реклама
Но регионам невыгодно отказывается от налога, иначе они потеряют часть финансирования из центра, добавляет депутат. «Даже если местные правительства и хотят отметить налог, то сделать это проблематично и дорого. Как только они отказываются от сборов, то они автоматически лишаются федеральных субсидий. Им говорят, вы сами отказываетесь от источника дохода — значит, вам и субсидии не нужны», — объясняет собеседник «Газеты.Ru».
Впрочем, по словам члена комитета Госдумы Сергея Тена, совсем отказываться от транспортного налога, учитывая, что он идет на ремонт дорожного покрытия в регионах, нецелесообразно.
«Тема эта непростая. Отменять транспортный налог нельзя, на мой взгляд.
Однако другой вопрос — предоставление каких-то льгот по его уплате, чтобы, например, стимулировать какие-то направления в автопроме.
Так, в Иркутской области, учитывая непростую экологическую ситуацию, отказались от налога на электромобили. То есть это рычаг для воздействия на экологическую обстановку в регионе», — подчеркивает парламентарий.
Также Сергей Тен считает целесообразным обсуждать предоставление льгот на уплату налога на уровне регионов различным социальным категориям — в частности, пенсионерам и многодетным.
«Кому какие льготы предоставлять, будет решаться на уровне субъектов. Все-таки 85 регионов, и в каждом своя ситуация. Мы со своей стороны в Госдуме готовы к дискуссиям и обмене опытом», — резюмировал он.
2 декабря подходит срок, когда все автовладельцы должны перечислить налог за 2018 год. Он пойдет в бюджеты регионов на ремонт дорог.
На данный момент россияне владеют около 40,5 млн легковых машин. Большинство из них маломощные. Так, 86% автовладельцев выбирают машины с мощностью до 150 лошадиных сил. Самые популярные из них — до 100 л. с. Их доля — 46,2%. На автомобили мощностью от 100 до 150 л.с. приходится 39,9%, на транспортные средства мощностью от 150 до 200 л.с. — 8,4%, от 200 до 250 л.с. — 3,6%, а машин мощностью выше 250 л.с. в стране всего 2%.
Размер транспортного налога зависит от мощности автомобиля. Так, в среднем по России налог на авто до 100 л.с. составляет 817 руб., от 100 до 150 л.с. — 2 449 руб., от 150 до 200 л.с. — 6 041 руб., от 200 до 250 л.с. — 12 712 руб., а на самые мощные авто — 34 811 руб., говорится в исследовании компании FinExpertiza, которое есть в распоряжении «Газеты.Ru».
Таким образом, средний налог на самые мощные машины в 42,6 раза выше, чем на наименее мощный и наиболее массовый сегмент,
отмечают в компании.
«В целом выше всего транспортный налог в Москве и Санкт-Петербурге — средний размер составляет 5 тыс рублей, а меньше всего налог в Кабардино-Балкарии, Тюменской области и Ингушетии — ниже порога в 1 тыс рублей», — говорит партнер компании «Вальтер Констракшн» Вадим Тедеев.
При этом в отдельных регионах пытаются собрать побольше налогов с так называемых «народных» автомобилей.
Так, в Пермском крае установили максимально возможные налоговые ставки на маломощные машины — 25 руб. за л.с. и крайне низкие ставки на престижные иномарки — всего 58 руб. за л.с. В результате в субъекте отмечается наименьший в России разрыв между средним налогом на «бедных» и «богатых» — в девять раз, говорится в обзоре.
Максимально возможные налоги с «народных» автомобилей пытаются собирать и власти Вологодской области и Республики Марий-Эл. В регионах также установлена налоговая ставка в 25 руб. за маломощные транспортные средства.
«Повышение до максимального размера ставки транспортного налога на бюджетные автомобили в Курской области привело в этом году к беспрецедентной ситуации: в связи с социальной напряженностью в регионе власти были вынуждены менять законодательство непосредственно во время налоговой кампании, в результате чего ставки для «народных» авто все-таки понизились до 15 руб. за л.с.», — пишут авторы исследования.
А вот в Оренбургской и Свердловской областям законодатели сделали наоборот и освободили от транспортного налога автомобили мощностью до 100 л.с.
Как считает Елена Трубникова, председатель совета директоров сети FinExpertiza, в ближайшее время было бы логичным вообще отменить транспортный налог.
«В условиях постоянного падения доходов населения отмена транспортного налога если не полностью, то хотя бы на автомобили до 150 лошадиных сил стала бы эффективной мерой социальной поддержки широкой категории граждан с невысокими и средними доходами»,
— считает эксперт.
«С 2008 по 2018 год размер собираемого транспортного налога вырос в три раза: изначально региональные бюджеты получали около 55 млрд рублей, сейчас сумма уплаченного транспортного налога по стране составляет более 150 млрд рублей», — говорит Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets.
Идеи отменить транспортный налог или заменить его другим сбором возникают постоянно, однако регионы этого не допустят, отмечает эксперт.
Так, Минтранс давно уже заявляет о том, что сбор в существующем виде неэффективен для поддержания дорожной инфраструктуры в стране.
«Основная причина — формула расчета налога, поскольку сейчас размер сбора зависит от мощности двигателя, а не от срока эксплуатации автомобиля. Получается, что налог платят одинаково те, кто за рулем автомобиля ежедневно, и те, кто использует его лишь изредка. Например, пенсионеры», — поясняет Деев.
Кроме того, машины в зависимости от технических характеристик и регулярности использования наносят разный ущерб дорожному покрытию, а нынешний закон этого не учитывает, подводит итог Деев.
Отмена транспортного налога в России — это одна из самых обсуждаемых тем в кругах автомобилистов. Ведь существует мнение, что сам принцип налогообложения несколько несправедливый. Еще больше подогрела споры информация о том, что президент Путин подписал закон об отмене транспортного налога в России. Так ли это на самом деле и что изменится для владельцев автомобилей, рассмотрим в этом материале.
Вопросы, связанные с регулированием транспортного налога, оговорены в главе 28 НК РФ. Также ему посвящена статья 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ, вносящего изменения в Налоговый кодекс.
Отменили ли транспортный налог в 2020 году
Довольно долгое время на различных ресурсах обсуждается информация о том, что Владимир Путин подписал указ об отмене транспортного налога. Но отменен ли транспортный налог в 2020 году на самом деле? Ответ: нет. Документ, который многие воспринимают как указ президента об отмене транспортного налога, на самом деле носит название Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ. Помимо поправок к другим статьям НК РФ, в статье 12 идет речь о признании безнадежными долгов по этому виду налоговых обязательств, которые образовались по состоянию на 01.01.2015. Следовательно, корректнее сказать, что произведена отмена долгов по транспортному налогу в 2020 году.
Налоговая амнистия будет произведена автоматически. То есть владельцам ТС не придется никуда обращаться. Если автовладелец исправно платил по всем счетам и у него нет долговых обязательств перед ИФНС, на него не распространяется действие закона № 436-ФЗ, а возврат средств из бюджета не предусмотрен. Рассчитывать на списание долга могут физические лица и индивидуальные предприниматели. Следовательно, юридическим лицам все равно придется погасить все долги.
Как и когда платить
Поскольку отмена транспортного налога в 2020 году (Путин предоставил лишь амнистию) весьма призрачна, стоит поговорить о некоторых нюансах оплаты этого взноса. Согласно существующим нормам НК РФ, оплачивать его необходимо ежегодно до 1 декабря года, следующего за отчетным. Например, за 2018 г. необходимо заплатить до 01.12.2019. Сумма сбора зависит от:
- региона проживания;
- марки и модели ТС;
- года выпуска;
- мощности двигателя.
Узнать сумму можно, воспользовавшись специальным онлайн-калькулятором на официальном сайте ФНС.
Кроме того, налоговая служба должна присылать уведомление, в котором указана сумма платежа. Отправить этот документ налоговики должны не позднее чем за 30 дней до наступления последнего срока уплаты. Получив уведомление, владелец ТС может совершить платеж. Если по каким-либо причинам уведомление не получено до 1 декабря, не стоит надеяться на то, что ФНС окончательно забыла о платеже. Рекомендуется самостоятельно обратиться к налоговикам, это позволит в дальнейшем избежать начисления пеней и штрафов. Если же уведомление получено, но владелец ТС не торопится перечислять средства, ФНС имеет право взыскать средства в принудительном порядке.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ, ФНС не может отправить уведомление более чем за три налоговых периода. То есть в нынешнем году ФНС может присылать уведомления за 2018, 2017 и 2016 годы.
Отмена транспортного налога 2020 в России: подводные камни амнистии
Амнистия по взносам за ТС коснется далеко не всех должников, как может показаться с первого взгляда. Разберемся, почему сложилась такая ситуация.
В 2020 году налоговики могут прислать плательщику уведомление, в которое могут быть включены взносы за 2018, 2017 и 2016 годы. Следовательно, суммы, не уплаченные до 2016 г., взыскать и так не получится. То есть в данном случае отмена транспортного налога (Путин подписал закон о налоговой амнистии) не имеет практического смысла.
Рассмотрим другой случай. Автовладелец не заплатил за свое ТС, и ФНС присылает соответствующее уведомление. После этого недобросовестный автолюбитель все равно не погасил долг, и его сумма стала превышать 3000 рублей. В этом случае налоговики имеют право в течение полугода обратиться в суд о взыскании средств. То есть ФНС еще сохранила право на взыскание крупных долгов. Более того, в судебном порядке может быть продлен трехлетний срок взыскания.
Если долг не превышает сумму 3000 рублей, налоговики могут в течение трех лет наблюдать за этой задолженностью. А когда она превысит установленный лимит, в течение полугода можно обратиться за взысканием.
Из этого можно сделать вывод, что амнистия коснется тех владельцев ТС, долг которых не превышает 3000 рублей.
Транспортный налог, отмена 2020: новости Госдумы
Несмотря на то, что принятый закон является лишь амнистией для должников, нельзя утверждать, что нет шансов, чтобы законодатели отменили транспортный налог в 2020 году. Ведь периодически в Госдуме поднимается этот вопрос. Например, в июне нынешнего года был внесен законопроект № 480908-7. В нем законодатели предложили отменить действие главы 28 НК РФ, а взамен включить сбор в стоимость топлива. Это позволило бы обеспечить более справедливый принцип налогообложения. Поскольку сумма уплаченного сбора напрямую бы зависела от частоты использования автомобиля. Несмотря на то, что это предложение получило весьма широкую поддержку общественности, проект был отклонен на стадии предварительного рассмотрения. Таким образом, закон об отмене транспортного налога с 2020 года в настоящее время остается лишь мечтой автолюбителей.
Единоросс Андрей Барышев внес в Госдуму проект закона об отмене транспортного налога с 2021 года. Документ (.pdf) опубликован в базе данных нижней палаты парламента.
Выпадающие доходы от отмены налога Барышев предлагает компенсировать доходами от акцизов на топливо.
Депутат полагает, что из-за эпидемии COVID-19 «часть населения значительно меньше использует транспортные средства». И, по его мнению, «для указанной части населения отмена транспортного налога будет существенной мерой поддержки» (цитаты из пояснительной записки к законопроекту).
По 104 статье Конституции РФ, законопроекты об отмене налогов можно вносить в Госдуму только при наличии заключения от правительства. В противном случае документ вернут автору. Как следует из базы Госдумы, Барышев направил на регистрацию только текст законопроекта.
Барышев стал депутатом Госдумы в 2016 году. За четыре года работы он внес 23 законопроекта, из которых пять, включая отмену транспортного налога, пока находятся на рассмотрении. Из оставшихся 18 законопроектов Барышева не принят ни один.
Единственный принятый закон, где Барышев указан как субъект законодательной инициативы, это закон о санкциях в ответ на «недружественные действия» США. Его вносили спикер Госдумы и его заместители, подписи под законопроектом поставили несколько десятков депутатов.
- Напишите нам
Время чтения: 2 минуты Дата обновления: 10 декабря 2019 г. Евгения Иванова, юрист Развернуть
Размер транспортного налога (ТН) зависит от налоговой ставки, а так как регионы РФ устанавливают ее самостоятельно, то автоналог на идентичные автомобили в разных частях страны может существенно отличаться. Самый маленький транспортный налог в России платят в Крыму и в Ингушетии. Низкие ставки на авто установлены в Томской и Магаданской обл., а также в Севастополе.
Подробнее о регионах с самыми низкими налогами на ТС, читайте в статье ниже.
Почему автоналог в некоторых регионах ниже, чем в других?
Базовая формула расчета автоналога едина на всей территории РФ:
-
ТН = (Кол-во л.с.) х (Налоговая ставка).
Несмотря на общую формулу, ТН в разных частях страны может существенно отличаться. Происходит это по той причине, что субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать ставки автоналога.
К примеру, владелец легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с., проживающий в Санкт-Петербурге, ежегодно уплачивает автоналог в размере 2400 руб. А владелец точно такой же машины в Севастополе платит почти в 5 раз меньше — всего лишь 500 руб. в год. Все потому, что ставка в Санкт-Петербурге равна 24 руб. за лошадиную силу, а в Севастополе — 5 руб.
Так, жители городов, где установлен низкий транспортный налог, выплачивают суммы в разы меньше, чем автовладельцы с высокими ставками. А иногда не платят налог вовсе, как, например, владельцы легковых машин мощностью менее 100 л.с. в Оренбургской области, где ставка на такие авто равна нулю.
В каких регионах России наименьший ТН в 2020 году?
Для наглядного сравнения, в каком регионе России самый низкий транспортный налог, мы составили таблицу. Здесь вы можете посмотреть, как отличаются ставки на легковые автомобили мощностью до 100, от 100 до 150 и более 250 л.с..
Регион | Налоговая ставка (руб.) за единицу лошадиных сил | ||
---|---|---|---|
Мощность до 100 л.с. | 101 — 150 л.с. | Более 250 л.с. | |
Оренбургская обл. | 0 | 15 | 150 |
Республика Крым | 2,5 — 5 (в зависимости от года выпуска) | 3,5 — 7 (в зависимости от года выпуска) | 25 — 50 (в зависимости от года выпуска) |
Республика Ингушетия | 5 | 7 | 40 |
Севастополь | 5 | 7 | 100 |
Томская обл. | 6 | 10 | 85 |
Республика Хакасия | 6 | 15 | 100 |
Магаданская обл. | 7 | 10 | 45 |
Забайкальский край | 7 | 10 | 65 |
Еврейская АО | 6 (до 80 л.с.)8 (80 — 100 л.с.) | 14 | 110 |
Республика Тыва | 7 | 11 | 98 |
Чеченская Республика | 7 | 11 | 91 |
Республика Дагестан | 8 | 10 | 105 |
Г. Москва | 12 | 25 | 150 |
Г. Санкт-Петербург | 24 | 35 | 150 |
Посмотреть актуальные ставки автоналога других областей России .
Таким образом, в 2020 году самый маленький автоналог установлен в Крыму. Здесь за автомобиль менее 100 л.с., с года выпуска которого прошло более 20 лет, автовладельцы выплачивают налог по ставке всего лишь в 2,5 руб.
Минимальная ставка за авто мощностью более 250 л.с. действует в Ингушетии — одна лошадиная сила такого авто обойдется в 40 руб., что почти в 4 раза меньше, чем в Москве или Санкт-Петербурге.
Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди! Вам понравилась статья? x