Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Закон о полиции статья

29.07.2020 by admin

Главная → Статьи → Когда медицинское учреждение должно раскрыть врачебную тайну?

Имеет ли право медицинское учреждение предоставлять сведения, составляющие врачебную тайну, по запросам органов полиции в связи с проводимой проверкой зарегистрированных заявлений о преступлении, по запросам судебного пристава-исполнителя о нахождении на стационарном лечении должника, в отношении которого возбуждено исполнительное производство? В каких случаях должны представляться медицинские документы (подлинники или копии) по запросам органов дознания, следствия, суда и прокуратуры?

1. Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации” информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188, в числе которых названа и врачебная тайна. Исходя из содержания п.п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон № 323-ФЗ) врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. При этом разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, не допускается.

На основании ч. 3 ст. 13 Закона № 323-ФЗ передача сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только с согласия гражданина или его законного представителя. Предоставление таких сведений без такого согласия возможно, в частности, по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно (п. 3 ч. 4 ст. 13 Закона № 323-ФЗ). По смыслу приведенной нормы подобные запросы возможны либо в рамках возбужденного уголовного дела, либо уголовного судопроизводства, либо на стадии исполнения уголовного наказания. При этом перечень лиц, которые вправе обращаться в медицинские учреждения с такими запросами, сформулирован исчерпывающим образом. Полиция в этом списке не поименована.

Данная норма корреспондируется с положениями уголовно-процессуального законодательства, устанавливающего, что уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель (ч. 1 ст. 21 УПК РФ). Требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Однако это не означает, что медицинская организация не должна высылать истребуемую информацию по запросам должностных лиц полиции. Так, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции” (далее – Закон № 3-ФЗ) полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности.

Как видим, в приведенной норме особо оговорено право должностных лиц полиции получать сведения, относящиеся к персональным данным, под которыми понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу – субъекту персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных”, далее – Закон № 152-ФЗ). Причем это могут быть и специальные категории персональных данных, включая сведения о состоянии здоровья гражданина (ч. 1 ст. 10 Закона № 152-ФЗ).

В ч. 4 ст. 13 Закона № 3-ФЗ установлено, что данные требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в этом требовании, но не позднее одного месяца с момента его вручения (смотрите, к примеру, решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 (Извлечение)). Однако требование должностного лица полиции будет обязательным только в том случае, если оно мотивировано, то есть в нем должны быть указаны основания запроса.

К сожалению, действующее законодательство не содержит требований к содержанию и форме подобного запроса. Полагаем, что в нем в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения: для каких целей необходима конфиденциальная информация о пациенте (проверка заявления, сообщения о происшествиях и т.п.), регистрационный номер, под которым в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (приложение № 1 к приказу МВД России от 29.08.2014 № 736) зарегистрировано заявление или сообщение о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, дата его регистрации, норма права, на основании которой делается запрос (правовое основание), наименование должности, фамилия, имя, отчество и подпись должностного лица, направившего запрос.

Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях установлен приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях”.

Вряд ли может быть признан запрос мотивированным, если запрашиваемая информация отсутствует у медицинской организации (смотрите, например, постановление Куйбышевского районного суда г. Самары Самарской области от 11.08.2014) или не относится к уголовному делу, делу об административном правонарушении, иному зарегистрированному происшествию, а сформулирован, например, «в связи со служебной необходимостью” и т.п. Так, например, Верховный Суд Республики Башкортостан счел, что запрос сотрудника полиции об информации, составляющей врачебную тайну гражданина, не был связан с расследованием или судебным разбирательством уголовного или административного дела в отношении него, а также с проверкой зарегистрированных заявлений граждан о совершенных этим гражданином преступлении или административного правонарушения, а потому признала его противоречащим действующему законодательству (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13.06.2013 по делу № 33-7315/2013). Такой же вывод содержится в решении Ленинского районного суда г. Уфы от 03.04.2013 по делу № 2-196/13, решении Ногайского районного суда Республики Дагестан от 29.04.2014 по делу № 2-134-14.

Таким образом, при поступлении в медицинскую организацию письменного мотивированного запроса от органов полиции организация обязана предоставить запрашиваемые сведения, в том числе содержащие персональные данные пациентов.

Обратим внимание, что если истребуется медицинская документация для проведения экспертизы, то документы должны предоставляться в оригиналах. Это следует, в частности, из п. 67 приказа Минздравсоцразвития от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации”, где сказано, что исследование заверенных копий документов допускается только в случае невозможности исследовать оригиналы медицинских документов по письменному разрешению органа или лица, назначившего экспертизу. В п. 7 постановления Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека” также предписано, что медицинские документы, представляемые для судебно-медицинской экспертизы, должны быть подлинными. В иных случаях, на наш взгляд, таковыми могут быть и надлежащим образом заверенные копии отдельных медицинских документов, выписки, справки и т.п.

2. В отношении запросов, поступающих от судебных приставов-исполнителей, отметим, что их право обрабатывать специальные категории персональных данных граждан, в том числе и получать их, закреплено в п. 7 ч. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ, в силу которого обработка таких персональных данных без согласия субъектов персональных данных допускается, если она осуществляется в числе прочего и в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Из положений п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах” (далее – Закон № 118-ФЗ), п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 01.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве” (далее – Закон № 229-ФЗ) следует, что судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения исполнительных документов вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки (смотрите письмо Федеральной службы судебных приставов от 14.11.2011 № 12/01-27776-ТИ «О направлении запросов в отношении должников по специальной категории персональных данных”). Пунктом 1 ст. 14 Закона № 118-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

При этом надлежит учитывать, что одним из принципов обработки персональных данных является ограничение их обработки достижением конкретных, заранее определенных и законных целей и недопустимость обработки персональных данных, не совместимой с целями их сбора. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки (ч.ч. 2, 5 ст. 5 Закона № 152-ФЗ).

Аналогичные предписания содержит и ч. 1 ст. 12 Закона № 118-ФЗ, согласно которой судебный пристав-исполнитель получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов и лишь в объеме, необходимом для этого. Поэтому передаваемые судебному приставу-исполнителю персональные данные пациентов медицинской организации не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Законом № 152-ФЗ (ч. 3 ст. 64 Закона № 229-ФЗ).

Ответ подготовил: Амирова Лариса, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества

Обращаем внимание медицинских учреждений на то, что с 1 июля 2017 года пациент может потребовать электронный больничный

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 449-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 46-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 апреля 2008 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дняофициального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 12-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

  • актуально
  • законодательство

Законопроект о расширении полномочий полицейских вызвал бурные обсуждения. Зачем это нужно, как отразится на деятельности сотрудников органов внутренних дел, на жизни и безопасности людей? Между тем ряд экспертов отмечают: всё своевременно, ведь Федеральный закон «О полиции» не менялся почти десять лет. Нынешние поправки направлены на усиление гарантий защиты прав и интересов граждан, совершенствование практической деятельности полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. Кроме этого, уточняются и детализируются обязанности стражей правопорядка.

Содержание

    • Норма не может быть вечной
    • С учётом ситуации
    • Прав больше — ответственность сильнее
    • В случае угрозы нападения
    • Влияние современных технологий
    • Опасения понятны, но необоснованны
    • Главное — в чьих руках полномочия
  • ПРОЕКТ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН «О ПОЛИЦИИ» — ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Норма не может быть вечной

Законотворчество — настолько всеобъемлющий и сложный процесс, что без регулярной корректировки отдельных положений того или иного правового акта нормативная база попросту перестанет работать. Реальная жизнь стремительна, предугадать, как будет складываться ситуация через пять-десять лет, просто невозможно. А она меняется и требует своевременного реагирования со стороны законодателей.

Можно, конечно, чтить историю и сохранять действие документов, принятых несколько веков назад, которые сегодня вызывают лишь улыбку. Лидером здесь является старая добрая Англия, где дань традициям зачастую преобладает над здравым смыслом. Потому там до сих пор членам парламента нельзя входить в Палату общин в рыцарских доспехах. Этот закон появился ещё в 1313 году, и с тех пор его никто не отменял. Другие примеры: в Честере разрешено стрелять в валлийцев в пределах городских стен только после полуночи, а в Лондоне наёмные такси обязаны возить мешок овса или тюк сена.

Стараются не отставать и США. Например, в штате Огайо нельзя гладить кошек утюгом, смотреть на портрет президента, если вы слепой, а женщинам запрещено выщипывать брови за рулём. В Арканзасе до сих пор существует закон, который был написан в 1800-х годах. В нём говорится, что муж имеет право бить жену, но только один раз в месяц.

Вряд ли кто-то всерьёз относится к таким документам сегодня. И набивать подобными бессмысленными статьями и без того толстые фолианты правовых сборников, наверное, нецелесообразно. Наша страна из того и исходит: законодательство должно быть чётким, лаконичным, актуальным, то есть полностью соответствовать реалиям современной жизни общества.

С учётом ситуации

Однако вернёмся к более серьёзному вопросу, а именно к законодательству, касающемуся деятельности российских органов внутренних дел.

Ныне действующий Закон «О полиции» за время существования претерпел некоторые изменения. Большая часть внесённых поправок носила косметический, то есть редакционный, лингвистический характер, которые не меняли по существу положения документа.

Пожалуй, наиболее значимые новеллы внесены в конце прошлого и начале нынешнего года. В октябре 2019-го президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон, предоставляющий сотрудникам полиции право объявлять гражданам предостережения. Соответствующие изменения внесены в 13-ю статью ФЗ «О полиции». А в нынешнем январе Госдума приняла поправки в этот нормативный акт. Согласно им на полицейских законодательно возлагается обязанность осуществить телефонный звонок родным и близким человека, которому оказывается неотложная медицинская помощь, и сообщить, в какую больницу направлен пострадавший.

Расширено и право гражданина на звонок.

Теперь задержанному с момента времени, указанного в протоколе, необходимо предоставить в течение трёх часов телефон для осуществления звонка родным и близким, включая братьев, сестёр и иных родственников.

Ранее связаться можно было только с супругами или родителями. В новой редакции Закона «О полиции» также появился пункт, обязывающий стражей правопорядка уведомлять письменно собственников земельных участков и нежилых помещений о факте проникновения сотрудников в связи с задержанием подозреваемых в совершении преступлений, спасения жизней граждан, их имущества и обеспечения общественной безопасности.

Недавние поправки, как видим, касались в основном обеспечения прав граждан. Полномочия же и обязанности самих полицейских оставались прежними. Между тем в нынешних условиях и эти вопросы нуждаются в пересмотре. Потому и возникла необходимость в очередных, уже более глобальных изменениях в федеральный закон.

Прав больше — ответственность сильнее

В чём же конкретно заключаются предложенные нововведения? Их несколько, и сегодня они вызывают немало споров, как в экспертной среде, так и в обществе в целом. В СМИ и открытых источниках можно найти достаточно откликов. Однако в данной ситуации гораздо полезнее выслушать тех, кто не только разбирается в правоохранительной тематике, но и непосредственно участвует в деятельности полиции. Именно такие люди стали гостями радиостанции «Милицейская волна» и высказали в эфире своё мнение об основных новеллах, которые предлагается внести в Федеральный закон «О полиции».

Полицейским будет разрешено представляться задержанному уже после прекращения им опасных, то есть угрожающих жизни и имуществу, противоправных действий.

В настоящее время в соответствии с частями 4 и 5 статьи 5 Федерального закона «О полиции» сотрудник при обращении к гражданину или в случае обращения к нему гражданина обязан представиться (назвать свои должность, звание, фамилию).

На практике возникают ситуации, когда необходимо действовать незамедлительно (например, при пресечении преступления). Поэтому предлагается разрешить сотруднику представляться после завершения активной фазы подобных событий. Допустим, сразу после пресечения противоправных действий, когда угроза жизни или здоровью самому сотруднику либо другим гражданам миновала.

— Мы с вами прекрасно понимаем, что в деятельности правоохранительных органов оперативность принятия решений крайне важна, — комментирует Юрий Шаркович, лидер Общественного движения «Гражданин», — особенно, когда совершаются преступления, которые сотрудник полиции должен пресечь. Зачастую эти секунды на представление могут стоить жизни не только стражу правопорядка, но и лицу, которому необходима помощь. И давайте не забывать: после задержания сотрудник органов внутренних дел всё равно представится. То есть мы не лишаемся этого, но и получаем возможность оперативно реагировать на экстренную ситуацию.

В случае угрозы нападения

Полицейским будет разрешено применять обнажённое оружие не только в случае, если задерживаемый пытается его выхватить, но и в других ситуациях, когда действия последнего расценены как угроза нападения.

Сегодня в соответствии со статьёй 24 ФЗ «О полиции» полицейский имеет право обнажить огнестрельное оружие, а если потребуется, то и применить его в определённых случаях. К примеру, если при задержании злоумышленник отказывается подчиниться и стремится сократить расстояние, указанное сотрудником с обнажённым огнестрельным оружием, либо пытается прикоснуться к оружию.

Однако до сих пор не учитывался такой фактор, как угроза нападения. Допустим, несмотря на все предупреждения стража правопорядка, правонарушитель замахивается на него либо старается ослепить. Конкретизированная редакция нормы разрешит полицейскому, не дожидаясь наступления тяжких последствий, воспринимать действия как угрозу нападения и применять огнестрельное оружие.

— Данные изменения ожидаемые, — подчёркивает Владислав Гриб, ректор Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, доктор юридических наук, профессор.- До сих пор наша полиция имеет гораздо меньше прав, чем зарубежные коллеги. Тем более даже у Росгвардии по ряду направлений их больше, нежели у сотрудников органов внутренних дел. Кроме того, изменения не носят радикальный характер, такие стандарты существуют во всех западных странах.

— Я приветствую представленные поправки, которые наделяют полицейского правом применять оружие в случае угрозы нападения на него, — говорит Владимир Химаныч, ответственный секретарь Региональной общественной организации «Гражданская безопасность».- На мой взгляд, они запоздали на много лет. Сотрудник полиции должен быть с точки зрения права гарантирован от какого бы то ни было преследования, в случае если применение им оружия является совершенно необходимой мерой.

— В социальных сетях большое количество видео, в которых нарушители фактически нападали на сотрудников полиции, — добавляет Юрий Шаркович. — Единственный вопрос, который у нас возникал: «Почему же они не применили табельное оружие?» Считаю, что введение такого правового инструмента сохранит жизни полицейским, гражданам, и у нарушителей лишний раз возникнет тысяча вопросов: «А стоит ли ему совершать те действия, которые повлекут применение табельного оружия?»

Влияние современных технологий

Полицейским будет разрешено при блокировании территорий (участков местности) досматривать граждан, проходящих в эти зоны, и отказывать им в проходе, если они отказываются от досмотра.

Сейчас полиция имеет право осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе в общественные места или на объекты, где проводятся публичные и массовые мероприятия, а также не допускать туда лиц, отказавшихся подвергнуться такому осмотру (пункт 18 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции»).

Законопроектом уточняются полномочия сотрудников, закреплённые в статье 16, связанные с реализацией такой меры, как оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов. Предлагается определить нормы, которые полицейский будет иметь право применить. В частности, осматривать граждан и автомобили, в том числе с помощью технических средств. Это позволит воспрепятствовать перемещению в зону оцепления предметов, свободный оборот которых запрещён или ограничен.

— Технологии развиваются быстрыми темпами, к сожалению, не отстаёт и преступное сообщество, — говорит Игорь Борисов, член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

— Полагаю, что поправки в Закон «О полиции» как раз направлены на борьбу с современными преступлениями, это касается и досмотра автомобилей. В частности, каршеринг зачастую используется злоумышленниками.

Также сегодня появилась возможность организовывать массовые публичные мероприятия, что тоже требует особого подхода органов внутренних дел. Техника достигает таких высот, что полицейский должен проводить досмотр именно на месте, иначе могут погибнуть люди. Поправки вполне правомерны и необходимы.

Опасения понятны, но необоснованны

Полицейским будет разрешено вскрывать автомобили в отсутствие их владельцев для предотвращения преступлений, обеспечения безопасности граждан и при массовых беспорядках. Автовладельцы должны быть уведомлены о вскрытии в течение 24 часов.

Такое право необходимо для спасения жизни граждан, с которыми произошёл несчастный случай или имеется угроза здоровью, для обеспечения общественной безопасности, в том числе при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, проверки сообщения об угрозе теракта. В полицейской практике нередки случаи, когда подозреваемые в совершении преступления (например, угона) пытаются скрыться, а при их обнаружении блокируют двери машины. Бывает, что родители на длительное время оставляют своих детей в салоне автомобиля и тем самым подвергают их опасности. В этих ситуациях задержать злоумышленника или спасти ребёнка можно только вскрыв транспортное средство.

Аналогичное полномочие в настоящее время предоставлено войскам национальной гвардии Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»).

— Опасения граждан, вызванные нагнетанием в некоторых СМИ, в целом понятны, но я считаю, что они необоснованны, — делится мнением Алексей Забелин, ректор Московского финансово-юридического университета (МФЮА).

— Для законопослушного человека при внесении изменений в закон никаких негативных последствий я не нахожу, так как полиция обязана проинформировать владельца и не допустить посторонних лиц к машине.

Полицейским будет разрешено вскрывать автомобили в присутствии их владельцев для предотвращения преступлений, при подозрении на наличие предметов, запрещённых к обороту, при подозрении на управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Согласно части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции» органы внутренних дел имеют право осуществлять личный досмотр граждан, их вещей и транспортных средств при наличии данных о том, что эти люди имеют при себе оружие, взрывчатые вещества или наркотики. Данные полномочия необходимы для задержания подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, предотвращения противоправных действий, а также проверки сообщений об угрозе террористического акта.

На практике случается, что владелец автомобиля, остановленного с целью пресечения преступления или административного правонарушения, блокирует двери и не выполняет законные требования сотрудников. Если поправки примут, то у полицейских будет полное право принудительно вскрывать транспортные средства.

— В случае совершения административного правонарушения, преступления или иных противоправных действий мы, как правило, обращаемся в полицию, — подчёркивает Виктор Блажеев, ректор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — Обеспечить своевременную и эффективную защиту полицейские смогут только в том случае, если у них будет достаточный объём полномочий.

Спикер уверен, что обсуждаемые поправки как раз и призваны восполнить этот пробел. Что касается вскрытия транспортных средств, то такие жёсткие меры существуют во многих странах мира — США, Германии, Южной Корее, Скандинавских государствах.

Главное — в чьих руках полномочия

Предлагается установить норму о том, что полицейский не подлежит преследованию за действия, совершённые при выполнении обязанностей, возложенных на полицию.

Это положение призвано стать дополнительной гарантией правовой защиты сотрудника органов внутренних дел. Если его действия в полной мере соответствовали требованиям Конституции и законов Российской Федерации, какая-либо ответственность исключается.

— Ожидания граждан от законопроекта самые разные. Кому-то поправки нравятся, кому-то не очень, — считает Константин Абрамов, генеральный директор Фонда ВЦИОМ. — Но не это главное. Важнее, как на деле станут применяться предоставленные полиции права, насколько полно они будут реализованы. И здесь главное — в чьих руках эти полномочия.

— Предлагаемые поправки в Закон «О полиции», прежде всего, основаны на анализе правоприменительной деятельности органов внутренних дел, — отмечает Анатолий Кучерена, председатель Общественного Совета при МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. — Он позволил прийти к выводу, что существует ряд серьёзных проблем в части эффективного осуществления органами внутренних дел своих полномочий. Должен сказать, что этот законопроект в первую очередь направлен на усиление гарантий граждан в защите их прав и законных интересов. Понятно, что с принятия Закона «О полиции» прошло более девяти лет. За этот период произошло достаточно много изменений, в том числе в Уголовно-процессуальный кодекс и другие законы и подзаконные нормативные акты. Те предложения, поправки, которые сегодня предлагаются, на мой взгляд, своевременны и необходимы.

…В заключение добавим, что на протяжении нескольких лет уровень доверия граждан к правоохранительным органам находится на достаточно высоком уровне, превышающем пятидесятипроцентную отметку. По этому показателю полиция находится рядом с такими общественными и государственными институтами, как средства массовой информации, церковь, армия, которые неизменно пользуются наибольшим одобрением людей.

Большинство наших граждан признаются: в трудной ситуации обращаться будут не к родственникам, не к знакомым, а к полицейским. В ответ же они вправе быть уверенными, что на помощь им всегда придут люди, готовые пожертвовать собой ради их безопасности и спокойствия.

Предлагаемые изменения в Закон «О полиции» прорабатывались с 2018 года на основании обобщения практики, предложений общественных и ветеранских организаций, граждан.

***

По мнению экспертов, вводимые нормы могут привести, с одной стороны, к повышению эффективности работы полицейских, с другой — повлиять на повышение уровня безопасности в обществе.

***

Цена отставания закона от требований времени и общепринятых в мире норм становится несоизмеримо велика: только в прошлом году при исполнении служебных обязанностей погибли 59 сотрудников полиции, 3,5 тысячи получили ранения.

Вернуться в раздел

После длительного обсуждения 7 февраля 2011 года был принят Федеральный закон «О полиции». Прежний закон «О милиции», принятый в 1991 г., когда были другое время, государство и условия жизни, откровенно устарел. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, для охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Каковы основные направления деятельности полиции? Их достаточно много. Прежде всего предупреждение преступлений и административных нарушений; выявление, пресечение и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц и похищенного имущества. Далее пресечение административных правонарушений и производство по этим делам; охрана общественного порядка; обеспечение безопасности дорожного движения. Естественно, контроль за оборотом оружия, за частной детективной и охранной деятельностью, а также охрана имущества и объектов по договорам. Наконец, государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов; оказание помощи гражданам, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав и законных интересов.

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Как должен выглядеть и вести себя полицейский при обращении к гражданину? Сотрудник полиции обязан назвать свою должность, звание, фамилию, а по требованию предъявить и служебное удостоверение. После этого он сообщает причину и цель обращения. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Если к сотруднику полиции обратится гражданин, то полицейский должен представиться, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать и принимать участие в их деятельности. Вместе с тем он должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством РФ, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а от полиции — информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции.

При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах были образованы общественные советы, которые призваны обеспечивать согласование общественно значимых интересов российских граждан, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции.

Полиция в своей деятельности должна использовать достижения науки и техники, информационные системы, системы связи и передачи данных, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В порядке, установленном законодательством РФ, она использует электронные формы приема документов, уведомления о ходе оказания государственных услуг, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

При документировании эта структура использует технические средства, средства фото- и видеофиксации обстоятельств совершения преступлений и административных правонарушений, в том числе в общественных местах. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

При каких обстоятельствах полицейский может проверить документы у граждан? Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» сотрудник имеет право проверить документы, удостоверяющие личность граждан, в случае, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

На какой срок полиция может задержать гражданина? Порядок и основания для задержания подробно регламентированы в ст. 14 указанного закона, в ней говорится, что полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. О задержании составляется протокол, в котором указываются должность, фамилия и инициалы оформляющего его сотрудника, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица. Последний в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

На каких основаниях полицейский может проникнуть в жилье и иные помещения, на земельные участки и территории? Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища, иных помещений и на земельные участки, принадлежащие гражданам и организациям. Поэтому проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, принадлежащие гражданам, занимаемые организациями, допускается в случаях, предусмотренных российским законодательством, а также:

  • 1) для спасения жизни граждан (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
  • 2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  • 3) для пресечения преступления;
  • 4) для установления обстоятельств несчастного случая. При проникновении в жилые и иные помещения, а также на земельные участки, принадлежащие гражданам и организациям, сотрудник вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения, на земельные участки, территории и осмотру находящихся там объектов и транспортных средств. О каждом случае проникновения в жилые и иные помещения в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения, информируются собственники этого помещения и (или) проживающие там граждане, если проникновение было осуществлено в их отсутствие. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов письменно уведомляется прокурор.

Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, полицейский при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также применять иное не состоящее па вооружении полиции оружие.

Из вышесказанного, естественно, возникают вопросы: кто такой сотрудник полиции, каковы его полномочия? В ст. 25 Федерального закона «О полиции» сказано: сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание. Ему выдается служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером и нагрудный знак.

Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет федерального бюджета, на которой как раз и размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать его личность. Он имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств, а также подлежит обязательной гражданской дактилоскопической регистрации.

Отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.

Каковы специальные звания сотрудников полиции} Им присваиваются следующие звания:

  • 1) рядовой состав — рядовой полиции;
  • 2) младший начальствующий состав младший сержант полиции, сержант полиции, старший сержант полиции, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции;
  • 3) средний начальствующий состав — младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции, капитан полиции;
  • 4) старший начальствующий состав — майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции;
  • 5) высший начальствующий состав — генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции, генерал полиции Российской Федерации.

Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными.

При каких условиях гражданам следует предоставлять полицейским личный автотранспорт и мобильный телефон? Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток, наряду с прочим, имеет право использовать, в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства и мобильные телефоны, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия.

Выполняя обязанности и реализуя права, предоставленные полиции, сотрудник полиции выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

При этом он подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или поручения, явно противоречащего закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).

Каковы правила поступления на службу в полицию?

На службу в полицию имеют право поступать граждане не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком

Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел. На каждого сотрудника оформляется личное дело и он принимает Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Для российского гражданина, поступающего в полицию, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности, на замещение которой он претендует, устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев. На период испытания указанный гражданин назначается на соответствующую должность стажером. Срок испытания засчитывается в стаж службы в полиции.

Сотрудникам полиции устанавливается нормальная продолжительность служебного времени не более 40 часов в неделю. Однако в случае необходимости они могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, что компенсируется предоставлением им отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели или, по их желанию, это время может быть присоединено к ежегодному оплачиваемому отпуску, а также (по желанию) выплачена денежная компенсация.

Жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежит обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. При получении им в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие, равное 60-кратному размеру оклада денежного содержания, установленного на день выплаты пособия.

Обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет федерального бюджета посредством предоставления ему служебного помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами. Сотрудник-полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня его вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.

Несомненно, данный закон послужит нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и предназначен как раз для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, а также для противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Вместе с тем в прессе были отмечены и определенные недостатки закона, а именно: многим гражданам кажется очень расточительным смена понятия «милиция» на понятие «полиция». Ведь только для перемены названия различных органов потребуется значительное количество средств. А люди останутся в основном те же. Многие указывают также на то, что принятие данного закона несколько запаздывает. Если сократить лишь тех, кто по разным причинам не справляется со своими обязанностями, то кем их заменить? Значительные возможности имела армия. Но она за последние годы уже сокращена. Демобилизованные офицеры в основном уже трудоустроены. Поэтому здесь нужны какие-то нестандартные решения.

Согласно юридическим правилам вновь принимаемый закон должен быть подкреплен соответствующими подзаконными актами. В связи с этим 1 марта 2011 г. было подписано сразу семь указов Президента РФ для того, чтобы Федеральный закон «О полиции» начал работать. Эти указы регламентируют структуру МВД России и службу в органах внутренних дел. Полиция перестанет отлавливать призывников, доставлять в вытрезвители пьяных, «кошмарить» рыночных торговцев и выполнять еще свыше четырех десятков побочных задач, отвлекаясь от самой главной, а именно — охраны людей от преступников.

Согласно этим указам определяется, чем должно заниматься МВД России. Практически каждый главк, департамент, управление получили задачу и очерченный круг обязанностей. Здесь же расписана и новая структура данного ведомства. Дается инструкция, что и как обязана делать полиция при работе с населением. Детализируется работа типового территориального органа внутренних дел. Причем не только разъясняется взаимоотношение полицейских и населения, но и порядок внутренней службы. Определены права и обязанности по отношению друг к другу начальников и подчиненных, а также степень их ответственности. Перечисляются функции и обязанности полицейских, порядок создания, реорганизации и даже ликвидации полицейских подразделений. Наконец, чтобы не было разночтений, в последнем указе отменяется ряд прежних законодательных и нормативных актов в правоохранительных органах.

Кроме того, в указах сказано, как будут утверждаться высшие должностные лица. При Президенте РФ создается комиссия из 13 человек, руководителем которой станет глава Администрации Президента. Именно данная комиссия будет решать прямым голосованием, достоин ли тот или иной генерал продолжать службу. Сама процедура переаттестации должна была завершиться к 1 июня 2011 г. Определено, что число полицейских, гражданских служащих и вольнонаемных работников в системе М В/1 России должно быть на 1 января 2012 г. 1 106 472 человека. Из них собственно аттестованных сотрудников, т.е. носящих погоны и оружие, — 907 630 человек. Достаточно подробно посчитаны все высшие должности МВД России, в том числе сколько, в каком подразделении и даже регионе должно быть генералов. Кадровая и функциональная оптимизация МВД призвана решить не только узкие внутриведомственные, но и социальные проблемы. Ведь избыточные функции полиции не только осложняют работу этого ведомства, но и с избытком порождают коррупцию. Тогда как недостаточные — способствуют ее неэффективности. Потому руководство государства стремится выработать новые критерии оценки результативности работы полицейских подразделений. Самое главное, отменит «палочная система», ориентированная на волевое количество раскрытых преступлений, под которой скрывалось множество правонарушений. За счет развития информационных технологий предполагается минимизировать прямые контакты полицейских с населением. Даже регистрировать заявления и обращения граждан и представлять услуги планируется в электронном виде. В итоге полицейские не будут вязнуть в бумагах, а напрямую займутся борьбой с преступностью .

Основными критериями оценки результативности работы полиции стали качество и законность. Выделено 72 индикатора, характеризующих 9 основных направлений деятельности. Все параметры рассчитываются на основе государственной и ведомственной статистической отчетности. Их сбор и обобщение происходит в автоматизированном режиме с использованием единой интегрированной информационно-телекоммуникационной системы МВД России. При этом обязательно будет учитываться мнение населения, причем на основе независимых источников социологической информации.

К сожалению, и данная достаточно основательная реформа проблем внутренних дел пока не приносит предполагаемых результатов. И главная причина такого положения дел заключается в отсутствии действенных рычагов государственного и общественного контроля. Полицейские все еще живут и действуют в условиях вседозволенности и правового произвола. В цивилизованных странах эту проблему решает как раз система контролирующих органов -прокуратура, служба собственной безопасности, различные внешние и внутренние государственные ревизии, общественные контролирующие структуры и пр. У нас она в должной мере не работает.

В правоохранительные органы, как правило, идут люди с повышенным порогом агрессивности. А поскольку полицейские на своей трудной, низкооплачиваемой и ненормированной работе постоянно имеют дело с изнанкой жизни, проявляются профессиональные особенности — цинизм, жестокость, алкоголизация и т.д. Требование начальства постоянно улучшать показатели ставит человека перед выбором: эффективность или законность. Коррупционная система, куда еще попадают нормальные сотрудники, оказывает на них корпоративное давление, вынуждая либо стать таким же, либо уйти.

Заявление руководства МВД о том, что в ходе аттестации полиция очистилась от всех нечистоплотных сотрудников, явно расходится с реальным положением дел. Очевидно, что за столь короткий срок подобного обновления произойти не могло. Полицейский беспредел все еще имеет место. Запятнавшие себя сотрудники, прозванные в народе «оборотнями в погонах», по-прежнему проявляют бесчеловечное отношение к пострадавшим, различные формы издевательств над людьми — все это, к сожалению, сопровождает деятельность и нынешней полиции.

Доверие граждан к полиции близко к нулю. Для реальной модернизации МВД необходимо создать парламентскую комиссию с широчайшими полномочиями, в том числе и с правом лишать должностей и назначать генералитет министерства и региональных ведомств. Тем, кто в итоге отобран в штат, стоит радикально поднять зарплату в 5-6 раз и предоставить многочисленные привилегии, которые страшно будет потерять. По мнению ученых и практиков, России, так же как это имеет место в других странах, обязательно нужны шерифы с широчайшими полномочиями по охране порядка. Их можно найти не в полицейской сфере, а выдвигать из народа и выбирать из числа гражданских людей.

ПРОЕКТ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН «О ПОЛИЦИИ» — ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Страница 4 из 7
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Статья 14. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и
огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом.
2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные и самооборонительные средства для пресечения преступлений и других правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции, если ненасильственные способы не обеспечивают исполнения возложенных на сотрудника полиции обязанностей.
3. Применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должно предшествовать предупреждение о намерении их использовать.
4. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о намерении использования физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если промедление в их использовании непосредственно будет угрожать жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции или приведет к другим тяжелым последствиям.
5. Во всех случаях, когда невозможно избежать применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, сотрудник полиции обязан стремиться, по возможности, причинять наименьший моральный материальный и физический вред.
6. При причинении телесных повреждений или ранений в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.
7. О получении травмы и увечий или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан доложить своему непосредственному начальнику для уведомления прокурора.
8. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в кратчайшие сроки, но не более 24 часов, уведомит родственников или близких лиц гражданина.
9. Применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с превышением полномочия влечет за собой установленную законодательством Республики Таджикистан ответственность.
10. Сотрудники полиции, сотрудники других правоохранительных министерств и ведомств, курсанты и военнослужащие, осуществляющие борьбу с преступностью, не привлекаются к уголовной ответственности за нанесение лицу морального, материального и физического ущерба, если они применят физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие обоснованно и в установленном настоящим Законом порядке.
11. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
12. Перечень специальных средств и огнестрельного оружия, применяемые сотрудниками полиции, а также порядок их использования устанавливается и одобряется Министром внутренних дел Республики Таджикистан.
13. Вооружение полиции специальными средствами, которые могут нанести ранения/травмы или служат источником неоправданного риска, запрещается.
Статья 15. Применение специальных средств
1. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении полиции, в следующих случаях:
— для отражения нападения на граждан и сотрудника полиции;
— для предотвращения сопротивления сотруднику полиции;
— для задержания лица, застигнутого (попавшего в руки) при совершении преступления, и пытающегося скрыться;
— для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они окажут вооруженное сопротивление;
— для доставления задерживаемых лиц в полицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключению под стражу, когда они своим
поведением дают основание полагать, что могут совершить побег, либо могут причинить вред окружающим или себе, или могут оказать противодействие сотруднику полиции;
— для отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства, принадлежащие гражданам, государственным и общественным органам, предприятиям, учреждениям и организациям, для освобождения насильственно удерживаемых преступниками лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
— для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций;
— для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться;
— для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления.
2. В качестве специальных средств могут применяться:
— резиновые палки/дубинки — в случаях, предусмотренных пунктами 1,2 и 7 части первой настоящей статьи;
— слезоточивый газ — в случаях, предусмотренных пунктами 1,2,4,6 и 7 части первой настоящей статьи;
— наручники (в случаях отсутствия наручников, сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания), предусмотренные пунктами 2, 3, 4 и 5 части первой настоящей статьи;
— светозвуковые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 4, 6 и 7 части первой настоящей статьи;
— средства остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктом 8 части первой настоящей статьи;
— водомёты и бронемашины (только по указанию начальника полиции с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения) — в случаях, предусмотренных пунктами 4, 6 и 7 части первой настоящей статьи;
— служебные собаки — в случаях, предусмотренных пунктами 1,2,3,4 и 5,6,7 и 9 части первой настоящей статьи;
— электрошоковые устройства в случаях, предусмотренных пунктами 1,2,3,4 и 7 части первой настоящей статьи;
— средства, уничтожающие преграды — в случаях, предусмотренных в пунктах 6 и 7 части первой настоящей статьи;
— специальные окрашивающие средства — в случаях, предусмотренных в пунктах 3, 7 и 9 части первой настоящей статьи;
— лошади — в случаях, предусмотренных в пунктах 3 и 7 части первой настоящей статьи;
— резиновые пули — в случаях, предусмотренных в пунктах 1, 2, 3 и 7 части первой настоящей статьи.
— принадлежности для ушиба (ранения), а также симуляторы огнестрельного или холодного оружия;
3. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видными признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного действия, угрожающего жизни и здоровью людей, или отчетливо соучаствуют в подобных правонарушениях. А также разрешается применение специальных средств для обеспечения общественного порядка при организации несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирований.
4. В случае необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник полиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

Статья 16. Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции в качестве крайней меры имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

— для защиты граждан от нападения, а также для освобождения заложников;
— для отражения группового или вооруженного нападения на работника полиции, других лиц, выполняющих обязанности или общественный долг по охране общественного порядка;
— для отражения группового или вооруженного нападения на жилые помещения граждан, на важные и охраняемые объекты, помещения государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, для отражения нападения на дежурную часть органов внутренних дел;
— для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, либо застигнутого при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступника, совершающего или совершившего побег из-под стражи, а также вооруженного лица, отказывающего выполнить законное требование о сдаче огнестрельного оружия;
— для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящие в распоряжении/на вооружении полиции;
— в отношении лиц, чьи активные действия всеобщего созыва мобилизованы/направлены для нападения на граждан и сотрудников, охраняющие общественный порядок, а также на важные и охраняемые инфраструктуры, здания государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности;
— для отражения нападения лиц, нацеленные на использование имущества или легковоспламеняющиеся или рассыпные средства, и это может создать угрозу спокойствию и безопасности граждан, общества и государства.
2. Применению огнестрельного оружия за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом должно предшествовать предупреждение о намерении его применить.
3. Без предупреждения огнестрельное оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, речных судов, имуществ, легковоспламеняющихся и рассыпных средств, при побеге из-под стражи с огнестрельным оружием либо с использованием транспортных средств,
побеге лиц, находящихся под стражей из транспортных средств во время их движения, а также для освобождения заложников.
4. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими нападения, оказания вооруженного сопротивления, совершения группового либо вооруженного нападения, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
5. Сотрудник полиции имеет право использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:
— для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель ставит под реальную угрозу жизнь и здоровье граждан и не подчиняется законным требованиям сотрудников полиции остановиться;
— для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан;
— для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
6. Во всех случаях применения огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан принять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, а также уведомления их родственников или законных представителей.
7. О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник полиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа полиции по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия, а в случае гибели или ранения граждан немедленно сообщить прокурору.
8. Сотрудник полиции не привлекается к уголовной ответственности в ходе выполнения служебных обязанностей при соблюдении требований настоящего Закона.

Статья 17. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные статьей 16 настоящего Закона основания для его применения.
2. Попытки лица, задерживаемого сотрудником полиции, с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметом, которым можно нанести физический вред, либо приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, а равно попытка завладения оружием сотрудника полиции либо совершение внезапных или других опасных действий, либо без разрешения сотрудника полиции взятие какого-то предмета из своей одежды, что может быть истолковано сотрудником полиции как угроза насилия и реальная опасность для жизни, предоставляют сотруднику полиции право применить огнестрельное оружие в соответствии с настоящим Законом.

16.01.2017 17:39 18139 Проект закон РТ «О полиции»

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes