Закон о государственных пенсиях 340
Содержание
- Расчет пенсии: три закона для расчета пенсии по старости в 2018 году
- Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
- Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
- Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
- 24 декабря 2009 08:37
- У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Расчет пенсии: три закона для расчета пенсии по старости в 2018 году
Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.
В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.
1. Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
2. Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
3. Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
Выводы
Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.
Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.
Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.
Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.
Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.
Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.
Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.
Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:
— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;
— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);
— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);
— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);
— и другие периоды.
Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).
В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:
1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;
2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.
С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:
РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.
Согласно Закону, пенсия включает две части:
1) базовая часть – 450 руб.;
2) страховая часть – 1053 руб.
В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.
Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.
Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.
Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.
Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.
Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.
Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.
Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.
Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.
Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.
Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.
Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.
С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.
Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:
1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;
2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.
Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).
Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.
1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.
С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.
В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.
Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).
В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.
Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.
2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.
Страховая пенсия по старости формируется по формуле:
Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата
Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.
При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).
Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).
Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).
Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).
При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.
Выводы
Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.
Также государство субсидирует затраты на ЖКХ, превышающие 22 % от совокупного дохода. Таким образом, у среднего пенсионера после оплаты средних услуг ЖКХ остаются средние 7000 рублей. Если ситуация не изменится кардинально, в ближайшие годы средний пенсионер, проживающий в средней квартире, сможет после оплаты коммунальных услуг тратить на своё усмотрение около 130 % прожиточного минимума. Не могу сказать, что этого более чем достаточно, но зная то, что нам в наследство от либералов 90х осталось куча долгов и пустой пенсионный фонд, результат выглядит вполне неплохо и внушает здоровый оптимизм.
Для тех, кто забыл или не знал, напомню, что после распада СССР гиперинфляция и скачущий курс доллара поставили пенсионеров на грань выживания. Так, в 1995 году средняя пенсия составляла около 48 долларов в месяц, при этом её могли ещё и задержать. После обвала рубля в 1998 году стало ещё хуже. На момент ухода Ельцина в отставку средний российский пенсионер получал всего лишь 29 долларов в месяц.
Кроме того, смена государственного строя повлекла за собой огромное количество проблем с расчётом трудового стажа.
В советское время учет стажа происходил по трудовым книжкам и по архивам кадровых служб предприятий. В момент обращения за назначением пенсии в России многие люди внезапно обнаруживали, что:
- отдельные записи в трудовой признавались не читаемыми/не действительными;
- подтвердить запись справкой из архива предприятия было сложно, так как оно могло оказаться развалившимся или заграничным;
- архив мог исчезнуть или сгореть: полностью или частично;
- иногда данные могли быть утеряны на одного конкретного работника.
В результате человек терял часть стажа, что приводило к существенному понижению пенсии.
Кроме того, изменение порядка учета стажа в СССР и современной России привело к неоднозначности учета «трудового стажа» для периодов беременности и декретного отпуска, а также для периода учета обучения в высших учебных заведениях (студенты и аспиранты).
Отдельным негативным фактором девяностых стала массовая работа «без трудовой», которая негативно сказалась на размерах пенсий работников, которые выходили на пенсию уже в новом тысячелетии.
С 2000 по 2012 год средние пенсии в долларовом исчислении выросли более чем десятикратно, с учётом инфляции — более чем в пять раз. Если в 1999 году средняя пенсия составляла мизерные 449 рублей, то уже 2000 году она поднялась до 700 рублей, в 2005 году выросла до 2’364 рублей, а в 2010 достигла отметки в 7’476 рубля. На 2013 год,как я уже говорил, средняя пенсия составляет 10’400 рублей.
Теперь перейдем к нашим расчетам. В прошлый раз, натуральной единицей у нас был литр бензина, но так как мы сейчас говорим об очень «специфичной» группе населения, а именно пенсионерах, то многим из них, если не большинству, глубоко параллельно сколько литров бензина они могли купить в 1999 и сейчас. Поэтому, мы изменим нашу натуральную единицу на товар или товары из так называемой «социальной корзины». Для удобства будем называть нашу натуральную единицу словом — набор.
Итак, в набор для среднестатистического пенсионера, я выбрал
1) Говядина бескостная, кг
2) Куры (кроме куриных окорочков), кг
3) Яйца куриные, 10 шт.
4) Хлеб ржаной, ржано-пшеничный, кг
5) Крупа гречневая-ядрица, кг
6) Картофель, кг
Напомню, что мы не суп готовим, и не пытаемся посмотреть сколько булок хлеба, кг мяса или картошки может себе позволить пенсионер, а пробуем высчитать среднюю пенсию в натуральном выражении, поэтому в основу берутся продукты из разных категорий, которые входят в разряд повседневных, ибо главный МИФ «всепропальщиков» в том, что «подавляющее большинство наших пенсионеров шарятся по помойкам и сдают бутылки с олимпийской символикой «Сочи -2014″». Конечно, говоря о ситуации с пенсиями в конце 90х и на заре 2000х, так и хочется в этот «набор» добавить бутылку водки, но? во-первых, это против правил этого замечательного ресурса, а, во вторых, как гласит народная мудрость: «ПИТЬ НАДО МЕНЬШЕ!!!». Кстати, хотел вместо этого добавить литр молока, но на Росстате какая-то неразбериха с этим, с 1999 по 2009 есть «молоко цельное пастеризованное 2,5-3,2%», а после, данные пропадают, и уже есть только «молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,5%», которое отличается и по цене и по вкусу.
И вот мы получаем график роста цен по данным продуктам за соответствующий период.
По-моему, очень наглядно, и выбор продуктов достаточно справедлив, хотя, я думаю, в комментариях будет много советов по поводу того, что следовало бы включить в данный набор, а что следует исключить. Ну, собственно, «будем посмотреть», в принципе ничего не мешает читателям сделать такой же график самим или поделиться со мной данными, или просто дать совет.
Как мы видим рост цен был неравномерен для разных продуктов, больше всего подорожало мясо, значительнее всего вверх ушла цена на говядину, затем идет курица.
Теперь мы сделаем следующее, просуммировав цены на продукты по годам, мы узнаем стоимость одного набора в отдельно взятый год, затем, мы делим среднюю пенсию на стоимость набора, и в итоге получаем среднюю пенсию выраженную в нашей «натуральной единице». Я считаю, что это даже более справедливо, чем наши расчеты среднедушевых доходов в литрах бензина, так как в наборе представлены товары из разных ценовых ниш.
Итак, мы получаем стоимость одного набора в рублях с 1999 по 2013 годы.
Теперь, имея данные о средних пенсиях за такой же период, выразим пенсии в нашей новой «натуральной единице».
Вопросы есть? Для меня все понятно, в реальном выражении в 2013 года в сравнении с 1999 годом пенсии выросли в 5 раз. Причем, если исключить из набора такой продукт как говядина, то разница будет в 7 раз, но это будет нечестно, так как существует целый список товаров, которые подорожали как и мясо, поэтому разница в 5 раз — наиболее объективный результат.
Я не считаю пенсию наших дедов и отцов большой, или даже справедливой, в том плане, что в советские годы они заложили для нас вами прочный фундамент, ресурс прочности которого, позволил нашей стране после 10 лет «нового смутного времени» достаточно стремительно не только встать на ноги, но и достаточно уверенно идти вперед. Кто-то не согласится, но это… ну, в общем, вы меня поняли)))
П.С. 1. Как я и обещал в начале статьи, выкладываю расчеты среднедушевых доходов выраженных в «наборах».
Важно заметить, что тут мы используем набор №2 — такой же как и первый, но только туда мы добавили цену на бензин.
Итого, мы получаем, что в 2012 году среднедушевые доходы населения в сравнении с 1999 годом выросли в 3,2 раза, напомню, что высчитывая доходы только в бензине, мы получили цифру в 3,5 (или 3,42 если быть точным). Несоответствие, как говорится, «в рамках погрешности».
П.С 2. Вопрос людям хорошо знающим зарубежную историю.
Есть ли в истории такая страна, которая своими силами(!!!) за 13 лет вылезла из той ямы в которой мы оказались в конце 90х? Если есть, то какой ценой?
Просто часто приводят в пример СССР в начале 30х, или его развитие в послевоенные годы, так же приводят послевоенную Германию, и посткризисные США. По моему, в каждом из этих случаем были применены «исключительный меры», как насильный труд репрессированных, вывоз всего ценного из побежденной страны, в особенности станки и другое оборудование, бешеные кредиты дабы не допустить сферу влияния СССР на Западную Германию или обычная война, которую сами организовали, а на продажах оружия воюющим сторонам поднять промышленность и поправить экономические дела. Жду ваших примеров.
24 декабря 2009 08:37
На прошлой неделе жители Тункинского района смогли напрямую, благодаря видеоконференцсвязи, задать вопросы специалистам Отделения Пенсионного фонда России по Республике Бурятия. Как выяснилось в ходе видеоконференции, сейчас граждан больше всего волнует, насколько увеличится их пенсия в связи с валоризацией – повышением величины расчетного пенсионного капитала получателям трудовых пенсий, имеющим стаж работы в «советское время». Еще один наиболее актуальный вопрос – как повлияют дополнительные страховые взносы на размер будущей пенсии. Представляем вниманию читателей обобщенные вопросы и ответы, прозвучавшие на видеоконференции. На вопросы отвечала заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда России по РБ Татьяна Жарчинская.
Майер Антонида Владимировна:
До пенсии шесть лет, как будет начисляться пенсия? Будут ли влиять на размер пенсии добровольные страховые взносы?
— Размер трудовой пенсии зависит от стажа, исчисленного в календарном порядке до 01.01.2002г., от отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране за один и тот же период и от страховых взносов, имеющихся на индивидуальном лицевом счете застрахованных лиц. Добровольные страховые взносы повлияют на размер пенсии, так как дополнительно будет назначена накопительная часть пенсии.
Программа государственного софинансирования трудовой пенсии стартовала в 2009 году. Она дает возможность гражданам увеличить будущую пенсию за счет собственных добровольных взносов на накопительную часть пенсии, а также за счет софинансирования государства и работодателей.
Если гражданин откладывает в накопительную часть своей будущей пенсии от 2 000 до 12 000 руб. в год, государство внесет на его индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде Российской Федерации такую же сумму.
Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года. Она рассчитана на 10 лет с момента перечисления гражданином первого взноса.
При наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛС ЗЛ), получающего пенсию за выслугу лет, установление накопительной части трудовой пенсии по старости производится по достижении общеустановленного возраста.
И каждый год с 1 июля, следующего за годом, на который приходится ее назначение или перерасчет, будет производиться индексация этой части пенсии с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений.
Лицам, осуществляющим работу, после назначения накопительной части трудовой пенсии по старости один раз в три года производится перерасчет размера указанной части трудовой пенсии по старости с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части ИЛС, за период, истекший со дня назначения указанной части трудовой пенсии по старости, либо со дня последнего перерасчета ее размера.
Расскажите о валоризации. Какова будет сумма начисления на примере?
— При валоризации увеличению будет подлежать страховая часть трудовой пенсии, исчисленная с учетом стажа и заработка до 01.01.2002 года:
— на 10 процентов всем гражданам, имеющим стаж до 01.01.2002г.
И сверх того дополнительно на один процент за каждый полный год стажа, отработанного в «советский период» — до 01.01.1991г.
Абрамова Анна Михайловна:
Отработала на Крайнем Севере 18 лет. При валоризации будет ли по «северному» стажу начисляться 1 год как 1,6 месяцев или 1 год будет учтен за год?
— При валоризации «северный» стаж будет учтен в календарном порядке как наиболее выгодный для Вас вариант.
У Вас имеется «советский» стаж 13 лет 8 месяцев – при валоризации увеличение страховой части трудовой пенсии составит 13 + 10 = 23 %.
Шубин Николай Дмитриевич:
Что такое валоризация?
— Валоризация – разовое увеличение, «переоценка» пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 года. Валоризация позволит увеличить с 01.01.2010 года размер трудовой пенсии, посредством повышения расчетного пенсионного капитала, сформированного по состоянию на 1 января 2002 года, из которого рассчитана Ваша страховая часть пенсии.
Валоризация осуществляется в отношении всех застрахованных лиц и получателей трудовых пенсий (пенсионеров), имеющих общий трудовой стаж до 01.01.2002г.
Валоризация будет применяться ко всем трудовым пенсиям независимо от вида (по старости, по инвалидности, по СПК, страховой части трудовой пенсии военных пенсионеров, если они имеют «гражданский» стаж до 2002 года). Важно, чтобы у граждан имелся стаж работы до 01.01.2002г.
Валоризация (повышение) величины расчетного пенсионного капитала получателям трудовых пенсий будет произведена одномоментно с 01.01.2010г. в беззаявительном порядке на основании документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР в районах Республики Бурятия по месту получения пенсии в автоматизированном режиме.
Увеличению будет подлежать доля страховой части трудовой пенсии, исчисленная по состоянию на 01.01.2002г. с учетом стажа и заработка до указанной даты (т.е. расчетный пенсионный капитал), но без учета страховых взносов:
На 10 процентов всем гражданам, у кого есть трудовой стаж до 01.01.2002г. независимо от его продолжительности и независимо от даты выхода на пенсию:
И сверх того дополнительно на один процент за каждый полный год стажа, отработанного в «советский» период времени – до 1 января 1991 года. При этом никаких ограничений продолжительности трудового стажа для валоризации не существует.
У Вас имеется 29 полных лет «советского» стажа. При валоризации увеличение страховой части трудовой пенсии составит 29 + 10 = 39 %.
Демин Петр Степанович:
Насколько увеличится пенсия при валоризации?
— У вас имеется 45 лет «советского» стажа. При валоризации увеличение страховой части трудовой пенсии составит 45 + 10 = 55 %.
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно положениям статьи 15 указанного закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 по нормам статьи 30 действовавшего ранее Федерального закона № 173-ФЗ. В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. При этом следует учитывать, что согласно нормам пункта 12 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ может применяться порядок подтверждения заработка, а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного Федерального закона, т.е. применяются нормы действовавшего до 1 января 2002 г. Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон от 20.11.1990 № 340-1).
Статьей 100 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 предусмотрено, что в заработок для исчисления трудовой пенсии включаются все виды выплат (доходов), полученных в связи с выполнением работы (трудовой деятельности, служебных обязанностей), на которые начислены страховые взносы в ПФР. Кроме того, учитываются три вида выплат, на которые страховые взносы не начисляются:
— денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период прохождения службы;
— пособие по временной нетрудоспособности;
— стипендия, выплачиваемая за период обучения (статья 91 Закона).
В составе заработка для исчисления пенсии следует учитывать только те виды выплат, с которых производились отчисления взносов в Пенсионный фонд Российской федерации, а за период до 01.01.1991г. отчисления взносов на государственное социальное страхование.
Начисление страховых взносов на государственное социальное страхование, начисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, производилось с учетом утвержденных в соответствующие периоды Перечней выплат, на которые не начислялись страховые взносы на государственное социальное страхование и в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В составе заработка после 01.01.2001г. учитываются все виды выплат (дохода), включаемые в соответствии со ст. 237 Налогового кодекса в налоговую базу для исчисления единого социального налога.
Таким образом, в состав заработка включаются все виды выплат (доходов), на которые до 01.01.2002 начислялись взносы на государственное социальное страхование, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, единый социальный налог.
Управление Пенсионного фонда
У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2008 г. Судья Кинчарова О.Е.
05 февраля 2008 года г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.
судей Николаевой Р.И. и Аладина П.К.
рассмотрела дело по кассационной жалобе П*** Л.И. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 декабря 2007 года, по которому постановлено:
П*** Л*** И*** отказано в удовлетворении иска к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в *** об обязании произвести перерасчет трудовой пенсии за период с 01.01.2002 по 30.11.2007 и взыскании в связи с этим недополученной трудовой пенсии за период с 01.01.2002 по 30.11.2007 в размере 42 966 руб. 61 коп.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
П*** Л.И. обратилась в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Ульяновской области о перерасчете трудовой пенсии и взыскании задолженности.
В обоснование своих требований указала, что ей исчислили трудовую пенсию по состоянию на 01.01.2002 в размере 1443 руб. 74 коп., неправильно применив действующее пенсионное законодательство. Исчисление трудовой пенсии производилось без учета 32 лет страхового стажа, отработанного в районах Крайнего Севера, без учета районного коэффициента, начислявшегося к заработной плате в размере 1,5, без учета повышенного отношения заработков 1,7. В результате недоплата пенсии на указанную дату составила 459 руб. 52 коп.
Органы Пенсионного фонда РФ самовольно уменьшили ей районный коэффициент с 1,5 до 1,4 и повышенное отношение заработков определили по заведомо недостоверным сведениям. В результате ежемесячной недоплаты пенсии за период с 01.01.2002 по 30.11.2007 образовалась задолженность в сумме 42 966 руб. 61 коп.
Просила обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии в соответствии с пенсионным законодательством и выплатить указанную задолженность.
Суд привлек в качестве соответчика Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) *** и в удовлетворении иска отказал.
В кассационной жалобе П*** Л.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить и удовлетворить заявленные ею требования. При этом ссылается на те же доводы, которые были приведены ею в исковом заявлении. Кроме того, указывает, что при расчете ее пенсии должен быть применен стажевый коэффициент в размере 0,72, а повышенное отношение заработков – 1,7. Вывод суда об установлении стажевого коэффициента в размере 0,67 сделан без учета требований п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», который определяет, что трудовая пенсия назначается по достижении женщинами возраста 45 лет, если они имеют страховой стаж 15 лет. О применении повышенного отношения заработков в размере 1,7 суд в решении не упоминает, хотя она такое требование заявляла. Суд недостаточно исследовал представленные материалы, изучил их поверхностно, что привело к принятию не соответствующего закону решения.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Материалами дела установлено, что пенсия П*** Л.И. была назначена Печенегским отделом социального обеспечения Мурманской области с 24.03.1985 в соответствии с п. 16а, п. 91-92 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 ранее общеустановленного пенсионного возраста (для женщин — 55 лет) — в связи с 15-летней работой с вредными условиями труда — под землей (Список № 1 производств, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173).
Размер пенсии истицы в различные периоды времени был определен и рассчитан в соответствии с законом, действующий на тот период.
До 01.02.1998 пенсия П*** Л.И. рассчитывалась с применением льготного порядка исчисления стажа работы на Крайнем Севере из расчета – 1 год за 1 год и 6 месяцев. Общий трудовой стаж при этом составлял 48 лет 01 месяц 01 день. Трудовой стаж был учтен по состоянию на 31.05.1990, заработок – за период с 01.01.1978 по 31.12.1982.
С 01.02.1998 в связи с вступлением в силу Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.1997 № 113-ФЗ П*** Л.И. был произведен перерасчет пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера, поскольку по нормам Федерального закона № 113-Ф3 от 21.07.1997 размер ее пенсии по старости был выше. Указанный расчет предусматривал учет стажа в календарном исчислении (ст. 3 Закона, п. «б») ст. 7 Закона «О государственных пенсиях в РФ» в редакции закона от 21.07.1997 № 113-ФЗ). У истицы стаж в календарном исчислении составил 32 года.
Статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2002 года, осуществлена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле, в которой одной из составляющих является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 данной статьи.
Пунктом 2 статьи установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле, одной из составляющих которой является стажевый коэффициент, составляющий для застрахованных лиц 0,55 и повышающийся на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
Другой составляющей данной формулы является отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, которое для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
При этом пункт 2 статьи 30 содержит также указание о том, что если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что для Мурманской области, в которой проживала и работала П*** Л.И., постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 (во исполнение Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. № 620) централизованно был установлен районный коэффициент 1,4.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что оценка пенсионных прав Пестовой Л.И. была обоснованно произведена органами ПФР с учетом стажевого коэффициента 0,67 (0,55 + 0,01 за 12 лет трудового стажа, превышающего 20 лет), а также с учетом отношения заработков – 1,4 и задолженности по выплате пенсии у ПФР перед П*** Л.И. не возникло.
Довод кассационной жалобы о том, что при расчете размера трудовой пенсии П*** Л.И. должно применяться повышенное отношение заработков -1,7, является неверным, поскольку основан на неправильном толковании закона.
Как указано выше, пунктом 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» специально оговорено, что если на северной территории установлены разные районные коэффициенты, то при конвертации пенсионных прав применяется коэффициент к заработной плате для непроизводственных отраслей.
На территории Мурманской области действовали районные коэффициенты 1,4, 1,7, 1,8. Районный коэффициент для непроизводственных отраслей установлен в размере 1,4. Поэтому, даже несмотря на то, что реально к заработной плате Пестовой Л.И. в период ее работы в Мурманской области применялся районный коэффициент 1,5, пенсия ей в силу п. 2 ст. 30 закона может быть назначена лишь с применением отношения заработков 1,4.
Другой довод кассационной жалобы о том, что на основании п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» при расчете размера трудовой пенсии истицы должен применяться стажевый коэффициент в размере 0,72, также нельзя признать обоснованным.
Пункт 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливает порядок расчета стажевого коэффициента лишь с применением указанного в данной норме общего трудового стажа: для мужчин – не менее 25 лет, для женщин – не менее 20 лет.
Другие нормы пенсионного закона, предусматривающие право на досрочное назначение пенсии с сокращенным сроком страхового стажа, при решении вопроса об определении стажевого коэффициента применены быть не могут.
Поэтому то обстоятельство, что П*** Л.И. вышла на пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста при наличии 15 лет трудового стажа, не влияет на расчет ее стажевого коэффициента и не дает основания для повышения ее стажевого коэффициента с учетом 17-летнего превышения продолжительности трудового стажа.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, расчет размера пенсии истицы, в том числе обоснованность применения при расчете отношения заработков в размере 1,4 и стажевого коэффициента в размере 0,67 является верным и не противоречит пенсионному законодательству.
Кроме того, правильность исчисления размера пенсии истице с учетом названных составляющих неоднократно была предметом рассмотрения судебных инстанций и подтверждена вступившими в законную силу судебными постановлениями.
В силу изложенного, решение суда соответствует требованиям закона и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия