Яма ГОСТ
Да, как бы это комично ни звучало – существует государственный стандарт, определяющий возможные размеры неровностей на дорожном полотне. ГОСТ под номером 50597-93 – на ямы на дорогах – один из многочисленных стандартов в перечне, принятом в 2018 для действенного функционирования транспортной сферы страны.
В 2018 Государственные стандарты, касающиеся эксплуатации дорог, в настоящем году изменились – допустимый размер ям на дороге увеличился на несколько сантиметров по всем трём параметрам. Теперь, согласно ГОСТу, ямы на улицах и автодорогах считаются не приемлемыми, если:
— длина составляет 15 сантиметров и более
— ширина превышает 60 сантиметров
— глубина более 5 сантиметров
Те, кто имеет непосредственное отношение к автомобильному транспорту, уверенно говорят: ямы, которые новый стандарт признаёт допустимыми и определяет как необязательные для немедленного ремонта, могут нанести довольно серьёзный ущерб состоянию машины. Допустимые размеры по ГОСТу не должны превышать параметры колёс автомобиля – только в этом случае преодоление преград на дороге в виде выбоин не нанесёт ущерб состоянию машины.
Размеры безобидных ям, установленных ГОСТом, при попадании в дорожно-транспортное происшествие, не позволят владельцу машины получить материальную компенсацию за поломки, полученные вследствие попадания колёс в неровности. Однако при нарушении требований ГОСТа выплату в 2018 всё-таки возможно получить.
Если доверять статистике, наличие неровностей на дорожном полотне является одной из наиболее распространённых причин, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия. Каждая пятая авария случается именно из-за попаданий автомобильных колёс в ямы – фактора, не зависящего напрямую от водителя. Если неприятность произошла, и виной ДТП стала выбоина, водитель должен точно знать, как ему поступать в такой ситуации. Первое, что необходимо предпринять после аварии – зафиксировать нанесённые машине повреждения. Второй шаг – очень важный – определить размеры ямы. Опытные водители знают – помимо огнетушителя и медицинских принадлежностей в машине неплохо иметь рулетку или сантиметровую ленту – на случай возникновения именно таких ситуаций. Если измерительного прибора под рукой не оказалось, можно воспользоваться предметом, имеющим постоянный размер – например, выразить габариты выбоины в спичечных коробках или сигаретных пачках.
ГОСТ определяет допустимый размер неровностей – если какой-либо параметр измеряемой рытвины превышает оглашённый стандартом – это повод для вызова Инспекции безопасности и получения материальной компенсации за причинённый вред. Работники ГИБДД должны сообщить название и координаты компании, обслуживающей в 2018 участок дороги с недопустимыми параметрами ям для последующего предъявления ей иска. Наиболее вероятным получение выплаты станет при отсутствии знаков, сообщающих о неровностях на дороге, ремонте полотна и других обстоятельствах, отклоняющихся от нормы. Водителю, попавшему в дорожное происшествие, нужно обязательно проконтролировать занесение сведений о размерах ямы в протокол.
Кроме государственных стандартов, определяющих допустимые размеры ям на дорогах, существуют и другие нормы, посвящённые функционированию автомобильной сферы. Водителям необходимо ознакомиться с ними, и в случае нарушения стандартов вовремя подать иск и получить компенсацию. Такие нормы регулируют функциональное состояние искусственных препятствий – лежачих полицейских. Если его покрытие пришло в негодность или одна из частей выпала, дальнейшее использование лежачего полицейского недопустимо. Дорожные ГОСТы контролируют и высоту канализационных люков – частой причины повреждения автомобильного днища. Крышки могут выступать над дорогой на высоту не более 2 сантиметров.
ГОСТ на ямах на дорогах – явление, которое можно считать полезным – при нарушении стандартов допустимых размеров водитель в 2018 не только может получить компенсацию за причинённый автомобилю вред, но и считаться невиновным в дорожном происшествии. Однако, учитывая размеры, обозначенные стандартом как безобидные для состояния машины, чтобы гарантированно получить выплату за ущерб из-за ямы, водителям советуют оформить соответствующую страховку.
Вопрос: Известно, что дорожное покрытие вокруг факультетов в Петергофе, а именно Ректорский проезд, Новожиловский проезд и Аллейная улица, находятся в неудовлетворительном состоянии. В мае 2013 года Вы ответили на вопрос про дороги: «…дороги, расположенные рядом со зданиями факультетов проходят по земле, не принадлежащей СПбГУ.В этой связи СПбГУ не имеет права заниматься ее благоустройством, особенно – тратить на это бюджетные средства.» И порекомендовали обратиться в городскую администрацию.
В июле мою жалобу по поводу состояния вышеуказанных дорог рассмотрели в ОМВД России по Петродворцовому району г. СПб. В письме от 31.07.2013 мне ответили: «…Отделом МВД 16.07.2013г. проведена проверка состояния улично-дорожной сети по указанным адресам. В ходе обследования выявлено неудовлетворительное состояние дорожного покрытия улиц.
…Заказчиком строительства вышеуказанных дорог является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» и улицы находятся на обслуживании СПбГУ, так как указанные дорожные объекты после окончания строительства не были переданы в казну г. Санкт-Петербурга…Вместе с тем в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», п. 20 ст. 13 Федерального закона «О полиции», п. 1 и п.3.1.1, п.3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 отдело! м ГИБДД по Петродворцовому району инициировано предложение в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Правительсва г. Санкт-Петербурга о введении временных ограничений вплоть до полного закрытия движения по выше указанным бесхозным улицам, так как эксплуатационное состояние дорог не отвечает требованиям стандарта.»
Ответ проректора по эксплуатации материально-технической базы Васильева Геннадия Сергеевича: По Вашему вопросу о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга, а именно Ректорский проезд, Новожиловский проезд и Аллейная улица, сообщаю, что действительно заказчиком строительства вышеуказанных дорогв 60-80х годах прошлого века являлся Ленинградский государственный университет, ныне — СПбГУ. Однако, права университета на данные участки тогдашнее руководство не оформило.
Как известно, бюджетные учреждения имеют право осуществлять закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации только на объекты и сооружения, принадлежащие СПбГУ.
Сообщаю Вам, что на территории Петродворцового учебно-научного комплекса в собственность СПбГУ оформлено всего два земельных участка:
1. зеленая зона, ограниченная Ботанической ул, Ульяновской ул, Новожиловским проездом и Ректорским проспектом;
2. территория, ограниченная Ботанической ул., Ректорский проезд, Университетский проспект.
Причем, проезжие части этих земельных участков не включены в территории собственности СПбГУ.
Согласно п. 130 (б) п VIII Устава СПбГУ в установленном порядке может выступать государственным заказчиком только при осуществлении капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения строек и объектов Федеральной собственности, находящихся в оперативном управлении университета.
Таким образом, СПбГУ не вправе вести работы на площадях, не принадлежащих Университету, а следовательно не имеет право тратить федеральные средства на благоустройство, не принадлежащих ему территорий и восстановление дорожно-транспортного покрытия. Это действует в Российской Федерации уже несколько лет.
В 2008 году большая часть земельных участков, на которых находятся здания СПбГУ, не были соответствующим образом оформлены. За последние 5 лет значительная часть всех земельных участков, на которых находятся здания СПбГУ, юридически правильно оформлены. Информирую Вас, что оформление прав СПбГУ на земельные участки проводится в соответствии со ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 гола № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В силу указанного закона земельные участки, на которых отсутствуют здания (сооружения), находящиеся в собственности РФ и в оперативном управлении СПбГУ, а также территории за пределами таких объектов недвижимости, не может быть передана в постоянное (бессрочное) пользование СПбГУ.
Сообщаю Вам, что администрация СПбГУ пытается решить данную проблему восстановления дорожного покрытия улиц в Петродворцовом районе Петербурга рядом со зданиями СПбГУ. Отправлены обращения с вопросом по восстановлению асфальтового покрытия к губернатору Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, к главе муниципального образования г. Петергофа М.И. Барышникову и к главе администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга Д.А. Попову.
В настоящее время администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга признала, пока, правда, неофициально, что дороги и проезды вблизи зданий СПбГУ придется чинить и содержать городу. Началась так называемая паспортизация Ректорского проезда, Библиотечной пл. и ряда других объектов. Паспортизацией называется процесс оформления технических документов, описывающих состав и состояние дороги. Эту работу начала районная администрация, которая планирует постепенно привести дороги в надлежащее состояние.
На сегодняшний день, 29 Сентября 2020 года, по законодательному регулированию размеров ям и выбоин на дорогах актуален ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Данный ГОСТ заменил собой устаревший аналогичный документ 1993 года и актуален на сегодня.
Статья обновлена 28.10.2019 года, после вступления в законную силу Р 50597-2017 вместо устаревшего.
Максимальные размеры ям и выбоин на дорогах предусмотрены в ГОСТе в его разделе 5.2 требований к состоянию покрытия дорог и их эксплуатационным характеристикам. Всё, что Вам нужно знать об этом, прописано в таблице 5.3 этого правового акта. Но понять простому автолюбителю этот пункт ой как непросто!
Вот так выглядит только одна её часть, касающаяся обычной ямы:
Ранее существовало простое ограничение для всех ям:
3.1.2 Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.
Если хотя бы по одному из параметров яма больше, то она не соответствовала старому ГОСТу. Новый же разделяет все недочёты дорог на следующие:
- выбоины, просадки (ямы) и проломы,
- такие же повреждения, но с требованиями на участке дороги длиной 100 метров,
- сдвиги и волны,
- гребёнки,
- колеи,
- выпотевания,
- отклонения крышки люков, рельса…
Но главное, всё это в разрезе различных типов дорог, которые рядовой автолюбитель на месте определить будет не в состоянии.
Если Вы пробили колесо, подвеску или повредили другие компоненты кузова и агрегатов автомобиля, а яма не соответствует ГОСТу, то Вы можете взыскать возмещение ущерба с дорожных служб, ответственных за данный участок дороги. Как это делается?
Всё довольно просто!
1. Перво-наперво, не забудьте выставить знак аварийной остановки, включить знак аварийной сигнализации. Это является ДТП, согласно пункту 1.2 ПДД (определение ДТП), поэтому здесь Вы обязаны следовать всем указаниям Правил при наступлении ДТП.
2. Замерьте размеры ямы чем-либо, чтобы убедиться, что она не соответствует ГОСТу. Если у Вас с собой нет ни рулетки, ни линейки, ни других измерительных инструментов, то можно использовать любой лист формата A4 — подойдёт и полис ОСАГО, который Вы обязаны всегда возить с собой. Его размеры составляют 29,7×21 см. Но на месте нельзя будет точно установить, соответствует ли яма ГОСТу, не зная типа дороги. Поэтому переходим к следующему пункту.
3. Далее следует вызвать сотрудников полиции для оформления ДТП. Причём, последние могут и имеют право потребовать сфотографировать место ДТП, составить схему и приехать для оформления ДТП в отделение полиции. В этом случае сфотографируйте яму самостоятельно так, чтобы потом можно было точно определить её размеры. Например, положите несколько листов A4 по одной из сторон ямы, чтобы было видно, что она длиннее/шире/выше размеров, ограничения по которым вы выясните позднее. Также укажите в схеме результаты измерения ямы.
Тем не менее, лучше настоять на приезде сотрудников полиции на место ДТП. Для этого укажите, например, что у Вас нет ничего с собой, чтобы сфотографировать место ДТП, нет ручки и бумаги для составления схемы и измерительных приборов. Это нужно для того, чтобы сотрудники ГИБДД сами замерили яму. Замеры сотрудников ГИБДД могут иметь в дальнейшем при доказательстве вины дорожников больший вес.
И здесь по результату приезда сотрудников ГИБДД дальнейшая перспектива взыскать ущерб видится в соотношении 50/50. Очень важно в объяснениях о ДТП написать, что Вы управляли автомобилем без превышения скорости с учётом характера дорожного покрытия и ПДД не нарушали.
Дело в том, что инспекторы очень любят в таких случаях возлагать вину за ДТП на Вас, вписывая в постановлении нарушенный пункт 10.1 ПДД, который предписывает водителю вести транспортно средство со скоростью, не превышающей установленного значения, но также с учётом погодных условий и состояния дорожного покрытия. Это пункт прецедентен — это значит, что если Вы попали в яму, значит попросту не выбрали нужную скорость, согласно 10.1 ПДД. И логика сотрудников ГИБДД здесь вполне очевидна. Но выписывают нарушение водителю они далеко не всегда.
Однако, Вы можете сослаться на тот же ГОСТ по размеру ям, только на несколько иной его пункт — 5.2.4, который говорит нам следующее:
5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведённые в таблице 5.3.
То есть при движении с разрешённой скоростью (имеется в виду именно скорость, разрешённая знаком или Правилами дорожного движения) ничего не должно препятствовать такому движению, вопреки пункту 10.1 ПДД, а это значит, что вина лежит именно на яме, которая воспрепятствовала движению с разрешённой скоростью, а не Ваша.
Также проследите, чтобы в справке о ДТП были указаны все видимые повреждения, а, если повреждения серьёзные, чтобы была отметка о том, что возможно наличие скрытых повреждений.
4. Ответственность за ущерб возлагается на того, кто обязан поддерживать эксплуатационное состояние этих дорог. Это нам говорит Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»:
Статья 12. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
….
2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
После оформления ДТП Вам необходимо выяснить, какой дорожной службе принадлежит дорога с ямой, в которую Вы попали и которая, возможно, не соответствует ГОСТу. Сделать это могут сами сотрудники ГИБДД. Но и Вам нужно для этого приложить усилия. Просто напишите в объяснительной об обстоятельствах ДТП дополнительно ходатайство о проведении административного расследования с целью установить тип дороги (чтобы точно определить, что яма не соответствует ГОСТу) и обслуживающую данный участок дороги службу.
Можно прямо так и написать дословно: «Ходатайствую о проведении административного расследования с целью установления подответственной за данный участок дороги дорожной организации, установления типа дороги в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 и сообщить о результатах расследования мне по указанным контактам». И указать контакты.
5. После этого, пока готовятся документы о ДТП, необходимо провести независимую техническую экспертизу повреждений. Такие организации есть в любом — даже небольшом городе. По результатам экспертизы Вы получите документы, подтверждающие сумму ущерба от экспертной организации. Стоить это будет Вам от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от ценообразования самой такой экспертной организации.
6. Когда документы из ГАИ будут готовы, а расследование проведено и дорожная служба выявлена, нужно сделать копии справки о ДТП и независимой технической экспертизы и написать досудебную претензию о добровольной выплате Вам ущерба в течение разумного срока (5-20 дней), согласно оценке, приложив также реквизиты счёта. Отправить письмо нужно по юридическому адресу дорожной службы заказным письмом с уведомлением о вручении.
7. Если досудебная претензия в срок не была удовлетворена, то нужно подавать в суд.
Нет. По ОСАГО страхуется не Ваш автомобиль и не Вы от ущерба. ОСАГО страхует Вашу автогражданскую ответственность, то есть Вашу вину в ДТП. Поэтому обращаться в свою страховую при попадании в яму не по ГОСТу бессмысленно, а дорожные организации, конечно же, по ОСАГО не страхуются.
Список таких причин, к сожалению, достаточно широк, и часть из них перечислены в инструкции выше. Чаще всего на 2020 год попавшие в яму, размеры, которой не соответствуют ГОСТу, терпят неудачу из-за того, что ГИБДД устанавливает их виновными в этом ДТП, приписывая нарушение пресловутого пункта 10.1 ПДД.
Но есть ещё одна тонкость автозакона. Сам ГОСТ Р 50597-2017 появился не так давно, и свежих решений в судебной практике пока нет. Но, как оказывается, старый ГОСТ вовсе не имел юридической силы, просто пока не все суды об этом знают.
В частности, Верховный суд РФ постановил отмену искового заявления одного из адвокатов из города Казани на основании того, что ГОСТ Р 50597-93, регулирующий допустимые размеры ям, не был опубликован ни в официальных изданиях, ни в ведомостях нормативных актов, нигде более, а без этого по закону он сам не является законодательным актом и, соответственно, не имеет юридической силы. Между тем, суды более низких инстанций обязаны руководствоваться решениями Верховного суда (но не обязаны выносить точно такие же решения).
Кроме того, есть ещё такой законодательный акт, как Федеральный закон №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который в своей статье 28 предписывает, что пользователи дорог имеют право взыскивать с дорожных служб компенсацию ущерба:
Пользователи автомобильными дорогами имеют право:
….
2) получать компенсацию вреда, причинённого их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;
Верховный суд России отказал казанскому адвокату Лаврентию Сичинаве в рассмотрении иска, которым он оспаривал российские стандарты автомобильных дорог. Суд объяснил отказ тем, что государственный стандарт Р 50597-93, введенный в октябре 1993 года, не является федеральным нормативным правовым актом, поскольку до сих пор не прошел госрегистрацию в Минюсте. Эксперты считают, что такое решение Верховного суда на руку автомобилистам – теперь «заявления дорожников о том, что яма соответствовала ГОСТу, не будут иметь силу», пишет деловая газета «КоммерсантЪ».
Верховный суд РФ сообщил Лаврентию Сичинаве, что его заявление не может быть принято к производству, поскольку проблема, поднятая казанским адвокатом, находится вне компетенции Верховного суда. В качестве суда первой инстанции Верховный суд «рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов госвласти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций», говорится в решении суда. Однако ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», по мнению суда, «не может быть отнесен к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти» – поскольку «не прошел государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а также не был официально опубликован в Бюллетене нормативных актов и ведомственных изданиях».
«Верховный суд РФ в своем определении констатировал, что ГОСТ Р 50597-93 в нарушение требований закона не был зарегистрирован в Минюсте РФ и не был официально опубликован. Это означает, что ГОСТ фактически не вступил в силу и не действовал с момента своего принятия», – отмечает управляющий партнер юридического агентства ЮНЭКС Эдуард Зяббаров. Господин Зяббаров полагает, что теперь организации, эксплуатирующие автодороги, «уже будут не вправе ссылаться на то, что повреждение дороги допускается ГОСТом». Ранее, в случае если причиной ДТП становилась помеха на дороге, сотрудники ГИБДД проводили специальные замеры на соответствие ямы или выбоины государственному стандарту.
Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин также считает решение суда «положительным» для водителей, которые пытаются взыскивать с дорожных служб ущерб за разбитую машину. По его мнению, теперь «заявления дорожников о том, что яма соответствовала ГОСТу, не будут иметь силу».
Cогласно ГОСТ Р 50597-93, действующему с октября 1993 года, на дорогах допустимо наличие просадок и выбоин, предельные размеры которых не превышают по длине – 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см. Кроме того, согласно правилам, крышка люка может иметь отклонение (то есть быть открыта) относительно дорожного покрытия на 2 см, решетка дождеприемника – на 3 см, а головки трамвайных и железнодорожных путей – на 2 см. «Стандарты фактически легализуют наличие препятствий на проезжей части, что не может гарантировать безопасность автомобилистам», – пояснял ранее Л. Сичинава. Напомним, что в прошлом году казанский юрист пытался оспорить в Конституционном суде РФ введение «сухого закона» для автомобилистов.