Вновь избранный глава государства вступает в должность
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1
Право
УДК 342.511
К вопросу об особенностях статуса вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации
Рамазанов А.Р.
Аспирант кафедры конституционного права и прав человека Казанского (Приволжского) федерального университета
Автор, анализируя действующее законодательство, приходит к выводу, что содержание статуса вновь избранного и не вступившего в должность главы государства фактически полностью состоит из правовых привилегий, при этом остальные его аспекты остаются не урегулированными. Автор также полагает недостаточным уровень подзаконного нормативного правового регулирования данного института и предлагает принятие специального Федерального закона «О статусе вновь избранного Президента РФ» либо включение соответствующих норм в будущий Федеральный конституционный закон «О Президенте РФ».
Ключевые слова: вновь избранный и не вступивший в должность Президент РФ, правовые привилегии, подзаконное нормативное правовое регулирование, Федеральный закон, Федеральный конституционный закон.
Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации действует уже на протяжении 17 лет, институт вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации (далее по тексту — РФ) появился недавно, в 2008 г., после избрания главой российского государства Д.А. Медведева. Как известно, должность Президента РФ была учреждена в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. С момента учреждения должности Президента РФ необходимость в правовом регулировании статуса вновь избранного и не вступившего в должность главы государства отсутствовала, поскольку и Б.Н. Ельцин, и В.В. Путин находились в должности в течение двух конституционных сроков.
Институт вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ прежде не был предметом рассмотрения среди отечественных ученых-правоведов ни в качестве отдельного правового института, ни как составляющая более сложного института президентства . Лишь в некоторых работах дается краткая ссылка на данный институт либо рассматривается отдельный его аспект — автор предлагает законодательно закрепить механизм передачи дел от действующего главы государства вновь избранному . Однако ком-150
плексных исследований по данной тематике пока еще не проводилось.
Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (ч. 1 ст. 92 Конституции РФ). Однако, с момента избрания Президента РФ и до его официального вступления в должность проходит порядка двух месяцев. Ни действующая Конституция РФ, ни специальный федеральный закон не регулируют правовое положение вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ. Этот правовой пробел восполняется Указом Президента РФ от 3 марта 2008 г. № 295 «О статусе вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации» .
Но может ли столь значительный правовой институт регулироваться подзаконным нормативным правовым актом, даже если это акт главы государства? Указ Президента РФ учреждается во исполнение федерального законодательства, но никак не может и не должен его заменять.
Чтобы дать характеристику статусу вновь избранного и не вступившего в должность главы Российс-
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1
Право
кого государства требуется проанализировать и дать правовую оценку вышеназванному Указу от 3 марта 2008 г. № 295 (далее по тексту — Указ № 295). Указ состоит всего из 6 пунктов, 4 из которых прямо предоставляют вновь избранному и не вступившему в должность Президенту РФ определенные привилегии, а именно:
1) согласно пункту 1 Указа № 295 Администрация Президента РФ должна обеспечивать деятельность вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ. Администрация Президента РФ является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом «и» статьи 83 Конституции РФ, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ (пункт 1 Положения об Администрации Президента РФ, утв. Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490) . Пункт 5 Положения об Администрации Президента РФ содержит перечень ее функций, состоящий из 20 наименований, причем среди них отсутствует функция обеспечения деятельности вновь избранного главы Российского государства. Таким образом, Указ № 295 от 3 марта 2008 г. не соответствует Указу Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490;
2) пункт 2 Указа № 295 предоставляет вновь избранному и не вступившему в должность Президенту РФ государственную охрану. Согласно ст. 7 Федерального закона «О государственной охране» государственная охрана предоставляется главе Российского государства со дня официального объявления об его избрании . Именно в данном пункте Указ № 295 как раз конкретизирует нормы названного закона и, следовательно, никаких противоречий между ними не возникает;
3) пункты 3 и 3.1. Указа № 295 регулируют предоставление вновь избранному и не вступившему в должность Президенту РФ резиденции и вопросы обеспечения его деятельности на период до официального вступления в должность. Данные задачи возложены на Управление делами Президента РФ, которое является федеральным органом исполнительной власти (федеральным агентством), осуществляющим в пределах своей компетенции функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также другие функции, предусмотренные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ (пункт 1 «Положения об Управлении делами Президента РФ», утв. Указом Президента РФ от 17 сентября 2008 г. № 1370) . Данным Положением очерчен круг задач, возложенных на Управление делами Президента РФ. Среди них не упоминается задачи по обеспечению деятельности вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ. Следовательно, Положение об Управлении делами Президента РФ»не согласуется с Указом № 295.
Мы не можем проанализировать пункт 4 Указа № 295, так как положения, которые он содержит, предназначены для служебного пользования. Можно лишь предполагать, какие общественные отношения являются предметом его регулирования, однако, если в целом давать правовую оценку Указу № 295 от 3 марта 2008 г., хочется отметить, что названный Указ № 295 прямо предоставляет вновь избранному и не вступившему в должность Президенту РФ определенные правовые привилегии. Под привилегией в широком смысле понимают преимущественные права, льготы . По мнению А.В. Малько. правовые привилегии есть специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей. Под правовой льготой он понимает правомерное облегчение положение субъекта, выражающееся в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей .
В отличие от действующего главы Российского государства, права и обязанности которого в целом определены в Конституции РФ, в Указе № 295 ничего не сказано ни о правах вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ, ни о его обязанностях. Иными словами реализация конституционно-правового статуса вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ начинается с получения им определенных правовых привилегий.
В данном случае статус вновь избранного и не вступившего в должность главы Российского государства представляет собой, скорее всего, совокупность определенных правовых привилегий. Однако пункт 4 Указа № 295 может содержать иные положения (не предоставлять привилегий) вновь избранному и не вступившему в должность Президенту РФ, поэтому однозначно сказать, что конституционноправовой статус вновь избранного Президента РФ состоит только из правовых привилегий, мы не можем. Но вместе с этим можно однозначно утверждать, что особенность этих правовых привилегий состоит в том, что их предоставление связано не с замещением лицом какой-либо государственной должности, а с его будущим политико-правовым статусом.
Делая вывод, хочется отметить следующее. На данном этапе необходимо привести действующие на подзаконном уровне нормативные правовые акты в соответствие с Указом Президента РФ от 3 марта 2008 г. № 295 и внести необходимые изменения в Положение об Администрации Президента РФ и в Положение об Управлении делами Президента РФ. Также считаем необходимым в Указе № 295 ввести норму, согласно которой вновь избранный Пре-
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1
Право
Литература:
зидент РФ является должностным лицом, исполняющим свои полномочия с момента избрания его Президентом РФ и до момента официального вступления им в должность Президента РФ (принесения присяги).
На наш взгляд, конституционно-правовой статус вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ ввиду большой значимости данного правового института для всего российского общества должен быть урегулирован специальным Федеральным законом «О статусе вновь избранного Президента Российской Федерации». Правовые привилегии являются важнейшей составляющей статуса любого должностного лица, в том числе и вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ, и они, безусловно, должны быть в наличии уже ввиду избрания его главой государства. Однако в предлагаемом Законе «О статусе вновь избранного Президента Российской Федерации» также должны быть урегулированы и иные, не менее важные вопросы, связанные с этим новым для российской правовой доктрины институтом.
Другим же вариантом развития федерального законодательства по данному вопросу может быть включение соответствующих норм о вновь избранном и не вступившим в должность главе Российского государства в отдельную главу Федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации», который пока не предполагается Конституцией РФ.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Столь значительное количество противоречий и законодательно не урегулированных вопросов, касающихся статуса вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ, представляет большой интерес для теории и практики государственного строительства и, соответственно, данная проблематика заслуживает более глубокого научного изучения.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета.
— 1993. — № 237.
2. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика.
— М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1996. — 240 с.
— Краснодар, 2009. — 175 с.
— Екатеринбург, 2007. — 224 с.
7. Указ Президента РФ от 3 марта 2008 г. с изм. и доп. // СЗ рФ от 10 марта 2008 г. № 10 (часть II) ст. 905.
8. Положение об Администрации Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 с изм и доп. // СЗ РФ от 12 апреля 2004 г. № 15 ст. 1395.
9. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» с изм. и доп. // СЗ РФ от 27 мая 1996 г., № 22, ст. 2594.
10. Положение об управлении делами Президента РФ, утв. Указом президента РФ от 17 сентября 2008 г. № 1370 с изм и доп. // СЗ РФ от 22 сентября 2008 г. № 38 ст. 4277.
12.Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — 2-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Юристъ, 2007. — 776 с.
Some Aspects of Peculiar Legal Status of the President Elect of the Russian Federation
A. Ramazanov
The Kazan (Volga Region) Federal University
Президент Украины Виктор Янукович утвердил порядок принесения присяги судьи лицом, впервые назначенным на должность профессионального судьи. Соответствующий указ Президента № 380/2011 от 6 апреля 2011 года обнародован на официальном веб-сайте главы государства.
Так, согласно порядку, лицо, впервые назначенное на должность профессионального судьи, приносит присягу судьи в присутствии Президента Украины во время торжественной церемонии, проводимой в помещении, где установлен государственный герб Украины и государственный Флаг Украины.
На торжественную церемонию принятия присяги судьи лицом, впервые назначенным на должность профессионального судьи, приглашаются председатель Конституционного Суда Украины, председатель Верховного Суда Украины, председатель Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, председатель Высшего административного суда Украины, председатель Высшего хозяйственного суда Украины, председатель Высшего совета юстиции, председатель Высшей квалификационной комиссии судей Украины, министр юстиции Украины, председатель комитета Верховного Совета Украины по вопросам правосудия, председатель Государственной судебной администрации Украины или лица, исполняющие их полномочия.
Присягу судьи зачитывает лицо, впервые назначена на должность профессионального судьи, а в случае принесения присяги судьи несколькими лицами, впервые назначенными на должность профессионального судьи, — старейшее из них по возрасту лицо, после чего он (они) подписывают текст присяги.
После принесения присяги судьи Президент Украины или по его поручению другое лицо вручает судье удостоверение.
Торжественная церемония принесения присяги судьи завершается исполнением государственного гимна Украины.
Подписанный судьей текст присяги судьи хранится в его личном деле. О принятии присяги судьи делается запись в трудовой книжке судьи.
Кроме того, этим же указом, признана утратившими силу:
– указ Президента Украины от 11 мая 1999 № 493 «О порядке принятия присяги судьей, впервые назначенным на должность»;
– указ Президента Украины от 16 августа 1999 № 991 «О внесении изменения в пункт 1 Порядка принесения присяги судьей, впервые назначенным на должность»;
– пункт «б» статьи 1 Указа Президента Украины от 3 февраля 2003 № 59 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Президента Украины»;
– указ Президента Украины от 10 декабря 2003 № 1423 «О внесении изменений в Порядок принесения присяги судьей, впервые назначенным на должность»;
– указ Президента Украины от 20 апреля 2010 № 560 «О внесении изменения в Порядок принесения присяги судьей, впервые назначенным на должность»;
– указ Президента Украины от 15 ноября 2010 № 1025 «О внесении изменений в Порядок принесения присяги судьей, впервые назначенным на должность».
Указ вступает со дня его опубликования.