Виды назначения земли
Согласно законодательству РФ, к землям населенных пунктов (ЗНП) относят участки, находящиеся в самом населенном пункте, либо на прилегающей к нему территории. Главная задача этих земель — развитие города или поселения, к которому они относятся. На таких землях проводится застройка жилых домов, и объектов общего пользования.
Однако строить жилой дом или заниматься разведением подсобного хозяйства разрешено далеко не на всех участках. Причиной тому является то, что все земли населенных пунктов распределены по группам назначения. Так, если участок предназначен для скотоводства или огородничества, то построенный на ней коммерческий объект будет считаться незаконным. Для обладателя постройки такой статус означает снос, а так же штраф — в размере 1 % от стоимости участка. При этом сумма штрафа не может быть меньше 10 тыс. руб.
Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо еще до строительства, узнать все про назначение и вид разрешенного использования участка. Сделать это просто, достаточно знать кадастровый номер земли и найти участок на сайте Росреестра (rosreestr.ru). Или отправить соответствующий запрос в местные органы власти. О том, как это правильно сделать, мы расскажем в данной статье.
Содержание
ВРИ: Виды разрешенного использования
Начнем с основного — целей использования учасков. ВРИ для каждого типа участков прописаны в 83 статье земельного кодекса РФ. А информацию касательно разрешенного использования интересующей территории можно получить на сайте Росреестра.
Рассмотрим более подробно какие существуют ВРИ, и какие ограничения накладываются на землевладельцев.
Жилые
Под классификацию «Жилые» попадают все участки с кадастровым кодом от 2 до 2.7. Эти цифры подразумевают под собой следующие типы построек:
- ИЖС (под индивидуальное жилое строительство). К этому пункту относится возведение частных жилых домов высотой не более трех этажей;
- Дачное строительство. Разрешено строить дома не более 3-х этажей;
- ЛПХ (личное подсобное хозяйство). На таких землях разрешено строительство дома, также не выше 3-х этажей. При этом, на прилегающей территории разрешены следующие типы деятельности: посадка саженцев, огородничество, разведение и выращивание скота;
- Таунхаусы. На таких территориях разрешено строительство сблокированных домов, имеющих общие стены. Общее число блоков (подъездов) не должно превышать более 10, высота — максимально 3 этажа. На участках разрешено разводить клумбы, сажать деревья, строить подсобные сооружения;
- Передвижное жилье. К примеру, кемпинги или палаточные городки;
- Среднеэтажная застройка. На этих территориях разрешено строительство многоэтажного, многоквартирного дома. Общая высота среднеэтажных ЖК, без учета цокольных помещений, должна быть не более 8 этажей;
- Многоэтажная застройка. Жилые многоквартирные дома с высотой от девяти этажей.
- Застройка обслуживающих строений. Разрешено строить подсобные помещения для ЖКХ.
Земельный кодекс не терпит неточностей. Для каждого вида недвижимости есть свой вид земли, и любые здания, построенные для длительного проживания, с нарушениями, будут признаны незаконными.
Отдых
Под этот ВРИ определяют земли, предназначенные для отдыха. Здесь разрешено строительство частных или административных зданий, где можно провести досуг. К ним относятся:
- Игровые площадки;
- Спортивные залы;
- Парки;
- Места для охоты и рыбной ловли.
Общего пользования
К участкам общего пользования относятся: дороги, тротуары, кладбища, пляжи, и прочая земля, совместно используемая жителями населенного пункта.
Подтипы (подвиды) ВРИ
Виды разрешенного пользования дополнительно делятся на три типа:
- Основной;
- Условно-разрешенный;
- Вспомогательный.
Рассмотрим их более предметно.
Основным ВРИ определяется наилучшее использование участка и выбора постройки на нем. Здесь имеется ввиду, что если участок расположен в жилой зоне населенного пункта, наиболее правильно дать разрешение на строительство:
- Жилого дома;
- Магазина;
- Общественно полезного учреждения.
То есть постройка должна максимально соответствовать зоне, в которой расположена и не приносить неудобства жильцам населенного пункта.
Вспомогательный ВРИ означает, что строения на участке по своему характеру второстепенны и должны соответствовать основному ВРИ. Говоря простым языком, основной ВРИ – это дом, а гараж и хозяйственные постройки — это вспомогательный вид.
Условно-разрешенный ВРИ участка оформляется через суд. Происходит это следующим образом:
- Владелец участка подает заявление в администрацию о том, что по его мнению, земля используется не эффективно;
- Это заявление направляется в суд, который может либо отклонить запрос, либо добавить новый ВРИ. На слушаньях по этому делу, должен присутствовать как инициатор заявления, так и соседи участка.
Продажа участка на Мысе у Волги 88 соток, 165 км от МКАД ПОСМОТРЕТЬ
Ответственность за нецелевое использование земли
Государством предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование земельных участков. Несмотря на высокие штрафы, многие землевладельцы нарушают закон. Почему это происходит?
Довольно часто, люди, желая сэкономить на налогах, начинают использовать землю не по назначению. Например, на участке под ИЖС возводится магазин или же мастерская.
Действительно, намного выгоднее использовать для бизнеса уже имеющийся участок, чем покупать новый. К тому же, налоги на коммерческие участки (для ведения бизнеса) намного больше обычных.
Как показывает практика, предприятия и фирмы, ведущие свою деятельность на участках с другим, не подходящим под это, целевым назначением — долго не живут. Достаточно одной жалобы в Росреестр, а ее отправителем может быть кто угодно. Чаще всего это:
- Сосед;
- Прокуратура.
- Служба ФМС России.
После поступления такой жалобы, на участок приезжает инспекция. Если факт нецелевого использования земли подтверждается, то владельцу направляется письмо, с указаниями нарушений, которые должны быть устранены.
Если этого не происходит, дело направляется в суд, который определяет ущерб от нецелевого использования и меры в отношении землевладельца. Обычно, постановление суда обязывает нарушителя исправить сложившуюся ситуацию. Плюс к этому — штраф, за понесенные государством убытки.
Реже случается, когда участок конфискуется в пользу государства. При этом, забрать могут лишь ту землю, на которой нет подтвержденных фактов использования по назначению. Так, если на земле было начато строительство дома, разбит огород или посажен сад, такой участок, обычно не конфискуют.
Особенности ведения ЛПХ на землях населенных пунктов
Строительство объектов для личного подсобного хозяйства на территории населенных пунктов, отличается от строительства на сельскохозяйственных угодьях. В обоих случаях, на территории ЛПХ можно заниматься одним из трех видов деятельности:
- садоводство;
- огородничество;
- разведение скота.
Разница в том, что на территории населенных пунктов объекты ЛПХ можно строить беспрепятственно. А вот чтобы построить объекты ЛПХ на территории сельхозугодий понадобится разрешение специальной комиссии. Основным критерием для постройки зданий и строений во втором случае служит постоянное целевое использование земли.
Информация о предоставлении государственной услуги «Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории» («Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случаях, установленных законодательством»)
Согласно статье 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
При рассмотрении обращений и принятии решений об отнесении земельных участков к определенной категории, администрация руководствуется существующим положением, которое не должно предусматривать отнесение земельного участка к определенной категории земель, при том, что смежные с ним земельные участки отнесены к иной категории земель. Испрашиваемая категория земель земельного участка соответствует утвержденному генеральному плану (или проекту генерального плана, находящегося в стадии разработки).
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится исключительно в границах населенного пункта. В случае если земельный участок расположен в границах садоводческих, огороднических, дачных и иных некоммерческих товариществах, такой участок подлежит отнесению к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В целях отнесения земельного участка к определенной категории, заявитель (заявители), собирает(-ют) следующие документы:
— документ, удостоверяющий личность заявителя (заявителей);
— правоудостоверяющие документы на земельный участок;
Отсутствие указанных документов, а также пересечение границ земельного участка с границами другого земельного участка, с границами государственного лесного фонда, либо в случае, если границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, послужит основанием для отказа в оказании услуги.
В случае, если земельный участок находится в долевой собственности, необходимо согласие всех собственников земельного участка, либо совместное заявление.
Согласно статье 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Перевод земельного участка из установленной категории в категорию – «земли населенных пунктов», возможен путем включения земельного участка в границы населенного пункта. Таким образом, заявителю необходимо подать ходатайство о переводе и включении земельного участка в границы населенного пункта, в администрацию сельского (городского) поселения, в котором расположен данный населенный пункт на имя Главы местной администрации.
В данной статье предлагается видение земельного юриста по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельхозназначения.
1. Постановка проблемы. В настоящее время особую актуальность приобретает включение в оборот земель относящихся к землям сельхозназначения. Также на практике возникают вопросы развития указанных территорий и их застройки объектами капитального строительства, к которым относятся, прежде всего, индивидуальная жилая застройка («домики фермеров»).
2. Понятия. В интересах настоящей статьи необходимо определить понятия «целевое назначение земли» и «разрешенное использование земли».
Согласно положениям Земельного кодекса (п. 2 ст. 7) правовой режим земель определяется исходя из:
а) их принадлежности к той или иной категории;
б) разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Отнесение земель к категориям вытекает из многообразия свойств и характеристик земли, является основным способом систематизации земель в Российской Федерации. Целевое назначение — это закрепление в государственном кадастре недвижимости основного варианта использования земель определенной категории (сельхозназначение, населенные пункты, промышленность, энергетика, транспорт и т.д.). При этом каждая из категорий земель неоднородна и включает в себя ряд субкатегорий земель, использование и охрана которых обладают определенной спецификой. Например, свои особенности имеет использование сельскохозяйственных угодий как составной части земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, категоризация земель является основным способом определения правового режима земельных участков — порядка их использования и охраны. В то же время, правовой режим земель устанавливается в соответствии с зонированием территорий, которое связано с видами разрешенного использования земельного участка, под которым можно понимать дальнейшее развитие правового режима (объема и содержания прав и обязанностей) земельного участка.
Разрешенное использование — это важнейшая юридическая характеристика земельного участка, которая с одной стороны позволяет совместно с целевой категорией определить правовой режим использования участка, а с другой стороны, в зависимости от вида разрешенного использования рассчитывается кадастровая стоимость земельного участка. В свою очередь от размера кадастровой стоимости земельного участка зависит сумма земельного налога, а также размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размер платы за изменение разрешенного использования земельного участка.
3. Действующая практика. Вопросы развития территорий в целом решается с помощью инструментов градостроительного зонирования. Однако градостроительное зонирование не распространяется на значительную часть земель, в том числе на сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения, кроме того, если говорить строго к этому виду земель использование термина «разрешенное использование» является некорректным ввиду отсутствия оснований и порядка его установления. Такая ситуация вызвана главным образом пробелами действующего земельного и градостроительного законодательства.
Вместе с тем, земельные участки из состава сельскохозяйственных угодий не является препятствием при осуществлении ведения государственного кадастра недвижимости для целей их учета. При этом факт принадлежности таких земельных участков к сельскохозяйственным угодьям в государственном кадастре недвижимости не отражается.
На практике только из анализа правоустанавливающих документов на участок можно сделать вывод о том, что земельный участок включается в состав сельскохозяйственных угодий («разрешенное использование». В свою очередь анализ судебной практики свидетельствует о том, что земельные участки, учтенные в государственном кадастре недвижимости с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства», «для крестьянского (фермерского) хозяйства», «для научно-исследовательских (учебных) целей», являются, как правило, сельскохозяйственными угодьями, т.е. пашнями, сенокосами, пастбищами, залежами, а также землями, занятыми многолетними насаждениями.
По смыслу положений Земельного кодекса такие земельные участки должны использоваться как средство производства в сельском хозяйстве и не подлежат использованию для целей, связанных с застройкой, за одним исключением: на земельных участках из состава сельскохозяйственных угодий могут создаваться мелиоративные сооружения, которые являются объектом недвижимости.
В других случаях, если на то будет интерес собственника такого участка в постройке индивидуального жилого дома, правовой режим земельного участка потребует изменения. Возникает вопрос о характере такого изменения и как такое изменение осуществить.
4. Подходы. Как следует из содержания ст. ст. 77, 81 Земельного кодекса, на землях сельскохозяйственного назначения допускается размещать здания, строения, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также жилые строения, хозяйственные строения и сооружения — на садовом земельном участке; жилые строения или жилые дома, хозяйственные строения и сооружения — на дачном земельном участке; некапитальные жилые строения, хозяйственные строения и сооружений — на огородном земельном участке.
В то же время строительство иного объекта потребует перевода земельного участка в земли иных категорий, допускающих соответствующий вид застройки. Если создание вышеперечисленных объектов недвижимости подпадает под правовой режим земель, относящихся к категории сельскохозяйственного назначения, то, не изменяя принадлежность земельного участка к данной категории, можно установить вид разрешенного использования земельного участка, который позволял бы осуществлять постройку жилого дома.
Итак, необходимость изменения правового режима земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий, не затрагивающее принадлежность его к категории земель сельскохозяйственного назначения, привело к возникновению на практике нескольких подходов. Приведем некоторые из них.
Во-первых, с использованием норм Градостроительного кодекса о территориальном планировании и градостроительном зонировании. Суть этой практики сводится к тому, что заинтересованные лица обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о внесении изменений в генеральный план поселения (городского округа) в части изменения границ функциональной зоны «Сельскохозяйственное производство» с целью включения конкретных земельных участков в границы функциональной зоны «Дачное строительство». В дальнейшем заинтересованное лицо обращается в тот же орган местного самоуправления с заявлением об установлении градостроительного регламента для территориальной зоны, соответствующей функциональной зоне. Виды разрешенного использования земли, установленные градостроительным регламентом позволяют собственнику участка строить жилые дома (коттеджи).
Во-вторых, использование проектов внутрихозяйственного землеустройства как правового основания для изменения вида использования земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О землеустройстве» внутрихозяйственное землеустройство в отношении земель сельскохозяйственного назначения проводится в целях организации их рационального использования и охраны. При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются работы по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по разработке мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий. Согласно п. 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, проекты внутрихозяйственного землеустройства утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.
На практике проект внутрихозяйственного землеустройства может быть рассмотрен в качестве обоснования для изменения вида использования земельного участка. В частности, известны случаи, когда проектом внутрихозяйственного землеустройства обосновывалось строительство жилых домов («домиков фермера») на земельных участках, предоставленных для крестьянского (фермерского) хозяйства, вплоть до того, что для строительства таких домов выдавалось разрешение на строительство.
5. Позиция Минэкономразвития Российской Федерации. Своеобразно к разрешению поставленной проблемы подходит министерство по экономическому развитию, к компетенции которого отнесены вопросы кадастрового учета земельных участков и ведение реестра недвижимости. Приведем выдержки из последнего по дате письма указанного органа от 5 ноября 2019 года N 14-10770-ГЕ/19.
В департаменте недвижимости указанного министерства было рассмотрено обращение по вопросу отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности на жилой дом, созданный на земельном участке в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенном для ведения садоводства, расположенном в границах территориальной зоны сельскохозяйственных угодий.
В своем разъяснении департамент сослался на часть 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому строительство объектов капитального строительства, в том числе жилых домов, на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
При этом согласно статье 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О» государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном частью 12 Закона N 218-ФЗ, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Закона N 217-ФЗ.
Вместе с этим, следует отметить, что согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса правовой режим земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статья 41 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
При этом согласно статье 79 Земельного кодекса сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, а также не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Как предусмотрено частью 9 статьи 35 Градостроительного кодекса в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Частью 10 статьи 35 Градостроительного кодекса установлено, что в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, исходя из положений законодательства о градостроительной деятельности зоны сельскохозяйственных угодий и иные зоны в составе зон сельскохозяйственного использования (в том числе в границах которых допускается ведение гражданами садоводства) являются различными видами «подзон», выделяющихся в составе зон сельскохозяйственного использования.
Учитывая изложенное, Департамент недвижимости Минэкономразвития пришел к выводу, что для разрешения сложившейся ситуации и положительного решения вопроса о регистрации возведенного на землях сельхозназначения жилого дома потребуется внесение изменений в правила землепользования и застройки, которые, как известно, разрабатываются в целях определения градостроительного зонирования и установления границ территориальных зон.
Утверждаются данные правила органами местного самоуправления применительно ко всем территориям: поселениям, городским округам, а также к частям таких территорий.
Таким образом, мы видим, что хотя вопрос изменения вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельхозназначения достаточно трудоемкий, однако решаемый.
И без привлечение квалифицированного земельного адвоката не обойтись.
Коллегия адвокатов г. Москвы
«Шериев и партнеры»
Если вы решили приобрести участок земли в собственность, один из важнейших вопросов — категория, к которой относится участок. Категория определяет назначение земли, то есть действия, которые сможет на ней совершать владелец участка, такие как строительство или выращивание сельскохозяйственных культур. Если не разобраться с этим вопросом заранее, впоследствии можно столкнуться с непредвиденными проблемами — например, вы не сможете возвести дом для постоянного проживания.
При покупке участка обязательно проверьте категорию земель!
Иногда низкая цена за участок, которую предлагает продавец, связана именно с тем, что категория землепользования накладывает какие-то ограничения. Не стоит рассчитывать, что вы купите дешевый участок и затем переведете его в другую категорию — это сложная и длительная процедура. Поэтому при покупке участка важно изучить документы и выяснить, устраивает ли вас его назначение.
Участки для частного загородного строительства обычно относятся к категории ИЖС или ЛПХ. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки.
Разновидности приусадебных хозяйств. Что такое участок ЛПХ?
Участок ЛПХ — это участок земли, предназначенный для ведения индивидуального подсобного хозяйства, то есть производства сельхозпродукции только для обеспечения своей семьи, а не для продажи с целью получения прибыли. Порядок использования участка регламентируется законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». На участках этой категории можно заниматься следующими видами деятельности:
- садоводством и огородничеством;
- животноводством;
- пчеловодством.
При этом владельцам нельзя пользоваться услугами наемных работников. Если возникают излишки продукции, их можно продавать, причем это не будет считаться предпринимательством.
Максимальный размер такого участка ограничен, но верхняя граница может отличаться в разных регионах. Упомянутый выше закон устанавливает предел в 0,5 гектара, но на практике размер участка может отличаться как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от региональных особенностей. Например, в Московской области размер участка для ЛПХ обычно составляет 0,1 га или меньше, а для дальневосточных регионов ограничение, напротив, не установлено.
Не на любом участке для ЛПХ можно возводить капитальные постройки
Обратите внимание, что не на любом участке для ЛПХ можно возводить капитальные жилые постройки. Разрешение на строительство удастся получить только для участков, которые находятся в черте населенного пункта (такие участки называются приусадебными). На них вы сможете построить жилой дом на одну семью, гараж и другие хозяйственные постройки. В загородном доме, который находится на приусадебном участке, можно будет и прописаться. Однако для этого может понадобится доказать, что дом пригоден для постоянного проживания. Иногда доказывать это приходится через суд. Но если вы получали разрешение на строительство, а затем в установленном законом порядке ввели дом в эксплуатацию и зарегистрировали, проблемы возникают редко.
Если же земля расположена за пределами населенного пункта, на территории сельскохозяйственного назначения, то строить капитальные постройки там нельзя. Вы сможете возводить только временные сооружения, не имеющие фундамента. Соответственно, невозможно будет и прописаться на этой территории.
Что такое участок ИЖС?
В отличие от участков ЛПХ, которые могут быть полевыми или приусадебными, участки ИЖС всегда расположены на территории населенных пунктов. Основное назначение земель этого типа — индивидуальное жилое строительство. Минимальный размер участка для ИЖС составляет 0,06 га. Дома, которые строятся на этих участках, должны отвечать следующим требованиям:
- они рассчитаны только на одну семью;
- высота дома составляет не больше трех этажей;
- на участке можно возвести только один жилой дом (число хозпостроек при этом не ограничивается).
Участки ИЖС всегда расположены на территории населенных пунктов
Критерий этажности нередко становится предметом для споров, поскольку в действующих документах предлагаются различные подходы к определению количества этажей: в него могут включать мансарды, подвал и цокольный этаж. Поэтому прежде чем планировать строительство, полезно будет поинтересоваться практикой применения этой нормы, сложившейся в вашем регионе.
Кроме того, при ведении строительства на участке для ИЖС нужно соблюдать нормы санитарной и пожарной безопасности. Они определяют, на какое минимальное расстояние от границ участка и друг от друга должны быть удалены дом, хозпостройки, деревья и кустарники. Подробнее о юридических аспектах строительства загородных домов вы можете узнать в статье «Получение разрешения на строительство».
Что лучше — ИЖС или ЛПХ?
Если участок в черте города, принципиальной разницы между ИЖС и ЛПХ нет. В обоих случаях вы сможете построить на своей земле жилой дом, где в дальнейшем сможете прописаться.
Полевой участок ЛПХ может заинтересовать тех, кто не планирует постоянно жить за городом, но хочет своими силами обеспечить семью овощами, фруктами или продуктами животноводства. К тому же, определенное количество продукции можно будет продавать без уплаты налогов. Но стоит учесть, что поскольку такой участок находится за чертой города, на дорогу до него каждый раз будет уходить много времени.
Участки ЛПХ обычно имеют более низкую кадастровую стоимость
Участки ЛПХ, в особенности полевые, нередко имеют более низкую кадастровую стоимость, чем участки для ИЖС той же площади. Поэтому меньше будет и сумма земельного налога, который вам придется платить. Участки этой категории часто принадлежат садоводческим или дачным объединениям, которые полностью или частично берут на себя обеспечение коммуникаций.
И на участках ЛПХ, и на участках ИЖС, подключением к электросетям занимается сам владелец участка, в дальнейшем оплачивая потребленную энергию по тарифам. В то время как на участках, принадлежащих садовым некоммерческим товариществам, при неуплате отключение может угрожать всем участкам, владельцы ЛПХ или участков ИЖС несут индивидуальную ответственность за своевременное внесение платежей.
Согласно законодательству, местная администрация должна содействовать развитию ЛПХ, обеспечивая инфраструктуру (в том числе дороги, снабжение электричеством и водой). В реальности добиться этого может быть сложно. Нередко нужны заявления от многих владельцев участков, чтобы местные власти улучшили состояние дорог. Можно попытаться добиться от местной администрации и содействия в обеспечении участка электроэнергией, но на практике быстрее решить эти вопросы своими силами. К инфраструктуре участков для ИЖС предъявляются более строгие требования: местные власти должны позаботиться не только о проведении подъездных дорог и их своевременной расчистке, но и о доступности магазинов, школ, больниц, ведь предполагается, что участки с ИЖС будут использоваться в качестве постоянного места проживания.
Таким образом, участки для ИЖС и ЛПХ во многом сходны по особенностям использования, если они находятся на землях поселений. Участки для ЛПХ — вариант для тех, кто хочет развивать приусадебное хозяйство, а может быть, и продавать выращенные на нем овощи и фрукты. ИЖС подойдет, если в ваших планах — постройка загородного дома для постоянного проживания.
Фото:
Минэкономразвития РФ выпустило разъяснения о применении норм нового закона о садоводстве и огородничестве, который вступил в силу с января нынешнего года (о документе читайте на Legal.Report ).
В сборнике даются ответы по двум десяткам сложных аспектов правоприменения, затрагивающих владельцев дачных участков. В частности, комментарии касаются вопроса об исключении из законодательства понятий «дачное хозяйство», «дачное строительство», «дачный участок», «дачный дом», «дача» и о порядке изменения сведений ЕГРН о виде разрешенного использования дачного земельного участка.
Как отмечает Минэкономразвития, в соответствии с законом № 66-ФЗ «О садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан» на садовых земельных участках допускалось размещение жилых строений без права регистрации в таких строениях. В свою очередь, на дачных земельных участках допускалось размещение жилых домов. Это являлось единственным существенным отличием в правовом статусе данных земельных участков.
Однако постановлениями Конституционного суда РФ нормы закона № 66-ФЗ, ограничивающие граждан в регистрации по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, которые относятся к землям населенных пунктов либо землям сельскохозяйственного назначения, признаны не соответствующими Конституции РФ.
Для приведения закона № 66-ФЗ в соответствие с Конституцией новым законом № 217-ФЗ исключено такое понятие, как «жилое строение», и предусмотрено, что на садовом земельном участке могут размещаться жилые дома, хозяйственные постройки, гаражи, а также садовые дома. Поскольку режим использования дачного земельного участка дублировал бы режим использования садового земельного участка, законом № 217-ФЗ было исключено понятие «дачный земельный участок», а также связанные с назначением дачного земельного участка такие организационно-правовые формы, как дачные некоммерческие товарищества, партнерства и потребительские кооперативы, а также понятия «дачное хозяйство», «дачное строительство», «дачный дом», «дача».
При этом установлены переходные положения, согласно которым такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в ЕГРН или указанные в правоустанавливающих документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.
В случае необходимости внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка заинтересованное лицо вправе обратиться в Росреестр либо многофункциональный центр с заявлением. Сведения о новом виде разрешенного использования отражаются в строке «иные предусмотренные законодательством РФ сведения» реквизита 3.1.1 формы заявления путем указания слов «вид разрешенного использования» и измененного вида разрешенного использования земельного участка. Например, вид разрешенного использования «садовый земельный участок» либо вид разрешенного использования «ведение садоводства». Кроме того, в реквизите 9 «Примечание» указанной формы приводится ссылка на ч. 7 ст. 54 закона № 217-ФЗ.