Вид в ФАС
Subbotina / .com
Помимо законопроекта об ужесточении уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, о чем портал «ГАРАНТ. РУ» писал ранее, Правительство РФ разработало проекты изменений, направленные на совершенствование норм антимонопольного законодательства и на дополнение КоАП санкциями за их нарушение.
В частности, поправками в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) планируется1:
- предоставить антимонопольным органам право не уведомлять о проведении внеплановой проверки при нарушении требований об организации торгов в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции на предмет наличия сговора между заказчиком или организатором торгов и участниками торгов (сегодня антимонопольный орган должен сообщить о планах такой проверки за 24 часа до ее проведения (ч. 13 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции));
- разрешить осуществлять выемку (изъятие) документов и предметов по расследованиям, связанным с установлением антиконкурентных соглашений;
- позволить брать объяснения у должностных лиц компаний, в отношении которых осуществляются мероприятия по антимонопольному контролю;
- увеличить срок давности по всем делам об антиконкурентных соглашениях с трех до четырех лет, когда дело возбуждено до истечения трех лет с даты заключения или реализации сговора, а если данные соглашения имеют признаки преступления – до шести лет.
Кроме того, предлагается закрепить право антимонопольного органа на получение персональных данных и данных об абонентах услуг связи. В то же время в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД) планируется установить возможность передачи правоохранительными органами результатов оперативно-розыскных мероприятий антимонопольным органам в пределах их ведения.
К указанным сведениям могут допустить экспертов, которых планируют отбирать по решению комиссии (не только в рамках заключения госконтрактов согласно ч. 4 ст. 42.1 Закона о защите конкуренции), и предоставить им право на ознакомление с материалами дел, составляющих охраняемую законом тайну, а также с персональными данными, со сведениями об абонентах услуг связи в необходимом для их работы объеме. Кроме того, предусмотреть обязанность экспертов не разглашать указанные сведения под условием ответственности в соответствии с законодательством РФ.
В качестве превентивной меры предусматривается изменение в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), которое обяжет заказчиков при извещении об осуществлении закупки в единой информационной системе предупреждать поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере закупок, антимонопольного и антикоррупционного законодательства.
Также не исключено, что контроль за недобросовестными юрлицами, нарушившими ст. 11 Закона о защите конкуренции, будет организован посредством ведения специального реестра. В такой реестр не будут включать информацию об освобожденном от административной ответственности лице вследствие его добровольного заявления о нарушении антимонопольного законодательства.
По вопросам освобождения от административной ответственности виновных лиц или снижения административного штрафа в Законе о защите конкуренции предлагается урегулировать порядок фиксации заявлений (в том числе в электронном виде), поскольку такие основания могут возникнуть лишь в зависимости от очередности признания в участии в картелях, например, если заявления направлены одновременно двумя или более участниками соглашения в федеральный и в территориальный антимонопольный орган, первым будет считаться заявление, поданное в федеральный антимонопольный орган.
В случае принятия закона о внесении изменений в Законы о защите конкуренции, о контрактной системе и об ОРД, его вступление в силу запланировано по истечении 10 дней после дня официального опубликования, за исключением положений о реестре участников незаконных соглашений, которые предлагается ввести в действие с 1 января 2021 года.
За препятствие проведению внеплановых проверок незаконных соглашений, для которых не предусмотрено предварительное уведомление проверяемого лица (ч. 14 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции), в том числе в сфере гособоронзаказа, по которому ответственность для военнослужащих за такие правонарушения законопроектом планируется ввести на общих основаниях, в КоАП РФ намерены2 предусмотреть специальные санкции. Существующие в административном законодательстве штрафы в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ) для юрлиц, противодействующих таким проверкам, авторы законопроекта считают недостаточно предпринимаемыми мерами. В этой связи конкретно за воспрепятствование проведению должностным лицом антимонопольного органа проведения проверки заключения незаконного соглашения предлагается установить штрафы:
- для физлиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.;
- для должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
- для юрлиц – от одной тысячной до одной сотой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествовавший году, в котором было выявлено административное правонарушение, но не менее 50 тыс. руб. Расчет штрафа для юрлиц планируется применять предусмотренный примечанием 4 к ст. 14.31 КоАП РФ.
Помимо этого, примечание 5 к ст. 14.32 КоАП РФ может подвергнуться корректировке в части возможности назначения административного штрафа в минимальном размере не только юрлицам, выполнившим во второй и третьей очереди условия для смягчения такого штрафа. Предполагается также дополнить указанную статью примечанием 7, определяющим понятие организатора ограничивающего конкуренцию соглашения. Под таким лицом планируется понимать лицо, организовавшее заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, либо руководившее реализацией такого соглашения. А не может быть таковым лицо, координирующее экономическую деятельность.
1 С текстом законопроекта № 848392-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 848369-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Антимонопольный комитет начал дело против субъектов хозяйствования, которые входят в состав группы компаний Roshen, по признакам злоупотребления монопольным положением на рынке патоки.
Об этом сообщает пресс-служба АМКУ.
Группа Roshen является крупнейшим отечественным производителем патоки крахмальной кукурузной (сиропов). При этом, по оценке Комитета, Roshen в течение 2018-2019 годов имела структурные признаки доминирующего положения на данном товарном рынке.
«По имеющейся в АМКУ информации, в ходе ведения своей хозяйственной деятельности группа Roshen течение 2018 года устанавливала различные цены, а также различные условия приобретения патоки для определенной группы потребителей – кондитерских фабрик», – сказано в сообщении.
Так, в 2019 году, усилив рыночную власть в связи с запретом импорта из Российской Федерации патоки (сиропов), группа Roshen повысила цены на патоку собственного производства для всех покупателей, которые были объектом ценового анализа.
При этом в ходе предварительного исследования АМКУ не обнаружил объективных причин для повышения цен этой группы.
«Такие действия группы Roshen по отношению к субъектам хозяйствования – конкурентам на рынках кондитерских изделий (в том числе и Кондитерской корпорации «Рошен»), могли привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции между ними», – констатируют в АМКУ.
В связи с этим Комитет начал расследование, сбор и анализ доказательств по делу.
Крахмальная кукурузная патока (сироп) является одним из основных компонентов в рецептуре кондитерских изделий. Она используется при производстве халвы, карамели, зефира, конфет, мармелада для регулирования консистенции (структуры и текстуры) кондитерского изделия.
Напоминаем:
Осенью 2019 года пятый президент Украины Петр Порошенко начал переоформлять свой бизнес, в том числе кондитерский, на старшего сына Алексея.
Экономическая правда
Из успешных мер прошлого года руководитель ФАС назвал общий запрет на создание и деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках. «В результате количество этих предприятий только за один год после принятия закона сократилось на 18 процентов, — отметил он. — В 16 регионах уже утверждены планы сокращения и преобразования этих предприятий, в завершающей стадии эта работа находится еще в 51 регионе».
Существенными признаны изменения в области здравоохранения. Особенно это касается механизмов снижения цен на жизненно важные препараты. «На основании многочисленных методик, которые утвердило правительство, нами и Министерством здравоохранения были пересмотрены более одной тысячи предельных цен на жизненно важные препараты, то есть самые необходимые людям, что привело к общему снижению этих цен в среднем на 40 процентов», — рассказал Артемьев.
В прошлом году в России отменили внутрисетевой роуминг, что привело к снижению тарифов на услуги связи в роуминге в 10 раз. «Экономия потребителей составила более 6 миллиардов рублей», — озвучил глава ФАС выгоду населения. А сотовые операторы выиграли за счет увеличения трафика, добавил он.
Под строгий контроль поставлен рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Старое законодательство позволяло регионам и муниципалитетам совершенно спокойно превышать установленный правительством предельный уровень повышения. «Если правительство устанавливало его, например, в последние годы на уровне 3-4 процентов, то в регионах соответствующий рост мог достигать 100 и более процентов», — напомнил Игорь Артемьев.
Но далеко не все планы развития конкуренции в отраслях выполнены. «В общей сложности из «дорожных карт», утвержденных правительством, на сегодняшний день не реализовано 40 процентов мероприятий», — указал руководитель ведомства.
Обжалование нарушений Закона №223-ФЗ
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — очень активный регулятор в сфере закупок. Участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган или в судебном порядке (ч. 9 и 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Жалобы в ФАС по закупкам подают очень многие участники, считающие, что их права или законы нарушены. Подавать жалобы в ФАС по закупкам на участника вправе потенциальный поставщик, признанный участником закупки в порядке, предусмотренном положением о закупках самого заказчика. Однако на практике антимонопольные органы принимают жалобы как от участников закупки, признанных таковыми официально, так и от тех поставщиков, «которые могли бы стать участниками закупки, если бы не нарушения, допущенные заказчиком».
Жалоба инициирует полную проверку спорной закупки. А потому не редки случаи, когда жалоба поставщика признаётся необоснованной, но заказчику всё равно инкриминируется нарушение, пусть даже не упомянутое в жалобе. Но и фиксация антимонопольной службой нарушения ещё не самое страшное для поставщика — даже констатировав нарушение, УФАС может не выдавать предписание. Такая ситуация возможна при незначительном нарушении, не повлиявшем на выбор победителя, либо если заказчик успел заключить и исполнить договор с победителем закупки.
Совет. «Я всегда советую поставщикам стараться не доводить ситуацию до жалоб в ФАС, судов с заказчиками. Вы можете это делать, только если на 100% уверены в своей правоте. Нередки ситуации, когда поставщик жалуется, не зная всех тонкостей законов и не понимая, что он сам неправ. Как вы думаете, будет ли потом заказчик рад работать с таким поставщиком? Постарайтесь разрешить возникшие противоречия в ходе общения, донести до заказчика свою точку зрения» Андрей Бойко, коммерческий директор B2B-Center.
Как решить спорный вопрос с заказчиком? Когда стоит обращаться в ФАС? Как правильно составит жалобу? В каком случае обращаться в ФАС уже поздно? На эти и другие вопросы отвечают эксперты B2B-Center в сфере регулируемых закупок.
Для участников закупок, проводимых по Закону 223-ФЗ, статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» предусмотрена сокращённая процедура обжалования в антимонопольном органе, все действия в рамках которой укладываются в неделю. Такая оперативность необходимо для того, чтобы у антимонопольной службы была возможность отменить результаты неправильно проведённой закупки до заключения договора между заказчиком и победителем этой закупки. Если же договор уже подписан, то расторгнуть его может лишь суд, а антимонопольной службе останется лишь вынести предписание о наложении на нарушителя штрафа (о размерах штрафов подробнее будет сказано в следующей лекции). Судебная процедура, урегулированная АПК, длится куда дольше сокращённой внесудебной и может занимать месяцы.
Законом не запрещено параллельно подать жалобу в УФАС и иск в суд. Однако целесообразнее сперва воспользоваться внесудебным порядком обжалования, дабы в случае необходимости ходатайствовать в суде и об отмене решения антимонопольного органа, и о взыскании с заказчика компенсации за допущенные по отношению к поставщику нарушения. Хотя по общему правилу и судебный, и внесудебный механизм обжалования рассчитан на поставщиков, права которых нарушены действиями заказчика, но оба пути открыты и для жалоб самого заказчика в том исключительном, но всё же встречающемся на практике случае, когда он сам столкнулся со сговором участников поставщиков, и этот сговор привёл к ограничению конкуренции в закупке, организованной добросовестным заказчиком.
Согласно положениям ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, участник процедуры вправе обжаловать действия заказчика в случаях, установленных закрытым перечнем: это неразмещение в ЕИС положения о закупке, изменений, вносимых в положение, информации о закупке, или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утверждённого и размещённого надлежащим образом положения о закупке и без применения положений Закона «О контрактной системе»; а также неразмещение или размещение в ЕИС недостоверной информации о годовом объёме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Жалобы в ФАС по закупкам подаются не позднее чем через 10 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, протокола подведения результатов аукциона, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, а также протокола проведения аукциона в электронной форме, если он по какой либо причине был признан несостоявшимся. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке допускается в течение 30 дней. В жалобе должны содержаться сведения о действиях (бездействии) заказчика, специализированных организаций или уполномоченных органов, оператора площадки, членов аукционной комиссии, которые были совершены в указанный выше период.
До окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе заявитель может подать жалобу на положения документации о проведении аукциона в электронной форме. Обжаловать действия или бездействие уполномоченных лиц, совершенные с момента начала рассмотрения заявок, может только участник, подавший свою заявку на участие в электронном аукционе.
До момента заключения контракта участник электронного аукциона может обжаловать действия или бездействие заказчика или уполномоченных лиц, совершенные ими во время рассмотрения вторых частей заявок или во время заключения контракта.
По окончании срока обжалования закупок в ФАС, обжалование действий заказчика или уполномоченных лиц, принимавших участие в организации и проведении электронного аукциона возможно только в судебном порядке.
В соответствии с требованиями ч. 11 ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» до рассмотрения жалобы процедура закупки приостанавливается. Согласно ч. 12 указанной статьи ответчик — организатор процедуры, оператор ЭТП, закупочная комиссия — в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения. УФАС выносит соответствующее распоряжение о приостановлении процедуры. Если по результатам рассмотрения жалобы не вынесено предписания об отмене процедуры или о её возвращении на одну из предыдущих стадий, то после подписания решения ФАС о результатах рассмотрения жалобы процедура закупки возобновляется с того момента, на котором она была приостановлена, а все строки сдвигаются на количество дней приостановки процедуры.
Как оформить жалобу в ФАС
Жалоба в ФАС должна содержать:
- • подробную информацию о заявителе;
- • указание на закупку;
- • указание на обжалуемые действия (бездействия) заказчика;
- • документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы;
- • документы, подтверждающие полномочия участника закупки, подписавшего жалобу;
- • перечень представленных в составе жалобы приложений.
Обжалование нарушений Закона «О контрактной системе» №44-ФЗ
Частью 1 ст. 18.1 предусмотрено, что жалобы на нарушения законодательства о контрактной системе не рассматриваются в антимонопольном органе по сокращённой процедуре. Для таких жалоб остаётся основная административная процедура, урегулированная гл. 9 Закона «О защите конкуренции», либо судебная процедура, урегулированная АПК.
Основная административная процедура (гл. 9 Закона «О защите конкуренции»)
В порядке, установленном положениями гл. 9 Закона «О защите конкуренции», Федеральная антимонопольная служба России и её территориальные управления рассматривают дела о нарушениях антимонопольного законодательства как таковые и дела о нарушении Закона «О контрактной системе» в частности. Основаниями для возбуждения дела, согласно ч. 2 ст. 39 Закона «О защите конкуренции» могут служить поступившие из государственных органов материалы, свидетельствующие о признаках нарушения, заявление юридического или физического лица, сообщения СМИ, обнаружение признаков правонарушения антимонопольным органом в ходе проверки. Но дабы не дожидаться сообщения из государственных органов или из СМИ, жалобу на нарушение всё же надёжнее подать самостоятельно.
Дело о нарушении антимонопольного законодательства может быть возбуждено в течение трёх лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства — со дня окончания нарушения или его обнаружения (ст. 41.1 Закона «О контрактной системе»). Возбуждённое дело рассматривается антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства ответчика. В том редком случае, если дело рассматривается не в территориальном управлении антимонопольной службы, а сразу в ФАС России, место нахождения ответчика или место совершения нарушения роли не играет. Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган утверждены приказом ФАС РФ от 1 июля 2007 г. № 244.
Для рассмотрения дела антимонопольный орган создает и утверждает состав комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, которая впоследствии выступает от имени антимонопольного органа.
Участниками дела о нарушении антимонопольного законодательства являются заявитель, ответчик, заинтересованные лица. Все они могут участвоватьв деле лично или через представителя. Личное участие гражданина в деле не лишает его права иметь по этому делу представителя. Дела организаций ведут в антимонопольном органе их сотрудники или представители, действующие в пределах своих полномочий.
Возможно привлечение к рассмотрению дела экспертов, переводчиков, лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах.
Подача заявления
Заявление подается в антимонопольный орган в письменном виде. Оно должно содержать сведения о заявителе, сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения, существо заявленных требований, перечень прилагаемых документов, свидетельствующих о признаках нарушения. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены. Важно соблюсти требования этой нормы, так как согласно положениям ст. 44 Закона «О защите конкуренции» в случае отсутствия в заявлении или материалах перечисленных сведений, антимонопольный орган оставляет заявление без рассмотрения, о чём уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления.
Предварительное рассмотрение заявления
В случае принятия заявления о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, уполномоченный орган в течение одного месяца рассматривает заявление и относящиеся к заявлению материалы. Стадия рассмотрения заявления является предварительной стадией работы с жалобой — по результатам этого процесса должно быть принято решение о возбуждении на основании жалобы дела или о том, что оснований для возбуждения такого дела нет. В ходе рассмотрения антимонопольный орган вправе запрашивать с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.
На стадии предварительного рассмотрения жалобы ответчик имеет шанс убедить УФАС не возбуждать дело. Для этого необходимо, в частности, максимально развёрнуто, ясно и аргументированно отвечать на запросы УФАС.
Решение по итогам предварительного рассмотрения
Срок рассмотрения может быть продлён на два месяца в случае необходимости сбора и анализа дополнительных доказательств, о чём заявитель уведомляется в письменной форме (ч. 4 ст. 44 Закона «О защите конкуренции»).
Таким образом, в течение одного месяца заявитель получает уведомление о возбуждении дела, либо об отказе в возбуждении дела, либо о продлении сроков рассмотрения заявления. Согласно положениям ст. 44 Закона «О защите конкуренции», решение об отказе направляется заявителю в течение десяти дней, в случае же принятия решения о возбуждении дела антимонопольный орган издает приказ о создании комиссии по его рассмотрению, копия такого приказа направляется сторонам дела в течение трёх дней со дня издания.
В течение пятнадцати дней со дня издания приказа председатель комиссии выносит определение о назначении дела к рассмотрению и направляет копии определения лицам, участвующим в деле.
Рассмотрение дела по существу
Рассмотрение дела является основной стадией антимонопольного разбирательства. Возбуждённые дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются антимонопольным органом в течение трёх месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случае недостаточности информации срок может быть продлён органом, но не более чем на шесть месяцев, с обязательным уведомлением сторон. При возникновении необходимости во временной остановке комиссия вправе приостановить или отложить процесс рассмотрения дела. Отложение рассмотрения практикуется в случаях необходимости сбора доказательств, привлечения лиц, если в ходе рассмотрения дела в действиях ответчика по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело. Приостановление используется в случаях рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами пред- варительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства, проведения экспертизы (ст. 45 Закона «О защите конкуренции»).
При подготовке решения по делу ответчик может присылать свои возражения на заявления, дабы убедить комиссию УФАС не принимать решение о наличии правонарушения или по крайней мере не выдавать предписание и не налагать штраф.
Решение по результатам рассмотрения дела
При принятии решения по делу комиссия оценивает доказательства и доводы, пояснения и заключения экспертов и лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах, устанавливает права и обязанности сторон, разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании. В случае принятия решения о признании жалобы обоснованной комиссия может выдать ответчику предписание. Неисполнение в срок предписания влечёт за собой административную ответственность. Возможно продление срока исполнения предписания на срок не более чем шесть месяцев. Ходатайство о продлении срока исполнения, как устанавливает ст. 51 Закона «О защите конкуренции», подается в антимонопольный орган не позднее чем за двадцать рабочих дней до истечения срока его исполнения.
Комиссия по заявлению лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе вправе дать разъяснение решения и (или) предписания без изменения их содержания, такое определение направляется комиссией лицам, участвующим в деле, в течение трёх рабочих дней со дня изготовления определения, но не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления, согласно положениям ст. 51.1 Закона «О защите конкуренции».
Решения ФАС по закупкам могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания на основании ст. 52 Закона «О защите конкуренции». До дня вступления решения суда в законную силу действие акта антимонопольного органа приостанавливается.
антимонопольный комитет
Антимонопольный комитет — это правительственная структура (организация), основной целью деятельности которой является регулирование рынков для обеспечения всем функционирующим на них объектам свободного конкурентного пространства. Эта организация является гарантом отсутствия монополии в рыночной среде любой страны.
Кроме этих основных обязанностей, другими направлениями деятельности антимонопольного комитета являются вопросы, связанные с:
- защитой прав потребителей;
- укрупнением компаний (поглощением, слиянием);
- регулированием ценовой политики на государственном уровне.
В правовом поле любой страны деятельность антимонопольного комитета регулируется антимонопольным законодательством.
Антимонопольным ведомством Республики Казахстан (РК) является «Агенство РК по регулированию естественных монополий».
Это орган исполнительной власти, который не входит в основной состав правительства страны. Он регулирует работу существующих естественных монопольных структур (за исключением сфер почтовой связи и телекоммуникаций), ценовую политику производителей, ценообразование на платные услуги, осуществляемыми государственными учреждениями и пр.