В центре внимания проблема
Дети — это самые драгоценное, что есть в жизни каждого человека. В семье, где есть дети – это счастье. А иметь большую, многодетную семью — это то, чем можно гордиться.
Об этом говорили в Русском центре ПГУ 13 ноября на заседании круглого стола «Многодетная семья – счастливая семья».
На встрече присутствовали: проректор по молодёжной политике ПГУ им. Т.Г. Шевченко, профессор В.В. Ени, начальник отдела социальной помощи семьям в группе риска министерства по социальной защите и труду ПМР Е.Б.Лукьянова, отец Георгий — куратор нашего университета от Тираспольско-Дубоссарской епархии, заведующая отделом молодёжной политики, воспитания и соцзащиты ПГУ Е.Е. Гончаренко, социальный педагог отдела молодёжной политики, воспитания и соцзащиты ПГУ А.И. Дымкова, заместитель декана по воспитательной работе факультета педагогики и психологии М.Г. Вахницкая, а также студенты ПГУ – представители многодетных семей.
В нашем университете обучается 262 таких студента. Многие из них являются старостами групп, отличниками учёбы, обладателями стипендий ректора, специальной президентской стипендии, делегатами различных форумов, в том числе и ХIХ Сочинского фестиваля молодёжи и студентов, участвуют в общеуниверситетских мероприятиях.
Как сообщила Е.Б.Лукьянова, для данной категории граждан государством предусмотрены льготы: 50-процентная скидка при оплате за обучение на договорной основе, бесплатный проезд в общественном транспорте. В школе и детских садах детям из многодетных семей предоставляются льготы на приобретение учебников, питание.
На встрече также говорилось о духовной стороне жизни многодетных семей. «Церковь – это собрание людей, единых по духу. Семья – малая церковь. Неважно, сколько детей в семье, главное, чтобы они росли в любви, получали внимание от своих родителей», — уверен отец Георгий.
Главным центром жизни человека должен быть его дом – это место, где растут и воспитываются дети. В доме, где есть дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них. Родители не на словах, а на деле должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей. Они должны учить их примером своей жизни – к такому выводу пришли участники круглого стола.
Людмила Савенкова.
Слитно или раздельно писать «не» — вопрос, от которого начинают потеть ладони, наливаться слезами глаза, а пальцы нервно подёргиваться. Разбираем одно из самых (не)простых правил русского языка.
Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Правильно: русский язык выучить вовсе не просто
«Далеко не», «вовсе не», «отнюдь не», «ещё не» — запомните эти усилительные конструкции отрицания, которые обычно стоят перед существительными, наречиями и прилагательными. Потому что в них «не» всегда пишется раздельно. Если видите эти сигнальные слова, смело жмите пробел между частицей «не» и последующим словом: «Ещё не прочитанная книга», «Отнюдь не плохое решение», «Далеко не просто».
Правильно: никем не проверенное правило
Ещё несколько алярм-слов: если видите местоимение, которое начинается с приставки «ни» («никем», «никто», «никому», «нисколько» и так далее), частица «не» следом будет писаться раздельно. «Мне ничуть не страшно», «Никому не нужный проект», «Никем не проверенное правило».
Правильно: он не спеша шёл по улице
Как говорят организаторы «Тотального диктанта», в этом слове в 2018 году ошибались особенно часто. На самом деле это правило — одно из самых простых: «не» с деепричастиями пишется раздельно (не подумав, не зная, не отдохнув, не спеша). Хотя такими темпами «не спеша» из разряда деепричастий перейдёт в разряд наречий, которые наоборот пишутся слитно.
Исключения из правила про деепричастия тоже есть: пишем слитно, если слово без «не» не употребляется (негодуя, недоумевая) и в сочетании приставки «недо» (недооценивая, недосыпая). Плюс особый случай с деепричастием/предлогом «(не)смотря на» — о нём.
Правильно: все правила ещё не изучены
Будем кратки: «не» с краткими причастиями пишется так же, как с глаголами и деепричастиями — то есть в большинстве случаев раздельно.
Правильно: стейк был недожаренным
Разные люди любят разную степень прожарки, а мы просто повышаем уровень сложности, обратившись к причастиям (с ними вообще что не правило, то сложно). «Не» с полными причастиями пишется слитно, если нет противопоставления или пояснительного слова. Здесь ничего подобного нет.
Правильно: не успевший сдать домашнее задание в срок ученик получил двойку
Вообще, причастия не так страшны, как кажутся. Частица «не» пишется с причастиями раздельно ещё и в таком случае: если в предложении есть зависимые слова. Главное, их правильно определить: не успевший — что сделать? — сдать домашнее задание.
Правильно: только этого нам недоставало
«Не» с глаголами пишется раздельно — это знают все (правда же?). «Недоставать» в значении «быть в недостаточном количестве» — это глагол-исключение и пишется слитно. А проверить себя ещё раз можно в тесте «Знаете ли вы, как писать «не» с разными частями речи». Осторожно: будет сложно.
Публикуем краткий план, для того чтобы успешно написать сочинение в ЕГЭ-2020 по русскому языку. Изменения коснулись только нескольких критериев оценивания.
Изменения в сочинении 2020
Основное содержание экзамена осталось неизменным, уточнены только критерии оценивания 27 задания.
К2 и как проставляются баллы за него: 5 баллов ставится, если была сформулирована проблема и прокомментирована с опорой на текст. Было приведено 2 примера из прочитанного текста. Даны пояснения к примерам и между ними есть смысловая связь. И, конечно, отсутствие грамматических и лексических ошибок.
3 балла ставится только в том случае, если ученик привел не менее 2х примеров из приведенного текста, которые необходимы для понимания проблемы, и пояснил значение примеров. А также указал связь между примерами.
2 балла ставится, если ученик привел 2 примера из приведенного текста, которые необходимы для понимания проблемы, но не пояснил значение примеров. Но указал связь между примерами.
К9: изменилось название критерия «Соблюдение языковых норм»
Особое внимание обратите на следующие критерии:
- К1 «Формулировка проблем исходного текста”. Важно верно сформулировать одну из обозначенных проблем в тексте. Если вы сделаете это неправильно, то по критериям К1-К4 будет выставлено 0 баллов из 8 возможных.
- К9 и К10 — соблюдение языковых, грамматических и речевых норм — также вызывают затруднения у экзаменуемых . Чтобы получить высокие баллы, необходимо работать над уровнем владения русским языком.
- К11 «Соблюдение этических норм”: не следует слишком категорично и эмоционально выражать свое мнение, а также негативное отношение к позиции автора.
Содержание
Структура сочинения
При написании необходимо соблюдать следующую структуру:
- Формулировка проблемы;
- Комментарий;
- Позиция автора;
- Отношение к позиции автора и обоснование своего мнения;
- Заключение.
План написания сочинения
Начало
Внимательно прочитайте текст и выделите главную мысль. Решите, что хотел сказать автор, о чем он размышляет и к какому выводу приходит.
После повторного прочтения обратите внимание на героев и их действия, выделите яркие эпизоды текста, которые подтверждают выделенную вами проблематику.
Правильно определите проблему
Главная задача — сформулировать проблему текста. Найти вопрос, на который автор пытается дать ответ. Иногда это несложно: в тексте задается вопрос или прямо проговаривается, что именно волнует автора. Например, «Что такое любовь?» или автор поднимает проблему халатного отношения к животным.
Иногда это сложнее. Проблем может быть несколько и нужно найти главную. Чтобы выделить одну проблему, обратите внимание на позицию автора. Она должна быть раскрыта с помощью примеров из жизни, литературы и других аргументов. С чего автор начал, какая из проблем более масштабная? Это и будет основной проблемой.
Напишите комментарий к проблеме
Здесь нужно хорошо постараться, ведь за этот критерий можно получить 5 баллов.
Комментарием вы должны подтвердить то, что проблема, о которой вы упоминали выше, действительно существует. Важно, проблема должна быть прокомментирована с опорой на текст.
Здесь вы должны объяснить, как автор раскрывает проблему, какие приемы и средства для этого использует, дать оценку действиям героев, отметить языковые особенности, которые способствуют раскрытию проблемы.
Правильно обозначьте смысловую связь между примерами
Приводя примеры, вы должны показать, как они соотносятся друг с другом.
Они могут:
— подтверждать одну и ту же мысль: сопоставлены;
— демонстрировать полярные точки зрения: противопоставлены.
Передайте позицию автора
Здесь вы должны найти позицию автора в предложенном тексте, а не выдумать ее.
Обратите внимание на яркие фразы, мнение автора. Они помогут сформулировать авторскую позицию.
Для передачи мысли автора можно использовать следующие конструкции: «мысль автора выражена следующими словами…», «автор считает, что…».
Обозначьте свою позицию
Экзаменуемый должен выразить свое отношение к авторской позиции: согласен он с ней, не согласен или же это согласие частичное.
Не забывайте аргументировать свое мнение, привлекая факты из текста, примеры из художественных, научных, публицистических произведений, а также не забывайте про личный опыт.
Подведите итог
В завершающей части сочинения поделитесь с проверяющим, о чем вас заставил задуматься текст. Обобщите уже проанализированную информацию, дайте оценку сказанному. Главное, не дублируйте свое мнение или позицию автора.
Нужны ли фразы — клише?
Фразы‑клише помогут вам связать текст и выдержать логическую структуру, также они помогут проверяющему легко ориентироваться в вашем тексте.
Фраз‑клише достаточно много и все они относятся к какой‑либо структуре сочинения.
Какие фразы можно использовать?
1. Описывая проблему:
1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему…
2) В данном тексте {указываем автора} волнует проблема…
3) Данный текст посвящён теме (проблеме) …
4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему…
5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов …
2. Комментарии:
1) Вопрос о … {обозначаем проблему} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.
2) Проблема, поднятая {указываем автора}, особенно актуальна в наши дни, потому что …
3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет.
4) Рассуждая над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}
3. Обозначая позицию автора:
1) Позиция автора заключается в том, что…
2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
3) По мнению автора, …
4) Автор считает, что…
4. Отношение к позиции автора:
1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …
2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор. 3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что …
4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что …
5) Мне близка позиция автора тем, что …
5. В заключении:
1) Обратная связь. Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что …
2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!» — это высказывание отражает главную мысль текста.
3) Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
4) (Использование цитаты) «…,» — писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .
5) Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда … , важно помнить о том, что …
Мы поделились с вами основной информацией по написанию сочинения к ЕГЭ-2020 по русскому языку. Не удается один из критериев? Обратите на него особое внимание и продолжайте тренироваться.
Готовьтесь к успешному написанию сочинения по русскому языку вместе с курсами на TeachMePlease.