Уведомление о собрании кредиторов
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) (далее — Закон о банкротстве) содержит нормы о нескольких видах юридически значимых сообщений, одним из которых является уведомление о проведении собрания кредиторов.
На основании ст. 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с Законом о банкротстве (п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве).
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о банкротстве для целей данного Федерального закона надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за 14 дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.
Пункт 3 ст. 13 Закона о банкротстве регламентирует содержание сведений в сообщении о проведении собрания кредиторов.
Сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном ст. 28 Закона о банкротстве, не менее чем за 14 дней до даты проведения собрания кредиторов (п. 4 ст. 13 Закона о банкротстве).
Статьей 28 Закона о банкротстве предусмотрен механизм раскрытия информации по делам о банкротстве юридических лиц, направленный на своевременное информирование участников гражданско-правовых отношений и федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по ведению ЕГРЮЛ, о фактах деятельности юридических лиц и о введенных судом в отношении их процедурах банкротства.
По общему правилу обязанность включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, предусмотренных статьей 28 Закона о банкротстве, возложена на арбитражного управляющего (пункт 4.1 статьи 28 Закона о банкротстве).
В судебной практике отсутствует единый подход при разрешении вопроса о том, подлежат ли включению в ЕФРСБ сведения об отложении собрания кредиторов по инициативе конкурсного управляющего.
Из судебной практики можно сделать вывод, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность конкурсного управляющего размещать в ЕФРСБ сообщения об отложении собрания кредиторов.
Однако имеется и противоположная позиция, из которой усматривается обратный вывод .
Соглашаясь с данной позицией, принимая во внимание обязанность арбитражного управляющего действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, предусмотренную пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, мы считаем, что при отложении по инициативе конкурсного управляющего собрания кредиторов в ЕФРСБ подлежат включению сведения о новой дате проведения собрания кредиторов.
Закон о банкротстве не содержит исчерпывающего перечня способов уведомления, ограничиваясь формулировкой: «иным обеспечивающим получение такого сообщения способом».
Возможные способы извещения могут осуществляться посредством: направления телеграммы, телефонограммы, факсимильного сообщения, а также удостоверения в том, что письмо доставлено почтовой службой своевременно, во избежание нарушения его прав как одного из кредиторов должника, имеющего право голоса .
Нарушение порядка уведомления о проведении собрания кредиторов, в результате которого кредитор был лишен возможности принять в нем участие, является основанием для признания решений, принятых на этом собрании, недействительными.
В силу чего вопрос о надлежащем уведомлении о проведении собрания кредиторов имеет существенное значение для разрешения споров о признании решения собрания недействительным, в рамках дела о признании должника несостоятельным (банкротом).
Арбитражный управляющий обязан надлежащим образом уведомить о собрании всех лиц, имеющих право в нем участвовать, вне зависимости от размера принадлежащих им требований (статья 13 и пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве). Невозможность повлиять на результаты голосования, не может приводить к выборочному направлению кредиторам уведомления о проведении собрания, поскольку право кредитора на участие в собрании и обсуждение вопросов повестки не ставится в зависимость от количества принадлежащих ему голосов (пункт 1 статьи 12 Закона о банкротстве).
При этом, включение в ЕФРСБ сообщения о проведении собрания, содержащего всю необходимую информацию о нем, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 13 Закона о банкротстве признается надлежащим уведомлением о проведении собрания кредиторов, поскольку наличие заблаговременной публикации о собрании кредиторов в ЕФРСБ обеспечивает реальную возможность принять участие в этом собрании .
Таким образом, неисполнение обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 13 Закона о банкротстве, по направлению лицам, полномочным принимать участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом, не является бесспорным основанием для признания решения собрания кредиторов недействительным в связи с ненадлежащим уведомлением участников собрания.
Проанализировав материалы судебной практики, мы пришли к выводу, что существенным нарушением порядка уведомления, влекущим признание собрания недействительным, является лишь одновременное неисполнение арбитражным управляющим вышеуказанных обязанностей.
Надлежащее уведомление о проведении собрания кредиторов обеспечивает защиту прав и интересов кредиторов в деле о банкротстве и корреспондирует предусмотренной пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве обязанности арбитражного управляющего действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Предусмотрев в Законе различные способы уведомления о проведении собрания, законодатель предоставил арбитражному управляющему возможность их применения по собственному выбору.
Лишь ответственное исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей способствует достижению цели по надлежащему информированию кредиторов о процедурах банкротства.
Литература:
Правовое положение и полномочия собрания (комитета) кредиторов
Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь считает необходимым разъяснить правовое положение и полномочия собрания (комитета) кредиторов по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
В процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемые в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон).
Вопросы компетенции собрания и комитета кредиторов, порядок созыва собрания и комитета кредиторов, порядок принятия решений собранием кредиторов изложены в статьях 55-61 Закона.
Так, к компетенции собрания кредиторов относятся:
1) защита требований кредиторов в случаях, предусмотренных Законом (статьи 92-96 Закона).
При несогласии кредитора с результатами рассмотрения управляющим его требований он вправе в соответствии со статьей 92 Закона направить в хозяйственный суд и управляющему возражения в письменной форме в срок, не превышающий семи дней со дня получения кредитором уведомления управляющего о результатах рассмотрения его требований (см. рисунок 1).
В этом случае в соответствии со статьей 94 Закона хозяйственный суд рассматривает вопрос о необходимости защиты требований кредитора на собрании кредиторов и по результатам этого рассмотрения выносит определение.
Если хозяйственный суд не принял решение о защите требований на собрании кредиторов вопрос о признании требования в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) на основании заявления о требовании рассматривает хозяйственный суд и по результатам этого рассмотрения выносит определение (статья 96 Закона).
Определение хозяйственного суда по вопросу о признании требования может быть обжаловано в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.
2) принятие решения об утверждении плана санации должника и заявлении ходатайства о введении санации или плана ликвидации должника — юридического лица либо плана прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя и заявлении ходатайства об открытии ликвидационного производства (статья 122 Закона).
План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов (см. рисунок 2).
При рассмотрении плана санации должника и (или) плана ликвидации должника — юридического лица либо плана прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя собрание кредиторов вправе принять решение об (о):
утверждении плана санации должника и заявлении ходатайства о введении санации или утверждении плана ликвидации должника — юридического лица либо плана прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя при невозможности продолжения хозяйственной (экономической) деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения и заявлении ходатайства об открытии ликвидационного производства;
внесении изменений и (или) дополнений в план санации должника или план ликвидации должника — юридического лица либо план прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя;
отклонении плана санации должника и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения хозяйственной (экономической) деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения. Указанное решение не может быть принято в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
отклонении плана санации должника и (или) ликвидации должника — юридического лица либо плана прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя, заявлении в хозяйственный суд соответствующего ходатайства об освобождении от исполнения обязанностей управляющего, утверждении кандидатуры нового управляющего. Такое решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана санации должника или плана ликвидации должника — юридического лица либо плана прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя. При этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать одного месяца со дня вынесения решения собранием кредиторов;
утверждении мирового соглашения.
Рисунок 2
Управляющему запрещается до принятия решения об открытии ликвидационного производства приступать к ликвидации или продолжать ликвидацию, начатую до открытия конкурсного производства.
Кроме того, собрание кредиторов может ходатайствовать перед хозяйственным судом о продлении срока ликвидации и продлении или сокращении срока санации (статья 123, 125 Закона).
Таким образом, именно кредиторы определяют перечень мероприятий, которые необходимо выполнить управляющему для максимального удовлетворения их требований. Анализ предлагаемого плана санации либо ликвидации является для кредиторов одним из наиболее значимых этапов процедуры банкротства.
3) принятие решения о заключении мирового соглашения и его содержании (статьи 152 Закона).
Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, но не ранее проведения первого собрания кредиторов.
Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов (см. рисунок 3).
Рисунок 3
4) принятие решения об образовании комитета кредиторов (см. рисунок 4), определение его количественного состава, избрание членов комитета кредиторов или принятие решения о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов (статьи 59, 60 Закона).
Рисунок 4
При наличии не менее десяти конкурсных кредиторов на первом собрании кредиторов принимается решение об образовании комитета кредиторов, определяется его количественный состав.
В состав комитета кредиторов включаются конкурсные кредиторы или могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, определяемом собранием кредиторов, но не более семи человек.
Если количество конкурсных кредиторов менее десяти, решением первого собрания кредиторов может быть установлено выполнение собранием кредиторов функций комитета кредиторов.
Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов.
Комитет кредиторов можно назвать специально создаваемым органом оперативного реагирования в целях защиты интересов кредиторов и осуществления контроля за действиями управляющего.
Например, для рассмотрения жалоб на действия или бездействие управляющего комитет кредиторов вправе инициировать созыв собрания кредиторов.
Комитет кредиторов призван рассматривать вопросы реализации решений собрания кредиторов и в развитие этих решений принимать свои уточняющие (дополняющие) решения. Решения комитета кредиторов не должны выходить за рамки его компетенции или отменять решения собрания кредиторов. В противном случае такие решения не будут иметь юридической силы. При несогласии с тем или иным решением собрания кредиторов комитет кредиторов вправе созвать очередное собрание кредиторов и предложить включить в его повестку дня спорный вопрос.
В целях реализации своих полномочий комитет кредиторов наделен правом получать от управляющего различного рода информацию о финансовом состоянии должника и ходе проведения различных процедур банкротства, а также обращаться в хозяйственный суд от имени кредиторов с заявлениями и жалобами.
5) решение вопроса о принятии кредиторами нереализованного недвижимого и движимого имущества должника, его распределении и размере погашенных требований за счет этого имущества (статья 150 Закона).
В случае неполного удовлетворения требований кредиторов и (или) неполного проведения необходимых выплат оставшееся недвижимое имущество должника, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе ликвидационного производства (далее — нереализованное недвижимое имущество должника), а также движимое имущество должника и его дебиторская задолженность, которые предлагались к продаже, но не были проданы в ходе ликвидационного производства (далее — нереализованное движимое имущество должника), предлагаются управляющим кредиторам в счет погашения их требований.
Собрание кредиторов по вопросу принятия нереализованного недвижимого имущества должника и нереализованного движимого имущества должника в счет погашения их требований, его распределения между ними и размера погашенных требований созывается управляющим в течение тридцати дней со дня проведения последнего аукциона по продаже такого имущества должника. Решение по этому вопросу принимается собранием кредиторов в порядке, установленном настоящим Законом.
В случае принятия такого решения передача нереализованного недвижимого имущества должника и нереализованного движимого имущества должника кредиторам осуществляется по его фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий в течение пятнадцати дней со дня проведения собрания кредиторов.
Если собрание кредиторов не состоялось, либо оно не приняло решение о принятии кредиторами нереализованного недвижимого имущества должника и нереализованного движимого имущества должника или приняло решение о принятии кредиторами части имущества, но в течение десяти дней со дня проведения собрания кредиторов не заключены соответствующие договоры между кредиторами и управляющим, либо кредиторы не приняли имущество в соответствии с решением собрания кредиторов о передаче им этого имущества и названными договорами в течение пятнадцати дней со дня проведения собрания кредиторов, нереализованное движимое имущество должника может быть списано в порядке, установленном частью седьмой статьи 150 Закона, а нереализованное недвижимое имущество должника подлежит передаче в республиканскую или коммунальную собственность в порядке, установленном частями пятой — девятой статьи 98 Закона. При этом уведомление, предусмотренное частью первой статьи 98 Закона, направляется управляющим не позднее двадцати дней со дня проведения собрания кредиторов (с назначенной даты проведения такого собрания, если оно не состоялось).
6) рассмотрение жалоб на действия (бездействие) управляющего (статьи 25, 54, 55, 61 Закона).
Лица, участвующие в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), вправе подать жалобу на действия (бездействие) управляющего в собрание (комитет) кредиторов или в хозяйственный суд в соответствии со статьей 54 Закона (см. рисунок 5).
Комитет кредиторов вправе принимать решения о рекомендации собранию кредиторов рассмотреть вопросы о ненадлежащем исполнении управляющим своих обязанностей и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об освобождении управляющего от исполнения обязанностей;
Решение собрания (комитета) кредиторов, которым жалоба на действия (бездействие) управляющего оставлена без удовлетворения, может быть обжаловано в хозяйственный суд в течение десяти дней со дня проведения собрания (комитета) кредиторов.
В случае оставления без рассмотрения собранием (комитетом) кредиторов жалобы на действия (бездействие) управляющего лица, участвующие в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), вправе обратиться в хозяйственный суд в течение десяти дней со дня проведения собрания (комитета) кредиторов, на которое был вынесен вопрос о рассмотрении указанной жалобы.
При этом необходимо обратить внимание, что в процедуре защитного периода заявления управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а также жалобы кредиторов, иных лиц, участвующих в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), о нарушениях их прав и интересов рассматриваются в заседании хозяйственного суда не позднее тридцати дней со дня поступления указанных заявлений и жалоб в хозяйственный суд (абзац второй части первой статьи 54 Закона).
Рисунок 5
Конкурсное производство
Иные вопросы, отнесенные к компетенции собрания и комитета кредиторов включают:
согласование продажи предприятий как имущественных комплексов или иного имущества должника (части четвертая, пятая статьи 100 Закона);
согласование крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность управляющего (часть шестая статьи 100 Закона);
согласие на совершение сделок, влекущих новые денежные обязательства должника в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после открытия конкурсного производства, превышает двадцать процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, за исключением сделок, предусмотренных планом санации должника (статья 118 Закона);
согласование расходов должника на выплату вознаграждения лицам, привлекаемым для выполнения задач, связанных с производством по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), а также на оплату труда работников должника (статья 119 Закона), а также расходов, связанных с временным проживанием управляющего и его проездом к месту нахождения должника и обратно (статья 69 Закона);
принятие решения о проведении повторной оценки имущества должника (статья 44 Закона);
рассмотрение заявлений управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а также жалобы кредиторов, иных лиц, участвующих в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), о нарушениях их прав и интересов в процедуре конкурсного производства (статья 54 Закона);
предъявление требования к управляющему о представлении отчета об использовании денежных средств должника и об имуществе должника (статья 99, 116 Закона);
принятие решения о подаче управляющим иска о признании сделки должника недействительной (статья 110 Закона);
согласование увеличения численности и штата работников, заключение новых трудовых договоров (контрактов) и коллективного договора (статья 120 Закона);
одобрение начальной цены имущества должника, выставляемого на торги, за исключением его дебиторской задолженности, определенной по результатам оценки (статья 127 Закона);
определение начальной цены продажи дебиторской задолженности должника на аукционе (статья 127 Закона);
принятие решения о продаже имущества должника, не проданное на первых торгах, на повторные торги если иное не предусмотрено планом санации (статья 127 Закона);
согласие на снижение начальной цены имущества, выставляемого на повторные торги, более чем 10 процентов (статья 127 Закона);
принятие решения о продаже имущества должника, не проданное на аукционах, в том числе если аукционы признаны несостоявшимися в силу того, что заявление на участие в них подано только одним участником и указанное имущество не было продано этому участнику по начальной цене, увеличенной на пять процентов, конкретному покупателю на основании заключенного в установленном порядке договора купли-продажи (статья 129 Закона).
Порядок получения информации от управляющего в целях контроля за действиями управляющего предусмотрен, в частности, статьями 99, 116, 133, 148 Закона. В соответствии с указанными нормами управляющий обязан предоставлять комитету кредиторов:
— отчет об использовании денежных средств должника по требованию комитета кредиторов;
— отчет об имуществе должника не позднее 15 дней после проведения первого общего собрания кредиторов;
— ежеквартальный отчет о своей деятельности в процессе санации;
— ежемесячный отчет в процессе ликвидационного производства.
Кредиторы имеют возможность определять, какие именно сведения, в какой форме и объеме управляющий должен отразить в отчете. При этом необходимо оценивать целесообразность предоставления тех или иных сведений, поскольку излишне детализированный отчет связан как с затратами времени управляющего, так и с затратами на предоставление экземпляра отчета каждому участнику собрания кредиторов либо комитета кредиторов.
Таким образом, собрание кредиторов является главным органом управления предприятием-должником. Фактически сами кредиторы определяют те меры, которые, по их мнению, будут способствовать удовлетворению их требований.
В заключение отметим, что, хотя процедуры банкротства предполагают особый статус должника, а управляющий и суд играют значимую роль в проведении указанных процедур, определяющее значение при экономической несостоятельности должника имеет правосознание кредиторов. Только использование кредиторами всех инструментов, предлагаемых им законодательством, позволит максимально полно защитить свои интересы при экономической несостоятельности (банкротстве) должника.
Да, заочные собрания кредиторов должника можно проводить. Но насчет срока направления уведомлений единой позиции нет.
Изначально в законодательстве ничего не было указано насчет возможности проводить заочные собрания кредиторов. В конце 2018 г., то есть еще задолго до ситуации с коронавирусом, ВС РФ выпустил разъяснения, из которых многие сделали вывод, что заочные собрания кредиторов допускаются. В них рассматривалась такая ситуация: на собрании кредиторов должника, проведенном в очной форме, большинством голосов от общего числа голосов кредиторов было принято решение о возможности проведения последующих собраний в форме заочного голосования (без совместного присутствия). При подготовке и проведении оспариваемого заочного собрания арбитражный управляющий руководствовался по аналогии положениями п. 7—13 ст. 213.8 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Суды отметили, что все лица, имеющие право принимать участие в собрании, в том числе заявитель, были надлежащим образом уведомлены о его проведении и проинформированы о порядке и месте ознакомления с материалами собрания. Поскольку заявитель не привел иные основания для признания решений недействительными, признаков злоупотребления правом со стороны организатора собрания не было выявлено, суды указали, что само по себе проведение собрания в заочной форме, в том числе с использованием технических средств коммуникации, не может свидетельствовать о незаконности принятых на собрании решений (п. 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства, утв. Президиумом ВС РФ 26.12.2018, далее — Обзор ВС РФ от 26.12.2018).
Когда в регионах были введены ограничительные меры, Российский Союз Саморегулируемых Организаций Арбитражных Управляющих направил запрос в Минэкономразвития России, которое конкретно не ответило, можно ли проводить заочные собрания кредиторов, но сослалось как раз на Обзор ВС РФ от 26.12.2018 (письмо Минэкономразвития России от 23.03.2020 № Д22и-9106).
Впоследствии в Закон о банкротстве были внесены поправки. Теперь указано, что в течение срока действия моратория по решению арбитражного управляющего проводятся собрания кредиторов, комитета кредиторов, участников строительства и собрания работников, бывших работников любого должника в форме заочного голосования, в том числе в отношении компаний, на которые мораторий не распространяется. В этом случае:
-
собрание кредиторов (комитета кредиторов) и собрание участников строительства в форме заочного голосования проводятся в порядке, установленном п. 1.1 ст. 201.12 Закона о банкротстве (положения о собрании участников строительства);
-
собрание работников, бывших работников должника в форме заочного голосования проводится в порядке, установленном ст. 12.1 Закона о банкротстве.
Заочное голосование может проводиться независимо от числа участников (ст. 9.1 Закона о банкротстве).
Сейчас мораторий на банкротство введен на шесть месяцев с 06.04.2020 (постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников»). Значит, в этот период проведение заочных собраний кредиторов абсолютно законно.
Арбитражный управляющий должен включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения об опубликовании сообщения о проведении собрания участников в форме заочного голосования, а также бюллетени для голосования без опубликования в официальном издании.
По поводу сроков уведомления о собрании кредиторов сейчас мнения расходятся.
Первая позиция: уведомления о проведении заочного собрания кредиторов нужно направлять за 14 дней. Такая позиция связана со следующим: в ст. 9.1 Закона о банкротстве указано, что собрание кредиторов в форме заочного голосования проводится в порядке, установленном п. 1.1 ст. 201.12 Закона о банкротстве (в этом пункте установлен порядок проведения собраний для участников строительства). Раз предусмотрена ссылка на п. 1.1 ст. 201.12 Закона о банкротстве, значит, применяются все положения о собраниях участников строительства. В пункте 1 ст. 201.12 Закона о банкротстве указано, что к таким собраниям применяются положения о собраниях участников строительства, а они проводятся по правилам ст. 12, 13—15 Закона о банкротстве с особенностями, предусмотренными ст. 201.12 Закона о банкротстве. В пункте 1 ст. 13 Закона о банкротстве указано, что надлежащим уведомлением признается направление кредиторам сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за 14 дней до даты проведения собрания кредиторов. Исходя из этого, некоторые арбитражные управляющие направляют уведомления за 14 дней.
Вторая позиция: уведомления нужно направлять за 30 дней до даты проведения собрания кредиторов. Аргументы такие:
-
14 дней — это объективно крайне маленький срок для уведомления о заочном голосовании;
-
нужно применять по аналогии положения о проведении заочных собраний кредиторов должников-физлиц. Так, для проведения собрания кредиторов в форме заочного голосования финансовый управляющий направляет всем лицам, имеющим право на участие в собрании кредиторов, уведомления о проведении собрания кредиторов в порядке, установленном ст. 13 Закона о банкротстве, и в срок не позднее чем за 30 дней до даты проведения собрания кредиторов (п. 7 ст. 213.8 Закона о банкротстве);
-
ссылка на возможность применения положений о проведении заочных собраний кредиторов должников-физлиц предусмотрена и в п. 7 Обзора ВС РФ от 26.12.2018.
Проведение общих собраний кредиторов в заочной форме является правом, а не обязанностью арбитражного управляющего. То есть обязать арбитражного управляющего через суд провести общее собрание кредиторов в заочной форме нельзя.
Пример из практики
В одном деле конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил принять срочные обеспечительные меры в виде запрета проводить собрания кредиторов должника в очной форме в течение одного месяца и обязать его проводить собрания кредиторов должника только в заочной форме. Суд запретил конкурсному управляющему проводить очные собрания кредиторов до окончания действия ограничительных мер, связанных с коронавирусом (то есть не на один месяц). Но одновременно суд отказал в обязании управляющего проводить заочные собрания. Он сослался на то, что возложение какой-либо обязанности на конкурсного управляющего в рамках института обеспечительных мер не предусмотрено действующим законодательством.
Определение Арбитражного суда Челябинской области от 03.04.2020 по делу № А76-23291/2015
Дата: 09.08.2019
Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», осуществляющая в соответствии с решением Арбитражного суда г. Москвы от 24 августа 2017 г. по делу № А40-139272/17-73-133Б функции конкурсного управляющего в отношении Публичного акционерного общества «Банк Премьер Кредит» (ПАО «Банк Премьер Кредит», далее – Банк), (ОГРН 1021100000085, ИНН 1102011300, адрес регистрации: 111250, г. Москва, ул. Солдатская, д. 8, корпус 1, адрес для направления почтовой корреспонденции: 127055, г. Москва, ул. Лесная, д. 59, стр. 2), на основании ст. 12.1 и ст. 189.85-1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сообщает, что 21 августа 2019 г. состоится собрание работников, бывших работников Банка в форме заочного голосования (далее – Собрание).
Дата окончания приема бюллетеней для голосования 20 августа 2019 г., заполненные бюллетени для голосования должны быть направлены по адресу: 127055, г. Москва, ул. Лесная, д. 59, стр. 2.
Повестка дня Собрания: избрание представителя работников Банка.
В Собрании с правом голоса участвуют работники, бывшие работники Банка, требования которых о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, включены в реестр требований кредиторов Банка на дату проведения собрания.
Подсчет голосов будет производиться на основании бюллетеней, полученных конкурсным управляющим по состоянию на 20 августа 2019 г. (включительно).
Форма бюллетеня для голосования прилагается к соответствующему сообщению, размещенному на официальном сайте Агентства в сети «Интернет» (www.asv.org.ru) и включенному в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, а также к настоящему уведомлению.
Сведения о принятых собранием решениях подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты проведения собрания. Эта информация будет размещена также на вышеуказанном сайте Агентства.
В случае возникновения вопросов, связанных с голосованием по вопросу повестки дня, а также заполнением бюллетеня, просим работников, бывших работников Банка обращаться к работнику Агентства Амировой Динаре по тел.: +7 (495) 725-31-15 (доб. 22-53).
Бюллетень // docx, 21.02 КБ
Возврат к списку
В рамках процедур по банкротству организаций и индивидуальных предпринимателей Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» регламентировал содержание и подачу такого документа, как уведомление о собрании кредиторов.
Мы расскажем, как придать юридическую значимость сообщениям в рамках процедур банкротства. Какие сведения составляют содержание документа и как правильно его вручить. Дополнительные вопросы можно задать дежурному юристу нашего сайта. Правила, о которых мы рассказали ниже, распространяются и на сообщения о первом собрании кредиторов.
Скачать образец:
Уведомление о собрании кредиторов
Содержание
Пример уведомления о собрании кредиторов
Уведомление о собрании кредиторов
Определением Арбитражного суда Псковской области по делу № А687-46874/2017 в отношении АО «ПроектСтройТех» введена процедура наблюдения.
К участию в собрании приглашаются конкурсные кредиторы, требования которых внесены в реестр требований кредиторов и подтверждены соответствующим определением Арбитражного суда Псковской области, вынесенным в рамках дела А687-46874/2017).
К участию в собрании без права голоса приглашаются руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель работников должника, представитель органа по контролю (надзору), уполномоченный орган исполнительной власти Псковской области, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, представитель НП СРО АУ «Псков».
Повестка собрания кредиторов:
- Отчет временного управляющего.
- Принятие решения: о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством; о введении внешнего управления сроком на восемнадцать месяцев и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства сроком на шесть месяцев.
- Определение количественного состава комитета кредиторов
- Избрание членов комитета кредиторов.
- Определение полномочий комитета кредиторов.
- Определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий.
Регистрация участников собрания будет осуществляться с 10 ч. 00 мин. до 11 ч. 20 мин. Конкурсные кредиторы допускаются к участию в собрании при предъявлении оригинала и ксерокопии паспорта РФ, определения о включении их требований в реестр требований кредиторов. При участии представителей конкурсного кредитора – физического лица предоставляется доверенность с правом участия в делах о несостоятельности, удостоверенная нотариально. Представители кредиторов – юридических лиц допускаются при наличии доверенности от юридического лица или подтверждении полномочий действовать без такой доверенности (выписка из ЕГРЮЛ).
Временный управляющий Одинцов А.О.
01.11.2017 г.
Как направляется уведомление о проведении собрания кредиторов
Уведомление о проведении собрания кредиторов направляется лицу, который имеет право принять в нем участие (заявившем о своем законном требовании и включенные в реестр, а также представитель работников должника, представитель СРО, учредителей и иные в соответствии со ст. 12 Закона) не позднее 14 дней до даты проведения. При этом в этом случае, в отличие от многих других уведомлений (о прекращении трудового договора, собрании собственников жилья и др.) имеет значение не дата вручения, а именно направления. Такой срок установлен для направления почтой (с уведомлением о вручении).
Допускаются и иные способы, позволяющие зафиксировать факт направления уведомления. Например, вручение под роспись, факс, телефонограмма, телеграммы. В таких случаях документ направляется не позднее, чем за 5 дней. По поводу электронной почты судебная практика противоречива
О проведении собрания кредиторов направляется сообщении и в арбитражный суд (в чьем производстве находится дело).
Если количество кредиторов более 500, допускается публикация уведомления в печатном издании «Коммерсантъ» при условии внесения таких сведений в Единый федеральный реестр, который является доступным и открытым для всех лиц. Такая публикация применяется и в том случае, когда один или несколько кредиторов не могут быть уведомлены иными способами (отсутствует в ФНС сведения о смене юридического адреса, иные обстоятельства).
Внесение сведений в реестр в срок за 14 дней до даты собрания, является обязанностью арбитражного управляющего. Этот способ признается судами надлежащим уведомлением только при наличии доказательств наличия оснований, указанных выше.
Содержание уведомления о собрании кредиторов
С инициативой проведения собрания выступает обычно арбитражный управляющий. Инициировать его могут также комитет кредиторов, конкурсный кредитор, права требования которого (которых) составляют не менее 10 % общей суммы долга организации, не менее трети от общего числа кредиторов и уполномоченных органов. С порядком инициирования процедуры можно ознакомиться в ст. 14 Закона.
Что касается содержания уведомления, то в него включаются:
- наименование, место нахождения должника и его адрес
- дата, время и место проведения собрания
- повестка
- порядок ознакомления с материалами (не менее чем за 5 рабочих дней до даты собрания такая возможность должна быть предоставлена)
- порядок регистрации участников собрания
Нарушение правил о содержании или вручении уведомления о собрании кредиторов может стать основанием для обращения в суд и признании принятых на таком собрании решений недействительными.