Устав образовательной организации
СТАТЬЯ 13. Устав образовательного учреждения
1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
2) учредитель;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) правила приема обучающихся, воспитанников;
(в ред. Федерального закона от 09.02.2007 № 17-ФЗ)
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ;
г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
(пп. «г» в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
(пп. «д» введен Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ)
е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
(пп. «е» введен Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
ж) открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
(пп. «ж» введен Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ)
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава феде– рального государственного образовательного учреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения – органом местного самоуправления.
(п. 2 в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ)
3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; учредитель; организационно-правовая форма образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; порядок приема обучающихся, воспитанников; продолжительность обучения на каждом этапе обучения; порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; режим занятий обучающихся, воспитанников; наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей); структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением; финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения; осуществления предпринимательской деятельности; порядок управления образовательным учреждением, в том числе: компетенция учредителя; структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда; порядок изменения устава образовательного учреждения; порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем.
При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
Содержание
Статья 14. Общие требования к содержанию образования
Содержание образования должно обеспечивать:
-
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
-
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
-
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
-
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
-
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.
Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.
Принят общим собранием родителей и учителей школы 17 октября 2009 года.
Изменения одобрены Школьным Советом 5 мая 2012 года.
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настояший устав определяет цели и задачи школы, а также порядок назначения и компетенцию должностных лиц школы.
- Школа имени А. С. Пушкина является подразделением Ассоциации русскоговорящих жителей Аделаиды «Давай поговорим» (Let’s Talk Together Inc.)
Школа имеет собственный расчётный счёт в банке. Печатью школы является печать Ассоциации. Школа имеет свой интернет сайт и страницу в Facebook. - Школа является национальной (этнической) школой, работающей по субботам, входит в Ассоциацию этнических школ Южной Австралии.
- Школа открыта для всех желающих, в возрасте от 3 лет и старше, независимо от расовой и национальной принадлежности, отношения к религии или вероисповедания, социального и материального положения, состава семьи, сроков проживания в Австралии и степени владения русским языком.
- Денежные средства школы складываются из государственных грантов на каждого учащегося и пожертвований родителей.
II ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ
- Разделяя озабоченность многих родителей проблемой сохранения их детьми русского языка и руководствуясь стремлением не допустить, чтобы оборвались те духовные, культурные и языковые нити, которые связывают молодых австралийцев с традициями, обычаями, опытом предшествующих поколений, с великой русской культурой в целом, школа ставит перед собой следующие основные задачи:
- делать всё от неё зависящее для сохранения и развития у учащихся не просто умения понимать русскую речь, но и говорить, читать и писать по-русски,
- последовательно раскрывать учащимся красоту, мощь, богатство и выразительность русского слова, стараться приобщить наших детей к сокровищнице великой русской литературы,
- познакомить учащихся с основными событиями росcийской истории,
- систематически прививать уважение к нашим обычаям и традициям на основе понимания единства национальных и общечеловеческих ценностей,
- воспитывать у учащихся высокие духовные качества, нетерпимость к любым проявлениям экстремизма, шовинизма, национальной, расовой или межконфессиональной розни, уважительное отношение ко всем народам.
- Признавая многие сильные стороны австралийской школы, равно как и видя её определённые недостатки, школа видит свою роль в том, чтобы служить СУЩЕСТВЕННЫМ ДОПОЛНЕНИЕМ к основной австралийской школе, расширять и углублять возможности для всестороннего развития наших учеников.
- Важнейшими принципами, на которых базируется наша школа, являются доброжелательность и забота о каждом ребёнке, хорошая рабочая дисциплина, сотрудничество детей, педагогов и родителей.
III УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ
9.1 Высшим органом управления школой является Школьный Совет, включающий учителей школы и представителей родительской общественности, избираемых от каждой учебной группы. При этом число представителей родителей в Совете не должно быть меньшим, чем число учителей. Школьный Совет является коллективным руководителем школы.
9.2 Заседания Школьного Совета проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в семестр. Общее собрание созывается Председателем Совета или директором школы. Оно может быть также созвано по требованию любого члена Совета. Собрание принимает решения простым большинством голосов. При необходимости собрания могут проводиться в он-лайн режиме и голосование производиться в электронной форме.
9.3 Школьный Совет:
- принимает Устав школы и вносит в него изменения,
- определяет круг полномочий, избирает и переизбирает Правление и его членов,
- утверждает учебный план школы (перечень преподаваемых предметов), размер взносов родителей в школьный бюджет и основные статьи школьных расходов,
- рассматривает и принимает решения по всем вопросам, требующим принятия школой обязательств перед другими лицами или организациями,
- является высшей инстанцией при разборе любых конфликтных ситуаций, могущих возникнуть между учителями и родителями.
Совет может также рассмотреть и принять решение по любому иному вопросу, затрагивающему интересы учеников, родителей и учителей школы, если на рассмотрении вопроса настаивает не менее трети членов Совета.
10.1 Общее собрание членов Школьного Совета избирает постоянно действующее Правление Школы – орган повседневного руководства школой. В состав Правления школы входят Председатель Правления, который одновременно является и Председателем Школьного Совета, директор школы, секретарь школы, казначей школы, а также представитель родителей школы, избираемый из числа родителей – членов Совета. Каждый член Правления избирается индивидуально.
10.2 Председатель Совета избирается его членами из числа родителей – членов Совета. Председатель Школьного Совета председательствует на его заседаниях и собраниях членов Правления, осуществляет повседневное руководство работой Совета и координирует работу его членов.
10.3 Члены Правления собираются по мере необходимости и поддерживают друг с другом постоянную связь посредством электронной почты. Правление принимает решения большинством голосов.
11 Директор школы осуществляет повседневное общее руководство работой педагогического и ученического коллективов, обеспечивает условия, необходимые для плодотворной работы коллектива школы в максимально комфортных и безопасных условиях.
Директор школы:
- направляет работу педагогического коллектива, составляет и представляет на утверждение Школьного Совета учебный план и Правилa внутреннего распорядка школы, осуществляет подбор, устанавливает условия и продолжительность найма учителей для работы в школе, их учебную нагрузку и круг обязанностей, обеспечивает методическую и организационную помощь учителям в их работе и профессиональном развитии,
- определяет, в соответствии с решениями Школьного Совета, расходование школьных средств на учебные нужды,
- осуществляет приём учащихся в школу, на основе рекомендаций педагогов и с учётом мнения родителей распределяет их по классам (группам) и осуществляет перевод учащихся из класса в класс, награждает учащихся за достигнутые успехи,
- в пределах своей компетенции разбирает и стремится урегулировать возможные конфликты,
- представляет интересы школы перед другими лицами и организациями.
Директор работает в тесном контакте с другими членами Правления школы, председательствует на заседаниях педсовета.
- Секретарь школы ведет делопроизводство школы, а также переписку от имени школы, отвечает за своевременное и правильное оформление всех необходимых школьных документов. Секретарь школы регулярно информирует родителей о работе школы. В отсутствие директора школы или по его поручению секретарь школы выполняет обязанности директора.
- Казначей школы ведет учет денежных средств и имущества школы, расходует средства бюджета школы в соответствии с решениями Школьного Совета, а также составляет и представляет на утверждение Совета годовой отчет о хозяйственной деятельности школы.
- На учительские позиции в школе назначаются, как правило, лица с педагогическим образованием и опытом работы с детьми, прошедшие полицейскую проверку и регистрацию в качестве педагога этнической школы.
Учителя школы периодически (но, как правило, не реже 1 раза в четверть) собираются на педсовет. Педагогический совет школы определяет продолжительность уроков и перемен, учебной четверти и учебного года, утверждает расписание уроков, подготовленное секретарём школы. - Настоящий Устав, а также состав Школьного Совета и список должностных лиц школы публикуются на её сайте.
Каждый студент должен знать:
Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения.
Студенту высшего учебного заведения бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.
Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право:
— выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;
— участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;
— осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);
— участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;
— бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;
— представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;
— обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.
Студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 600 рублей с 1 сентября 2005 года в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Студентам-инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, — размер стипендии увеличивается на 50%. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Студенты высших учебных заведений вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения.
Студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере 25% стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета.
Федеральным государственным высшим учебным заведениям выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения.
По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием.
Студентам очной формы обучения, обучающимся в высших учебных заведениях, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в соответствии с федеральным законом.
Студентам высших учебных заведений предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев.
Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем 7 недель.
Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать 5% размера стипендии.
При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в жилищный фонд высшего учебного заведения жилой площади общежитий (сдача в аренду и иные сделки), а также использование, приводящее к ее уменьшению.
С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор, типовая форма которого утверждается федеральным государственным органом управления образованием.
Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение 5 лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.
Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения.
Студент высшего учебного заведения имеет право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации.
Студентам высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием. При переходе из одного высшего учебного заведения в другое за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования.
За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты высших учебных заведений получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с уставом высшего учебного заведения.
Другие права студентов могут быть установлены законодательством и (или) уставом высшего учебного заведения.
Студенты высших учебных заведений обязаны:
— овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами ВУЗа;
— соблюдать устав высшего учебного заведения;
— соблюдать правила внутреннего распорядка и правила общежития.
За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.
Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через 1 месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через 6 месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах.
Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.
Кроме того, в соответствии с п.1 ч.3 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относятся разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся и правилвнутреннего трудового распорядка.
Указанный перечень вопросов, регулируемых локальными нормативными актами, не является исчерпывающим. Образовательные организации обладают самостоятельностью в разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом в пределах компетенции, установленной ч.1 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ.
Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает не перечень локальных актов, которые подлежат принятию образовательными организациями, а перечень вопросов, которые должны быть урегулированы в пределахустановленной компетенции. Таким образом, в одном локальном акте может быть урегулировано несколько вопросов. Например, в Правила внутреннего трудового распорядка могут быть включены нормы профессиональной этики педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, порядок доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам, порядок реализации права педагогов на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации-работодателя, режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и др. При этом, Федеральный закон № 273-ФЗ не исключает, что по каждому из указанных в ч.2 ст.30 вопросов могут быть приняты отдельные локальные нормативные акты.
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, работников, а такжев случаях, предусмотренных трудовым законодательством, например, ст. 8 и 372 Трудового кодекса Российской Федерации, представительных органов работников (при наличии таких органов).
Учет такого мнения может осуществляться путем предварительного рассмотрения локального нормативного акта указанными органами, что должно найти отражение в документах соответствующих органов (например, в протоколах).
Требование к регулированию того или иного вопроса может быть установлено также подзаконными нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и наукиНапример, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462 утвержден Порядок проведения самообследования образовательной организацией, согласно которому образовательной организацией должны быть установлены сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения.
Локальные акты образовательной организации не могут противоречить уставу образовательной организации и действующему законодательству.
Согласно ч.5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ не позднее 1 января 2016 года. Данная норма не распространяется на локальные нормативные акты, поэтому они подлежат приведению в соответствиес действующим законодательством с момента вступления Федерального закона № 273-ФЗ в законную силу, то есть с 1 сентября 2013 года.
Локальные нормативные акты утверждаются приказом образовательной организации. Обращаем внимание на необходимость признания утратившими силу ранее действовавших локальных нормативных актов по тем вопросам, которые урегулированы локальными нормативными актами, разработанными в связи с принятиемФедерального закона № 273-ФЗ, а также на недопустимость использования в принятых локальных нормативных актах ссылок на недействующие федеральные и региональные законодательные и подзаконныенормативные акты.
Устав образовательной организации Управление обращает внимание на то, что по сравнению с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании» (далее — Закон РФ «Об образовании») в Федеральном законе № 273-ФЗ существенно изменились требования к обязательной информации, подлежащей отражению в уставеобразовательной организации.
Требования к уставу образовательной организации определены в статьях 25, 26, 27, 30, 34, 44, 47, 51, 57 Федерального закона № 273-ФЗ, в статьях 9.2, 14, 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и др.
В соответствии с указанными законами в уставе образовательной организации должна содержаться следующая информация: