Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Указ о введении в действие приватизационных чеков

22.09.2020 by admin

ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

Приватизация госсобственности в России прошла ряд этапов: 1991–92 – подготовка концепции и нормативно-правовой базы; 1993–95 – массовая приватизация в чековой (ваучерной) форме; 1995–96 – передача в частные руки крупных и потенциально привлекательных объектов через «залоговые аукционы»; с 1997 – переход к преимущественно денежной приватизации, ориентированной на пополнение гос. бюджета и стимулирование инвестиционной активности.

Выбор чековой формы массовой приватизации был, в частности, обусловлен отсутствием достаточного платёжеспособного спроса населения, низким интересом иностранных инвесторов к приватизации в условиях нараставшей политической и экономической нестабильности, отсутствием достаточного административного ресурса у государства для проведения приватизации по индивидуальным схемам – вместо них применялись типовые процедуры. Кроме того, выбор этой формы приватизации был связан с необходимостью решительного ограничения и отмены субсидирования предприятий со стороны госбюджета, решения задачи по формированию социальной базы стабилизационной политики, а также обеспечения политических предпосылок укрепления рыночной демократии.

В 1992–94 чековая приватизация проводилась как передача фактического контроля: 1) менеджменту, 2) трудовому коллективу, 3) группе потенциальных инвесторов. Часть пакетов акций предприятий закреплялась в государственной собственности с последующей продажей на «чековых аукционах» или позднее на торгах за реальные деньги.

В 1995–96 правительство пошло на передачу в частные руки ряда крупных предприятий нефтедобычи и металлургии. После 1997 государство начало продавать пакеты акций и целые предприятия на торгах.

В 1991 принят Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». С нач. 1992 начался процесс передачи в муниципальную собственность жилищного и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры городов, предприятий, осуществляющих эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Доля гос. имущества в ЖКХ сократилась уже в сер. 1990-х гг. с 42 до 5%.

Первые инвестиционные компании (НИПЕК и РИНАКО) появились на рос. рынке в 1991. Однако до начала проведения массовой приватизации рынок ещё не был готов к появлению подобных институтов, поэтому их деятельность начала 90-х гг. не была активной.

Появление чековых инвестиционных фондов (ЧИФ) было инициировано принятием программы приватизации и появлением в массовом обороте ваучеров (приватизационных чеков). Аккумулирование принадлежащих населению чеков, их инвестирование в крупные пакеты акций приватизированных предприятий составили основу деятельности ЧИФ и инвестиционных компаний, вкладывавших денежные ресурсы российских и иностранных инвесторов в конкретные проекты. Некоторые ЧИФ сосредоточили в своих руках крупные пакеты акций и принимали в тот период активное участие в управлении приватизированными предприятиями. Конец 1995 – начало 1996 вошел в историю рос. фондового рынка как начало нового периода – после ваучерной приватизации – массового передела собственности посредством залоговых аукционов.

По материалам Большой Российской энциклопедии.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ АКЦИОНИРОВАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Приватизация через акционирование в постсоветской России.

Под влиянием зарубежного опыта необходимость проведения приватизации обсуждалась уже в СССР. Однако практические преобразования собственности в России начались только в 1992.

На селе произошла реорганизация колхозов и совхозов, которые, как правило, превращались в акционерные общества под руководством бывших председателей и директоров.

В сфере городской экономики процесс приватизации оказался наиболее трудным и противоречивым. На государственную собственность претендовали и рядовые работники, считавшие ее «общенародной», и представители хозяйственно-партийной номенклатуры, которая давно де-факто распоряжалась госсобственностью почти как своей. Ни те, ни другие не хотели и не могли выкупать эту собственность по ее реальной цене. Именно от решения этой проблемы зависел успех курса рыночных реформ в целом.

Основным способом приватизации в 1992–1993 стало акционирование – дробление прав собственности среди тысяч держателей акций.

Разработчиками программы реформы были подготовлены три варианта акционирования госпредприятий.

1. Базовая модель – с преимущественным контролем государства: рабочий персонал приватизируемого предприятия имеет право на бесплатное получение привилегированных (не дающих права голоса) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме этого, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой 30% их номинальной стоимости за деньги и ваучеры, но не более чем на 6 минимальных окладов на работника. Администрация и руководство предприятия имели право приобрести не более 5% обыкновенных акций и не более чем на 2000 минимальных месячных окладов на человека.

Такую модель чаще всего выбирали коллективы крупных капиталоёмких предприятий, у которых не было финансовых возможностей приобрести значительный пакет акций своего предприятия.

2. Модель с преимущественным контролем работников предприятия – трудовой коллектив имел право получить по закрытой подписке абсолютный контрольный пакет своего предприятия (51% всех акций) по цене, близкой к номиналу. При этом каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций.

Такую модель избрало большинство предприятий (примерно 3/4), особенно с невысокой капиталоёмкостью. Большую часть акций при этом смогла приобрести администрация предприятия.

3. Модель с внутренним или внешним инвестором – инициативная группа заключала с фондом имущества договор о реорганизации предприятия сроком на 1 год. Согласно условиям этого договора, каждый член инициативной группы должен был вложить в реорганизацию предприятия не менее 200 минимальных размеров оплаты труда). Если через год договор был выполнен, то члены группы получали право на приобретение 20% обыкновенных акций предприятия. Трудовой коллектив (включая членов инициативной группы) мог приобрести еще 20% акций.

Данный вариант использовался наиболее редко. Главная проблема состояла в том, что при серьёзном риске собственными средствами инициативная группа не получала контрольного пакета акций.

При любой модели приватизации значительная часть акций (от 49 до 80%) уходила за пределы предприятия и попадала в руки государственных комитетов и фондов имуществ. Они, в свою очередь, торговали этими акциями на фондовой бирже, продавая их частным лицам и различным экономическим организациям (например, инвестиционным фондам).

Приватизация в постсоветской России: ваучерная компания.

Если акционирование при приватизации является общепризнанной практикой, то ваучерная компания оказалось особенностью России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехии и Монголии).

Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.

Ваучер можно было либо продать по текущему рыночному курсу, либо обменять непосредственно на акции какого-либо приватизируемого предприятия, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие россияне предпочли продавать свои ваучеры за наличные деньги. Организаторы приватизации уверяли, будто цена ваучера достигнет цены автомашины. Однако рыночный курс этих бумаг сравнялся с его номиналом только к осени 1993, и даже к концу ваучерной компании курс ваучера был ниже цены велосипеда.

Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу.

Сами организаторы приватизации задним числом признали, что «недостаточный» контроль государства за чековыми инвестиционными фондами был одним из главных пороков приватизации.

Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995. По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.

Энциклопедия «Кругосвет”

<href=»#part-1464″>http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/PRIVATIZATSIYA.html?page=0,2#part-1464

ВВЕДЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ЧЕКОВ

В целях ускорения передачи государственного имущества гражданам России и привлечения к процессу приватизации широких слоев населения, во исполнение требований Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год п о с т а н о в л я ю:

1. С 1 октября 1992 г. ввести в действие в Российской Федерации систему приватизационных чеков (приватизационных счетов).

2. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить по одному приватизационному чеку равной номинальной стоимости каждого выпуска.

При выдаче гражданам Российской Федерации приватизационных чеков взимается комиссионный сбор.

3. Выпуски приватизационных чеков производятся на основании указов Президента Российской Федерации. Выпуск ценных бумаг или создание иных систем для безвозмездной передачи в собственность гражданам Российской Федерации и их

объединениям государственного и муниципального имущества в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, в районах и городах не допускается.

4. Утвердить Положение о приватизационных чеках (прилагается).

5. Установить номинальную стоимость приватизационного чека выпуска 1992 года в размере 10 тыс. рублей.

Установить комиссионный сбор при выдаче приватизационных чеков выпуска 1992 года в размере 25 рублей.

Установить, что приватизационные чеки выпуска 1992 года действуют с 1 декабря 1992 года по 31 декабря 1993 года. (Действие приватизационных чеков выпуска 1992 года продлено на период до 1 июля 1994 года – Указ Президента Российской Федерации от 06.10.93 г. N 1591)

6. Правительству Российской Федерации:

до 1 сентября 1992 г. утвердить порядок взимания комиссионного сбора при выдаче гражданам приватизационных чеков;

не позднее 1 октября 1992 г. выпустить и начать выдачу приватизационных чеков выпуска 1992 года гражданам Российской Федерации.

7. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с Государственным правовым управлением Президента Российской Федерации:

до 15 августа 1992 г. обеспечить разработку и принятие нормативных актов, необходимых для выпуска, выдачи и погашения приватизационных чеков;

до 1 сентября 1992 г. разработать и утвердить Положение о специализированных инвестиционных фондах, аккумулирующих приватизационные чеки.

8. Советам Министров республик в составе Российской Федерации, администрациям краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах:

предоставить Сберегательному банку Российской Федерации, его отделениям помещения, необходимые для проведения Сберегательным банком Российской Федерации возложенных на него функций по распространению приватизационных чеков;

совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом решить вопрос о возмещении затрат Сберегательного банка Российской Федерации по выполнению указанных работ.

9. Организациям и предприятиям (в том числе и торгующим) запрещается принимать приватизационные чеки в качестве платежного средства за товары, услуги и работы.

10. Указ вступает в силу на основании и в порядке, установленных постановлением V Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы».

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Указ президента РФ №914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации” от 14 августа 1992 г.

ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ

На протяжении 2000-х годов подавляющее большинство опрошенных в той или иной форме поддерживают идею пересмотра итогов приватизации. Однако люди, считающие себя (и государство) ограбленными и обманутыми, по большей части не надеются, что таким путем будет восстановлена «справедливость».

По данным опросов 2004 года, респонденты, полагающие, что сегодня следует принять результаты приватизации «такими, какие они есть» или что вопрос об их пересмотре «не стоит поднимать», составляют от 15 до 22% общего числа, выступающие за полный пересмотр итогов приватизации 1990-х годов — около одной трети. Примерно от одной четверти до одной пятой опрошенных выступают за пересмотр результатов в тех случаях, когда предприятия стали «хуже работать» (уходить от налогов, задерживать зарплату), либо применительно к крупнейшим предприятиям, относящимся к наиболее важным отраслям экономики..

В отношении к итогам приватизации и возможности их пересмотра прослеживается весьма характерная двойственность, которую можно зафиксировать и при ретроспективном анализе данных, полученных в начале реформирования экономики. Подавляющее большинство людей выступает в поддержку пересмотра результатов приватизации, полагая при этом, что приватизация госсобственности, в особенности крупных предприятий энергетики, добывающих отраслей и проч., была незаконной. При этом главными проигравшими опрошенные считают, с одной стороны, «простой народ», с другой — «государство» (в патерналистской, советского образца трактовке). Однако их ожидания относительно результатов возможного пересмотра итогов приватизации весьма скептичны. По данным опроса, проведенного в июле 2004 года, подавляющее большинство респондентов считают, что подобный передел пойдет на пользу прежде всего «чиновникам и бюрократам» (35%) или же «другим олигархам» (35%). В то, что незаконно нажитые «олигархами» богатства достанутся «государству», верит всего около одной пятой опрошенных; в то, что они будут возвращены «народу», — 7%.

«Всё кругом — колхозное, всё кругом — моё!» — строчка из шуточной песни 1937 года «Зять и тёща» (композитор В. Захаров, перевод с белорусского А. Твардовского) в различных интерпретациях быстро вошла в народный список крылатых выражений. В несколько искажённом виде («вокруг» вместо «кругом») она навечно запечатлена Нонной Мордюковой в советской кинокартине «Отчий дом». Вот только к середине 80-х годов граждане самой большой страны мира придавали ей откровенно саркастический смысл. Мало кто тогда подозревал, что идея наделить народ не умозрительным, а реальным богатством родной страны уже сформировалась в верхах. Механизм бесплатного «раздела имущества» разработал Виталий Аркадьевич Найшуль ещё в 1987 году. Однако до практической реализации дело не дошло, из-за высказанных замечаний: в одну кучу смешивались предприятия различных отраслей, причём, без учёта реального состояния их основных фондов.

Содержание

  • История появления приватизационных чеков
  • Гашёные и негашёные чеки
  • Стоимость приватизационного чека 1992 года
  • Фальшивые ваучеры

История появления приватизационных чеков

Лицевая сторона ваучера 1992 года

Основой будущей российской приватизации стали Законы № 1529-1 «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» и № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятые Верховным Советом РСФСР в начале июня 1991 года. Государственного и муниципальное имущество безвозмездно передавалось гражданам России с помощью именных приватизационных счетов в Российском республиканском банке Сбербанка СССР. Для каждого счёта открывался приватизационный вклад, на средства которого гражданин мог приобретать акции приватизируемых предприятий. Здесь реализации помешали два фактора. Во-первых, Сбербанку на тот момент было практически невозможно одномоментно открыть счета для всех граждан, а затем осуществлять с них многочисленные переводы. Во-вторых, против именных счетов резко высказался Анатолий Чубайс, который считал, что эти вклады станут неликвидными, а процесс приватизации затянется из-за того, что способностями эффективного собственника обладает далеко не каждый.

Именно Чубайса назначили руководителем команды, которая разработала новую программу приватизации. Президиум Верховного Совета РСФСР в самом конце 1991 года принял её под названием «Основные положения программы приватизации в Российской Федерации на 1992 год», после чего Президент Российской Федерации Борис Ельцин утвердил её указом. До реальной приватизации пока ещё было далеко. В первую очередь провели оценку стоимости имущества российских предприятий, получив сумму в 1400 000 000 000 рублей. Её решили поделить на количество граждан Российской Федерации, составлявшее на то время примерно 140 000 000 человек. В итоге каждый россиянин оказался номинальным владельцем собственности на 10 000 рублей. Именно эта сумма появилась на лицевой стороне приватизационного чека, который предполагалось обменять на акции предприятий, подлежащих приватизации.

Указ Президента России № 914 от 14 августа 1992 года «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» определил начало выдачи чеков гражданам с 1 октября. За три месяца ожидания россияне вкушали заманчивые перспективы, которые изрекали политики и экономисты со страниц газет и экранов телевизоров. Населению наиболее врезалась в память фраза Чубайса, которую можно было интерпретировать так, что каждый россиянин в скором времени легко сумеет обменять ваучер на две «Волги» (в отсутствие иномарок именно «Волга» считалась самым элитным и желанным автомобилем той поры). Сразу выяснилось, что даже эфемерная частичка собственности достанется гражданину «не за так»: за услугу бралась сумма 25 рублей.

Выдача чеков продолжалась до февраля 1993 года. Обладателями ваучеров стали 97% граждан Российской Федерации, получившие в общей сложности 144 000 000 приватизационных чеков. В эпоху замены исконно русских слов их западными аналогами название «приватизационный чек» в разговорной речи быстро вытеснило английское слово «ваучер» (voucher). «Нам нужны миллионы собственников, а не горстка миллионеров. В этой новой экономике у каждого будут равные возможности, остальное зависит от нас. Каждый гражданин России, каждая семья получат свободу выбора. Приватизационный ваучер — это для каждого из нас билет в мир свободной экономики», — эти слова Бориса Ельцина прозвучали в телевизионном обращении к народу. Хотя другие источники утверждают, что Ельцин не воспринимал на слух английскую замену и очень сердился, если слышал это слово в своём окружении.

Получив бланк, владельцы ваучера часто не представляли, что с ним делать, хотя вместе с ценной бумагой вручали и «Памятку владельцу приватизационного чека». В газетах тех лет часто можно было повстречать объявление «Меняю ваучер на автомобиль или мини-трактор», но обратного обмена никто не предлагал. Покупка ваучеров проводилась в любом оживлённом месте. Люди с табличками «Куплю ваучер» с утра до позднего вечера толпились около рынков и в метро. Ваучеры скупали и продавцы многочисленных ларьков. Естественно, что цена везде была разной. Кто-то отдавал ваучер за бутылку водки, а кто-то, собрав с родственников пару-тройку чеков, выменивал на них дешёвый китайский двухкассетник. Рыночную стоимость чека в данном случае формировали сугубо местные условия.

Но многие граждане решили распорядиться свалившейся возможностью с умом и отнесли деньги в ЧИФы (чековые инвестиционные фонды), рекламой которых было заполонено всё. К середине 1994 года их количество достигло максимума — 662 ЧИФа. Отсутствие контроля за деятельностью ваучерных фондов со стороны государства привело к тому, что большинство из них, выдав в обмен на чеки свои цветастые акции, были признаны банкротами и бесследно исчезли. Вложив ваучеры в один из таких инвестиционных фондов, их бывшие владельцы остались ни с чем. Лишь малая часть граждан сумела разобраться в том, как покупать пакеты акций на открытых аукционах. На тот момент выиграли те, кто сумел, к примеру, приобрести акцию Газпрома. Но вовсе не каждая акция могла принести владельцу ощутимый доход. Тот, кто обменял свой ваучер на семь акций Торгового дома «ГУМ», получил бы за них в конце первого десятилетия XXI века всего 100 рублей. А кто-то, надеясь продать чек хотя бы за номинальную стоимость, так и не успел никуда вложить ваучеры, поэтому сейчас эти бланки стали предметами коллекционирования бонистов.

Гашёные и негашёные чеки

Чеки, не успевшие поучаствовать в приватизационном процессе, называются «негашёные». В ином случае ваучер имеет особые отметки: отверстия, пробитые дыроколом, срезы или надрезы, печати на лицевой стороне. Ваучер портили намеренно, чтобы не возникало соблазна использовать его повторно. Такие экземпляры называются «гашёные». Обычно их цена несколько ниже, чем у аналогичных негашёных. Однако существует ряд коллекционеров, составляющих экспозиции из чеков с самыми удивительными способами гашения.

Стоимость приватизационного чека 1992 года

«А сколько стоит ваучер?» — спросят его обладатели. Чаще всего, как ни грустно это услышать получателям ваучеров, стоимость 1 чека намного ниже указанного на нём номинала. Если бланк ничем ни примечателен, главным критерием ценообразования станет степень его сохранности. Определим, как F степень сохранности мятого ваучера с пятнами и несколькими перегибами. Тогда VF – это хорошо сохранившийся ваучер с единственным перегибом по центру. XF – отлично сохранившийся ваучер без перегибов с минимальными дефектами (например, потрёпанные уголки). AU или PRESS – идеальная сохранность без малейшего дефекта. Обычный потрёпанный с явными сгибами бланк (степень сохранности – F) легко можно купить за несколько сотен рублей, тогда как в сохранности PRESS такой же чек будет стоить больше тысячи, а то и двух.

Впрочем, коллекционеры готовы расстаться с крупными суммами и за ваучеры 1992 года, далёкие от идеала. Стоимость ваучера может заметно увеличить стартовая серия – «01». Именно её престижно положить в альбом придирчивому коллекционеру. Такие приватизационные чеки оцениваются в несколько раз дороже аналогичных по сохрану.

В ряду прочих сохранились ваучеры и с красивыми номерами. Здесь правила те же, что и для банкнот. Наиболее разыскиваемы бланки с одинаковыми цифрами номера. Самым ценным сокровищем здесь станет ваучер, где одинаковые цифры затронут и серию: 11 111111. Трудно представить, сколько отдадут коллекционеры за этот бланк, если он когда-нибудь окажется на аукционе. Хорошей находкой станет номер «1234567» или «0123456». Очень редки предложения с номерами из первой десятки («0000001», «0000002», «0000003» и т.д.). Прочие комбинации цифр, выглядящие красиво или необычно, увеличивают цену ненамного.

Отдельная категория коллекционеров собирает ваучеры, исходя из разнообразия представленных на обратной стороне печатей. За редко встречающимися печатями ведётся настоящая охота. И здесь цена ваучера зависит только от степени желания конкретного коллекционера получить заветный бланк. Внимания заслуживают и отметки на ваучере. Можно найти сведения об отметке «РР», цена бланка с которой отличается на порядок от обычного ваучера.

Изначально бланк чеков 1992 года был чуть ли не в половину длиннее, так как в его состав входил контрольный талон. Куда заносились ФИО получателя и сведения об удостоверяющем его личность документе. Здесь же стояли подписи получателя и лица, выдавшего чек, а также дата выдачи. После заполнения сам ваучер отрезали от контрольного талона, остававшегося для отчётности. Неразрезанная сцепка талона и ваучера может по стоимости достигать 10 000 рублей.

Цена такой же сцепки, но с красными надписями «ОБРАЗЕЦ» на талоне и чеке уже равна номиналу ваучера, а для бланка в идеальной сохранности заметно его превышает. Эти бланки имеют номер, состоящий из последовательности нулей. Серия «01» считается престижнее серии «02», бланки которой тоже присутствуют на современном рынке ценных бумаг и банкнот.

Фальшивые ваучеры

Приватизационный чек – это ценная бумага, поэтому создатели предусмотрели несколько степеней её защиты от явных и известных широкой публике до скрытых, детали которых не обнародовались.

Перечислим некоторые из степеней защиты:

  1. Водяные знаки, видимые на просвет;
  2. Защитные волокна красного и зелёного света, ярко светящиеся в ультрафиолете;
  3. Особая плотность бумаги;
  4. Овальная часть чека светится в ультрафиолете зеленоватым или синеватым цветом;
  5. Наличие микротекста.

Тем не менее, после первой выдачи ваучеров на руки начались многочисленные попытки продажи подделок. Если фальшивки, сделанные с помощью редких на тот момент цветных ксероксов и принтеров можно было опознать при тщательном рассматривании, то поддельные бланки, изготовленные типографским способом, успешно продавали и покупали на вокзалах и станциях метро. В марте 1993 года подобная партия всплыла даже на Российской товарно-сырьевой бирже. Впрочем, как на оригинале, получилось далеко не всё. Из 20 степеней защиты преступникам удалось подделать семь. Например, микротекст «РОССИЯ» свободно читался на виньетке фальшивки, тогда как на оригинале это слово можно разглядеть лишь при шестикратном увеличении. Кроме столицы, всплеск продаж поддельных ваучеров фиксировался в Перми, Ижевске и Ростове-на Дону.

Поддельные чеки выдавали и совпадающие номера, среди которых «06 2662384», «15 4076763», «06 2662315» и другие. Распространённой на фальшивках была серия «03», с номерами, начинавшимися числовой последовательностью «51059». Часть из них под названием «чеченские ваучеры» до сих предлагается на интернет-площадках с ценниками до 30 000 рублей, но не слишком понятно, насколько высока сейчас их востребованность. Интересный факт в том, что Чеченская республика тогда была практически независимым регионом, и ваучеры туда не завозили, так как Джохар Дудаев, бывший в тот момент президентом чеченского народа, запретил получение чеков под угрозой потери права «быть гражданами Чеченской республики». Теперь же руководство Чечни периодически вспоминает о том, что местных жителей обделили при разделе общего хозяйства страны, и поднимает вопрос о компенсациях, пробуя перевести причитающуюся республике собственность со стоимости 1992 года на современные деньги.

Итоги ваучерной приватизации, проведённой в России, крайне неоднозначны. С одной стороны, сложился ваучерный инвестиционный рынок, позволивший стране быстрыми темпами перейти к рыночной экономике. С другой стороны, большинство экономистов сходятся во мнении, что чековую приватизацию провели безграмотно. Вопреки пожеланиям первого президента России приватизация породила не миллионы собственников, а ту самую горстку миллионеров, от появления которой и предостерегал Борис Николаевич. Шансы большинства россиян получить весомую частичку государственной собственности сгинули в чековых инвестиционных фондах и офисах неофициальных скупок ваучеров. Поэтому всё чаще звучат требования пересмотреть итоги приватизации. Но представить ситуацию, когда каждому россиянину снова выдают ваучер, который он несёт в распахнутые двери нового поколения чековых фондов, достаточно сложно.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes