Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Требования к внешнему виду педагога

01.06.2020 by admin

С. В. Давыдова,
преподаватель спецдисциплин ГУ ПЛ № 5

Во многих профессиях есть определенные требования к внешнему виду, у поваров, пекарей, парикмахеров есть спецодежда, что же касается педагогов — здесь нет четко определенных рамок, но все же есть ряд требований, которых стоит придерживаться. Наверняка каждый из вас собираясь на работу задумывается о своем внешнем виде.

В последнее время мы все чаще слышим о таком понятии, как дресс-код. Это слово пришло к нам из английского языка и означает умение одеваться. Если выражаться простыми словами, то дресс-код — это международные правила этикета в одежде, нормы внешнего вида в разных ситуациях, от деловых встреч до светских приемов и корпоративных вечеринок.

Само понятие дресс-код появилось сравнительно недавно в самой консервативной стране — Великобритании и быстро распространилось по всему миру. После Второй мировой войны людям захотелось одеваться в разнообразные, яркие цвета. В Америке завоевал популярность рок-н-ролл, а вместе с ним, соответствующий стиль одежды, да и жизни в целом. Покатилась волна скандалов и разногласий между работниками и работодателями из-за внешнего вида. Прекратить эти инциденты работодателям удалось лишь в 70-е года. Решением проблемы стало появление строгого, жесткого, корпоративного дресс-кода. Впоследствии он начал развиваться и совершенствуется вплоть до наших дней. Вот свод основных требований и рекомендаций: особое внимание уделяется таким требованиям, как опрятность, аккуратность во всем, безупречная прическа.

Запомните правило трех «К»: деловая одежда должна быть комфортной, чтобы не мешать вам выполнять свою работу; корректной, чтобы не учащихся от вашей речи; креативной, чтобы визуально выделять вас из множества сотрудников.

Цветовая гамма: Следует исключить яркие цвета. «Деловой палитрой» считаются: классический черный и белый, все оттенки синего, коричневый, бордовый, серый и бежевый. В деловом костюме должно быть не более 3-х цветов.

Достаточно часто можно увидеть молодых преподавателей, ведущих урок в джинсах. Чтобы не совершать таких ошибок не следует носить на работу следующие вещи: джинсы и спортивную одежду; одежду с бахромой и блестками; одежду с кружевами, большими яркими пуговицам, просвечивающие блузки; пончо и подобные ему бесформенные накидки; «цыганские юбки» и блузки с очень глубоким декольте; одежду кричащих расцветок или «кислотных» тонов.

Голые ноги так же не приветствуются, даже в жару; также на работе не допускаются колготки и чулки в крупную сетку или клетку, в цветочек. Однотонные колготки черного или цвета загара, различной плотности — вот самый оптимальный вариант.

Рекомендуется надевать жакет с юбкой или брюками, блузку и закрытые туфли. Одежда не должна быть слишком облегающей. Оптимальная длина юбки находится приблизительно на середине колена, допускается длина чуть выше или чуть ниже колена, такие юбки стоит подбирать, ориентируясь на форму собственных ног.

Полным женщинам рекомендуется остановить свой выбор на брючных костюмах, кардиганах, сарафанах или длинной, слегка расклешенной юбке и коротком жакете. Строгое платье может быть идеальным «деловым нарядом» в сочетании с классическим жакетом, а трикотажные вещи могут вписаться в деловой гардероб только в том случае, если трикотаж качественный и не закатывается, иначе вещь приобретает неопрятный вид.

Если вам понравилась вещь, и вы сомневаетесь, подходит ли она для работы — не носите ее на работу.

Много информации о хозяйке несет обувь. Вот основные правила «обувного» дресс-кода: деловой стиль не приемлет кроссовки, шлепки и любую обувь без задников, открытые босоножки, а также сапоги выше колена; туфли не должны быть синими или розовыми, даже если на ней одежда именно этого цвета.

В первую очередь черные лодочки, которые подойдут ко всему и только потом бежевые или коричневые; обувь для работы должна быть строгих классических форм, на невысоком устойчивом каблуке (не выше 6 см), ни в коем случае не массивная и не хрупкая; лучше исключить всевозможные бантики, стразы, вышивку и т. д. Такого типа украшения на туфлях играют против вашего имиджа.

Зимой допустимо носить сапоги с высоким верхом и каблуком. Также зимой допустимо носить сапоги белого цвета. Существуют определенные правила сочетаемости одежды и обуви. Цвет обуви должен сочетаться с цветом брюк, юбки или жакета. Фасон обуви также зависит от того, что вы носите: юбку или брюки. Классический стиль подразумевает оставлять небольшой участок женских ног открытым. Поэтому чем короче юбка, тем выше должны быть сапоги. Кроме того, не допускается заправлять брюки в обувь. Важным элементом также является тщательно вычищенная обувь.

Длина брюк зависит от того, какой высоты ваш каблук. Придется закрепить определенную обувь за определенными брюками. С туфлями на низком каблуке брюки должны доставать до основания каблука, создавая спереди небольшой залом. Если каблук высокий, то он должен быть открыт максимум на 1,5 см, а лучше полностью закрыт, практически до пола, вмещая в себя почти всю стопу и не создавая при этом складок на щиколотке.

Украшения не должны блестеть, быть громоздкими, звенеть, то есть хоть как-то отвлекать от сути ваших слов. Кроме того, по правилам делового этикета, украшений должно быть не более трех. Одновременное ношение золота и серебра не рекомендуется.

Если носите часы, то они должны быть строгой лаконичной формы. Корпус ваших часов должен гармонировать с остальными вашими украшениями. Иными словами, если ваши серьги из золота, то корпус ваших часов должны быть из золота или металла золотистого цвета. Это же правило касается всех остальных металлических предметов гардероба (пряжек, пуговиц, застежек на сумке).

Сумка непременно должна гармонично сочетаться с одеждой. Основные требования: вместительность, достойный внешний вид. Поэтому, лучше остановите выбор на прямоугольной сумке из хорошей кожи или другого гладкого материала, темного цвета (лучше черного) или цвета натурального беж, не слишком большой (чтобы не вызывать ощущение беспорядочности) и не слишком маленькой.

Когда мы говорим о внешнем виде, то особое внимание уделяем прическе, макияжу и маникюру. Естественно, недопустимо приходить на работу с грязными волосами, также ничего нет хорошего в отросших корнях, контрастирующих с основным цветом окрашенных волос. При любой длине волос старайтесь делать такую прическу или укладку, чтобы лицо было открытым, это вызывает больше доверия и вообще смотрится аккуратнее. Слишком длинные, распущенные волосы, африканские косички, дреды — не желательны на работе.

Макияж должен быть дневным, то есть неброским и легким. Если вы предпочитаете абсолютное отсутствие макияжа, помните, что это не приветствуется точно так же, как и чрезмерно яркий макияж. Слегка подведите глаза и используйте помаду оттенка чуть ярче натурального цвета ваших губ.

В маникюре есть две опасных крайности. Неухоженные ногти — это просто крах имиджа женщины. Если вы не любитель маникюра, сделайте минимальные процедуры по уходу за руками и ногтями: регулярно пользуйтесь кремом для рук, делайте ванночки для ногтей, чтобы держать их в чистоте. Другая крайность — слишком длинные и яркие ногти. Броский маникюр может отвлекать и сбивать с рабочего настроя и вас самих, и учащихся.

Вы никогда не ошибетесь, отдав предпочтение классике, это касается и маникюра. Если не уверены в своем выборе, остановитесь на нейтральных телесных или розовых оттенках, подойдут вкусные цвета: светло-коричневый, карамельный, шоколадный, винный, уместным будет и французский маникюр.

Итак, мы разобрали внешний вид от кончиков волос до кончиков ногтей, надеюсь, что эти советы вам пригодятся. Правильно и красиво одеваться — это искусство. Не всем дано чувство стиля с рождения, но при желании искусству дресс-кода можно научиться.

Журнал «Мастер класса» № 1 2012

Требования к поведению и внешнему виду вызывают у участников образовательных отношений повышенный интерес и неоднозначную реакцию. Заслуженный учитель РФ, директор московской школы №109 Евгений Ямбург резко отреагировал на «Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников», назвав прописанные правила ханжеством. Другой заслуженный учитель РФ, директор столичной школы №548 «Царицыно» Ефим Рачевский заявил, что не возьмет на работу учителя с ногтями всех цветов радуги. Руководство школы №4 Сосновоборска Красноярского края собиралось отстранить школьника от занятий из-за прически. Стоит ли вопросам этики и облика уделять столь пристальное внимание – мнение нашего обозревателя.

Содержание

  • Замысел Минпросвещения и профсоюза
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда
  • Прическа как яблоко раздора
  • Учитель с маникюром
  • Мнения экспертов и общественности
  • Сосредоточиться на образовательном процессе

Замысел Минпросвещения и профсоюза

Редакция ActivityEdu сообщала, что Министерство просвещения и общероссийский профсоюз работников образования подготовили регламентированные нормы поведения учителей. Документ, названный «Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников», направлен в субъекты РФ. На сайте Минпросвещения указано, что разработанное положение представляет собой «рекомендации по регулированию вопросов профессиональной этики педагогов» и «содержит детализированное описание этических норм».

Предполагается, что региональные организации, осуществляющие образовательную деятельность, будут руководствоваться указанным положением при разработке локальных нормативных актов. Кроме того, министерство и профсоюз полагают, что положение закрепляет право педагогов «на справедливое урегулирование конфликтных ситуаций».

Хотели как лучше, а получилось как всегда

Именно эта фраза Виктора Степановича Черномырдина, давно ставшая крылатой, пришла мне в голову после прочтения текста «Примерного положения».

Во-первых, положение фактически дублирует многие статьи и пункты «Закона об образовании в РФ» №273-ФЗ. Педагоги должны «соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики» (пункт 2 часть 1 статья 48) и иметь «право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики» (пункт 13 часть 3 статья 48). Что нового добавляет положение? Ничего.

Во-вторых, Минпросвещения подчеркивает, что педагог имеет право на урегулирование конфликтных ситуаций, «возникших по факту нарушения норм профессиональной этики». Но вы же прекрасно понимаете, что главный вопрос чаще всего звучит так: «А был ли вообще факт нарушения педагогом норм?» Фотография, опубликованная в соцсетях учительницей из Барнаула Татьяной Кувшинниковой, – это «нарушение норм» или пропаганда здорового образа жизни? Можно ли отнести эту фотографию к сфере «профессиональной этики» или это частная жизнь, которая, как известно, неприкосновенна?

Помогает ли ответить на сформулированные выше вопросы призыв из нового положения «воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет”, в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей»? Я считаю, что не помогает. Кроме того, на мой взгляд, из текста положения следует, что Минпросвещения и профсоюз не различают профессиональную деятельность педагога и его личную жизнь.

В-третьих, положение дублирует еще и статью 5 закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» №436-ФЗ, в которой перечислены виды такой информации.

Прическа как яблоко раздора

Предлагаю ненадолго забыть о профсоюзно-министерском положении и взглянуть на конфликтную ситуацию в сибирском городе Сосновоборске, где руководители школы №4 принуждали четвероклассника сменить прическу, а после того, как он отказался, обратились к родителям с предложением перевести мальчика на домашнее обучение. Конфликт широко освещался в СМИ, поэтому многие наверняка знают, что Минобразования Красноярского края направило предостережение школе №4, поскольку школа не имеет права в подобных случаях требовать перевести ребенка на домашнее обучение или отстранять его от занятий. Чиновники потребовали от образовательной организации изменить положение о школьной форме и внешнем виде учащихся.

На момент публикации этой статьи на сайте МАОУ СОШ №4 г. Сосновоборска «Положение о единой школьной форме и внешнем виде учащихся» отсутствовало, но в распоряжении редакции ActivityEdu имеется старая версия этого локального нормативного акта, подписанная директором школы перед началом учебного года, 13 августа. На мой взгляд, для понимания проблемы достаточно привести фрагмент документа, регламентирующий форму и прическу старшеклассниц:

Из текста следует, что девушки в возрасте 16-18 лет имели права посещать школу только в том случае, если волосы заплетены в косу, прибраны заколками, собраны в хвост или пучок, а любая другая прическа могла быть квалифицирована администрацией как не соответствующая требованию «аккуратности».

Скандалом с прической в СОШ №4 Сосновоборска заинтересовался краевой Следственный комитет, а министр образования региона извинилась перед родителями мальчика за действия руководства школы, подчеркнув, что прическа – личное дело каждого ученика.

Учитель с маникюром

Недавно активно обсуждалась новость об учителе русского языка и литературы одной из школ Ростова-на-Дону: родители учащихся требовали его уволить из-за того, что мужчина приходит на уроки с наращенными ногтями и маникюром. Реакция на эту новость была бурной: депутат Госдумы Виталий Милонов, например, считает, что учителя, который делает себе маникюр и макияж, нельзя допускать до работы с детьми, а спектр мнений наших читателей в соцсетях был чрезвычайно широк – от требований немедленного увольнения до безусловной поддержки и пожеланий обращать внимание в первую очередь на профессиональные качества педагога.

В управлении образования сообщили, что у директора образовательной организации претензий к квалификации педагога не было, а по поводу внешнего вида с учителем побеседовали, и он уже «снял маникюр». Вновь, как мы видим, потребовалось «ручное управление», поскольку регламентирующие документы не способны дать ответы на возникающие вопросы и не помогают разрешить конфликт.

Мнения экспертов и общественности

Как в профессиональном сообществе, так и среди политиков, чиновников и родителей нет единой точки зрения на необходимость строгой формализации этических норм.

Например, заслуженный учитель РФ, руководитель московской школы №109 Евгений Ямбург считает, что в кодексе этики педагогов нет никакой необходимости. По его словам, бессмысленно заранее прописывать, что можно учителям, а что нельзя:

Когда-то женщинам запрещалось ходить в брюках в школу, считалось, что это слишком сексуально. Стоит истреблять ханжество, иначе у нас в школах не останется молодых учителей.

Евгений Ямбург

Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов призвал отказаться от любых рекомендаций для педагогов относительно публикаций в соцсетях. По его словам, не нужно никаких ограничений, так как «учитель – живой человек» и может публиковать то, что хочет. Новый кодекс Чернышов охарактеризовал как «очередное давление на учителей».

Однако далеко не все выступают за свободу от норм, ограничений и запретов. К примеру, заслуженный учитель РФ, директор столичной школы №548 «Царицыно» Ефим Рачевский так описывает процесс знакомства с новым учителем:

Когда я приглашаю на работу учителя (неважно, учителя математики или изобразительного искусства), меня в первую очередь интересует уровень его общей культуры: как он говорит, как одевается, как вступает в диалог, одной ли тональности у нее накрашенные ногти на руках. Если все цвета радуги здесь, я даже разговаривать не буду и на работу ее не возьму, даже если она очень хорошо знает свой предмет.

Ефим Рачевский

Общественное мнение по поводу прически школьника из Сосновоборска тоже разделилось: многие известные люди выразили четверокласснику поддержку, а в «Фейсбуке» портала ActivityEdu развернулась горячая дискуссия на тему внешнего вида и необходимости ограничений. Спектр мнений широк: от «нравится мальчишке прическа, ну и пусть ходит, ведь креативно смотрится» до «в учебное время все должно быть строго: прическа, костюм; это организует и приучает к порядку».

Сосредоточиться на образовательном процессе

Общество у нас неоднородно, и мнения относительно профессиональной этики и внешнего вида часто высказываются полярные, что демонстрируют приведенные выше примеры.

Документы, разработанные в уютных кабинетах Минпросвещения, никак не способствуют сближению полярных взглядов и созданию спокойной рабочей атмосферы в образовательных организациях, потому что далеки от реалий повседневной школьной жизни, в связи с чем не имеют практической ценности. Частично документы дублируют имеющиеся законы, а новые пункты, связанные с размещением информации в социальных сетях, сформулированы таким образом, что допускают разные интерпретации фактов.

Локальные нормативные акты, разрабатываемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, зачастую противоречат федеральным законам, что приводит к конфликтным ситуациям и требует вмешательства региональных властей.

Полагаю, что сейчас для всех участников образовательных отношений было бы полезнее сосредоточиться не на прическах школьников, а также не на маникюре педагогов и их фотографиях в соцсетях, а на содержательной части образовательного процесса – учебный год уверенно набирает обороты.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes