Торговые войны 21 века
УДК 339.548
«ТОРГОВАЯ ВОЙНА» КАК СРЕДСТВО НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Е. А. Мытарева
Торговые войны между государствами, желающими защитить своих производителей, начались с конца XIX века и продолжаются до настоящего времени. Они вызываются экономическими и политическими причинами, постоянно приобретая разнообразные формы. В XX веке торговые войны стали инструментом достижения геополитических целей.
Ключевые слова: международная торговля, торговая война, торговые санкции, импортные квоты, нетарифные ограничения, таможенные пошлины.
Международная торговля представляет собой одну из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Одновременно с развитием торговли формировались средства ее регулирования. Поэтому торговые войны между государствами, желающими защитить своих производителей, начались практически с момента развития торговых отношений. Стратегия применения торговых санкций против недружественных государств была впервые разработана и использована в мировой экономике в конце XIX века. Весь прошлый век в мире постоянно шли торговые войны. Любая страна была вправе так организовать свою внешнюю торговлю, чтобы получить наибольшую выгоду. Выгодным считалось ограничивать импорт с помощью квот и высоких пошлин и поощрять экспорт, дающий возможность укреплять позиции страны на мировом рынке и получать валюту. Участники международной торговли оказывали друг на друга давление посредством торговой войны. В XX веке торговые войны стали инструментом достижения геополитических целей.
Торговая война (англ. trade war) — торговое соперничество двух или более стран, проводящееся с целью захвата зарубежных рынков или предотвращения торговой «оккупации» национальной экономики. Изучением причин и методов ведения торговых войн занимаются многие науки, в том числе мировая экономика.
Основными видами являются оборонительная и наступательная войны. К методам оборонительной торговой войны относятся:
1) повышение импортных таможенных пошлин (в т. ч. использование уравнительных пошлин (англ. соийегеаШ^ duty), предусматривающих повышение цены импортируемого товара до уровня внутренних цен с целью предотвращения демпинга);
2) снижение импортных квот;
3) введение нетарифных ограничений (англ. nontariff restrict) — барьеров, связанных с усложнением процедуры лицензирования и нагромождением таможенных формальностей;
4) введение технических барьеров, предусматривающих возникновение сложностей с соответствием импортных товаров национальным стандартам и техническим условиям.
В случае, когда страны, ведущие торговую войну, придерживаются оборонительной тактики, возникает вероятность возникновения своеобразной «коллективной автаркии». Торговые войны нередко перерастают в вооруженные конфликты, особенно в случае попыток прорвать торговую блокаду.
Стратегия применения торговых санкций против недружественных государств была впервые разработана и использована в Британской Империи в конце XIX века. В 1888 году население Великобритании составляло всего 2 % от населения земного шара, но на долю этой страны приходилось 54 % всех промышленных товаров, перемещающихся в мире. Этот рекордный показатель более никогда и никем не был превзойден. Торговые санкции были одними из наиболее часто применяемых Великобританией инструментов для давления на другие государства. В 1890 году британский философ Томас Хаксли записал мысль, которая стала своеобразным идеологическим обоснованием всех торговых войн: «Наш народ — народ покупателей. Покупатели хотят приобретать лучшие товары по лучшим ценам. То же самое хотят и жители других государств. Если их правители будут препятствовать нам продавать им товары, то 5 или 6 миллионов англичан очень скоро не будут иметь средств для пропитания. Поэтому мы должны защищать наши магазины от товаров, которые предлагают нам такие государства и стремиться повлиять на их правителей» . С тех пор повышенные тарифы, квоты, демпинг и другие методы недопущения товаров-конкурентов на внутренние рынки стали популярным оружием.
Несмотря на то, что экономисты классического направления и современные аналитики практически единодушно утверждают, что взведение искусственных барьеров мало способствует развитию экономик, считая, что их проведение приводит к уменьшению экономического благосостояния всех стран, вовлеченных в конфликт, торговые войны возникают постоянно. Что есть торговая война на практике? Это использование экспорта и импорта не по прямому назначению, а для оказания давления на торговых партнеров. Одна страна решает, что другая страна покупает ее товаров недостаточно и просит покупать побольше. В противном случае, обещает сократить импорт из этой страны. И действительно
сокращает, тогда другая страна принимает ответные меры и покупает еще меньше товаров. Так может продолжаться до бесконечности.
Основная задача государства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше продукции, сделав ее привлекательной на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов. Методов торговой войны множество. Для сокращения собственного импорта можно повысить пошлины, ввести квоты на ввоз тех или иных товаров или потребовать от другой страны взять на себя обязательство искусственно ограничить экспорт. Для увеличения собственного экспорта можно ввести экспортные субсидии, которые помогут компенсировать даже повышенные пошлины в противоположной стране. Наконец, для одновременного сокращения импорта и увеличения экспорта можно девальвировать собственную валюту. Это сделает импортные товары дороже. Следовательно, они будут пользоваться меньшим спросом на внутреннем рынке страны, которая провела девальвацию. Экспортные товары будут приносить больше дохода. Следовательно, их можно будет продавать на другом рынке дешевле, увеличивая спрос. Казалось бы, все это полная глупость. Зачем угрожать кому-нибудь сокращением импорта, ведь это лишает собственных граждан высококачественных заграничных товаров? Но торговые войны начались тогда, когда считалось, что выгодным является лишь экспорт. Только он приносит в страну золотые и серебряные деньги. Импорт лишь вредит, ведь он заставляет расставаться с денежными средствами. Кому же захочется позволить зарабатывать на своем внутреннем рынке? Порой стремление ограничить экспорт других стран доходило до того, что против них просто применяли военную силу. Иногда с помощью военной силы ограничивали право экспортировать товары в другие страны: таковы были споры колониальных империй. Как бы то ни было, но позволять кому угодно торговать на своей территории было нельзя. Это воспринималось как свидетельство слабости государства. Такую страну немедленно лишили бы возможности что-либо вообще экспортировать.
Торговые войны могут вызываться как экономическими, так и политическими причинами. Согласно американскому исследователю Джону Смиту, директору Института экономической демократии, одной из причин начала Первой и Второй мировых войн стали торговые конфликты, постоянно возникавшие между наиболее богатыми и могущественными странами мира. Например, в 1914 году необходимость вступления Великобритании и Франции в войну с Германией обосновывалась политиками стремлением «защиты национальных торговых интересов против германской экспансии». Вступлению Японии во Вторую мировую войну предшествовали ее торговые конфликты с европейскими странами. Так, после начала Японией военных действий,
США, еще не участвовавшие в войне, ввели санкции на поставки нефтепродуктов в страну.
Торговые войны приобретали самые разнообразные формы. В 1807 году, когда Великобритания отказалась от работорговли, ее военные корабли стали патрулировать берега африканского материка, чтобы не давать другим странам наживаться на экспорте рабов. В 1884 году король одного из африканских государств обратился к королеве Виктории с просьбой о включении его страны в Британскую империю и предоставлении протектората. От имени Виктории ему было передано письмо, в котором говорилось: «Королеве не нужна ни ваша страна, ни ее рынок. В то же время она чрезвычайно озабочена тем, чтобы другие страны не получили их. Поэтому она милостиво простирает над вашей страной свою власть» . Дело дошло до того, что перед Второй мировой войной государства перестали торговать друг с другом. В 1930 году в США был принят новый закон о таможенном тарифе, по которому средние пошлины на импортные товары были увеличены до 60 %. В ответ на это почти 60 стран мира повысили пошлины на американские товары. Полное прекращение торговых связей привели США к Великой Депрессии. Частично возродить внешнюю торговлю удалось лишь в 1947 году, когда США решили, что победили не только во Второй мировой, но и во всех торговых войнах. По настоянию США были проведены переговоры, на которых 23 страны сделали друг другу 45 тыс. тарифных уступок на общую сумму $10 млрд. Со стороны США были попытки создать Международную торговую организацию, чтобы все государства мира подчинялись единым требованиям и не пытались навязать американцам торговую войну. Такая организация была создана в 1948 году. Однако американский конгресс отказался ратифицировать договор о ее создании, сославшись на то, что не желает уступать свое право устанавливать пошлины какой-то там международной организации. Иными словами, США, являвшиеся в то время наиболее мощным участником международной торговли, не захотели лишать себя права самим объявить кому-нибудь торговую войну и добиться значительных уступок. С тех пор США участвовали в бесчисленных торговых войнах. Они обвиняли Японию в том, что она ограничивает импорт американских товаров, в то время как добились от нее «добровольного» ограничения экспорта. Одновременно США субсидировали экспорт текстиля и электроники. В 1974 году в США был принят новый закон о внешней торговле, позволяющий американскому правительству проводить расследования внешнеторговой практики отдельных стран, в том числе Японии. В законе говорится, что «необходимо выявлять такие элементы внешнеторговой практики других государств, ликвидация которых позволит в наибольшей степени стимулировать экспорт американских товаров». Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения,
лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.). Наиболее распространенным средством регулирования служит таможенный тариф, который используется для получения дополнительных финансовых средств.
Торговые войны проходили постоянно. Большая часть государств старались защитить своих производителей и одновременно захватить новые рынки сбыта своих товаров. В международной практике известны «автомобильные», «сигаретные», «сырные», «бензиновые» войны, которые ухудшали отношения между государствами и наносили значительный ущерб национальным экономикам. Так, торговая война с Ираком, которую провели страны мирового сообщества после его вторжения в Кувейт, серьезно ослабила экономику этой страны. Одновременно это повлияло на рост мировых цен на нефть, так как иракскую нефть запретили покупать.
В конце 1990-х годов США участвовали сразу в нескольких торговых войнах одновременно.
«Мясная»: Евросоюз обвинил американцев в экспорте мясной продукции, полученной с использованием гормонов роста, и прекратил импорт такой продукции. США заявили, что в ответ введут дополнительные пошлины на импорт европейских товаров.
«Банановая»: США обвинили Евросоюз в предоставлении несправедливых льгот производителем бананов из бывших европейских колоний в Африке, на карибских и тихоокеанских островах, за счет латиноамериканских производителей. В 1993 году Евросоюз освободил бывшие европейские колонии от пошлин на ввоз бананов и предоставил им гарантированные квоты. США снова пригрозили введением дополнительных пошлин на европейские товары.
«Зерновая и зернобобовая»: Евросоюз заявил, что американские фермеры выращивают генетически измененные культуры (в частности, вся американская соя производится с использованием генной инженерии), в то время как в Европе такими культурами торговать запрещено. Евросоюз ввел четырехлетний мораторий на выдачу американцам разрешений на право экспортировать генетически измененные культуры на европейский рынок. После того, как в октябре 2002 года со ссылкой на европейские требования Замбия отказалась принимать американскую продовольственную помощь, США пригрозил европейцам дополнительными пошлинами.
«Налоговая»: Евросоюз обвинил США в том, что американское налоговое законодательство предоставляет экспортерам субсидии, потому что позволяет часть доходов от экспорта оставлять на оффшорных счетах и не платить с них налога на прибыль. На этот раз пригрозили дополнительными пошлинами европейцы.
«Стальная и куриная»: в марте 2002 года США обвиняли Россию, Японию и Бразилию в том, что они продают на американском рынке сталь по демпинговым ценам. Российская Федерация согласилась ограничить на пять лет свой экспорт после того, как США пригрозили повышенными пошлинами и квотами. Тогдашний президент Джордж Буш ввел стальные пошлины. Россия указала, что американ-
ские куриные окорочка если не генетически изменены, то во всяком случае заражены сальмонеллезом и ввела запрет на их импорт.
Утомленные бесконечными торговыми войнами, США в 1995 году все-таки согласились на создание торговой организации и выступили ее инициатором. Так, была создана Всемирная торговая организация, известная всем как ВТО. Исход торговых войн стал решаться не грубой силой, теперь победителя определяет ВТО. До окончания торговой войны невозможно точно оценить размер торговых пошлин, но, исходя из объемов экспорта товаров между странами, можно определить сумму в несколько миллионов долларов. В «мясной» войне ВТО присудила США победу в виде дополнительных пошлин на $116 млн. в год против европейцев (хотя США просили $900 млн.). В «банановой» войне ВТО присудила США $500 млн. дополнительных пошлин против европейцев. В «налоговой» войне ВТО присудила европейцам $4 млрд. в год дополнительных пошлин против американцев. В «стальной» войне Евросоюз и Япония уже подали жалобу в ВТО. В «зерновой и зернобобовой» войне американцы подали в ВТО на европейцев. Только Российской Федерации некуда подавать жалобу, потому что она не является членом Всемирной торговой организации. Приходится воевать прежними методами. С 1992 года Россия постоянно проводит переговоры о своем вступлении в ВТО. Но все они проходили чрезвычайно трудно, потому что США и Евросоюз недовольны в РФ абсолютно всем: от энергетических цен до таможенной политики. В сущности, вступление России в ВТО превратилось для нее в торговую войну по всем направлениям. Приходится надеяться на 2009 — 2010 гг., когда будет возможность вступить РФ в ВТО, но только в составе Таможенного союза.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Крупнейшие торговые войны современности можно представить в хронологическом порядке.
1. «Банановая» война — США и ЕС. 1999 год. Результат: США присуждены торговые пошлины в размере $500 млн. в год.
2. «Мясная» война — США и ЕС. 1999 год. США присуждены торговые пошлины в размере $116 млн. в год.
3. «Зерновая и зернобобовая» война — США и ЕС. Началась в 1999 году, война не закончена
4. «Налоговая» война — США и ЕС. 2000 — 2002 годы. Результат: ЕС присуждены торговые пошлины в размере $4 млрд. в год.
5. США ввели санкции против российского предприятия ФНПЦ «Алтай». 2004 год.
6. Евросоюз вводит торговые санкции против США. 2005 год.
7. «Винная» война — Грузия и Молдавия. 2006 г.
8. Россия вводит экономические санкции против Грузии. 2006 год.
9. «Сахарная» война — Россия и Белоруссия. 2007 год. Урегулирование взаимоотношений.
10. Россия ограничивает подачу природного газа на Украину. 2008 год, война не закончена.
11. «Молочная» война — Россия и Белоруссия. 2009 год. Урегулирование взаимоотношений.
12. «Банановая» война — завершена поражением Евросоюза.2009 год. ЕС снизили цены на бананы и другие экзотические фрукты.
«В будущем торговые войны станут главной проблемой в отношениях между главными торговыми блоками», — считает Андерс Ослунд, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за Международный Мир, один из ведущих экспертов по экономике государств мира .
В условиях финансово-экономического кризиса побеждает тот, кто первый овладеет технологиями, которые позволяют опередить конкурентов в производительности и качестве производимой продукции. Огромные суммы денег вкладываются в научноисследовательскую сферу промышленно-развитыми странами. На изобретение новых технологий тратятся десятки миллиардов долларов. НИОКР являются объектом особо пристального внимания со стороны конкурентов. Активно конкуренция развивается в таких отраслях, как фармацевтическая и химическая промышленность, компьютерные технологии. Одновременно с этим совершенствуются и усиливаются торговые войны. Действующий в мире тенденции глобализации, транснационализации, интеграции лишь углубляют объективные противоречия между
национальными экономиками, несколько их не устраняя. Рынок без конкуренции существовать не может. Поэтому традиционные торговые войны трансформируются в более изощренные методы захвата национальных рынков, превращаясь все более в инструмент достижения геополитических целей. Развитие ведущих экономик показывает, что не существует единого хозяйственного механизма для укрепления позиций той или иной страны в мировой экономике. Их опыт демонстрирует многовариантность методов приведения в действие различных факторов производства даже в единой подсистеме мирового хозяйства.
Литература
1. Корстьенс, Д. Торговые войны / Д. Корстьенс, М. Кортьенс. — М.:Вильям, 2005. -464 с.
2. Коммерсантъ .- М., 2006.- № 219 (3550).
В ноябре прошлого года глава КНР Си Цзиньпин на деловом саммите АТЕС сказал: «История доказала, что конфронтация, независимо от того, холодная это война, горячая, или торговая, — победителей в ней не будет» (то же самое относительно торговых войн говорил в сентябре президент Турции Раджеп Таип Эрдоган). А о чем свидетельствует новейшая практика торговых войн?
Например, президент США Дональд Трамп провозгласил задачу по исправлению торгового баланса США одним из приоритетов своей экономической политики. С этой целью США начали торговые войны с Китаем. Но до сих пор результаты торговой войны с КНР для США не блестящи. Если в 2017 году среднемесячный дефицит США по торговле с Китаем составлял 31 млрд. долларов, то в октябре 2018 года уже 37,5 млрд. долларов (похожая ситуация с торговым сальдо в США с Мексикой, против которой Штаты тоже развязали торговую войну). Получается, что тарифная война если и дала результат, то пока обратный желаемому Трампом?
Есть правдоподобное объяснение: рост дефицита торгового баланса США с КНР вызван тем, что импортеры в ответ на уже введенные тарифы и пошлины и особенно на те, что вскоре будут введены, ударными темпами начали завозить из Китая товары на склад, в расчете на то, что скоро все подорожает (из-за пошлин). Летом завозили в ожидании тарифов, потом импортировали после первой волны тарифов, дальше появился тариф в 10% на половину всего импорта из КНР, и американские компании опять активизировали закупки, поскольку и этот тариф планировали повысить.
7-9 января состоялся очередной раунд американо-китайских экономических переговоров — на уровне заместителей глав торговых ведомств. Возможно, эти переговоры дадут результат — как сообщают источники Bloomberg, Д.Трамп намеревается заключить торговое соглашение с Китаем, чтобы нормализовать состояние американских рынков (индекс S&P 500 упал приблизительно на 8% с тех пор, как Трамп и Си Цзиньпин обсудили ситуацию во взаимной торговле на декабрьском саммите G20 в Аргентине)
В экономике Китая ситуация не лучше. Но, похоже, причины не только в торговой войне с США.
Компания Apple опубликовала 2 января письмо для акционеров. В нем пересмотрены ожидаемые доходы за I квартал 2019 года в связи с замедлением экономического роста в Китае (эта страна — важный рынок для продаж iPhone, Mac и iPad). А через неделю стало известно, что в 2018 году в Китае продано на 6% меньше автомобилей, чем в 2017 году. Уменьшение продаж авто в КНР зафиксировано впервые за 20 лет. Представители Китайской ассоциации автопроизводителей дали понять, что падение продаж состоялось из-за замедления темпов экономического роста в стране и «международных причин», имея в виду торговую войну между США и КНР. Заметьте, торможение экономического роста поставлено на первое место!
Торговая политика США и другое внешнее влияние, не должны очень сильно влиять на внутренние китайские расходы, здесь глубинная суть проблемы может заключаться в постепенном исчерпании нынешней экономической модели Китая.
Экономические показатели КНР в 2018 году не настолько поражающие, как раньше. Согласно официальной статистике, темпы роста ВВП по итогам третьего квартала составили 6,7%, что является самым низким уровнем с момента мирового экономического кризиса 2008 года. Если согласиться с мыслью о том, что китайская экономическая статистика склонна к политическому влиянию, можно допустить: реальная ситуация, вероятно, еще сложнее. К тому же, в прошлом году было отмечено рекордное падение китайского фондового рынка — впервые с 2002 года капитализация компаний КНР упала на 2,4 трлн. долларов. «Переоценка ценностей» (имею в виду эффективность экономической модели страны), как это часто бывает, находит отображение на фондовом рынке. И нынешнее падение китайского рынка ценных бумаг, пусть оно и рекордное, стоит в цепочке событий: первое резкое снижение индексов было в конце лета 2015 года, второе — в январе-феврале 2016 года.
В начале января ставка 10-летних гособлигаций Китая опустилась до минимального за последние два года уровня. Это признак ожидания участниками рынка последующих мероприятий монетарной власти относительно ослабления денежно-кредитной политики с целью борьбы с замедлением экономического роста. В этой же логике лежит решение Народного банка Китая снизить нормативы резервных требований для банков (такое снижение происходит в пятый раз подряд).
Прежний главный экономист МВФ Раджеп Раджан в книге «Линии излома» рассматривает историю аналогичного торможения экономик Японии и Южной Кореи. Раджан убедительно показывает: если динамическая экспортно-ориентированная экономика не успевает вовремя развернуться в сторону внутреннего спроса, ее ждут серьезные проблемы. И, кстати, в историях замедления темпов роста ВВП Японии и Южной Кореи торговые войны тоже прикрывали более серьезные проблемы.
Допускаю, что Китай фундаментально исчерпал модель роста экономики, которая приносила ему умопомрачительные результаты, — обновительный экономический рост закончился (при этом появились «плохие долги» в банковском секторе), инвестиционный спрос, который привел к построению избыточной инфраструктуры, постепенно двигается к исчерпанию. Нужно прибавить к этому инсорсинг — производство из КНР в США. Понимание всего этого властью Поднебесной приводит к тому, что Китай хочет стать технологическим государством с эндогенными инновациями. Не возьмусь предусмотреть, ожидает ли Китай успех на этом поле. Однако переходный период будет непростым, он будет сопровождаться последующим постепенным торможением китайской экономики.
Вот здесь и возникнут проблемы у всех периферийных стран (к ним принадлежит и Украина), развитие которых было опосредствовано развитием экономики Китая. Если они не будут готовы к такому повороту событий, эти страны ожидает последующая примитивизация национальной промышленности за счет прекращения деятельности предприятий, что приведет к бюджетным проблемам и росту безработицы.
Для сглаживания экономических проблем и недопущения социальной дестабилизации Китай наверняка применит мероприятия по стимулированию внутреннего производства, в том числе сельскохозяйственного. И тогда экспорт кукурузы в Китай, результатами которого в 2017 и 2018 годах так гордились украинские аграрии, рискует серьезно сократиться. Скорее всего, аналогичная ситуация будет и относительно экспорта украинской пшеницы и ячменя в КНР, а также подсолнечного масла и продукции птицеводства. Нужно ли вообще Китаю будет столько той же кукурузы в будущем? Не случится ли падение цен в мировом сельском хозяйстве так, как раньше оно произошло в производстве продукции из черных металлов?
Более того, первые результаты американо-китайских переговоров, о которых я писал выше, заключаются в урегулировании торгового спора и избегании введения дополнительных пошлин, что могут коснуться всего китайского экспорта в Штаты, представители Китая пообещали «существенно увеличить» закупки американских товаров. Идет речь о промышленной и, внимание: сельскохозяйственной и минеральной продукции (об этом сообщила по итогам в Пекине канцелярия торгового представителя США Г. Лайтхайзера).
За январь — сентябрь 2018 года Украина экспортировала в КНР товаров на 1,32 млрд. долларов. Основу товарного экспорта из Украины в Китай составляет агросектор, на который приходится больше половины всего объема. Минеральные продукты (в основном продукция с низкой долей добавленной стоимости — руды, шлак) занимают одну треть (машины и оборудование — 10%, древесина — 4%). Очевидно, нам нужно готовиться к вытеснению украинской продукции из китайского рынка местными и американскими товарами.
Похоже, нас ждут еще более сложные времена. Нужно отойти от победных реляций о миллионах тон ячменя или кукурузы, проданных в Китай. Пора четко осознать: в новейшей истории не было государств, экономическая мощь которых сохранялась длительное время и при этом базировалась на сельском хозяйстве. В нынешних условиях активная промышленная политика — ключевое средство сохранения государства на экономическом и политическом картах мира. Это касается всех государств, Украина — не исключение.
УДК 355.01
Кибардин Антон Сергеевич
магистр.
Уральский федеральный университет anton.kibardin@gmail.com
Денисенко Семен Захарович
магистр.
Уральский федеральный университет denisenkosem@yandex.ru
Саруханян Ханум Сейрановна
магистр.
Уральский федеральный университет sarukhanyan122334@rambler.ru
Информационная война
КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ВОЕННОПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ В XXI ВЕКЕ
Anton S. Kibardin
Ural Federal University anton.kibardin@gmail.com
Semen Z. Denisenko
Ural Federal University denisenkosem@yandex.ru
Khanum S. Sarukhanyan
Ural Federal University sarukhanyan122334@rambler.ru
Information warfare
AS A PRIMARY MEANS OF ACCOMPLISHING THE MILITARY-POLITICAL OBJECTIVES IN THE XXI CENTURY
Аннотация. В данной статье рассматривается такое явление, как информационная война, определяется его роль и место в современном мире. С учетом того значения, которое имеет информация в жизни современного общества, и уровня развития информационных технологий, авторами сделан вывод о существовании угрозы национальной безопасности России, проявляющейся в информационной сфере. Поскольку информационное противоборство, в том или ином виде, осуществлялось на протяжении всей истории человечества, в данной статье рассмотрено несколько примеров, свидетельствующих об этом. В заключении подчеркивается необходимость совершенствования системы противодействия угрозам национальной безопасности, связанных с информационной сферой.
Ключевые слова: информационная война, психологическая война, информационная безопасность, национальная безопасность России, современные методы ведения войны, противостояние.
сновная часть:
Понятие «информационная война» или «информационно-психологическая война» в
настоящее время прочно вошло в употребление. В основном оно употребляется в связи с информацией, передаваемой средствами массовой информации по поводу того или иного события, последствия которого затрагивают интересы какой-либо страны или группы стран. Примеры таких событий известны всем:
2. 2014 год — государственный переворот в Украине, разрастание внутреннего конфликта, активные боевые действия между вооруженными силами Украины и ополчением Донецкой и Луганской народных республик;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
3. 2015 год — начало применения воздушнокосмических сил РФ в гражданской войне в Сирии.
Список далеко не полный и содержит лишь наиболее, на наш взгляд, важные события, оказывающие влияние на национальную безопасность России. Помимо прочего, их объединяет
1. 2008 год — события в непризнанной республике Южная Осетия, грузино-осетинский конфликт;
противоречивость или, в большинстве случаев, противоположность оценок и выводов, формируемых российскими и западными средствами массовой информации. В 2014 году активные действия в сфере массовой информации оказались подготовкой и даже в чем-то моральным обоснованием для введения мер экономического давления на руководство нашей страны.
По нашему мнению, выше сказанное является лишь одним из проявлений такого сложного и актуального в современном мире явления, как «информационная война». Его актуальность обусловлена переходом человеческой цивилизации в конце XX — начале XXI вв. на новую стадию развития — информационную. Так называемое постиндустриальное общество, предполагает в качестве определяющего фактора своего развития теоретические знания и информацию. Можно по-разному относиться к идеям постиндустриальной экономики и информационного общества, но отрицать огромное значение информации и информационных технологий в современной жизни невозможно. Информационные системы в данный момент являются неотъемлемым элементом управления государством, в том числе национальной безопасностью и обороной, а получаемая по различным каналам информация оказывает огромное влияние на принятие решения руководителями разного уровня и формирование системы ценностей отдельно взятого человека, предопределяющей его поведение.
В таких условиях информация может выступать как средство нанесения ущерба противнику с целью его ослабления или полного подавления, а к традиционным областям противоборства — на суше, в море и воздухе, добавляется сфера информационного противоборства. Данный тезис находит подтверждение в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом 25 декабря 2014 года, пункт 11 которой гласит: «Наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации» .
Необходимо определить сущность рассматриваемого явления. На наш взгляд, наиболее точным и полным является определение А.В. Манойло, данное им в своей статье «Информационнопсихологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта». Итак, под информационой войной следует понимать «процесс противоборства человеческих общностей, направленный на достижение политических, экономических, военных или иных целей стратегического уровня, путём воздействия на гражданское население, власти и (или) вооружённые силы противостоящей стороны, посредством распространения специально отобранной и подготовленной информации, информационных материалов, и противодействия таким воздействиям на собственную сторону» .
Теоретико-методологическая разработка рассматриваемого явления была произведена в 1990-е годы в интересах военного ведомства
США. Собственно, термин «информационнопсихологическая война» был привнесен в русский язык из военной сферы США. Оригинал -«information and psychological warfare», на русский язык словосочетание в зависимости от контекста применения может быть переведено «информационное противоборство» или «информационная, психологическая война».
Таким образом, с учетом той роли, которая информация играет в жизни современного общества, информационная война является важнейшим элементом геополитического противостояния и неотъемлемой частью вооруженного конфликта и даже, более того, в некоторых случаях реализация мероприятий информационного воздействия позволяет достигнуть военных целей, сведя вооруженные столкновения с противником к минимуму.
Стоит отметить, что рассматриваемое явление имеет, без преувеличения, древнее происхождение. Некоторые аспекты информационной войны были отражены на рубеже VI и V вв. до нашей эры китайским стратегом и мыслителем Сунь Цзы в широко известном трактате «Искусство войны». В частности, в главе III «Стратегическое нападение» автор говорит о том, что «наилучшее — сохранить армию противника в целости» и лишь «на втором месте — разбить ее», а «самая лучшая война -разбить замыслы противника» . Собственно говоря, идея о необходимости, прежде всего, психологического подавления противника прослеживается во всем тексте трактата.
Труд Сунь Цзы оказался уникальным по своему содержанию — на протяжении своей истории человечество, так или иначе, прибегало к методам и средствам ведения информационной войны.
Представляет безусловный интерес так называемый «план Даллеса». Речь идет о высказывании Аллена Даллеса — в 1940-1960-х гг. сотрудника разведслужб США, главы Центрального разведывательного управления с 1953 по 1961 год. Не прибегая к цитированию текста, отметим то, что речь идет о подчинении СССР путем навязывания населению ложных ценностей, влекущих за собой моральное разложение и деградацию народа. Несмотря на то, что документального подтверждения достоверности указанного текста в открытом доступе не существует, делать однозначный вывод об отсутствии проведения подобных мероприятий спецслужбами недружественных государств не стоит, тем более что косвенные подтверждения успешности их реализации, к сожалению, существуют.
Возращаясь к теме настоящей статьи, стоит указать, что руководством нашей страны в XX веке вопросам ведения информационной войны и информационной безопасности также придавалось высокое значение. На сегодняшний день существует достаточно документов, публикаций и иных материалов, освещающих деятельность Комитета государственной безопасности СССР. В задачи этого органа входил широкий круг задач, в том числе те, которые напрямую относятся к сфере информационного противоборства. В
составе Первого Главного управления — структурного подразделения, ответственного за ведение внешней разведки, существовала служба «А». Данная структура занималась проведением «активных мероприятий». Под эти термином понимаются: «мероприятия по созданию агентурных позиций в лагере противника и его окружении, ведению оперативных игр с противником, по дезинформированию, компрометации и разложению сил противника, выводу на территорию СССР лиц, представляющих оперативный интерес, по добыванию разведывательной информации и т.д.» .
Защитой населения от информационного воздействия занималось, в том числе, Пятое управление КГБ. Главной задачей этого подразделения являлась «борьба с идеологическими диверсиями». Идеологическая диверсия рассматривалась как действия капиталистических государств, направленные на дискредитацию идей социализма и системы ценностей и иное политическое и идеологическое влияние.
На сегодняшний день обстановка в мире и внутри страны изменилась кардинально, задачи, стоящие субъектами информационного противоборства, существенно усложнились.
Огромное влияние оказывает развитие информационных технологий. Его уровень на сегодняшний день делает доступным для большинства граждан широкий круг информационных ресурсов. В этой связи нельзя не упомянуть сеть Интернет. Для значительной части населения, прежде всего молодого поколения, глобальная сеть стала важным, если не основным, источником получения информации о протекающих в мире процессах, в том числе в политической и экономической сфере. Естественно, Интернет не мог не стать своеобразным всеобъемлющим глобальным театром военных действий в информационной сфере. Особенно это проявляется в последнее время в связи с обострением
Литература:
2. Военная доктрина Российской Федерации
req=doc;base=LAW;n=172989 (дата обращения:
26.10.2015) .
3. Манойло А.В. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта / Пси-фактор. Информационный ресурсный центр по научной и практической психологии. URL: http:// psyfactor.org/lib/psywar35.htm (дата обращения:
26.10.2015) .
отношений и откровенно враждебными действиями западных государств по отношению к России.
В таких условиях противостояние информационному воздействию, направленному на навязывание населению ущербной системы ценностей, психологическое подавление и подчинение своим интересам становится одной из приоритетных задач национальной безопасности. Уровень угрозы можно оценить, если проследить судьбу нескольких государств, в которых на протяжении последних десяти лет происходили событий, приводящие к силовой смене власти. Практически во всех случаях имела место предварительная идеологическая обработка населения, во многом обусловившая успех операции по смене режима.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Противодействие любой угрозе возможно лишь при создании эффективной системы безопасности. В целях успешного функционирования системы информационной безопасности страны необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы, закрепляющей наличие рассматриваемой угрозы, ее место в системе угроз национальной безопасности и определяющей силы и средства обеспечения информационной безопасности страны.
Также, безусловно, необходимо воспитание в населении адекватного, здорового патриотизма наряду с обеспечением доступности и качества образования. Важную роль также играет повышение информационной культуры. Эти меры снижают уязвимость сознания населения как объекта информационного воздействия. Однако, важно понимать, что любая информационная операция направлена, в том числе, на ту часть психологии человека, которая отвечает за удовлетворение потребностей человека, поэтому роль системы информационной безопасности снижается при отсутствии обеспечения должного уровня социально-экономического положения человека.
4. Суньцзы. Искусство войны. URL: http://lib.ru/ POECHIN/ suntzur.txt (дата обращения: 26.10.2015).
5. Контрразведывательный словарь. М. : Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф.Э. Дзержинского, 1972.