Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры
Технологическая карта урока математики в 4 «А» классе Учитель: Никольская О.А.
Тема
Приближенное вычисление площадей. Палетка
Цели
– ознакомить с понятием приближённого значения величины;
– учить находить приближённые значения площадей с помощью палетки.
Основное содержание темы
Термины и понятия
Вычисление площади фигур различной формы.
Площадь фигуры,измерение , палетка.
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
— измерять площадь фигуры с помощью палетки;
— решать задачи изученных видов.
Личностные результаты
— придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
— в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Регулятивные УУД
— самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;
— совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
— составлять план решения отдельной учебной задачи;
— работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
Познавательные УУД
— ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
— отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
— добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
— перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
— делать выводы на основе обобщения умозаключений;
Коммуникативные УУД
— доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
— слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
— читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя,
отделять новое от известного, выделять главное;
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная, парная, индивидуальная
Учебник «Математика» ч. 2 с. 2 — 3
Раздаточный и наглядный материал: презентация, карточки для работы в группах, тест, набор геометрических фигур.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
1 этап
Мотивация (психологический настрой )
( 1 – 2 мин)
Итак, друзья, внимание —
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее —
Начнём сейчас урок.
— Отгадайте загадку.
Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице живет она. То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска ее боится. (Улыбка)
— Подарим друг другу улыбку и начнем урок. Настраиваемся на рабочую волну и вместе устремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
— Распределим ступени нашей работы: наблюдаю – замечаю – размышляю – делаю выводы.
Девиз нашей работы «С малой удачи начинается большой успех»
Самоорганизация.
Шагаем по ступеням и хором называем девиз урока
Ступени работы на карточках распределить на доске
2 этап
Актуализация знаний
Пробное действие
(4 – 5 мин.)
— Вспомним всё, что мы знаем о понятии площадь
КЛАСТЕР
Итог этапа.
— Для того, чтобы определить еще одно понятие, следует выполнить задание.
Дети выбирают из предложенных карточек слова и понятия, которые известны им из предыдущих уроков.
величина
ПЛОЩАДЬА
S = а ∙ в : 2
мм², см², дм², м², км²
внутренняя часть фигуры
S = а ∙ в : 2
?
Учащиеся должны дать полное определение площади.
3 этап
Постановка учебной задачи
(4 – 5 мин)
— Из представленных на слайде фигур найдите те, площади которых мы можем найти.
— Площадь каких не определить? Почему?
— Какова задача урока?
— Да, согласна, с помощью известных способов невозможно точно определить площадь, но приближённое значение узнать можно. Как?
— Краткое сообщение о точных и приближенных числах, применении в жизни.
Оставшиеся фигуры переворачиваем и составляем слово – ПАЛЕТКА.
Метод подводящего диалога. Выдвижение гипотезы, проверка гипотезы
4 этап
«Открытие» детьми нового знания.
(4 – 5 мин.)
— Перед вами лежит палетка, рассмотрите ее и скажите , что это такое?
Из чего она сделана?
На какие фигуры она разбита?
На какие квадратные единицы она разбита? (кв.см)
Вывод: Значит, при помощи палетки S фигур так же измеряется в кв.см
Палетка – это калька, разбитая на квадратные сантиметры (кв. дм, кв. мм).
5 этап
Первичное закрепление
(10 – 15мин.)
— Прочтите текст на стр. 2 со знаком!
А) Поставьте вопросы к данному тексту.
Б) Выделите ключевые слова.
В) Составьте алгоритм.
Г) Проверьте себя, выполнив тест
Тест.
1. Площадь фигуры – это
а) сумма длин всех сторон
б) длина и ширина
в) внутренняя часть фигуры
2. Для измерения площади используются :
а) мм², см², дм², м², км²,1а, 1 га
б)1а ,1га,
в) мм, см, дм, м, км.
Чтение текста учебника.
Что знаем?
Чего не знаю, не понимаю?
Чему будем учиться?
(площадь фигуры, измерение, палетка)
Записать на карточках маркером
Составление алгоритма нахождения площади с помощью палетки.
Алгоритм
Технология продуктивного чтения
Нахождение
— фактуальной информации
— подтекстовой
-концептуальной
3.Палетка – это
а) инструмент для измерения площади фигур
б) инструмент для измерения периметра фигур
в) инструмент для измерения площади и периметра фигур
4.Палеткой измеряют:
А) длину фигуры,
Б) площадь и периметр
В) площадь
5. Палетка разделена на
а) на мм²
б)на см²
в) на дм²
6. Формула приближенного вычисления площадей:
а) S = a + b : 2,
б) S ≈ (a + b) : 2,
7.Площадь данной фигуры равна:
А) 15 см²
Б) 29 см
В)16 м²
Г)__________
Самопроверка
в
а
а
в
б
в
Согласно критериям, поставьте отметки:
без ошибок – 5, 1 — 2 ошибки – 4
Кто получил 4 – 5 молодцы, я думаю, и у остальных детей всё получится, надо только чуть- чуть постараться.
Практическая работа.
С помощью палетки находят приближенное значение площади фигуры.
Тренировочные упражнения в группах, проверка в парах.
Проверочный тест
слайд
6 этап
Самостоятельная работа, проверка консультантов
(4 – 5 мин.)
Учебник стр.3 № 3 (1)
Закреплять умение измерять площадь с помощью палетки.
7 этап
Включение в систему знаний и повторение
(4 – 5 мин.)
— Какова цель урока?
— Справились ли мы с поставленной в начале урока задачей?
— А зачем нам это знание и умение?
Вставьте недостающие слова.
-
1. Значение S.
-
Точное, приближённое.
-
Находить, вычислять, оценивать.
-
Используют формулы, палетку.
-
Величина.
Справились.
Для решения практических задач в жизни. Например…
Принципы обучения деятельности
-
этап
Рефлексия деятельности
(итог урока)
(2 – 3 мин.)
Поделитесь впечатлениями об уроке: Подумайте
Для меня было открытием………..
Я научился ……
Я пока затрудняюсь …
X. Домашняя работа (слайд)
Задания на выбор
1. с. 3, № 5
2. Вырезать фигуру неправильной формы и найти приближенно S c помощью палетки
Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать
С каким настроением заканчиваете урок?
Я рада, что у вас всё получилось.
Желаю успехов на всех уроках!
Настроение показывают соответствующим смайликом: хорошее- всё получилось, нейтральное- надо поработать, тревожное-необходима помощь.
Запись домашнего задания .
Технологическая карта урока математики в 4 «Б» классе
Тема
Приближенное вычисление площадей.
Цели
– ознакомить с понятием приближённого значения величины;
– учить находить приближённые значения площадей с помощью палетки.
Основное содержание темы
Термины и понятия
Вычисление площади фигур различной формы.
Площадь фигуры, измерение , палетка.
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
— измерять площадь фигуры с помощью палетки;
— решать задачи изученных видов.
Личностные результаты
— придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
— в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Регулятивные УУД
— самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;
— совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
— составлять план решения отдельной учебной задачи;
— работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
Познавательные УУД
— ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
— отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем ;
— добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
— перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
— делать выводы на основе обобщения умозаключений;
Коммуникативные УУД
— доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
— слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
— читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя,
отделять новое от известного, выделять главное;
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Математика. 4 класс. Ч 1. / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента. С 53.
Раздаточный и наглядный материал: презентация, карточки для работы в группах, тест на нетбуках в приложении «Майн тест», приложение «Кирилл и Мефодий».
1 этап
Мотивация (психологический настрой )
Задача: Обеспечить мотивацию к учению.
— Отгадайте загадку.
Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице живет она. То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска ее боится. (Улыбка)
— Подарим друг другу улыбку и начнем урок.
Девиз нашей работы «С малой удачи начинается большой успех»
Самоорганизация.
Интерактивная доска, программа «»
2 этап
Актуализация знаний
Задача: Создать условия для высокого уровня вовлечённости учащихся в учебную деятельность. Развивать логические операции (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.
— Вспомним всё, что мы знаем о понятии площадь
КЛАСТЕР
На интерактивной доске даны карточки. Дети выбирают из предложенных карточек слова и понятия, которые относятся к площади
Итог этапа.
величина
ПЛОЩАДЬА
мм², см², дм², м², км²
внутренняя часть фигуры
S = а ∙ в : 2
Учащиеся должны дать полное определение площади.
Интерактивная доска, программа «»
3 этап
Постановка учебной задачи
4 этап
«Открытие» детьми нового знания
— Из представленных на слайде фигур найдите те, площади которых мы можем найти.
— Площадь каких не определить? Почему?
— Да, согласна, с помощью известных способов невозможно точно определить площадь.
Что делать?
Приближённое значение узнать можно.
Тогда какая тема урока? Какие задачи перед собой поставим?
Предлагаю узнать площадь фигуры (приложение «Кирилл и Мефодий», матем. 4 кл. )
Вспоминаем, что площадь фигуры – это число единичных квадратов полностью заполняющих фигуру.
По рисунку видно, что фигуру заполняют также клетки частичные. Какой возникает вопрос?
Другая проблема – если фигура изображена на неклетчатой бумаге?
Из какого источника мы можем получить ответы на эти вопросы?
На эти вопросы получите ответ из текста в учебнике. Чтение текста учебника с. 53
— С помощью какого инструмента можно приближенно определить площадь фигуры?
— Что такое палетка?
— На какие единицы разбита?
— Какие клетки сначала считать? Какие клетки после и что делаем с количеством неполных клеток?
Номера 1 и 5
Тема: Приближенное вычисление площадей.
Задачи: узнать…, научиться….
Дети считают количество единичных квадратов у фигуры
Что делать с неполными клетками?
Чтение текста учебника.
Палетка – это калька, разбитая на квадратные сантиметры (кв. дм, кв. мм).
Метод подводящего диалога. (слайд 2)
(слайд 3)
(приложение «К и М», матем. 4 кл. )
(слайд 4)
(слайд 5)
Уч с. 53 Технология продуктивного чтения
слайд 6
Задача предотвратить утомляемость
Физминутка тематическая
Поднять руки столько раз, сколько равна площадь прямоугольника со сторонами 3см и 5см
Присесть столько, сколько равна площадь квадрата со стороной 2см
Составьте алгоритм. (работа в группах)
— Что знаем?
— Чему будем учиться?
Составление алгоритма нахождения площади с помощью палетки.
Алгоритм из разрезанных карточек
Слайд 7
5 этап
Первичное закрепление
Задача 5-7 эт: Обеспечить прочное усвоение учебного материала через парную, самостоятельную и фронтальную работу
-
Работа по презентации. Вычисление площади
Можно ли вывести формулу приближенного вычисления площади?
S ≈ a+b:2 (работа в группах на карточке алгоритма)
-
Учебник с. 54 № 1 (б) – в парах
Тренировочное упражнение совместно с детьми
Составление формулы приближенного вычисления площадей
Слайд 8 и 9
Слайд 10
S ≈ a+b:2
проверка в парах.
а=9 кв. см
b=16:2=8 кв.см
S ≈ 17 см. кв
6 этап
Самостоятельная работа,
У каждого цветная фигура
Взаимопроверка.
Что сделали сначала? Потом? (проговорить алгоритм)
Как вычисляли приближенную площадь? (формула)
Как обозначаем знак приближ. равенства?
Практическая работа.
С помощью палетки находят приближенное значение площади фигуры.
Закреплять умение измерять площадь с помощью палетки.
7 этап
Включение в систему знаний и повторение
Проверьте себя, выполнив тест на нетбуках (результат теста выдаётся сразу программой)
Тест.
1. Площадь фигуры – это
а) сумма длин всех сторон
б) длина и ширина
в) внутренняя часть фигуры
2. Для измерения площади используются :
а) мм², см², дм², м², км²,
б) кг, т, ц, г
в) мм, см, дм, м, км.
8 этап
Рефлексия деятельности
(итог урока)
Задача: Проанализировать осознание качества и уровня усвоения
9 этап
3.Палеткой измеряют:
а) длину фигуры
б) площадь и периметр
в) площадь
4. Формула приближенного вычисления площадей:
а) S = a + b : 2
б) S ≈ (a + b) : 2
в) S ≈ a + b : 2
5. Площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 5 см равна
а) 8 см2
б) 16 см
в) 15 см2
На листе самооценки дети себя оценивают
-Какая была цель урока?
— Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
— Где в жизни вам пригодятся эти знания?
— Что показалось вам наиболее интересным?
— У кого не было трутностей? Почему?
— Кто испытывал трудности? Почему?
— Какие цели поставим на следующий урок?
Домашнее задание разноуровневое (на карточках)
Запись домашнего задания.