Технические средства автотехнической экспертизы
Вопрос об определении скорости транспортного средства непосредственно перед столкновением, наездом на пешехода или неподвижный объект является одним из самых актуальных в экспертной практике. Во-первых, превышение скорости является наиболее распространенным нарушением ПДД. Во-вторых, скорость оказывает влияние на возможность водителя вовремя остановить свой автомобиль, сужает угол обзорности водителя, снижает его внимание к обстановке на дороге, а также влияет на другие важные факторы.
Теоретически существует три основных способа определения скорости, причем в некоторых ситуациях возможно было бы применение всех способов.
Первый способ. Определение скорости по длине следов торможения, скольжения, зафиксированных на месте происшествия. Этот способ является самым применимым в экспертной практике, т.к. составлено немало научных трудов, методических пособий с приведенными в них формулами и коэффициентами для такого расчета. Его достоинством является простота расчета, а значит и скорость проведения такого исследования. Но у него есть ряд значительных недостатков. Во-первых, такой расчет проводится с учетом длины оставленных следов юза. Если их не видно или не зафиксировано, ТС не было заторможено, то определить скорость таким способом не получится. Во-вторых, в данном способе не учитывается влияние действия одного транспортного средства на перемещение другого. К примеру, автомобиль оставил следы торможения длиною 5 м, а потом столкнулся с другим ТС, продвинув его еще на 10 м. В расчете таким способом будут учтены только длина следов – 5 м, и соответственно скорость по такому расчету окажется очень малой. Несомненно, чтобы переместить другое ТС на расстояние 10 м надо обладать большим количеством движения, а значит и скоростью, особенно это заметно, когда перемещенное транспортное средство оказывается большей массы. Для учета данных параметров применяется второй способ, описанный ниже. В-третьих, в данном способе не учитываются затраты кинетической энергии на образование повреждений ТС, ведь при столкновении скорость может существенно гаситься на деформацию конструкции обоих ТС.
Второй способ. Определение скорости из закона сохранения количества движения. Именно благодаря этому закону, изучаемому в средних школах на уроках физики, существует возможность определить скорость автомобиля, с учетом его перемещения после ДТП, а также перемещения другого автомобиля, совершенное под воздействием 1-го автомобиля. Данный метод применяется в совокупности с 1-м в случае наличия следов торможения, при их отсутствии на месте происшествия он применяется самостоятельно. Применение данного метода особенно удобно при перекрестных столкновениях, совершенных под углом, близким к прямому, а также в случае, если одно их ТС оказывается неподвижным непосредственно перед столкновением. Приведем пример, когда применение данного метода очевидно. А/м № 1 начал движение на загоревшийся зеленый сигнал светофора. А/м № 2, водитель которого намеревался успеть проезд перекрестка уже на запрещающий сигнал светофора, двигался в поперечном направлении слева направо по отношению к 1-му автомобилю. В результате произошедшего столкновения 1-й автомобиль сместился на несколько метров вправо, относительно направления своего движения. Совершенно, очевидно, что данное смещение произошло под действием удара со стороны 2-го автомобиля. Зная направления их движения, угол взаимодействия, расстояние перемещения после столкновения, а также скорость 1-го автомобиля, можно установить скорость 2-го ТС. Как видно применение данного метода обосновано при наличии всех перечисленных сведений или возможности их установления экспертным путем. Его недостатком является погрешность, так как в данном методе используется несколько данных, неточное определение хотя бы одного ведет к неточному результату. Также для данного метода необходимо знать режим движения транспортных средств после столкновения, были ли они при этом заторможены, скользили ли шины по асфальту, или может автомобиль находился в свободном качении – все это играет роль при проведении расчетов. Иногда режим движения ТС бывает очевиден, но часто его нельзя установить, а значит, в расчете эксперт может использовать несколько значений и формулировать альтернативный вывод. Данный метод, также как и 1-й, не учитывает затраты энергии на образование деформаций. Не смотря на очевидность данного способа определения скорости, он далеко не всегда применяется в экспертной практике. Причины этого нам неизвестны, возможно, это связано с более сложными расчетами, по сравнению с первым методом.
Третий способ. Определение скорости исходя из полученных деформаций. Данный метод наиболее противоречив и не находит своего широко применения, можно сказать, что его используют единицы экспертов. Не смотря на очевидность того факта, что чем больше скорость автомобиля, тем более серьезные повреждения он может получить, на настоящий момент не существует достаточно обоснованных и апробированных методик по решению данной задачи. Те единицы экспертов, которые определяют скорость автомобиля по деформациям, выдают заключения с очень точными выводами, устанавливая скорость движения до десятых долей. Такая точность очень сомнительна, ведь на скорость движения автомобиля влияет огромное количество факторов, а уж на образование повреждений – еще большее. Потеря скорости при торможении и столкновении зависит от шин (давления в них, степени износа, рисунка протектора, наличия шипов), наличия и типа антиблокировочной системы, системы эффективного торможения, состояния тормозных колодок, конструкции автомобиля, его срока службы, обтекаемости, загрузки, в том числе, распределения груза, коэффициента сцепления на конкретном участке, а также от многих других факторов, включая силу и направление ветра. Практически все данные факторы не учитываются при проведении данных расчетов, а учет некоторых из них практически невозможен. В силу этого было бы убедительней, если даже с учетом применения методик расчета скорости, которые не утверждены и не апробированы, данные эксперты указывали на неточность данного метода и наличие некоторой погрешности. Важным фактором является то, что для определения скорости данным методом необходимо владеть информацией по конструкции автомобиля каждой марки, каждой модели и модификации, данная информация заводами-изготовителями не разглашается. Более того, по прошествии времени металл стареет и уже другим образом реагирует на нагрузки, не говоря о том, что автомобиль мог подвергаться восстановительному ремонту, а значит, свойства конструкций претерпели некоторые изменения. Как видно, для объективного, полного и обоснованного расчета по данному методу необходимо огромное количество данных, большинство из которых в настоящее время остаются недоступными. Вследствие чего, данный метод практически не применяется при производстве экспертизы ДТП. Тем не менее, граждане, обращающиеся за проведением автотехнической экспертизы, наиболее часто полагают, что скорость движения транспортных средств определяется именно таким способом.
Автотехнические эксперты АНО «Судебная экспертиза» при установлении скорости движения ТС применяют первый и второй методы, третий метод не используется в силу его недостаточной обоснованности в настоящее время.
Автотехническая экспертиза — это экспертное исследование в целях установления механизма и обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (ДТП), технического состояния транспортных средств (ТС) и дороги, психофизиологических характеристик его участников по материалам дела и результатам исследования места происшествия, транспортных средств (их деталей, узлов, агрегатов, систем).
Автотехническая экспертиза назначается для получения новых фактических данных о дорожно-транспортном происшествии, имеющих значение для дела, или для проверки данных, уже полученных из иных источников доказательств.
Выполняются следующие виды автотехнической экспертизы:
• исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;
• исследование технического состояния транспортных средств;
• исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика);
• исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки;
• исследования технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия.
Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия
Предметом экспертизы обстоятельств ДТП являются фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии дороги, ее состоянии, продольном профиле, режиме движения ТС до происшествия и т. д.
Объект экспертизы обстоятельств ДТП — исходные данные об обстоятельствах ДТП, заданные в Постановлении (Определении) о назначении экспертизы, а также содержащиеся в материалах дела и не требующие правовой оценки.
Экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование заданных дорожно-транспортных ситуаций, расчет параметров движения ТС и пешеходов в процессе ДТП по указанным исходным данным, а также технических возможностей и действий водителей транспортных средств.
При назначении автотехнической экспертизы данного вида в Постановлении (Определении) о назначении экспертизы необходимо задать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, подлежащие экспертному исследованию, включая разнообразные исходные данные (сведения о дороге, транспортных средствах, параметрах движения участников происшествия, расположении места ДТП относительно следов торможения ТС или других следов, оставленных при ДТП, и т. д.)
В большинстве случаев перед назначением автотехнической экспертизы обстоятельств дорожно-транспортного происшествия необходимо проведение следственных экспериментов, проверок показаний на месте и других процессуальных действий, позволяющих установить и задать в Постановлении (Определении) о назначении экспертизы соответствующие исходные данные, подлежащие экспертному исследованию при решении поставленных вопросов.
Данные, которые предоставляет следователь, дознаватель или суд, оцениваются ими самостоятельно. При этом юридическая оценка материалов дела, в том числе и показаний участников происшествия, к компетенции эксперта при производстве автотехнической экспертизы не относится.
Формулировка вопросов:
1. С какой скоростью двигалось транспортное средство (ТС) к моменту начала торможения?
2. Какова должна быть безопасная скорость движения по условиям общей видимости дороги в направлении движения данного ТС в заданных условиях ограниченной видимости в темное время суток?
3. С какой скоростью возможно движение без потери его устойчивости на данном участке дороги?
4. На каком расстоянии от места дорожно-транспортного происшествия находилось ТС в заданный момент возникновения опасности для его движения?
5. Какой остановочный путь в условиях места происшествия?
6. Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить дорожно-транспортное происшествие (наезд на пешехода, столкновение и т.п.) путем применения торможения с заданного момента возникновения опасности для его движения?
7. Как согласно требованиям Правил дорожного движения должен действовать водитель ТС в заданных обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия?
8. Соответствовали ли действия водителя в заданной дорожной обстановке требованиям Правил дорожного движения?
9. Имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.)?
Исследование технического состояния транспортных средств
Предметом экспертизы технического состояния транспортного средства являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.
По видам ТС объектами могут быть: велосипеды, мотоциклы, мокики, мотороллеры, автомобили, трамваи, троллейбусы, тракторы, дорожные машины, сельскохозяйственные машины, аэросани, снегоходы, вездеходы и т. п.
Не являются объектами исследования судебно-автотранспортной экспертизы ТС, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта.
Экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей ТС в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения указанных неисправностей, а также возможности их обнаружения.
Для проведения экспертного исследования работоспособности тормозных систем и рулевых управлений ТС необходимо предоставление для экспертного осмотра ТС в том состоянии, которое оно приобрело в процессе ДТП. Для ТС, у которых при визуальном осмотре не обнаружено значительных механических повреждений, может возникнуть необходимость в проведении ходовых испытаний с предоставлением соответствующих для этого условий. При вероятности снижения работоспособности или отказа какой-либо системы ТС может потребоваться использование стендов и аппаратуры, а также проведение поэлементной диагностики с заменой неисправных узлов и деталей на исправные.
Для проведения экспертного исследования работоспособности рулевых механизмов ТС необходимо их предоставление в отсоединенном от ТС состоянии без рулевой сошки.
Для решения вопросов о причине и времени возникновения неисправности указанной детали ТС необходимо предоставить данную деталь. При разрушении детали ТС и ее разъединении на две и более части необходимо предоставить все части детали.
Некоторые вопросы, связанные с установлением механизма разрушения металлических деталей ТС, можно решить только после решения соответствующих задач металловедческой экспертизы.
Формулировка вопросов:
1. Находится ли рулевое управление ТС в работоспособном состоянии?
2. Находится ли рабочая тормозная система ТС в работоспособном состоянии?
3. Какова причина и время образования конкретной установленной неисправности ТС — до или в результате дорожно-транспортного происшествия?
4. Возможно ли было обнаружить конкретную неисправность до дорожно-транспортного происшествия?
5. Как могла повлиять конкретная неисправность ТС на его управляемость?
6. Имеется ли причинная связь между обнаруженной технической неисправностью и дорожно-транспортным происшествием?
7. Имелась ли у водителя техническая возможность предотвратить ДТП (наезд, столкновение, потеря устойчивости и т.п.) при определенном техническом состоянии ТС, его отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП?
8. Горела или нет автомобильная электролампа в момент разрушения колбы?
9. Какой свет горел, ближний или дальний, в момент разрушения колбы?
10. Вследствие чего автомобильная электролампа вышла из строя (естественное старение или другие причины)?
Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)
Предметом экспертизы следов на ТС и месте ДТП являются обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, людей, животных, иных материальных объектов. Объект экспертизы следов на ТС и месте ДТП — следы на ТС, проезжей части, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в материалах дела. Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП включает в себя комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия, зафиксированных в соответствующих материалах дела.
Для решения задач, связанных с установлением взаимного расположения ТС в момент происшествия, лицу или органу, назначившему экспертизу, необходимо организовать проведение экспертного осмотра ТС в том состоянии, которое они приобрели в процессе ДТП, с сохраненными на них следами от ДТП.
При этом необходимо предоставить соответствующие условия для возможности осмотра ТС со всех сторон, а также, при необходимости, для совмещения ТС. При невозможности предоставления ТС в указанном выше состоянии об этом необходимо указать в Постановлении (Определении) о назначении экспертизы.
Возможность решения задач, связанных с установлением места столкновения ТС и их перемещения в процессе ДТП, во многом зависит от криминалистической информативности следов ДТП, зафиксированных в соответствующих документах (Протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия, Схема к протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия, Протокол осмотра транспортного средства и др. документы).
При назначении комплексной автотехнической экспертизы с судебно-медицинскими экспертами необходимо направить Постановление (Определение) о назначении экспертизы во все экспертные учреждения, которым поручается производство данной экспертизы.
Некоторые вопросы по установлению механизма ДТП возможно решить только после решения соответствующих задач металловедческой экспертизы, экспертизы лакокрасочных материалов, трасологической экспертизы и других видов экспертиз.
Формулировка вопросов:
1. Каково было взаимное расположение ТС в момент их столкновения?
2. Как располагались ТС в момент их столкновения относительно границ проезжей части?
3. Образованы ли конкретные следы в результате столкновения, наезда, переезда?
4. Каково было взаимное расположение пешехода и ТС в момент дорожно-транспортного происшествия?
Вопросы, решаемые экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой.
Формулировка вопросов:
1. Каково было взаимное расположение пешехода и ТС в момент дорожно-транспортного происшествия?
2. Кто из указанных лиц управлял в момент ДТП?
3. На каком месте находилось указанное лицо в момент ДТП?
Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки Предметом экспертизы являются:
• марка, модель, тип АМТС;
• дата выпуска транспортного средства;
• общее техническое состояние АМТС;
• комплектность АМТС, принадлежность деталей, узлов, агрегатов АМТС;
• дефекты, неисправности АМТС.
Объекты экспертизы:
• АМТС в целом как сложное изделие; агрегаты, узлы и детали АМТС;
• информация представителей автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и других организаций;
• документы, представленные для проведения исследования.
Основные задачи, решаемые в рамках проведения экспертизы:
• идентификация АМТС и проверка соответствия типа, марки, модели, даты выпуска, технических характеристик АМТС данным, указанным в свидетельстве о регистрации ТС или ПТС;
• проверка данных о техническом состоянии и наличии технических повреждений АМТС;
• определение стоимости АМТС;
• оценка качества изготовления и ремонта АМТС;
• определение восстановительного ремонта АМТС;
• определение характера повреждений и способов их устранения;
• определение величины утраты товарной стоимости в результате ДТП;
• проверка соответствия расчета затрат на восстановление АМТС действующим нормативным документам;
• определение стоимости годных остатков.
Для ответа на вопросы, поставленные в рамках проведения экспертизы транспортных средств, в том числе с целью определения стоимости восстановительного ремонта и оценки, необходимо предоставить для исследования транспортное средство, агрегат, узел, деталь. При этом организация условий, необходимых для исследования (СТО, диагностические стенды и т. п.), возлагается на стороны либо лицо, заявившее о проведении подобной экспертизы. В ряде случаев экспертизу возможно провести без осмотра транспортного средства, однако в этом случае документ о назначении экспертизы или материалы дела должны содержать подробную информацию о техническом состоянии АМТС на интересующую дату. При определении восстановительного ремонта требуется проведение осмотра АМТС в невосстановленном (аварийном) техническом состоянии. Также расчеты могут быть проведены по составленному с учетом определенных требований акту осмотра транспортного средства. В данном случае осмотр АМТС не требуется.
Данная экспертиза также включает экспертное исследование технического состояния АМТС, его систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения указанных неисправностей, а также возможности их обнаружения и устранения.
Формулировка вопросов:
1. Какие повреждения образовались на транспортном средстве в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия (умышленного повреждения, падения снега, другого события)?
2. Какова стоимость восстановительного ремонта ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т. д.)?
3. Каков размер компенсации (стоимость ремонта с учетом износа ТС) за восстановление ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т. д.)?
4. Каков размер утраты товарной стоимости ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т. д.)?
5. Каков способ устранения выявленных на ТС повреждений, образовавшихся в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия (умышленного повреждения, падения снега, другого события)?
7. Каков размер компенсации (стоимость ремонта с учетом износа ТС) за восстановление ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д., исходя из повреждений, указанных в… (в акте осмотра ТС, справки ГИБДД и т.д.)?
9. Целесообразно ли проведение ремонта ТС?
10. Какова стоимость годных остатков транспортного средства в ценах на дату проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т. д.)?
11. Какие из указанных (в определении, исковом заявлении и т.д.) неисправностей (дефектов) имеются на представленном транспортном средстве (ТС)?
12. Каков характер образования имеющихся на ТС неисправностей (дефектов): производственный или непроизводственный?
13. Возможно ли устранение данных неисправностей (дефектов), если да, то каким способом и каково нормативное время на их устранение?
14. Какова стоимость устранения данных неисправностей (дефектов) в ценах на дату (проведения экспертизы и т.д.)?
15. Какова стоимость ТС с имеющимися неисправностями (дефектами) в ценах на дату (проведения экспертизы и т.д.)?
16. Возможно ли использование ТС с данными неисправностями (дефектами) по назначению?
17. Являются ли данные неисправности (дефекты) существенными для ТС?
18. Соответствует ли фактическое качество конкретной детали, узла или агрегата ТС либо ТС в целом как товара требованиям стандартов (другой нормативно-технической документации)?
19. Производился ли ремонт конкретных деталей представленного ТС?
20. Если ремонт производился, то соответствует ли фактическое качество данного ремонта ТС требованиям стандартов (другой нормативно-технической
документации)?
Примечание: технический термин «существенная неисправность (дефект)» отличается от юридического
термина «существенный недостаток».
Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия
Предмет – фактические данные о техническом состоянии дороги, определяющие ее взаимодействия с ТС. Объекты – участок дороги на месте ДТП, проезжая часть, обочины, обустройства и т.п.
Формулировка вопросов:
1. Определить состояния дороги – дорожного покрытия проезжей части, обочин и т.п.;
2. Определить коэффициент сцепления шин с дорогой, влияющего на величину замедления ТС при торможении;
3. Определить значения уклонов в продольном и поперечном направлении, радиуса поворота на конкретном участке дороги;
4. Определить наличия повреждений на дороге (ямы, выбоины и т.п.);
5. Установить условия видимости и обзорности с места водителя с учетом объектов ограничивающих видимость и обзорность;
6. Определить обустройства дороги (наличие дорожных знаков, разметок и т.п.);
7. Определить влияния технического состояния дороги на развитие ДТС, приведшей к ДТП;
8. Определить техническую возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии дороги, в каком она находилась непосредственно перед ДТП.