Статьи музыкальных руководителей ДОУ
«Музыкальное воспитание в детском саду».
Цель музыкального воспитания в детском саду – воспитание благородного человека путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.
Задачи музыкального воспитания:
Воспитывать интерес к музыке.
Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.
Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.
Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.
Развивать творческую активность во время доступных детям видах музыкальной деятельности. Формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.
Наша основная задача – воспитание музыкально развитого слушателя и исполнителя, способного чутко, эмоционально воспринимать окружающий мир, переживать различные явления и события, осознавать и выражать свое отношение ко всему происходящему. Во время проведения музыкальных мероприятий музыкальный руководитель:
Развивает музыкальность (чувство ритма, интонацию, звуковысотный слух, музыкальную память);
Выбирая музыкальный материал, формирует способность ребенка воспринимать разностилевую музыку, прививает вкус, развивает певческий диапазон, знакомит с азами теории музыки;
Развивает эмоциональность, сопереживание, способность созерцать;
Формирует способность передачи музыки через движение, пластику, развивает двигательную свободу, координацию, коммуникативность, чувство ансамбля и партнерства;
Увлекает детей фольклором и творчеством композиторов, воспитывает чувство уверенности;
Предлагает богатый выбор образов, приемов исполнения, а ребенок, подражая педагогу, развивает и совершенствует себя.
Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее.
Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или станцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» — немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Если вы, уважаемые взрослые, хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним! Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.
Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать. Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение.
Лучше выбирать для слушания небольшое произведение.
Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи (громко, тихо, умеренно громко и т. д.)
Слушать вокальную музыку легче. Ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор.
Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений.
Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием. Выделите для этого специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой.
Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов.
Формы музыкальной работы в детском саду.
Музыкальные занятия.
Праздники и развлечения.
Кружковая работа (дополнительное образование).
Концерты и театральные представления.
Музыкальные гостиные.
Музыкально-театральные постановки и пр.
В детском саду музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. На этих занятиях дети учатся слушать и понимать музыку, петь, обучаются движениям под музыку, танцам, играм, игре на музыкальных инструментах. Один раз в месяц проводятся музыкальные развлечения, которые углубляют музыкальные представления детей, совершенствуют музыкальное восприятие. Несколько раз в году проводятся праздники – Осенний, Новый год, 8 марта, Выпуск в школу и другие, которые способствуют всестороннему развитию детей. Они воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. В повседневной жизни музыкальное воспитание осуществляет воспитатель. В каждой группе есть музыкальный уголок. Есть определенный набор музыкальных инструментов, музыкально-дидактических игр, которые дают возможность воспитателю осуществлять художественное развитие всех детей.
Шишацкая Ольга Олеговна
Образование -высшее.
1. Горьковское педагогическое училище. Специальность — «Музыкальное воспитание». Квалификация — учитель пения, музыкальный воспитатель. 2. Горьковский государственный педагогический институт им. М. Горького. Специальность: «Педагогика и психология дошкольная» Квалификация — преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию.
Общий стаж – 34 года лет.
Педагогический стаж – 34 года.
Каждые пять лет проходит Курсы повышения квалификации «Обновление содержания музыкального образования дошкольников»
В 2012 году курсы: «Проблемы и пути совершенствования педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях».
Ольга Олеговна
* проводит музыкальные занятия во всех группах;
* готовит и проводит досуги и праздники;
* обеспечивает музыкальное сопровождение утренней гимнастики;
* проводит индивидуальные занятия с детьми;
* проводит консультации и репетиции с педагогами;
* проводит методические объединения;
* готовит пособия к занятиям;
* составляет план своей работы;
* постоянно повышает свою квалификацию.
Шишацкая Ольга Олеговна награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
ПРОЯВЛЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Материал подготовлен музыкальным руководителем Шишацкой Ольгой Олеговной
Музыка – самое яркое, эмоциональное ,а поэтому самое действенное средство воздействия на детей. Благодаря ей ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе.
В.А. Сухомлинский писал: » Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека… Слушая музыку, человек познает себя, и познает прежде всего, что он человек, прекрасен, рожден для того чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что- то плохое, то это плохое надо преодолеть, почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка…Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство.»
Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка.
Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей.
Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активностью. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки.
Музыка, музыкальная деятельность детей в детском саду – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом : о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях.
Самое главное в усилиях взрослых – не обучение музыке, а воздействие через нее на духовный мир ребенка. Конечно, приобретение знаний, умений навыков важно, но главное -устойчивый интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее, развитие творческой активности в процессе различных видов музыкальной деятельности. В процессе музыкальной деятельности ребенок постепенно приобретает определенный опыт, который он впоследствии может использовать и внести свое видение музыки, проявить свои креативные способности.
Креативность ребенок может выразить в музыкально- ритмических упражнениях, в музыкальных играх, инсценировках, движениях. Одним из самых любимых видов музыкальной деятельности в детском саду являются проведение различных праздников и досугов.
Праздники в детском саду – особая организационная форма, которая является для ребенка очень желаемой, радостной и разнообразной.
Музыка на праздниках в дошкольном учреждении представляет собой синтез взаимопроникающих искусств – художественного слова, танца, драматизациях, неожиданных сюрпризов, предметов изобразительного искусства (оформления),все это оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей.
Музыка вызывает у детей эмоционально- творческий подъем в их исполнительской деятельности.Дети, используя приобретенный опытна музыкальных занятиях, проявляют себя как творческие личности, придумывая свои импровизации в движениях под различную музыку, в импровизациях композиции танца, т.е. проявляют свои креативные способности. Детям на праздничных утренниках всегда даем возможность импровизировать под музыку , сочиняя свой танец, свои движения,на основе знакомых движений, которые разучивались на музыкальных занятиях. Так как музыка помогает раскрыть идею и содержание праздника или досуга — в программу праздников обычно включается разнообразная музыка, в зависимости от тематики праздника- русская народная,
классическая и современная музыка. Она окрашивает различные части праздничной программы и придает им то торжественное, то веселое ,то шутливое настроение.
На музыкальных занятиях мы часто используем всевозможную атрибутику к такого рода импровизациям – ленты, шарфы, шляпки, бантики, платочки, ложки, грецкие орехи, погремушки, шапочки- маски зверей, птиц .
Хоровое пение- наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольников.Правильное певческое развитие ,с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.
Для развития и воспитания детского голоса музыкальному руководителю необходимо знать голосовые и певческие возможности ребенка.Певческая деятельность детей седьмого года жизни характеризуется достаточно высокими показателями. Сформированы вокальные навыки- звукообразование ,дикция, дыхание ; хоровые навыки- ансамбль ,строй .Ярко различаются три природных типа голосов: высокий, средний, низкий .Чтобы поддержать интерес к певческой деятельности педагог должен использовать различные методические приемы:
-Петь по рядам ,цепочкой, по музыкальным фразам, с солистами ,с дирижером, без музыкального сопровождения.
— инсценирование песни, и мн.др.
Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который осваивается в определенной системе и последовательности.
Дети с удовольствием поют русские народные песенки, заклички .
Им очень нравится петь a –kapella. Особенно хорошо звучат в детском исполнении русские народные хороводы, народныеигры с пением.
Успех работы зависит от умения педагога ,знаний и учета возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.
В 2011-2012 году наше учреждение включилось в Городскую экспериментальную площадку 1 уровня по теме: » Проектирование модульной системы психолого-педагогического обеспечения развития креативных способностей детей и молодёжи в условиях непрерывного и преемственного образования от детского сада до ВУЗа»
И внутренняя тема: » Педагогические средства оценки развития креативности детей и молодёжи от детского сада до ВУЗа»
В нашем детском саду уже на протяжении нескольких лет проводится праздник на фольклорном материале-«Сергий – Капустник!»
После сбора урожая, а у нас есть отличный огород, на котором сами дети выращивают овощи, лекарственные травы, ягоды, и проводится этот замечательный праздник. Дети с нетерпением ждут его. Проводим мы его только в подготовительных группах и дети уже со старшей группы спрашивают, а когда они будут печь настоящие пирожки. Ждут его и родители.
Подготовки к самому празднику много, но у нас она уже отработана. Обязательно должны быть ведра с водой и ковши для мытья рук, полотенца, салфетки, столы, дощечки для каждого ребенка, фартуки,
косынки, колпаки… Все должно быть продумано, чтобы само действие праздника не было смазано суматохой вокруг мелочей. В се это уже отточено и выверено временем. Вначале праздника идет сказка , которую мы сочинили сами, где есть интрига, кульминации и развязка После инсценировки сказки дети приступают к самому интересному и приятному- изготовлению пирожков. После того ,как дети сами слепят свои пирожки с капустой и отправят их на кухню печься- проводятся капустные посиделки-русские народные песни, игры, хороводы, частушки.
И что самое удивительное– каждый ребенок обязательно узнает » Свой» пирожок!
И уже в декабре 2011 года мы провели новый для нас праздник с использованием мультимедийных технологий где мы использовали элементы русского народного творчества . Показ инсценировки кукольного театра по мотивам русской народной сказки » Репка» детьми подготовительной группы.
Ежегодно составляются сценарии праздников , которые всегда адаптированы на данных детей группы. Музыкальный руководитель учитывает их индивидуальные способности и возможности, но самое главное – каждый ребенок задействован в утреннике и может проявить свои способности.
В нашем учреждении достаточно хорошо налажен контакт взаимодействия педагогов с родителями дошкольников. Заинтересованно и творчески подходят родители в участии своих детей в инсценировках и театрализованных представлениях- проявляют большую выдумку и фантазию в изготовлении костюмов и атрибутов к таким мероприятиям. Так же в нашем детском саду используется такая традиция, как оформление музыкального зала к праздникам – конкурсными детско-взрослыми работами, что придает своеобразный колорит праздникам и воспитывает в детях гордость , уважение к близким, которые живут и их детскими радостями .
Еще одна традиция сложилась у нас в детском саду — проведение праздника «Проводы Зимы.- Масленица».
Дети любят наряжаться в русские народные костюмы ,любят петь частушки, готовы их петь на любые праздники, очень любимы ими и русские народные игры с пением, хороводы. Обычно после праздника, который проводится в зале, гулянья продолжаются на участке детского сада.
Это яркое событие очень нравится, тем самым мы приобщаем своих воспитанников к культуре русского народа, его традициям.
На досугах, проводимых в ГОУ мы часто используем музыкально- театрализованную деятельность, где старшие дети показывают инсценировки русских народных сказок –малышам.
Детям ,как самим артистам, так и зрителям все это интересно.
На репетициях – постановках кукольных театров, мы иногда предлагаем детям различные варианты в инсценировках- добавляем героев в сказку, давая детям работу для мысли, фантазии и вариаций.
Опять же используем в музыкальном оформлении как живую ,так и фонограммы со звучанием русской народной музыки или русскую народную музыку в обработке композиторов –классиков.