Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Ст 47 закон об образовании

27.05.2020 by admin

1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

4. Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.

Внесены поправки в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Новшества касаются сайта образовательной организации, федерального перечня учебников, практики и сетевой формы реализации программ, порядка зачета результатов учащихся. Большинство изменений вступят в силу 01.07.2020.

Сайт. Изменили требования к сайту образовательной организации. Теперь его надо дополнить информацией:
• о представительствах и филиалах – ранее надо было указать только их место нахождения, теперь пишите полное наименование обособленных подразделений, если они есть;
• количестве учеников и воспитанников с иностранным гражданством;
• всех местах, по которым ведете образовательную деятельность, даже если они не вписаны в лицензию.
ФПУ. Теперь Минпросвещения будет утверждать перечень не «рекомендуемых», а «допущенных» учебников к использованию школами. Учебники из ФПУ, утвержденного приказом Минпросвещения от 28.12.2018 № 345, можно использовать, пока действуют экспертные заключения на них (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.12.2019 № 403-ФЗ). Однако пока законодательство не устанавливает срок действия экспертных заключений. Значит, применяйте учебники из ФПУ, пока министерство не утвердит новый перечень.
Добавили полномочие министерства утверждать:
• правила оценивания учебников;
• требования к экспертам, их права и обязанности, порядок отбора экспертов;
• формы и срок действия экспертных заключений;
• предельный срок использования учебников, исключенных из ФПУ. Изменения вступили в силу 02.12.2019.
Практика. Практическая подготовка может входить в состав образовательной программы любого вида и уровня образования. Раньше ее включали только в профессиональные образовательные программы.
Если организуете практическую подготовку, то используйте положение и примерную форму договора между образовательной организацией и компанией. Документы утвердит Минпросвещения до 01.07.2020.
Учтите, что во время практики образовательная организация обязана создать безопасные условия обучения. Если произойдет несчастный случай с практикантом на территории организации, которая предоставляет место практики, то отвечать за это будет школа.
Упростили процедуру заключения договоров аренды и безвозмездного пользования, чтобы организовать практическую подготовку на базе государственных и муниципальных организаций. Для этого не надо проводить торги (ст. 2 Федерального закона от 02.12.2019 № 403-ФЗ). Место проведения практики в приложении к лицензии указывать не будут.
Сетевая форма. Теперь сетевую форму можно применять не только для реализации программы, но и отдельных ее частей, модулей, в том числе практической подготовки. Сократили перечень информации, которую должен содержать договор о сетевой форме. Убрали условия о статусе обучающихся, правилах приема на обучение, порядке организации академической мобильности и условиях и порядке ведения образовательной деятельности.
С 01.07.2020 порядок организации и ведения образовательной деятельности в сетевой форме будут утверждать совместно Минобрнауки и Минпросвещения. Они разработают и примерную форму договора.
Закрепили право государственных и муниципальных организаций безвозмездно использовать имущество в рамках сетевой формы. Ранее законодатель этот вопрос прямо не регулировал.
Зачет результатов. С 01.07.2020 Минпросвещения и Минобрнауки совместно будут утверждать порядок, в котором школа может зачесть образовательные результаты учеников. До этого вопрос зачета результатов школа регулирует самостоятельно.
Источник: Федеральный закон от 02.12.2019 № 403-ФЗ. «Пять главных изменений в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» © Материал из Справочной системы «Образование». Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/184/19061/bssPhr1/?of=copy-c459a59eb8

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

8) федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

24) практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

25) направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

29) качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

30) отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

33) конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

34) присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Содержание

  • Комментарий к Ст. 2 закона «Об образовании в Российской Федерации»
    • Что такое инклюзивное образование?
    • Необходимо создать возможности для реализации прав
    • Некачественное образование на дому
    • Право на непрерывное инклюзивное образование в течение всей жизни
    • Предложения по совершенствованию закона «Об образовании»

Комментарий к Ст. 2 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья 2 Закона Об образовании России является новацией образовательного законодательства, поскольку знаменует появление дефинитивного аппарата, определяющего наиболее значимые для всей образовательной сферы понятия. До настоящего времени образовательные законы аналогичных положений в своих нормах не содержали. Следует отметить, что наличие в законодательстве терминов, применяемых для целей нормативного акта, значительно упрощает его использование в рамках толкования отдельных норм и положений.

Как говорили древние: «определите термины, — и вы избавите себя от огромного количества споров». В соответствии с традициями современного законотворчества, авторы определяют основные термины, применяемые в данном нормативном акте, по смыслу, отличающемуся от общепринятого. Поэтому перед нами стоит непростая задача: дать вторичное толкование терминов и разъяснить читателю, что именно имели в виду авторы, определяя смысл того или иного понятия. Всего в статье представлено 34 понятия, не все из которых нуждаются в комментарии. Соответственно, стоит задача не столько объяснить то, что уже объяснено, а акцентировать внимание читателя на важнейших аспектах смысла того или иного понятия.

Итак, образование (п. 1). По сути, определение восполняет пробел предшествующих 20 лет, когда вместе с идеологией из процесса образования было практически полностью исключено воспитание. Эта ошибка привела к трагическим последствиям для подрастающего поколения и не только для него. Сегодня эта ошибка исправлена и образование определено как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Второй важный компонент этого ключевого термина заключается в понимании цели обучения. Выше уже отмечено, что обучение осуществляется не только в интересах отдельного человека, но носит публичный характер (подробнее см. комментарий к ч. 1 статьи 1 Закона Об образовании в Российской Федерации). Здесь прямо указаны потребители процесса обучения: человек, семья, общество и государство. Также в комментируемом определении выделено содержание образования, не как получение бессистемных знаний, а совокупность знаний, умений, навыков и практического опыта. Ещё Ф. Энгельс писал: «Суха теория, — зелено древо жизни». Таким образом, для получения законченного образования мало только теоретических знаний, необходимы ещё практические навыки, на выработку которых у обучаемых и нацелено образование. Наконец, цель получения образования — формирование не просто человека, обладающего пусть и комплексом теоретических знаний и практических навыков, а комплексно подготовленной, самодостаточной личности, способной применить свои знания на практике, в самостоятельной жизни и практической деятельности.

Далее в комментируемой статье раскрывается содержание компонентов образования в виде воспитания и обучения. Причём воспитание (п. 2) поставлено выше образования, с выделением в личности человека элементов самоопределения и социализации, что требует, определенных пояснений. Самоопределение или самосознание предполагает, что только адекватно воспитанный применительно к потребностям данного общества человек, в состоянии правильно определить своё место в жизни, без самоуничижения и переоценки своей значимости, что одинаково негативно воспринимается обществом и самим человеком.

Что касается социализации, то давно ещё отмечено: «Жить в обществе и быть вне общества нельзя». Несмотря на бранный характер, который приобрело это понятие в нашей повседневной жизни, социализированный в точном значении слова означает «товарищеский, общественный».*(9) Таким образом, это означает вписанность в окружающую общественную среду. Это приобретает особый смысл, поскольку человек, получивший образование, невольно меняет круг общения, интересов, принадлежность к социальному классу, группе. Поэтому очень важно в процессе воспитания привить ему навыки нового общения. Причём, подчеркнём, что это делается опять-таки в интересах человека, семьи, общества и государства.

Возвращаясь к уточнению понятию обучения (п. 3), помимо отмеченных выше признаков этого процесса как процесса образования, необходимо отметить, что одной из задач обучения является формирования у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Такая мотивация обусловлена постоянно меняющимися условиями жизни и ускорением процесса её эволюции. Карл Ясперс ещё в прошлом веке заметил: «В наше время нужно очень быстро бежать, — чтобы оставаться на месте».

Следующий термин, получивший пояснение в комментируемой статье 2 Закона Об образовании в Российской Федерации — это уровень образования (п. 4). Под ним в смысле комментируемого Закона понимается завершённый цикл образования. Отныне в прошлое уходят понятия «неполное или неоконченное высшее» и им подобные определения. Цикл обучения может быть только полным, подтверждённым соответствующим документом об образовании. Во всех остальных случаях признаётся только предшествующий уровень образования. Иными словами, академическая справка, выданная ВУЗом своему бывшему студенту, позволяет только продолжить процесс получения высшего образования в другом ВУЗе, но не подтвердить уровень образования.

Понятие «квалификация» (п. 5), несмотря на отсутствие в его определении обязательного требования о наличии у лица документа установленного образца, подтверждающего её уровень, по смыслу означает готовность к выполнения той или иного вида профессиональной деятельности.

Термин «федеральный образовательный стандарт» (п. 6) изначально использован в ч. 5 ст. 43 Конституции и означает установлением государством неких общих требований к совокупности знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих определённый вид профессиональной деятельности, утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации.

Следующее за ним понятие «образовательный стандарт» (п. 7), означает совокупность обязательных требований к высшему образованию. Можно спорить с авторами Закона о том, насколько оно отражает суть, но, как говорится, «о терминах не спорят, — их определяют». Отличие стандартов этого вида от предыдущего состоит в том, что его содержание утверждается комментируемым Законом или указом Президента России. Получается, что стандарт, охватывающий меньший объём знаний, умений, навыков и компетенций, имеет более высокий юридический статус.

Понятие «федеральные государственные требования» (п. 8) означают требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по ним, утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации.

В конце концов сама «образовательная программа» (п. 9) включает в себя комплекс обязательных элементов: объём, содержание, планируемые результаты, формы аттестации, календарный учебный график, рабочие программы, а также иные компоненты. Обращаем внимание читателей, что перечень элементов учебной программы является открытым, то есть предусматривает возможность её дополнения, что превращает её в примерную программу (п. 10). Причём, необходимо отметить, что несмотря на 20-летнюю дискуссию и критику со стороны образовательного сообщества, включая членов Российской академии образования, данный пункт Закона, вслед за своим предшественником, трактует примерную образовательную программу как комплекс образовательных услуг. На наш взгляд, такой подход противоречит смыслу Конституции России и логике развития юридических отношений. Если одна сторона, в данном случае — физическое лицо, имеет на что-то право, то другая сторона общественного отношения — государство обязано это право обеспечить. Обеспечение этого право никак не может выглядеть в форме услуги (услужающий — прислуживающий кому-либо лакей).*(10) Тем более что выше в этой же статье говорится об обучении и воспитании (п. 1-3), осуществляемом не только в интересах отдельных лиц, но и всего общества и государства в целом.

Причём далее, в нарушение всякой логики, конфликт интересов педагогического работника (п. 33) определяется как личная его заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества в отношениях между интересами работника и обучающегося. Как будто качество обучения не зависит от размера и формы оплаты труда педагога!

Также авторы комментируемого Закона пытаются определить понятие «средства обучения и воспитания» (п. 26) путём их перечисления. Несмотря на то что перечень конкретных средств открытый, такой подход вряд ли можно признать разумным. На наш взгляд, главным в этом определении всё же является указание на то, что это «материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».

Есть в комментируемой статье 2 и ещё один спорный термин — это «инклюзивное образование» (п. 27), которое по мысли его авторов означает равнодоступное для всех обучающихся образование. В то же время, термин «инклюзивный» означает: «распространяющийся на широкий круг предметов (антоним эксклюзивный)».*(11) Такое увлечение иноязычными терминами в ущерб здравому смыслу вряд ли можно поддержать.

То же можно сказать и об адаптивной (приспособленной по первоначальному смыслу Ю.Д.) программе для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (п. 28). Представляется, что для таких обучаемых необходимо не приспосабливать общую образовательную программу, а разрабатывать специальную, соответствующих их возможностям и способностям.

19 мая Законодательная палата Олий Мажлиса приняла закон «Об образовании» в новой редакции, в который впервые было внесено понятие инклюзивного образования. Ассоциация инвалидов Узбекистана совместно с экспертами провела анализ документа на его соответствие принципам инклюзивного образования.

В настоящее время закон находится на стадии рассмотрения Сенатом Олий Мажлиса. 2 июня Комитет по вопросам науки, образования и здравоохранения Сената направил запрос в Ассоциацию инвалидов, объединяющую 26 общественных организаций людей с инвалидностью о предложениях по совершенствованию закона.

Анализ документа показал, что несмотря на включение инклюзивного образования как одной из форм получения образования, исключающего дискриминацию детей с инвалидностью, законопроект не соответствует принципам инклюзии.

Что такое инклюзивное образование?

Председатель Ассоциации инвалидов, член экспертного совета Комитета по вопросам науки, образования и здравоохранения Сената Ойбек Исаков отмечает, что необходимо начать с определения инклюзивного образования, которого нет в законопроекте. Он предлагает включить следующее определение:

«Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию в образовательных учреждениях для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Статья 20 «Инклюзивное образование» не включает это определение. Она говорит лишь о «равноправном отношении ко всем детям, в том числе детям с физическими или психическими нарушениями, исключающим любую их дискриминацию при получении образования».

Данная статья не включает все категории детей с инвалидностью, а именно детей с умственными и сенсорными (чувственными) нарушениями. Понятие, используемое в статье, должно соответствовать понятию «дети-инвалиды», данному в законе «О социальной защищенности инвалидов».

«Исключение детей с умственными и сенсорными нарушениями основано, скорее всего, на том, что для слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, а также детей с особенностями в развитии уже функционируют отдельные специализированные школы и школы-интернаты. Но нельзя ограничивать право таких детей на получение инклюзивного образования», — считает Дильмурад Юсупов, докторант Института исследований проблем развития Университета Сассекса.

Статья 20 ограничивает право на инклюзивное образование и ставит условие: «В образовательных организациях для детей с физическими или психическими нарушениями организуется инклюзивное образование в случае создания в них необходимых для этого условий».

Иначе говоря, если в образовательном учреждении создаются инклюзивные условия, только тогда дети с инвалидностью могут претендовать на реализацию своего права на инклюзивное образование. Статья не обязывает образовательное учреждение стать доступным и создать разумные приспособления для детей с инвалидностью.

Более того, статья 20 ограничивает право на инклюзивное образование, передавая все полномочия «соответствующим уполномоченным органам государственного управления в области образования»по определению порядка организации образования в инклюзивных условиях, дома в индивидуальном порядке или в стационарных условиях в лечебно-профилактических учреждениях.

Статья 9 гласит, что «дети с физическими или психическими нарушениями, а также дети, нуждающиеся в длительном лечении, получают образование в государственных специализированных образовательных учреждениях, общих средних образовательных учреждениях в инклюзивной форме или в индивидуальном порядке в домашних условиях». Согласно формулировке данной статьи, инклюзивное образование не является приоритетным, а лишь одной из всех существующих в настоящее время форм.

Исследователь в области инклюзивного образования в Узбекистане, докторант Университета Вайкато Новой Зеландии Галина Нам утверждает, что приоритетом для детей с ограниченными возможностями должно быть образование в общеобразовательных учебных заведениях, а не в специализированных школах-интернатах и не на домашнем обучении.

«Это не подразумевает закрытие в одночасье всех государственных специализированных образовательных учреждений, но к обучению детей в подобных учреждениях и на дому мы должны прибегать в исключительных случаях. Окончательное и фактическое право выбора учебного заведения должно оставаться за детьми и их родителями/законными представителями», — подчеркивает Галина Нам.

Она отмечает, что в целях обеспечения гарантий права каждого ребёнка на инклюзивное образование также важно проведение процесса деинституционализации детей, проживающих и обучающихся в специализированных интернатах. В связи с этим соответствующие органы на всех уровнях должны разрабатывать и внедрять системный подход, направленный на деинституционализацию данной группы детей. Такой подход должен включать планирование и осуществление их реинтеграции в сообщества и последующий перевод в общеобразовательные учебные учреждения; проведение работы по предупреждению институционализации; создание вспомогательных услуг (психологических, социальных, финансовых, рекреационных и педагогических) для этих детей и их семей.

«Новый законопроект «Об образовании» разработан таким образом, что кажется, что законодатели и исполнители будут придерживаться основы уже существующей системы. Другими словами, «эксперты» с их рекомендациями для родителей будут влиять на то, какую форму обучения должны получать дети с ограниченными возможностями. Но опыт работы в социальном и культурном контексте Узбекистана говорит о том, что рекомендации психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), обладающих институциональной властью, носят скорее императивный, а не консультативный характер. Следовательно, рекомендации ПМПК о том, где должен учиться ребёнок с ограниченными возможностями, вряд ли ставятся под сомнение родителями. Таким образом, закон и его статьи следует читать с учётом социального и культурного контекста дискурса инвалидности в Узбекистане», — говорит Миржахон Турдиев, докторант Сиракузского Университета США.

Член экспертного совета «Буюк келажак» Одиля Атабаева на примере закона «Об образовании» России подчёркивает, что обучающимся предоставляются академические права на выбор учреждения и формы получения образования. При этом по закону образовательное учреждение должно предоставить условия для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

«Нет нигде такого ограничения, как в нынешнем варианте законопроекта «Об образовании». Если нужна такая помощь, значит она должна предоставляться в любом учебном заведении по выбору учащегося. Если в общеобразовательном учебном заведении появляется ученик с особыми образовательными потребностями, то школа на основании соответствующего заключения ПМПК должна создать все необходимые условия, хочет этого школа или нет», — объясняет Одиля Атабаева.

Необходимо создать возможности для реализации прав

Согласно статье 5 новой редакции закона, «каждому гарантируются равные права на получение образования независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения». Галина Нам предлагает включить в данную статью наличие инвалидности, чтобы независимо от ограничений возможностей здоровья каждый имел право на образование:

«Каждому гарантируются равные права, возможности и условия для беспрепятственного получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, наличия инвалидности, а также других обстоятельств».

Право детей с инвалидностью и особенностями в развитии учиться в общеобразовательной школе должно быть законодательно закреплено. Если ребёнок и его родители хотят воспользоваться данным правом, школа должна создать условия и возможности.

«В законопроекте написано, что инклюзивное образование «направлено на равноправное отношение» — это совершенно неверная формулировка, потому что инклюзия говорит не о равных правах, а о равных возможностях. Инклюзия не столько говорит о праве, сколько о возможностях. Здесь большое отличие. Права-то у всех у нас одинаковые, у нас неодинаковые возможности. Инклюзия направлена на создание равных возможностей для всех», — отмечает Ойбек Исаков.

Конвенция о правах инвалидов, которую Узбекистан подписал в 2009 году и до сих пор не ратифицировал, в статье 24 признаёт права людей с инвалидностью на образование и в целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обязывает государства-участники обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.

В целях обеспечения гарантий права каждого ребёнка на инклюзивное образование соответствующие органы власти — на всех уровнях — должны создать необходимые условия для обучения всех детей, включая детей с инвалидностью и особенностями развития в общеобразовательных учебных заведениях.

«Условия должны включать, но не ограничиваться наличием высококвалифицированных преподавательских кадров, индивидуальной системы поддержки учащихся в виде ресурсного педагога (тьютора) и других специалистов, осуществляющих их психолого-педагогическое сопровождение. Под условиями подразумеваются обеспечение физической доступности зданий и помещений, учебного материала и технических средств, адаптация учебных программ согласно индивидуальным планам развития учащихся, а также ориентация воспитательной системы учреждений на формирование и развитие принятия всех участников образовательного процесса», — объясняет Галина Нам.

«Из-за отсутствия закреплённого права на инклюзивное образование родителям приходится, что называется, «брать горлом» — пользоваться лишь статьёй Конституции. Мы настойчиво настраивали родителей, с которыми долго работали, что их дети могут обучаться в обыкновенной школе и что им только необходимо вооружиться терпением и знанием своих правах. А в законе «Об образовании» новой редакции, наоборот, сузили наши права, прям так сузили, что так называемые «уполномоченные органы» пускай решают за вас, а вы сидите и молчите», — разочаровывается Наталья Плотникова, председатель общества женщин-инвалидов «Опа-сингиллар» Кибрайского района.

Некачественное образование на дому

По данным Госкомстата, по состоянию на 1 января 2019 года было зарегистрировано 101316 детей с инвалидностью в возрасте до 16 лет. Из них 21153 детей учатся в специализированных школах и школах-интернатах для детей с физическими и психическими нарушениями, 6131 — в школах-интернатах санаторного типа для детей, подверженных туберкулезу и болезням костей, и 13272 получают индивидуальное образование на дому. Как видно из диаграммы ниже, основными категориями детей, обучающихся на дому, являются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с особенностями в развитии и с другими формами инвалидности.

«Обычно к детям с инвалидностью на домашнее образование идёт «провинившийся» учитель. Если директору не понравился какой-то учитель, он отправляет его преподавать ребёнку с инвалидностью на дому. Последний случай был, когда приходил учитель физкультуры и преподавал геометрию, географию, историю и другое. Для учителей это наказание — преподавать на дому детям с инвалидностью в отдалённых районах», — отчаивается Ойбек Исаков.

Многие дети с физической инвалидностью или так называемые дети-опорники могут учиться в общеобразовательной школе — их физическое состояние никак на влияет на их интеллектуальное развитие. Даже если здание школы не приспособлено, при желании можно оборудовать вход пандусом и организовать уроки на первом этаже.Основной барьер здесь не физический и не финансовый, а отношенческий — часто руководители школ и родители детей без инвалидности не хотят, чтобы их дети учились в школе с детьми с инвалидностью.

«Детям с инвалидностью, учащимся на дому, даже не выдаётся аттестат соответствующего образца. Многие предметы, преподаваемые в обычных школах, в их аттестатах не найти. Им только дают справку о том, что они прошли обучение на дому. Это нарушение прав детей — с такой справкой они не могут поступить ни в институт, ни достойно устроиться на работу. На них ставится крест», — говорит Ойбек Исаков.

Галина Нам утверждает, что «финансирование инклюзивного образования не должно быть проблемой. Здесь проблема в приоритетах, потому что на образование детей с инвалидностью (только на образование, не включая пособий и т. д.) у нас выделяется в год порядка 199 млрд сумов (данные за 2016 год). Это достаточно большая сумма, но её большая часть направляется именно на поддержку специализированного образования. Процесс институционализации детей так и продолжается. Необходимо распределять доступные финансовые ресурсы на развитие инклюзивного образования».

Право на непрерывное инклюзивное образование в течение всей жизни

Инклюзивное образование должно касаться не только детей с инвалидностью, но и распространяться на людей с инвалидностью и особенностями развития всех возрастов.

«В законопроекте говорится только о детях, а мы говорим о праве на непрерывное инклюзивное образование в течение всей жизни — необходимо включить также и взрослых.Если я, например, сейчас хочу получить дополнительное образование в инклюзивных условиях, то и на меня должен распространяться данный закон», — считает Ойбек Исаков.

Инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение равного доступа к получению качественного образования на всех уровнях дошкольного, начального, среднего, профессионального, высшего, внешкольного и послевузовского образования, а также возможностей непрерывного обучения в течение всей жизни с учётом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Например, после внедрения в 2018 году двухпроцентной квоты для лиц с I и II группами инвалидности остро стал вопрос об инклюзивном высшем образовании из-за недоступности учебных зданий и общежитий вузов для студентов с физическими нарушениями, переводчиков жестового языка для студентов с нарушением слуха, учебных пособий на шрифте Брайля для студентов с нарушением зрения и других разумных приспособлений для студентов с особыми образовательным потребностями.

Ойбек Исаков отмечает, что мы должны подумать над тем, как внедрять принципы инклюзивного образования во всех образовательных учреждениях. Закон «Об образовании» должен обязывать создавать инклюзивные условия. Государство должно также стимулировать негосударственные образовательные учреждения обучению лиц с инвалидностью. Инклюзивное образование должно быть не только в государственных образовательных учреждениях, но во всех — независимо от их форм собственности.

Предложения по совершенствованию закона «Об образовании»

Ассоциация инвалидов Узбекистана и эксперты в области инклюзии отмечают, что общественное обсуждение закона «Об образовании» в новой редакции так и не состоялось.

Проект закона в новой редакции был опубликован на сайте Законодательной палаты 29 августа 2019 года. Однако общественные организации людей с инвалидностью, дети с инвалидностью и особенностями в развитии и их родители/опекуны не были вовлечены в его обсуждение. Проект закона не был размещен на портале по обсуждению проектов нормативно-правовых актов Regulation.gov.uz.

В целях гарантирования права на инклюзивное образование и создания необходимых условий и возможностей реализации данного права каждым человеком с инвалидностью и особенностями в развитии, эксперты предлагают включить в закон следующее:

  • В статью 3 «Основные понятия» необходимо включить понятие инклюзивного образования.

  • В статье 9 «Общее среднее и среднее специальное образование» должно быть отражено, что приоритетным образованием для детей с инвалидностью и особенностями в развитии является образование в общеобразовательных учебных заведениях. Обучение детей в государственных специализированных образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях или на дому проводится в исключительных случаях.

  • Внести в статью 10 «Профессиональное образование» и статью 11 «Высшее образование» обязательства касательно предоставления данных видов образования людям с инвалидностью.

  • В статье 20 необходимо исключить условия, ограничивающие реализацию права на получение инклюзивного образования. Право выбора формы образования должно быть за детьми с инвалидностью и их родителями/опекунами. Инклюзивное образование должно распространяться не только на детей, но и на всех лиц вне зависимости от их возраста — каждый должен иметь право и возможности для получения непрерывного образования в течение всей жизни.

Данный анализ был проведён благодаря запросу Комитета по вопросам науки, образования и здравоохранения Сената Олий Мажлиса, куда будет направлен полный список предложений по совершенствованию закона «Об образовании» в новой редакции. Ассоциация инвалидов Узбекистана надеется, что голоса людей с инвалидностью, которые представляют 26 общественных объединений инвалидов, будут услышаны и закон будет полностью соответствовать международным принципам инклюзивного образования и положениям Конвенции ООН о правах инвалидов.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes