Сроки давности по кас РФ
По общему правилу, содержащемуся в ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления составляет три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Исключения из этого правила содержатся в ч. 2, 4 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Вместе с тем в силу ч. 5 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
На основании ч. 7 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ срок на подачу административного искового заявления может быть восстановлен судом при наличии уважительной причины.
Таким образом, даже при пропуске срока исковой давности суд будет обязан принять административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Однако пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Согласно ч. 4 ст. 78 Кодекса административного судопроизводства РФ, если экспертиза назначена по ходатайству лица, участвующего в деле, не освобожденного от уплаты сумм за проведение экспертизы, в определении также указывается на обязанность этого лица внести в срок, установленный судом, на счет, определяемый в соответствии со ст. 109 Кодекса административного судопроизводства РФ, денежную сумму, подлежащую выплате эксперту, в размере, определенном судом на основании соглашения сторон и эксперта.
Из данной нормы следует, что оплата экспертизы, по общему правилу, возлагается на лицо, участвующее в деле, которое заявило ходатайство о назначении экспертизы.
Таким образом, проведение судебной строительно-технической экспертизы жилого помещения за счет муниципальных средств возможно, если орган местного самоуправления заявит ходатайство о назначении такой экспертизы.
Следует учитывать, что обязанность доказывания законности оспариваемого решения органа местного самоуправления возлагается на орган, который принял решение (ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Ст. 219 КАС РФ
1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.