Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Список санкций 2018

15.09.2020 by admin

Санкции Вашингтона в отношении РФ из-за отравления бывшего двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери Юлии вступили в силу 27 августа после публикации соответствующей информации в Федеральном реестре — официальном журнале правительства США. Ожидается, что еще через 90 дней США введут дополнительные ограничения — в случае, если Москва не предоставит «убедительные гарантии» того, что больше не будет применять химическое оружие.

Новые санкции являются логичным продолжением политики Вашингтона в отношении Москвы, проводимой в последние пять лет. Вмешательство России в события в Украине с 2014 года и аннексия Крыма стали катализатором резкого ухудшения отношений США и РФ и введения Вашингтоном многочисленных санкций против РФ. В дальнейшем положение усугубили активная поддержка Москвой режима Асада в Сирии, ухудшившаяся ситуация с соблюдением прав человека и гражданских свобод в России, атаки предположительно российских хакеров и возможное вмешательство Кремля в президентские выборы 2016 года в США, взаимные обвинения в нарушении договоров по контролю над вооружениями. В качестве реакции на реальные и предполагаемые действия Москвы Вашингтон все чаще использует инструмент санкций.

2014 год: первые санкции администрации Обамы

Первый пакет американских санкций был введен президентом США Бараком Обамой в марте 2014 года против граждан России и Украины, «причастных к российскому вторжению в Крым и подрыву суверенитета и территориальной целостности украинского государства». Санкции включали визовые запреты для таких лиц и замораживание их банковских активов. Список постоянно расширялся, а уже 20 марта санкции были введены против банка «Россия», названного «личным банком высокопоставленных должностных лиц Российской Федерации».

28 марта США прекратили лицензирование экспорта в Россию товаров и услуг оборонного назначения. 3 апреля были приостановлены консультации с Россией в области противоракетной обороны, а также сотрудничество в космической сфере (за исключением проекта Международной космической станции) и по ряду проектов в области мирного атома.

Барак Обама

7 мая Вашингтон исключил Россию из торговой программы, позволяющей странам с переходной экономикой беспошлинно экспортировать в США определенные виды товаров.

Второй санкционный пакет относится к июню 2014 года, тогда были введены первые санкции в отношении ключевых секторов российской экономики. Под санкции попали компании «Роснефть» и «Новатэк», государственные Внешэкономбанк и Газпромбанк, основные корпорации российского оборонно-промышленного комплекса. Затем санкционный список был дополнен «Банком Москвы», ВТБ, Россельхозбанком и Объединенной судостроительной корпорацией.

6 августа американские власти запретили поставку в Россию оборудования для глубинной добычи нефти и газа в Арктике, а затем ввели санкции в отношении крупных российских нефте- и газодобывающих компаний. Американским фирмам теперь не разрешается поставлять им товары и технологии, необходимые для освоения месторождений нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе и кредитовать их на срок более 90 дней. Санкции США затронули более 90 процентов российского нефтяного сектора и почти всю российскую газодобычу.

Санкции США коснулись российского нефте-газового сектора

19 декабря президент США ввел новые санкции в связи с Крымом, запретив экспорт на полуостров любых американских товаров, услуг или технологий и ввоз на территорию США продукции из Крыма. Министру финансов было предоставлено право наложения санкций на физические лица и компании, работающие в Крыму.

2015-2016 годы: банки, ВПК, ГРУ и ФСБ

За два последующих года США существенно расширили существующие санкционные списки, добавив в них в том числе «дочек» компаний, в отношении которых уже действовали ограничения.

В июне 2015 года Вашингтон ввел наказание для любых иностранных банков, осуществляющих финансовые операции с внесенными в санкционные списки российскими юридическими и физическими лицами. С этого момента иностранным банкам-нарушителям может быть запрещено открытие корсчетов в США, а на существующие у них корсчета могут быть наложены жесткие ограничения.

Возможнные кибератаки российских хакеров во время выборов в США стали также поводом для санкций

В 2016 году под санкции впервые попали 11 российских производителей электроники, которая может быть использована для нужд военной промышленности, в том числе лидеры российского рынка «Ангстрем» и «Микрон».

В декабре 2016 года США впервые ввели санкции в отношении России, поводом для которых была не Украина, а возможные кибератаки со стороны российских хакеров во время американской избирательной кампании. На этот раз в черном списке оказались Главное разведывательное управление (ГРУ) Генштаба ВС России и Федеральная служба безопасности.

2017 год: против «Северного потока-2»

В 2017 году поводами для санкций стали не только действия России по отношению к Украине, но и возможное вмешательство России в президентские выборы в США, борьба с коррупционерами в рамках «закона Магнитского» и интересы национальной безопасности США. Некоторые из предлагаемых санкций имели не столько политический характер, сколько были нацелены на продвижение экономических интересов США.

25 июля Палата представителей Конгресса США приняла новый пакет санкций против России, Ирана и Северной Кореи, оформив его как закон «Противодействие противникам Америки через санкции». Он предусматривает, в частности, сокращение до 14 дней максимального срока рыночного финансирования российских банков, попавших под санкции, а нефтегазовых компаний — до 30 дней. Согласно документу, Вашингтон по-прежнему будет выступать против газопровода «Северный поток-2», так как он «оказывает вредное воздействие на энергетическую безопасность Евросоюза, развитие газового рынка в Центральной и Восточной Европе и реформы в Украине в сфере энергетики».

Вашингтон по-прежнему будет выступать против строительства «Северного потока-2»

2 августа президент США Дональд Трамп подписал закон об ужесточении санкций в отношении России. Список компаний и организаций состоит из двух частей. В первой упомянуты 33 предприятия оборонного сектора, включая «Ростех», «Ижмаш», «Алмаз-Антей», «Уралвагонзавод» и «Калашников». Во второй части списка собраны шесть разведывательных организаций и структур: ФСБ, ГРУ, СВР, компания Zorsecurity, «Специальный технологический центр» из Петербурга, «Профессиональное объединение конструкторов систем информатики» из Москвы.

19 декабря министерство торговли США включило в санкционный список два российских оборонных предприятия: ОКБ «Новатор» и ФНПЦ «Титан-Баррикады». Вашингтон счел, что деятельность этих компаний противоречит интересам национальной безопасности или внешней политики Соединенных Штатов.

20-21 декабря министерство финансов США расширило санкционный список в рамках так называемого «закона Магнитского», на основании которого Вашингтон налагает штрафные меры на коррупционеров и нарушителей прав человека во всем мире. В список вошли, в частности, Рамзан Кадыров и сын генпрокурора России Артем Чайка.

Начало 2018 года: «кремлевский список» и удар по частным компаниям

2018 год характеризуется не только расширением списка лиц и организаций, попавших под санкции, но и ужесточением самих санкций.

В январе Минфин США опубликовал так называемый «кремлевский список», включающий 210 имен. В него, в частности, вошли все российские бизнесмены с состоянием, превышающим 1 миллиард долларов, а также 114 чиновников. Тогда администрация США сообщила о решении пока не принимать ограничительных мер в отношении фигурантов списка.

15 марта министерство финансов США представило расширенный санкционный список, в который были включены 19 россиян и пять организаций, обвиняемых Вашингтоном во вмешательстве в президентские выборы 2016 года.

27 марта Трамп продлил также на один год действие санкций, введенных за кибератаки против США. Подтверждались ограничительные меры в отношении ФСБ и ГРУ. Кроме того, санкции распространились на связанные с этими спецслужбами ООО «Специальный технологический центр», НКО «Профессиональная ассоциация дизайнеров систем обработки данных» и компанию Zorsecurity. Затем под них попали научно-исследовательский институт «Квант» и компании Digital Security и «Дайвтехносервис».

6 апреля США ввели санкции против 24 российских бизнесменов и чиновников, включенных в «кремлевский список». Среди попавших под санкции оказались самые влиятельные российские бизнесмены, входящие в окружение Владимира Путина, — Алексей Миллер, Игорь Ротенберг, Олег Дерипаска, Сулейман Керимов, Виктор Вексельберг.

Ограничительные меры наложены также на 14 компаний и группу высокопоставленных чиновников: министра внутренних дел Владимира Колокольцева, главу Росгвардии Виктора Золотова, руководителя Роскомнадзора Александра Жарова и губернатора Тульской области Алексея Дюмина.

Принципиальная новизна этого пакета штрафных мер состоит в том, что Вашингтон впервые решил бить на поражение по частным компаниям. Министр финансов США Стивен Мнучин пояснил, что санкции не связаны с конкретными правонарушениями, а введены в ответ на «вредоносную деятельность России». Речь идет о наказании Москвы за все ее деяния последнего времени, включая аннексию Крыма, поддержку сирийского режима и попытки подорвать западную демократию.

9 мая США сообщили о введении санкций против целого ряда российских военных структур в связи с нарушением законодательства США о нераспространении оружия массового поражения и средств его доставки — баллистических и крылатых ракет. Речь идет о сотрудничестве в этой сфере с Ираном, Северной Кореей и Сирией. За день до этого были продлены санкции против «Рособоронэкспорта», который находится под различными американскими ограничениями с 2015 года.

Вторая половина 2018 года: санкции за применение химического оружия

Санкции за применение химического оружия были введены в отношении России 27 августа. В Госдепе США убеждены, что Москва причастна к отравлению экс-полковника ГРУ, бывшего двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Великобритании и тем самым нарушила американский закон от 1991 года о контроле над химическим и биологическим оружием и запрете его военного применения.

В рамках санкций введен полный запрет на экспорт в Россию так называемых электронных устройств двойного назначения и их компонентов, за этим определением скрывается оборудование, используемое в авиационной отрасли. Также будет запрещен экспорт товаров и технологий, связанных со сферой национальной безопасности США, а также поставки электроники, компонентов и технологий для добычи нефти и газа. Отмечается, что исключения будут сделаны для полетов в космос и гражданской авиации.

Гораздо более жесткие санкции ожидают Россию через три месяца в случае, если она «не предоставит убедительных гарантий», что не будет использовать химическое оружие в будущем. В этом случае США «понизят» уровень двусторонних дипломатических отношений или даже полностью приостановят их, введут полный запрет любого экспорта в Россию (за исключением продовольствия), а также полный запрет импорта российских товаров, включая нефть и нефтепродукты. Кроме того, Вашингтон будет блокировать кредиты Москве по линии международных финансовых организаций и запретит авиакомпаниям, которые контролирует правительство России, посадку в США. Больше всего от этой меры может пострадать «Аэрофлот».

Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон в пятницу, 25 августа, в Киеве, подтвердил, что санкции, введенные американскими властями в отношении России, останутся в силе до тех пор, пока Москва не изменит свое поведение.

Смотреть видео 13:59

«Сегодня санкционные положения «закона Цезаря» полностью вступили в силу. Любому, кто имеет дело с режимом Асада, и независимо от того, где он находится в мире, потенциально грозят ограничения на поездки и финансовые санкции», — говорится в заявлении госсекретаря.

В санкционных списках, в частности, уже находятся президент Сирии Башар Асад и его жена Асме Асад.

Согласно документу, всего в «черных списках» пока что 39 лиц и структур. Так, под санкции подпадает афганская шиитская организация «Фатимиюн», участвующая в военном конфликте в Сирии на стороне сирийская правительственных сил: ее отряды сформированы из беженцев-афганцев, проживающих в Иране; «Фатимиюн» связывают с Корпусом Стражей Исламской революции.

В санкционный список также включен командующий четвертой бронетанковой дивизией Сирии и младший брат президента Махер Асад, а также непосредственно дивизия и ее командующие Гассан Али Билал и Самер Дана. Сестра президента Бушра Асад тоже находится в санкционном списке.

В заявлении Помпео отмечается, что введение санкций «знаменует начало того, что станет продолжительной кампанией экономического и политического давления с целью положить конец получению Асадом прибылей и поддержки, которую он использует для ведения войны и совершения массовых злодеяний против сирийского народа».

«Мы продолжим эту кампанию в ближайшие недели и месяцы в отношении физических лиц и предприятий, которые поддерживают режим Асада и препятствуют мирному, политическому разрешению конфликта», — отмечается в документе.

В соответствии с положениями «закона Цезаря», санкции направлены против лиц, которые способствуют приобретению Асадом товаров, услуг или технологий, которые поддерживают военные действия правительства, а также авиационную и нефтегазодобывающие отрасли страны.

Согласно заявлению Госдепартамента США, санкции будут сохраняться до тех пор, пока «Асад и его режим не положат конец ненужной, жестокой войне против сирийского народа», а также пока сирийское правительство не согласится на политическое решение конфликта в стране.

Санкции США в отношении Сирии не распространяются на гуманитарную деятельность.

Многие руководители украинских компаний не знают о том, что они обязаны соблюдать санкционные запреты США.

В первую очередь, это касается всех финансовых учреждений, работающих с долларом, компаний, осуществляющих сделки в долларах либо продающих товары или услуги, произведенные в США, компаний с американским капиталом или имеющих связь с США по другим критериям, перечень которых неограничен.

В особой зоне риска — компании с устойчивыми бизнес-связями с подсанкционными лицами.

Цель санкционного законодательства — изоляция определенных территорий, государств, компаний и физлиц независимо от места их деятельности.

Изоляция может включать запрет на осуществление любых видов деятельности с подсанкционными лицами, замораживание их активов, запрет третьим лицам на оказание помощи подсанкционными лицами и некоторые другие запреты.

Существуют и секторальные санкции, запрещающие определенные операции с компаниями из определенных индустрий.

Наиболее распространенным видом санкций является включение лица в так называемый список SDN — список лиц особой категории, подпадающих под санкции. В этот список включаются и юридические, и физические лица.

Важным моментом является то, что любая компания, 50% капитала которой прямо или опосредованно владеет лицо, внесенное в список SDN, также считается включенной в этот список. Это создает дополнительные сложности при соблюдении санкционного законодательства, так как фактически необходимо проверять всю структуру собственности контрагента.

Законодательство США предусматривает гражданскую и уголовную ответственность для нарушителей санкций. В рамках гражданской ответственности налагается штраф либо до 295,141 тыс долл, либо в двойном размере суммы соответствующей операции за каждое нарушение.

В рамках уголовной ответственности возможно лишение свободы до 20 лет и/или штраф в размере до 1 млн долл за каждое нарушение. Кроме того, предусмотрена и ответственность в форме вторичных санкций.

Кто из «неамериканских лиц» находится в зоне риска? В первую очередь — финансовые учреждения, осуществляющие денежные переводы в долларах. Кроме того — компании, продающие или покупающие товары либо услуги в этой валюте, а также продающие товары либо услуги, произведенные в США.

Также это компании, имеющие некоторую связь с США, например, осуществляют там деятельность, имеют дочернюю или сестринскую компанию либо участвуют в судебных процессах. И, конечно же, лица и компании, оказывающие существенную поддержку и помощь подсанкционным лицам.

Loading…

Как показывает практика, OFAC считает, что любые операции с долларом, которые осуществляются в пользу подсанкционных лиц, государств или территорий, подпадают под юрисдикцию США, поскольку все долларовые операции предполагают участие банков-корреспондентов этой страны.

Например, 9 апреля 2019 года OFAC достигло урегулирования с банком Standard Chartered Bank на 639 млн долл. Основание для штрафа — процессинг платежей по операциям, в которых участвовали подсанкционные лица и страны.

Большинство операций проводились через филиал банка в Дубае, ОАЭ. Кроме оплаты штрафа банк взял на себя обязательство внедрить строгие комплаенс-процедуры через внутреннюю политику по соблюдению санкций, а также через внедрение риск-ориентированного подхода при работе с клиентами.

Другой показательный случай — состоявшееся в апреле 2019 года урегулирование между OFAC и членами группы Unicredit на 1,3 млрд долл.

Как и в предыдущем случае, банки группы Unicredit осуществляли процессинг долларовых платежей в пользу подсанкционных иранских и других компаний. Операции проводились через банки в Германии, Австрии и Италии.

Вторая группа «неамериканских лиц» — компании, имеющие связь с США. Этот критерий довольно обширный. У OFAC нет единого подхода к определению таких фирм. Компания может быть признана имеющей связи с США даже в случае очень ограниченной связи и при отсутствии коммерческой деятельности в стране.

Вспомним кейс с участием тайваньской B Whale, у которой были коммерческие операции с компаниями из Ирана вне территории США. B Whale была признана нарушителем санкционного законодательства и оштрафована только на том основании, что ранее начала процедуру банкротства в одном из судов США.

Третья группа «неамериканских лиц» — компании, осуществляющие расчеты в долларах. Пример — кейс с участием резидента Сингапура CSE Global Limited, дававшей поручения банкам о платежах по сделкам с компанией из Ирана.

Компания была признана нарушителем санкционного законодательства США, штраф составил 12,027 млн долл. Единственным решением, исключающим компанию из-под действия этого критерия, может быть только перевод договоров с подсанкционными лицами в иную валюту.

Касательно лиц и компаний, оказывающих существенную поддержку подсанкционным лицам, необходимо помнить, что понятие «существенности» по-разному определяется в разных санкционных программах.

В частности, в одном из указов президента США о внесении 38 граждан РФ в список SDN было заявлено, что в санкционный список включаются также лица, которые «оказывают существенную помощь, спонсируют или предоставляют финансовую, материальную или технологическую поддержку, товары или услуги любому лицу, чье имущество и доли в имуществе заблокированы».

К тому же, в своем пресс-релизе OFAC заявила, что «к лицам не из США могут быть применены санкции за умышленное содействие в существенных сделках в интересах или от имени заблокированных лиц или компаний».

Вторичные санкции предполагают наложение санкций на лица, сознательно содействующие значительным сделкам подсанкционных лиц.

Данная ответственность предусмотрена актом CAATSA (противодействие противникам Америки с помощью закона о санкциях) и может применяться помимо гражданской и уголовной ответственности, которую могут нести эти лица.

Касательно санкций против РФ этот акт предусматривает такие виды вторичных санкций, которые президент США обязан применить при наличии нарушения.
1. Санкции для иностранных финансовых учреждений, которые осуществляют операции лиц, внесенных в санкционный список SND, и некоторые другие операции. Ответственность — закрытие или существенное ограничение в использовании корреспондентских счетов в банках США.

Фактически речь идет о прекращении операций с долларом для такого банка. Пока единственным пострадавшим банком, на который были наложены такие санкции, является китайский Bank of Kunlun.
2. Санкции для любых иностранных лиц, содействующих значительным сделкам подсанкционных лиц, их детей, родителей, супругов, братьев, сестер, а также иностранных лиц, которые существенно нарушают или содействуют нарушениям санкционного законодательства США (касательно санкций против РФ) в целом.

Ответственность — внесение в список SDN с ограничением операций и замораживанием активов, что делает лицо токсичным для бизнес-сообщества. Иными словами, любое взаимодействие иностранной компании или банка с подсанкционным лицом является нарушением и приводит к санкциям.

Как избежать ответственности либо смягчить последствия нарушения санкционных запретов США? Стандартным набором инструментов, которые положительно воспринимает OFAC, является наличие внутренней комплаенс-политики и применение риск-ориентированного подхода к операциям.

Около двух недель назад OFAC опубликовало разъяснение, в котором привело примерный перечень критериев, соблюдение которых может освободить лицо от ответственности за нарушение санкционного законодательства.

«OFAC настоятельно рекомендует организациям, подпадающим под юрисдикцию США, а также иностранным организациям, которые ведут бизнес в США или с США, с лицами из США или используют товары или услуги американского происхождения, применять риск-ориентированный подход к соблюдению санкций путем разработки, реализации и обновления программы соблюдения санкций».

Соблюдение санкционного законодательства США является обязанностью всех компаний, независимо от места регистрации, характера деятельности и наличия связей с США. Нарушить санкционный запрет может любая компания.

Конечно, OFAC физически не может охватить весь мир и отслеживать все операции и бизнес-связи. Однако чем крупнее компания и чем больше у нее рисковых операций, тем выше риск. Особенно это касается финансовых учреждений, работающих с долларом. Им важно помнить о вторичных санкциях в форме запрета на сотрудничество с банками-корреспондентами США.

Акции Сбербанка начали дешеветь на торгах 9 ноября. Котировки пошли вниз из-за нового раунда санкций против компаний, принадлежащих Сбербанку. Аналитики ждут ужесточения санкций и рекомендуют держаться подальше от акций Фото: Владислав Шатило / РБК

С самого начала биржевых торгов в пятницу, 9 ноября, акции Сбербанка стабильно дешевеют. На момент написания заметки они потеряли почти 2% своей стоимости и продолжают идти вниз. Инвесторы начали продавать ценные бумаги после того, как Соединенные Штаты ввели новые санкции против дочерних структур Сбербанка в Крыму.

В частности, под ограничения попала компания «Гарант-СВ», подконтрольная Сбербанку, и ялтинский отель Mriya Resort & Spa, на строительство которого Сбербанк выделил $300 млн. «Американским гражданам и юридическим лицам запрещено вести дела с данными организациями, их собственность на территории США будет заморожена», — констатировала заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева.

Это решение подтверждает сохранение политического курса США на санкционное давление в отношении России, считают в «Алго Капитале». «За последние два дня тема новой волны антироссийских санкций вновь вышла на первый план и фактически становится главным драйвером российских активов», — написал директор аналитического департамента компании «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов в своем телеграм-канале под названием MMI.

«Основной риск для акций Сбербанка несет угроза санкций в отношении банковского сектора и облигаций федерального займа (ОФЗ), — рассказал РБК Quote аналитик отдела продаж инвестиционно-финансовой компании «Солид» Вадим Кравчук. — О новых ограничениях в рамках «дела Скрипалей» может быть объявлено уже в ближайшие дни, на что намекала американская сторона. Также не стоит исключать санкции в отношении других компаний, подконтрольных Сбербанку, и его самого. Теоретически под ограничения может попасть любая российская компания».

«В акциях Сбербанка находится сравнительно много нерезидентов. По нашим оценкам — в пределах 37-40%, что подтверждается структурой активов крупнейших ETF , ориентированных на Россию, — добавил Кравчук. — Бумаги Сбербанка стабильно входят в тройку лидеров по доле в фондах. Следовательно, любые санкционные угрозы могут привести к резкому снижению акций, как это было 9 апреля, за счет выхода из бумаг иностранных держателей».

По мнению аналитика «Солида», из компаний, которые торгуются на бирже, наибольшие риски при объявлении дополнительных санкций появляются в отношении финансового сектора — помимо Сбербанка это акции ВТБ и Московской биржи. На утренних торгах 9 ноября котировки ВТБ упали на 0,75%, МосБиржи — на 2,5%.

«Со второго квартала 2018 года мы рекомендуем сокращать позиции по акциям Сбербанка, постепенно доводя их долю до нуля, — резюмировал Кравчук. — Сейчас мы рекомендуем воздержаться от работы с акциями банков до появления определенности относительно дальнейших санкций».

Биржевой фонд, вкладывающий средства пайщиков в акции по какому-либо принципу (индекс, отрасль или страна) Документ, удостоверяющий имущественное право, который может покупаться и продаваться. Наиболее распространенные ценные бумаги акции, облигации и депозитарные расписки. Акция — удостоверяет долю участия в имуществе компании, включая долю в нераспределенной прибыли. Акции бывают обыкновенными и привилегированными. Обыкновенная акция наделяет владельца правом голоса на собрании акционеров компании, причем количество голосов пропорционально количеству акций. Привилегированная акция наделяет преимущественным правом на распределение прибыли, но не наделяет правом голоса на собрании акционеров. Облигация удостоверяет право на часть долга эмитента, который возник путем размещения этих облигаций. Часто акции и облигации торгуются на специальных торговых площадках — биржах (обращаются на биржах) и являются предметом инвестиций портфельных инвесторов.

Обзор санкционных режимов 2018 года

10.01.2019

Алена Омельченко, партнер, руководитель практики международной торговли

Иван Бокжо, адвокат

В последнее время уже никого не удивляет применения санкций, как к отдельным физическим или юридическим лицам, так и к целым секторов экономики определенных стран. Отдельное место в санкционных режимах уделяется ограничениям, влияющим на торговлю и экономический рост, и 2018 год не был исключением.

САНКЦИИ США

Традиционным лидером среди стран, применяющих этот довольно распространенный на сегодняшний день инструмент торгово-экономических ограничений, остаются Соединенные Штаты Америки. Свою санкционную активность в 2018 году США начали с введения ограничений в отношении Венесуэлы, когда 19 марта Президент США Дональд Трамп подписал указ, согласно которому резидентам США и другим лицам, подчиненным юрисдикции США, было запрещено осуществлять любые сделки с цифровой валютой, коинами и токенами, которые были эмитированы Правительством Венесуэлы. Кроме того, этим указом были заблокирован активы четырех должностных лиц Правительства Венесуэлы и установлен запрет резидентам США устанавливать с ними любые деловые связи. Указанные санкции были связаны с тем, что власти Венесуэлы пыталась таким, и на сегодняшний день довольно специфическим способом, путем эмиссии национальной криптовалюты «Петро», обойти ранее примененные США специальные экономические ограничения. В течение года санкционный список США также пополнили чиновники из окружения Президента Венесуэлы — Мадуро.

Одними из самых жестких ограничительных мер, введенных в 2018 году, стали санкции против Ирана, которые можно считать логическим продолжением выхода США из «ядерного соглашения». Фактически Соединенные Штаты не только восстановили предыдущие санкции, которые охватывали более 900 связанных с Ираном субъектов, но и значительно их усилили. В частности, под новые санкции попали 50 иранских банков и связанных с ними лиц, более 200 человек и судов, относящихся к транспортному и энергетическому секторам, иранские авиалинии и их гражданский воздушный флот (67 самолетов), а также почти 250 человек и связанные с ими активы, подлежащих блокированию и находящихся в специальном санкционном списке, действие которого было приостановлено из-за подписания Совместного всеобъемлющего плана действий в отношении Ирана («ядерное соглашение»). Однако наиболее серьезными считаются санкции, касающиеся ограничений на приобретение иранских нефтепродуктов. В частности, риск попадания под санкции США несет любая страна, которая не осуществила «значительного уменьшения» объемов закупки сырой нефти у Ирана. Оценка того, имело ли место «значительное уменьшение» будет предоставляться государственным секретарем по согласованию с Министром финансов, Министром энергетики и Директором Национальной разведки, при этом во внимание будет браться как процентное сокращение, так и прекращение контрактов, предусматривающих поставку в будущем, и т.д. Последствия нарушения указанных ограничений можно считать действительно катастрофическими, поскольку иностранные финансовые учреждения, которые будут принимать участие в крупных финансовых операциях с иранскими финансовыми институтами будут рисковать потерять доступ к своим корреспондентским и транзитным счетам в США, что, в свою очередь, фактически сделает невозможным дальнейшее нормальное функционирование таких «нарушителей». Санкции против Ирана в своем обновленном виде создают значительные риски для поставщиков товаров, услуг и кредиторов иранских контрагентов, в том числе и по предварительно заключенным контрактам.

Не стал 2018 год исключением и касательно последующего расширения санкций США в отношении Российской Федерации. Их дополнение продолжалось в течение всего года, путем включения в SDN-список новых лиц (государственных деятелей, компаний и банков). Этот же пакет санкций предусматривает запрет отчуждения или перевод долгов, капиталов и других активов, связанных с подсанкционными лицами, экспорт ими товаров из США, а также совершения любых платежей в их пользу (кроме случаев, предусмотренных специальными лицензиями).

Обновление санкций продолжилось в августе, основанием для чего стало дело, связанное с отравлением семьи Скрипалей. Связанные с этим ограничения принимаются в два этапа, первый из которых заключается в прекращении любого зарубежного финансирования РФ, подпадающего под регулирование Закона «О контроле за экспортом вооружения», в отказе РФ в кредитовании, кредитных гарантиях или иной финансовой помощи, предоставляемой правительством США, запрете экспорта в РФ важных с точки зрения национальной безопасности товаров и технологий. Более жестким усматривается второй этап, введение которого можно ожидать в конце этого года — правительство США рассматривает несколько вариантов, которые могут предусматривать запрет банкам США кредитовать правительство РФ, кроме операций по приобретению продовольственных и сельскохозяйственных товаров, значительное ограничение торговли и дипломатических отношений между странами, а также запрет на авиационное сообщение компаний, находящихся в собственности или контролируемых государством. Однако, этот вариант второго этапа санкций нельзя назвать окончательным, поскольку возможно как их отложение и смягчения, так и введение чрезвычайно жестких мер.

Анализ санкций, введенных США за этот год, очередной раз подтверждает наличие чрезвычайно широкого арсенала средств, которые могут применяться в экономической и других сферах взаимоотношений с другими государствами и отдельными физическими и юридическими лицами. Значительное развитие санкционного института, а также серьезность возможных последствий в виде попадания под те или иные санкции привели к тому, что перед заключением сделок резиденты США проводят детальный анализ на соответствие санкционному законодательству и включают специфические разделы в хозяйственные сделки, предусматривающие гарантии и заверения сторон по соблюдению требований действующего санкционного режима. Вышеуказанное связано с тем, что санкции США носят чрезвычайно широкий (всеобъемлющий) характер, распространяются на любые сделки с подсанкционными субъектами, подлежат применению как к новым правоотношениям с ними, так и правоотношениям, возникшим ранее (в том числе ранее заключенным договорам, заказам на поставку товаров и услуг). Кроме того, в отличие от любых других, за исключением разве что санкций СБ ООН, санкции США имеют экстратерриториальный характер и распространяются не только на резидентов США, но и на любых других субъектов, определенным образом связанных с подсанкционными, например осуществляющих с ними хозяйственные операции, оказывающих финансовую, технологическую и другие виды поддержки, находящихся под контролем или аффилированных с ними и тому подобное.

САНКЦИИ ЕС

Довольно скромным на фоне санкционной активности США выглядит перечень ограничительных мер принятых ЕС, который, в основном, заключается в пролонгации ранее принятых, чем принятии новых санкций. Стоит заметить, что, в основном, санкции ЕС построены на решениях, принятых СБ ООН, и действуют параллельно с ними. Впрочем, ЕС также имеет 24 собственных полностью автономных санкционных программ. Именно анализу указанных программ, как правило, уделяется больше внимания со стороны европейских компаний, накануне установления новых деловых связей.

Среди автономных санкционных программ ЕС, имевших место в 2018 году, можно отметить следующие.

Год был открыт дополнением санкционных списков в отношении КНДР, в который были включены 17 физических лиц, связанных с незаконной торговой деятельностью, направленной на уклонение от санкций ООН (в целом список самостоятельных санкций ЕС против КНДР насчитывает 58 физических и 10 юридических лиц). В тот же день Совет ЕС и внедрил санкции в отношении 7 должностных лиц из Венесуэлы. Впоследствии, 25 июня, к ним присоединились еще 11 лиц, деятельность которых была связана с нарушениями, имеющими место во время майских выборов в Венесуэле.

Не стал 2018 год исключением относительно санкций ЕС против РФ. В частности, в марте было продлено действие ранее принятых секторальных и персональных ограничительных мер, в целом в то время охватывавших 150 физических и 38 юридических лиц (действие указанных санкций недавно был пролонгировано до 15.03.2019 года).

Указанный перечень в мае был пополнен пятью физическими лицами, причастными к организации президентских выборов РФ на территории аннексированного Крыма, и в июле — шестью компаниями, участвующими в строительстве Керченского моста.

Кроме того, 18 июня Совет ЕС еще на год продлил действие санкций, связанных с аннексией Крымского полуострова. Действие этих санкций фактически ограничено только территорией Крыма и включает в себя запреты на импорт товаров происхождением из Крыма, на покупку европейскими компаниями недвижимости и субъектов хозяйствования в Крыму, на их финансирование или предоставление им связанных услуг, на заход круизных лайнеров в крымских порты и поставку товаров и технологий крымским компаниям.

Касательно секторальных санкций ЕС, ограничивающих доступ основных российских государственных финансовых учреждений к рынкам капитала ЕС, запрещающих импортно-экспортные операции с оружием и товарами двойного назначения и сокращающих доступ к технологиям, которые могут быть использованы в разведке и добыче нефти, то они также были продлены до 31 января 2019 года.

Как было отмечено выше, санкционная активность ЕС в 2018 году сосредоточилась на пролонгации действия уже ранее принятых ограничений. В частности, 25 октября отдельными решениями Совета ЕС на год было продлено действие санкций в отношении Бурунди, Гвинеи и части Молдавской Республики — т.н. Приднепровской Молдавской Республики. Чуть позже, в ноябре, ЕС продлил действие санкций против Венесуэлы еще на год.

Указанное раскрывает одну из особенностей функционирования санкционного института ЕС и его отличие от аналога США. В частности, санкции США, в своем большинстве, действуют до момента принятия специального решения об их отмене, в то время, как ограничительные меры ЕС носят временный характер и автоматически прекращают свое действие в случае невозобновления в течение срока их действия. Именно поэтому, ежегодно можно наблюдать ситуации, как идут те или иные дискуссии в середине ЕС относительно дальнейшей судьбы тех или иных специальных ограничений. Указанное характеризует санкции ЕС как более гибкие и более точно соответствующие актуальной ситуации на международной арене.

САНКЦИИ РФ

Значительный ажиотаж вызвало введение 1 ноября персональных санкций Российской Федерацией на основании постановления Правительства РФ № 1300. Утвержденный Правительством РФ список насчитывает 322 физических лица и 68 компаний, в основном являющихся резидентами Украины, в отношении которых применены специальные ограничения в виде блокировки безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и имущества на территории РФ, а также запрета на вывод капитала за пределы территории РФ.

Указанные санкции подлежат применению не только к лицам, непосредственно указанным в Постановлении № 1300, но и к юридическим лицам, находящимся под контролем подсанкционных субъектов.

Заслуживает внимания тот факт, что введенные санкции построены на положениях принятого в этом году Закона «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», предусматривающего возможность введения довольно широкого перечня ограничительных мер. Тот факт, что санкции против Украины были приняты в том виде, который имеется на сегодняшний день, свидетельствует о том, что их введение не ставило перед собой цель в виде полного прекращения любых хозяйственных операций между субъектами хозяйствования государств.

Анализируя принятую Правительством РФ постановление № 1300 можно сказать, что, в целом, персональные санкции РФ довольно схожи с украинскими, поскольку носят целевой узконаправленный характер, в отличие от санкций США. Более того, принятые в действующем виде санкции фактически не препятствуют проведению хозяйственных операций через посредников. Впрочем, с учетом незначительного промежутка времени, истекшего с даты введения персональных санкций РФ, в настоящее время говорить об их эффективности рано.

САНКЦИИ УКРАИНЫ

Дальнейшего развития претерпевает и украинский санкционный институт. Уже, можно сказать, традиционным с 2015 года стало ежегодное введение новых персональных экономических и других ограничительных мер в отношении отдельных лиц, связанных с вооруженной агрессией РФ. В этом году произошел довольно значительный его рост — до 1759 физических и 768 юридических лиц, тогда как, для сравнения, в 2017 году эти цифры составляли 1228 и 468, соответственно.

Не обошлось и без определенных нововведений. В частности, специфический вид санкций был применен на основании Решения СНБО от 1 марта к 4-м украинским банкам, являющимися дочерними структурами российских банков (Сбербанк, Акционерный коммерческий промышленно-инвестиционный банк, ВТБ Банк, БМ Банк), в виде предотвращения вывода капиталов за пределы Украины в пользу связанных лиц. Специфичность этого вида санкций заключается в том, что он, наряду еще с несколькими исключениями, подлежит применению к более широкому кругу лиц, чем другие подобные меры, поскольку его действие фактически не ограничивается перечнями физических и юридических лиц, утвержденными решениями СНБО Украины.

В дальнейшем Национальный банк Украины путем внесения изменений в свое Постановление № 654 «Об обеспечении реализации и мониторинга эффективности персональных специальных экономических и других ограничительных мер», было разъяснено вид банковских операций подпадает под действие указанной санкции.

Среди прочего стоит отметить, что не заканчиваются попытки судебной защиты от введенных санкций (прецеденты удовлетворения подобных требований пока в украинской судебной практике отсутствуют). Так, на сегодняшний день в производстве Кассационного административного суда есть несколько дел, находящихся на стадии исследования материалов, послуживших основанием для применения санкций. Особенность рассмотрения подобных дел обусловлена тем, что указанные сведения могут представлять собой государственную тайну, а потому требуют от участников процесса разрешения на доступ к информации соответствующей степени секретности.

Также можно выделить специфику введения украинских и российских санкций, в отличие от США и ЕС, заключающуюся в защите внутреннего рынка путем использования этого инструментария. Так, например, применение Россией эмбарго в отношении импорта продуктовых товаров из некоторых стран, а также применение Правительством Украины запрета на ввоз на таможенную территорию Украины товаров, происходящих из Российской Федерации.

ВЫВОДЫ

В целом, в 2018 году сохранилась тенденция расширения санкционных списков, особенно персональных. Это свидетельствует о том, что данный вид ограничительных мер приобретает все большую актуальность и все чаще является альтернативой таким средствам широкого воздействия, как эмбарго, поскольку позволяет осуществить максимальное влияние на лиц, непосредственно ответственных за события, становящиеся основанием для их принятия.

Не менее насыщенным обещает быть и следующий год, среди прочего, выход Великобритании из ЕС приведет к формированию отдельной самостоятельной санкционной политики, которая, очевидно, будет иметь достаточно серьезное влияние на ситуацию на международной арене. Не меньшее влияние имеют персональные санкции и на частноправовую сферу. В сегодняшних условиях опрометчивая деловая практика может стоить компании потери не только значительных сумм, но и возможности выхода на рынки отдельных мировых регионов, то есть потери всех или значительного количества действующих и потенциальных клиентов и/или доступа к источникам кредитования. В связи с этим, обычной деловой практикой не только за рубежом, но и в Украине становится обращение к специалистам для анализа рисков, сопровождающих ту или иную хозяйственную операцию.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes