Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Социальная экспертиза

23.05.2020 by admin

Содержание

  • Порядок направления на медико-социальную экспертизу
  • Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по проведению МСЭ
      • Вниманию родителей (законных представителей) детей-инвалидов!
      • Пройти обследование можно:
      • (!) В настоящее время стало возможным подать заявление на проведение медико-социальной экспертизы и на обжалование экспертного решения на Единый портал государственных и муниципальных услуг.
  • Реабилитация, определение, виды. Закон Республики Беларусь «о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».

Порядок направления на медико-социальную экспертизу

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Медицинские организации, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95
«О порядке и условиях признания лица инвалидом»

Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по проведению МСЭ

а) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации:

  • паспорт гражданина Российской Федерации (для гражданина Российской Федерации, достигшего 14 лет);
  • свидетельство о рождении гражданина (для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет);
  • дипломатический паспорт;
  • служебный паспорт;
  • удостоверение личности моряка;

  • удостоверение личности военнослужащего (для офицеров, прапорщиков и мичманов);
  • военный билет военнослужащего (для сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов военных образовательных организаций профессионального образования);
  • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое территориальным органом Федеральной миграционной службы до оформления паспорта;

б) документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Российской Федерации:

  • паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

в) документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в Российской Федерации:

  • документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • удостоверение беженца;
  • удостоверение вынужденного переселенца.

Получателем государственной услуги могут представляться копии указанных документов, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

г) заявление о предоставлении государственной услуги.

Заявление подается в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием ЕПГУ.

В заявлении указываются:

  • наименование федерального учреждения медико-социальной экспертизы, в которое подается заявление;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя государственной услуги;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета получателя государственной услуги в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);
  • адрес места жительства (места пребывания, места нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации);
  • серия и номер документа, удостоверяющего личность, дата и место выдачи указанного документа;
  • просьба о проведении медико-социальной экспертизы и ее цели;
  • информация о нуждаемости в предоставлении услуги по сурдопереводу;
  • информация о нуждаемости в предоставлении услуги по тифлосурдопереводу;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) законного или уполномоченного представителя получателя государственной услуги (при наличии);
  • информация о согласии (несогласии) на обработку персональных данных;
  • адрес электронной почты получателя государственной услуги (при наличии);
  • дата подачи заявления.

Заявление должно быть подписано получателем государственной услуги.

Заявление заполняется на русском языке, не допускается использование сокращений слов и аббревиатур.

д) направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N 088/у-06, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

При предоставлении государственной услуги, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания,

  • получателем государственной услуги дополнительно предоставляются:
    • акт о несчастном случае на производстве, составленный по форме, утвержденной постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73, или акт о случае профессионального заболевания, составленный по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967, либо заключение государственного инспектора по охране труда, других должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья (Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), либо медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, либо решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
    • если получатель государственной услуги не работает, представляется трудовая книжка (при наличии) на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Копия трудовой книжки, представленная на бумажном носителе, должна быть заверена в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • дополнительно предоставляется работодателем (страхователем) либо страховщиком:
    • заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

При предоставлении государственной услуги, результатом которой является установление причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки семье умершего, дополнительно представляются:

  • а) заявление члена семьи умершего об установлении причины смерти;
  • б) паспорт гражданина Российской Федерации, либо другой документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • в) копия медицинского свидетельства о смерти;
  • г) выписка из протокола (карты) патологоанатомического исследования;
  • д) копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, если умерший признавался инвалидом;
  • е) медицинские документы умершего гражданина, имеющиеся в наличии у получателя государственной услуги.

При предоставлении государственной услуги, результатом которой является установление инвалидности, в части определения причины инвалидности получателем государственной услуги, дополнительно представляются следующие документы:

  • а) сведения, представленные медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, подтверждающие наличие нарушения здоровья, которое приводило к стойким ограничениям жизнедеятельности у получателя государственной услуги в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. — в возрасте до 16 лет) — для установления причины инвалидности «инвалид с детства»;
  • б) сведения, представленные медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, и подтверждающие наличие нарушения здоровья, которое привело к стойким ограничениям жизнедеятельности у заявителя в возрасте до 16 лет (у учащихся — до 18 лет) вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны — для установления причины инвалидности «инвалид с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанной с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны»;
  • в) сведения, представленные организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, и подтверждающие наличие оснований для отнесения начала заболевания бывшего военнослужащего к периоду пребывания на фронте (к периоду выполнения интернационального долга в Республике Афганистан) — для установления причины инвалидности «военная травма» без военно-медицинских документов;
  • г) заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий (травм, ранений, контузий), заболеваний — для установления причин инвалидности: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», «заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска»;
  • д) справка о получении увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, выданная военно-медицинскими учреждениями, а также Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива, — для установления причин инвалидности: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», «заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска»;

  • е) заключения межведомственных экспертных советов о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием — для установления причин инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», непосредственного участия в действиях подразделений особого риска.

Заявление и направление на медико-социальную экспертизу подается в бюро в виде бумажного или электронного документа лично или посредством почтовой связи, электронный документ направляется с использованием информационно-коммуникационных сетей общего доступа.

Срок предоставления государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) не может превышать одного месяца с даты подачи получателем государственной услуги заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами.

извлечение из Административного регламента по предоставлению государственной услуги
по проведению медико-социальной экспертизы,
утвержденного приказом Минтруда России № 59н от 29.01.2014 г.

Вниманию родителей (законных представителей) детей-инвалидов!

При предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы детям дополнительно предоставляется заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Согласно подпункта 5. Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 № 95 условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, а с 1.01.2016 и абилитацию.

Одна из категорий жизнедеятельности, степень выраженности ограничений которой оценивается специалистами МСЭ при проведении медико-социальной экспертизы детей и граждан старше 18 лет продолжающих обучение, является способность к обучению.

В соответствие с подпунктом е) пункта 5 раздела III. Классификаций основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий, утвержденных приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 № 1024н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», категория жизнедеятельности способность к обучению – способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных и иных организациях с созданием специальных условий (при необходимости, а также по адаптированным образовательным программам и адаптированным (основным) образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных технологий) для получения образования, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных вспомогательных технических средств, определяется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

В связи с вышеизложенным при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы детям и гражданам старше 18 лет продолжающих обучение, для определения степени выраженности ограничений способности к обучению, необходимо обязательно заключение психолого-медико-педагогической комиссии, которое предоставляется в бюро МСЭ одновременно с заявлением гражданина о предоставлении услуги и пакетом необходимых документов.

Пройти обследование можно:

Прием осуществляется ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00.

— Детям проживающим в районах Томской области – в территориальных психолого-медико-педагогических комиссиях. Информацию о месте нахождения территориальных психолого-медико-педагогических комиссий и режиме работы можно получить в районных отделах образования Томской области.

(!) В настоящее время стало возможным подать заявление на проведение медико-социальной экспертизы и на обжалование экспертного решения на Единый портал государственных и муниципальных услуг.

На Портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) можно подать заявление на проведение медико-социальной экспертизы с любой целью:

  • определение инвалидности,
  • определение степени утраты профессиональной трудоспособности,
  • изменение причины инвалидности,
  • разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребёнка-инвалида),
  • разработка программы реабилитации пострадавшего,
  • установление причины смерти инвалида.

Через Портал можно также подать заявление на обжалование экспертного решения бюро ФКУ «Главное бюро МСЭ по Томской области» и экспертных составов Главного бюро, в т.ч. в Федеральное бюро.

Так, Минтруд до сих пор не утвердил классификации и критерии установления инвалидности детям. В результате используются общие критерии без учета детской специфики заболеваний. Кроме того, для определения профинвалидности система МСЭ по-прежнему использует временные критерии, которые были установлены в 2001 году. «Минтруду необходимо оперативно принять все документы, предусмотренные «дорожной картой» по совершенствованию медико-социальной экспертизы, и совместно с регионами и профессиональным сообществом организовать систему трудовой реабилитации инвалидов с учетом минимизации времени на их интеграцию в общество», — считает аудитор.

Не установлены единые требования к организации деятельности учреждений МСЭ. В зависимости от уровня заболеваемости в регионах создаются бюро и экспертные составы смешанного, общего или специализированного профиля. Однако нормативные акты не раскрывают эти термины, не устанавливают перечень специалистов бюро и экспертных советов. В результате структура учреждений МСЭ в регионах существенно различается, что влияет на качество предоставляемых услуг. «Например, в Московской области не созданы специализированные бюро для освидетельствования лиц до 18 лет и для больных туберкулезом. В результате дети и взрослые, больные туберкулезом, ВИЧ инфекцией – все проходят освидетельствование в одном бюро. Это создает для людей, и так уже имеющих проблемы со здоровьем, дополнительные риски заражения социально-опасными заболеваниями», — привела пример Светлана Орлова.

Одна из наиболее острых проблем МСЭ – дефицит кадров, особенно врачей. Причина все та же — правовая неурегулированность. Врачи, работающие в системе МСЭ, хоть и приравнены к медицинским работникам, фактически находятся с ними в неравных условиях. Например, они не могут досрочно выйти на пенсию, на них не распространяется сокращенная продолжительность рабочего дня. В результате этот нормативно-правовой пробел негативно сказывается на кадровом составе бюро и экспертных групп. Так, только в Московской области с начала 2019 года из-за неукомплектованности кадрами были временно закрыты 31 бюро из 73. «В результате нагрузка на врачей существенно возрастает, очереди растут, а доступность и качество услуг снижаются. В таких условиях процесс принятия решения об установлении инвалидности зачастую сводится всего к одному экспертному мнению. Соответственно говорить о разработке качественных индивидуальных программ реабилитации достаточно сложно», — отметила Светлана Орлова.

О низком качестве проведения медико-социальной экспертизы наглядно говорит статистика. В 2018 году число граждан, не согласных с решением МСЭ, выросло на 7,8% — до 52,4 тыс. человек. Решение по 12,2% из них было пересмотрено. По регионам этот показатель достигает отметки 20% и больше. Пиковое значение Счетная палата отметила в Мурманской области, где изменено решение по 48,6% обращений. «За этими цифрами стоят неудовлетворенные, обиженные люди. Поэтому необходимо разрабатывать более объективные механизмы установления инвалидности», — подчеркнула Светлана Орлова.

Еще одна проблемная тема – трудная доступность услуги медико-санитарной экспертизы для инвалидов. Нередки случаи, когда учреждения МСЭ располагаются на втором этаже, не имеют пандуса или подъемника на входе. Размещенное в главных бюро регионов оборудование недоступно для граждан из отдаленных районов. Например, в Ставропольском крае расстояние от г. Нефтекумск до главного бюро более 300 километров. «В таких условиях исполнение в 2018 году показателя госпрограммы «Доступная среда» «Доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по МСЭ…» на уровне 90% выглядит неубедительно. Минтруду необходимо провести объективную оценку данного показателя, принимая во внимание всеобщий охват регионов, определить причины принятия неправильных решений и наметить пути их устранения», — констатировала аудитор.

В ходе проверки Счетная палата также обратила внимание на техническое оснащение учреждений МСЭ. На 1 января 2019 года все они были обеспечены специальным диагностическим оборудованием общей стоимостью более 2 млрд рублей. Вот только необходимость приобретения отдельных видов оборудования вызывает сомнения: во-первых, оно практически не востребовано, а во-вторых, и так имеется во всех поликлиниках.

Не в полной мере используется такой важнейший инструмент совершенствования системы МСЭ, как межведомственное электронное взаимодействие. Например, в учреждения медико-социальной экспертизы практически не поступает информация об исполнении индивидуальных программ реабилитации. «Это может негативно отразиться на качестве переосвидетельствования инвалида и не позволит оценить реабилитационный эффект», — подчеркнула аудитор.

Минтруд с выводами Счетной палаты в целом согласен. «У нас очень много задач и очень много проблем. Мы благодарны коллегам из Счетной палаты. Считаем, что это был свежий, новый взгляд. Будем работать в этом направлении, в том числе в части более эффективного использования оборудования», — заявил заместитель министра труда и социальной защиты Всеволод Вуколов, который присутствовал на Коллегии.

Основные задачи МСЭ:

1. научно обоснованная оценка состояния трудоспособности

2. установление причин инвалидности

3. определение трудовых рекомендаций

4. систематическое наблюдение и контроль за состоянием трудоспособности инвалидов

5. содействие профилактике и лечению заболеваний, профилактике инвалидности

6. экспертный контроль за длительно болеющими

7. определение и изучение экономических и социальных причин инвалидности

8. установление степени потери трудоспособности рабочими и служащими, получившими увечье либо иное повреждение здоровья, связанное с их работой

Основные понятия МСЭ:

1) трудоспособность — такое состояние организма, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяет человеку выполнять свои профессиональные обязанности (работу определенного объема и качества). При оценке трудоспособности учитываются критерии:

а) медицинский — влияние биологических, медицинских факторов (болезненного состояния организма); при оценке состояния трудоспособности учитывают диагноз, стадию и течение заболевания, наличие и характер осложнений, степень функциональных нарушений, клинический прогноз. Многие заболевания, особенно в начальном периоде, не приводят к необходимости прекращения работы; в этом случае если труд больному не противопоказан, а заболевание не причиняет вреда окружающим, нетрудоспособность не определяется.

б) социальные — включают характеристику профессии, должности, степени преобладания физического или нервно-психического напряжения, длительность рабочего дня, сменный характер труда, условия работы, трудовой прогноз, социальный статус человека, семейное положение и т.д. Нетрудоспособность может определяться по социальным показаниям, т.е. в тех случаях, когда отсутствует заболевание, но законодательством установлена возможность временного освобождения от работы в связи с различными обстоятельствами (например, уход за больным членом семьи, в связи с карантином и др.).

2) нетрудоспособность делится на:

а) временную — функциональное состояние организма, вызванное болезнью, травмой или другой причиной, при котором нарушение функций, препятствующее продолжению профессионального труда, носит временный, обратимый характер и возможно возвращение больного к выполнению своей работы. Основной критерий временной нетрудоспособности -это обратимость функциональных нарушений, благоприятный клинический и трудовой прогноз. Это означает полное восстановление или значительное улучшение нарушенных функций организма с восстановлением трудоспособности в сравнительно короткий срок.

б) стойкую — возникает, если нарушение функций, препятствующее выполнению профессионального труда, несмотря на лечение, приобрело устойчивый и длительный характер, в связи с чем выполнение профессионального труда становится невозможным или требуется значительное его изменение.

Реабилитация, определение, виды. Закон Республики Беларусь «о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».

Реабилитация — это комплекс мер различного характера, направленных на снижение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможности для инвалида достижения социальной интеграции. Это межведомственное понятие ( в реабилитации должны участвовать не только врачи).

Основные виды реабилитации:

а) медицинская реабилитация — процесс, направленный на восстановление и компенсацию медицинскими и другими методами функциональных возможностей организма человека, нарушенных вследствие врожденного дефекта, перенесенных болезней или травм

б) медико-профессиональная реабилитация — процесс восстановления трудоспособности, сочетающий медицинскую реабилитацию с определением и тренировкой профессионально значимых функций, подбором профессии и адаптацией к ней;

в) профессиональная реабилитация — система мер, обеспечивающих инвалиду возможность получить подходящую работу или сохранить прежнюю и продвигаться по службе (работе), способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции;

г) трудовая реабилитация — процесс трудоустройства и адаптации инвалида на конкретном рабочем месте;

д) социальная реабилитация — система мероприятий, обеспечивающих улучшение уровня жизни инвалидов, создание им равных возможностей для полного участия в жизни общества

Направления реабилитации:

1) реабилитация больных – направлена на предупреждение дефекта, профилактика инвалидности

2) реабилитация инвалидов – снижение тяжести инвалидности, адаптация инвалида к бытовой и трудовой среде.

Уровни предупреждения инвалидности

а) первичная профилактика инвалидности — снижение частоты возникновения нарушенных функций, затрудняющих жизнедеятельность и ограничивающих трудоспособность.

б) вторичная профилактика инвалидности — ограничение степени нарушения функций или обратное развитие при уже имеющихся заболеваниях, врожденных или приобретенных дефектах.

в) третичная профилактика инвалидности — предупреждение перехода возникших или врожденных функциональных нарушений на уровне инвалидности в устойчивые дефекты, приводящие к утяжелению инвалидности и нетрудоспособности.

В 1994 г. принят закон «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов». На его основе действует государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов.

Статья 4. Задачи законодательства РБ в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов:

— создание правовых гарантий для организации и развития системы предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов;

— обеспечение и защита прав граждан Республики Беларусь на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию;

— участие общественных организаций инвалидов в государственных программах реабилитации инвалидов.

Статья 5. Государственная программа по предупреждению инвалидности включает:

— изучение причин инвалидности;

— разработку мер по предупреждению или ограничению случаев потери здоровья, включая программы иммунизации;

— разработку мер по предупреждению врожденных дефектов, хронических и профессиональных заболеваний, несчастных случаев, травматизма, а также перестройку человеческой психики с помощью

внешнего воздействия;

— создание системы раннего выявления и профилактики инвалидности;

— создание специальных программ по снижению травматизма

— разработку программ аттестации и рационализации рабочих мест и условий труда как мер профилактики профессиональных и других заболеваний

— проведение медицинского обследования и оздоровление детей;

— анализ всех случаев травматизма, вызванных чрезвычайными и экологическими обстоятельствами или риском возникновения таких обстоятельств;

— контроль за неумеренным использованием лекарственных средств, наркотиков, алкоголя, табака и других стимуляторов;

— создание специальных программ по снижению частоты и тяжести наследственной патологии, эндокринных, психических заболеваний, приводящих к инвалидности, а также заболеваний алкоголизмом;

— меры воспитания, разъяснительной работы о вреде курения и алкоголизма, избыточной массы тела, недостаточной физической активности как факторов риска онкологических, сердечно-сосудистых и

других хронических заболеваний;

— научное обеспечение разрабатываемых программ, подготовку кадров, образовательные, просветительные и другие меры.

Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу
15. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
16. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.09.2012 N 882, от 06.08.2015 N 805, от 10.08.2016 N 772, от 21.06.2018 N 709)
Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.06.2018 N 709)
17. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.
Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)
18. Медицинские организации, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
19. В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.08.2015 N 805, от 10.08.2016 N 772)
Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
19(1). Предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящих Правил направления на медико-социальную экспертизу и указанная в пункте 19 настоящих Правил справка в течение 3 рабочих дней со дня их выдачи направляются медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения в бюро в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе – на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
(п. 19(1) введен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 318; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)

Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина
20. Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
21. В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
22. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
23. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом IV приложения к настоящим Правилам, инвалидность устанавливается при заочном освидетельствовании.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2018 N 339)
Также медико-социальная экспертиза может проводиться заочно в случае отсутствия положительных результатов проведенных в отношении инвалида реабилитационных или абилитационных мероприятий.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2018 N 339)
При решении бюро (главного бюро, Федерального бюро) о заочном освидетельствовании гражданина учитываются следующие условия:
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2018 N 339)
проживание гражданина в отдаленной и (или) труднодоступной местности, или в местности со сложной транспортной инфраструктурой, или при отсутствии регулярного транспортного сообщения;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2018 N 339)
тяжелое общее состояния гражданина, препятствующее его транспортировке.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2018 N 339)
24. Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) в соответствии с указанными в нем одной или несколькими целями, предусмотренными пунктом 24(1) настоящих Правил.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.03.2018 N 339)
Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
24(1). Целями проведения медико-социальной экспертизы могут являться:
а) установление группы инвалидности;
б) установление категории «ребенок-инвалид”;
в) установление причин инвалидности;
г) установление времени наступления инвалидности;
д) установление срока инвалидности;
е) определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
ж) определение стойкой утраты трудоспособности сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации;
з) определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);
и) определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
к) разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
л) разработка программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
м) выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
н) выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;
о) иные цели, установленные законодательством Российской Федерации.
(п. 24(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2018 N 339)
25. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
26. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
27. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее – консультанты).
27(1). Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.
(п. 27(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
28. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
29. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.
Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)
Абзац утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 10.08.2016 N 772.
29(1). Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина.
Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом медико-социальной экспертизы гражданина и протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
По заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя), поданному в письменной форме, ему выдаются заверенные руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченным им должностным лицом в установленном порядке копии акта медико-социальной экспертизы гражданина и протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Документы, сформированные в ходе и по результатам медико-социальной экспертизы, в виде электронных документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного им должностного лица.
(п. 29(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
30. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в главном бюро дело медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в бюро.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральном бюро дело медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в главном бюро.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
31. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 N 1121)
Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской организации, организации, осуществляющей деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)
32. После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.
33. В случае отказа гражданина (его законного или уполномоченного представителя) от дополнительного обследования и предоставления необходимых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая отметка в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
(п. 33 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
34. Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу инвалида (ребенка-инвалида).
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.08.2016 N 772, от 24.01.2018 N 60)
При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации или абилитации, не осуществляется.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2018 N 339)
При необходимости включения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала (далее – товары и услуги), ребенку-инвалиду по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя ребенка-инвалида взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2018 N 60)
Составление новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида с включением в нее рекомендаций о товарах и услугах осуществляется на основании решения бюро (главного бюро, Федерального бюро) о нуждаемости ребенка-инвалида в приобретении товаров и услуг, принятого по результатам обследования ребенка-инвалида.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2018 N 60)
В случае если в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида вносятся рекомендации о товарах и услугах, относящихся к медицинским изделиям, ребенок-инвалид (его законный или уполномоченный представитель) представляет в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) выданную медицинской организацией справку, содержащую информацию об основном диагнозе, осложнениях и сопутствующем диагнозе (диагнозах) ребенка (далее – справка), и решение о нуждаемости ребенка-инвалида в приобретении товаров и услуг, относящихся к медицинским изделиям, которое принимается на основании справки.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2018 N 60)
Представление справки не требуется, если заявление о включении товаров и услуг, относящихся к медицинским изделиям, в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида поступило в течение 1 года с даты выдачи указанной программы бюро (главным бюро, Федеральным бюро). В данном случае решение о нуждаемости в приобретении товаров и услуг, относящихся к медицинским изделиям, выносится по имеющимся в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) сведениям предыдущих освидетельствований ребенка-инвалида, находящихся в распоряжении бюро (главного бюро, Федерального бюро).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2018 N 60)
35. Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо иным способом с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
Порядок составления и форма выписки утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)
Сведения обо всех случаях признания инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, представляются бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в соответствующие военные комиссариаты.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
36. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2009 N 1121, от 06.08.2015 N 805)
Порядок составления и форма справки утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
37. Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.

Порядок направления и проведения медико-социальной экспертизы.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes