Соглашение о создании ВТО
Стороны настоящего Соглашения,
признавая, что их отношения в области торговли и экономическая политика должны осуществляться с целью повышения жизненного уровня, обеспечения полной занятости и значительного и постоянного роста уровня реальных доходов и эффективного спроса, а также расширения производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития, стремлении к охране и сохранению окружающей среды и к расширению возможностей для этого путями, совместимыми с их соответствующими потребностями и интересами на различных уровнях экономического развития;
признавая также, что необходимы позитивные усилия, направленные на обеспечение развивающимся странам и, особенно, наименее развитым из них гарантированной доли в росте международной торговли, соизмеримой с потребностями их экономического развития;
стремясь способствовать выполнению этих целей путем достижения взаимных и обоюдно выгодных договоренностей, направленных на значительное сокращение тарифов и других препятствий в торговле и устранение дискриминационного режима в международных торговых отношениях;
решив создать интегрированную, более жизнеспособную и устойчивую многостороннюю торговую систему на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, прежних достижений в либерализации торговли и всех результатов Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров;
преисполненные решимости сохранять основные принципы и поддерживать цели, заложенные в указанной многосторонней торговой системе,
договариваются о нижеследующем:
Пересмотренная Киотская конвенция является основной таможенной конвенцией в области упрощения процедур торговли. Она была разработана Всемирной таможенной организацией и вступила в силу 3 февраля 2006 года. Данная конвенция представляет собой новую редакцию Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), принятой в 1973-1974 гг. Пересмотренная Киотская конвенция направлена на упрощение торговли путем гармонизации и упрощения таможенных процедур и правил. В связи с этим Конвенция содержит стандарты и практические рекомендации в части современных таможенных процедур и методик.
Страны, желающие стать стороной данной международной конвенции, должны принять как основной текст Конвенции, так и Генеральное приложение к ней, которые носят обязательный характер. Генеральное приложение к Пересмотренной Киотской конвенции обязывает страны-участницы придерживаться следующих основных принципов:
- Прозрачность и предсказуемость таможенной деятельности,
- Стандартизация и упрощение сопроводительной документации и процедуры декларирования товаров,
- Упрощение процедур для уполномоченных субъектов,
- Максимальное использование информационных технологий,
- Минимизация необходимого таможенного контроля для обеспечения выполнения регламентов и правил,
- Использование системы управления рисками и осуществление контроля на основании аудита,
- Проведение совместных мероприятий с другими органами на границе и
- Установление партнерских отношений со сферой торговли
Генеральный секретарь Всемирной таможенной организации является депозитарием конвенции. Страны должны передать свой документ о присоединении к конвенции или документ о ратификации конвенции Генеральному секретарю. Администрирование конвенции осуществляется Управляющим комитетом Пересмотренной Киотской конвенции. Членами комитета являются страны-участницы конвенции. Право голоса имеется лишь у стран-участниц, однако все остальные могут посещать заседания комитета в качестве наблюдателей. Управляющий комитет не выполняет функции разрешения споров и обеспечения исполнения положений конвенции в случае, если страна-участница не выполняет стандарты, содержащиеся в Пересмотренной Киотской конвенции. У страны, присоединившейся к конвенции, имеется три года на выполнение стандартов и пять лет на выполнение переходных стандартов, содержащихся в Генеральном приложении и специальных приложениях к конвенции.
Всемирная таможенная организация содействует реализации конвенции посредством инициатив, которые направлены на повышение осведомленности, обучение, наращивание потенциала. По состоянию на октябрь 2013 года насчитывалась 91 страны-участницы. Текст конвенции и дополнительная информация по Пересмотренной Киотской конвенции размещены на вебсайте конвенции. Обратите внимание, что рекомендации к Пересмотренной Киотской конвенции доступны за плату.
Страницы, где упоминается Пересмотренная Киотская конвенция:
Всемирная торговая организация (ВТО)была создана на основании соглашения, подписанного в Марракеше 1 января 1995 г., и является преемницей ГАТТ и его Секретариата. Состав членов организации интернационален, а ее официальным высшим органом является Министерская конференция.
Согласно Марракешскому соглашению, ВТО обладает следующими полномочиями:
- служить платформой для переговоров;
- содействовать реализации и функционированию многосторонних торговых соглашений;
- обеспечивать функционирование механизма урегулирования споров;
- проводить многосторонний мониторинг торговой политики;
- сотрудничать с МВФ и Всемирным банком с целью достижения большей согласованности при реализации мировой экономической политики.
Благодаря странам-членам ВТО была создана единая институциональная база для целого ряда многосторонних торговых соглашений, заключенных в рамках ГАТТ и Уругвайского раунда переговоров. Все эти соглашения собраны воедино в Марракешском соглашении о создании ВТО, которое налагает определенные обязательства на всех членов данной организации. К ним относятся:
- Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) 1994 г. (в том числе ГАТТ 1947 г. и дополнения, внесенные по результатам соответствующих раундов переговоров, а также в рамках дополнительных соглашений к ГАТТ);
- Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС); и
- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
В состав Марракешского соглашения также входят два многосторонних соглашения: Соглашение о государственных закупках и Соглашение о торговле воздушными судами гражданской авиации. Данные соглашения являются обязательными только для тех стран, которые их подписали.
Деятельность в сфере упрощения процедур торговли
Несмотря на то, что не существует единого соглашения, обеспечивающего нормативно-правовую базу для мер по упрощению процедур торговли, в действующих соглашениях ВТО все же оговорены некоторые аспекты данной проблемы.
Соглашение об особенностях оценки товара для таможенных целей и Соглашение о правилах происхождения товаров (оба являются дополнительными соглашениями к ГАТТ) касаются вопросов классификации и оценки товаров для осуществления их таможенной очистки. Основная цель Соглашения о предотгрузочной проверке — установить принципы регулирования обязательной предотгрузочной проверки товаров. По мнению ряда экспертов, Соглашение ГАТТ 1994 г. О технических барьерах в торговле (ТБТ) также оказывает определенное влияние на процесс упрощения процедур торговли. Данное соглашение устанавливает принципы принятия технических регламентов и стандартов, а также регулирует вопросы оценки соответствия с тем, чтобы вышеуказанные регламенты не создавали барьеров для торговли. Аналогичный подход имеет место и в Соглашении о применении санитарных и фитосанитарных мер (СПС). Другие меры по упрощению процедур торговли зафиксированы в Статьях V, VIII и X ГАТТ 1994 г. В данных статьях описываются обязательства по обеспечению прозрачности торговых операций (Статья X), принципы регулирования транзитных перевозок (Статья V), а также положения, касающиеся порядка осуществления импортно-экспортных сделок и уплаты связанных с ними пошлин (Статья VIII).
На Министерской конференции ВТО в Сингапуре (1996 г.) вопрос упрощения процедур торговли был внесен в повестку дня очередного раунда переговоров. Этот раунд начался в Дохе в 2001 г. (официальное название — Дохийский раунд развития) и продолжается по сей день. В ходе переговоров ВТО о мерах по упрощению процедур торговли, страны-члены организации стремятся сформировать новую нормативно-правовую базу для реализации мер по упрощению процедур торговли.