Сколько зарплата у священников?
Содержание
Из ученого в священники
Мой муж — священник, но так было не всегда.
Тридцать пять лет назад мы познакомились в Москве в университете. Поженились, родилась дочь, мы крестили ее в деревенском храме. Обстановка так впечатлила мужа, что он решил креститься и сам, а потом захотел и обвенчаться.
Муж шел на красный диплом в МГУ, ему приходили приглашения в аспирантуру от иностранных вузов. Но он стал ходить в храм, подружился с батюшкой, помогал ему и всё больше приобщался к церкви. Через десять месяцев после окончания университета его рукоположили.
Церковные специальности
Чтобы лучше понимать, как устроена работа церкви, я расскажу, кто в ней вообще служит.
- Настоятель храма — главный по всем вопросам и управляющий. Он решает, на что потратить деньги, выдает зарплату, управляет закупками и персоналом.
- Священники выполняют ежедневные обязанности: ведут службы, проводят требы — крестят, венчают, отпевают и освящают.
- Диаконы помогают на службах и требах в храме.
- Младший персонал — алтарники и пономари — разжигают кадила, готовят храм к службе, следят за одеяниями.
Еще есть свечницы, уборщицы, охранники, бухгалтер, чтецы, певцы — всё как в обычной компании, только работа проходит в храме.
В церкви есть община — несколько активных прихожан-волонтеров. Одного из них назначают старостой, и он получает зарплату. Староста — как завхоз. Он ищет спонсоров, договаривается с подрядчиками, распределяет благотворительную помощь среди прихожан и бедных.
В нашем храме служит один священник — мой муж, диакона нет. В алтаре помогают прихожане или наши сыновья.
Основная часть сотрудников получает фиксированную зарплату. Все трудоустроены официально: есть запись в трудовой книжке, страховые и пенсионные взносы. В маленьком храме нет диаконов и рядовых священников — всю работу делает настоятель.
По сути выходных нет, как и отпуска. Всю жизнь священник обязан служить по воскресеньям. Если куда-то уезжаешь, нужно найти там храм и договориться о службе.
Выходных нет, как и отпуска. Всю жизнь священник обязан служить по воскресеньям
Пенсии в том смысле, что можно перестать работать в определенном возрасте, у священников нет: служить нужно до самой смерти или пока позволяет здоровье. Знаю батюшек, которые уже не могли ходить, но по воскресеньям служили: их приводили в храм под руки, а на службе они не выходили из алтаря и работали сидя. Единственная причина не работать — тяжелая болезнь, когда нет возможности встать с кровати. Однажды мужа забрали в больницу с аппендицитом сразу после воскресной службы, а уже в следующее воскресенье он служил снова.
Пенсию платит государство. Поскольку официальная зарплата священника — минимальный оклад, то и пенсию получают минимальную.
Уйти по своему желанию в другую церковь или переехать нельзя: священники подчиняются епископу и работают там, где он скажет.
Переезд в Россию
Первый наш приход был в райцентре в Украине. Храм находился в заброшенном кинотеатре. Помещение было разрушено: с потолка падали балки, штукатурка осыпалась. Служить приходилось в небольшом вестибюле. В городке не было отопления, свет давали по расписанию. Чтобы провести службу, зимой приходилось включать обогреватели. А если не было света, кадило примерзало к рукам.
Если не было света, кадило примерзало к рукам
Муж прослужил там десять лет, служба не приносила денег, а детей у нас уже было четверо. Поэтому приняли решение переезжать.
Муж поехал в Троице-Сергиеву лавру к старцу за советом. Тот велел ехать «на север от Москвы». Так и вышло: муж нашел приход в областном центре, снял крошечную квартиру и прошел испытательный срок. Через полгода я взяла детей и иконы и переехала к нему.
В храме был купол, крест и входные двери. Внутри — ничего похожего на церковь. В советское время в помещении была птицефабрика и лесопилка, здание перешло в собственность РПЦ незадолго до нашего переезда. Не было иконостаса, пол разного уровня, внутренние помещения без отделки.
В самом храме лежали ненужные вещи до потолка, штук десять советских сервантов, кресел. Было ощущение, что люди несли ненужное в храм, чтобы не отвозить на свалку. Возможно, они делали это из добрых побуждений, но вещи и мебель стояли посреди церкви никому не нужные.
В советское время храм разделили на два этажа, нам пришлось срезать балки, которые держали второй уровень. В одном из приделов был туалет и душевые комнаты. Вокруг плесень и сырость, старинные фрески на стенах не сохранились.
Мы до сих пор, уже десять лет, приводим церковь в порядок. Первым делом вызвали два трактора с прицепом для хлама, потом поменяли пол: в нем были щели толщиной в палец. Всё это делаем на пожертвования.
Территорию вокруг храма раньше использовали как свалку для строительного мусора со всего города. Там были стекла, окна, песок, цемент, железобетонные блоки. Отвоевываем землю по кусочкам: вывозим мусор, сажаем цветы и деревья. Глубоко копать не получается, потому что внизу строительный мусор и бетон.
На территории храма стояло недостроенное помещение, которое мы приспособили под дом. Мы называем его своим, но юридически он принадлежит епархии. Если мужа переведут в другое место, дом мы потеряем.
Регулярные расходы церкви
Разумеется, считать церковь бизнесом нельзя. Но если бы она была бизнесом, то наша церковь была бы очень убыточным бизнесом.
В нашем храме работают настоятель, две свечницы по очереди, уборщик, дворник, староста и хор. В будни в хоре поют два человека, в выходные и на праздники — четыре или больше. Хор получает оплату за выход, все остальные на ставке. Еще есть повар: по воскресеньям мы кормим прихожан обедом. Раньше были охранники, сейчас на них нет денег. Отдельно платим преподавателю воскресной школы.
Всех сотрудников оформляем официально, платим зарплату по закону и отчисляем страховые взносы. Вот сколько уходит на зарплаты:
Должность
Зарплата в месяц
Две свечницы
15 000 * 2 = 30 000 ₽
Староста
5000 ₽
Повар на выходные и праздники
5000 ₽
Дворник
15 000 ₽
Уборщик
15 000 ₽
Хор
от 20 000 ₽ до 50 000 ₽
Всё вместе
120 000 ₽
На налоги уходит еще около 10 000 ₽, я точно не знаю. Бухгалтерию бесплатно ведет прихожанка.
Кроме зарплат, есть другие регулярные расходы:
Расход
Сумма в месяц
Коммунальные услуги
летом 7000 ₽, зимой 30 000 ₽
Вино и просфоры для служб, ладан
12 000 ₽
Еще на выходных и в праздники мы готовим обед для всех желающих. Вызываем повара, который готовит простые блюда: суп, второе, компот. Обеды на выходные делаем скромные, а на Пасху и Рождество тратим 2000-3000. Ещё кормим всех прихожан на престольный праздник.
170 000 ₽ в месяц нужно на содержание храма
В среднем таких расходов набегает на 170 000 рублей в месяц. Но есть еще налоги. Первое время платили только пенсионные и страховые взносы за сотрудников. Лет пять назад ввели отчисления на епархию — 32 тысячи рублей.
Разовые расходы: иконы и паникадило
200 000 ₽ стоит икона для храма
В храме почти не было икон. Заказываем по одной-две, как появляются деньги. Самая дорогая икона стоила 200 000 рублей.
Процесс написания иконы. Иконописец сделал рисунок и расписывает его маслом
Сейчас делаем иконостас, тоже частями. Там дорогая работа: резьба по дереву, ручная роспись. Материал закупили, резчик работает постоянно, а платим ему как получится.
Храм требует постоянных вложений денег и труда. То замок сломался, то ворота не закрываются, то нужно облачения постирать-погладить. Раньше стирала я, но из-за болезни оставила. Теперь приходится платить, чтобы всё привели в порядок.
Все приборы освещения в храм купили мы: паникадило, светильники настенные и в боковых приделах. Купили подсвечники, мебель для воскресной школы, постепенно поменяли все окна. На это ушло восемь лет.
Поставили детскую площадку. На территории для прихожан оборудовали теплый туалет с водой и канализацией — раньше была деревянная постройка с выгребной ямой.
Три года назад проверяющие обнаружили, что бойлерная не по нормативам обустроена, пришлось вызвать специалистов. Установили манометры, счетчики и еще что-то: тысяч на 20 потянул ремонт.
На чём зарабатывает церковь
Церковь зарабатывает на торговле и на выполнении треб. Но если церковь как наша, денег будет мало, потому что мало прихожан.
Когда муж стал настоятелем, сбылась его мечта: не брать деньги за требы. Требы — это венчание, крещение, панихида, отпевание, освящение квартиры, машины, магазина, молебен: всё, что делают по требованию, а не в общем порядке. Нет прайс-листа, услуга стоит столько, сколько люди готовы пожертвовать в кружку для сбора денег. Из-за этого бывают инциденты.
Перед крестинами муж проводит беседу с родителями и крестными. Рассказывает, что нужно делать, зачем обряд, как должны себя вести крестные родители. Беседа длится несколько часов, для этого у нас отведено время каждую неделю. Однажды будущий крестный отец вспылил, что его заставляют слушать «всякую ерунду за его же деньги». Оказалось, свечница при записи сказала, что крестины стоят тысячу рублей. Она переживала, что в храме мало пожертвований, и хотела помочь. Муж ее чуть не уволил, но помирились.
Бывает, что приходят венчаться люди, которых мы до этого не видели на службе. Иногда записываются на крещение с другого конца города. Когда спрашиваешь, почему выбрали именно наш храм и будут ли потом водить ребенка, в ответ слышишь: «Ну просто у вас бесплатно». Крестить и венчать не отказываем, а объясняем, чтобы всё делали в том храме, куда будут постоянно ходить. Крестим даже приезжих, но при условии, что родители и крестные исповедуются и причастятся. После беседы многие делают это впервые.
Иногда записываются на крещение с другого конца города. Когда спрашиваешь, почему выбрали именно наш храм и будут ли потом водить ребенка, в ответ слышишь: «Ну просто у вас бесплатно»
В кассе денег по-разному бывает. В будний день может быть выручка 100 рублей, в воскресенье и праздники — 3000-5000 рублей. В среднем месячная выручка в кассе 20-40 тысяч.
В храме продаем иконы, свечи и утварь. Товар закупаем на епархиальном складе и делаем минимальную наценку. В других местах делать закупки нельзя.
На территории храма есть подсобные помещения, мы их сдаем в аренду под производство. В месяц выходит 12 000 рублей.
В итоге наша церковь зарабатывает в месяц 32 000-52 000 рублей, а тратит 200 000 рублей, это без расходов на ремонт и зарплату батюшки.
Пожертвования деньгами и детским питанием
Еще один источник дохода — это пожертвования. У нас есть расчетный счет и кружка для сбора в храме. Люди помогают деньгами, материалами и продуктами.
Однажды пришел мужчина и сказал, что хочет оплатить установку креста на купол. Оказалось, его дед был среди людей, которые скинули этот крест в советское время, а внук решил так исправить содеянное.
Когда мы только переехали в Россию, приехала в гости прихожанка из Украины и дала на дом три с половиной тысячи долларов. На эти деньги провели канализацию и воду, сделали электрику, отделали стены вагонкой. Дело шло к зиме, а денег на окна не было. Мы боялись, что вагонку покоробит за зиму, и хотели закрыть оконные проемы клеенкой. Одна прихожанка услышала наш разговор и поставила окна за свой счет. У другого прихожанина свое производство акриловых ванн, он привез нам сантехнику. Кто-то отдал старый диван и два кресла-кровати.
Наш дом стоит немного на отшибе, до транспорта и магазинов идти минут 15-20 пешком. Друг подарил нам первую машину — жигули-четверку. Муж так и не получил права, а я вожу всех в школу, в садик, по делам. Машина всё время ломалась, а однажды в ней отказали тормоза, когда в салоне было четверо детей. Тогда одна прихожанка подошла и сказала: «Давайте я куплю вам новую машину, а то вы разобьетесь, и я всю жизнь буду чувствовать себя виноватой». И купила нам новый Рено Логан.
«Давайте я куплю вам новую машину, а то вы разобьетесь, и я всю жизнь буду чувствовать себя виноватой»
Староста храма пишет письма на предприятия, муж обзванивает знакомых: просим целевую помощь на ремонт и зарплаты. Кто-то дает деньгами, кто-то продуктами и материалами.
Помощь приходит с разных сторон. Каждую субботу хлебозавод привозит несколько поддонов хлеба. Мы берем на неделю себе, раздаем сотрудникам и прихожанам. Есть поставщики, которые привозят партиями йогурты и детское питание. Обычно это продукты, у которых скоро истекает срок годности, но для нас и прихожан с детьми это хорошая помощь.
Муж организовал воскресную школу, ездит в тюрьмы, приюты, в больницы к умирающим. В такой работе вокруг священника собирается община. Кто-то дает машину, чтобы батюшка мог поехать за город в тюрьму, кто-то помогает деньгами на организацию часовни в больнице, кто-то делает сбор вещей и игрушек для детского дома.
В церковь тоже приходят с проверками
В жизни всё как в бизнесе: проблемы с деньгами, клиентами, проверками.
Когда мы жили в Украине, денег совсем не хватало. Чтобы как-то прожить, пришлось продавать вещи из дома. Сначала продали пианино, на котором играла старшая дочка, потом швейную машинку, затем в расход пошли кольца и серьги, которые достались от родителей. Сейчас уже получше, но на дом мы еще не заработали.
Проверки к нам приходят регулярно. Пожарные проверяют выходы и наличие огнетушителей, особенно перед праздниками. Энергонадзор перед отопительным сезоном проверяет исправность оборудования, пишут акт, что исправить. Тепло подключают после устранения всех неполадок.
В храме постоянно общаешься с людьми. Встречаются персонажи со странностями, а бывают настоящие сумасшедшие. Один всё время пишет жалобы епископу, президенту, в прокуратуру. Обвинял мужа в пособничестве терроризму. Нас даже вызывали в полицию писать объяснительную.
Нет гарантий, что окружающие будут жить по заповедям или скажут спасибо. Муж иногда пускает бездомных пожить в подсобном помещении, там есть вода и отопление. Дает работу: траву покосить или снег убрать, за это отдельно платим. Пока из такого сотрудничества ничего хорошего не вышло: один жилец не хотел работать, а хотел, чтобы бесплатно кормили. Обиделся и сжег сарай, в котором мы хранили детские велосипеды и санки. Его нашли потом, судили.
Иногда бывает ситуации, что выхода не видно. Но решение приходит откуда не ждали. Как бы ни было трудно, спасает вера.
Новоиспеченный Папа Римский Франциск І не перестает удивлять верующих своей скромностью – то отказался от услуг секретаря, то казенному лимузину предпочел микроавтобус. Теперь вот повелел сократить количество комнат в папской резиденции. Дескать, слишком роскошно для одного человека, и трон можно заменить обычным креслом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Темные факты из прошлого нового Папы
Такая аскетичность, судя по всему, неведома некоторым нашим священникам, которые регулярно попадают в хроники из-за своей непомерно роскошной жизни. Bigmir)net решил вспомнить самые громкие скандалы.
Волшебные часы Патриарха
Дача Кирилла в заповедном лесу openbereg.ru
Глава РПЦ Патриарх Кирилл хоть и призывал церковнослужителей к «умеренности», однако сам не раз был пойман на горячем. Так журналисты отыскали дачу Патриарха на черноморском побережье Краснодарского края на территории государственного лесного фонда. На 10 га уникального леса, огорожено 3-метровым забором, стоит «странное, пафосное строение – не то особняк, не то храм».
У Патриарха Кирилла на руке часы за $30 тыс. v-n-zb.livejournal.com
А самая известная история — с «волшебными» часами патриарха. На официальном сайте РПЦ появилась фотография, где на руке у владыки запечатлены часы Breguet за $30 тыс. Однако спустя какое-то время часы исчезли, оставшись только в отражении полированного стола.
Здесь часы исчезают Скрин-шот с сайта РПЦ
Когда за разгадку исчезновения часов взялись блогеры, компрометирующие фото поспешили с сайта убрать совсем. Позже Кирилл заявил, что дорогущий хронометр ему дорисовали в фотошопе.
Скандалы с наместником Лавры
У наместника Киево-Печерской лавры, митрополита Вышгородского и Чернобыльского УПЦ МП Павла журналисты нашли богатый загородный дом под Киевом с лепниной и ковкой.
Кроме того, митрополит постоянно принимает дорогие подарки – на дни рождения ему в разные годы благодарные прихожане дарили Lexus, который в базовой комплектации стоит от $118 тыс., люксовый Mercedes, стоимостью в $100 тыс.
Но владыка Павел не любит, когда о его элементах мирской жизни пишут. Он отобрал у журналистки Ксении Карпенко. iPhone 4, когда она спрашивала его о роскошествах.
Владыка Павел отбирает телефон у журналистки Корреспондент
Наместник Киево-Печерской Лавры считает, что журналисты только ищут повод, чтобы показать жизнь Церкви и Лавры в негативном свете.
Например, «умника», который сфотографировал Мерседес предстоятеля УПЦ (МП) митрополита Владимира, он назвал душевнобольным. Авто митрополита Mercedes — Benz S 600 Long оценили в 145 тыс. евро.
«Священные повозки» отцов
Кстати, Мерседесы – одна из любимых «колесниц» священнослужителей. Покойный патриарх Московский и Всея Руси Алексий также ездил на авто этой марки.
Лексус митрополита Владимира Украинская правда На Мерседесе с номерным знаком 777 передвигается и Святейший патриарх Киевский и всей Руси-Украины Филарет (УПЦ КП).
Патриарх Филарет рассекает на Мерседесе с номером 777 Украинская правда
Владыка Житомирский и Новоград-Волынский Никодим (УПЦ МП), который вступил в этот сан 14 июня, ездит на службу на автомобиле Lexus LS.
Житомирский священник не отстает от моды на дорогие авто zhzh.info
Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион не постеснялся приехать на детскую елку в центр Донецка на элитном черном джипе Cadillac Escalade. Стоимость его в Украине около миллиона гривен за базовую комплектацию. Ранее журналисты заметили у него на руке Franck Muller за 150 тыс. евро.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Божьи повозки: на чем ездят святые отцы Украины
К слову, на елке побывали 850 детей из Донецкой области, которые получили в подарок мороженое.
Митрополит Донецкий приехал к детям на Cadillac Escalade Новости Донбасса
А в Одессе священник за рулем Мерседеса сбил ребенка. Авария произошла в прошлом году, когда 6-классник вместе с родителями переходил дорогу по пешеходному переходу. В какой-то ммоент ребенок вырвался немного вперед, на переход на огромной скорости вылетел Мерседес и сбил его. Четыре дня спустя мальчик умер в больнице, так и не придя в сознание, а его классная руководительница скончалась от разрыва сердца.
Покойный патриарх Московский и Всея Руси Алексий также ездил на Мерседесе Украинская правда
СМОТРИТЕ ВИДЕО: У священника украли Лексус
<strong>МОСКВА, 14 янв — РИА Новости, Александр Филиппов</strong>. «Церковь живет на пожертвования. Храм не рабочее, а сакральное место» — эти аргументы в пользу изменения законодательства услышаны Госдумой и президентом, но в обществе вызвали неоднозначную реакцию. Правда ли, что религиозные организации теперь могут не платить сотрудникам даже минимальную заплату, сколько в среднем получают в православных храмах и есть ли там рабочие места, рассказали РИА Новости представители законодательной власти и церкви.»У священников нет зарплаты»Величественный белокаменный храм Московских Святых — один из самых больших в столице. Служат здесь, кроме настоятеля игумена Сергия Рыбко, еще семь священников и два дьякона. Отец Сергий вместе с тремя священниками и двумя дьяконами служат также в храме Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Помимо этого, в обоих храмах работает человек десять сотрудников по штатному расписанию. Но многие трудятся безвозмездно.А какую зарплату получают священники? «Такого понятия у нас нет. Священник служит и должен это делать даже бесплатно», — объясняет отец Сергий. Трудовой договор священнику «не положен», как и трудовая книжка. «А вот простые сотрудники заключают договоры, и им начисляют зарплату», — добавляет игумен.Духовенство, вопреки расхожему мнению, живет небогато. «Например, в деревенском храме в Калужской области мои знакомые получают мизерную сумму и вынуждены подрабатывать», — продолжает священнослужитель. Все зависит от размера пожертвований, а это, в свою очередь, — от прихода. В новых храмах, где почти нет прихожан, пожертвования на клир небольшие. А в старых храмах с большими приходами остаются деньги и на штатных сотрудников. По словам отца Сергия, сегодня в Москве дьякон в среднем зарабатывает 20-30 тысяч рублей в месяц. И уточняет, что средняя зарплата персонала религиозных учреждений в Москве — 18-20 тысяч рублей, что соответствует столичному минимальному размеру оплаты труды (МРОТ).<strong>Минимальная зарплата бывает разная </strong>Федеральный МРОТ в 2019 году согласно закону № 481-ФЗ установлен на уровне прожиточного минимума: 11 280 рублей. Никакая организация не имеет права платить сотрудникам меньше, иначе штраф — 50 тысяч рублей. Причем каждый регион России волен устанавливать надбавку к федеральному МРОТ. Так, в Москве МРОТ составляет 18 781 рублей, а в Московской области — 14 200. Организации должны начислять зарплату не меньше регионального МРОТ, если только они официально от этого не откажутся. Но для отказа нужно согласие профсоюза. Это условие до последнего времени было невыполнимым для религиозных организаций, поскольку в России нет соответствующих профсоюзов. Последние поправки, принятые одновременно с законом, устанавливающим федеральный МРОТ, решили эту проблему. По его словам, при рассмотрении законопроекта на заседание комитета Госдумы по труду приглашали представителей традиционных религиозных организаций и все единогласно высказались за принятие поправок.В Русской православной церкви вынуждены отказываться от регионального уровня минималки в частности потому, что «некоммерческие организации, в том числе религиозные, существуют за счет пожертвований граждан и не имеют постоянных источников финансирования». «Отдаленные сельские приходы не всегда могут соблюсти требования о минимальной заработной плате. И контингент работников у нас особый», — объясняет РИА Новости руководитель юридической службы Московского патриархата игуменья Ксения (Чернега).Надо добавить, что православные семьи, как правило, многодетные, поэтому жены просто лишены возможности работать — им надо заниматься детьми. Причем это касается не только семей священников, но и многих мирян. Традиционные конфессии с 2016 года ставили вопрос об определении особого порядка отказа от региональных соглашений для религиозных организаций. «В минувшем году нас услышали, закон принят и подписан президентом», — говорит игуменья Ксения.Священное или рабочее место?Условия труда в церкви тоже особые. Игуменья уточняет: «У священника не работа, а служение». Его оформляют в штат храма указом правящего архиерея. Этот указ — единственный юридический документ для государственных органов». А вот мирские работники религиозных организаций, в отличие от священников, оформляются по трудовому договору или как добровольцы по договору о добровольческой деятельности.Вторая резонансная поправка к трудовому законодательству касается Федерального закона «О специальной оценке условий труда». По закону все организации на территории России до 2014 года должны проходить аттестацию рабочих мест. Но у религиозных организаций и здесь своя специфика. «Если в храме исходя из религиозных правил проводят богослужение при свете свечей, каким образом выполнять оценку этого рабочего места?» — недоумевает депутат Нилов. Поэтому в Госдуме решили избавить священнослужителей от этой обязанности.»Алтари, храмовые задания и храмовые территории нельзя рассматривать как рабочие места, подлежащие аттестации», — подчеркивает игуменья Ксения. Цель аттестации — выявление «вредных производственных факторов», например, «наличия электромагнитных полей, вредных микроорганизмов, радиоактивного излучения». Принятая поправка распространяется и на рядовых сотрудников церковных организаций, работающих в прихрамовых зданиях. «Мы просто хотим избежать оскорбления чувств верующих и не можем допустить посторонние организации производить оценку мест служения наших клириков и религиозного персонала, выявлять какие-то вредные факторы в наших зданиях, на территории монастырей, приходов, — объясняет игуменья. — Это позиция не только Русской православной церкви, это консолидированная позиция религиозного сообщества традиционных конфессий — мусульман, протестантов, иудеев. Она отражена в протоколах заседания комитета Госдумы по труду».»Представьте маленький храм: как оценить рабочее место сторожа? Нельзя сравнивать храм и шахту. Эта норма была создана для оценки потенциально опасных рабочих мест», — убежден депутат Нилов.В пресс-службе Минтруда не стали комментировать поправки, сославшись на то, что законопроект выдвинут депутатами Госдумы.
Для начала стоит отметить, что зарплату получает тот, кто зарабатывает деньги, — топ-менеджер, бизнесмен, сотрудник компании или учреждения. Священнослужители не занимаются зарабатыванием денег. Каждый из нас призван на служение — это предполагает полную отдачу себя делу, при этом без ожидания какой-либо выгоды. Это проще понять на примере учителей и врачей. Их дело — тоже призвание. Как правило, эти люди — энтузиасты. Они заняты любимым делом, посвящают ему не только рабочее время, но и свободное. Спросите, какая у них зарплата, — обычно хватает на коммунальные платежи да на еду. И все. Не слишком большие деньги выделяет им государство.
А священник? Тех пожертвований, которые люди приносят в храм — кто-то за свечу пожертвовал, кто-то за молитву, а кто-то просто на благое дело дал, — не всегда хватает даже налог заплатить. Не забывайте, что согласно законодательству Церковь отделена от государства и вынуждена обеспечивать сама себя: нужно оплатить земельный налог, налог на имущество, коммунальные платежи — за электроэнергию, отопление (представьте себе сумму, учитывая размеры храма), в некоторых случаях даже аренду. На остаток необходимо приобрести для храма облачения, утварь, угли, ладан — словом, все, что нужно для отправления богослужения.
Храм требует большого внимания: за зданием нужно постоянно следить. Если храм новый, его необходимо и благоукрашать. Если все это сделано и каким-то чудом еще остались деньги — нет ничего плохого в том, чтобы разумную часть взять на обеспечение себя жильем и едой. В Священном Писании сказано, что служитель алтаря питается от алтаря. Священнику тоже нужно где-то жить и что-то есть. Помимо этого у него еще есть жена и дети, которых нужно накормить, одеть-обуть. В крупных храмах есть возможность платить штатным клирикам зарплату, но, как правило, она находится в пределах 3000—12 000 рублей, еще и облагается налогом, так как церковь с юридической точки зрения — некоммерческая организация, а священники — ее сотрудники, а не служители. При этом сам всегда помнишь, что в церковь шел не за деньгами и служить хотел не за блага земные. Поэтому такой вопрос почти не беспокоит.
У нас любят порассуждать об иномарках священников, даже мем появился — «поп на «мерседесе» (кстати, «проповедник на «ауди» воспринимается при этом почему-то спокойно). Но эти рассуждальщики упускают из виду, что в храмы ходят, в том числе, очень обеспеченные люди, для которых не составит труда по дороге подвезти священника до дома или привезти на службу. А для некоторых такие затраты, как подарить многодетному батюшке автомобиль, совсем не ударят по кошельку. Да, мы все помним нашумевшую историю иеромонаха на «гелендвагене», но она потому и нашумела, что была из ряда вон выходящей. Этого иеромонаха запретили в священнослужении не за «мерседес», за канонические нарушения, в том числе и касающиеся его образа жизни. А большинство священников ездит на очень скромных машинах.
Что касается понятия пенсионного возраста, так как с юридической точки зрения Церковь — это некоммерческая организация, значит, у всех сотрудников храма начиная от сторожа и заканчивая настоятелем есть трудовой стаж и пенсионный возраст, так как все являются гражданами нашего государства и платят налоги. Что касается отношений внутри Церкви, то это другой вопрос. Трудового стажа, или выслуги лет, или церковного пенсионного фонда не существует. Как правило, священник не уходит на пенсию, а служит, пока живет. Однако, согласно церковным нормам, по достижении 75 лет все, включая епископов, пишут прошение о почислении на покой. Это мудрая практика — у пожилых священнослужителей есть возможность освободиться от административных обязательств, справляться с которыми в преклонном возрасте нелегко. Но, повторюсь, они все равно продолжают молиться за богослужениями и совершать их.