Система паркон
Современный мегаполис немыслим без транспорта. Как кровеносные сосуды живому организму, нужна городу транспортная система. Дееспособность промышленности, органов власти, реализация социально-значимых проектов напрямую связаны с автомобильным транспортом.
Однако все чаще автомобиль превращается из средства передвижения в препятствие. Средняя скорость на переполненных улицах неуклонно снижается. Даже автомобили экстренных служб не могут пробиться через заторы.
Чудовищные пробки стали визитной карточкой крупных российских городов. Не случайно Президент Дмитрий Анатольевич Медведев назвал нормализацию дорожного движения общенациональной задачей и тестом на дееспособность всей власти.
ПРИЧИНЫ ЗАТОРОВ
Причины дорожных пробок разнообразны. На пропускную способность дорог влияют погодные условия, схемы организации движения, дорожно-транспортные происшествия.
Чаще всего заторы возникают перед сужением проезжей части, в так называемом «бутылочном горлышке». Достаточно припарковать в неположенном месте один автомобиль, чтобы создать предпосылки для затора, в котором будут простаивать многие десятки машин. Именно для исключения таких ситуаций на узких улицах запрещают стоянку автомобилей. Нарушение даже одним водителем этого правила приводит к лавинообразному нарастанию затора.
Кроме того, нарушители правил парковки создают серьезные трудности для коммунальных служб при уборке мусора. А при проведении работ по очистке улиц от снега, стоящие в неположенном месте автомобили являются источником практически непреодолимых проблем.
ОПЫТ БОРЬБЫ
Во всем мире транспортная проблема — это область приложения усилий государственной власти, как законодательной, так и исполнительной. А дорожная полиция — лишь передний край борьбы. Выделяются средства для строительства транспортных развязок, развития общественного транспорта. В Европе создают магистрали с полосами переменного направления. В Китае внедряют проект гигантского автобуса, способного проходить над уличными заторами. Все более широкое применение, в том числе и в российских городах, получают системы навигации с сервисом сообщений о пробках, специальные радио, видео и интернет-каналы.
Однако, водителям мало проку от информации, когда забиты все пути. Нужно освободить улицы от стоящих, где попало, автомобилей. Вот так, например, выписывают штраф за неправильную парковку во Франции…
…Но если говорить серьезно, полицейскому в западной Европе достаточно положить квитанцию под дворник, чтобы водитель оплатил штраф и в дальнейшем внимательнее выбирал место стоянки. Однако, в российских условиях такой опыт не приживается. Не секрет, что нарушителей у нас гораздо больше. Вручную оформить Постановление по каждому факту неправильной парковки физически невозможно. Но дело не только в этом. При отсутствии документальных доказательств нарушители могут уйти от ответственности, пользуясь лазейками в законодательстве.
С точки зрения закона ситуация меняется только в случае фиксации нарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами. Такие приборы успешно применяются, например, при контроле скорости.
А практически единственным способом заставить водителей соблюдать правила парковки остается эвакуатор. Однако, эвакуация обходится дорого. К тому же, ввиду большого количества нарушителей, длительности и технической сложности процесса эвакуировать удается автомобили далеко не всех нарушителей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
Совершенно очевидно, что без современных средств автоматизации проблему пробок не решить. В рамках Федеральной Целевой Программы Повышения Безопасности Движения, ряда региональных программ, уже достигнуты значительные успехи. Во многих регионах создана необходимая инфраструктура автоматизации: линии связи, серверы, центры обработки информации. Работают стационарные и передвижные системы контроля. Серверы автоматически обрабатывают десятки тысяч нарушений, процесс оформления Постановлений полностью автоматизирован вплоть до отправки писем и отслеживания факта оплаты. Сумма поступающих в бюджеты регионов штрафов составляет сотни миллионов рублей. Там, где налажено взаимодействие почты, банковской системы и федерального казначейства, автоматика уже успешно работает и реально повышает безопасность движения.
Почему же ее возможности до сих пор не используются для контроля нарушений правил парковки? Дело в том, что нарушители проезжают мимо стационарных камер. Поэтому каждый фоторадар может зафиксировать сотни и тысячи нарушений. А для контроля оставленных в неположенном месте машин пришлось бы установить повсюду огромное число камер, обеспечить их питанием и линиями связи.
Вывод очевиден: чтобы автоматизировать процесс, сама камера должна двигаться в запрещенной для парковки зоне. Однако и этого недостаточно. Мало сфотографировать автомобиль. Чтобы предъявить нарушителю штраф в соответствии с Законом, надо доказать, что он стоял в запрещенном месте более пяти минут. Нужно раздельно фиксировать автомобили на четной и нечетной стороне улиц в соответствии с дорожными знаками и датой. Надо различать автомобили, стоящие на проезжей части, на полосе для маршрутных транспортных средств и на тротуаре, потому что за эти нарушения положены различные штрафы. И, наконец, необходимо все это делать быстро и безошибочно, в автоматическом режиме.
Решение проблемы найдено специалистами фирмы «Симикон» из Санкт-Петербурга, которые разработали для борьбы с пробками автоматический комплекс «Паркон».
Установленный в патрульной машине, «Паркон» выполняет видеозапись маршрута движения. Затем, с помощью специальной программы помечаются участки, где запрещена остановка и стоянка, а также полосы для маршрутных транспортных средств. Теперь прибор будет регистрировать все стоящие на размеченных участках автомобили с фиксацией времени и места съемки. Возможности спутниковой навигации облегчают привязку к местности.
Потом программа автоматически закачает отснятые видеоклипы, распознает автомобильные номера, отсортирует снимки с учетом места съемки, четных — нечетных сторон улицы и текущей даты. И выберет автомобили, зафиксированные повторно в одном месте с интервалом более пяти минут.
Опыт применения нового комплекса в Татарстане уже подтвердил его высокую эффективность.
Сегодня «ПАРКОН» – единственное техническое средство, позволяющее автоматизировать контроль парковки. Удобно, что новый комплекс полностью совместим с существующей инфраструктурой. Его изготовитель — компания «Симикон» — уже поставляет автоматические комплексы в рамках Федеральной Целевой Программы. Поэтому инженеры позаботились о совместимости форматов данных и возможности использования всех преимуществ уже действующей автоматической системы.
Водитель, однажды заплатив штраф, внимательнее относится к выбору места стоянки. Не случайно, на центральных улицах Казани, где работают Парконы, уже стало заметно свободнее.
Эксперты считают, что главной причиной образования пробок является не малая пропускная способность улиц, а недостатки в организации движения. Именно в этом направлении следует в первую очередь искать пути решения проблемы, чтобы обеспечить простор для движения.
Чтобы не стоять на месте. Чтобы двигаться вперед!
Что такое «Парконы»?
Значительная часть нарушений ПДД в столице фиксируется автоматически, с помощью комплекса «Паркон», который устанавливается в автомобиль Центра Организации Дорожного Движения и фотографирует номера тех, кто нарушил правила стоянки и остановки, а также определяет неоплаченную парковку. Во время первой поездки по маршруту система проходит «обучение». В это время оператор вручную заносит координаты участков дороги, где стоянка и остановка запрещена, а также участки с платной парковкой.
Как это работает?
«Парконами» в Москве на данный момент оснастили 370 автомобилей. В связи с расширением зоны платной парковки, за последний год количество таких комплексов увеличилось на 60 единиц. Опознать такую машину можно по ярким наклейкам на бортах и капоте. Мобильные комплексы фиксации нарушений позволяют выявлять такие нарушения Правил дорожного движения как стоянка на пешеходном переходе, проезд и стоянка на полосе маршрутного транспорта, остановка и стоянка на тротуарах и в зоне действия запрещающих знаков. Кроме того, они используются для контроля над соблюдением правил парковки и оплаты. За день такой автомобиль проезжает по нескольким маршрутам, на которых, с помощью GPS, отмечаются отрезки, где парковка запрещена. Когда автомобиль въезжает в зону незаконной парковки, система «Паркон» автоматически включает видеофиксацию. Она снимает двумя камерами.
Одна берет общий план (1), другая — номер автомобиля (2). Есть еще подсветка для ночной «охоты» (3).
По закону, остановка под знаком разрешена на пять минут, так что спустя некоторое время оснащенный автомобиль ЦОДД еще раз проезжает по улице и повторно снимает припаркованные автомобили. В итоге, в памяти у «Паркона» остаются только те машины, которые были замечены дважды. Также система проверяет факт наличия оплаты за пользование каждым парковочным местом. Автомобилист должен оплатить занятое парковочное место в течение 15 минут с момента остановки на нем. Своевременная оплата (не позднее 15 минут после парковки автомобиля) позволяет избежать штрафа в размере 2500 рублей. Каждый маршрут МКФ проезжает несколько раз в час (не реже 1 раза в 15 минут). А вечером, подключаясь к беспроводной сети, комплекс передает информацию в центр обработки данных («ЦАФАП»).
После этого фотографии сотрудниками ЦОДД и ГИБДД готовятся необходимые документы, оформляется постановление и отправляется вместе со снимками нарушителю.
В результате этого автовладельцу приходит письмо с фотографией и указанием адреса и времени нарушения, а также квитанция на оплату штрафа. По закону на обжалование штрафа дается 10 суток с момента получения Постановления о привлечении к административной ответственности.
«Паркон» фиксирует нарушения следующих правил дорожного движения:
- остановка или стоянка там, где она запрещена дорожными знаками или разметкой;
- остановка или стоянка на тротуаре;
- парковка запрещенным способом (например, не параллельно краю проезжей части или с нарушением границ разметки);
- остановка или стоянка на пешеходном переходе;
- парковка на газонах, на детских и спортивных площадок, в парках, скверах и т.п.;
- платная парковка.