Ширина проезда
2 июля 2018
Содержание
Об обеспечении доступа пожарных подразделений, проезда и подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям
Письмом руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 июля 2018 года
№ 43-5040-19 Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) требует взять под личный контроль организацию работы органов местного самоуправления, экспертизы проектов и строительного надзора в части обеспечения доступа пожарно-спасательных подразделении, проезда и подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям, содержанию разворотных и специальных площадок, предназначенных для работы пожарных и спасателей.
Предлагаем обзор требований пожарной безопасности обеспечивающих выполнение поставленных задач.
В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности включает с себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии со статьей 63, 90 технического регламента в качестве первичных мер обеспечения системы противопожарной защиты предусматривается обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, устройство к зданиям и сооружениям пожарных проездов, подъездных путей для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Требования к устройству проездов и подъездов к зданиям и сооружениям регламентируются разделом 8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
«
8.1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:
— с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
— со всех сторон — к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.
Класс функциональной пожарной опасности определяется в соответствии со статьей 32 технического регламента.
8.2. К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:
— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;
— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
8.3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:
— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;
— двусторонней ориентации квартир или помещений;
— устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.
8.4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
8.5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.
8.6. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
— 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;
— 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;
— 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров.
8.7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
8.8. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:
для зданий высотой до 28 метров включительно — 5 — 8 метров;
для зданий высотой более 28 метров — 8 — 10 метров.
8.9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
8.10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.
8.11. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.
8.12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).
8.13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
8.14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.
8.15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.
8.16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
8.17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.
8.18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.
«
Обращаем внимание, что Правилами противопожарного режима в Российской федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, ответственность за исправное состояние дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам возложена на руководителя организации.
При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
У въездов на территорию строительных площадок, гаражных кооперативов, а также садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан вывешиваются схемы с нанесенными на них въездами, подъездами, пожарными проездами и местонахождением источников противопожарного водоснабжения.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов.
Назад к списку
Своевременное предотвращение пожара является на сегодняшний день одной из основных задач практически для любого населенного пункта. Во-первых, сама по себе пожарная безопасность считается одним из стратегически важных направлений деятельности органов власти и местного самоуправления, а во-вторых, любой пожар гораздо проще потушить, если он только начался, чем потом бороться с ним на большой территории, подвергая себя опасности.
Основными средствами, которые применяются для тушения пожара, являются пожарные машины. Для того, чтобы данная техника могла бы максимально близко подъехать к источнику возгорания, в населенных пунктах строят пожарные проезды.
Пожарный проезд.
Если говорить максимально простым языком, то пожарный проезд — это сквозной проезд, позволяющий специализированной технике для тушения пожара без преодоления препятствий подъехать за короткий срок к месте возгорания. Прежде всего, пожарный проезд должен быть сквозным. Вообще, все требования, которые предъявляются к данным объектам, можно посмотреть в СП 42.13330.2011 — данный нормативный акт содержит перечень параметров, которым должен соответствовать подъезд, а также рекомендации по правильному оборудованию данного типа объектов. Прежде, чем говорить о каких-то технических нормах, обратим внимание на общие рекомендации и ограничения, связанные с использованием пожарных подъездов и прилегающей к ним территории.
Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что во многих закрытых и полузакрытых дворах зачастую устанавливают места для парковки автомобилей. А поскольку транспортных средств на сегодняшний день насчитывается очень много, их владельцы не находят ничего лучше, как оставить автомобиль на ночь, а то и на несколько дней на первом попавшемся свободном месте. А между тем, это место может оказаться частью пожарного проезда. Вообще, что касается дворов, то пожарный подъезд к ним оформляется в виде арки. Соответственно, рядом с этим въездом не должно быть никаких транспортных средств. Кроме того, это место не должно быть расположено вокруг посаженных деревьев, создающих массу препятствий пожарной техники. Что касается всевозможных проводов, кабелей и т.д. — они также не должны свисать со стен в местах, где расположены пожарные подъезды.
Не стоит рядом с пожарными проездами высаживать газон, поскольку всевозможные декоративные элементы также могут создавать определенные препятствия. В идеале, данный проезд вообще не должен использоваться для проезда гражданского автотранспорта, однако строение большей части дворов не позволяет соблюдать подобную рекомендацию.
Ширина пожарного проезда.
Теперь поговорим о технических требованиях. Начат нужно, прежде всего ширины. Ширина пожарного проезда напрямую зависит от того, сколько этажей имеют дома, расположенные рядом с ним. В целом, минимальная ширина пожарного проезда 3,5 метров (если рядом находятся пятиэтажные и менее дома), и 6 метров (если в доме 17 и выше этажей). То есть, действует простой принцип — чем больше этажей в доме, тем шире должен быть подъезд. Объясняется это очень просто — для тушения пожара, который возник, скажем, на 15 этаже, необходима очень мощная техника. Мощность пожарных машин практически напрямую зависит от их габаритов.
Соответственно, чем больше дом, тем более объемным должен быть пожарный автомобиль для него. Данное правило распространяется не только на ширину, но и на высоту подъездов. В частности, их высота должна быть не менее 4,25 метров. Необходимо также отметить и тот факт, что в ширину пожарного проезда могут включаться и тротуарные дорожки. Правда, при этом они должны соответствовать требованиям в плане выдерживания нагрузки от останавливающегося автомобиля. Согласно технической документации, нагрузка на одну ось составляет не менее 16 тонн, поэтому если тротуар не соответствует данной выдержке, он в расчет ширины пожарного проезда приниматься не будет.
Нормы пожарного проезда.
Как уже было отмечено, чаще всего противопожарный подъезд оформляется в виде арки. Большая часть арок, при этом, расположена на въездах во дворы. Существует расстояние от пожарного проезда до здания, которое необходимо соблюдать при строительстве подобных арок. Так, расстояние расстояние от пожарного проезда до здания не может быть более 300 метров. Помимо этого, рядом с аркой или непосредственно на ней должны устанавливаться специальные светоотражающие знаки. Если площадка оборудована автоматическими гидрантами и прочим оборудованием для тушения пожара, отдельные требования к противопожарным подъездам могут быть проигнорированы. Однако таких площадок пока что насчитывается не так много.
Еще один момент, требующий особого внимания, заключается в установлении специальных требований к так называемым тупиковым площадкам. Тупиковой площадкой чаще всего является периметр двора, не имеющий сквозного выезда. Понятно, что в данном случае сформировать пожарный проезд здесь будет довольно сложно. Соответственно, в таком дворе обязательно должна быть площадка для разворота пожарной техники. Каких-то особенных требований, предъявляемых к данной площадке, не существует. Единственное требование касается того, чтобы на ней мог развернуться автомобиль практически любых размеров. При этом, сама длина тупиковой площадки не может быть более 1502 метров.
Дополнительные нормы пожарных проездов касаются установления специальных водооттоков. В любом дворе пожарный проезд должен быть оборудован таким образом, чтобы лишняя вода не скапливалась в одном месте. Наиболее оптимальным для подобных моментов является оборудование подъезда в таком месте, где уровень наклона дороги будет достигать не менее 6 градусов. Этого уровня вполне достаточно для того, чтобы стекаемая вода уходила в сторону.
Что касается толщины асфальтового покрытия, то она устанавливается опытным путем посредством определения максимально возможной нагрузки на грунт в конкретном месте. Каких-либо четких требований к данному параметру не существует. Также не существует требования и для хозяйственных построек. Кроме того, требования к пожарным проездам могут не выполняться, если речь идет о каком-либо здании, представляющем историческую или иную ценность.
7 Август, 10:25
В СП 4.13130.2013 в п.8.3 сказано, что допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случае:
— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1 ;
Здание класса Ф1.3 состоит из двух смежных блоков высотой меньше 28 м.
Допускается ли подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны здания?
Ответ:
Требования пожарной безопасности к проходам, проездам и подъездам к зданиям и сооружениям установлены ст.90 Федерального закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 03.07.2016), СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты.
Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (ред. от 18.07.2013).
В соответствии с п.8.1 СП 4.13130.2013 подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен: — с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров
При этом в соответствии с п.8.3 СП 4.13130.2013 допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:
— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1 .
Исходя из анализа формулировок требований, установленных п.8.1 и п.8.3 СП 4.13130.2013, возможно сделать вывод о том, что при высоте здания класса Ф1.3 менее 28 метров, допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей с одной из любых продольных сторон.
К примеру,
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п.4.4 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (ред. от 23.10.2013) высота и этажность зданий, кроме специально оговоренных случаев, определяются согласно СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (в редакции от 09.12.2010).
Высота здания: высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене. При отсутствии открывающихся окон (проемов) высота расположения этажа определяется полусуммой отметок пола и потолка этажа. При наличии эксплуатируемого покрытия высота здания определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проездов для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия (п.3.1 СП 1.13130.2009 )).
Кровля эксплуатируемая: специально оборудованная защитным слоем (рабочим настилом) кровля, рассчитанная на пребывание на ней людей, размещения оборудования, транспорта и т.п. (приложение «Б» СП 17.13330.2011 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76» ).
То есть, при наличии эксплуатируемого покрытия высота здания определяется по максимальному
значению разницы отметок поверхности проездов для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия.
Белянин В.А.,
эксперт в области пожарной безопасности
Линия профессиональной поддержки пользователей
систем «Кодекс»/»Техэксперт»
Допускается ли подъезд пожарных автомобилей
только с одной стороны здания?
(Источник:ИСС «КОДЕКС»)
#МЧС #система противопожарной защиты #технический регламент
Какие бы постройки не возводились как на территории крупных городов, так и в небольших поселениях, всегда необходимо помнить о мерах пожарной безопасности. Причем дачные участки наиболее уязвимые в этом смысле, так как при строительстве многоэтажного жилого дома сначала разрабатывается проект, в котором уже будут предусмотрены пожарные проезды к объекту.
Если они не соблюдены, то дом в эксплуатацию с нарушениями принят не будет. А вот дачники, в большинстве своем, возводят строения по своему усмотрению, что в последствие, при возникновении пожара, может привести к плачевным результатам. И чтобы этого не произошло, необходимо при строительстве каких-либо объектов соблюдать противопожарные разрывы, которые обеспечат беспрепятственный проезд специализированной технике к месту возгорания.
Для чего предназначены пожарные проезды
В основном для того, чтобы пожарная машина и другая специализированная техника, как то устройства для обеспечения места освещением, связью, управлением, насосными станциями для обеспечения водоснабжения, техника для эвакуации людей из верхних этажей многоэтажных строений, могла как можно ближе подъехать к месту тушения пожара. При этом необходимость заключается еще и в следующем:
- чтобы пожарные машины смогли подключиться к гидранту для постоянного, длительного и бесперебойного снабжения их водой для тушения пожара;
- чтобы спасательная техника могла подъехать и припарковаться на ровной местности с асфальтовым или иным твердым покрытием;
- чтобы вся техника, которая необходима для тушения пожара, смогла беспрепятственно разворачиваться, меняться местами, выезжать и въезжать на место возгорания, в зависимости от постоянно меняющейся ситуации.
Стоит отметить, что в настоящее время существуют определенные проблемы, вязанные с соблюдением пожарных разрывов при строительстве жилых домов. Большой урон наносят и автомобили, которые постоянно припаркованы на проезжей части, чем загораживают свободный проезд специальной пожарной техники. Что касается промышленных предприятий, то там, как правило, с этим все в полном порядке. Здания, цеха и складские помещения расположены так, чтобы к ним в любое время смогла подъехать пожарная техника.
Нормы при обустройстве пожарных проездов
Пока возгорания нет, то никто не задумывается об опасности отсутствия пожарных проездов. Но как только возникает необходимость потушить пожар в жилом доме или эвакуировать людей с верхних этажей полыхающей многоэтажки, то сразу же находятся крайние, которых обвиняют в сложившейся негативной ситуации:
- проектировщиков, которые, в обход всем нормам и правилам, составляют проекты на проведение точечной застройки в старых микрорайонах, расширению уже существующих строений, согласовывают установку спортивных и детских площадок в местах, закрывающих проезд спецтехники;
- местные клерки, с разрешения которых устанавливаются малые архитектурные формы в неположенных местах, загораживающие проезды либо существенно уменьшая их ширину;
- жители домов, которые ставят свой автотранспорт возле дома, не задумываясь о том, что полностью либо частично перегораживают проезжую часть, что делает невозможным проезд пожарных расчетов к месту возгорания.
Существует Федеральный Закон, согласно которому к любому зданию и сооружению нужно обеспечить:
- пожарные проезды либо подъездные пути для передвижения пожарной техники, которые должны быть предназначены исключительно для этих целей либо, в том числе, выполнять их функцию. Это касается улиц, проспектов, переулков, дорог, парковок, разворотных площадок;
- средства для поднятия пожарников на крыши зданий и сооружений. Речь идет о пожарных лестницах, установленных снаружи объектов;
- наличие водоснабжения для пожарных машин либо соответствующих резервуаров, где нет централизованного водоснабжения.
Существуют определенные требования к тому, каким должен быть пожарный проезд к объектам на стадии их проектирования, возведения или проведения реконструкции. К ним относятся:
- обязательное наличие пожарного проезда с обеих сторон жилого дома, если его высота равна либо превышает 28 метров (это, в основном, девятиэтажные жилые комплексы);
- возможность подъезда специализированной пожарной техники с обеих сторон зданий, если они относятся к детским дошкольным учреждениям, больницам, домам престарелых либо инвалидов, к спальным корпусам домов – интернатов, к школам, гимназиям, училищам и другим образовательным учреждениям;
- наличие проезда с одной стороны сооружений внутри промышленных предприятий, ширина которых составляет не более 18 метров, и с двух сторон, если ширина строений превышает 18 метров и если внутренний двор также не застроен;
- возможность подъезда пожарных машин со всех сторон зданий, общая площадь которых превышает 10000 кв.м. либо в ширину больше, чем 100 метров.
Главный показатель пожарного проезда
Основным показателем пожарного проезда принято считать его ширину, которая оказывает существенное влияние на возможность применить специализированную технику. Есть несколько требований к этому показателю и они разнятся в зависимости от высоты строения и его этажности:
- до 5 – 3,5 метров;
- от 6 до 16 – 4,2 метра;
- от 17 и более – 6 метров.
От чего же такая разница в пожарных проездах? Это связано с тем, что чем выше здание, тем сложнее его тушить и техника должна быть более мощная и для нее необходимы более существенные пожарные проезды.
Существуют требования и к пожарному подъезду. Эта величина также зависит от высотности объектов. Если этажность здания не превышает цифры 10, то подъезд может быть не менее 5 метров и не более 8 метров. Если этажность здания больше, чем 10, то подъездное расстояние должно составлять от 8 метров до 10 метров.
Пожарному подъезду не должны препятствовать линии электропередач, деревья и кустарники. Возможно наличие одиноко растущих деревьев. Если во дворы предусмотрены арочные проезды, то их ширина не должна быть менее 3,5 метров, а высота составлять не менее 4,25 метров. Причем расстояние между въездами арочного типа не должно быть более 300 метров. Если в конце проезда есть тупик, то необходима площадка для разворота с параметрами 12 х 12 метров и более.
Исключения из правил
Бывают случаи, когда ширина пожарного проезда не может быть такой, которая установлена в законодательстве. Это касается исторических застроек. Допускается определенное отступление от правил:
- расстояние может быть сокращено не более чем на 20% при условии, что рядом расположенные здания обладают первым или вторым уровнем огнестойкости;
- обязательно увеличить ширину пожарного проезда на 20%, если зона строительства сейсмоопасная;
- увеличивается ширина проезда на 25% в обязательном порядке вследствие того, что рядом находящиеся здания имеют низкую степень огнеупорности;
- если близлежащие здания облицованы сгораемыми материалами, то расстояние автоматически увеличивается на 20 процентов.
Предотвратить пожар намного легче, чем потом потушить разбушевавшееся пламя. Это касается как крупных мегаполисов, так и маленьких деревень. Вопрос пожарной безопасности на определенной территории – самый основной в стратегическом плане.
Кроме систем пожаротушения, которыми оснащены практически все здания и сооружения, большую помощь при тушении очага возгорания оказывает специализированная пожарная техника. Но чтобы она беспрепятственно могла подъехать к месту возгорания, необходим пожарный проезд. Без него качественного и своевременного тушения огня не получится. Он также является залогом сохранения тысяч человеческих жизней. И об этом необходимо постоянно помнить.
Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту не просто требование, изложенное в нормативных документах. Нередко удобный доступ пожарной техники и бригады к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений, в т.ч. многоквартирных жилых домов, должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
В частности, проезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен вдоль всего здания многоквартирного жилого дома с двух сторон, если его высота равна или более 28 м. К таким зданиям относятся и все стандартные девятиэтажные дома, построенные в стране от Калининграда до Владивостока. При этом, ширина проезда для пожарной техники для таких зданий должна составлять не менее 4,2 м. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
В соответствии с Правилами противопожарного режима запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники (п.75), а также крышки колодцев пожарных гидрантов (п.56).
Вместе с тем, зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов и разъездных площадок, а также с люками, заставленными автомобилями жильцов. Супротив безопасности и возможности спасения себя и своих детей в случае пожара жильцами ставится удобство парковки личного автомобиля не только возле дома, но и на специальных площадках для пожарной техники.
При этом вопрос о нарушении требований пожарной безопасности не сильно волнует ни таких жильцов, ни управляющую компанию. Управляющая компания даже если и хочет, то зачастую не в силах повлиять на собственников квартир, т.к. действенные и легитимные механизмы воздействия на жильцов попросту отсутствуют.
Жильцов, конечно, можно понять, т.к. вопрос недостаточности парковочных мест стоит остро, особенно в крупных городах, но он, по мнению НСОПБ, не должен решаться за счет пренебрежения пожарной безопасностью.
Проблема обостряется еще и тем, что в настоящее время требования к разметке специальных площадок для пожарной техники на законодательном уровне не утверждены, а места их размещения специальными дорожными знаками («Остановка запрещена») не обозначаются. Попытка утвердить положения по разметке площадок для расстановки пожарной и специальной техники возле жилых домой увенчалась принятием в 2010 г. только методических рекомендаций по устройству пожарных проездов и площадок для расстановки пожарной и специальной техники возле жилых домов и объектов города Москвы.
В соответствии с данными Методическими рекомендациями площадки для установки пожарной техники должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски устойчивой светоотражающей краской и устройства специальных дорожных знаков). Данная разметка должна быть хорошо различима в любое время суток, регулярно обновляться, а в зимний период года очищаться от снега и льда. Площадка обозначается чередованием полос шириной 40 см белого и красного цвета по диагонали.
Методическими рекомендациями определены размеры площадок в зависимости от этажности здания и типа подъемного механизма:
- автолестницы высотой подъема 30 м – 12 х 6 м.
- автолестницы высотой подъема 50 м – 12 х 6 м.
- автоподъемники высотой подъема 30 м – 12 х 6 м.
- автоподъемники высотой подъема 50 м – 12 х 7 м.
- автоподъемники высотой подъема 68 м – 15 х 10 м.
- автоподъемники высотой подъема 90 м – 15 х 10 м.
- автоподъемники высотой подъема до 101 м – 16 х 10 м.
Иных документов, регламентирующих требования к нанесению разметки площадок, НСОПБ не найдено.
Пожарные проезды и подъездные пути должны обеспечивать возможность осуществления деятельности пожарных подразделений при возникновении чрезвычайных ситуаций, а невозможность подъезда специальной техники приводит к невозможности тушения пожаров и эвакуации людей из горящего дома, что влечет за собой человеческие жертвы и колоссальные имущественные потери у жильцов.
Во многих регионах России в настоящее время уже реализуется комплекс мероприятий по содержанию площадок для разворота пожарной и другой специальной техники, внутридворовых проездов (подъездов) в исправном состоянии, демонтажу искусственных препятствий, в том числе железобетонных блоков, ограждений, с проезжей части внутридворовых проездов (подъездов), а также проводится работа по ликвидации парковок и стоянок автотранспорта, выносу самовольно размещенного движимого имущества, не позволяющего обеспечить беспрепятственный проезд (подъезд) пожарной и другой специальной техники к жилым домам.
Но, в первую очередь, нам, как жильцам многоквартирных домов, следует задуматься, сможем ли мы оправдаться перед самими собой за смерть наших детей из-за того, что нам негде было поставить машину!
Пресс-служба НСОПБ