Сельский глава
Приложение № 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о районной заочной олимпиаде по избирательному праву
и избирательному процессу «Все вправе знать о праве»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения районной заочной олимпиады по избирательному праву и избирательному процессу «Все вправе знать о праве» (далее — олимпиада), ее организационно-методическое обеспечение, порядок участия в олимпиаде и определения победителей.
1.2. Основными задачами олимпиады являются:
— пропаганда политической и правовой культуры среди участников избирательного процесса;
— выявление на практике знаний в сфере избирательного права;
— поиск и отбор одаренной молодёжи, оказание ей поддержки в профессиональном и правовом развитии;
— привлечение внимания избирателей и в первую очередь молодёжи к участию в выборах различного уровня.
1.3. Организаторы олимпиады:
— территориальная избирательная комиссия Советского района;
— администрация Советского района.
— отдел образования администрации Советского района
2. Порядок организации и проведения олимпиады
2.1. Олимпиада проводится среди молодёжи в возрасте от 14 до 35 лет в период с 1 марта по 24 марта 2011 года.
2.2. Олимпиада проводится на основе задания, разработанного организаторами олимпиады (прилагается) и размещается на официальном интернет-сайте территориальной избирательной комиссии Советского района http://ikro.ru/tik/sovetsk/.
3. Организационно-методическое обеспечение олимпиады
3.1. Для организационно-методического обеспечения олимпиады и подведения её итогов создаётся жюри. Состав жюри утверждается постановлением территориальной избирательной комиссии Советского района по согласованию с администрацией и отделом образования администрации Советского района.
3.2. Жюри олимпиады:
— определяет форму проведения олимпиады и осуществляет ее организационно-методическое обеспечение;
— разрабатывает тексты заданий олимпиады;
— разрабатывают критерии оценки олимпиадных работ;
— проводят проверку работ участников олимпиады;
— оценивает результаты, заполняет протокол, определяет победителей и призеров и распределяет призовые места;
— создает условия для выполнения участниками олимпиадных заданий;
4. Порядок участия в олимпиаде и определение победителей
4.1. Участниками олимпиады являются будущие и молодые избиратели в двух возрастных категориях: с 14 до 17 лет включительно и с 18 до 35 лет включительно.
5. Порядок проведения олимпиады
5.1. Участники олимпиады в письменной форме отвечают на задания, и направляют ответы в территориальную избирательную комиссию Советского района не ранее 1 марта и не позднее 24 марта 2011 года.
6. Подведение итогов и награждение
6.1. Члены жюри проверяют работы участников олимпиады. За один правильный ответ на вопрос, присваивается один балл. Определяется общая сумма баллов за работу в целом. Сравнивая общие суммы баллов, выявляются победитель (1-е место) и призеры ( 2-е место и 3-е место) в каждой номинации (возрастной группе).
6.2. При равенстве баллов у участников олимпиады, жюри признает победителем участника, ответ которого поступил ранее.
6.3. Участники олимпиады, показавшие высокие результаты становятся победителями (1 место) и призерами (2 и 3 места) олимпиады и награждаются дипломами и памятными подарками. Решение о награждении принимается жюри и утверждается соответствующим решением территориальной избирательной комиссии.
6.4. Награждение победителей и призёров олимпиады производится в торжественной обстановке в присутствии членов территориальной избирательной комиссии, представителей администрации и отдела образования администрации Советского района.
Приложение № 2
СОСТАВ ЖЮРИ
по подведению итогов районной заочной олимпиады
по избирательному праву и избирательному процессу
«Все вправе знать о праве»
Председатель жюри:
Николаев Валерий Владимирович — председатель территориальной избирательной комиссии Советского района.
Заместитель председателя жюри:
Донец Людмила Владимировна – заведующий отделом образования администрации Советского района ;
Секретарь жюри:
Стригуненко Любовь Николаевна — секретарь территориальной избирательной комиссии Советского района.
Члены жюри:
Трофимов Андрей Владимирович – специалист по работе с молодежью администрации Советского района
Шуваеве Галина Анатольевна – учитель истории и обществознания
МОУ Советской СОШ;
Старун Екатерина Сергеевна – учитель русского языка и литературы МОУ Советской СОШ;
Кириленко Светлана Ивановна – методист отдела образования администрации Советского района
Гончаренко Ольга Сергеевна – методист отдела образования администрации Советского района
ЗАДАНИЯ
к районной заочной олимпиаде по избирательному праву
и избирательному процессу «Все вправе знать о праве»
1. Тесты
1. Выборы — это:
а) форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица;
б) форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений;
в) деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов), список (списки) кандидатов или против него (них);
г) нанесение избирателем в бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату или списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор.
2. В Российской Федерации посредством выборов формируются:
а) Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления;
б) Государственная Дума, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления;
в) Государственная Дума, Общественная палата Российской Федерации, районные суды;
г) Государственная Дума, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления.
3. Не избираются населением:
а) Президент Российской Федерации, Губернатор Ростовской области, главы муниципальных районов субъекта РФ;
б) члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства Российской Федерации;
в) члены Правительства Российской Федерации, Губернатор Ростовской области, мировые судьи;
г) главы муниципальных районов и Ростовской области, депутаты представительных органов местного самоуправления.
4. Активное избирательное право — это:
а) право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
б) право граждан избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
в) право на проведение предвыборной агитации;
г) право на максимально активное участие в избирательной кампании (в составлении списков избирателей, формировании избирательных комиссий, предвыборной агитации, подсчете голосов и т.д.).
5. Пассивное избирательное право — это:
а) право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
б) право граждан избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
в) право не участвовать в предвыборной агитации;
г) право воздержаться от участия в голосовании.
6. Активным избирательным правом обладают:
а) граждане вне зависимости от места жительства;
б) граждане, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа;
в) граждане, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа и регулярно уплачивающие установленные налоги и сборы;
г) граждане, внесенные в список избирателей.
7. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации:
а) обладают всеми избирательными правами наравне с гражданами Российской Федерации;
б) имеют право избирать только в федеральные органы государственной власти;
в) имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на основании международных договоров и в порядке, установленном законом;
г) не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления ни при каких обстоятельствах.
8. Сроком на 5 лет избираются:
а) Президент Российской Федерации;
б) глава Советского района;
в) глава и депутаты представительного органа поселения Советского района;
г) депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
9. Непосредственное выдвижение кандидата может быть осуществлено путем:
а) только самовыдвижения;
б) только выдвижения избирательным объединением;
в) самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением;
г) выдвижения группой избирателей.
10. Главой муниципального образования может быть избран:
а) гражданин Российской Федерации не моложе 21 года;
б) гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет;
в) гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет и постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 15 лет;
г) гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет и не старше 70 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
11. Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран:
а) гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет;
б) гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет;
в) гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право на участие в выборах;
г) гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, но не старше 70 лет и имеющий право на участие в выборах.
12. Выборы депутатов представительного органа поселения на территории Советского района проводятся по:
а) пропорциональной избирательной системе;
б) мажоритарной избирательной системе;
в) смешанной избирательной системе (половина депутатов — по пропорциональной, другая половина — по мажоритарной избирательной системе);
г) избирательной системе единственного передаваемого голоса.
13. Подготовку и проведение выборов организуют и обеспечивают:
а) органы государственной власти;
б) органы местного самоуправления;
в) избирательные комиссии;
г) органы государственной власти, органы местного самоуправления и избирательные комиссии.
14. Зарегистрированный кандидат:
а) обладает неприкосновенностью;
б) не может быть без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) заключен под стражу;
в) обязан уйти в отпуск на период избирательной кампании независимо от места работы занимаемой им должности;
г) получает государственное пособие на период избирательной кампании.
15. Кандидат вправе назначить доверенных лиц, которые:
а) осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата;
б) осуществляют полномочия наблюдателя при проведении голосования и подсчете голосов;
в) являются членами избирательных комиссий;
г) не имеют права участвовать в голосовании.
16. Предвыборная агитация может проводиться:
а) органами государственной власти;
б) военными учреждениями и организациями;
в) международными организациями;
г) непосредственно кандидатом и его доверенными лицами.
17. Проведение предвыборной агитации запрещается:
а) до того, как кандидат будет зарегистрирован в установленном порядке;
б) до того, как будут сформированы все избирательные комиссии, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение соответствующих выборов;
в) в день голосования и в предшествующие ему три дня, а также до подведения результатов выборов;
г) в день голосования и в предшествующий ему день.
18. В Российской Федерации досрочное голосование по общему правилу:
а) проводится на выборах во все органы государственной власти и органы местного самоуправления;
б) проводится на выборах только в федеральные органы государственной власти;
в) может проводиться на выборах в органы местного самоуправления;
г) не проводится ни на каких выборах.
19. Решение участковой избирательной комиссии об отказе в выдаче гражданину в день голосования избирательного бюллетеня:
а) может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
б) может быть обжаловано в милицию;
в) может быть обжаловано в органы местного самоуправления;
г) окончательно и обжалованию не подлежит.
20. Принцип периодичности проведения выборов:
а) применяется только по отношению к выборам Президента РФ и Государственной Думы;
б) применяется по отношению к выборам Президента РФ и Государственной Думы, а также может применяться по отношению к региональным выборам, если это предусмотрено законами субъектов РФ;
в) применяется по отношению к выборам всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, избираемых населением;
г) в современных условиях не применяется в Российской Федерации.
21. К числу принципов выборов нельзя отнести:
а) принцип презумпции избираемости кандидата;
б) принцип всеобщности выборов;
в) принцип равенства;
г) принцип осуществления организации подготовки и проведения выборов независимыми избирательными комиссиями.
22. Принцип тайного голосования выражается в том, что:
а) голосование происходит анонимно, отсутствуют списки избирателей, фиксирующие имя и паспортные данные гражданина, которому выдан избирательный бюллетень;
б) избирательный бюллетень заполняется гражданином в специальной кабине, при этом избирательный бюллетень не имеет номера и не содержит информации об имени и паспортных данных проголосовавшего гражданина;
в) в помещении для голосования не допускается присутствия представителей средств массовой информации;
г) результаты выборов останутся неизвестными для населения.
23. Первой стадией избирательного процесса является:
а) финансирование выборов;
б) выдвижение кандидатов;
в) формирование избирательных комиссий;
г) назначение выборов.
24. Центральная избирательная комиссия РФ организует подготовку и проведение:
а) всех выборов, проходящих на территории Российской Федерации;
б) выборов в федеральные органы государственной власти;
в) выборов в федеральные и региональные органы государственной власти;
г) голосования на территории Российской Федерации иностранных граждан на выборах в органы государственной власти иностранных государств.
25. Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления назначаются:
а) Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
б) главой муниципального образования по согласованию с избирательной комиссией;
в) представительным органом муниципального образования;
г) Конституционным Судом РФ.
26. В случае если выборы депутатов представительного органа муниципального образования не были назначены уполномоченным органом в установленные сроки, то данные выборы:
а) назначаются избирательной комиссией организующей выборы;
б) назначаются Конституционным Судом РФ;
в) откладываются на один год;
г) отменяются.
27. Выборы назначаются:
а) только на воскресенье;
б) как правило, на воскресенье, но в исключительных случаях могут быть назначены и на другой день недели;
в) на любой выходной день, кроме нерабочего праздничного дня;
г) на день, в который истекает срок полномочий избираемого органа, независимо от дня недели.
28. Решение о назначении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления:
а) принимается за 90 – 110 дней до дня голосования;
б) принимается за 80 – 90 дней до дня голосования;
в) принимается за 30 дней до дня голосования;
г) не принимается, поскольку день голосования уже определен федеральным законом.
29. В списки избирателей на избирательных участках включаются:
а) граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом;
б) граждане Российской Федерации, обладающие на день составления списков избирателей активным избирательным правом;
в) граждане Российской Федерации, проживающие на территории избирательного округа;
г) граждане Российской Федерации, подавшие заявление в участковую избирательную комиссию до дня голосования.
30. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является:
а) факт нахождения его недвижимого имущества на территории этого участка;
б) факт нахождения его места жительства на территории этого участка;
в) факт уплаты им налогов на территории этого участка;
г) каждый из перечисленных выше фактов.
31. Избирательный округ – это:
а) территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица);
б) территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются законодательный орган государственной власти, представительный орган местного самоуправления;
в) совокупность всех избирательных участков;
г) административно-территориальная единица Российской Федерации.
32. При образовании избирательных участков на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более:
а) трех тысяч избирателей;
б) ста тысяч избирателей;
в) количества избирателей, проживающих в соответствующем населенном пункте;
г) количества избирателей, проживающих в соответствующем субъекте Российской Федерации.
33. В Российской Федерации действуют:
а) Международная избирательная комиссия, Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ;
б) Центральная избирательная комиссия РФ, межрегиональные избирательные комиссии, избирательные комиссии субъектов РФ;
в) межрегиональные избирательные комиссии, межмуниципальные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии;
г) муниципальные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии, окружные избирательные комиссии.
34. В случае нарушения кандидатом избирательного законодательства соответствующая избирательная комиссия вправе:
а) вынести этому кандидату предупреждение;
б) наложить на этого кандидата штраф;
в) отменить регистрацию этого кандидата;
г) осуществить любую из перечисленных выше мер.
35. Срок полномочий избирательных комиссий действующих на постоянной основе составляет:
а) один год;
б) четыре года;
в) ограничены периодом избирательной кампании;
г) не ограничены определенным сроком.
36. Избирательная комиссия Ростовской области:
а) формируется Губернатором Ростовской области и Законодательным Собранием Ростовской области;
б) формируется Центральной избирательной комиссией РФ;
в) формируется политическими партиями;
г) избирается населением Ростовской области.
37. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
а) государственные и муниципальные служащие;
б) судьи, прокуроры;
в) граждане, не имеющие высшего юридического образования;
г) граждане, не достигшие возраста 21 года.
38. Наблюдатель при осуществлении наблюдения за проведением голосования не вправе:
а) проводить агитацию среди избирателей:
б) знакомиться со списками избирателей;
в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
г) обжаловать действия соответствующей избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
39. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать:
а) 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа;
б) 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа;
в) 10 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа;
г) 25 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.
40. Недостоверной подписью считается:
а) подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей;
б) подпись, собранная с нарушением оформления подписного листа;
в) подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом;
г) подпись, выполненная лицом в нетрезвом состоянии.
41. Субъектами предвыборной агитации являются:
а) граждане Российской Федерации;
б)государственные служащие при исполнении должностных обязанностей;
в) работники милиции при исполнении должностных обязанностей;
г) члены избирательных комиссий.
42. Запрещается проводить предвыборную агитацию:
а) гражданам, не достигшим возраста 21 года;
б) благотворительным и религиозным организациям;
в) преподавателям и учителям в образовательных учреждениях;
г) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, даже если они зарегистрированы в качестве кандидатов.
43. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается:
а) со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов;
б) со дня регистрации кандидата, списка кандидатов;
в) за 28 дней до дня голосования;
г) за 14 дней до дня голосования.
44. Документом, заменяющим паспорт гражданина при получении им избирательного бюллетеня, не является:
а) военный билет;
б) временное удостоверение личности, выдаваемое на период оформления паспорта;
в) паспорт моряка;
г) пенсионное удостоверение.
45. Избирательные фонды кандидатов не могут создаваться за счет:
а) собственных средств кандидата;
б) добровольных пожертвований граждан;
в) добровольных пожертвований юридических лиц;
г) добровольных пожертвований международных организаций.
46. В Российской Федерации не применяется:
а) мажоритарная система абсолютного большинства;
б) мажоритарная система относительного большинства;
в) пропорциональная система;
г) система преференциального голосования.
47. ГАС «Выборы» — это:
а) государственная программа по развитию и совершенствованию организации подготовки и проведения выборов в Российской Федерации;
б) известная компьютерная игра по избирательному праву;
в) автоматизированная информационная система, реализующая информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдума;
г) политическая партия «Гражданско-Авторитарный Союз «Выборы».
48. Кто из перечисленных ниже лиц может оказать помощь избирателю при заполнении бюллетеня, если он не может самостоятельно его заполнить?
а) наблюдатель;
б) секретарь участковой избирательной комиссии;
в) доверенное лицо одного из кандидатов;
г) избиратель, находящийся рядом.
49. Для того, чтобы избирательный бюллетень на выборах по одномандатному избирательному округу был признан действительным, необходимо:
а) поставить любую отметку во всех квадратах, расположенных справа от фамилий кандидатов;
б) поставить любую отметку в только одном квадрате, расположенном справа от фамилии понравившегося кандидата;
в) поставить галочки в квадратах за двух понравившихся кандидатов;
г) не ставить никаких знаков в квадратах.
50. Если избиратель совершил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня:
а) он сдает бюллетень члену участковой избирательной комиссии и не имеет права получить новый;
б) он исправляет ошибку прямо в бюллетене;
в) он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, вернуть испорченный и получить новый бюллетень взамен испорченного;
г) он оставляет испорченный бюллетень себе «на память», но при этом получает новый.
2. Задачи
Задача 1. Гражданин Григорьев в установленные сроки уведомил избирательную комиссию Энского муниципального района о своем выдвижении в качестве кандидата в депутаты районного Совета. Однако в избирательной комиссии ему сообщили, что он не может избираться депутатом, поскольку еще не достиг необходимого возраста — 21 года. Григорьев же предъявил свой паспорт, из которого следовало, что 21 год ему должен исполниться как раз в день голосования.
Имеет ли право Григорьев, при таких обстоятельствах быть выдвинут кандидатом и избран депутатом районного Совета? Ответ обоснуйте.
Задача 2. Гражданин Петров за два дня до дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы явился в участковую избирательную комиссию по месту своего жительства и попросил предоставить ему возможность проголосовать досрочно, так как он уезжает и в день голосования будет находиться в другом городе.
Как должна поступить участковая избирательная комиссия?
Задача 3. В день голосования на избирательный участок явилась гражданка Иванова, являющаяся инвалидом по зрению. Получив избирательный бюллетень, она обратилась к члену участковой избирательной комиссии с просьбой помочь ей заполнить бюллетень, так как она почти ничего не видит. Однако член избирательной комиссии отказал ей в помощи, мотивируя это тем, что по закону голосование является тайным и гражданин только сам должен заполнять бюллетень.
Правомерно ли гражданке Ивановой было отказано в помощи по заполнению избирательного бюллетеня? Как должен был поступить член избирательной комиссии, на ваш взгляд?
Задача 4. В день голосования после окончания времени для голосования члены участковой избирательной комиссии вскрывают переносные ящики для голосования. При подсчете избирательных бюллетеней обнаруживается, что в ящиках для голосования находилось больше избирательных бюллетеней, чем было подано заявлений избирателями о голосовании вне помещения для голосования.
Мнения членов избирательной комиссии разделились. Одни предлагают признать итоги голосования на данном участке недействительными, другие — просто изъять наугад лишние бюллетени и уничтожить их и продолжить подсчет голосов, третьи считают, что ничего не надо делать, а просто подсчитать все голоса и направить результаты в вышестоящую избирательную комиссию.
Какой выход из сложившейся ситуации предложили бы вы, если были бы членом избирательной комиссии? Ответ обоснуйте.
Задача 5. Заканчиваются полномочия Совета Энского муниципального района. Новые выборы должны быть назначены самим Советом. Однако в установленный законом срок Совет выборы не назначает, что объясняется желанием депутатов этого Совета продлить свои полномочия на неопределенный срок. Муниципальная избирательная комиссия, призванная контролировать соблюдение избирательных прав граждан, в данном муниципальном образовании не сформирована.
Можно ли правовым путем преодолеть нежелание районного Совета назначать выборы и все-таки их назначить и провести? Если можно, то, каким образом?
Задача 6. Гражданин России Петров выехал в длительную служебную командировку в Киев (Украина). На один из дней его пребывания в командировке приходился день голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В этот день Петров, обладая активным избирательным правом, направился в избирательную комиссию города Киева и потребовал там выдать ему бюллетень для голосования. Однако члены избирательной комиссии Киева ему отказали, ссылаясь на то, что избирательная комиссия Киева участвует в подготовке и проведении выборов только в украинские органы государственной власти, но не в российские.
Вернувшись в Россию, Петров обратился с жалобой в суд, требуя признать незаконным бездействие российских властей по предоставлению ему возможности проголосовать за пределами Российской Федерации.
Имеют ли право граждане РФ принимать участие в голосовании по выборам депутатов Государственной Думы, пребывая за рубежом? Если имеют, то куда они должны обращаться, чтобы осуществить свое активное избирательное право?
Изменилось бы решение задачи, если бы речь шла о выборах не депутатов Государственной Думы, а депутатов представительного органа местного самоуправления?
Задача 7. Началась избирательная кампания по выборам мэра города Энска. В соответствии с Уставом г. Энска, мэром города может быть избран гражданин, достигший на день голосования возраста 18 лет.
Гражданин Иванов, которому недавно исполнилось 19 лет, решил воспользоваться своим пассивным избирательным правом и выдвинул свою кандидатуру. Однако в процессе сбора подписей избирателей в поддержку кандидатуры Иванова в Устав г. Энска спешно были внесены поправки, согласно которым мэром города теперь мог быть избран только гражданин, достигший возраста 21 года.
Когда Иванов принес в городскую избирательную комиссию подписные листы, избирательная комиссия отказала ему в регистрации в качестве кандидата на основании того, что на день голосования Иванов еще не достигнет 21 года.
Насколько законно и обоснованно, на Ваш взгляд, такое решение избирательной комиссии?
Задача 8. В день голосования гражданин Сидоров явился в помещение участковой избирательной комиссии и, предъявив свой паспорт, попросил выдать ему избирательный бюллетень для голосования. Член избирательной комиссии, просмотрев паспорт Сидорова, пришел к выводу, что ему еще не исполнилось 18 лет, а потому принимать участие в голосовании он не может
Однако Сидоров не растерялся и предъявил свидетельство о своем браке. А поскольку он женат, следовательно, он согласно закону должен считаться совершеннолетним. А раз он совершеннолетний, утверждал Сидоров, то он имеет право и на участие в голосовании.
Какое решение должна вынести участковая избирательная комиссия?
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ГЛАВЫ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
КУШМАНАКОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
БУРАЕВСКИЙ РАЙОН
1. Общие положения:
В своей работе Глава сельского поселения Кушманаковский сельсовет подотчетен Совету сельского поселения Кушманаковский сельсовет.
2. Должностные обязанности:
1. Руководство администрацией сельского поселения Кушманаковский сельсовет, подписание от имени администрации договоров, соглашений.
2. Издание правовых актов.
3. Участие в работе заседаний Совета сельского поселения Кушманаковский сельсовет.
4. Назначение и освобождение от должности специалистов администрации сельского поселения Кушманаковский сельсовет .
5. Внесение на утверждение Совета сельского поселения структуры администрации сельского поселения Кушманаковский сельсовет;
6. Организация управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Решение вопросов создания, приобретения, аренды объектов муниципальной собственности.
7. Открытие и закрытие счёта в банке, подписание финансовых документов.
8. Внесение на рассмотрение Совета сельского поселения Кушманаковский сельсовет проектов решений по вопросам местного значения, по установлению, изменению и отмене налоговых льгот по местным налогам, осуществлению расходов из средств местного бюджета.
9. Представление на утверждение Совета сельского поселения Кушманаковский сельсовет проектов местного бюджета, планов и программ социально-экономического развития, а также отчетов об их исполнении.
10. Организация работы с кадрами, их аттестацией и по повышению квалификации, определению условий оплаты труда, премирования и надбавок.
11. Определение функций и полномочий структурных подразделений администрации сельского поселения Кушманаковский сельсовет, утверждение положений о них, смещение с должности и назначение на должность, в том числе по конкурсу и на основе заключения срочных трудовых договоров, специалистов, руководителей структурных подразделений администрации.
12. Применение в соответствии с законодательством мер поощрения, привлечение к дисциплинарной ответственности работников администрации.
13. Осуществление организации проведения мероприятий по гражданской обороне, разработке и реализации планов гражданской обороны в границах поселения.
14. Организация осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
15. Организация участия в предупреждении последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
16. Организация обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального поселения.
17. Организация приема граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений.
18. Организация и контроль в пределах своей компетенции выполнение решений Совета сельского поселения Кушманаковский сельсовет, собственных решений учреждениями, предприятиями, организациями, общественными объединениями и гражданами.
19. Обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции, и ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну.
20. Приобретение и осуществление имущественных и иных прав и обязанностей.
21. Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
22. Исполнение переданных полномочий по содержанию зданий и сооружений муниципальных учреждений: СОШ, МДОУ Детский сад, Дом культуры.
23. Подготовка проектов распоряжений по основной деятельности.
24. Подготовка проектов постановлений главы сельского поселения.
25. Практическая помощь Совету в работе (информационная, машинописные работы, о6ганизационная работа с депутатами по подготовке собраний граждан).
26. Обязанность, ответственность за хранение гербовой печати.
27. Координация работы с учреждениями поселка в вопросах организации досуга и обеспечении жителей услуга организации культуры, развитие на территории поселения физической культуры и спорта.
28. Проведение мониторинга (изучение вопроса по предоставлению транспортных услуг), содействие транспортным службам по оказанию услуг транспортного перевоза.
29. Муниципальное правовое регулирование в области пожарной безопасности.
30. Организация благоустройства и озеленение территории поселения.
31. Организация освещения улиц, установка указателей с названиями улиц и номерами домов.
32. Организация общественных и временных работ с безработными гражданами.
33. Хозяйственная деятельность по зданию администрации.
3. Должен знать:
Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Башкортостан, законы Республики Башкортостан и иные нормативно-правовые акты Республики Башкортостан, Устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты применительно к осуществлению соответствующих должностных обязанностей.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
УПРАВЛЯЮЩЕГО ДЕЛАМИ АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
КУШМАНАКОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
БУРАЕВСКИЙ РАЙОН
I. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция устанавливает должностные обязанности, права и ответственность управляющего делами Администрации сельского поселения Кушманаковский сельсовет муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан, а также определяет квалификационные требования к лицу, замещающему данную должность.
1.2. Должность управляющего делами Администрации сельского поселения Кушманаковский сельсовет муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан (далее – сельское поселение) относится к старшей группе муниципальных должностей муниципальной службы согласно Реестру муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан.
В соответствии с частью 7 статьи 18 Устава сельского поселения Кушманаковский сельсовет муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан (далее – Устав) в случае досрочного прекращения полномочий главы сельского поселения управляющий делами временно исполняет его полномочия.
1.3. Управляющий делами назначается на должность и освобождается от должности распоряжением главы сельского поселения.
1.4. Управляющий делами подчиняется непосредственно главе сельского поселения.
1.5. Управляющий делами осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, в том числе Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан, в том числе законами Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» и «О муниципальной службе в Республике Башкортостан», решениями, принятыми на местном референдуме, Уставом, решениями Совета сельского поселения, Регламентом Совета, постановлениями и распоряжениями главы сельского поселения, настоящей инструкцией, другими нормативными правовыми актами, действующими на территории муниципального района, и поручениями главы сельского поселения.
1.6. В период временного отсутствия управляющего делами его обязанности по поручению главы сельского поселения исполняет другой работник Администрации сельского поселения.
II. Квалификационные требования
2.1. На должность управляющего делами может быть назначено лицо, соответствующее требованиям, предъявляемым Законом Республики Башкортостан от 16.07.2007 г. № 4523-з «О муниципальной службе в Республике Башкортостан».
2.2. Квалификационные требования, предъявляемые к профессиональным знаниям управляющего делами:
– знание Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан;
– знание федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, соответствующих направлениям деятельности органа местного самоуправления, применительно к исполнению должностных обязанностей;
– знание устава сельского поселения и иных муниципальных правовых актов, соответствующих направлениям деятельности;
– знание нормативных правовых актов, регламентирующих служебную деятельность;
– знание основных принципов организации органов местного самоуправления;
– знание требований к служебному поведению муниципального служащего;
– знание основных прав и основных обязанностей муниципального служащего, а также ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой;
– знание порядка работы с информацией, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, и иной информацией ограниченного доступа, а также работы, направленной на предотвращение нарушений режима секретности и утечки (разглашения) сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, в пределах своей компетенции;
– профессиональные знания, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
– знание служебного распорядка, знание рациональных приемов и порядка работы со служебной информацией и документами.
2.3. Квалификационные требования, предъявляемые к профессиональным навыкам управляющего делами:
– способность к накоплению и обновлению профессиональных знаний и умений;
– своевременное и качественное выполнение заданий и поручений вышестоящих руководителей;
– навыки исполнительской дисциплины;
– общая грамотность;
– навыки работы с документами, деловой корреспонденцией;
– владение официально-деловым стилем современного русского литературного языка;
– наличие навыков владения компьютерной и оргтехникой, необходимым программным обеспечением;
– владение современными средствами, методами и технологиями работы с информацией;
– навыки планирования и рациональной организации рабочего времени;
– навыки принятия управленческих решений;
– коммуникабельность.
Ш. Должностные обязанности
3.1. Управляющий делами обеспечивает выполнение функций, возложенных на Совет и Администрацию сельского поселения.
3.2. В целях обеспечения деятельности Совета управляющий делами:
– обеспечивает деятельность главы сельского поселения по организации работы Совета;
– осуществляет подготовку проектов постановлений и распоряжений главы сельского поселения по вопросам организации деятельности Совета;
– участвует в подготовке и принятии Советом и постоянными комиссиями Совета годовых, текущих планов деятельности Совета и оказывает содействие депутатам Совета в их выполнении;
– обеспечивает подготовку, участвует в организации и проведении заседаний Совета, постоянных и иных комиссий Совета, рабочих групп и иных органов Совета, готовит к заседаниям необходимые материалы;
– осуществляет информирование депутатов и приглашенных о проведении заседаний Совета и о перечне рассматриваемых вопросов путем обнародования в установленные Регламентом Совета сроки информации о проведении заседания Совета, направления письменных извещений, приглашений, телефонограмм;
– оказывает содействие депутатам в подготовке проектов решений Совета, Регламента Совета, Положения о постоянных комиссиях Совета, Положения о Комиссии Совета по соблюдению Регламента Совета, статусу и этики депутата и других нормативных актов Совета;
– готовит к подписанию главой сельского поселения решения Совета и иные акты Совета после их принятия; в случае необходимости организует после заседания Совета доработку принятых решений;
– осуществляет регистрацию и учет решений Совета;
– обеспечивает официальное обнародование главой сельского поселения решений Совета, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также обнародование иных решений в порядке, установленном законодательством и Уставом;
– направляет решения Совета соответствующим организациям, должностным лицам и доводит их до сведения граждан в сроки, установленные законодательством и Уставом;
– осуществляет обеспечение деятельности постоянных и иных комиссий Совета, организует до заседаний Совета подготовку заключений постоянных комиссий Совета на проекты решений Совета, оказывает содействие постоянным и иным комиссиям Совета в подготовке их решений и председателям комиссий – в организации деятельности комиссий Совета;
– организует осуществление контроля за исполнением муниципальных правовых актов (решений Совета, постановлений и распоряжений главы сельского поселения и других);
– обобщает информацию о деятельности Совета, постоянных и иных комиссий Совета, о деятельности депутатов в избирательных округах, участвует в подготовке ежегодной информации главы сельского поселения о деятельности Совета;
– после каждого заседания Совета информирует депутатов Совета о наиболее важных постановлениях и распоряжениях, принятых главой сельского поселения, о проведенных в сельском поселении мероприятиях;
– осуществляет по запросу органов государственной власти, Совета муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан иных органов местного самоуправления подготовку статистических отчетов об организационной работе Совета и о составе депутатов, подготовку справок, информационных материалов о Совете и иных документов;
– ведет делопроизводство Совета, в том числе протоколирование заседаний Совета и его органов, публичных слушаний, опросов граждан и других мероприятий, проводимых Советом, обеспечивает хранение дел и их архивирование в соответствии с утвержденной номенклатурой дел, сдачу их в архив и т.д.;
– визирует проекты решений Совета и приложения к ним, а также до подписания – принятые Советом решения, постановления и распоряжения главы сельского поселения, письма и другие документы Совета;
– обеспечивает сохранность гербовой печати Совета;
– участвует в организации публичных слушаний, собраний и конференций граждан, опросов граждан, мероприятиях, проводимых по инициативе Совета, главы сельского поселения;
– оказывает организационное содействие депутатам Совета в реализации их полномочий;
– составляет на основе информации, полученной от депутатов Совета, график проведения приема граждан депутатами Совета и обеспечивает информирование населения сельского поселения о проведении приемов граждан;
– участвует в организации проведения отчетов депутатов перед населением;
– участвует в подготовке и проведении учебы депутатов Совета;
– координирует работу работников Администрации по обеспечению деятельности Совета;
– выполняет иные обязанности, связанные с организацией и обеспечением деятельности Совета, постоянных и иных комиссий Совета, депутатов Совета.
3.3. В целях обеспечения деятельности Администрации управляющий делами:
– обеспечивает деятельность главы сельского поселения по руководству Администрацией;
– осуществляет подготовку проектов постановлений Администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжений по вопросам организации деятельности Администрации;
– осуществляет их регистрацию, учет и организует контроль за их выполнением;
– направляет постановления и распоряжения главы сельского поселения соответствующим организациям, должностным лицам и доводит их до сведения граждан в сроки, установленные законодательством и Уставом;
– обеспечивает официальное обнародование главой сельского поселения постановлений и распоряжений главы сельского поселения, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, в порядке, установленном законодательством и Уставом;
– координирует работу сотрудников Администрации по обеспечению деятельности Администрации;
– обобщает информацию о деятельности Администрации, выполнении планов деятельности Администрации, участвует в подготовке ежегодного отчета перед Советом главы сельского поселения о деятельности Администрации;
– обеспечивает перспективное и текущее планирование деятельности Администрации;
– участвует в разработке правил внутреннего распорядка, должностных инструкций работников Администрации, правил делопроизводства, положений и других документов Администрации;
– обеспечивает сохранность гербовой печати Администрации сельского поселения;
– участвует в совещаниях, коллегиях и других мероприятиях, проводимых главой сельского поселения;
– оказывает содействие в работе избирательных комиссий сельского поселения и участковых избирательных комиссий в подготовке и проведении выборов, референдумов в порядке, установленном законодательством и Уставом;
– ведет делопроизводство Администрации: получает и просматривает поступившие и исходящие документы, проводит их регистрацию и контроль за выполнением;
– обеспечивает деятельность общественного совета (коллегии и т.п.) при главе сельского поселения;
– осуществляет координацию деятельности комиссий, созданных при главе сельского поселения;
– обеспечивает взаимодействие органов местного самоуправления с женсоветом и Советом ветеранов сельского поселения, с органами общественного территориального самоуправления (старостами, уличными и домовыми комитетами и т.д.), общественными объединениями;
– ведет учет кадров, оформление личных дел и трудовых книжек работников Администрации и бюджетных учреждений;
– организует своевременное рассмотрение и разрешение обращений (заявлений, жалоб, предложений) граждан и организаций;
– обеспечивает подготовку документов на награждение граждан, организаций почетными грамотами, благодарственными письмами, медалями (в т.ч. многодетных матерей – медалями материнства), званиями и иными наградами;
– осуществляет по запросу органов государственной власти, Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан и иных органов подготовку отчетов;
– ведет архивные дела: составляет номенклатуру дел, готовит опись дел и актов на уничтожение документов, обеспечивает своевременную обработку архивных документов, их сохранность и сдачу в архив;
– совершает нотариальные действия, предусмотренные законодательством, в случае отсутствия в сельском поселении нотариуса;
– осуществляет регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах поселения;
– ведет похозяйственную книгу и составляет отчеты по переписи населения, скота и домовладений;
– организует систематизированный учет и хранение поступающих нормативных актов в Администрацию, главе сельского поселения;
– выполняет иные обязанности, связанные с организацией и обеспечением деятельности Администрации и главы сельского поселения.
3.4. Управляющий делами выполняет также иные обязанности муниципального служащего, установленные Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», и соблюдает ограничения и запреты, установленные законодательством о муниципальной службе.
ІV. Должностные полномочия
4.1. Управляющий делами имеет право:
– представлять Администрацию по поручению главы сельского поселения;
– осуществлять в пределах своей компетенции по поручению главы сельского поселения проверку исполнения муниципальных правовых актов (решений Совета, постановлений и распоряжений главы сельского поселения и других), принимать меры по устранению обнаруженных недостатков с информированием об этом Совета и главы сельского поселения;
– участвовать в подготовке проектов муниципальных правовых актов и других материалов, относящихся к компетенции Совета и Администрации;
– давать поручения работникам Администрации в целях обеспечения деятельности Совета и Администрации;
– участвовать в обсуждении вопросов, входящих в круг его обязанностей, принимать участие в заседаниях, совещаниях, проводимых в Совете или главой сельского поселения;
– взаимодействовать с Секретарем и аппаратом Совета муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан, с управляющим делами Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан по вопросам обеспечения деятельности Совета и Администрации сельского поселения;
– обращаться за правовой консультацией в юридическую службу Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан, Ассоциацию «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан;
– проводить совещания по вопросам, входящим в его компетенцию и участвовать на совещаниях, проводимых главой сельского поселения;
– участвовать в конференциях, заседаниях, круглых столах, съездах и т.д., проводимых в муниципальном районе по вопросам деятельности органов местного самоуправления;
– запрашивать в установленном порядке и бесплатно получать от муниципальных учреждений, органов общественного территориального самоуправления сельского поселения, общественных объединений и иных организаций, информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
– вносить предложения главе сельского поселения о необходимости организации командировок (поездок) по вопросам, отнесенным к компетенции управляющего делами;
– получать для ознакомления и использования в работе нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Башкортостан;
– направлять, в соответствии с законодательством, на экспертизу в уполномоченные органы муниципальные нормативные правовые акты, принятые в сельском поселении;
– вносить главе сельского поселения предложения о применении к муниципальным служащим мер поощрения и взыскания;
– вносить предложения главе сельского поселения по совершенствованию организации своей деятельности, деятельности Совета, Администрации.
4.2. Управляющий делами пользуется также иными правами, установленными Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
V. Ответственность
5.1. Управляющий делами несет персональную ответственность за нарушение запретов и ограничений, связанных с нахождением управляющего делами на муниципальной службе, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Башкортостан и настоящей должностной инструкцией, неисполнение или ненадлежащее исполнение поручений главы сельского поселения, а также несоблюдение Правил внутреннего трудового распорядка.
С настоящей инструкцией ознакомлен. Один экземпляр получил на руки.
1.10. ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Правдин Дмитрий Геннадьевич, аспирант кафедры конституционного и муниципального права. Место учебы: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. E-mail: dm.pravdin@mail.ru.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью главы муниципального образования. Автор подвергает критике нормы действующего законодательства и сложившуюся правоприменительную практику, которые допускают исполнение обязанностей главы муниципального образования, как на возмездной, так и на безвозмездной основе. По его мнению, модель с главой муниципального образования, осуществляющего полномочия не непостоянной основе, не соответствует потребностям муниципального управления и должна быть законодательно запрещена.
Ключевые слова: местное самоуправление; органы местного самоуправления; должностное лицо местного самоуправления; глава муниципального образования; оплата труда.
THE HEAD OF MUNICIPAL UNION IN SYSTEM OF BODIES LOCAL GOVERNMENT
Keywords: local government; local governments; the official of local government; the head of municipal union; payment.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В то же время, исходя из ч. 1 ст. 34 того же закона, глава муниципального образования выступает органом местного самоуправления. Вполне определенно изложил свою позицию по данному вопросу Конституционный Суд Российской Федерации. В Определении от 26 сентября 1996 г. он указал, что понятия «органы местного самоуправления» и «должностные лица местного самоуправления» не являются взаимоисключающими: должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга его полномочий может выступать и в качестве органа ме-
стного самоуправления1. Из допустимости существования единоличных органов местного самоуправления вытекает важное следствие: нормы, регламентирующие деятельность депутатов (членов) выборных органов местного самоуправления, применимы и к выборным должностным лицам местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения2.
Глава муниципального образования является основопологающим должностным лицом
муниципального образования, так как он возглавляет основной орган муниципального района, а именно районное собрание.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;
4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;
5) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 настоящего Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполняет полномочия его председателя.
Указанные выше ограничения не распространяются на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Таким образом, в сельских поселениях глава муниципального образования может одновременно возглавлять обе ветви власти. Во всех иных муниципальных образованиях глава руководит либо представительным органом, либо местной администрацией. Именно от этого, во многом, зависит превалирование одной ветви власти над другой, так как орган местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования приобретает и большую независимость, и большие возможности по контролю за другими органами. Кроме того, сам факт замещения главой муниципального образования должности главы представительного органа, либо главы местной администрации может порождать необходимость осуществления взаимодействия между указанными органами по
1 Определение Конституционного Суда РФ от 26.09.1996 № 92-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Ярославской области как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Документ опубликован не был.
2 См. например: Замотаев А. Органы местного самоуправления
// Муниципальная власть. 1998. № 1-2. С. 14-15.
различным вопросам (например, если глава муниципального образования возглавляет представительный орган муниципального образования, глава местной администрации должен назначаться на конкурсной основе, который проводится с деятельным участием представительного органа, а контракт с победителем конкурса заключает сам глава муниципального образования).
Роль главы муниципального образования в принятии многих решений, возникающих на местном уровне, велика, играет по сути своей главенствующую роль по защите и представлению интересов граждан муниципального образования. Поэтому сложно согласиться с мнением А.А. Сергеева, который считает, что глава муниципального образования — это не более чем титул, который присваивается уставом муниципального образования или избранному населением главе местной администрации, или спикеру представительного органа, и присвоение этого титула не добавляет главе администрации или спикеру каких-либо реальных полномочий, поскольку их полномочия предопределены реальной должностью — главы администрации либо спикера3. В соответствии с ч.4 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования от своего имени:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Как видно даже из этого перечня, глава муниципального образования вправе самостоятельно решать значительный круг вопросов, в том числе, издавая при этом акты, обязательные к применению на территории муниципального образования. Кроме того, следует особо обратить внимание на то, что именно на него возложено обеспечение осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, что требует от главы муниципального образования обеспечения взаимодействия между этими органами.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Помимо полномочий, указанных непосредственно в ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования наделен рассматриваемым законом и иными полномочиями, в частности, только глава муниципального
3 Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., 2006. С. 135.
образования наряду с группой жителей поселения вправе инициировать сход граждан (ст. 25); он может проводить публичные слушания (ст. 28); выступать с инициативой проведения опроса граждан (ст. 31) и др.
Наконец, замещая должность главы представительного органа или главы местной администрации (исполнительно-распорядительного органа), глава муниципального образования, как уже отмечалось выше, получает дополнительные полномочия, связанные с этой должностью. Среди таковых, разумеется, есть и полномочия, реализуемые во взаимодействии с другими органами муниципальной власти. Так, например, полномочием специального характера, которым наделен глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, можно считать право отлагательного вето в отношении нормативных правовых актов, принятых представительным органом. При этом необходимо подчеркнуть, что данным полномочием наделяется именно глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, а не глава местной администрации. Как справедливо отмечает И.И. Макаров, «о первичности статуса главы муниципального образования по отношению к статусу председателя представительного органа (главы местной администрации) говорит и формулировка п. 2, 3, 5 ч. 2 ст. 36 Федерального закона, из которой ясно, что именно глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа (возглавляет местную администрацию), а не наобо-рот»4.
В связи с этим не может не вызвать удивление тот факт, что «законодательство и сложившаяся правоприменительная практика допускают исполнение обязанностей главы муниципального образования, как на возмездной, так и на безвозмездной основе»5. Действительно, согласно ч. 5 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования, при этом какого-либо исключения для глав муниципальных образований не устанавливается.
Показательно также, что, в отношении главы муниципального образования, в отличие от главы местной администрации, не установлен запрет заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Вполне очевидно, что такой запрет может быть установлен только в отношении лица, осуществляющего деятельность на профессиональной оплачиваемой основе. Поэтому, если глава муниципального образования, замещающий одновременно должность главы местной администрации, в любом случае будет получать денежное вознаграждение за свою деятельность, то глава муниципального образования, замещающий одновременно должность главы представительного органа, вполне может работать и на «общественных началах».
Примеры использования такого подхода встречаются на практике не так часто, однако, они есть. Так, на-
4 Макаров И.И. Актуальные проблемы правового статуса главы муниципального образования // Журнал российского права. 2008. № 7.
5 Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Оплата труда должностных лиц местного самоуправления: вопросы правовой определенности // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 10. С. 33.
пример, в соответствии с ч. 4 ст. 31 Устава муниципального образования Славный6 глава муниципального образования осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Устава Викуловского муниципального района Тюменской области7 председатель районной Думы является главой муниципального образования и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Более того, можно встретить примеры, когда глава муниципального района, являющийся одновременно главой поселения, входящего в муниципальный район осуществляет полномочия на непостоянной основе. Так, в Бокситогорском районе Ленинградской области глава муниципального района, возглавляющий одновременно Бокситогорское городское поселение, продолжает руководить градообразующим предприятием, осуществляя свои полномочия в муниципальных образованиях на непостоянной основе8.
Между тем, вполне очевидно, что глава муниципального образования, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе, в большинстве случаев не может это делать это так эффективно как глава, для которого соответствующая деятельность является основной. Обусловлено это, в первую очередь тем, что, если глава муниципального образования не получает денежное вознаграждение за свою деятельность, он, скорее всего, вынужден работать по трудовому договору или осуществлять предпринимательскую деятельность. Соответственно, полномочия главы муниципального образования будут им исполняться лишь по «остаточному принципу», в свободное от основной работы время. К тому же любая неоплачиваемая работа психологически обычно воспринимается людьми как менее значимая.
Однако негативными аспектами осуществления главой муниципального образования полномочий на непостоянной основе является не только меньшая эффективность его деятельности. Практика многих муниципальных образований, в которых использован рассматриваемый подход, показывает, что такому главу муниципального образования сложнее становится осуществлять взаимодействие с другими органами местного самоуправления, координировать их деятельность, поскольку в силу наличия у него другой работы он нередко оказывается от них в прямой или косвенной зависимости. Так, например, хорошо известно, что в сельских поселениях (где чаще всего и используется модель с главой муниципального образования, возглавляющего представительный орган и осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе) главами муниципальных образований, чаще всего, становятся руководители различных муниципальных предприятий и учреждений (школ, поликлиник, предприятий ЖКХ и т.п.). Логика здесь вполне проста: такой специалист уже имеет опыт руководящей работы, и,
6 Устав муниципального образования Славный (ред. от 15.03.2010) // (принят решением Собрания депутатов муниципального образования поселка городского типа Славный от 23.04.2009 № 3/8) (Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Тульской области 29.04.2009 № К11713270002009001) // Ар-сеньевские вести. 2009. № 18.
7 Устав Викуловского муниципального района Тюменской области (принят решением Думы ОМО Викуловский район от 16.06.2005 № 65) (ред. от 18.10.2010) (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 28.10.2005 № К11725060002005011) // Красная звезда. 2005. № 52.
8 См.: Макаров И.И. Актуальные проблемы правового статуса
главы муниципального образования // Журнал российского права. 2008. № 7.
при этом, в определенной мере ориентируется в проблемах муниципального управления. Однако, глава, например, сельской школы, избранный главой муниципального образования и его представительного органа, оказывается в двойственном положении по отношении к местной администрации и ее главе. С одной стороны, он является высшим должностным лицом муниципального образования; издает акты, обязательные, в том числе, и для главы местной администрации; подписывает с ним контракт как работодатель с работником (другим словами, между ними возникают отношения служебного подчинения). С другой — как глава муниципального образовательного учреждения — он остается подконтролен и подотчетен местной администрации и лично ее главе, который может при определенных условиях уволить его с занимаемой должности. Практика показывает, что в таких случаях, чаще всего, большее значение для главы муниципального образования приобретают его отношения, связанные с осуществлением профессиональной деятельности, роль же главы муниципального образования оказывается приниженной по отношению к главе местной администрации, взаимодействие между представительной и исполнительной властью деформировано.
В силу этого нам представляется, что модель с главой муниципального образования, осуществляющего полномочия не непостоянной основе, не соответствует потребностям муниципального управления и должна быть законодательно запрещена. Конечно, на это можно возразить, что она используется на практике достаточно редко и не следует лишать муниципальное образование права самостоятельно решать: оплачивать ли труд его главы. Однако, не следует забывать, что от низкой эффективности либо несамостоятельности деятельности главы муниципального образования страдает в первую очередь население муниципального образования. Как справедливо отмечает С.Г. Копы-сова, анализ полномочий, предоставленных главе муниципального образования, показывает, что он выступает гарантом соблюдения принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования9. Соответственно, если глава муниципального образования реализует свои полномочия только в свободное от основной деятельности время либо находясь в прямой или косвенной зависимости от других органов и должностных лиц местного самоуправления, его функции как гаранта не будут выполняться в полной мере.
Не следует также забывать и еще об одном аспекте. Ситуация, при которой глава муниципального образования работает одновременно по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью чреваты возникновением ситуации конфликта интересов. Вполне очевидно, например, что глава, являющийся руководителем или учредителем коммерческой организации, получает возможность злоупотребить своими полномочиями (которые, как мы показывали выше, весьма велики) для создания ей необоснованных преференций, либо, напротив, административных барьеров ее прямым конкурентам. Однако, поскольку глава муниципального образования не является муниципальным служащим, такой конфликт интересов не будет урегулирован.
9 Копысова С.Г. Глава муниципального образования как инициатор муниципально-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 4.
Соответственно, по нашему мнению, следует внести изменения в ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указав в ней, что глава муниципального образования может осуществлять свои полномочия только на постоянной основе. Тем самым на него будут распространены и запреты, установленные ч. 7 ст. 40 указанного закона для выборных лиц, работающих на постоянной основе.
Список литературы:
Определение Конституционного Суда РФ от 26.09.1996 № 92-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Ярославской области как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Документ опубликован не был.
Устав муниципального образования Славный (ред. от 15.03.2010) // (принят решением Собрания депутатов муниципального образования поселка городского типа Славный от 23.04.2009 № 3/8) (Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Тульской области 29.04.2009 № ^713270002009001) // Арсеньевские вести. 2009. № 18.
Устав Викуловского муниципального района Тюменской области (принят решением Думы ОМО Викулов-ский район от 16.06.2005 № 65) (ред. от 18.10.2010) (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 28.10.2005 №
Р11725060002005011) // Красная звезда. 2005. № 52.
Замотаев А. Органы местного самоуправления // Муниципальная власть. 1998. № 1-2.
Копысова С.Г. Глава муниципального образования как инициатор муниципально-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 4.
Макаров И.И. Актуальные проблемы правового статуса главы муниципального образования // Журнал российского права. 2008. № 7.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Оплата труда должностных лиц местного самоуправления: вопросы правовой определенности // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 10.
Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., 2006.
Рецензия
Проблема статуса главы муниципального образования вызывает множество научных дискуссий, неоднозначна, а потому является актуальной для современной России.
В данной статье автор изучает полномочия главы муниципального образования, порядок его избрания, а также другие важные вопросы, которые характеризуют эту должность. При этом Д.Г. Правдин полемизирует с различными учеными, которые дают свою характеристику полномочиям главы муниципального образования.
Автор подвергает критике нормы действующего законодательства и сложившуюся правоприменительную практику, которые допускают исполнение обязанностей главы муниципального образования, как на воз-
мездной, так и на безвозмездной основе. По его мнению, модель с главой муниципального образования, осуществляющего полномочия на непостоянной основе, не соответствует потребностям муниципального управления и должна быть законодательно запрещена.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что научная статья Д.Г Правдина «Глава муниципального образования в системе органов местного самоуправления» подготовлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ, и может быть рекомендована к опубликованию.
Доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой конституционного и муниципального права, декан юридического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
Профессор Г.Н. Комкова.
2 ноября 2016 года Верховным Судом Российской Федерации вынесено апелляционное определение по делу №58-АПГ16-9, в котором даны разъяснения действующего законодательства по порядку совмещения главой сельского поселения, выбранного по конкурсу представительным органом муниципального образования, полномочий председателя представительного органа и главы местной администрации.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации установлено, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнителмю- распорядительный орган муниципального образования), контролыю-счетпип орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-Ф3)).
Действующее законодательств определяет несколько способов наделения полномочиями главы муниципального образования: избирается на муниципальных выборах; избирается представительным органом муниципального образования из своего состава; избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (п.1 ч.2 ст.36 Федерального закона №131-ФЗ).
В случае избрания главы муниципального образования на муниципальных выборах, а также в случае избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава он либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию, при этом его полномочия как депутата представительного органа муниципального образования (в случае избрания его депутатом) прекращаются (п.1, п.2 ч.2 ст.36 Федерального закона №131-ФЗ).
В случае избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, он возглавляет местную администрацию (п.5 ч.2 ст.36 Федерального закона № 131 -ФЗ).
Пунктом 4 части 2 статьи 36 Федерального закона №131-ФгЗ установлен запрет на совмещение полномочий председателя представительного органа муниципального образования и полномочий главы местной администрации.
Вместе с тем, в силу взаимосвязанных положений абз.2 ч.2 ст.34 и ч.З ст.36 Федерального закона №131-ФЗ такой запрет не распространяется на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно- распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляющий местную администрацию, не может совмещать осуществление своих полномочий с осуществлением полномочий председателя представительного органа муниципального образования в связи с тем, что занятие им своей должности не обусловлено прямым волеизъявлением граждан на выборах в представительный орган муниципального образования или на прямых выборах главы муниципального образования.
Возможность совмещения главой сельского поселения полномочий председателя представительного органа и главы местной администрации, предусмотренная ч.З ст.36 Федерального закона №131-ФЗ, может быть реализована лишь в случае избрания главы сельского поселения на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования из своего состава, и такое исключение из общего правила не позволяет главе муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляющим местную администрацию, исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Глава сельского поселения Исанбаевский сельсовет является высшим должностным лицом сельского поселения Исанбаевский сельсовет. Избирается Советом сельского поселения Исанбаевский сельсовет из своего состава, является председателем Совета сельского поселения и одновременно главой администрации сельского поселения Исанбаевский сельсовет, осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Глава администрации в своей деятельности руководствуется:
– Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, Федеральными законами, Законами Республики Башкортостан;
– Указами Президента РФ и Республики Башкортостан, постановлениями и распоряжениями правительства России и Республики Башкортостан;
– Нормативными правовыми актами муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан;
– Уставом сельского поселения Исанбаевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан;
– Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;
Исходя из задач и функций Администрации сельского поселения Глава сельского поселения Исанбаевский сельсовет:
Осуществляет общее руководство деятельностью Администрации, определяет перспективные направления её деятельности в интересах населения.
Заключает договоры и соглашения от имени сельского поселения.
Принимает меры по обеспечению и защите интересов сельского поселения в суде, арбитражном суде, а также в государственных органах.
Осуществляет личный приём граждан.
Обеспечивает опубликование муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Информирует население сельского поселения о деятельности органов местного самоуправления.
Обеспечивает взаимодействие органов местного самоуправления с органами местного самоуправления других муниципальных образований.
Организует работу по разработке проекта местного бюджета, проектов программ и планов социально-экономического развития сельского поселения.
Представляет на утверждение Совету сельского поселения проекты планов и программ социально-экономического развития сельского поселения, отчёты об их исполнении.
Вносит в Совет сельского поселения проекты или даёт заключения на проекты нормативно-правовых актов Совета сельского поселения, предусматривающих установление, введение в действие и прекращение действия местных налоговых льгот по местным налогам, основания и порядка их применения, осуществление расходов из средств местного бюджета.