Счетная комиссия
Контрольно-ревизионная комиссия — контрольно-счетный орган муниципального района «Койгородский» осуществляет деятельность с 10 января 2013 года.
В соответствии с Уставом МО МР «Койгородский» Контрольно-ревизионная комиссия является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образована Советом муниципального района «Койгородский» и подотчетна ему.
Контрольно-ревизионная комиссия обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
Контрольно-ревизионная комиссия осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Коми, законов Республики Коми и иных нормативных правовых актов Республики Коми, Устава МО МР «Койгородский», муниципальных нормативных правовых актов, настоящего положения.
Деятельность Контрольно-ревизионной комиссии основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
Контрольно-ревизионная комиссия готова к успешному и плодотворному сотрудничеству с органами местного самоуправления, с коллегами из других контрольно-счетных органов, к открытому диалогу со средствами массовой информации, к конструктивному взаимодействию с общественными организациями и гражданами.
С уважением, председатель Контрольно-ревизионной комиссии Чеснокова Марина Александровна
(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
В обществе, держателем реестра акционеров которого является регистратор, ему может быть поручено выполнение функций счетной комиссии. В обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии выполняет регистратор.
(абзац введен Федеральным законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
2. В составе счетной комиссии не может быть менее трех человек. В счетную комиссию не могут входить члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, члены ревизионной комиссии (ревизор) общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, единоличный исполнительный орган общества, а равно управляющая организация или управляющий, а также лица, выдвигаемые кандидатами на эти должности.
3. В случае, если срок полномочий счетной комиссии истек либо количество ее членов стало менее трех, а также в случае явки для исполнения своих обязанностей менее трех членов счетной комиссии для осуществления функций счетной комиссии может быть привлечен регистратор.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
4. Счетная комиссия проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров, определяет кворум общего собрания акционеров, разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании, разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование, обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования, составляет протокол об итогах голосования, передает в архив бюллетени для голосования.
(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
Комментарий к статье 56
1. Комментируемая статья регламентирует статус счетной комиссии — образования общества, не являющегося органом общества, но исполняющего важнейшие функции. Кандидатуры в счетную комиссию выдвигаются в соответствии с общим порядком, установленным п. 1 ст. 53 Закона. В соответствии с п. 3 ст. 52 Закона сведения о кандидатах в члены счетной комиссии относятся к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению собрания.
2. П. 1 комментируемой статьи устанавливает, в каких обществах счетная комиссия создается. Обязательно ее создание в АО с количеством акционеров — владельцев голосующих акций более 100 (представляется, что под голосующими акциями понимаются обыкновенные акции, а также привилегированные акции, по которым не были выплачены дивиденды, что в соответствии с п. 5 ст. 32 Закона предоставляет соответствующим акционерам право голоса по всем вопросам компетенции общего собрания).
Возникает вопрос: может ли счетная комиссия создаваться в АО с количеством акционеров менее ста? Ответ на этот вопрос представляется положительным (за отсутствием прямого запрета); решается он по усмотрению общего собрания.
В соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 48 Закона одним из вопросов компетенции общего собрания является избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий; ч. 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что общее собрание утверждает количественный и персональный состав счетной комиссии (при этом необходимо учитывать нормы п. 2 комментируемой статьи, о которых будет сказано ниже). Заметим, что новая редакция Закона исключила из текста п. 1 комментируемой статьи указание на то, что общее собрание утверждает состав счетной комиссии по предложению совета директоров.
Представляется, что общее собрание компетентно определять срок полномочий счетной комиссии (хотя прямо этот вопрос в Законе не решен). НА ПРАКТИКЕ (выделено мною. — М.Т.) нередко встречается принятие общим собранием документа (положения, регламента), определяющего полномочия счетной комиссии и порядок их исполнения (отметим некоторое теоретическое противоречие: счетная комиссия органом общества не является, а в компетенции общего собрания в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 48 Закона находится утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность ОРГАНОВ (выделено мною. — М.Т.) общества).
Ч. 2 п. 1 комментируемой статьи (ее нормы являются новеллой новой редакции Закона) устанавливает право общества, держателем реестра которого является регистратор, передать последнему функции счетной комиссии. Такое право принадлежит обществу с количеством акционеров — владельцев голосующих акций 500 и менее; если акционеров более 500, то функции счетной комиссии в обязательном порядке исполняет регистратор.
Регистратор осуществляет функции счетной комиссии на договорной основе за соответствующее вознаграждение.
Закон не отвечает на вопрос о последствиях непередачи обществом функций счетной комиссии регистратору. Представляется маловероятной постановка вопроса о недействительности решения собрания (т.к. нарушения являются техническими), однако это не исключено, особенно если нарушения повлияли на права акционеров.
3. Нормы п. 2 комментируемой статьи решают вопрос о количественном и качественном составе счетной комиссии.
Минимальный количественный состав счетной комиссии — 3 человека (соответственно избираются в нее только физические лица).
В состав счетной комиссии не могут избираться следующие субъекты:
— любой из членов совета директоров общества;
— любой из членов ревизионной комиссии, а также ревизор общества;
— любой из членов коллегиального исполнительного органа;
— единоличный исполнительный орган;
— управляющая организация либо управляющий (упоминание управляющей организации представляется излишним, т.к. в счетную комиссию, как следует из п. 2 комментируемой статьи, избираются только физические лица).
В целях недопущения избрания в счетную комиссию указанных лиц установлено, что в нее не должны выдвигаться лица, являющиеся кандидатами на названные выше должности.
4. П. 3 комментируемой статьи (его нормы являются новеллой новой редакции Закона) логически связан с ч. 2 п. 1 комментируемой статьи, поскольку определяет ситуации, когда регистратор может быть привлечен для осуществления функций счетной комиссии. Это следующие ситуации:
— срок полномочий счетной комиссии истек;
— количество членов счетной комиссии стало менее трех;
— для исполнения обязанностей явилось менее трех членов счетной комиссии.
Заметим, что п. 3 комментируемой статьи устанавливает обязательность привлечения регистратора в указанных выше ситуациях, в результате чего возможны проблемы в случаях, когда при наличии названных выше обстоятельств счетная комиссия функционирует (например, в составе двух человек либо после истечения срока полномочий).
Общим недостатком Закона (рассматриваемой нормы в частности и многих других вообще) является отсутствие регламентации последствий нарушений в работе счетной комиссии. Основной вопрос: являются ли эти нарушения основанием для признания недействительными решений собрания?
Представляется необходимым решать этот вопрос в зависимости от того, затронули или нет соответствующие нарушения в деятельности счетной комиссии интересы акционеров.
5. П. 4 комментируемой статьи устанавливает объем полномочий счетной комиссии:
— проверка полномочий и регистрация лиц, участвующих в общем собрании акционеров;
— определение кворума общего собрания;
— разъяснение вопросов, возникающих в связи с реализацией акционерами либо их представителями права голоса на общем собрании;
— разъяснение порядка голосования по вопросам, вынесенным на голосование;
— обеспечение установленного порядка голосования;
— обеспечение прав акционеров на участие в голосовании;
— подсчет голосов и подведение итогов голосования;
— составление протокола об итогах голосования;
— передача в архив бюллетеней для голосования.