Санитарно гигиеническую характеристику условий труда составляет
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. N АКПИ13-57
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующими приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 марта 2008 г. N 103 «Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания» и пункта 2 утвержденной им Инструкции,
установил:
приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор) от 31 марта 2008 г. N 103 (далее — Приказ) утверждена Инструкция по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (далее — Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2008 г., N 11577, и опубликован в «Российской газете» 17 мая 2008 г., N 105.
Согласно пункту 2 Инструкции санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется управлением Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или его структурными подразделениями (далее — Управление), как правило, в течение 7 дней, но не позднее 2 недель со дня получения извещения об остром заболевании (отравлении), и в течение 2 недель со дня получения извещения о хроническом заболевании.
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа, как изданного с превышением полномочий, и пункта 2 Инструкции в части, наделяющей управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или его структурные подразделения правом составлять санитарно-гигиеническую характеристику условий труда, ссылаясь на его противоречие пункту 8 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 (далее — Положение), согласно которому центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника. Полагает, что оспариваемые положения нарушают его право на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию.
М. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Роспотребнадзора Т., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ч., возражая против доводов заявителя, пояснили, что Приказ издан Роспотребнадзором в пределах предоставленных полномочий, оспариваемая норма действующему федеральному законодательству не противоречит и прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 368 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с пунктами 7, 8 Положения при установлении предварительного диагноза — острое профессиональное заболевание (отравление) учреждение здравоохранения обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание; центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, получивший экстренное извещение, в течение суток со дня его получения приступает к выяснению обстоятельств и причин возникновения заболевания, по выяснении которых составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Пунктами 1.2, 1.6 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 176 утверждены форма санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) и Инструкция о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний. Пунктом 1.6 названной Инструкции установлено, что оформление санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) осуществляется в соответствии с Инструкцией по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда при подозрении у него профессионального заболевания (отравления).
В целях реализации данного положения Роспотребнадзором утверждена Инструкция, устанавливающая порядок сбора информации и оформления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что пункт 2 Инструкции противоречит пункту 8 Положения, согласно которому санитарно-гигиеническую характеристику условий труда должен составлять Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (утратило силу 1 октября 2005 г.), входили в санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации и осуществляли государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения Российской Федерации упразднено, образованы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации (пункты 12, 13).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 г. N 23-р в целях обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, путем реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений — центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора созданы федеральные государственные учреждения здравоохранения — центры гигиены и эпидемиологии, подведомственные Роспотребнадзору.
Таким образом, центры государственного санитарно- эпидемиологического надзора реорганизованы в федеральные государственные учреждения здравоохранения — центры гигиены и эпидемиологии, подведомственные Роспотребнадзору, которые не наделены правом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а созданы для обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно Положению об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте (пункт 3).
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Типовым положением о нем, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2006 г. N 308, является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за условиями труда, рабочими местами и трудовыми процессами, технологическим оборудованием, организацией рабочих мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты работников, режимом труда, отдыха и бытовым обслуживанием работников в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда; организацию проведения мероприятий по установлению и устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека; сбор информации о каждом впервые выявленном случае инфекционного, паразитарного, профессионального заболевания, пищевого отравления (пункты 8.1.1, 8.10, 8.14).
С учетом изложенного пункт 2 Инструкции, предусматривающий составление санитарно-гигиенической характеристики условий труда управлением Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или его структурными подразделениями, то есть органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, соответствует приведенным положениям действующего федерального законодательства и не нарушает прав застрахованных лиц.
Нельзя признать обоснованным довод заявителя о том, что, утверждая Инструкцию, Роспотребнадзор превысил свои полномочия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) Главный государственный санитарный врач Российской Федерации принимает постановления, издает распоряжения, указания, утверждает методические, инструктивные документы по вопросам организации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, Роспотребнадзор осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункты 5.1.1, 5.18). Руководитель Роспотребнадзора на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (подпункт 9.7).
В силу пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут проводиться санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований. Порядок их проведения в соответствии с пунктом 3 данной нормы в редакции от 8 ноября 2007 г., действовавшей на момент утверждения Инструкции, устанавливался федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника составляется по результатам расследования каждого случая острого или хронического профессионального заболевания (отравления), в ходе которого выявляются обстоятельства и причины возникновения случая. В процессе расследования уточняются обстоятельства и определяются условия, способствующие возникновению острого профессионального заболевания (отравления); при необходимости определяется перечень проведения лабораторных и инструментальных исследований вредных производственных факторов; оценивается состояние санитарно-гигиенических условий труда работника при возникновении заболевания (отравления) (пункты 4.2, 4.4 Инструкции о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний).
Из изложенного следует, что, утверждая Инструкцию, устанавливающую порядок сбора информации и оформления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания, Роспотребнадзор действовал в пределах предоставленных ему Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ полномочий.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 — 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления М. о признании недействующими приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 марта 2008 г. N 103 «Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания» и пункта 2 утвержденной им Инструкции отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
«____» _______________________ _______ г. № _________
число, месяц, год
1. Работник ______________________________________________________________________
(Фамилия, Имя, Отчество)
1.1. Год рождения ________________________________________________________________
1.2. Основанием для составления настоящей санитарно-гигиенической характеристики является извещение________________________________________________________________
(наименование лечебно-профилактического учреждения, юридический адрес, дата)
2. Наименование предприятия (работодателя) _________________________________________
юридический адрес, фактический адрес, форма собственности,
коды: ОКФС, ОКПО, ОКВЭД)
2.1. Наименование объекта (цеха, участка, мастерской и пр.)_____________________________
2.2. Лицензия на вид деятельности работодателя_______________________________________
3. Профессия или должность работника ______________________________________________
3.1. Общий стаж работы ___________________________________________________________
3.2. Стаж работы в данной профессии (должности) _____________________________________
3.4. Профмаршрут (согласно записям в трудовой книжке) _______________________________
Примечание: работа в особых условиях, а также виды фактически выполняемых работ, не указанных в трудовой книжке, вносятся с отметкой «со слов работающего» (без письменного подтверждения работника и подтверждения работодателем или свидетелями информация однозначно не признается).
4. Описание условий труда на данном участке_________________________________________
(достаточность площади, объема, расстановка
оборудования и его характеристика (герметизация, автоматизация, паспорта вентустановок и др.),
состояние световой среды, НТД на оборудование, несоблюдение технологических регламентов,
производственного процесса, нарушения режима эксплуатации технологического оборудования, приборов,
рабочего инструментария; нарушения режима труда, наличие аварийных ситуаций, выход из строя
защитных средств, освещения; несоблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов,
правил техники безопасности; несовершенство технологии, механизмов, оборудования, инструментария;
неэффективность работы вентиляции, кондиционирования воздуха, защитных средств, механизмов,
средств индивидуальной защиты; отсутствие мер и средств спасательного характера)
6. Содержание в воздухе рабочей зоны вредных веществ химической природы: фактическая концентрация, ПДК, кратность превышения
6.1. _____________________________________________________________________________
(Вредные вещества 1 — 2 класса опасности, за исключением
перечисленных ниже)
6.2. _____________________________________________________________________________
(Вредные вещества 3 — 4 класса опасности, за исключением
перечисленных ниже)
6.3. _____________________________________________________________________________
(Вещества, опасные для развития острого отравления:
с остронаправленным механизмом действия, раздражающего действия)
6.4. _____________________________________________________________________________
(Канцерогены)
6.5. _____________________________________________________________________________
(Аллергены)
6.6. _____________________________________________________________________________
(Противоопухолевые лекарственные средства,
(гормоны (эстрогены))
6.7. _____________________________________________________________________________
(Наркотические анальгетики)
6.8. Класс условий труда ___________________________________________________________
7. Уровни загрязнения кожных покровов вредными веществами согласно ГН ______________
8. Содержание в воздухе рабочей зоны вредных веществ, биологической природы (фактический уровень, ПДК, превышение ПДК________________________________________
____________________________________________________________________________ раз)
8.1. ____________________________________________________________________________
(Микроорганизмы — продуценты, препараты, содержащие
живые клетки и споры микроорганизмов)
8.2. _____________________________________________________________________________
(Белковые препараты)
8.3. _____________________________________________________________________________
(Патогенные микроорганизмы)
8.4. Наличие контакта с возбудителями инфекционных и паразитарных заболеваний ________
8.5. Класс условий труда ___________________________________________________________
9. Содержание в воздухе рабочей зоны аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, асбестосодержащих пыль: фактическая концентрация, ПДК, кратность превышения
9.1. _____________________________________________________________________________
(Пыли выражено — и умеренно фиброгенные (А))
9.2. _____________________________________________________________________________
(Пыли слабофиброгенные (В))
9.3. _____________________________________________________________________________
(Асбестосодержащие пыли)
9.4. Класс условий труда согласно ___________________________________________________
10. Шум, локальная и общая вибрация, инфра- и ультразвук (фактические уровни, ПДУ, степень превышения)
10.1. ____________________________________________________________________________
(Шум (эквивалентный уровень звука, дБА))
10.2. ____________________________________________________________________________
(Вибрация локальная (эквивалентный корректированный
уровень виброскорости, дБ))
10.3. ____________________________________________________________________________
(Вибрация общая (эквивалентный корректированный уровень
виброскорости, дБ))
10.4. ____________________________________________________________________________
(Инфразвук (общий уровень звукового давления, дБ Лин))
10.5. ____________________________________________________________________________
(Ультразвук воздушный (уровни звукового давления в 1/3
октавных полосах частот, дБ))
10.6. ____________________________________________________________________________
(Ультразвук контактный (уровень виброскорости, дБ))
10.7. Класс условий труда __________________________________________________________
11. Показатели микроклимата для производственных помещений (параметры, степень соответствия санитарным нормам)
11.1. ____________________________________________________________________________
(Температура воздуха, град. °С)
11.2. ____________________________________________________________________________
(Скорость движения воздуха, м/с)
11.3. _________________________________________________________________________________
(Влажность воздуха, %)
11.4. ____________________________________________________________________________
(ТНС — индекс, град. °С)
11.5. ____________________________________________________________________________
(Тепловое излучение, Вт/м2)
11.6. Класс условий труда __________________________________________________________
12. Световая среда. Основные характеристики. Степень соответствия показателей световой среды производственных помещений санитарно-гигиеническим нормам.
Естественное освещение:
12.1. ____________________________________________________________________________
(КЕО, %)
Искусственное освещение:
12.2. ____________________________________________________________________________
(Освещенность рабочей поверхности (Е, лк))
12.3. ____________________________________________________________________________
(Показатель ослепленности, Р, отн. ед).
12.4. _________________________________________________________________________________
(Отраженная слепящая блесткость)
12.5. ____________________________________________________________________________
(Коэффициент пульсации освещенности, Кп, %)
12.6. Класс условий труда __________________________________________________________
13. Параметры ионизирующих излучений ПДУ, степень превышения _____________________
13.1. Класс условий труда __________________________________________________________
14. Параметры неионизирующих электромагнитных полей и излучений, ПДУ, степень превышения______________________________________________________________________
14.1. ____________________________________________________________________________
(Геомагнитное поле)
14.2. ____________________________________________________________________________
(Электростатическое поле)
14.3. ____________________________________________________________________________
(Постоянное магнитное поле)
14.4. ____________________________________________________________________________
(Электрические поля промышленной частоты (50 Гц))
14.5. ____________________________________________________________________________
(Магнитные поля промышленной частоты (50 Гц))
14.6. ____________________________________________________________________________
(ЭМИ, создаваемые ВТД и ПЭВМ)
14.7. ____________________________________________________________________________
(ЭМИ радиочастотного диапазона:
0,01 — 0,03 МГц)
14.8. ____________________________________________________________________________
(0,03 — 3,0 МГц)
14.9. ____________________________________________________________________________
(3,0 — 30,0 МГц)
14.10. ___________________________________________________________________________
(30,0 — 300,0 МГц)
14.11. ___________________________________________________________________________
(300,0 МГц — 300,0 ГГц)
14.12. ___________________________________________________________________________
(ЭМИ оптического диапазона:
Лазерное излучение)
14.13. ___________________________________________________________________________
(Ультрафиолетовое излучение)
14.14. Класс условий труда _________________________________________________________
15. Показатели тяжести трудового процесса** ________________________________________
16. Общая оценка условий труда по показателям тяжести трудового процесса______________
17. Показатели напряженности трудового процесса***
17.1. Общая оценка напряженности труда_____________________________________________
19. Наличие, состояние и использование санитарно-бытовых помещений__________________
20. Обеспеченность питанием, в т.ч. профилактическим, лечебно-профилактическим________
21. Медицинское обеспечение (прохождение периодических медицинских осмотров), результаты ______________________________________________________________________
23. Наличие профзаболеваний или отравлений в данном цехе, участке, профессиональной группе___________________________________________________________________________
24. Заключение о состоянии условий труда ___________________________________________
25. Санитарно-гигиеническую характеристику по условиям труда составил врач отдела ЦГСЭН _________________________________________________________________________
(наименование отдела, отделения)
________________________________________________ _________________________
Согласовано заведующим отделом, отделением _______________________________________
С санитарно-гигиенической характеристикой ознакомлены:
Работодатель __________________________________________ ___________________