Российская федерация может участвовать в межгосударственных объединениях
Глава 3. Федеративное устройство
Статья 65
1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Статья 66
1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
Статья 67
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
Статья 68
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Статья 69
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 70
1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.
Статья 71
В ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
Статья 72
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Статья 7З
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Статья 74
1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Статья 75
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
Статья 76
1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Статья 77
1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Статья 78
1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Статья 79
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Алфавитно-предметный указатель
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
5. Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.
7. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
Комментарий к Статье 75 Конституции РФ
1. Деньги, орган их эмиссии — Центральный банк РФ, система налогов, общие принципы налогообложения и сборов, государственные займы — все это представляет собой важнейшие элементы финансовой системы Российской Федерации, которые в контексте проблемы федеративного устройства РФ выполняют интегративную функцию. Единое федеративное государство трудно представить без общей денежной единицы, единого эмиссионного органа, а также без определения на уровне федеральных законов системы налогов, общих принципов налогообложения и сборов, а также порядка государственных заимствований.
Положения комментируемой статьи развиваются в Законе о ЦБ РФ. В соответствии с ними официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль; один рубль состоит из 100 копеек (ст. 27). Копейка является единицей исчисления рубля, но не самостоятельной денежной единицей.
Закон о ЦБ РФ предусматривает, что банкноты (банковские билеты) и монета Банка России — единственное законное средство наличного платежа на территории РФ (ст. 29). Гражданский кодекс содержит положение о том, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ; платежи на территории РФ, согласно ГК, осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (п. 1 ст. 140).
Пункт 4 ст. 4 Закона о ЦБ РФ относит к функции Банка России установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации. В настоящее время в РФ предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в сумме 100 тыс. рублей (Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У).
Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» предусматривается обязательное применение контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр. Она используется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2). Случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовые машины, предусмотрены в указанном Законе.
Исключительность рубля как расчетной денежной единицы обеспечивается законодательством РФ. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 25.10.2007) предусматривает, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях (абз. 4 п. 2 ст. 10). В рублях определяются доходы, расходы, превышение доходов над расходами и иные показатели федерального бюджета. Аналогичным образом принимаются бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований.
Что касается НК, то он рассматривает рубль как денежную единицу, используемую при исполнении налоговой обязанности. Так, например, взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов. Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика производится лишь при недостаточности средств на рублевых счетах. В этом случае взыскание налога производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты; при взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа направляет поручение банку на продажу валюты налогоплательщика (см. абз. 2 и 3 п. 5 ст. 46).
Порядок использования иностранной валюты в качестве средства платежа регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 22.07.2008), который запрещает валютные операции между резидентами (гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в России, а также некоторыми другими лицами, относящимися к данной категории), за исключением случаев, предусмотренных в указанном Законе (ст. 9). Нерезиденты между собой, а также резиденты и нерезиденты осуществляют валютные операции без ограничений в порядке, предусмотренном Законом (ст. 6, 10).
Часть 1 комментируемой статьи относит денежную эмиссию к исключительной компетенции ЦБ РФ. Закон о ЦБ РФ воспроизводит данное конституционное положение, предусматривая, что эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения осуществляется ЦБ РФ монопольно (п. 2 ст. 4). В Законе также подчеркивается, что эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России (ст. 29). Данные положения корреспондируют п. «ж» ст. 71 Конституции, согласно которому денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации.
Введение и эмиссия каких-либо других денег, кроме рубля, не допускается. Никакие банки, государственные органы и организации, в том числе в субъектах РФ, не вправе выпускать какие-либо банкноты, монеты, другие денежные единицы и денежные суррогаты.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией ЦБ РФ. Это достигается, например, тем, что ЦБ РФ осуществляет валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Кроме того, ЦБ РФ устанавливает ориентиры роста денежной массы, процентные ставки по осуществляемым им операциям для воздействия на рыночные процентные ставки, определяет нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервных требований) и другие меры (ст. 35, 37, 38, 41, 42 Закона о ЦБ РФ).
Среди осуществляемых ЦБ РФ мер по защите и обеспечению устойчивости рубля следует также назвать: установление и публикацию официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю в официальном издании «Вестник Банка России» (ст. 7, 53); выпуск банкнот и монет Банка России нового образца, изъятие из обращения банкнот и монет Банка России старого образца (ст. 31), обмен ветхих и поврежденных банкнот в соответствии с установленными правилами, который проводится без ограничений (ст. 32).
Комментируемая статья предусматривает, что защита и обеспечение устойчивости рубля осуществляется ЦБ РФ независимо от других органов государственной власти. Конституция предусматривает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ч. 1 ст. 11).
Анализ комментируемой статьи (в части слов «независимо от других органов государственной власти») наводит на мысль, что ЦБ РФ является органом государственной власти. Действительно ли это так, учитывая, что ЦБ РФ нельзя отнести ни к одной из ветвей государственной власти? Характер конституционных полномочий ЦБ РФ таков, что они предполагают возможность применения мер принуждения (см. Определение КС РФ от 14.12.2000 N 268-О; в указанном Определении ЦБ РФ не называется органом государственной власти: в нем отмечено, что Банк России обладает полномочиями, которые по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти)*(928).
В соответствии с Законом о ЦБ РФ Банк России, к примеру, вправе применять следующие меры принуждения: он приостанавливает действие лицензий на осуществление банковских операций и отзывает их; осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 и 17 ст. 4, ст. 59); при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России (ст. 38). Кроме того, издаваемые по вопросам компетенции ЦБ РФ нормативные акты — указания, положения и инструкции — обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц; названные нормативные акты, по общему правилу, подлежат государственной регистрации (ст. 7).
Тем не менее ЦБ РФ по характеру своей деятельности прежде всего банк, кредитное учреждение, хотя и осуществляет некоторые функции органа государственной власти.
Независимость Банка России обеспечивается особым порядком назначения на должность и освобождения от должности Председателя ЦБ РФ. В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ в Государственную Думу представляет Президент, который также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ. В п. «в» ст. 103 Конституции предусмотрено, что назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ Государственная Дума.
На обеспечение независимости ЦБ РФ направлены положения Закона о ЦБ РФ. Так, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов (ст. 2); годовой отчет Банка России представляется им ежегодно в Государственную Думу (ст. 25); правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются им самостоятельно (ст. 7). Гарантии самостоятельного осуществления функций заложены в законоположениях об органах управления ЦБ РФ (см. гл. III Закона о ЦБ РФ).
3. Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России устанавливаются федеральным законом. Понятия «система налогов» не может быть сведено к понятиям перечня или совокупности налогов. Система предполагает наличие тесной взаимосвязи между установленными налогами: регулирование одного налога должно учитывать регулирование другого, а иногда и участвовать в нем. Так, при налогообложении налогом на добычу полезных ископаемых их стоимость может быть определена расчетным способом, т.е. путем сложения материальных расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с добычей полезных ископаемых. В свою очередь материальные расходы определяются на основании ст. 254 НК, которая регулирует налог на прибыль организаций (пп. 1 п. 4 ст. 340 НК).
Установление налогов в виде системы обеспечивает соблюдение принципа соразмерности налогообложения. Конституционный Суд РФ в своих решениях уделяет данному принципу особое значение, указывая на то, что налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным; иное ведет к нарушению конституционных прав и свобод, гарантированных Конституцией, ее ст. 34, 35 и др. (Постановление от 04.04.1996 N 9-П*(929). Например, объектом налога на прибыль организаций является прибыль, которая, по общему правилу, определяется как доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 247 НК). В свою очередь, к расходам относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК). Таким образом, налог на прибыль уменьшается на суммы других начисленных налогов и сборов, что продиктовано природой данного налога, а также принципом соразмерности налогообложения.
При установлении специальных налоговых режимов законодатель также исходит из наличия системы налогов, решая, от каких налогов налогоплательщик, применяющий конкретный специальный налоговый режим, будет освобожден, а какие налоги для него сохраняются.
Федеральным законом, которым устанавливается система налогов, поступающих в федеральный бюджет, является НК. Однако данный Кодекс предусматривает не только систему налогов, но и сборов, причем предусмотренные им налоги и сборы поступают не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований (о федеральных, региональных и местных налогах и сборах см. комментарий к ст. 57).
Например, ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. частично поступают в федеральный бюджет, а частично в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований. Так же и некоторые региональные налоги поступают не только в бюджет субъекта РФ, но и частично в бюджеты муниципальных образований. Объяснение этому можно найти, рассматривая комментируемую статью в контексте других конституционных положений, с учетом развивающих их положений федерального законодательства.
Как правило, понятия «налоги» и «сборы» употребляются в тексте Конституции вместе. Так, Конституция предусматривает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); в ведении РФ находятся федеральные налоги и сборы (п. «з» ст. 71); обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов (п. «б» ст. 106); органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132).
Вместе с тем в некоторых статьях Конституции понятие «налоги» употребляется самостоятельно: законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57); законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства (ч. 3 ст. 104). В ч. 3 комментируемой статьи понятие «налоги» также употребляется самостоятельно.
Как налоги, так и сборы представляют собой конституционно допустимую форму ограничения права собственности, поэтому их установление возможно только посредством принятия закона. В отличие от сборов, взимание налогов как индивидуально безвозмездных денежных платежей несет в себе большее вмешательство в право собственности. Налоги являются необходимым условием существования государства.
Таким образом, для налогов Конституция предусматривает повышенные требования как с точки зрения защиты прав граждан и их объединений (запрет на придание обратной силы законам о налогах, установление системы налогов федеральным законом), так и с позиций охраны публичных интересов (всеобщность налогообложения, безусловный характер налоговой обязанности, обязательное наличие заключения Правительства на законопроекты о введении или отмене налогов).
В соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. В соответствии со ст. 76 Конституции по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч. 1); по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ч. 2).
Таким образом, вполне закономерно, что и система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются в НК. Согласно НК региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются в п. 3 ст. 12 НК.
Что касается местных налогов, то ими признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст. 12).
Общие принципы налогообложения и сборов главным образом сформулированы в ст. 3 НК, которая, например, в п. 5 предусматривает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом. Это также объясняет тот факт, что НК содержит систему не только налогов, но и сборов, которые подразделяются на федеральные, региональные и местные.
4. В систему органов государственной власти входят органы государственной власти РФ и ее субъектов (ст. 5 и 11 Конституции). Именно поэтому ст. 817 ГК под государственными понимает займы, заемщиками по которым являются Российская Федерация и ее субъекты: государственные займы — это договоры, займодавцем по ним является гражданин или юридическое лицо. Применительно к государственным займам комментируемое конституционное положение употребляет термин «выпуск». Действительно, как предусмотрено указанной статьей ГК, договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг. Данные бумаги удостоверяют право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
Федеральным законом, которым определяется порядок выпуска государственных займов, является БК РФ. Вопросы государственного и муниципального заимствования регулируются главным образом в ст. 103 («Осуществление государственных и муниципальных заимствований») и 104 («Заимствования и гарантии субъектов РФ, муниципальных образований в иностранной валюте»). В соответствии с положениями пп. 4 и 6 ст.103 БК только РФ вправе привлекать займы от иностранных государств, международных финансовых организаций и иных субъектов международного права. Если учитывать, что отношения по привлечению иностранных займов регулируются нормами гражданского права, то подобное ограничение имеет свое конституционное оправдание: в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении РФ. Кроме того, допустимость подобного ограничения вытекает из комментируемой статьи Конституции, которая, как уже отмечалось, имеет интегративную направленность в регулировании федеративного устройства. Однако субъекты РФ обладают правом привлечения займов от иностранных банков в порядке, установленном Правительством РФ, а также выпускать внешние облигационные займы в соответствии с БК РФ и Законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (абз. третий п. 6 ст. 103 и п. 1 ст. 104).
Не должны выводиться из-под действия ч. 4 ст. 75 Конституции и займы, выпускаемые органами местного самоуправления, хотя они и не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции). Вместе с тем, как указывал Конституционный Суд, органы местного самоуправления обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. При этом конституционными характеристиками местного самоуправления как формы публичной власти обусловливаются особенности его правосубъектности, сопоставимые с особенностями правосубъектности иных публичных образований — Российской Федерации и субъектов РФ (Определение КС РФ от 02.11.2006 N 540-О*(930).
Одна из главных идей комментируемой статьи состоит в запрете выпуска принудительных государственных займов. Поэтому она имеет специальную оговорку о добровольной основе размещения государственных займов, которая распространяется и на муниципальные заимствования. Данное конституционное требование реализовано в ГК, в соответствии с которым правила о договоре государственного займа применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием (п. 5 ст. 817).
Последняя редакция Статьи 75 Конституции РФ гласит:
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
5. Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.
7. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
Комментарий к Ст. 75 КРФ
1. Предметом регулирования данной статьи являются важнейшие элементы финансовой системы РФ: деньги, орган их эмиссии — ЦБ РФ, система налогов, общие принципы налогообложения и сборов, государственные займы. Из содержания статьи следует, что указанные элементы, рассматриваемые в контексте проблемы федеративного устройства РФ, выполняют интегративную функцию. Они выступают необходимым фактором единства федеративного государства, которое трудно представить без общей денежной единицы, единого эмиссионного органа, а также без определения на уровне федеральных законов системы налогов, общих принципов налогообложения и сборов, а также порядка государственных заимствований.
Положения комментируемой статьи развиваются в ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)». В соответствии с ними официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль; один рубль состоит из 100 копеек (ст. 27). Следует заметить, что копейка является единицей исчисления рубля, но не самостоятельной денежной единицей.
ФЗ о ЦБ РФ (Банке России) предусматривает, что банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ (ст. 29). ГК РФ содержит положение о том, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ; платежи на территории РФ, согласно ГК, осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (п. 1 ст. 140).
Пункт 4 ст. 4 ФЗ о ЦБ РФ относит к функции Банка России установление правил осуществления расчетов в РФ. На этом основании решением Совета директоров ЦБ РФ от 6 ноября 2001 г. в РФ установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. рублей (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У). Аналогичные меры — установление лимитов наличных расчетов между организациями — ранее предусматривались на основании Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения».
Федеральным законом от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» предусматривается обязательное применение контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2). Случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять ККМ, предусмотрены в данном ФЗ.
Исключительность рубля как расчетной денежной единицы обеспечивается законодательством РФ. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (смотрите новую редакцию ЗоЗПП РФ с Комментариями) предусматривает, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях (абз. 4 п. 2 ст. 10). В рублях определяются доходы, расходы, превышение доходов над расходами и иные показатели федерального бюджета (например, ФЗ от 19 декабря 2006 г. «О Федеральном бюджете на 2007 г.»). Аналогичным образом принимаются бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований.
Что касается НК, то он рассматривает рубль как денежную единицу, используемую при исполнении налоговой обязанности. Так, например, взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах — с валютных счетов налогоплательщика; взыскание налога с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа направляет поручение банку на продажу валюты налогоплательщика (абз. 2 и 3 п. 5 ст. 46).
Порядок использования иностранной валюты в качестве средства платежа регулируется ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», который запрещает валютные операции между резидентами (гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в РФ, а также некоторыми другими лицами, относящимися к данной категории), за исключением случаев, предусмотренных в названном ФЗ (ст. 9). Нерезиденты между собой, а также резиденты и нерезиденты осуществляют валютные операции без ограничений в порядке, предусмотренном названным ФЗ (ст. 6, 11).
Часть 1 комментируемой статьи относит денежную эмиссию к исключительной компетенции ЦБ РФ. ФЗ о ЦБ РФ (Банке России) воспроизводит данное конституционное положение, предусматривая, что эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения осуществляются ЦБ монопольно (п. 1 ст. 4). В Законе также подчеркивается, что эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России (ст. 29). Данные положения корреспондируют п. «ж» ст. 71 Конституции, согласно которому денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации.
Введение и эмиссия каких-либо других денег, кроме рубля, не допускается. Никакие банки, государственные органы и организации, в том числе в субъектах РФ, не вправе выпускать какие-либо банкноты, монеты, другие денежные единицы и денежных суррогаты.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля являются основной функцией ЦБ РФ. Это достигается, например, тем, что ЦБ РФ осуществляет валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Кроме того, ЦБ РФ устанавливает ориентиры роста денежной массы, устанавливает процентные ставки по осуществляемым им операциям для воздействия на рыночные процентные ставки, определяет нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервных требований), и другие меры (ст. 35, 37, 38, 41, 42 ФЗ о ЦБ РФ).
Среди осуществляемых ЦБ РФ мер защиты и обеспечения устойчивости рубля следует также назвать установление и публикацию официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю в официальном издании — «Вестнике Банка России» (ст. 7, 52); выпуск банкнот и монет Банка России нового образца, изъятие из обращения банкнот и монет Банка России старого образца (ст. 31) обмен ветхих и поврежденных банкнот в соответствии с установленными правилами, который проводится без ограничений (ст. 32).
Комментируемая статья предусматривает, что защита и обеспечение устойчивости рубля осуществляются ЦБ РФ независимо от других органов государственной власти. Конституция предусматривает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ч. 1 ст. 11).
Возникает вопрос: является ли ЦБ РФ органом государственной власти, учитывая, что его нельзя отнести ни к одной из ветвей государственной власти? Однако и Президент также напрямую не отнесен ни к одной из названных ветвей, хотя за ним признается осуществление государственной власти. Аналогичные затруднения возникают и при определении статуса прокуратуры.
Грамматический анализ данного конституционного положения (в части слов «независимо от других органов государственной власти») подводит к выводу, что ЦБ РФ является органом государственной власти. Главным образом этот вывод подтверждается характером конституционных полномочий ЦБ РФ, которые предполагают возможность применения им мер принуждения (Определение Конституционного Суда от 14 декабря 2000 г. N 268-О; в указанном Определении ЦБ РФ не называется органом государственной власти, но отмечено, что Банк обладает полномочиями, которые по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти).
В соответствии с ФЗ о ЦБ РФ Банк России, к примеру, вправе применять следующие меры принуждения: приостанавливать действие лицензий на осуществление банковских операций и отзывает их; осуществлять выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 и 17 ст. 4, ст. 59); при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России (ст. 38). Кроме того, издаваемые по вопросам компетенции ЦБ РФ нормативные акты: указания, положения и инструкции — обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц; названные нормативные акты, по общему правилу, подлежат государственной регистрации (ст. 7).
Тем не менее ЦБ РФ по своей природе является прежде всего банком, кредитным учреждением, хотя и осуществляющим конституционные функции органа государственной власти.
Независимость ЦБ РФ обеспечивается особым порядком назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка. В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ в Государственную Думу представляет Президент, который также ставит перед Государственной Думой вопрос и об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ. В п. «в» ст. 103 Конституции предусмотрено, что назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ Государственная Дума.
На обеспечение независимости ЦБ РФ направлены положения ФЗ о ЦБ РФ. Так, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов (ст. 2); годовой отчет Банка представляется им ежегодно в Государственную Думу (ст. 25); правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком самостоятельно (ст. 7). Гарантии самостоятельного осуществления функций заложены в законоположениях об органах управления ЦБ РФ (гл. III ФЗ о ЦБ РФ).
3. Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции, система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом. Понятие «система налогов» не тождественно понятию «перечень налогов» или «совокупность налогов». Система предполагает наличие тесной взаимосвязи между установленными налогами: регулирование одного налога должно учитывать регулирование другого, а иногда и участвовать в нем. Например, при налогообложении налогом на добычу полезных ископаемых их стоимость может быть определена расчетным способом, т.е. путем сложения материальных расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с добычей полезных ископаемых. В свою очередь материальные расходы определяются на основании ст. 254 НК, которая регулирует налог на прибыль организаций (подпункт 1 п. 4 ст. 340 НК).
Налоги всегда имеют экономическое основание в виде собственности, предпринимательской либо трудовой деятельность и т.п., а потому должны быть соразмерными, т.е. их взимание не должно подрывать это основание. Как указал Конституционный Суд в Постановлении 4 апреля 1996 г. N 9-П, налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным. Иное ведет к нарушению конституционных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, ее ст. 34, 35 и др. Соблюдение принципа соразмерности налогообложения во многом достигается путем системного регулирования налогов, что обусловлено еще и природой конкретных налогов. Например, объектом налога на прибыль организаций является прибыль, которая, по общему правилу, определяется как доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 247 НК). В свою очередь к расходам относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном порядке законодательством РФ (подпункт 1 п. 1 ст. 264 НК).
Таким образом, налог на прибыль уменьшается на суммы других начисленных налогов и сборов.
При установлении специальных налоговых режимов законодатель также исходит из наличия системы налогов, решая, от каких налогов налогоплательщик, применяющий конкретный специальный налоговый режим, будет освобожден, а какие налоги для него сохраняются. Так, например, при применении упрощенной системы налогообложения организациями они освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога, а также налога на добавленную стоимость (кроме случаев ввоза товаров на таможенную территорию РФ). Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (п. 2 ст. 346.11 НК).
Федеральным законом, которым устанавливается система налогов, поступающих в федеральный бюджет, является НК. Однако данный федеральный закон предусматривает систему не только налогов, но и сборов, причем предусмотренные им налоги и сборы поступают не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований (см. комм. к ст. 57 о федеральных, региональных и местных налогах и сборах).
Например, ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. частично поступают в федеральный бюджет, а частично в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований. Также и некоторые региональные налоги поступают не только в бюджет субъекта РФ, но и частично в бюджеты муниципальных образований (положения гл. 7, 8 и 9 БК РФ, в ред. от 30 декабря 2006 г.). Объяснение этому можно найти, рассматривая комментируемую статью в контексте других конституционных положений, с учетом развивающих их положений федерального законодательства.
Как правило, понятия «налоги» и «сборы» употребляются в тексте Конституции вместе. Так, Конституция предусматривает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); в ведении РФ находятся федеральные налоги и сборы (п. «з» ст. 71); обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов (п. «б» ст. 106); органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132).
Вместе с тем в некоторых статьях Конституции понятие «налоги» употребляется самостоятельно: законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57); законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства (ч. 3 ст. 104). В ч. 3 комментируемой статьи понятие «налоги» также употребляется самостоятельно.
Как налоги, так и сборы представляют собой конституционно допустимую форму ограничения права собственности, поэтому их установление возможно только посредством принятия закона. В отличие от сборов взимание налогов как индивидуально безвозмездных денежных платежей несет в себе большее вмешательство в право собственности. Налоги являются необходимым условием существования государства.
Таким образом, для налогов Конституция предусматривает повышенные требования как с точки зрения защиты прав граждан и их объединений (запрет на придание обратной силы законам о налогах, установление системы налогов федеральным законом), так и с позиций охраны интересов государства (всеобщность налогообложения, безусловный характер налоговой обязанности, обязательное наличие заключения Правительства на законопроекты о введении или отмене налогов).
В соотвествии с п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч. 1); по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ч. 2).
Таким образом, вполне закономерно, что и система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются в НК. Данный федеральный закон закрепляет принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов, отнеся названные принципы к категории общих принципов налогообложения и сборов в РФ (подпункт 3 п. 2 ст. 1). Согласно НК, региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов Федерации о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК (п. 3 ст. 12).
Что касается местных налогов, то ими признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст. 12).
Общие принципы налогообложения и сборов главным образом сформулированы в ст. 3 НК, которая, например, в п. 5 предусматривает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено НК. Это также объясняет тот факт, что НК содержит систему не только налогов, но и сборов, которые подразделяются на федеральные, региональные и местные.
4. Часть 4 комментируемой статьи посвящена государственным займам. В систему органов государственной власти входят органы государственной власти РФ и ее субъектов (ст. 5 и 11 Конституции). Именно поэтому статья 817 ГК под государственными понимает займы, заемщиками по которым являются РФ и ее субъекты: государственные займы — это договоры, заимодавцем по ним является гражданин или юридическое лицо. Комментируемое конституционное положение указывает на то, что государственные займы выпускаются. Действительно, как предусмотрено указанной статьей ГК РФ, договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг. Данные бумаги удостоверяют право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
Федеральным законом, которым определяется порядок выпуска государственных займов, является БК РФ*(10). В соответствии с положениями БК (в ред. от 30 декабря 2006 г.) РФ привлекает займы от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками (ст. 89). Что касается субъектов РФ, то они привлекают займы от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства субъекта Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств (ст. 90).
Как видно из приведенных положений БК, только РФ вправе привлекать займы от иностранных государств и международных финансовых организаций. Представляется, что допустимость подобного ограничения вытекает из комментируемой статьи Конституции, которая, как уже отмечалось выше, при ее рассмотрении в контексте проблемы федеративного устройства, имеет интегративную направленность. Это, однако, не означает принципиальной невозможности субъектов РФ обладать правом привлечения иностранных займов, которое может быть для них предусмотрено с санкции федерального законодателя. Это подтверждается изменениями БК, вступающими в силу с 1 января 2008 г.
Муниципальные заимствования также предусмотрены в ст. 90 БК РФ (в ред. от 30 декабря 2006 г.), однако, по буквальному смыслу комментируемой статьи Конституции, они не являются государственными, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Вместе с тем, не входя в систему органов государственной власти, органы местного самоуправления обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. При этом конституционными характеристиками местного самоуправления как формы публичной власти обуславливаются особенности его правосубъектности, сопоставимые с особенностями правосубъектности иных публичных образований — РФ и субъектов РФ (Определение Конституционного Суда от 2 ноября 2006 г. N 540-О). Из этого следует, что займы, выпускаемые органами местного самоуправления, не должны выводиться из-под действия ч. 4 ст. 75 Конституции.
Одна из главных идей комментируемой статьи состоит в запрете выпуска принудительных государственных займов, что имело место в недавнем прошлом нашей страны. Поэтому комментируемая статья имеет специальную оговорку о добровольной основе размещения государственных займов, которая распространяется и на муниципальные заимствования. Это реализовано в ГК РФ, в соответствии с которым правила о договоре государственного займа применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием (п. 5 ст. 817).
«Настоящий Закон устанавливает в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом города Москвы и законами города Москвы статус, полномочия, порядок формирования и деятельности Московской городской избирательной комиссии.».
2. В статье 3:
1) в части 2:
а) в абзаце первом слова «избирательных блоков,» исключить, слова «общественных объединений, представительных органов местного самоуправления» заменить словами «иных общественных объединений, муниципальных собраний внутригородских муниципальных образований в городе Москве»;
б) в абзаце втором слово «четырех» заменить словом «семи»;
в) в абзаце третьем слова «избирательных блоков,» исключить, слова «выдвинувших списки кандидатов» заменить словами «выдвинувших городские списки кандидатов»;
г) в абзаце четвертом слова «от каждого избирательного объединения,», «, от каждого избирательного блока», «избирательное объединение,», «, избирательный блок» исключить;
2) в части 3:
а) в пункте 4 слова «органов местного самоуправления» заменить словами «представительных органов муниципальных образований»;
б) пункт 5 дополнить словами «, главы местных администраций»;
в) в пункте 7 слова «избирательных блоков, выдвинувших кандидатов» заменить словами «выдвинувших списки кандидатов»;
г) пункт 12 дополнить словами «, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссии с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), — в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда».
3. В статье 4:
1) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. При проведении выборов Президента Российской Федерации каждый кандидат после регистрации вправе назначить в состав Городской комиссии одного члена комиссии с правом совещательного голоса.»;
2) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. При проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, после его регистрации вправе назначить в Городскую комиссию одного члена комиссии с правом совещательного голоса.»;
3) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Избирательное объединение со дня представления в Городскую комиссию документов для регистрации городского списка кандидатов в депутаты Московской городской Думы, а также избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу, вправе назначить в Городскую комиссию члена комиссии с правом совещательного голоса.
Каждое избирательное объединение может назначить в Городскую комиссию не более одного члена комиссии с правом совещательного голоса.»;
4) часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. Инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Московской городской Думе, после официального опубликования решения о назначении референдума Российской Федерации, референдума города Москвы вправе назначить в Городскую комиссию по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.»;
5) часть 5 изложить в следующей редакции:
«5. Членами Городской комиссии с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, указанные в пунктах 1, 3-6 части 3 статьи 3 настоящего Закона, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.»;
6) в абзаце первом части 6 слово «протокол» заменить словом «протоколы», после слова «референдума,» дополнить словами «об административных правонарушениях,»;
7) часть 7 изложить в следующей редакции:
«7. Срок полномочий членов Городской комиссии с правом совещательного голоса, назначенных кандидатом, который был избран, или избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, которые были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Московской городской Думе, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия остальных членов Городской комиссии с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании. Полномочия членов Городской комиссии с правом совещательного голоса, назначенных при проведении референдума Российской Федерации в соответствии с частью 4 настоящей статьи, прекращаются в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Полномочия членов Городской комиссии с правом совещательного голоса, назначенных при проведении референдума города Москвы в соответствии с частью 4 настоящей статьи, прекращаются одновременно с прекращением полномочий Городской комиссии в качестве комиссии референдума. Если избирательному объединению отказано в регистрации списка кандидатов или регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, отменена, полномочия назначенных ими членов Городской комиссии с правом совещательного голоса прекращаются со дня отказа в регистрации, отмены регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд — со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.»;
8) абзац второй части 8 изложить в следующей редакции:
«За кандидатом, который был избран, а также за избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Московской городской Думе, в течение срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Московской городской Думы соответствующих созывов сохраняется право назначения членов Городской комиссии с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.».
4. В статье 5:
1) в части 1:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1) подачи членом Городской комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за 10 дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;»;
б) в пункте 2 слова «, и случаев, предусмотренных пунктами 1, 2 и 13 части 3 статьи 3 настоящего Закона» исключить;
2) в части 3 слово «расформирования» заменить словами «вступления в законную силу решения суда о расформировании», слова «статьей 15 настоящего Закона» заменить словами «статьей 31 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
3) часть 6 изложить в следующей редакции:
«6. В случае досрочного прекращения полномочий члена Городской комиссии с правом решающего голоса, назначенного по представлению политической партии в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Закона, вакантное место замещается по представлению той же политической партии при условии, что список кандидатов этой политической партии допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации либо Московской городской Думе созыва, действующего на момент прекращения полномочий.».
5. В статье 6:
1) в части 2:
а) абзац первый дополнить словами «внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее — органы местного самоуправления)»;
б) в абзаце третьем слова «в городе Москве», «избирательных блоков,» исключить;
2) в части 3 слова «в городе Москве» исключить;
3) в части 6 слова «, а также свой Интернет-сайт» исключить; дополнить предложениями следующего содержания:
«Решением Городской комиссии в качестве официальных печатных органов могут устанавливаться и другие периодические печатные издания. Городская комиссия имеет свой интернет-сайт.»;
4) в части 8 слово «рисунок» заменить словами «графическое изображение».
6. В статье 7:
1) в части 2:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2) организует размещение заказа на производство технологического оборудования для участковых комиссий (кабины для голосования, ящики для голосования), в том числе по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации — при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации; осуществляет на территории города Москвы контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых комиссий;»;
б) в пункте 4 слова «государственной автоматизированной информационной системы» заменить словами «ГАС «Выборы»;
в) в пункте 5 слова «избирательными блоками» заменить словами «выдвинувшими зарегистрированные списки кандидатов,»;
г) в пункте 6 слова «избирательным блокам» заменить словами «выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов»;
д) в пункте 7 слова «избирательных блоков» заменить словами «выдвинувших списки кандидатов»;
е) в пункте 8 слова «в органы государственной власти города Москвы» заменить словами «депутатов Московской городской Думы», слова «, избирательных блоков», «кандидатов» исключить;
ж) в пункте 10 слова «избирательных объединениях, избирательных блоках» заменить словами «кандидатах, избирательных объединениях, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов»;
з) в пункте 12 слова «в городе Москве» исключить, слова «в органы государственной власти города Москвы,» заменить словами «депутатов Московской городской Думы и выборов в»;
и) пункт 22 дополнить словами «, в формировании и ведении регистра избирателей, участников референдума»;
к) в пункте 23 слово «граждан» заменить словами «избирателям, участникам референдума»;
л) пункт 25 изложить в следующей редакции:
«25) в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции, разъяснения и иные акты по вопросам единообразного применения Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 «Избирательный кодекс города Москвы» (далее — Избирательный кодекс) и Закона города Москвы от 30 июня 2004 года N 43 «О референдумах в городе Москве»;»;
м) в пункте 28 слова «граждан, имеющих право на участие в референдуме» заменить словами «участников референдума»;
н) в пункте 31 слова «в городе Москве» исключить;
о) в пункте 32 слово «иными» исключить, после слов «законами города Москвы» дополнить словами «, а также постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»;
п) дополнить пунктом 34 следующего содержания:
«34) участвует в осуществлении проверки сведений о поступлении и расходовании средств региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях».»;
2) в части 3:
а) в пункте 1 слова «федеральным законом, законом города Москвы» заменить словами «Избирательным кодексом»;
б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4) определяет и представляет Мэру Москвы для внесения на утверждение Московской городской Думы схему одномандатных избирательных округов, а в случае, предусмотренном Избирательным кодексом, утверждает схему одномандатных избирательных округов;»;
в) пункт 5 исключить;
г) в пункте 6 слово «выдвинутых» заменить словами «выдвинутые избирательными объединениями», слова «избирательными объединениями, избирательными блоками» исключить;
д) в пункте 7 слова «городских списков» заменить словами «городского списка»;
е) в пункте 9 после слова «регистрирует» дополнить словом «городские», слова «, выдвинутых по городскому избирательному округу избирательными объединениями, избирательными блоками» исключить;
ж) в пункте 10 после слова «зарегистрированные» дополнить словом «городские», слова «, выдвинутых по городскому избирательному округу» исключить;
з) в пункте 11 слова «по финансовым вопросам, избирательных объединений, избирательных блоков» заменить словами «, назначенных избирательными объединениями»;
и) в пункте 12 слова «зарегистрированным по городскому избирательному округу,» заменить словами «включенным в зарегистрированные городские списки кандидатов,», слова «избирательных объединений, избирательных блоков» заменить словами «, назначенным избирательными объединениями,»;
к) пункт 13 исключить;
л) пункт 14 изложить в следующей редакции:
«14) определяет результаты выборов депутатов Московской городской Думы по городскому избирательному округу;»;
м) пункт 15 изложить в следующей редакции:
«15) устанавливает общие результаты выборов депутатов Московской городской Думы и осуществляет их официальное опубликование;»;
н) в пункте 16 слово «списки» заменить словом «список», слова «по городскому избирательному округу» исключить, слова «эти списки» заменить словами «этот список»;
о) пункт 17 дополнить словами «, и выдает им удостоверения об избрании»;
п) пункт 18 исключить;
р) пункт 19 изложить в следующей редакции:
«19) назначает и организует повторные и дополнительные выборы депутатов Московской городской Думы;»;
с) в пункте 22 слова «и одномандатным избирательным округам» исключить;
3) часть 4 исключить;
4) в абзаце первом части 5 слова «в городе Москве» исключить;
5) часть 8 изложить в следующей редакции:
«8. Городская комиссия осуществляет иные, не связанные с выборами и референдумами, полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами города Москвы, иными правовыми актами.».
7. В статье 8:
1) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. Председатель Городской комиссии созывает ее заседания и председательствует на них, приглашает для участия в заседаниях Городской комиссии представителей государственных органов и организаций, политических партий, общественных объединений, должностных лиц и граждан; представляет Городскую комиссию в отношениях с государственными органами и организациями, политическими партиями, общественными объединениями, избирателями, а также в суде; является распорядителем финансов, решает вопросы приема на работу и увольнения работников аппарата Городской комиссии, осуществляет общее руководство работой членов Городской комиссии вне заседаний Городской комиссии и работой аппарата Городской комиссии; подписывает удостоверение депутата Московской городской Думы, вручает удостоверения и нагрудные знаки депутата Московской городской Думы депутатам очередного созыва городской Думы, осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством города Москвы и Регламентом Городской комиссии.»;
2) в части 3:
а) в абзаце шестом слово «заседаний» заменить словом «заседания»;
б) в абзаце седьмом слова «избирательных блоков,» исключить, после слова «бюллетенями» дополнить словами «для голосования», после слов «за исключением» дополнить словом «копий», после слова «бюллетеней» дополнить словами «для голосования»;
в) в абзаце восьмом слова «Московский городской» исключить;
3) в части 5:
а) абзац первый после слова «голоса» дополнить словами «, исполняющим полномочия на постоянной (штатной) основе,», слова «Мэром Москвы» заменить словами «Председателем Московской городской Думы»;
б) дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
«Членам Городской комиссии с правом решающего голоса, исполняющим полномочия не на постоянной (штатной) основе, выдаются удостоверения, подписанные Председателем Городской комиссии, и нагрудные знаки.».
8. В статье 9:
1) в абзаце первом части 2 слово «кандидатов,» заменить словом «городских», слова «повторного голосования или» исключить;
2) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Члены Городской комиссии с правом решающего голоса, не согласные с решением, принятым Городской комиссией, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.»;
3) в абзаце втором части 4 слова «избирательным объединением, избирательным блоком,» заменить словами «его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, избирательным объединением,», слова «его (ее)» заменить словом «их».
9. В статье 10:
1) в части 2 слова «Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» заменить словами «вышестоящей избирательной комиссии и работники ее аппарата», слова «зарегистрированный Городской комиссией либо» заменить словом «зарегистрированный», слова «избирательного блока,» исключить;
2) в части 4 слова «в органы государственной власти города Москвы» заменить словами «депутатов Московской городской Думы», слова «избирательных блоков» исключить.
10. В статье 11 слова «Московский городской» исключить.
11. В статье 12:
1) в части 1 слова «в органы государственной власти города Москвы» заменить словами «депутатов Московской городской Думы»;
2) в части 2 после слова «Председателя» дополнить словом «Городской»;
3) в части 5:
а) в абзаце первом слова «категории «А» исключить;
б) абзац шестой после слов «члена Городской комиссии» дополнить словами «, исполняющему полномочия на постоянной (штатной) основе,»;
4) в абзаце втором части 6 слово «его» заменить словом «их»;
5) в части 8:
а) абзац первый исключить;
б) в абзаце втором слова «государственных служащих» заменить словами «государственных гражданских служащих», слова «государственные должности» заменить словами «государственные гражданские должности», слова «государственных должностей» заменить словами «государственных гражданских должностей», слова «государственной службы» заменить словами «государственной гражданской службы»;
в) в абзаце третьем слова «Законом города Москвы «О государственной службе города Москвы» заменить словами «Законом города Москвы от 26 января 2005 года N 3 «О государственной гражданской службе города Москвы»;
6) в абзаце втором части 10 слова «государственные должности» заменить словами «государственные гражданские должности», слова «государственных должностей» заменить словами «государственных гражданских должностей», слова «государственной службы» заменить словами «государственной гражданской службы», слова «государственными служащими» заменить словами «государственными гражданскими служащими»;
7) в части 11 слова «государственным служащим» заменить словами «государственным гражданским служащим», слова «государственных служащих» заменить словами «государственных гражданских служащих», слова «государственные должности» заменить словами «государственные гражданские должности», слова «государственной службы» заменить словами «государственной гражданской службы».
12. В статье 14 слова «избирательных блоков», «, контроля за возвратом бюджетных средств, выделенных соответствующими избирательными комиссиями в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,» исключить.