Роспотребнадзор, кто это?
Содержание
- Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании
- Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации
- Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании
Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 1994 года N 625
Об утверждении Положения о Государственной
санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации
и Положения о государственном санитарно-
эпидемиологическом нормировании
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 680 (Собрание Законодательства РФ N 27, 06.07.98).
Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года N 1177 Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора упразднен. Его функции переданы Министерству здравоохранения Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
2. Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации привести ведомственные нормативные акты в соответствие с утвержденными пунктом 1 настоящего постановления положениями.
3. Считать утратившими силу Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР и Положение о порядке разработки, утверждения, издания, введения в действие федеральных, республиканских и местных санитарных правил, а также о порядке действия на территории РСФСР общесоюзных санитарных правил, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 1 июля 1991 г. N 375 «О Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР».
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 июня 1994 года
N 625
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственной санитарно-эпидемиологической службе
Российской Федерации
________________________________________________________________
Утратило силу с 14 июля 1998 года —
постановление Правительства Российской Федерации
от 30 июня 1998 года N 680.
________________________________________________________________
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 июня 1994 года
N 625
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственном санитарно-эпидемиологическом
нормировании
(с изменениями на 30 июня 1998 года)
1. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование является одной из основных функций Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и направлено на разработку научно обоснованных критериев обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и безвредности среды обитания человека для его здоровья.
2. Главная задача государственного санитарноэпидемиологического нормирования состоит в установлении санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, являющихся составной частью основ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и обязательных для выполнения на всей территории Российской Федерации органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности,а также должностными лицами и гражданами.
3. К нормативным актам, предусмотренным настоящим Положением, относятся:
санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранения и укрепления его здоровья;
санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм;
гигиенические нормативы, устанавливающие гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья;
санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.
4. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее именуются — санитарные правила):
регулируют деятельность предприятий, организаций, учреждений, отдельных отраслей народного хозяйства по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
предъявляют гигиенические требования к планировке и застройке населенных пунктов, к проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов;
устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления и объектов окружающей природной среды (атмосферного воздуха, вод и почвы).
5. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила.
На территории субъекта Российской Федерации могут действовать санитарные правила, установленные для этой территории (абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 680).
Санитарные правила на территориях субъектов Российской Федерации являются временными нормативными актами и вводятся в следующих случаях:
при отсутствии федеральных санитарных правил по отдельным вопросам санитарно-эпидемиологического нормирования;
при необходимости внесения отдельных изменений и уточнений в федеральные санитарные правила, в том числе для их ужесточения, в зависимости и с учетом особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на конкретной территории.
6. Государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда и другие нормативные акты, распорядительные, технические, инструктивные, методические, а также иные официальные документы по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и безвредности среды обитания человека для его здоровья, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не должны противоречить санитарному законодательству Российской Федерации и действующим санитарным правилам.
Действие нормативных актов, противоречащих санитарному законодательству Российской Федерации, препятствующих и ограничивающих применение действующих санитарных правил, приостанавливается, а сами акты подлежат отмене издавшими их юридическими лицами или вышестоящими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по постановлению главного государственного санитарного врача соответствующего уровня или его заместителя, либо по протесту прокурора, либо по решению суда.
7. На Министерство здравоохранения Российской Федерации возлагаются полномочия по ведению государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования, предусматривающие (абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 680):
организацию разработки, утверждение, введение в действие, опубликование и пересмотр санитарных правил;
аккредитацию организаций — разработчиков санитарных правил;
систематизацию санитарных правил, унификацию требований к их составлению и оформлению;
организацию разработки единых методических подходов и методик исследовательских работ по научному обоснованию санитарных правил;
контроль и экспертизу научных разработок в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
организацию и контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения.
8. Организациями — разработчиками санитарных правил могут являться научно-исследовательские учреждения, высшие образовательные учреждения, а также организации Службы, аккредитованные Министерством здравоохранения Российской Федерации в установленном им порядке (абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 680).
К разработке санитарных правил могут привлекаться временные творческие коллективы.
9. Федеральные санитарные правила разрабатываются на основании заказа для государственных нужд, ежегодно формируемого Министерством здравоохранения Российской Федерации, на конкурсной основе, а также в порядке инициативных предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений и граждан по договорам с организациями-разработчиками (абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 680).
Финансирование и материально-техническое обеспечение работ по разработке санитарных правил осуществляются за счет средств Министерства здравоохранения Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 680).
10. Разработка санитарных правил включает в себя:
проведение на основе современных достижений отечественной и мировой науки и практики комплексных гигиенических, эпидемиологических, медико-биологических, социологических, статистических и других видов исследований;
изучение состояния здоровья населения и среды обитания человека;
выполнение социологического и экономического прогнозов внедрения санитарных правил;
анализ международного опыта нормирования по изучаемой проблеме;
обоснование предложений по срокам введения в действие санитарных правил, а также обоснование их действия.
11. Проект санитарных правил и все материалы по их обоснованию (научные отчеты, результаты исследований) представляются организацией-разработчиком в Комиссию по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 680).
Комиссией организуется экспертиза проектов санитарных правил, проводится рассмотрение ее результатов и подготавливаются рекомендации по утверждению и введению в действие проектов нормативных актов для Министерства здравоохранения Российской Федерации (по федеральным санитарным правилам) или для центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации (по санитарным правилам на территориях субъектов Российской Федерации) (абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 680).
12. Федеральные санитарные правила утверждаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения Российской Федерации, а санитарные правила на территориях субъектов Российской Федерации соответствующим главным государственным санитарным врачом.
Федеральные санитарные правила вступают в силу со дня их опубликования, если не оговорены иные условия введения их в действие.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 июля 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 680).
13. Федеральные санитарные правила вводятся на пять лет. Санитарные правила на территориях субъектов Российской Федерации вводятся на срок до одного года. Их действие может быть продлено, но не более чем на два срока (абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 680).
В период действия санитарных правил в них могут быть внесены изменения, уточнения и дополнения на основании новых научных исследований и практических данных в порядке, установленном в пунктах 11 и 12 настоящего Положения.
14. Утвержденные федеральные санитарные правила, периодические информационные бюллетени, а также сборники санитарных правил выпускаются Министерством здравоохранения Российской Федерации, а санитарные правила на территориях субъектов Российской Федерации — соответствующими центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и распространяются через торговую сеть (пункт в редакции, введенной в действие с 14 июля 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 680).
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
«КОДЕКС»
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ранее — Санэпиднадзор), образована в 2004 году. Роспотребнадзору передана часть функций Министерства здравоохранения, Министерства экономического развития и торговли, Министерства по антимонопольной политике. В структуре Роспотребнадзора 84 территориальных управления и 84 центра гигиены и эпидемиологии в субъектах России. Специалисты службы осуществляют санитарно-карантинный контроль в 285 пунктах пропуска, в том числе в 102 на автомобильном транспорте, 67 в аэропортах, 64 морских, 13 речных, 39 на пограничных железнодорожных станциях. Кроме территориальных управлений и центров гигиены и эпидемиологии, под ведомством службы находится 29 научно-исследовательских институтов, 12 противочумных станций, более 100 организаций дезинфекционного профиля.
Полномочия Роспотребнадзора: федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров; санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу России; государственный контроль за соответствием информационной продукции требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию и др.
Со дня образования федеральной службы до 23 октября 2013 года ее руководителем был Геннадий Онищенко. На этом посту его сменила Анна Попова.
На фоне проверок деятельности субъектов хозяйствования, проводимых органами Государственной налоговой службы (ГНС), проверки деятельности субъектов хозяйствования органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы (органы СЭС) представляются незначительными. Но учитывая возможность применения органами СЭС таких мер, как ограничение, временный запрет или прекращение деятельности, проводимые ими проверки имеют существенное значение для субъектов хозяйствования, и едва ли не большее, чем проверки органов ГНС.
Итак, рассмотрим ряд правовых аспектов проверок, проводимых органами СЭС в отношении субъектов хозяйствования (проверки).
Проведение проверок урегулировано действующим законодательством Украины. Так, основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с проверками, являются: Конституция Украины (в части общих вопросов их деятельности как государственных органов и т.п.); Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» (Закон); Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре на Украине, утвержденное постановлением КМУ № 1109 от 22 июня 1999 года (Положение).
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Украины: «Органы государственной власти… их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины».
В соответствии со статьей 39 Закона проверки представляют собой способ осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора. То есть они могут быть проведены исключительно в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Частью 1 статьи 39 Закона установлено, что обязательным условием осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора является существование или определяющая вероятность существования вредного воздействия опасных факторов на здоровье людей. В соответствии с абзацем 12 части 1 статьи 1 Закона обязательным признаком опасного фактора является влияние негативным образом на здоровье человека или возможность такого влияния при определенных условиях.
Согласно части 3 статьи 39 Закона, государственный санитарно-эпидемиологический надзор может быть осуществлен исключительно выборочными проверками — по планам органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы, или внепланово — в зависимости от санитарной, эпидемической ситуации и по заявлениям граждан.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в соответствии с Положением.
Абзац 3 пункта 9 Положения устанавливает, что:
— планы проверок утверждаются главным государственным санитарным врачом;
— внеплановые проверки проводятся по решению главного государственного санитарного врача.
В соответствии с абзацем 5 пункта 9 Положения проверка проводится по направлению главного государственного санитарного врача или его заместителей.
Таким образом, проверки могут быть проведены исключительно при существовании следующей совокупности обстоятельств:
1) наличия негативного влияния на здоровье человека или возможности такого влияния при определенных условиях;
2) наличия соответствующего плана органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы и/или соответствующей санитарной, эпидемической ситуации и по заявлениям граждан;
3) утверждения плана главным государственным санитарным врачом (если проверка проводится по плану) или существования решения главного государственного санитарного врача (если проверка внеплановая);
4) существования направления главного государственного санитарного врача или его заместителя.
При этом особо хотелось бы обратить внимание на то, что действующим законодательством предусмотрено только одно обстоятельство, являющееся основанием для проведения проверок соблюдения санитарного законодательства, — заявление гражданина. Соответственно заявление юридического лица не является таким обстоятельством.
Значит, заявления и другие обращения предприятий, учреждений, организаций, государственных органов, их должностных и служебных лиц, а равно и любых иных субъектов (не граждан), не являются основаниями для проведения проверок соблюдения санитарного законодательства.
Так, например, по запросам правоохранительных органов, при отсутствии иных оснований, проверки проведены быть не могут.
Отдельно хотелось бы рассмотреть вопрос о полномочиях органов СЭС при проведении проверок.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона должностным лицам органов СЭС, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставляются, в частности, следующие полномочия:
— беспрепятственный вход на территорию и в помещения всех объектов надзора по служебному удостоверению и обязательные для исполнения указания в отношении устранения выявленных нарушений санитарных норм, а также проведение необходимых лабораторных исследований;
— бесплатное получение от юридических и физических лиц и граждан материалов и сведений, статистических и других данных, характеризующих санитарное и эпидемическое состояние объектов и здоровья людей.
Однако указанные полномочия беспрепятственного входа и бесплатного получения материалов, сведений, статистических и других данных предоставляются должностным лицам органов СЭС исключительно в случае существования указанной выше совокупности обстоятельств. Иначе эти полномочия у должностных лиц органов СЭС отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции Украины, «правовой порядок на Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством».
Следовательно, в случае отсутствия указанной выше совокупности обстоятельств, требования органов СЭС, в частности о беспрепятственном входе и предоставлении материалов и сведений, не подлежат обязательному исполнению и могут не выполняться; при этом их требования будут незаконными.
Кроме того, ни Закон, ни Положение, ни какой-либо иной нормативно-правовой акт не содержат требований к срокам предоставления материалов, сведений, статистических и других данных, на бесплатное получение которых уполномочены должностные лица органов СЭС, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В совокупности же с частью 6 статьи 19 Хозяйственного кодекса Украины, в соответствии с которой проверки государственными органами и их должностными лицами должны проводиться с уважением прав и законных интересов субъектов хозяйствования, требования органов СЭС о предоставлении материалов, сведений, статистических и других данных в части «немедленности» не подлежат обязательному исполнению и могут не выполняться. При этом их требования также будут незаконными.
Подведем итоги.
Порядок проведения органами СЭС проверок в отношении субъектов хозяйствования имеет четкие рамки — как в части их оснований, так и полномочий органов СЭС. Действия органов СЭС, выходящие за эти рамки, являются незаконными.
Это обстоятельство дает субъекту хозяйствования возможность эффективно противодействовать попыткам органов СЭС незаконно применить по отношению к нему такие меры, как ограничение, временный запрет или прекращение деятельности.
Для этого субъекту хозяйствования необходимо и достаточно обратиться в суд с административным иском в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Украины (КАС). Помимо иных эта мера имеет следующие преимущества:
— в соответствии с частью 2 статьи 71 КАС обязанность доказывания правомерности действий будет возложена на органы СЭС;
— в соответствии с частями 3 и 4 статьи 117 КАС в рамках обеспечения административного иска возможно запретить органам СЭС совершать определенные действия, а также приостановить действие их решений или отдельных положений решений.
Итак, в случае совершения органами СЭС незаконных действий при проведении проверок в отношении субъекта хозяйствования, последний имеет возможность эффективным образом защитить свои права и законные интересы.
ТАРАНОВСКИЙ Артем — адвокат адвокатской конторы «ПРАВИС», г. Донецк
Роспотребнадзор готовит документ, ужесточающий требования к доставке продуктов из магазинов. Об этом в четверг 6 августа сообщают «Известия» со ссылкой Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ).
Реклама
Согласно документу, будет запрещено перевозить, например, бытовую химию в автомобилях, доставляющих из магазинов продукты питания.
То есть один заказ, в котором есть, к примеру, колбаса и стиральный порошок, придется отправлять покупателям разным транспортом.
Доставка повседневных товаров из-за этого может подорожать, отмечают в АКИТ.
«Утверждение данных правил приведет к увеличению дополнительных расходов ритейлеров в два раза, что вызовет пропорциональное подорожание доставки», — заявил президент АКИТ Артем Соколов. Сейчас стоимость доставки составляет в среднем по России 300-350 рублей, отметил президент АКИТ.
Ритейлеры подготовили негативный отзыв на новый проект «Санитарно-эпидемиологические требования к предоставлению услуг населению», в проекте, как считают представители торговой отрасли, содержатся излишние требования. Разработчик новых правил — Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения.
Отзыв АКИТ был направлен главному санитарному врачу Анне Поповой. В пресс-службе Роспотребнадзора отмечают, что новые санитарно-эпидемиологические правила действительно запрещают совместную перевозку продуктов питания и химикатов I и II классов опасности.
«При совместной перевозке может произойти контаминация, то есть загрязнение продуктов питания веществами, которые могут привести к серьезным аллергическим и токсическим реакциям у человека при нарушении целостности упаковки» — отметили в службе.
По мнению чиновников, риск нарушения целостности упаковки при транспортировке любыми видами транспорта или даже пешком многократно увеличивается.
Техрегламент или Санпин?
Но в АКИТ утверждают, что в документе пункт про классы опасности химической продукции отсутствует.
К тому же высокоопасные вещества вообще запрещено использовать в товарах бытовой химии по техрегламенту Таможенного союза и, по идее, таких веществ не может быть в стиральных порошках, моющих средствах и тому подобной продукции.
Между тем технический регламент «О безопасности пищевой продукции», который имеет приоритет над национальным законодательством РФ, допускает совместную перевозку пищевых и непищевых продуктов, если их контакт при этом исключен, указано в письме АКИТ в адрес Поповой. Ассоциация предлагает привести новый документ в соответствие с техрегламентом и снять неуместный, по их мнению, запрет.
Новые требования можно назвать чрезмерными, считает и пресс-секретарь Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко. «И бытовая химия, и продовольственные продукты производятся, а также упаковываются с учетом всех современных требований по безопасности, сохранению целостности тары при транспортировке» — сказал он.
По мнению АКОРТ, раздельная транспортировка бытовой химии и продуктов питания приведет к дополнительным расходам. Придется использовать различный автотранспорт при перевозке сборных грузов от поставщиков в магазины.
Колбаса не виновата
Свое экспертное заключение по этому вопросу АКОРТ направила в профильные ведомства. Власенко при этом добавил, что если новые ограничения коснутся курьерских служб, то различный транспорт — для доставки еды и бытовой химии — понадобится и самим курьерам.
В итоге доставка подорожает, более того, она станет неудобной: вместо одного заказа придется принимать несколько и, скорее всего, в различное время.
Президент Союза потребителей России Петр Шелищ также считает, что Роспотребнадзор должен обосновать новую более жесткую санитарную норму. Ее можно будет считать необходимой, если будет доказано, что молекулы стирального порошка проникают, условно говоря, в колбасу при их совместной перевозке.
«Люди уже складывают продукты и бытовую химию в один пакет при покупках — неясно, почему нельзя транспортировать такие товары вместе», — недоумевает Шелищ. По его словам, раньше совместная транспортировка продукции могла быть некачественной, но теперь это неактуально.
Реализация новой нормы, если она будут утверждена, спровоцирует увеличение расходов компаний, которые они перенесут на потребителей, добавляет отраслевой лоббист.
Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлена статьей 6.3 КоАП. Максимальное наказание для компаний по этой статье — приостановка деятельности на срок до 90 суток.
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2004 г. № 322
(в редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 21.05.2013 № 428)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.01.2013 N 65, от 21.05.2013 N 428)
2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;
(пп. 5.1.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
5.1.4. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
5.1.5. утратил силу с 1 ноября 2011 года. — Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 845;
5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
(пп. 5.1.6 введен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;
(пп. 5.1.7 введен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;
(пп. 5.1.8 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)
5.1.9. государственный контроль за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов;
(пп. 5.1.9 введен Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 859)
5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
(пп. 5.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)
5.2.1 — 5.2.2. утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 767;
5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;
(пп. 5.2.3 введен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584)
5.2.4. устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды;
(пп. 5.2.4 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)
5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;
(пп. 5.2.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)
5.3. регистрирует:
5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);
5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;
5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;
(пп. 5.3.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)
5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5.7. организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;
5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
5.8(1). осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;
(пп. 5.8(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)
5.8(2). вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;
(пп. 5.8(2) введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)
5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;
(пп. 5.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)
5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
5.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;
5.13(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;
(пп. 5.13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)
5.14. организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.17. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, на поставку вакцин, необходимых для реализации национального календаря профилактических прививок, диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы;
(п. 5.17 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.09.2008 N 730)
5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.
7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.
III. Организация деятельности
8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:
(пп. 9.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
9.2.1. проект положения о Службе;
9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;
9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;
9.2.4. предложения о размещении территориальных органов Службы;
(пп. 9.2.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;
9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;
(пп. 9.2.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
9.2.7. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;
(пп. 9.2.7 введен Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 814)
9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов — главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей;
(пп. 9.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;
(пп. 9.8 введен Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов.
(пп. 9.9 введен Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2011 N 210)
13. Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — г. Москва.