Реквизиты краевого суда для оплаты госпошлины
Такой тезис включил в свой обзор Камчатский краевой суд (апелляционная практика рассмотрения гражданских дел Камчатского краевого суда за 3 квартал 2019 г.).
В качестве примера в нем приведено дело о взыскании в солидарном порядке задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Определением судьи исковое заявление, поданное в апреле 2019 года, было оставлено без движения и истцу предоставлен срок для предоставления документа, подтверждающего уплату госпошлины. Однако поступившие во исполнение этого определения платежные поручения, датированные 2018 годом, не были приняты судьей из-за того, что суммы госпошлины были перечислены по реквизитам, действующим в 2018 году, а не по реквизитам 2019 года. По мнению суда, уплата госпошлины истцом должна была быть произведена на новые реквизиты. На этом основании исковое заявление было возвращено истцу.
Камчатский краевой суд это определение отменил и указал следующее.
По смыслу пп. 2 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса исковое заявление может быть подано в суд в течение трех лет с момента уплаты государственной пошлины за его подачу.
Если в случае возвращения заявления, жалобы госпошлина фактически не была возвращена плательщику из бюджета, ее сумма может засчитываться в счет уплаты госпошлины в связи с повторным предъявлением аналогичного или иного обращения в суд при условии, что не истек трехгодичный срок со дня принятия соответствующего решения суда о возврате госпошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет и к повторному обращению приложен подлинный документ об уплате госпошлины.
Во исполнение определения судьи об оставлении иска без движения истцом были приложены подлинные платежные поручения с соответствующими отметками банка о проведении платежа.
Учитывая, что со дня уплаты госпошлины в бюджет и до момента подачи иска в суд трехгодичный срок не прошел, у судьи не было оснований возвращать исковое заявление ввиду неуплаты государственной пошлины по реквизитам, действующим в 2019 году, поскольку уплаченные в 2018 году суммы государственной пошлины подлежали зачету по исковому заявлению, поданному в апреле 2019 года.
Содержание
- Что такое государственная пошлина?
- Плательщики
- За что уплачивается госпошлина?
- Порядок и сроки уплаты. Возврат госпошлины
- Льготы по уплате госпошлины
- Размеры государственной пошлины
- Зачисление
- Оплата государственной пошлины
- Ссылка на электронный сервис, позволяющий самостоятельно сформировать и распечатать заполненный платежный документ на оплату государственной пошлины за государственные услуги органов ЗАГС:
- О признании права собственности на земельную долю
Что такое государственная пошлина?
Государственная пошлина (или «госпошлина») — это сбор, взимаемый с граждан или юридических лиц при обращении в госорганы за совершением каких-либо юридически значимых действий. Отметим, что эти юридически значимые действия перечислены законодательством; по каждому из них установлен свой размер госпошлины — он и только он является платой за нужное гражданину или организации действие.
Государственная пошлина установлена и регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Она относится к федеральным налогам, то есть органы власти в регионах не имеют права на своем уровне устанавливать какие-либо нормы, касающиеся госпошлины.
Плательщики
Плательщикам госпошлины может оказаться любое лицо — как юридическое, так и физическое. Мы становимся плательщиком пошлины, когда:
- обращаемся за совершением юридически значимых действий в органы, уполномоченные на их совершение;
- выступаем ответчиками в судах (любого уровня), где решение принято не в нашу пользу, а истец по делу освобожден от уплаты госпошлины.
Самый простой пример: оплата пошлины при подаче заявления на брак или развод в ЗАГС, при получении копии свидетельства о рождении и т.д.
За что уплачивается госпошлина?
Государственная пошлина уплачивается за совершение государственными органами юридически значимых действий в отношении гражданина или организации, которые за этими действиями обратились.
Юридически значимые действия, где требуется заплатить госпошлину, перечислены в Налоговом кодексе.
Например, госпошлину нужно уплатить:
- при обращении в суды — как арбитражные, так и общей юрисдикции, а также к мировым судьям;
- при обращении в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
- при обращении к нотариусу за совершением нотариальных действий (например, составление доверенности);
- за государственную регистрацию актов гражданского состояния (регистрация браков, рождений, смертей, разводов и пр.);
- при получении паспортов граждан России и загранпаспортов;
- при приобретении гражданства России;
- за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных;
- за госрегистрацию лекарственных препаратов;
- за госрегистрацию юридических лиц, политических партий, СМИ, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств;
- за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях компаний;
- за право вывоза культурных ценностей;
- за выдачу разрешений на вывоз с территории России, а также на ввоз на ее территорию видов животных и растений,подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
- и другие юридически значимые действия.
Особенности уплаты госпошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.
Порядок и сроки уплаты. Возврат госпошлины
Государственная пошлина в большинстве случаев уплачивается до совершения юридически значимого действия. Налоговым кодексом указаны такие сроки уплаты пошлины:
- при обращении в суды — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
- проигравшие судебный спор ответчики — в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу;
- при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;
- при обращении за выдачей документов (дубликатов) — до выдачи этих документов (дубликатов);
- при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;
- при обращении за государственной регистрацией прав, ограничений, договоров и т.д. — до подачи соответствующих заявлений, а если они были поданы в электронном виде — до принятия их к рассмотрению;
- при совершении иных юридически значимых действий — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней установлены в статье 333.32 НК РФ.
Госпошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Документ, подтверждающий уплату:
- Квитанция — если пошлина уплачена наличными. Квитанция выдается либо банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, в который производилась оплата.
- Платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.
Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.
Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до одного года. Проценты в случае рассрочки не начисляются.
Уплаченную госпошлину можно вернуть в следующих случаях:
- Если она переплачена (сумма оплаты больше, чем установленный размер пошлины).
- Если суд вернул заявление или жалобу, отказав в рассмотрении.
- Если нотариус отказал в совершении нотариальных действий.
- Если лицо отказывается от совершения действия, за которое уплачена госпошлина, до обращения в госорган.
- Если гражданину отказывают в выдаче паспорта (в случаях, определенных законом).
- И в некоторых других случаях.
Обращаем внимание!
Пошлину, уплаченную за заключение или расторжение брака и другие действия ЗАГС, вернуть нельзя. Также не возвращается пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.
Для возврата суммы госпошлины необходимо в течение 3 лет со дня ее уплаты подать заявление в тот государственный орган, который совершает действия, за которые эта пошлина уплачена. К заявлению нужно приложить квитанцию с подтверждением оплаты. Вернуть излишне уплаченную сумму должны в течение 1 месяца.
Обращаем внимание!
Государственная пошлина не уплачивается, если внесение изменений в документ вызвано ошибкой, допущенной по вине органа или должностного лица, выдавшего документ.
Судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ предоставлено право освобождать плательщика от уплаты госпошлины, исходя из его имущественного положения.
Обращаем внимание!
Госпошлина за выдачу водительского удостоверения, регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на транспортные средства, паспорта а также за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество не уплачивается гражданами проживающими на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Льготы по уплате госпошлины
Налоговым кодексом РФ установлены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций. Этот список довольно большой. Он содержится в статье 333.35 НК РФ.
Также льготы и освобождения от уплаты госпошлины по конкретным видам нотариальных действий, госрегистрацию и обращение в суд определены в статьях 333.36-333.39 НК РФ.
Размеры государственной пошлины
Обращаем внимание!
С 1 января 2017 года размер госпошлины за проведение процедуры банкротства физического лица будет зависеть от статуса заявителя. Для физического лица ее размер составит 300 рублей, для юридического лица — 6 000 рублей. Эти изменения предусматривает новая редакция пп. 5 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, которые внесены Федеральном законом от 30.11.2016 N 407-ФЗ. Ранее при подаче заявления о признании должника несостоятельным и организации, и граждане должны уплатить государственную пошлину в размере 6 000 рублей, но с 2017 года за проведение процедуры банкротства граждане уплачивают сумму в 20 раз меньшую, чем юридические лица.
Зачисление
100% в бюджет субъектов РФ зачисляется госпошлина:
- по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами;
- за совершение нотариальных действий;
- за госрегистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, их отделений, а также за госрегистрацию изменений их учредительных документов;
- за госрегистрацию региональных отделений политических партий;
- за госрегистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства и его дубликата;
- за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
- за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
- за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
- за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
- за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов;
- за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ;
- за действия органов исполнительной власти субъектов РФ, связанные с лицензированием и аккредитацией образовательных учреждений;
- за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части, произведенной из конфискованного сырья;
- за выдачу свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;
- за действия органов исполнительной власти субъектов РФ по проставлению апостиля на документах об образовании, ученых степенях и званиях;
- за выдачу органом исполнительной власти субъекта РФ специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
100% в бюджет поселений зачисляется госпошлина:
- на совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
100% в муниципальные бюджеты зачисляется госпошлина:
- по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
- за государственную регистрацию транспортных средств, в том числе временную — по месту их пребывания, за выдачу различных свидетельств автовладельцам и т.д.;
- за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;
- за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
- за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус.
В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.
В остальных случаях госпошлина в полном объеме (100%) зачисляется в доход федерального бюджета.
Оплата государственной пошлины
Согласно указаниям Минфина России, местом уплаты государственной пошлины за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния является место нахождения органа ЗАГС, составившего документ. В связи с вышеизложенным для получения повторного свидетельства из органа ЗАГС другого города вместе с запросом о высылке свидетельства необходимо направлять квитанцию об уплате соответствующей государственной пошлины. Информацию о реквизитах получателя платежа можно уточнить в органе ЗАГС, в который планируется направить запрос либо обратиться за оказанием содействия в орган ЗАГС Свердловской области.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» за регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина. Размер государственной пошлины за регистрацию конкретного акта гражданского состояния и порядок ее уплаты определяются Налоговым кодексом Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее – Налоговый кодекс).
Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
В соответствии с пп.4, пп.6 п.1 ст.333.18 Налогового кодекса государственная пошлина должна быть уплачена:
1) за выдачу документов — до выдачи документов;
2) при обращении за совершением регистрации акта гражданского состояния – до регистрации акта гражданского состояния или подачи соответствующих документов.
В соответствии со ст.ст. 333.26, 333.27 Налогового кодекса за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах и по следующим кодам бюджетной классификации (КБК):
Размеры государственной пошлины за регистрацию актов гражданского состояния, совершаемую органами ЗАГС
|
||
КБК |
Вид регистрационных действий |
Размер госпошлины
|
3181080500001 0001 110 | за государственную регистрацию брака, включая выдачу свидетельств: | 350 руб. |
3181080500001 0001 110 |
за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств: |
|
— при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей |
650 руб. с каждого из супругов |
|
— при расторжении брака в судебном порядке |
650 руб. с каждого из супругов |
|
— при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет |
350 руб. |
|
3181080500001 0001 110 |
за государственную регистрацию установления отцовства, включая выдачу свидетельства об установлении отцовства |
350 руб. |
3181080500001 0001 110 |
за государственную регистрацию перемены имени, включающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, включая выдачу свидетельства о перемене имени |
1600 руб. |
Размеры государственной пошлины за другие юридически значимые действия, совершаемые органами ЗАГС и иными уполномоченными органами
|
||
КБК |
Вид регистрационных действий |
Размер госпошлины
|
3181080500001 0002 110 |
за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, включая выдачу свидетельств |
650 руб. |
3181080500001 0002 110 |
за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния |
350 руб. |
3181080500001 0002 110 |
за выдачу физическим лицам справок из архивов органов ЗАГС и иных уполномоченных органов |
200 руб. |
000 1 08 07200 01 0037 110 |
За истребование документов с территории иностранных государств |
350 руб. (за каждый документ) |
000 1 08 07200 01 0039 110 |
За совершение прочих юридически значимых действий (апостиль) |
2500 руб. (за каждый документ) |
Государственная пошлина не уплачивается:
— при государственной регистрации рождения, усыновления (удочерения), смерти, включая выдачу свидетельства;
— за выдачу свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, если соответствующая запись акта гражданского состояния восстановлена на основании решения суда.
Уважаемые посетители нашего сайта! Предлагаем Вам образец квитанции по оплате государственной пошлины в отделениях Сбербанка России Свердловской области.
В реквизитах данной квитанции Вам необходимо заполнить следующие поля:
— код ОКТМО: 65701000
— плательщик;
— адрес плательщика;
— сумма (выдержки из Налогового кодекса РФ ),(письмо Министерства финансов РФ);
— дата;
Образцы квитанций по оплате государственной пошлины представлены здесь.
Ссылка на электронный сервис, позволяющий самостоятельно сформировать и распечатать заполненный платежный документ на оплату государственной пошлины за государственные услуги органов ЗАГС:
Также доступно по
О размерах государственных пошлин с 1 января 2015 года
(pdf, 42,77 кб)Об изменение размера Государственных пошлин за совершение отдельных юридически значимых действий по регистрации актов гражданского состояния с 1 января 2015 года
(pdf, 41,1 кб)Процедура возврата государственной пошлины
(docx, 17,06 кб)Форма заявления о возврате государственной пошлины
(doc, 73 кб)
Решение органа ЗАГС о возврате государственной пошлины
О признании права собственности на земельную долю
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2008 года г.Кстово
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи А., при секретаре Б., с участием представителя истца Селезнева Р.Ю., представителя ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску истца к Администрации Кстовского муниципального района о признании права собственности на земельную долю, и встречному иску Администрации Кстовского муниципального района к истцу о признании недействительными свидетельства о праве собственности на земельную долю и договора дарения земельной доли,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Администрации Кстовского муниципального района о признании права собственности на земельную долю по следующим основаниям.
На основании решения Кстовской районной администрации Нижегородской области №831р от 26.04.1994 года и согласно Приложению №1 к Государственному Акту №ННО № 26000435 Марии Федоровне (бабушке истца) была выделена земельная доля общей площадью 4,4 га в земельном массиве ТОО «Мокринское» и выдано свидетельство о праве на земельную долю №480 от 9 декабря 1994 года.
2 февраля 1995 года М.Ф. передала данную земельную долю истцу в дар, что подтверждается договором дарения земельной доли №1-138, удостоверенным нотариусом. Договор дарения земельной доли зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Кстовского района 10 февраля 1995 года, регистрационный №6419. Однако свидетельство на право собственности на землю истцом получено не было.
Истец в своем заявлении просил признать за ним право собственности на земельную долю общей площадью 4,4 га, категория земель — земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование — для сельскохозяйственного производства, находящуюся по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, ООО «Мокринское».
Ответчиком — Администрацией Кстовского муниципального района был предъявлен встречный иск к истцу о признании недействительными свидетельства о праве собственности на землю и договора дарения земельной доли по следующим основаниям.
Свидетельство о праве собственности на земельную долю, выданное М.Ф., не соответствует Указу Президента РФ № 1767 от 27.10.1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», утвердившего пунктом 3 форму свидетельства о праве собственности на землю.
Кроме того, Указом № 1767 определено то, что при первичном предоставлении земельного участка в собственность, свидетельство о праве собственности на него выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации.
Таким образом, поскольку свидетельство о праве собственности на спорную земельную долю не соответствует форме утвержденной Указом №1767, и орган который выдал данный документ, согласно положениям Указа №1767 не имел права его выдавать, данное свидетельство не может иметь юридической силы.
Кроме того, свидетельство о праве Собственности на спорную земельную долю выдано собственнику земельного участка, предоставленного в коллективно-долевую собственность ТОО «Мокринское».
Но согласно Распоряжению главы администрации Кстовского района №782-р от 16.05.1995 г. ТОО «Мокринское» прекратило свою деятельность в результате его реорганизации в форме разделения его на три общества с ограниченной ответственностью, шесть фермерских хозяйств и шесть индивидуальных хозяйств.
Кроме того, на основании распоряжения главы Администрации Кстовского района №894-р от 05.06.1995 г. земельный массив ТОО «Мокринское» был перераспределен между указанными выше юридическими лицами и индивидуальными хозяйствами.
Таким образом, право собственности на спорную земельную долю не может быть признано за истцом и по тем основаниям, что с 1995 года не существует земельного массива ТОО «Мокринское», указанного в свидетельстве о праве собственности №480 на земельную долю выданное Марии Федоровне 09.12.1994 г. главой Мокринской местной администрации.
На данный момент как ранее учтенный на кадастровом учете стоит земельный массив ООО «Мокринское» с кадастровым номером 52:26:0000000:119 площадью 21138670 кв.м.
ООО «Мокринское» было образованно на основании распоряжения главы Администрации Кстовского района № 894-р от 05.06.1995 г.
В соответствии с указанным распоряжением работникам ООО «Мокринское» в 1996 году комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Кстовского района Нижегородской области были выданы свидетельства о праве собственности на земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный массив ООО «Мокринское».
Кроме того, истцом не соблюден предусмотренный законодателем досудебный порядок, урегулирования данного спора, Согласно ст. 131 ГК РФ, ст.25.2 Федерального закона №122 — ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Истец, если он считает, что оспариваемое свидетельство о праве собственности на земельную долго имеет юридическую силу, должен был обратится в соответствующее отделение Федеральной регистрационной службы за государственной
регистрацией своего права. Не соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, основание предусмотренное ст.222 ГПК РФ для оставления судом искового заявления без рассмотрения.
В своем встречном иске представитель Администрации Кстовского муниципального района просил признать недействительными свидетельство №480 о праве собственности на земельную долю, выданное М.Ф. главой Мокринской местной администрации 09.12.1994 г. и договор дарения земельной доли заключенный между М.Ф. и истцом недействительным.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Нижегородской области в лице Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и ООО СПК «Ждановский».
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности Селезнев Р.Ю., уточнил исковые требования, просил признать за истцом право собственности на 1/478 долю (4,6 га) в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, целевое назначение — для сельскохозяйственного производства, находящий по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, ООО «Мокринское», исковые требования поддержал, встречный иск не признал, и пояснил, что истец о невостребованной доле узнал из объявления в газете «Маяк». Свидетельство на имя истца в земельном комитете было утеряно, возможно в связи с переездом. Истца числится в списке дольщиков под номером №199. Администрацией Кстовского района пропущен срок исковой давности о признании сделки ничтожной — 15 лет.
Представитель ответчика — Администрации Кстовского муниципального района, действующий на основании доверенности Г. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, встречный иск удовлетворить. ТОО «Мокринское» было реорганизовано в мае 1995 года. ООО «Мокринское» было создано после смерти наследодателя. Истцом не соблюден досудебный порядок спора, отсутствует письменный отказ в регистрации права собственности.
Представители третьих лиц — Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и ООО СПК «Ждановский» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению, встречный иск Администрации Кстовского муниципального района подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.218 Гражданского Кодекса РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с ч.1 ст.6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с ч.1 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со ст.3 ФЗ РФ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст.77, 79 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 10,12 Федерального закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации.
Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю…
В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования.
Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей.
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 Федерального Закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой
собственности. Решением общего собрания участников долевой собственности определяются: условия передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в аренду, уставный (складочный) капитал или доверительное управление;
В соответствии со ст.15 Федерального Закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст.18 Федерального Закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с Указом Президента РФ № 1767 от 17 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
В соответствии с ч. 1,7,20 «Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи», утвержденных Постановлением Правительства РФ №96 от 01 февраля: 1995 г. «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», Внутрихозяйственные комиссии по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) для выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи:
составляют (уточняют) списки лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев в соответствии с действующим законодательством и пунктами 3 и 4 настоящих Рекомендаций;
рассчитывают (уточняют) размеры земельных долей и имущественных паев;
на основе проведенной работы подготавливают пакет документов (материалов) по выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи согласно Приложению N 1;
оформляют, регистрируют и выдают свидетельства о праве на имущественные паи и организуют выдачу подготовленных районными
комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельств на право собственности на земельные доли;
по завершении работы объединяют все материалы по подготовке и выдаче документов в единый пакет и передают их на хранение в органы местной администрации.
На получение в собственность земельных долей имеют право:
работники сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), в том числе уволенные из этой организации (предприятия) по сокращению численности работников после 1 января 1992 года и до момента возникновения права собственности на земельную долю в соответствии с настоящими Рекомендациями;
пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятии) и проживающие на ее территории;
наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства (в течение установленного срока исковой давности).
Всем собственникам земельных долей при наличии заявлений от них выдаются свидетельства по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
При реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) временным документом, удостоверяющим право собственности на земельную долю, может служить выписка из приложения к документу, удостоверяющему право общей собственности на землю (решению местной администрации, государственному акту (свидетельству)). Указанная выписка выдается районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и подлежит сдаче при получении свидетельства, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
В соответствии со ст.572 Гражданского Кодекса РФ, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии со ст. 167 Гражданского Кодекса РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со ст. 168 Гражданского Кодекса РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Судом установлено, что на основании решения Кстовской районной администрации Нижегородской области от 26.04.1994 года №831-р за М.Ф. закреплена земельная доля площадью 4,4 га
сельскохозяйственных угодий ТОО «Мокринский», о чем выдано свидетельство о праве на земельную долю главой Мокринской местной администрации 09.1.1994 года (л.д.5).
02.02.1995 года между М.Ф. и истцом был заключен договор дарения указанной земельной доли, удостоверенный нотариусом, зарегистрированный в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Кстовского района 10.02.1995 года (л.д.5).
Распоряжением Администрации Кстовского района №782-р от 16.05.1995 года ТОО «Мокринское» было реорганизовано в форме разделения (л.д.15).
Лспоряжением Администрации Кстовского района №894-р от 05.06Л995 года утвержден проект перераспределения земель, предусматривающий закрепление земель за обществами, образованными после реорганизации ТОО «Мокринское» (л.д. 16-17).
Согласно сведений Кстовского территориального отдела УФАКОН по Нижегородской области (л.д.37), основанием для выдачи свидетельств на право общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения по ООО «Мокринское» являлись:
— распоряжение Администрации Кстовского района от 05.06.1995 года №894-р «Об утверждении проекта перераспределения земель межхозяйственное землеустройство) и отводе земельных участков в натуре ООО «Мокринское», ООО «Елхи», ООО «Восход» и крестьянских фермерских земель»;
— список собственников и размер их земельной доли ООО «Мокринское», являющийся составной частью проекта перераспределения земель (межхозяйственное землеустройство) ТОО «Мокринское» Кстовского района Нижегородской области.
В указанном списке под №196 числится истец, проживающий: г.Кстово Нижегородской области. Размер земельной доли — 4,6 га. Всего в вышеназванном списке числится 478 человек.
Согласно справки ФГУ «Земельной кадастровой палаты» по Нижегородской области (л.д.6), земельный участок общедолевой собственности ООО «Мокринское» является ранее учтенным единым землепользованием с кадастровым номером 52:26:000000:0119, площадь 2201 га. В соответствии с законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» из участка участниками общедолевой собственности выделено в натуре 19 земельных долей. Площадь оставшейся части земельного участка общедолевой собственности составляет 2113,867 га.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка (л.д,7), земельный участок общедолевой собственности ООО «Мокринское» с кадастровым номером 52:26:000000:0119, площадь 21138670 кв.м., расположен по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, ООО «Мокринское», категория земель — земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование — для сельскохозяйственного производства.
Согласно сообщения представителя ООО СПК «Ждановский» (л.д.38), земельная доля истца и М.Ф. в уставной капитал общества не вносилась.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец. приобрел право на указанную земельную долю. Отсутствие в данном случае свидетельства на право собственности на землю не может служить основанием отказа в удовлетворении исковых требованиях истца, который имеет право на указанную земельную долю.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется.
В соответствии с ч.2 ст.53 Земельного Кодекса РФ, при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.
В соответствии со ст.225 Гражданского Кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Изучив представленные доказательства, оценив доводы сторон, суд приходит к выводу, что у истца возникло право собственности на указанную земельную долю, данная земельная доля не отчуждалась, в уставной капитал акционерного общества не вносилась, от права собственности истец не отказывался.
Доводы представителя ответчика о том, что свидетельство, выданное М.Ф. не соответствует форме, установленной Указом Президента РФ №1767 и земельного массива ТОО «Мокринское» не существует, суд не принимает в качестве основания для отказа истцу в иске и признает данные доводы необоснованными, поскольку в соответствии с «Рекомендациями по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи» при реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) временным документом, удостоверяющим право собственности на земельную долю, может служить выписка из приложения к документу, удостоверяющему право общей собственности на землю (решению местной администрации, государственному акту (свидетельству)), а согласно сведений Кстовского территориального отдела УФАКОН по Нижегородской области в списке собственников ООО «Мокринское», являющегося составной частью проекта перераспределения земель (межхозяйственное землеустройство) ТОО «Мокринское» Кстовского района Нижегородской области истец числится под №196.
Доводы представителя ответчика о том, что истцом не соблюден досудебный порядок спора суд не может принять во внимание, поскольку в данном случае действующим законодательством досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен.
На основании изложенного, суд считает возможным удовлетворить исковые требования истца в полном объеме, в удовлетворении встречного иска Администрации Кстовского муниципального района отказать,
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ и п.3 ч.1 ст.333-19 Налогового Кодекса РФ, размер государственной пошлины для организации по требованию неимущественного характера составляет 2000 рублей.
Администрации Кстовского района была отсрочена уплата госпошлины по встречному иску до рассмотрения дела, таким образом, с ответчика следует взыскать в доход государства государственную пошлину в размере 2000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 — 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования истца к Администрации Кстовского муниципального района о признании права собственности на земельную долю удовлетворить.
Признать за истцом, 09.03.1960 года рождения, место рождения: г.Кстово Горьковской области, право собственности на земельную долю площадью сельскохозяйственных угодий 4,6 га в размере 1/478 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, ООО «Мокринское», общей площадью 2201 га, категория земель — земли сельскохозяйственного назначения.
Встречные исковые требования Администрации Кстовского муниципального района к истцу о признании недействительными свидетельства №480 о праве собственности на земельную долю, выданное главой Мокринской сельской администрации 09.12.1994 года на имя Марии Федоровны и договора дарения земельной доли, заключенного между истцом и Марией Федоровной 02.02.1995 года, оставить без удовлетворения.
Взыскать с Администрации Кстовского Муниципального района в доход государства госпошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Нижегородский областной суд через Кстовский городской суд Нижегородской области.
Судья А.
Порядок работы Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ с 1 июня 2020 года
В целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), соблюдения требований Указа Главы Республики Бурятия от 13 марта 2020 года №37 (в редакции указа Главы Республики Бурятия от 30 июня 2020 года №146), постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 марта 2020 года №6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19», от 30 марта 2020 года №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19», начиная с 1 июня 2020 года деятельность Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ по рассмотрению дел осуществляется в полном объеме и устанавливается следующий порядок посещения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ:
Допуск в здание суда представителей лиц, участвующих в деле, производится не ранее, чем за десять минут до начала судебного заседания. Во избежание массового скопления людей (с учетом невысокой пропускной способности при входе в здание суда) просим заблаговременно готовить документы, необходимые для регистрации и представления в судебном заседании (паспорт, доверенность, определение суда о дате и времени судебного заседания и т.д.);
Представители лиц, участвующих в деле, должны иметь при себе и носить во время нахождения в здании суда средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы и т.д.). Кроме того, настоятельно рекомендуем иметь при себе средства индивидуальной защиты рук (перчатки);
При входе в здание суда должностным лицом службы судебных приставов производится измерение температуры всех посетителей бесконтактным инфракрасным термометром и обработка рук антисептиком.
Должностное лицо службы судебных приставов вправе не допустить представителя в здание суда при выявлении у него повышенной температуры (37 °C и выше), кашля, насморка и одышки, а также представителя, возраст которого превышает 65 лет;
Представители лиц, участвующих в деле, обязаны соблюдать социальную дистанцию в здании суда до других лиц (в том числе работников суда) не менее 1,5 метров;
Передвижение по зданию суда допускается только в сопровождении должностного лица службы судебных приставов или работника Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ;
Нахождение в здании суда лиц, не являющихся участниками судебных разбирательств в соответствующий день, не допускается.
Возобновлена работа приемной Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ по приему заявлений и обращений граждан с 1 июня 2020 года.
При этом в целях соблюдения ограничительных мероприятий (в том числе требования о социальном дистанцировании) и минимизации рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 будет установлен пропускной режим, предусматривающий допуск в здание суда для подачи документов строго по одному представителю.
В связи с этим убедительно просим при необходимости прибывать в суд в заранее согласованное время и с определенной периодичностью.
Лицо, прибывшее для подачи документов, допускается в здание суда с соблюдением указанных выше требований.
В целях соблюдения ограничительных мероприятий (в том числе требования о социальном дистанцировании) и минимизации рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в помещении суда ознакомление с материалами дел будет производиться в ограниченном режиме и в индивидуальном порядке, в связи, с чем рекомендуем заблаговременно согласовывать время ознакомления с материалами дел и своевременно прибывать в здание суда для ознакомления. В том же порядке будет осуществляться выдача документов.
В случае изменения ограничительных мероприятий, порядок допуска лиц, участвующих в деле, и их представителей в здание Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ может быть изменен, о чем будет сообщено дополнительно.