Развод с гражданином узбекистана
Статья 160 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает, что расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории Российской Федерации производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами территории Российской Федерации, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом независимо от его гражданства в суде Российской Федерации. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, брак может быть расторгнут в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации.
Расторжение брака между гражданами Российской Федерации либо расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации.
Фото: Спутник Узбекистан.
Семейный кодекс Узбекистана построен на «модернистской» модели семьи с равенством самостоятельных в жизни супругов и минимальной ролью других родственников в их жизни. Способно ли такое законодательство эффективно регулировать семейный быт в Узбекистане – обсуждаем в этом обзоре.
Содержание
Каковы особенности местной семьи
Мы, граждане Узбекистана, разделяем общечеловеческие ценности, но в быту – самобытный народ. Это особенно заметно в брачно-семейных отношениях. В условиях рыночной экономики, на основе семейного законодательства, разработанного по образцу европейского, продолжаем чтить традиции, возникшие в совсем другое время и в совершенно других политических и экономических условиях. Проще говоря, наши убеждения по вопросам семьи, перешедшие нам от предков, немного разнятся с той моделью, которую нам описывает закон.
О различных взглядах на семью писал еще А.Кадыри вначале прошлого столетия, затем говорили в советский период. В центре внимания было многоженство, ранние и принудительные браки. Эти негативные явления удалось устранить правовыми мерами. Они предусмотрены и сейчас:
- в Уголовном кодексе – ст. 126 (многоженство), ст. 136 (принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование к вступлению в брак), ст. ст. 128, 129 (вступление в половую связь и развратные действия в отношении лица младше 16 лет);
- в Кодексе об административной ответственности – ст. 47-3 (нарушение законодательства о брачном возрасте).
Однако традиционный уклад в семье во многом сохранился. В нем, по-прежнему:
- велика роль старшего поколения с четкой субординацией, включая моральное право одобрять (выбирать) супругов для своих детей, давать им и их супругам указания о том, как следует поступать;
- браки заключаются не просто между супругами, а фактически представляют собой сделку между семьями супругов, которая влечет конкретные имущественные обязательства;
- семейная собственность не ограничивается только имуществом супругов из-за совместного проживания разных поколений, а на бытовом уровне размыто понимание собственности родителей и собственности детей;
- распространена многодетность, из-за чего женский пол принимает на себя заботы о большом домашнем хозяйстве, не имеет самостоятельных источников дохода;
- материальное обеспечение семьи лежит на муже и его старших родственниках мужского пола, вследствие чего доминирование мужчины в семье практически не оспаривается;
- широко общественное участие в жизни семьи (например, махалли) и т.д.
Еще в советском законодательстве вместо того, чтобы найти пути урегулировать важнейшие вопросы жизни традиционной семьи, был выбран другой вариант. Закрепили, как все должно быть в «модернистской» модели, а многие общественные отношения, возникающие в традиционных семьях, просто остались без правового регулирования.
Если в 20 веке последствия данного решения не были заметны, то в начале 21 века впервые в своей истории наше общество столкнулось с большим числом расторжений браков. По мнению автора, это во многом – следствие ошибочного подхода к законодательству, отпустившего многие общественные процессы на самотек. Так, судьи в беседах о причинах большинства разводов упоминают, что наиболее серьезные конфликты в семье редко связаны с отношениями между самими супругами, а вытекают из взаимоотношений с другими родственниками и иными вопросами традиционного быта.
Желая спасти положение, государство пытается урегулировать процесс проведения свадеб, чтобы они не обходились так дорого (подробнее – ). Также предлагается усложнить процедуры разводов. Т.е. частично восполняются те пробелы в законодательстве, которые были допущены. Не отрицая необходимость принимаемых мер, считаем, что в реформировании нуждается само семейное законодательство.
Ниже приводятся отдельные предложения, в основе которых принцип «сочетание прав и свобод человека с традиционным укладом жизни».
Условия вступления в брак
Согласно статьям 14 и 15 Семейного кодекса (далее – СК) брак заключается в добровольном порядке после достижения брачного возраста (18 лет для мужчин, 17 лет для женщин). Для обдумывания важного решения брачующимся отводится 1 месяц со дня подачи заявления (ст. 13 СК).
Даже если брак официально не оформлен, за нарушение требования о брачном возрасте положены высокие штрафы по статье 47-3 Кодекса об административной ответственности (далее – КоАО). Для взрослого супруга (супруги) – до 10 МРЗП, для родителей – до 15 МРЗП, для совершившего религиозный обряд – до 20 МРЗП. А принуждение к браку влечет уголовную ответственность (ст. 136 УК).
Однако действующие нормы не решают всех проблем.
Во-первых, положительные эмоциональные связи между людьми – важнейшее условие создания крепкой семьи. Шансы создать ячейку общества у плохо знающих друг друга людей снижаются. Поэтому короткий месячный срок ожидания со дня подачи заявления способствует скорому браку по воле родителей. Не отрицая положительной роли старшего поколения в этих вопросах, данный срок, все же является совершенно неприемлемым и требует увеличения. Особенно с учетом того, что встречи между брачующимися также регламентируются и ограничены в своем количестве. Стороны должны узнать друг друга поближе.
Такая мера уже предусмотрена в Программе комплексных мер по поддержке женщин и укреплению института семьи (прил. № 7 к УП–5325 от 2.02.2018 г.). Подробнее – . По мнению автора, срок между подачей заявления и регистрацией брака должен составлять не менее 6-ти месяцев.
Во-вторых, в обществе укоренилось мнение об определенном предельном возрасте, до которого молодые люди должны вступить в брак и после которого быть незамужней/холостым уже стыдно. Многие женятся (выходят замуж), потому что «пришло время». При этом законодательство не учитывает занятость брачующихся и их материальное положение.
В ранних браках большинство молодых граждан еще не готовы материально обеспечивать себя, супруга (супругу), детей, не говоря о родителях. Таковы современные социально-экономические условия. Также следует учесть, что вследствие введения обязательного 11-летнего обучения в средней школе, молодежь Узбекистана станет получать профессиональное образование позже – в среднем в 20–22 года (ранее подавляющее большинство граждан получали профессию в колледжах уже к 19 годам). Вступление в самостоятельную жизнь в 18–19 лет станет в скором времени фактически невозможным.
Поэтому целесообразно повысить брачный возраст, как минимум, до 21 года.
В-третьих, на выбор будущего мужа/жены традиционно высокое влияние оказывают родители, другие родственники, соседи (при наведении справок о кандидатуре) и даже работодатель (в части отдельных требований к родственникам государственных служащих). Поэтому статья 14 СК (добровольность вступления в брак) на практике в полной мере часто не соблюдается.
При этом статья 136 УК и уголовно-процессуальный порядок привлечения к ответственности по ней имеют недостатки. Так, любое принуждение к вступлению в брак сразу рассматривается в качестве преступления. А согласно статье 325 УПК возбуждение уголовного дела в таком случае не допускается, пока потерпевшая сама не обратится в правоохранительные органы. В итоге заявления не поступают даже на жестоких родителей, а органам внутренних дел и махалле не остается ничего другого, как молча смотреть на происходящее.
Кроме того, в качестве потерпевшего от принуждения к вступлению в брак рассматриваются только женщины. Права юношей, ограничиваемых в выборе спутницы жизни, закон так не защищает.
В связи с этим, нужно установить, что в уголовном порядке наказывается принуждение к вступлению в брак с использованием физического насилия. За все другие виды принуждения должна следовать административная ответственность. При этом административное взыскание нужно налагать не только по заявлению потерпевшего, но и других лиц. Например, соседей и аксакала махалли. Кроме того, потерпевшими не следует признавать только женщин.
Имущественные отношения между супругами и их родственниками
Когда говорят об имущественных отношениях между супругами, упоминают совместно нажитое имущество и его раздел. Об этом написано достаточно. Поэтому рассмотрим другие аспекты.
Во-первых, не все граждане разделяют точку зрения, что женщина должна быть самостоятельной в экономической и общественной жизни. Именно по внутрисемейным причинам (в основном по настоянию мужа или его родственников) многие женщины отказываются от учебы, работы и карьеры. Таким образом, женщина становится домохозяйкой, а в экономическом плане – иждивенкой.
Домохозяйка, у которой профессиональная квалификация с каждым годом утрачивается все больше, попадает в незавидное положение. В случае отказа в содержании либо расторжения брака, женщине, бросившей работу для пользы семьи, будет тяжело найти заработок, и она рискует остаться без средств к существованию. И хотя согласно статье 117 СК муж обязан оказывать материальную поддержку жене (как и жена мужу), алименты ей положены только при условии, что она является нетрудоспособной, беременной, либо ухаживает за ребенком до 3-х лет или ребенком-инвалидом до 18 лет (когда инвалидность ребенка I группы условие о его 18-летнем возрасте не применяется).
Необходимо законодательно закрепить, что при отказе одного из супругов от источника дохода по настоянию другого супруга, отказавшийся трудоспособный супруг получает право на алименты при условии, что он зарегистрирован на бирже труда. Алименты в таком случае целесообразно платить до момента, когда органы содействия занятости предложат подходящую работу, а обязательства по их уплате по данному основанию распространить также на бывших супругов.
Во-вторых, на практике серьезной проблемой является прописка супругов на одной жилой площади. Вопрос усложняется, когда квартира либо дом принадлежат не одному из супругов, а другим лицам (чаще их родителям).
Дело в том, что согласно статье 32 Жилищного кодекса невестки не признаются членами семьи собственника жилого дома или квартиры (свекра или свекрови). Чтобы ими стать, они должны вести общее хозяйство со свекром или свекровью и обязательно быть прописаны в его (ее) жилом помещении. Только тогда при прекращении семейных отношений они сохраняют право пользования жилым помещением. Если штампа прописки в паспорте нет, то ведение совместного хозяйства, в т.ч. выполнение домашних дел не является основанием для сохранения права проживания.
Таким образом, требование о прописке – формальный инструмент для непризнания родства и воспрепятствования получению права пользования жилым помещением. Хотя в реальности невестки допускаются к проживанию на жилой площади, ведут совместное хозяйство и даже приумножают его. Поэтому автор считает целесообразным в контексте жилищного законодательства признавать родство на основе факта совместного проживания и ведения общего хозяйства, без требования о прописке.
В-третьих, неправильно считать, что брачные договоры в Узбекистане – редкое явление. При каждом заключении традиционного национального брака представители обеих семей заключают определенные соглашения в рамках «фотиха туй» (помолвки). Однако юридического значения данные договоры не имеют.
Причина – брачный договор должен быть нотариально удостоверен (см. статью 30 СК). При этом Инструкция о порядке совершения нотариальных действий нотариусами подробно не регламентирует его заключение, а аксакалы сходов граждан не вправе удостоверять такие договоры (см. статью 137 Гражданского кодекса, статью 15 закона «Об органах самоуправления граждан»).
Поэтому представляется целесообразным разработать типовые брачные договоры, учитывающие традиции и обычаи данной местности. В нем, например, можно указать, что сторона выступившая с инициативой расторгнуть брак, обязана возместить другой стороне затраты на проведение свадебных торжеств. Это будет весомым сдерживающим фактором от излишних расходов, к которым порой стороны побуждают друг друга.
Кроме того, необходимо уполномочить на удостоверение таких договоров аксакалов сходов граждан. При этом с целью соблюсти традиции можно разрешить, чтобы такие сделки могли совершать не только сами брачующиеся, но и от их имени – родители и другие родственники на основе доверенности, также удостоверенной аксакалом схода граждан.
В заключение отметим, что описанные предложения не единственно возможный вариант решения проблем. Субъектам законодательной инициативы предстоит тщательно рассмотреть много вопросов. Однако ясно одно – пришло время совершенствовать Семейный кодекс.
Узнавай о новостях первым в Телеграм-канале @RepostUZ.
Согласно Семейному кодексу Республики Узбекистан в органах ЗАГС Республики Узбекистан регистрация заключения брака граждан Республики Узбекистан
с гражданами стран СНГ, иностранными гражданами, лицами без гражданства
и регистрация заключения брака между иностранными гражданами производится на общих основаниях.
На основании пункта 95 Правил, регистрация заключения брака между гражданином Узбекистана и иностранным гражданином или лицом без гражданства производится при условии, если виза иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание в Республике Узбекистан в день регистрации брака является действительной.
При этом к заявлению о вступлении в брак иностранного гражданина или лица без гражданства должна прилагаться копия документа, подтверждающего его личность, и легализованный в установленном порядке или с проставлением апостиля документ (вместе с переводом на государственный язык) о том, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не состоит в браке.
В документ, подтверждающий личность гражданина страны СНГ, иностранного гражданина или лица без гражданства, вступившего в брак с гражданином Узбекистана, вносится отметка о регистрации брака, если в документе, подтверждающем личность, имеется место для внесения такой отметки.
После регистрации брака органом ЗАГС направляется в установленном порядке извещение о заключенном браке в иностранное государство, гражданином которого является лицо, вступившее в брак с гражданином Республики Узбекистан.
Гражданский брак или законная семья?
Гражданский брак – чрезвычайно удобная формулировка для нашего времени для тех сложных отношений, которые некоторые стыдятся называть сожительством. Хотя, если смотреть непредвзято, что в этом стыдного: сошлись два человека и живут, и какая кому разница, и зачем вмешиваться в их отношения? Но… Но как всегда есть некоторые аспекты, которые не решить без вмешательства адвоката по семейным делам.
Одно из неудобств и существенных минусов сожительства – это отсутствие законодательной базы, которая могла бы разрешить споры супругов. Так, к примеру, в случае развода, имущество супругов не делиться поровну, как в законном браке, а отходит тому, чьим является по документам. Ещё более запутанный вопрос с общими детьми, рождёнными вне законного союза. Алиментов в случае развода сожителей будет значительно сложнее добиться, чем гражданским супругам. За грамотной консультацией по этому вопросу можно обратиться на сайт http://www.lawforyou.ru.
Гражданский брак – термин появившийся после передачи Церковью прав и обязательств по регистрации брачных союзов, рождений и смерти светской власти. Ранее эти обязательства являлись прерогативой исключительно церквей и церковных общин. И в православном и в католическом вероисповедании брачные узы, освященные церковью, имели всю юридическую силу современных гражданских браков, т.е. союзов заключённых в Загсе. В настоящее время Церковь имеет право совершить таинство венчания только над гражданами уже состоящими в законном браке – признанном государством, со всеми соответствующими печатями и подписями.
Семейные узы заключённые официально, так же как и сожительство, имеют свои подводные юридические камни. Партнёры, заключившие союз в Загсе, получают равные права и обязанности, как в отношении друг друга, так и в отношении нажитого имущества и общих детей. В случае развода имущество и обязательства делятся поровну, если не были оговорены иные условия в брачном договоре. Такой договор заключается с согласия обоих сторон.
Конечно, в сравнении с сожительством, признанная официально законом семья имеет множество преимуществ. Внутрисемейные споры и конфликты могут быть разрешены с помощью закона. В случае смерти одного из супругов первоочередным наследником является официальный партнёр, если в завещании не упомянуты другие наследники. Правда, супруг наследует не только движимое и недвижимое имущество, но и обязательства, такие как задолженности перед финансовыми учреждениями.
Правда, такой брак не признаётся церковью как официальный, признанный Богом. Он так и остаётся «светским», «гражданским», «сожительством», ну и в самом крайнем случае – «блудом». Для церковников официальным браком остаются только узы, скрепленные обрядом таинства венчания. Таковы реалии нашего времени и территории государства, на которой проживаем. В России, в отличие от некоторых других государств, церковный брак не имеет юридической силы, и не является обязательным.
Размещено в разделе Бизнес и право