Разрешено ли строительство на землях сельхозназначения
Алексей Сорокин Анатольевич, ведущий юрист
E-mail: as.sorokin2012@yandex.ru
Содержание категории земель сельскохозяйственного назначения раскрывается в статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации. Конечно же, само название говорит за себя, но это вовсе не означает, что данный вид разрешённого использования земельного участка позволяет располагать на нём лишь сельскохозяйственные угодья ― пашни и сенокосы. Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов. В широком смысле сельское хозяйство ― целая инфраструктура, неотъемлемой частью которой являются объекты недвижимости: здания и сооружения, содействующие в работе землепользователей. В то же время земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой статус, основанный прежде всего на приоритете целевого использовании земель указанной категории. Землевладельцы часто допускают застраивание земель указанного вида разрешённого использования и только по факту занимаются узаконением строений, сама же постройка уже при этом обладает признаками самовольной. Настоящая статья позволяет ознакомиться с возможностями строительства на землях, предназначенных для сельскохозяйственного назначения.
Законом в некоторых случаях допускается строительство на землях сельскохозяйственного назначения, так статья 77 Земельного кодекса РФ указывает, что в составе земель сельскохозяйственного назначения могут выделяться здания и сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
В статье 7 Земельного кодекса РФ изложена позиция о праве владельца земельного участка на выбор разрешённого использования без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Прямое толкование указанных норм позволяет говорить о реальных возможностях строительства объектов недвижимости на землях сельскохозяйственного назначения без нарушения целевого предназначения данных земельных участков.
В пользу данной позиции высказался Департамент недвижимости Министерство экономического развития России (далее — Департамент), указав в письме от 21.12.2010 № Д 23-5270 на то, что использование земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для ведения фермерского хозяйства, в целях жилищного строительства не допускается. Вместе с тем для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки.
В письме от 29.10.2010 № Д 23-4444 по вопросу строительства объектов недвижимости на землях сельскохозяйственного назначения Департамент также указал следующее: «в состав земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса РФ могут входить объекты недвижимости, а значит строительство на землях сельскохозяйственного назначения, не являющихся сельскохозяйственными угодьями, допускается при соблюдении требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием».
Статья 79 Земельного кодекса РФ устанавливает особый правовой режим земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)), а именно приоритет их использования и особую охрану.
Как отмечалось ранее, согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Конкретный вид разрешённого использования устанавливается градостроительным регламентом, который, в свою очередь, не применяется для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются и не могут быть изменены. Отсутствие градостроительного регламента для таких земель в целом исключает возможность её использования для застройки и последующей эксплуатации. («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвёртый квартал 2013 года» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)).
Следовательно, изменение вида разрешённого использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель в другую категорию, и любое строительство на указанном земельном участке будет являться самовольной постройкой.
Так, вышеуказанные обстоятельства, наряду с фактическим нарушением ответчиком целевого назначения земельного участка, выразившегося в строительстве на землях, предназначенных для сельскохозяйственного производства, послужили основанием для удовлетворения заявления прокурора о признании объекта недвижимости самовольной постройкой. Суд правильно установил, что для земель сельскохозяйственного назначения запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства (Решение Петровского районного суда Тамбовской области от 14.03.2015 по делу № 2-32/2015).
Таким образом, на землях сельскохозяйственного назначения (кроме сельскохозяйственных угодий) допускается строительство объектов недвижимости, используемых для сельскохозяйственного производства, но нарушение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения при возведении на нём объекта повлечёт за собой признание самовольной постройкой объекта капитального строительства и обязанность по восстановлению земли.
Пример из практики: Истец требовал снести самовольное строение — объект незавершённого строительства, и восстановить территорию строительства. Иск был мотивирован тем, что ответчик на землях сельскохозяйственного назначения возвёл объект, не связанный с сельскохозяйственным производством. Исковые требования судом были удовлетворены в связи с нарушением целевого назначения земельного участка. При этом суд указал следующее: истец является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения — для сельскохозяйственного производства. На основании статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешённого использования в соответствии с зонированием территории. В соответствии со статьёй 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному ресурсу. Крестьянско-фермерское хозяйство имеет право осуществлять строительство только необходимых для сельскохозяйственной деятельности объектов, не предназначенных для проживания. Ответчик не представил суду доказательств, подтверждающих тот факт, что он в установленном законом порядке получал от уполномоченного органа разрешение на использование данного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения под строительство жилого дома с переводом такого земельного участка в иную категорию земель (Решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 25.09.2014 по делу № 2–2140/2014).
Порядок осуществление строительства на землях сельскохозяйственного назначения законом прямо не урегулирован. В совокупности статей 51 Градостроительного кодекса РФ; Федерального закона от 17.11.1995 № 169–ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В соответствии с правовой позицией, указанной в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» и в информационном письме Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса РФ», следует, что при рассмотрении спора о сносе самовольной постройки судам необходимо устанавливать, имело ли место отведение земельного участка в установленном порядке именно для строительства, выдавалось ли соответствующее разрешение на производство строительных работ и соблюдены ли при возведении спорной постройки градостроительные и строительные нормы и правила, а также факт нарушения прав и законных интересов лиц.
Анализ вышеперечисленных норм указывает на необходимость обращения землевладельца участка категории сельскохозяйственного назначения за согласованием в органы местного самоуправления, на территории которого находится предполагаемый земельный участок. В противном случае факт возведения названного строения рассматривается в качестве самовольного строительства. Указанный вывод подтверждается многочисленными примерами из судебной практики.
Так, например, в Определении Верховного Суда РФ от 12.03.2015 № 306-ЭС15-244 судья сделала вывод об отсутствии оснований, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ. При этом было установлено, что земельный участок, на котором размещено спорное строение, для целей строительства недвижимого имущества в установленном порядке ответчику не выделялся, предоставлен в аренду для сельскохозяйственного производства, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию главе КФХ не выдавалось. Суд признал спорный объект недвижимости самовольной постройкой в соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
У многих юристов бытует мнение, что, в соответствии с Земельным кодексом, некоторые виды разрешённого использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения позволяют осуществлять на них несельскохозяйственное строительство, к которому могут относиться постройки жилого или даже промышленного назначения, в силу того, что указанные строения являются необходимыми для осуществления фермерской деятельности, требующей постоянного присутствия фермера на территории участка.
На этот счёт у судов общей юрисдикции не существует выработанной единой позиции, поэтому судить с полной уверенностью об этом не приходится, тем более когда на «кону» объект недвижимости. В одних случаях суд отказывает в признании права собственности на возведённое жилое здание как необходимое для постоянного присутствие фермера на земельном участке, указывая при этом, что признание за истцом права собственности на жилой дом приведёт к изменению целевого назначения земельного участка (Решение Кувшинского районного суда Свердловской области по делу № 2-651/2014 от 18.07.2014). В других же случаях, наоборот, удовлетворяет требование заявителя по указанным в иске основаниям (Решение Домодедовского городского суда Московской области от 29.03.2011 по делу № 2-1055/11).
В настоящее время представляется актуальным вопрос об изменении вида разрешённого использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Актуальность такого вопроса объясняется тем, что использование земельного участка не для целей сельскохозяйственного производства, а в целях, к примеру, дачного строительства более обоснованно и целесообразно с экономической стороны. Порядок изменения видов разрешённого использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, до настоящего времени не определён.
О возможности изменения вида разрешённого использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и под дачное строительство, Минэкономразвития России в письме от 15.12.2011 № ОГ-Д23-2457 высказало следующую позицию: в связи с тем, что порядок изменения видов разрешённого использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, до настоящего времени не определён, предполагается возможным руководствоваться нормами Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон).
На основании статьи 4 Закона, вплоть до принятия порядка правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных Законом случаев, с учётом результатов публичных слушаний.
Справедливости ради стоит отметить, что данное утверждение неприменимо к сельскохозяйственным угодьям, для которых изменение разрешённого использования возможно только после изменения категории земель. Сама процедура смены разрешённого использования путём принятия решения главы администрации остается полузаконной, но всё-таки возможность изменения вида разрешённого использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, на практике существует.
Землевладельцы земель сельскохозяйственного назначения, полагаясь на принцип свободного пользования земельными участками, зачастую допускают нарушение земельного законодательства при использовании земель указанной категории и при строительстве на них объектов. Анализ законодательства и судебных дел показывает, что в зависимости от фактических обстоятельств возможность строительства на землях сельскохозяйственного назначения имеется. При этом самым важным является соблюдение целевого назначения вида разрешённого использования земельного участка, а в тех случаях, когда это уже не представляется возможным, так как объект построен, владельцу стоит задуматься об изменении вида разрешённого использования земельного участка в связи с тем, что некоторые виды разрешённого использования позволяют застраивать спорный земельный участок.
Интервью с заведующей отделом сельского хозяйства управления экономического развития администрации района.
– Валентина Михайловна, по прошествии почти тридцати лет со времени, когда канула в Лету советская эпоха, у многих сельских жителей старшего и среднего поколений сохраняется ностальгия по той поре. Тогда почти повсеместно на территории района и области работали коллективные сельхозпредприятия. У людей была стабильная работа, неплохая зарплата и государственные социальные гарантии…
– Если продолжить в данном ключе Вашу мысль, многое, было, но прошло. Те времена уже никогда не вернуть назад. Сегодня мы с Вами, увы, живём в другое время и в другой реальности. Подчеркну, что тогда в жизни людей на селе было больше плюсов, чем минусов, да и вообще только одно присутствие на каждой сельской территории своего сельхозпроизводства делало жизнь надёжной и стабильной, да и молодёжь имела хорошие перспективы на будущее. Сегодня, к сожалению, в большинстве населённых пунктов района нет коллективных хозяйств и работы, а потому ситуация в плане будущего их развития не радостная, поскольку там практически не остаётся молодёжи.
– Сегодня на встречах в разговорах с земляками нередко проходят мысли о возрождении в этих сёлах и деревнях утраченных сельхозпредприятий или хотя бы крестьянских фермерских хозяйств. Даже предлагаются конкретные меры, как это сделать. Что Вы думаете по этому поводу?
– Знаете, есть народная поговорка о том, что мечтать не вредно, но в теперешней реальной обстановке сделать это будет очень трудно, практически невозможно. Почему тогда ликвидировалось большинство сельхозпредприятий нашего района? Ответ на этот вопрос лежит в двух плоскостях. Во-первых, страна была ввергнута в дикий капитализм. Практически нерегулируемые рыночные отношения пришли и в сельское хозяйство. На первых порах, по старинке, руководители коллективных хозяйств это не поняли и старались сохранить все отрасли производства, и люди были на это настроены. Но фактически не стало госзакупок сельхозпродукции и дотаций на её производство со стороны государства. А потом после либерализации цен наступила эпоха бартера. Произведённую продукцию надо было по приемлемым ценам куда-то продать, сбыть, получить прибыль, выдать зарплату и возобновить оборотные денежные средства, а это у большинства не получалось.
Во-вторых, прежде всего руководители оказались не готовы к совершенно новым экономическим рыночным отношениям, к системе менеджмента или умению успешно реализовать полученное нелёгким трудом. То есть они ещё не осознали тогда, что им предложили стать аграрными бизнесменами в нарождающейся системе рыночных отношений. Это был полный слом устоявшихся представлений. Им было трудно на это настроиться, поменять свой советский менталитет, а государство ничего не сделало, чтобы им в этом помочь. В те годы за какие-то пять лет страна во многом потеряла свою продовольственную безопасность. Вы знаете, какое засилье импортных продовольственных товаров было тогда в наших продовольственных магазинах.
– Но ведь коллективные сельхозпредприятия в Медянах, Подгорцах и Высоково, пусть сегодня и под другими названиями, сумели выжить, а ООО «Агрофирма «Подгорцы» и ООО племенной завод «Новомедянское» входят в десятку самых успешных сельхозпредприятий области…
– Причин, как внешних, так и внутренних, для развала той структуры сельского хозяйства, которая была в советское время, было немало. Но главной считаю человеческий фактор. Большинство сельхозпредприятий района перестали существовать, потому что там не оказалось таких сильных мужественных и волевых организаторов сельскохозяйственного производства, как А. А. Рассохин, И. В. Медведев и Л. С. Тарасова. Людей старой советской закалки, но сумевших сделать всё возможное для сохранения коллективных хозяйств и дальнейшего развития животноводства и производства. В смутные времена в Медянах Александр Анатольевич с единомышленниками шаг за шагом делали всё возможное, чтобы сохранить коллективную форму организации сельхозпроизводства в селе. Много им пришлось испытать невзгод и мытарств, но они верили в себя и в конце концов добились поставленных целей.
Иван Варфоломеевич в Подгорцах тоже не сдался и, можно сказать, на своих плечах вытащил к жизни и тяжкими усилиями сохранил там сельхозпредприятие, потом задал хороший тон по его поступательному развитию, а после сделал дочерним предприятием Кировского молочного комбината. Его славные дела более чем успешно продолжает Любовь Сергеевна. Эти руководители на основе хорошего развития животноводческой отрасли в своих хозяйствах организовали высокодоходный сельскохозяйственный бизнес и стали полноправными участниками продовольственного рынка области.
– Именно в психологии и деловой составляющей успешных руководителей сельхозпредприятий по сравнению с советскими временами произошли заметные изменения. Они всему новому творчески учились и учатся у других, на своём опыте и всё лучшее применяли и применяют на практике…
– Совершенно верно. Сельский образ жизни – это ведь не только производство сельхозпродукции, это ещё и своеобразный уклад, который надо учитывать в работе с людьми. В аграрном бизнесе непросто обеспечить контроль и дисциплину. Такова уж особенность вольного сельского труженика, которая складывалась веками. Александр Анатольевич и Любовь Сергеевна сами по себе очень хорошие специалисты, подобрали соответственно квалифицированную команду помощников и сумели выдержать, добиться неукоснительного соблюдения производственной дисциплины, внедрить новые технологии, чётко им следовать и поднять производство. Их профессионализм позволил достичь впечатляющих результатов. А конечный экономический результат – высокая прибыль и хорошая заработная плата сотрудников. А на зарплате держится семья и вся общественная жизнь.
– Можно сказать, что сегодня у нас совершенно другое сельское хозяйство и другие технологии. Или я не прав?
– Да, это современные и, по сравнению со старыми временами, гораздо более прогрессивные технологии, дающие прекрасные результаты. К примеру, почему скот в ООО «Агрофирма «Подгорцы» и ООО племенной завод «Новомедянское» не пасётся на лугах летом? Потому что его обеспечивают качественными кормами круглый год. Конечно, сегодня в сельском хозяйстве очень важна новая техника, но ещё важнее передовые технологии. Поэтому мне всегда приятно видеть наших руководителей сельхозпредприятий, и первично в них то, что они настоящие патриоты своего дела. На таких уважаемых людях держится весь сельский уклад в их населённых пунктах.
– А какая судьба, на Ваш взгляд, ждёт те сёла и деревни района, в которых было ликвидировано коллективное сельскохозяйственное производство?
– По натуре я оптимист и всегда верю в лучшее будущее. Мне очень хочется восстановить сельхозпроизводство там, где его сегодня нет. Например, в моём родном селе Пышак. Но я понимаю, что время для этого ещё не пришло. Несмотря на то, что фактически фермерское движение в районе сошло на нет, его можно возродить на нашей земле, если к тому будут созданы нормальные экономические условия для молодых людей на уровне правительств области и России, которые пожелают жить на селе и привносить свою лепту в создание полной продовольственной безопасности страны. К тому сегодня есть многие посылы, и прежде всего пандемия короновируса, которая ещё не закончилась и в большей степени угрожает и сейчас, прежде всего городским жителям из-за их большого сосредоточения на ограниченной территории. Уверена, что скоро придут времена, когда для жизни на селе в массовом порядке поедут молодые люди. Им государство будет давать безвозмездные субсидии или льготные банковские кредиты под малые проценты для жизни и обустройства в сельской местности.
– Сегодняшняя молодёжь просто на одном энтузиазме без обустроенной инфраструктуры в сельскую местность не поедет и жить там не будет…
– Вы правы. Нужны будут хорошие дороги, линии электропередач, газификация, современные системы связи и скоростной Интернет и ещё много чего из того, что имеется в городских условиях. Эту инфраструктуру должны будут обеспечить новые государственные программы по развитию села. Уверена, что вскоре после голосования за поправки в Конституцию страны они будут приняты. Наверное, мы ещё не до конца уловили суть мыслей нашего Президента о том, что главный капитал России-матушки – это люди и их интеллектуальный и творческий потенциалы. Ведь всё в нашей жизни исходит из Закона времени. Придёт пора и эти планы станут реальностью. Уже сегодня большие городские агломерации стали самой болевой точкой планеты, особенно в плане экологии. Люди обязательно будут возвращать к жизни на природе и в тесном с ней взаимодействии. Даже если вспомнить историю Великой французской революции, когда там почти на 100 лет запустела большая часть сельских территорий страны, крестьяне со временем всё равно туда вернулись и возродили родные края к жизни.
Если на селе будет повсеместно развиваться фермерское движение на новой основе и будут для того созданы все экономические условия, то дело пойдёт. Возникнет специализация производства, посреднические кооперативы для решения совместных торговых и сбытовых проблем и многое другое. Например, в соседней Финляндии основа сельхозпроизводства – фермеры. Пять-шесть хозяйств, а то и больше, кооперируются между собой, открывают магазины, строят дороги и инфраструктуру. И во всех делах им очень хорошо помогает государство, потому что эти люди обеспечивают его продовольственную безопасность и выпускают одни их лучших в мире экологически чистые продукты питания. Так со временем будет и у нас.
– Развитие АПК было и остаётся одной из самых приоритетных задач правительства нашей области. Как сегодня в целом обстоят дела в сельском хозяйстве региона?
– На эту тему можно говорить много. Скажу кратко. Нынешнее лето пока благоприятствует успешной заготовке кормов для животноводства, в том числе и в нашем районе. По данным министерства сельского хозяйства, в области работают 280 сельхозорганизаций, более 400 крестьянских фермерских хозяйств и более 150 тысяч личных подсобных хозяйств. Мы полностью обеспечиваем себя молоком и молочными продуктами. В целом по стране каждый год имеется дефицит молока в количестве около пяти миллионов тонн. Четыре процента производимого в РФ молока приходится на нашу область. Уже сегодня 400 тонн его в сутки закупает у нас компания Вимм Билль Данн, представители которой называют кировское молоко одним из лучших в России. На перспективу поставлена амбициозная задача довести производство молока в регионе до одного миллиона тонн в год. Думаю, она выполнима. А это значит, производители будут стабильно получать немалые дополнительные финансовые средства, и областной бюджет значительно пополнится. Свой достойный вклад в это дело вносят и наши сельхозпредприятия, каждый день производя значительно больше молока, чем в прошлом году.
– Благодарю, Валентина Михайловна, за содержательную беседу и желаю успехов во всех делах!
В. Петров. Фото автора
Содержание
- О личном подсобном хозяйстве
- Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства
- Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства
- Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства
- Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
- Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления
- Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
- Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств
- Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств
- Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию
- Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства
- Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
- Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка
О личном подсобном хозяйстве
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О личном подсобном хозяйстве
(с изменениями на 3 августа 2018 года)
Принят Государственной Думой
21 июня 2003 года
Одобрен Советом Федерации
26 июня 2003 года
Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.
2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства
1. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства
1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.
2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.
3. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года — Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ..
4. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года — Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ..
5. Пункт утратил силу с 24 октября 2008 года — Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ..
Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ.
2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ.
3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июля 2011 года Федеральным законом от 21 июня 2011 года N 147-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ.
6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления
1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.
Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:
формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.
3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.
Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств
1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:
фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;
площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;
количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;
сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.
3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 302-ФЗ.
Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию
Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства
Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.
Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.
2. Пункт 3 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2004 года.
Президент Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
7 июля 2003 года
N 112-ФЗ
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
По целевому назначению земли подразделяются на категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Согласно ч.2 ст.8, категория земель обязательно должна быть указана в актах органов исполнительной власти о предоставлении земельных участков, а также в договорах, сделках и других документах, подтверждающих переход права на земельные участки.
Кроме того, каждая из категорий земли имеет свой вид разрешенного использования. К примеру, земли населенных пунктов могут иметь такие виды разрешенного использования как:
- Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).
- Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ).
А земли сельскохозяйственного назначения могут иметь такой вид разрешенного использования как:
- Ведение крестьянско–фермерского хозяйства (КФХ).
- Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ).
- Дачное строительство.
- Садоводство.
На практике чаще всего приходится сталкиваться с такими видами использования, как садоводство и индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).
Связано это с тем, что на земельных участках, предоставленных под садоводство, разрешено возведение строения с правом регистрации, но без права регистрации проживания в них. На дачных участках разрешено возведение строения с правом регистрации проживания в них. Сегодня на территории садовых товариществ можно видеть большое количество возведенных коттеджей и особняков, владельцы которых хотят получить в них прописку.
Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка
В связи с растущим дефицитом земли под жилищное строительство, в том числе под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), особую актуальность приобрел вопрос перевода сельскохозяйственных земель в земли поселений, так как именно на землях поселений разрешено использование земли под ИЖС. Стоимость земли данной категории в два–три раза превышает стоимость сельскохозяйственных земель. Поэтому понятно стремление собственников осуществить такой перевод земель. Однако практика показывает, что есть более быстрые, и при этом законные, способы удовлетворить намерение приобретателя земли построить хороший дом, при желании для постоянного проживания со всеми атрибутами современной респектабельности и комфорта. И при этом не беспокоиться о вопросах, связанных со сменой категории земли.
Разрешенное земельным законодательством для сельскохозяйственных земель дачное строительство позволит построить жилой дом с правом регистрации в нем. Напомним, что в числе разрешенных видов использования земель сельскохозяйственного назначения значится дачное строительство. В этом случае получить разрешение на строительство дома (замка, дворца) несложно, а территорию земельного участка можно приспособить под игру в гольф, оранжерею для экзотических растений или конкур для питомцев собственной конюшни.
Вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен двумя способами:
- При переводе земельного участка из одной категории в другую в соответствии с Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (№ 172–ФЗ от 03.12.2004).
- Без перевода земельного участка в другую категорию в соответствии со статьями 37 и 38 Градостроительного кодекса РФ и статьей 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (№ 191–ФЗ от 29.12.2004).
В первом случае земельный участок может получить любой вид разрешенного использования.
Во втором случае вид разрешенного использования земельного участка может быть выбран только из перечисленных в законодательстве видов разрешенного использования для конкретной категории земель.
Рассмотрим второй вариант — изменение вида разрешенного использования без перевода земельного участка в другую категорию. Изменение видов использования земли также имеет свою процедуру, однако осуществить ее неизмеримо проще и быстрее, чем поменять статус категории земли.
Вид разрешенного использования определяется в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Закон «О зонировании территорий» пока не принят.
В настоящее время по этому вопросу применяются правила Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 37 и 39):
- изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии со схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, городских округов и населенных пунктов, градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов;
- заявление об изменении вида разрешенного использования направляется в орган местного самоуправления;
- проводятся публичные слушания с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен участок, и правообладателей смежных участков;
- участники слушаний вправе представить свои предложения и замечания и результаты слушаний подлежат опубликованию;
- на основании заключения и рекомендации комиссии по организации слушаний глава местной администрации принимает решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка или об отказе в таком изменении.
Алексей (Улан-Удэ) 26 февраля 2009, 10:45:14 А при наличии утвержденных правил землепользования и застройки, собственник земельного участка, имея на руках градостроительный план (полученный в архитектуре), может сам выбрать вид разрешенного использования, предусмотренный в градостроительном плане. (Ответить) Ирина Шевердина (Омская область Омский район) 5 мая 2009, 12:09:06 В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" просят принять решение ОБ УСТАНОВЛЕНИИ видов разрешенного использования земельных участков особо охраняемых территорий (Ответить) Виталий (Красноярск) 21 июля 2009, 07:41:40 Как я понял, проанализировав законодательство и практику, изменение разрешенного использования по Градостроительному Кодексу РФ возможен, если земли отнесены к землям поселения. Ведь данный Кодекс регулирует строительство в населенных пунктах. А значит, если мы хотим изменить разрешенное использование, а земля не относится к землям поселения, то мы не можем ссылаться на Градостроительный Кодекс РФ. Поясните, может я не прав? (Ответить) Алексей (Чита) 27 августа 2009, 16:59:51 В настоящее время, при обращении в Администрацию Муниципального района по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка входящего в состав земель сельскохозяйственного назначения было предложено обратиться официальным письмом на имя Главы Администрации. Какие документы необходимо прилагать к заявлению? Земельный участок находиться в общей долевой собственности под перспективу создания дачного некоммерческого товарищества, для дачного строительства, с правом возведения жилых строений, с правом регистрации проживания в них. В Свидетельстве о праве собственности указано для сельскохозяйственного использования. Необходимо ли приложить к заявлению план благоустройства территории, от кого выгоднее подавать заявление от собственников, либо от некоммерческого товарищества? В настояще время при анализе правовой базы так же возникает вопрос — необходимо ли проведение публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка? (Ответить) ЕКатерина (ЕКатеринбург) 14 января 2010, 20:09:49 По инвентаризации шла категория земель насельник пунктов с разрешенным использованием ИЖС, городская дума от 2005 года меняет на категорию земель сельскохозяйственного назначения, при это разрешенное использование остается ИЖС. При этом ближайшие кварталы находятся в населено пункте.Может ли городская дума менять категорию земель, или же должно быть Постановление главы города? И может ли быть такое разрешенное использование у земель с/х? Если нет то укажите ст. и законы. (Ответить) ЕКатерина (ЕКатеринбург) 14 января 2010, 20:10:16 да (Ответить) наталия (иркутск) 15 января 2010, 10:24:26 здраствуйте подскажите если не сложно….что бы изменить разрешенное использование с ЛПХ в дачное строительство……нужно сначало подписать ходатайство в местной администрации или же сначало нужно сделать проект и тех условия..?????? (Ответить) Евгений (Пермь) 26 июня 2010, 21:46:25 Подскажите пожалуйста, можно ли поставить у себя в огороде ( Частный дом с землёй в собственности) торговый павильон ? И что нужно для этого сделать? (Ответить) Евгений (Пермь) 28 июня 2010, 10:11:19 Очень жду ответа, подскажите плииз))) (Ответить) Ирина (Москва) 12 июля 2010, 16:28:10 Доброго времени суток. Если кто то знает, скажите пожалуйста , если участок находится в категории земель населенных пунктов а вид разрешенного использования при этом сельхозпроизводство, то как так может быть? Возможно изменение вида использования? А без изменения ничего построить нельзя? И ежегодно нужно сдавать отчет в налоговую о доходах, полученных от "сельхозпроизводства"? Участок находится в курортной зоне. Спасибо. (Ответить) Александр (Раменское) 7 февраля 2011, 20:37:20 Скажите пожалуйста , если участок находится в категории земель населенных пунктов и вид разрешенного использования-сельхозпроизводсиво.Возможно ли на нем строить дом? (Ответить) Максим (Дубна) 3 декабря 2010, 00:27:12 Здравствуйте,подскажите пожалуйста,могу я купив садовый участок в черте города,построить дом,в дальнейшем администрация в праве лишить меня этого участка,выплатив мне компенсацию оценочной стоимости земли???Спасибо! (Ответить) Елена (раменское) 14 декабря 2010, 11:15:34 Здравствуйте, хочу на своем участке возле дома, находящемся в собственности, поставить торговый киоск. Что будет если я не согласую с администрацией. И каковы мои действия. (Ответить) Елена (раменское) 14 декабря 2010, 11:15:36 Здравствуйте, хочу на своем участке возле дома, находящемся в собственности, поставить торговый киоск. Что будет если я не согласую с администрацией. И каковы мои действия. (Ответить) Наталия (Москва) 22 января 2011, 15:29:41 Здравствуйте! Правомерно ли образование ДНТ (Дачного некоммерческого товарищества) на территории с категорией — ЗЕМЛИ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ и видом разрешённой деятельности — ЛПХ (личное подсобное хозяйство)? Не повлечёт ли это за собой какие-либо негативные последствия ( например, ухудшения статуса земли)? (Ответить) Александр (Раменское) 8 февраля 2011, 16:25:31 Здравствуйте. Подскажите, каким образом изменить разрешенное использование под многоквартирным 1 этажным жилым домом (бывшим двухквартирным) на использование под ИЖС. На руках имеется новый тех.паспорт под ИЖС плюс два свидетельства в праве общей долевой собственности на жилой дом. (Ответить) валерий (раменское старниково) 17 апреля 2011, 13:14:25 валерий старниково раменского р-на подскажите — кому нужно подавать заявление о изменении разрешенного использования земельного участка с огородничества на лпх категория земли поселений в администрацию сельского поселения или администрацию районаg (Ответить) Сергей (Пермь) 28 апреля 2011, 16:19:54 Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Если вид разрешенного использования "ветеринарная лечебница" (раньше на этом месте была) а вокруг стоят жилые дома, то в случае приобретения этого участка у меня не возникнет проблем с изменением разрешенного использования. Хочу там построить дом. Спасибо. (Ответить) ольга (калининград) 29 июля 2011, 10:41:10 У меня участок в собственности. Земли поселений. Купила его с разрешенным использованием- ведение садоводства. После принятия Постановления правил застройки и зонирования- я поменяла разрешенное использование земельного участка- под строительство ИЖД, получила новое свидетельство. Построила дом, но с вводом его в эксплуатацию- проблемы. Мэрия его упорно считает построенный дом- садовым домом, несмотря на то, что я представила заключение экспертизы о том, что мой дом соответствует СНиП и построен без нарушений.Мэрия адрес мне не предоставляет, на основании этого юстиция выдает свидетельство только на "Строение"- т.е. согласно градостроительного кодекса- недостроенный дом. Как можно разорвать эту паутину, есть ли выход? (Ответить) Ваш комментарий