Разбор по составу ст 169 УК РФ
Полный текст ст. 169 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 169 УК РФ.
1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения , —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.
2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —
наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Содержание
Комментарий к статье 169 УК РФ
1. Состав преступления:
1) объект: основной — общественные отношения по правомерному осуществлению предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, дополнительный — интересы службы в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
2) объективная сторона: воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, которое возможно в следующих формах:
а) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
б) уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
в) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;
г) уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;
д) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;
е) незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Состав преступления предусматривает обязательную связь любого из указанных деяний с использованием должностным лицом своего служебного положения;
3) субъект: должностное лицо регистрирующего, лицензионного или иного органа, в полномочия которого входит осуществление от имени государства соответствующих действий по регистрации, выдаче лицензии и совершение иных юридически значимых действий в отношении индивидуальных предпринимателей или юридических лиц;
4) субъективная сторона: прямой умысел.
Квалифицированным составом преступления признается совершение указанных деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинение крупного ущерба. Совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта означает, что действия (бездействие) должностного лица противоречат не только закону, но и принятому в соответствии с ним судебному решению, которым установлена обязанность должностного лица совершить определенные действия или соблюдать определенные условия деятельности коммерческих организаций. Согласно примечанию к комментируемой статье, крупным признается ущерб в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей.
2. Применимое законодательство:
1) ГК РФ (ст. 1, 23, 48);
2) ФЗ «Об акционерных обществах» (ст. 9, ст. 25-26);
3) ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 11, 13);
4) ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст. 6, 8, 9, 22.1, 23);
5) ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 2);
6) ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 7, 8, 12);
7) ФЗ «О банках и банковской деятельности» (ст. 9);
8) ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ст. 5-15);
9) подзаконные акты:
— постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»;
— постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц»;
— постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 438 и 439»;
— постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
— постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»;
— постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092 «О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
— приказ Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
3. Судебная практика. Приговором Курганского городского суда от 10.05.2012 гр.К. и гр.М. признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. 289, ч.1 ст. 169 УК РФ. Следствием и судом установлено, что в 2009 году гр.М. и гр.К., являясь должностными лицами Администрации города Кургана, создали коммерческую организацию в целях оказания услуг по содержанию и обслуживанию многоквартирных жилых домов — ООО УК «Престиж-Курган», и в дальнейшем, покровительствуя деятельности данной организации, для обеспечения ее стабильной работы и извлечения прибыли от ее деятельности, используя свое должностное положение, предоставляли ей льготы и преимущества. Кроме того, гр.М. признана виновной в том, что получив отказ от других учредителей в выплате части прибыли от деятельности управляющей компании, в сентябре 2010 года организовала приостановление выпуска «единой квитанции» для ООО УК «Престиж-Курган», поставив под угрозу подготовку обслуживаемых домов к отопительному сезону. Приговором суда гр.К. назначено наказание в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей, а также лишения права занимать должности муниципальной и государственной службы на срок 3 года 6 месяцев; гр.М. назначено наказание в виде штрафа в размере 70 тысяч рублей и лишения права занимать должности муниципальной и государственной службы на срок 4 года.
_________________________
URL: http://kurgan.sledcom.ru/news/detail.php?news=9914.
Консультации и комментарии юристов по ст 169 УК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 169 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
.
Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
1. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно — правовой формы или формы собственности, а равно ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —
наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —
наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Комментарий к статье 169
1. Статья является новой по содержанию защищаемых ею социальных ценностей, а также по действиям (бездействию), образующим объективную сторону преступления. Технически она близка к некоторым статьям УК РСФСР, в частности ст. 140.1 «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов», ст. 176.1 «Вмешательство в разрешение судебных дел».
В данной статье реализуется начало равной защиты всех видов предпринимательской деятельности, осуществляемых в законных организационно — правовых формах, от произвола либо небрежения должностных лиц. Она содействует борьбе с коррупцией и укреплению порядка и дисциплины в управленческих структурах.
Поскольку субъект преступления является должностным лицом, преступления, ответственность за совершение которых установлена данной статьей, также относятся к должностным.
2. Установление уголовной ответственности за преступления, предусмотренные в данной статье, имеет целью создать дополнительные гарантии деятельности государства в сфере правового регулирования экономики и защитить конституционные права лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, способствовать стабильности национальной экономики.
3. Сфера применения статьи — отношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами разрешительной, контрольно — надзорной, фискальной и иных функций регулирования предпринимательской деятельности, в частности в области принятия решений, проведения проверок, заключения соглашений, возложения поручений, лицензирования, контроля за соблюдением правил торговли, оказания услуг, производственной деятельности, налогообложения и взимания различных сборов, кредитования, обслуживания государственными структурами.
4. Общественная опасность преступлений состоит в разрушении единого правопорядка в сфере экономики, ослаблении установленной государством дисциплины должностных лиц, которое может привести к использованию государственной власти в частных интересах, в нарушении экономических интересов общества, государства, отдельных участников экономического оборота.
5. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности заключается в умышленном создании должностными лицами путем совершения различных неправомерных действий или бездействия таких условий, при которых предприниматель (физическое или юридическое лицо) не может полностью или частично осуществлять свою деятельность в порядке и в границах, установленных для него законом, т.е. ограничивается в своих правах и лишается возможностей, предоставленных ему законом или подзаконным актом.
6. Предпринимательской является осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров или оказания услуг, которую могут выполнять лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Фактически и юридически предпринимательская деятельность имеет место при совершении действий по сдаче имущества в аренду, принятию имущества на хранение, по возмездному оказанию медицинских, транспортных, ветеринарных, аудиторских, консультационных услуг, услуг связи, услуг по туристическому обслуживанию, услуг в области образования и т.д. (ст. 779 ГК РФ), а также других аналогичных действий, не противоречащих закону.
7. Законность деятельности должностных лиц в сфере экономики, а также самой предпринимательской деятельности определяется Конституцией РФ, ГК РФ, многочисленными законами и подзаконными актами, в которых регламентируются: а) основания и порядок получения статуса предпринимателя и обеспечения правомерности предпринимательской деятельности (удостоверительный или разрешительный порядок); б) обязанности предпринимателя по отношению к государству и иным участникам правовых отношений; в) ответственность предпринимателя; г) компетенция (права и обязанности) должностного лица; д) порядок вынесения решений и совершения юридически значимых действий; е) возможности судебного и иного обжалования действий должностных лиц.
Общая неправомерность действий (бездействия) должностных лиц при возникновении споров может устанавливаться судами в гражданском и арбитражном процессах.
8. Данная статья содержит ряд составов преступлений, различающихся между собой по характеру действий (бездействия), образующих объективную сторону, а также по квалифицирующим признакам. Субъект преступления — должностное лицо при условии использования им своего служебного положения — и субъективная сторона являются общими для всех составов.
9. Преступления являются оконченными в момент создания должностным лицом условий, препятствующих предпринимателю (коммерческой организации) использовать законные возможности ведения предпринимательской деятельности. Наступления вредных последствий не требуется.
10. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в смысле данной статьи имеет место: если при поступлении надлежаще оформленного материала, порождающего обязанности должностного лица осуществить действия по регистрации, было принято влекущее юридические и фактические последствия неправомерное решение об отказе в регистрации и это решение доведено до сведения зарегистрированных лиц.
Неправомерным является любой отказ независимо от аргументов и мотивов принятия решения об отказе в регистрации, если лицом, претендующим на регистрацию, соблюден порядок образования коммерческой организации как юридического лица, учредительные документы соответствуют закону, соблюдены условия получения статуса предпринимателя и выполнены иные требования нормативно — правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность.
11. Общие положения о регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц содержатся в ст. 2, 51, 52 ГК РФ. Статья 51 ГК РФ предусматривает введение в действие закона о регистрации юридических лиц, который пока не принят. В соответствии со ст. 2 ГК РФ все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. Согласно ст. 51 ГК РФ юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции (что пока не реализуется ввиду отсутствия специального закона).
Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.
До принятия закона о регистрации юридических лиц компетенция государственных структур, их должностных лиц и порядок государственной регистрации определяются указами Президента РФ, иными нормативно — правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.
В настоящее время действует Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 <1>. Регистрация осуществляется, как правило, регистрационными палатами субъектов Российской Федерации. Законом может быть предусмотрен особый порядок регистрации. В частности, Приказом Министерства экономики РФ от 7 февраля 1996 г. N 2 установлен особый порядок государственной регистрации акционерных обществ с иностранными инвестициями.
<1> СЗ РФ, 1994, N 11, ст. 1194.
Уклонение от регистрации при наличии правовых и фактических оснований для осуществления регистрации представляет собой либо бездействие должностного лица, состоящее в неисполнении им обязанностей по регистрации данного заявителя, которое может выражаться в нерассмотрении поступивших материалов, непринятии необходимого решения, либо действия должностного лица, направленные на неисполнение им данных обязанностей, которые могут выражаться в неправомерной передаче материалов некомпетентному лицу, запросе ненужной документации и др.
13. Уклонение имеет место, если должностное лицо не исполняет соответствующие обязанности после истечения срока, установленного законом для принятия решения о регистрации в течение времени, заведомо в сложившихся условиях достаточного для принятия соответствующего решения и при отсутствии извинительных обстоятельств к принятию этого решения конкретным должностным лицом (болезнь, командировка, иные обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению должностных обязанностей).
14. Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности имеет место, если надлежащий, т.е. прошедший государственную регистрацию, заявитель представил в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, необходимые документы, а данный орган вынес без оснований, предусмотренных нормативно — правовыми актами, решение об отказе и принятое решение направил заявителю.
15. Основания и порядок лицензирования отдельных видов деятельности установлен Постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 24 декабря 1994 г. N 1418 <1>, а также иными законодательными актами Российской Федерации. К названному Постановлению прилагаются Порядок ведения лицензионной деятельности, Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.
<1> СЗ РФ, 1995, N 1, ст. 69.
Лицензирование отдельных видов деятельности может осуществляться органами исполнительной власти субъектов Федерации. Проекты положений об этом разрабатываются федеральными органами исполнительной власти (приложение N 2 к упомянутому Постановлению Правительства РФ).
В частности, действуют специальные Положение о лицензировании деятельности, связанной с публичным показом кино- и видеофильмов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1091 <1>, Положение о генеральных лицензиях на осуществление лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 9 сентября 1996 г. N 16 <2> и др.
<1> СЗ РФ, 1996, N 38, ст. 4440.
<2> Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, 1996, N 3.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является: наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие заявки условиям, необходимым для осуществления данного вида деятельности, и условиям безопасности (п. 4 Порядка ведения лицензионной деятельности).
16. Недопустим отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления данного вида деятельности или иным, не предусмотренным в нормативно — правовых актах мотивам.
17. Уклонением от выдачи лицензии является непринятие соответствующего решения в течение длительного периода после истечения срока, предусмотренного для принятия решения о выдаче и для выдачи лицензии.
18. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно — правовой формы или формы собственности выражается в совершении должностным лицом юридических либо фактических действий, ограничивающих дееспособность индивидуального предпринимателя или правоспособность коммерческой организации на основании предпочтений, которые должностное лицо отдает, в частности, субъекту предпринимательской деятельности исходя из его организационно — правовой формы или формы собственности, в обосновании этих решений и действий негосударственной формой собственности данной организации, в сужении возможностей предпринимательской деятельности.
19. Права и законные интересы индивидуального предпринимателя, определяющие их равенство в сфере предпринимательства, установлены Конституцией, ст. 212 ГК РФ. Они могут быть ограничены только законом, соответствующим Конституции, но не нормативно — правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, противоречащими Конституции.
Статья 8 Конституции и ст. 212 ГК РФ устанавливают равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.
В соответствии с п. 2 ст. 5 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом) могут иметь гражданские права и нести любые гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом; отдельные виды деятельности нуждаются в лицензировании (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом (п. 2 ст. 49 ГК РФ).
Равенство индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций на рынке установлено также Законом о конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г.
20. Действия по ограничению прав и законных интересов могут, в частности, выражаться в запрещении или в незаконном воздействии на заключение с определенными индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями договоров на реализацию товаров либо на выполнение работ, возмездное оказание услуг; навязывании дополнительных условий при заключении договора, ставящих данное лицо в заведомо неравное положение; создании препятствий к производственной или организационно — управленческой деятельности; принуждении к назначению определенных лиц на различные должности либо их включение в управленческие органы коммерческой организации.
21. Ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации как состав преступления, предусмотренный в данной статье, не связывается законом с формой собственности или иными особенностями защищаемого субъекта и состоит в неправомерной или частичной передаче должностным лицом правомочий индивидуального предпринимателя или коммерческой организации любому лицу или в незаконном осуществлении должностным лицом этих правомочий как своих собственных, либо в установлении должностным лицом контроля в незаконных формах за их деятельностью и, как следствие, возникновение полной или частичной невозможности реализовать правоспособность и дееспособность индивидуального предпринимателя и коммерческой организации.
Ограничение самостоятельности может, в частности, осуществляться путем оказания незаконного управленческого давления, угрозы экономическими санкциями, принуждения к незаконному совершению действий, необязательных для индивидуального предпринимателя и коммерческой организации, установлению необходимости неправомерного согласования принимаемых решений, и т.д.
22. Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации представляет собой неправомерное воздействие на процесс принятия решений, ограничивающее возможности осуществления индивидуальным предпринимателем или коммерческой организацией принадлежащих им прав. Оно, в частности, может осуществляться путем незаконного проведения собраний акционеров, незаконного изъятия документов и материальных средств, поскольку это не составляет иного специального состава преступления, недопущения эксплуатации помещений или земельных участков и т.д.
23. Субъект данного преступления во всех случаях — должностное лицо, обладающее специальной компетенцией. В нее должны входить нормативно и управленчески определенные полномочия по регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; выдаче специального разрешения (лицензии); принятию решений, как нормативных, так и правоприменительных, прямо или косвенно регулирующих предпринимательскую деятельность; проведению контрольно — надзорных действий.
Использование служебного положения заключается, в частности, в том, что должностное лицо совершает неправомерные действия, относящиеся к его компетенции, обосновывает их интересами службы либо авторитетом государственного органа, либо с помощью государственного принуждения, либо на основе имеющейся в государственном органе информации, либо используя возможности исходя из своего служебного положения проводить дополнительные проверки, лишать имеющихся льгот, прекращать действия лицензий и причинять иные невыгодные последствия.
24. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Виновный осознает, что его действия или бездействие препятствуют законной предпринимательской деятельности, и желает этого. Цель и мотив не являются обязательным признаком субъективной стороны и не подлежат доказыванию. Однако они могут характеризовать общественную опасность данного преступления. Целью может быть прекращение осуществления предпринимательской деятельности данным индивидуальным предпринимателем или данной коммерческой организацией либо ее осуществление в пределах и на условиях, определенных виновным. Мотивом данного преступления может быть месть, стремление добиться определенных услуг, неверно понятые интересы службы и т.п.
25. Квалифицирующими признаками преступления, влекущими ответственность по ч. 2 ст. 169, являются совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинение крупного ущерба.
26. Совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта означает, что все действия, предусмотренные частью первой данной статьи, противоречат не только закону, но и принятому в соответствии с ним судебному решению, которое устанавливает необходимость совершения определенных актов должностным лицом, возлагает на него определенные обязанности и (или) разрешает совершение действий предпринимателем или коммерческой организацией либо обязывает их к соблюдению определенной формы и условий деятельности.
27. Крупный ущерб может быть причинен государству, личности, иным организациям и должен находиться в причинной связи с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности. Он исчисляется по общим правилам определения ущерба и признается судом в качестве крупного в зависимости от характера и объема законной предпринимательской деятельности с учетом, в частности, упущенной выгоды от потери рабочих мест.
.
13 августа 2020 г. 15:08
Суд оштрафовал и.о. главврача больницы за непредоставление данных по запросу адвоката
Мировой судья посчитал, что сообщение адвоката, осуществляющей абонентское правовое обслуживание больницы, о том, что информация не была предоставлена из-за ее ошибки, не снимает ответственности с руководителя медучреждения. Адвокат Артем Белов выразил надежду, что вынесенный судебный акт станет своеобразным стимулом для формирования единообразного подхода органов прокуратуры к нарушениям профессиональных прав адвокатов по сбору сведений для оказания юридической помощи своим доверителям.
Мировой судья судебного участка № 17 Всеволожского района Ленинградской области, как сообщает «АГ», вынес постановление по делу об административном правонарушении в отношении и.о. главного врача ГБУЗ «Токсовская межрайонная больница», не предоставившего сведения по адвокатскому запросу.
Как рассказал «АГ» адвокат МКА «ГРАД» Артем Белов, в ходе судебного процесса по спору об определении места жительства несовершеннолетних детей его доверителя возникла процессуальная необходимость истребовать сведения об обращении последнего для оказания медицинской помощи детям в больницу. «Тогда суд отказал в истребовании такой документации, сославшись на полномочия адвоката истребовать любые сведения, связанные с доверителем, в том числе путем направления соответствующего адвокатского запроса», – сообщил он.
В этой связи адвокат направил запрос в учреждение, приложив к нему нотариально удостоверенную копию доверенности, позволяющую истребовать запрашиваемые сведения у любых медицинских учреждений на территории РФ. «Тем не менее и.о. главного врача больницы Виктор Федотов своим письмом отказал в предоставлении запрошенных сведений со ссылкой на сомнения в подлинности представленной доверенности, которая была удостоверена консульским учреждением РФ, расположенным в Финляндии. К слову, проект письма с соответствующим отказом руководства межрайонной больницы подготовила адвокат АП Ленинградской области Татьяна Возжева, осуществляющая абонентское правовое обслуживание медицинской организации», – рассказал Артем Белов.
Впоследствии Всеволожский городской прокурор Ленинградской области постановлением от 27 марта возбудил в отношении Виктора Федотова дело об административном правонарушении по ст. 5.39 КоАП РФ за неправомерный отказ в предоставлении сведений по адвокатскому запросу.
В ходе заседания в судебном участке № 17 Всеволожского района адвокат Татьяна Возжева сообщила, что именно она подготовила ответ на запрос коллеги, невнимательно изучив предоставленные документы и подготовив неверный ответ. В этой связи, по ее словам, и.о. главного врача больницы не признал себя виновным в совершении правонарушения.
Однако мировой судья не нашел оснований для отказа в предоставлении адвокату запрошенных им сведений, а также не выявил смягчающих или отягчающих административную ответственность обстоятельств в рассматриваемом деле. «Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья приходит к выводу о виновности должностного лица – и.о. главного врача ГБУЗ «Токсовская межрайонная больница” Виктора Федотова в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5. 39 КоАП РФ», – отмечено в судебном постановлении. Таким образом, мировой судья оштрафовал Виктора Федотова на 5 тыс. руб. за неправомерный отказ в предоставлении сведений по адвокатскому запросу.
Артем Белов рассказал, что при повторном его обращении больница предоставила адвокату запрашиваемые сведения в полном объеме. «Убежден, что это одно из немногочисленных судебных решений о привлечении должностного лица к административной ответственности за неправомерный отказ в предоставлении сведений по адвокатскому запросу. Оно должно стать своеобразным стимулом к формированию единообразного подхода органов прокуратуры, выражающегося в исключительно внимательном и всестороннем реагировании на нарушение профессиональных прав адвокатов, невзирая на уровень должностного лица и мотивы любого неправомерного отказа, лишающие адвоката в интересах своего доверителя собирать необходимые сведения для оказания юридической помощи», – отметил он.
Зинаида Павлова
Поделиться Прямая ссылка на материал: Поделиться: Поделиться
Новая редакция Ст. 169 УК РФ
1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.
2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —
наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.
Комментарий к Статье 169 УК РФ
1. Данная статья открывает главу о преступлениях в сфере экономической деятельности не случайно. Несмотря на то что УК РФ относит рассматриваемое преступление к категории небольшой тяжести, недооценивать его значение и общественную опасность нельзя. Речь идет о посягательстве на целый ряд важнейших прав граждан, содержание которых раскрывает, в частности, Конституция: в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34).
2. Объектом преступного посягательства являются общественные отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской или иной деятельности.
3. Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК). Обязательным условием законной предпринимательской деятельности является регистрация субъекта предпринимательской деятельности.
4. В качестве индивидуального предпринимателя выступают физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК). Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК).
5. Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, а также может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК). Любое юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданной с момента государственной регистрации.
<2> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2002. N 12. Ст. 1093, N 30. Ст. 3034; 2003. N 50. Ст. 4855; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3128; 2006. N 23. Ст. 2382.
<2> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
Если индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом соблюдены все необходимые требования о порядке образования, учредительные документы соответствуют закону и законных оснований для отказа в регистрации нет, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо должны быть зарегистрированы. Отказ по мотивам нецелесообразности создания организации или каким-то иным причинам не допускается и может быть обжалован в суд.
8. Наряду с государственной регистрацией признаком законной предпринимательской или иной деятельности является деятельность, соответствующая целям, предусмотренным в учредительных документах. При соблюдении этого условия предпринимательство гражданина или работа юридического лица соответствуют закону в той мере, в какой иное прямо не указано в законе. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (ст. 49 ГК).
9. Отдельные виды деятельности требуют специального разрешения (лицензии). Лицензия — это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
<2> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 700.
12. Из анализа диспозиции статьи видно, что объективная сторона составов преступления заключается в одном или нескольких из следующих действий: а) неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; б) уклонении от их регистрации; в) неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; г) уклонении от выдачи специального разрешения (лицензии); д) ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; е) незаконном ограничении самостоятельности; ж) ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
13. Неправомерный отказ в государственной регистрации — это ничем не обоснованное либо аргументированное сознательно ложно (ложно праву) решение не регистрировать индивидуального предпринимателя или юридическое лицо тогда, когда законных оснований для отказа в регистрации нет. Форма такого отказа значения не имеет — отказ в государственной регистрации может быть как письменным, так и устным, как мотивированным, так и немотивированным.
14. Законом установлены исчерпывающий перечень документов, требуемых для государственной регистрации, а также сроки рассмотрения заявления о регистрации. Если представленные документы отвечают всем необходимым требованиям, а срок для рассмотрения заявления истек и лицо, уполномоченное производить регистрацию, не предпринимает никаких активных действий по позитивному решению вопроса о регистрации, то можно говорить о признаках уклонения от регистрации. Причем уклонение должно быть выражено в достаточной степени определенно, никакие чрезвычайные обстоятельства (пожар, наводнение, массовые беспорядки и т.д.) не должны мешать должностному лицу исполнить свои обязанности. Уклонение, как правило, заключается в неисполнении должного и может выражаться, например, в отказе от рассмотрения заявления о регистрации. Возможны также неправомерное требование каких-либо иных документов, не предусмотренных Законом, выдвижение различных условий и т.п.
15. Аналогично обстоит дело с неправомерным отказом в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной предпринимательской или иной деятельности и уклонением от его выдачи. Отличие от регистрации заключается лишь в субъекте (это лицо, ответственное за выдачу лицензии), а также в том, что речь идет об уже существующих (зарегистрированных) юридических лицах или индивидуальных предпринимателях. Преступление препятствует деятельности организации не в целом (как при неправомерном отказе или уклонении в государственной регистрации), а в части — в отношении конкретного вида деятельности, требующего лицензии.
16. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности может выражаться различным образом.
В зависимости от организационно-правовой формы оно может быть выражено в создании препятствий либо неравных условий в деятельности той или иной организации в зависимости от того, является ли данная организация, например, обществом с ограниченной ответственностью, акционерным обществом, производственным кооперативом и т.д. Мотивировка создания таких препятствий как при отказе в регистрации либо уклонении от нее, так и отказе в выдаче лицензии, может быть самой разнообразной (ненужность, нецелесообразность) либо вообще отсутствовать и для квалификации значения не имеет. Чрезмерное, на взгляд должностного лица, количество организаций той или иной организационно-правовой формы может его подвигнуть на неправомерные попытки «регулирования» численности этих организаций, вытеснения их с рынка.
17. Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица предполагает любое неправомерное противодействие их деятельности. Это может выражаться в оказании давления на предпринимателя или организацию, попытках навязать необходимое решение, принуждении к определенным действиям, поведению или, наоборот, в требованиях воздержаться от каких-либо действий и т.п.
18. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, окончено в момент совершения действий (бездействия), образующих объективную сторону, и не требует наступления общественно опасных последствий, в том числе имущественного ущерба (формальный состав). Между тем если преступлением причинены убытки, то необходимо помнить, что предприниматель либо юридическое лицо вправе требовать возмещения как реального ущерба, так и упущенной выгоды.
19. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Умысел может быть и косвенным, если речь идет о причинении крупного ущерба (ч. 2). Совершая преступление, лицо осознает, что своими действиями (бездействием) препятствует законной предпринимательской деятельности, но по отношению к вредным последствиям в виде ущерба оно может их желать, а может сознательно допускать либо безразлично относиться.
20. Мотив, т.е. побуждения, которыми руководствуется лицо, совершая преступление (корыстные или карьеристские, личная неприязнь, ложное понимание интересов службы и т.д.), а также цель как представление о результате, которого стремится достигнуть виновный (устранение конкурента муниципальной хозяйствующей организацией, пополнение местного бюджета и т.п.), для квалификации значения не имеют, но могут указывать на степень вины, а значит, на вид и размер наказания.
21. Субъект преступного посягательства специальный. Это должностное лицо, причем использующее свое служебное положение (см. примеч. к ст. 285). В зависимости от того, какие действия составляют объективную сторону преступления, это может быть лицо, компетентное принимать решение о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо о выдаче специального разрешения (лицензии) на определенный вид деятельности. Это может быть чиновник, обладающий более общей компетенцией и способный влиять на решения регистрирующего или лицензирующего органа, а также на решения об условиях и порядке функционирования предпринимательских структур в целом.
Не будут субъектами посягательства лица, выполняющие какие-либо вспомогательные функции по регистрации или лицензированию (исполнители, технический персонал), поскольку они не обладают признаками должностного лица.
22. Использование служебного положения состоит в том, что виновный, препятствуя законной предпринимательской или иной деятельности, использует при этом свои функции, полномочия (нередко исключительные), данные ему как должностному лицу для полноценного исполнения своих обязанностей во благо общества. В случае если должностное лицо действует с превышением своих служебных полномочий, оно, тем не менее, использует свое служебное положение и подпадает под признаки субъекта данного преступного посягательства.
23. Часть 2 коммент. статьи называет два квалифицирующих обстоятельства, а именно: деяния, предусмотренные ч. 1, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта (формальный состав), и деяния, причинившие крупный ущерб (материальный состав).
24. Одним из способов защиты нарушенного права в случаях воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности является обжалование таких действий в суд. Если судом вынесено правовосстанавливающее решение и оно вступило в законную силу, то продолжение этих действий должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 169.
25. Для квалификации по ч. 2 коммент. статьи иногда достаточно одного решения суда по делу. Иными словами, если состоялось принципиальное решение по поводу недопустимости какого-либо действия должностного лица в отношении конкретного индивидуального предпринимателя или юридического лица, то после вступления решения в силу такие же действия этого чиновника в отношении другого индивидуального предпринимателя или юридического лица дают все основания квалифицировать данные действия по ч. 2 коммент. статьи.
26. Крупный ущерб определяется в соответствии с примечанием к коммент. статье и составляет сумму, превышающую 250 тыс. руб. Необходимо установить прямую причинную связь между действиями, составляющими объективную сторону, и наступившими последствиями. Размер ущерба может складываться из различных составляющих — в зависимости от обстоятельств дела, это могут быть все расходы, которые понесли предприниматель или организация в результате неправомерных действий по отношению к ним, а также убытки в виде упущенной выгоды.
27. Деяния относятся к категории преступлений небольшой тяжести.
Другой комментарий к Ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности описана в законе с помощью пяти альтернативных действий и двух форм бездействия должностного лица.
2. К числу действий закон относит:
1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Отказ на законных основаниях возможен в случаях (см. ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»): а) непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна; г) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; д) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества и т.д.;
2) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установил перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется разрешение (лицензия), порядок лицензирования, сроки (5 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами), а также закрепил в п. 7 ст. 14 основания для законного отказа в выдаче лицензии. К ним относятся: а) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; б) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; в) наличие в отношении соискателя лицензии решения об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности;
3) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает дискриминационный подход к различным субъектам экономической деятельности. Оно может выражаться, например, в запрете выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.;
4) ограничение самостоятельности либо 5) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Закон не конкретизирует виды вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Следовательно, они могут быть любыми, но обязательно не основанными на действующем законе. Например, запрет на заключение с определенными предпринимателями договоров на реализацию товаров, установление предельного объема производства или сбыта продукции, принуждение к назначению определенных лиц на различные должности и т.д.
3. К числу бездействий закон относит: уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица или от выдачи специального разрешения (лицензии). В этих формах преступление будет считаться оконченным с момента истечения сроков, установленных для регистрации или выдачи лицензии при условии наличия законных оснований для совершения этих действий.
4. Обязательным признаком объективной стороны выступает способ — использование должностным лицом своего служебного положения, т.е. тех полномочий, а также авторитета, которыми лицо обладает в силу занимаемой должности, для совершения преступления.
5. Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжается после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица (ч. 2 ст. 169 УК РФ), то субъектом преступления может быть и другое должностное лицо; необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.
6. Крупный размер ущерба выражается как в виде реального материального ущерба, так и главным образом в виде упущенной выгоды. В сумме он должен превышать 1,5 млн. руб.
7. Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями ущербу может быть как умышленной, так и неосторожной.