Растаможка Узбекистан
Стоимость растаможки легковых автомобилей иностранного производства при ввозе в Узбекистан остается одной из самых обсуждаемых тем. Так во сколько обойдется физическому лицу ввоз иномарки для личного пользования?
При растаможке автотранспортного средства будут нужны технический паспорт на автомобиль, договор купли-продажи и сертификат происхождения СТ-1.
Обязательной для всех будет уплата таможенного сбора и налога на добавленную стоимость.
Размеры таможенных сборов установлены . Для оформления импортируемого авто сбор составит 0,2% от таможенной стоимости, но не менее 25 долл. и не более 3 000 долл. США. Таможенная стоимость автомобиля определяется по сумме, указанной в договоре купли-продажи (счет-справке), либо по международному каталогу цен.
Налог на добавленную стоимость установлен в и составляет 20%. НДС исчисляется от суммы стоимости автомобиля, таможенной пошлины и акцизного налога.
Ставки импортных таможенных пошлин и акцизного налога установлены в . Ниже мы приводим выборку ставок для легковых автомобилей вместительностью до 10 человек.
При предъявлении сертификата происхождения СТ-1 для автомобилей, произведенных в Казахстане, России и Украине, действуют льготы. На ввоз таких автомобилей нет таможенных пошлин, а акцизный налог, если автомобиль не старше трех лет, составит 2% от стоимости автомобиля. Сертификат CT-1 выдается заводом изготовителем или Торгово-промышленной палатой страны-экспортера, если уровень локализации производства превышает 50% и сборка производится по полному циклу.
Кроме того, таможенная пошлина не взимается, если автомобиль произведен в стране, с которой заключен договор о зоне свободной торговли, а происхождение автомобиля подтверждается сертификатом СТ-1. Такой договор у Узбекистана заключен с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном и Украиной.
Ставки импортных таможенных пошлин на другие автомобили зависят от технических характеристик двигателя и новизны машины.
Ставки акцизного налога также зависят от технических характеристик двигателя автомобиля и новизны автомобиля. Разница очевидна из следующей таблицы.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Владельцам авто с киргизскими номерами экономия вышла боком
Власти вновь объявили охоту на киргизские авто: владельцы машин с приметными номерами желтого цвета вынуждены прятать своих железных коней во дворах или в гаражах у знакомых. Или даже вывозить из страны! Ввоз машин из Киргизии неожиданностью для контролирующих органов наверняка не являлся: еще в прошлом году власти наблюдали, как из-за Кордайского бугра на Алматы надвигается вал из тысяч киргизских авто — с введением у нас в стране новых таможенных пошлин машины у соседей оказались дешевле, пишет газета «Караван».
Однако на прошлой неделе автомобили с киргизскими номерами принялись задерживать и увозить на склады временного хранения.
Так как разыскивали «киргизов» в плотных транспортных потоках и останавливали их для проверки документов экипажи дорожной полиции, то алматинцы предположили: инициатива исходит от гаишников.
Однако начальник отделения агитации, пропаганды и работы со СМИ управления дорожной полиции ДВД города Алматы майор Еркин УТЕГЕНОВ пояснил, что дорожные полицейские лишь помогают таможенным органам в розыске машин, которые были ввезены на территорию Казахстана с нарушениями таможенного законодательства.
— Сотрудники таможни не имеют права останавливать автотранспортные средства, а проверять документы у водителей автомобилей с киргизскими номерами необходимо, — говорит майор Утегенов. — Поэтому было решено провести совместные мероприятия.
Кто кого обхитрил
Хитроумная схема приобретения киргизских автомобилей заработала после 1 июля 2011 года, когда существенно подскочили таможенные пошлины на ввозимые автомобили, а в Киргизии цены на машины остались на прежнем уровне. И казахстанцы придумали простую схему. Получив временную прописку в Киргизии (всего за 500 долларов!), они оформляли документы и возвращались в Алматы на новой машине.
Но радость была недолгой. Когда число нарушений ПДД, допущенных водителями на авто с киргизскими номерами, перевалило за 300, а штрафы составили более 7,5 млн. тенге, в казну попало всего лишь… 800 тысяч тенге! Остальное взыскать было невозможно, так как казахстанские дорожные полисмены не знали, на кого именно зарегистрированы эти автомобили-нарушители! По той же причине, совершив ДТП, виновники с киргизскими номерами спокойно покидали место аварии.
Но самое главное — криминалитет быстро понял, что на киргизских машинах можно ездить «на дело», почти не скрываясь: у казахстанских и киргизских дорожных полицейских нет единой базы данных по учету и регистрации автотранспортных средств.
Позже обладатели киргизских авто выяснили, что зарегистрировать машину на свое имя они не смогут: эти авто не прошли в Казахстане таможенную очистку.
Тут и начались проблемы. Нам удалось переговорить с одним из тех, кто пригнал машину из соседней республики.
— Я приобрел автомобиль в Киргизии, он там намного дешевле! — говорит Андрей. — Зарегистрировал в Киргизии временную прописку, отдал деньги владельцу, а он помог мне оформить документы для пограничников и таможни. И все! Я ездил в Алматы больше полугода, пока несколько дней назад меня не остановили гаишники. Они сказали, что за мою машину не уплачена таможенная пошлина, и отогнали ее на СВХ. А там плата за одни сутки хранения составляет 6 тысяч 400 тенге!
Все идет по плану
Мы обратились в департамент таможенного контроля по городу Алматы с просьбой прокомментировать ситуацию.
— В соответствии с утвержденным планом наш департамент таможенного контроля совместно с ДВД города Алматы проводит оперативно-розыскные мероприятия по выявлению незаконно ввезенных на территорию Казахстана и города Алматы автотранспортных средств, — пояснил начальник департамента таможенного контроля по году Алматы Бауржан ЕРНАЗАРОВ. — В 2011 году за различные нарушения таможенного законодательства, в том числе и превышение срока пребывания ввезенных в РК транспортных средств, было возбуждено 35 административных дел.
Наложено штрафов на сумму 1 млн. 587 тысяч 600 тенге и конфисковано в доход государства товаров и транспортных средств на сумму 60 млн. 402 тысячи 665 тенге. С начала 2012 года возбуждено 11 административных дел по аналогичным нарушениям сроков временного ввоза, по которым в результате рассмотрения судом наложено штрафов на сумму 88 тысяч 990 тенге, конфисковано в доход государства товаров и транспортных средств на сумму 7 млн. 175 тысяч 364 тенге.
Законодательство Таможенного союза гласит, что иностранные граждане могут ввозить в РК машины, которые зарегистрированы на территории иностранного государства, только для личного пользования и на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год. Граждане Казахстана могут ввозить машины из третьих стран на срок до 6 месяцев, но при этом обязаны оплатить все таможенные платежи и налоги. Права пользования или распоряжения машинами, временно ввезенными в Казахстан иностранными гражданами, могут передаваться иным лицам только при условии таможенного декларирования этих машин и уплаты таможенных платежей и налогов.
Сейчас на склады временного хранения ТОО «Арлан» поставлено 19 автомашин, пригнанных из Киргизии.
Некоторые из автовладельцев спрашивают, почему авто поставили на СВХ, принадлежащие ТОО «Арлан»? И возмущаются, что за хранение с них якобы требуют до 7 тысяч тенге в сутки.
СВХ ТОО «Арлан» внесены в специальный реестр, находятся в зоне таможенного контроля и работают в соответствии с действующим законодательством.
Машины из Киргизии, с выявленными нарушениями мы поставили на СВХ ТОО «Арлан», потому что они расположены гораздо ближе, чем другие СВХ.
Что касается платы за хранение, то СВХ являются околотаможенной структурой и тарифы на свои услуги определяют самостоятельно — их ценовая политика таможенными органами Республики Казахстан не регламентируется.
Кстати, как выяснилось, за одни сутки хранения машины в ТОО «Арлан» требуется заплатить не 7 тысяч тенге, а 1600 тенге.
Мы направили запросы на таможенный пост «Кордай», и тут выяснилось, что только 6 машин пересекли киргизско-казахстанскую границу легально, а как попали в Казахстан остальные 13 — неизвестно. Причем, согласно документам, 6 машинами, которые пересекли границу на законных основаниях, управляли граждане Киргизии. А в Алматы они передали свои авто гражданам Казахстана, хотя не имели права этого делать!
Пять дней на размышление
— Заместитель акима г. Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ приостановил мероприятия по выявлению машин-нарушителей на 5 дней, — продолжает начальник департамента таможенного контроля по г. Алматы Бауржан Ерназаров. — Это сделано для того, чтобы владельцы авто, которые еще не были водворены на СВХ, успели вывезти машины из Казахстана. Они должны правильно оформить документы: заполнить пассажирско-таможенную декларацию и внести материальное обеспечение в виде залога, страхового полиса или банковской гарантии. Лишь после этого они смогут на законном основании ввезти машины на территорию Казахстана.
Но следует помнить, что в Казахстан запрещено ввозить машины с правым расположением руля, а подавляющее большинство киргизских машин — праворульные.
После пятидневного моратория охота на нарушителей возобновится вновь.
По всем интересующим вопросам граждане могут обращаться в ДТК по г. Алматы — пр. Жибек жолы, 127, и записаться на прием к руководству. Также возможно позвонить по телефону доверия в управление собственной безопасности ДТК. Тел.: 279-35-40 и 279‑12‑78.
31 декабря 2019 года заканчивается льготный период таможенной пошлины на автомобили. С 1 января 2020 года вступят в силу тарифы Евразийского экономического союза. В связи с этим, Гостаможенная служба призывает кыргызстанцев заблаговременно планировать маршруты ввоза автомобилей из третьих стран.
По новой тарификации растаможка автомобилей подорожает в разы. К примеру, Toyota Camry (2009, объем двигателя 2,5 литра) в настоящее время завозится за 1250 долларов. В 2020 году таможенная пошлина на эту машину составит 13 600 долларов.
Кыргызстан вступил в ЕАЭС 12 августа 2015 года. Три года автомобили из третьих стран завозились по ставкам организации. В июле 2018 года правительство Кыргызстана снизило ставки таможенной пошлины до уровня 2014 года. В кабмине поясняли, что при вступлении в ЕАЭС Кыргызстан забронировал себе право устанавливать свои ставки до 1 января 2020 года.
В парламенте ранее раскритиковали правительство за повышение таможенных тарифов на ввоз авто, хотя республика имела возможность применять свои ставки до 2020 года.
«В 2014 году в Кыргызстан ввезли 110 тысяч автомобилей. В 2015 году — уже 2 тысячи. В 2016 году – 68, в 2017-м – 69. Десять тысяч человек остались без работы. Половину машин скупали казахстанцы. Теперь мы покупаем у них. Все эти годы в бюджет поступало бы от 5 до 15 млрд сомов, еще столько же заработали бы наши граждане за счет маржи», — сказал в ноябре 2018 года депутат Алтынбек Сулайманов.
За подорожание растаможки депутат раскритиковал экс-премьер-министра Темира Сариева, который возглавлял правительство при вхождении Кыргызстана в ЕАЭС.
14 ноября 2018 года Темир Сариев в своем видеообращении заявил, что вступление в ЕАЭС было «исторически правильным решением», в результате чего Кыргызстан много выиграл. Относительно таможенных пошлин он сказал, что для правильного использования льготного периода до 2020 года правительство в 2015 году решило постепенно поднимать тарифы. Целью этой политики, по его словам, было ограничение ввоза старых автомашин, потому что «у нас их стало слишком много».
«Мэрия автобусы пока не заказывала, потому что в бюджете нет средств. Сейчас есть договоренность с частными компаниями, что они привезут от 40 до 100 автобусов», — заявил Нурлан Койчубаков, начальник «Бишкекского пассажирского автотранспортного предприятия» (БПАТП).
Сколько места занимают 69 человек на разном транспорте / Фото: We ride Australia
Автобусов и троллейбусов, которым отдают предпочтения во многих городах, не достаточно для миллиона бишкекчан. Сейчас в городе действует всего 13 автобусных и 11 троллейбусных маршрутов. Каждый день на дороги выходят около 140 автобусов и 135 троллейбусов.
Весной мэрия завезла 60 новых автобусов, а сейчас ведет переговоры с Турцией, откуда в ближайшее время, возможно, привезут 500 автобусов. Ещё 12 автобусов были привезены в июле частной компанией. При этом, количество автобусов на линиях практически не растет, потому что новые единицы транспорта зачастую заменяют старые.
Однако даже с новыми автобусами не все так гладко — некоторые маршруты идут по улицам, где нет остановок, а сам транспорт не приспособлен для родителей с колясками и людей с инвалидностью.
Автобусный маршрут №48 проходит по ул. Токтогула, где нет остановок / Фото: Рада Валентина Кызы
Из-за недостатка автобусов и троллейбусов пассажиров перевозят в основном маршрутки. Их сеть состоит из 103 маршрутов, а автопарк включает две тысячи автомобилей. Но сейчас количество бусов снижается из-за того, что заработанные водителями деньги почти не покрывают их расходы.
Исследование «Как улучшить транспортное обеспечение города Бишкек?
Кроме того, столичная мэрия планирует убрать маршрутки из центра города. «На сегодняшний день проводится работа и она будет поэтапной», — говорит начальник Управления городского транспорта Нурлан Атыканов.
Чтобы люди стали делать выбор в пользу общественного транспорта нужна широкая и удобная сеть маршрутов с автобусами и троллейбусами. Для них стоит создавать отдельные полосы на дорогах, как это делают во многих странах — тогда ездить на общественном транспорте становится гораздо быстрее, чем на личном автомобиле.
Полоса для общественного транспорта в Алматы / Фото: kursiv.kz
Такого же мнения придерживаются и в «Бишкекском пассажирском автотранспортном предприятии».
«Нужна отдельная полоса для автобусов. Мы неоднократно обращались в мэрию, чтобы по основным улицам Бишкека сделали выделенную полосу для общественного транспорта и машин экстренных служб», — говорит Нурлан Койчубаков.
Сейчас отдельная полоса для общественного транспорта есть только на двух улицах Бишкека — Киевской и Московской.
Власти города, говоря о развитии общественного транспорта, неоднократно заявляли о создании наземного метро в столице. Строительство метро зафиксировано и в Генеральном плане Бишкека до 2025 года. Пять лет назад мэрия начала поиск инвесторов, но пока властям не удалось найти желающих финансировать этот проект.
В конце 2018 года появилась информация, что вместо метро в Бишкеке запустят метробусы — скоростные автобусы (BRT), идущие по отдельной линии и соединяющие южную часть города с рынком «Дордой».
BRT в Алматы / Фото: Транспортный холдинг Алматы
«Проект пока не одобрен, так как должен подкрепиться финансированием, и этот вопрос пока стоит. Со стороны мэрии как раз идет поиск финансирования», — говорит начальник Управления городского транспорта Нурлан Атыканов.
По его словам, Бишкекглавархитектура уже частично разработала проект.
Как другие города борются с автомобилизацией
В Европе общественность выступила против автомобилей еще много лет назад. В столице Норвегии — Осло к началу 2019 года из центра города убрали все автомобили. Городские власти просто запретили парковку в центре города — все парковочные места заменили на велодорожки, деревья и скамейки.
По периметру центра были построены многоярусные подземные парковки, чтобы люди могли оставлять там свои машины.
Дорога в центре Осло / Фото: Flickr
Борьба с машинами в столице Норвегии началась в 2015 году с приходом новых властей. Бороться с автомобилями они решили постепенно, но в будущем хотят полностью убрать машины из города.
Сейчас в Осло активно развивается велоинфраструктура, вводятся новые линии трамваев и метро. Все на фоне экологических проблем, с которыми борются местные власти.
Пешеходная зона в Осло / Фото: Flickr
В другом европейском городе — испанской Понтеведре преобразования в пользу пешеходов начались ещё в 1999 году. Мэр города сделал из центра пешеходную зону, а в приграничных районах установил ограничение скорости до 30 км/ч.
В итоге в Понтеведре количество людей, погибших в ДТП, снизилось до нуля, а выбросы углекислого газа сократились на 70%.
В постсоветских же странах осознание того, что машин стало слишком много, только начинается. В некоторых городах стали проводить эксперименты с инфраструктурой.
Например, в Москве в 2013 году реконструировали одну из ныне самых популярных улиц — Никольскую. Теперь она пешеходная. До реконструкции она была грязной, непригодной для прогулок улицей, вдоль которой беспорядочно парковали автомобили.
Никольская до реконструкции / Фото: Flickr Никольская после реконструкции / Фото: Алексей Журавлев
Материал подготовлен в рамках инициативы Peshcom
Редакторки: Рада Валентина кызы, Анна Капушенко
Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. Узбекистанцы за первые три месяца года потратили 106,4 миллиона долларов на покупку импортных авто. При этом рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 2,2 раза, сообщает корреспондент Podrobno.uz со ссылкой на данные Госкомстата.
Кроме того, в Узбекистане потратили 131,4 миллиона долларов на закупку грузовых автомобилей, 213,6 миллиона долларов – на различные комплектующие для авто.
При этом интересно, что за весь прошлый год в Узбекистан было импортировано иностранных автомобилей почти на 320 миллионов долларов.
Резкий рост ввозимых авто скорее всего связан с тем, что с 1 января в стране был введен новый порядок растаможки премиальных авто. Он коснулся новых автомобилей (не более двух лет с момента выпуска – прим. редакции) стоимостью 40 тысяч долларов и выше. Они облагаются сниженными ставками таможенных пошлин.
Так, к этим авто не применяется импортная пошлина, нужно только оплатить акцизный налог в размере 20% и НДС также в размере 20%. Совокупная ставка таможенных платежей будет составлять 44% от стоимости завезенного авто.
К примеру, если авто будет стоить 40 тысяч долларов, то по новым правилам за его растаможку придется заплатить примерно 17,6 тысячи долларов.
Напомним, что за первый квартал 2019 года в стране было выпущено 59,5 тысячи легковых автомобилей, 990 автобусов и грузовиков ISUZU, 317 автобусов и грузовых автомобилей МАN и 414 единиц грузовиков КамАЗ.
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.