Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Распределители тепла в квартире судебная практика

03.06.2020 by admin

Нормы Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила 354), регулирующие порядок расчета стоимости коммунальной услуги по отоплению, предусматривают применение в некоторых случаях показаний индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) теплоэнергии, а в некоторых случаях – применение показаний распределителей. Несмотря на то, что пункт 2 Правил 354 определяет термины «индивидуальный прибор учета» и «распределитель» по-разному, на практике различия распределителей и ИПУ тепла не всегда и не всем очевидны. Зачастую в отношении некоторых приборов возникает вопрос – является ли то или иное техническое устройство индивидуальным прибором учета или распределителем. От разрешения такого вопроса прямо зависит корректность расчета платы за отопление.

В настоящей статье рассмотрим некоторые различия ИПУ и распределителей на примере конкретных устройств, в последнее время активно (можно даже сказать – агрессивно) продвигаемых на рынке средств измерения теплоэнергии, а именно: устройств FHKV в нескольких вариантах исполнения (например, varioS, vario4, dataIII, radio4).

Являются ли приборы FHKV индивидуальными приборами учета тепла?

Продавцы устройств типа «FHKV (varioS, vario4, dataIII, radio4)» (далее – Устройства FHKV) обычно официально не заявляют, что эти устройства являются именно индивидуальными приборами учета теплоэнергии в том смысле, который этому понятию придается нормами жилищного законодательства РФ, однако случаи прямых заявлений продавцами Устройств FHKV о том, что якобы эти устройства являются именно ИПУ, имеются. Например, рекламные материалы таких недобросовестных продавцов содержат фразу «Минимальное количество квартир в доме в которых будет установлены вычислители не ограничено, так как является индивидуальным прибором учета».

Необходимо напомнить, что показания распределителей применяются в расчетах только в случае наличия в доме общедомового прибора учета (далее – ОПУ) теплоэнергии и оборудования распределителями такого количества помещений в многоквартирном доме (далее – МКД), площадь которых составляет более 50 процентов площади всех помещений в МКД (абзац 7 пункта 42.1 Правил 354). Это обстоятельство существенно снижает мотивацию по приобретению распределителей, поскольку отсутствие таких распределителей в других помещениях МКД делает такое приобретение бесполезным. Объявление распределителя индивидуальным прибором учета позволяет убедить собственника помещения приобрести такое устройство. Дальнейшие споры этого собственника с исполнителем коммунальной услуги продавца устройства, как правило, мало волнуют.

Устройства FHKV позиционируются как дешевые ИПУ, и стоимость этих устройств существенно влияет на решение собственников помещений приобрести такое устройство. Разумеется, распределители обычно дешевле ИПУ, но потребители почему-то редко задумываются, что им предлагают приобрести якобы ИПУ, но по цене распределителя.

Одним из весьма убедительных аргументов в пользу того, что Устройства FHKV якобы являются именно ИПУ, является ссылка на то, что Устройства FHKV зарегистрированы в Государственном реестре средств измерений (далее – Госреестр). Заявления об этом (да еще и предъявление Свидетельства об утверждении средств измерений) часто убеждают собственников помещений в том, что они действительно приобретают ИПУ, а не распределитель.

Однако, как раз регистрация Устройств FHKV в Госреестре позволяет получить более подробную техническую информацию об этих устройствах и сделать однозначный вывод о том, что Устройства FHKV являются именно распределителями, а вовсе не индивидуальными приборами учета тепла.

Согласно Свидетельству №63458 об утверждении типа средств измерений (бланк серии СИ № 027139), выданному 20.09.2016 Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (далее – Свидетельство), в Госреестре под номером 65036-16 зарегистрированы «устройства электронные для вычисления и распределения тепловой энергии» типа «FHKV (varioS, vario4, dataIII, radio4)».

Указанные Устройства FHKV являются распределителями тепловой энергии и не могут быть признаны приборами учета тепловой энергии в силу следующего:

1) В Госреестре тип средства измерения, к которому отнесены приборы учета тепловой энергии, обозначается «теплосчетчики». В то же время тип Устройства FHKV указан «устройства электронные для вычисления и распределения тепловой энергии».

То есть, Устройства FHKV не являются теплосчетчиками.

2) Как следует из Приложения к Свидетельству, Устройства FHKV состоят из двух термопреобразователей сопротивления и многофункционального микропроцессора, при этом один термопреобразователь измеряет температуру поверхности отопительного прибора в характерной точке, другой – температуру окружающего отопительный прибор воздуха.

Вместе с тем, пункт 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. ПП РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее – Правила 1034), определяет:
«»прибор учета» — средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов;
…
«теплосчетчик» — прибор, предназначенный для измерения отдаваемой теплоносителем или расходуемой вместе с ним тепловой энергии, представляющий собой единую конструкцию либо состоящий из составных элементов — преобразователей расхода, расходомеров, водосчетчиков, датчиков температуры (давления) и вычислителя».

Из приведенных определений следует:
— теплосчетчик может состоять как из одного, так и из нескольких приборов учета (например, многоканальный теплосчетчик включает совокупность приборов учета), при этом индивидуальный прибор учета, измеряющий объем теплоэнергии, поданной в помещение по одному трубопроводу, также является теплосчетчиком;
— и теплосчетчик, и прибор учета теплоэнергии в обязательном порядке измеряют не только температуру теплоносителя, но и массовый (объемный) расход теплоносителя.

Пункт 97 Правил 1034 устанавливает:
«97. В открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются:
а) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу;
б) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час;
в) среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета».

Пункт 34 Правил 1034 устанавливает:
«34. Теплосчетчик состоит из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации. При измерении перегретого пара дополнительно устанавливается датчик давления пара. При подключении теплопотребляющих установок потребителя к закрытым водяным системам теплоснабжения по независимой схеме, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, допускается отсутствие в составе узла учета расходомера теплоносителя в обратном трубопроводе при наличии расходомера (водосчетчика) на подпиточном трубопроводе».

Из приведенных положений следует, что индивидуальные приборы учета (далее – ИПУ) теплоэнергии в обязательном порядке измеряют:
— массу (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу. При этом допускается измерять массу (объем) только теплоносителя, поданного по подающему трубопроводу для случая отсутствия подпиточного трубопровода и при тепловой нагрузке менее 0,2 Гкал в час;
— температуру теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах.

Как следует из документации на Устройства FHKV, указанные устройства не обеспечивают измерения ни массы (объема) теплоносителя, ни температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах, а, следовательно, приборами учета тепла не являются.

Принцип измерения Устройств FHKV основан на определении разницы температур поверхности радиатора отопления и окружающего такой радиатор воздуха и последующем преобразовании такой разницы расчетным путем (с применением неких рассчитанных констант) в условные единицы потребленной теплоэнергии.

Немаловажно отметить, что константы, применяемые при расчете, должны учитывать объем теплоносителя, проходящего через радиаторы отопления, но так как эти величины являются константами, то, например, изменение скорости движения теплоносителя и даже отключение радиатора отопления от питающего трубопровода не учитываются Устройствами FHKV в расчетах.

Кроме того, расчет, основанный на разнице температур поверхности радиатора и окружающего воздуха, не дает корректного значения объема потребления тепла в отличие от расчета, примененного в ИПУ и основанного на разнице температур теплоносителя во входящем и обратном трубопроводах.

ИПУ теплоэнергии, потребленной на отопление, в обязательном порядке измеряют объем теплоносителя, прошедшего через радиаторы отопления в помещении, в котором подлежит измерению объем потребления теплоэнергии (допустимо устанавливать один расходомер на подающем трубопроводе при тепловой нагрузке менее 0,2 Гкал в час), а также температуру теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах. Исходя из этих (как минимум трех) измеренных величин электронный вычислитель, являющийся обязательным элементом ИПУ, производит расчет объема потребленной теплоэнергии. При этом температура окружающего воздуха никоим образом не влияет на такой расчет.

3) Примечанием 1 к Приложению № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354, установлено:
«Для применения настоящего приложения при расчете размера платы за коммунальные услуги используются следующие единицы измерения:
а) в отношении объемов коммунальных ресурсов:
тепловая энергия — Гкал;
…
в) в отношении тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (для двухкомпонентного тарифа на горячую воду — по компонентам):
тепловая энергия — рублей/Гкал;
…»

Вместе с тем, Устройства FHKV не определяют количество теплоэнергии в установленных нормативными правовыми актами единицах измерения. Применение неустановленных единиц измерения в расчетах стоимости коммунальных услуг недопустимо. Порядок перевода одних единиц измерения в другие (например, кВт-часов в гигакалории) действующим жилищным законодательством не установлен, в том числе не определено лицо, осуществляющее такой перевод (потребитель, исполнитель услуги или иное лицо), не утверждены переводные коэффициенты (такие коэффициенты должны утверждаться исключительно имеющим юридическую силу нормативным правовым актом – как, например, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 утверждены такие технические параметры воды, как плотность и теплоемкость), не установлен размер и порядок привлечения к ответственности за ошибки при переводе одних единиц измерения в другие.

Исходя из сказанного, показания Устройств FHKV (выраженные не в гигакалориях, а в иных единицах) не могут применяться в расчетах в качестве показаний приборов учета теплоэнергии.

Выводы

В настоящей статье разъяснено, на какие особенности следует обратить внимание при разрешении вопроса, к какому типу средств измерений относится то или иное устройство, является ли оно распределителем или индивидуальным прибором учета тепла.

Распределители следует отличать от ИПУ тепла – это разные устройства, независимо от того, зарегистрированы ли те или иные устройства в Государственном реестре средств измерений или нет. У распределителей и ИПУ разные принципы работы, показания ИПУ и распределителей применяются в расчетах в различном порядке.

Подготовлено редакцией журнала «ЭНЕРГОСОВЕТ» по материалам СМИ
Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета при осуществлении расчетов за них определены Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон).
Кто их должен устанавливать и оплачивать, а кто поверять? Интернет-форумы, семинары и конференции пестрят данными вопросами. Попробуем ответить на них.
Обязательна ли установка приборов учета энергоресурсов?
Да, обязательна. Согласно закону расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.
В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов (далее — энергоресурсов).
До 1 января 2011 г. приборы учета должны быть установлены и введены в эксплуатацию в зданиях, строениях, сооружениях используемых для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
До 1 января 2011 г. собственники нежилых зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение таких объектов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурсов, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию.
До 1 января 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, жилых домов, дачных домов или садовых домов с централизованной подачей ресурсов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета энергоресурсов (всех, кроме тепловой энергии).
С 1 января 2012 г. вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах.
С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды.
Кто должен оплачивать установку приборов учета?
Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета.
Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергоресурсов.
Квартиры в многоэтажных домах, являющиеся муниципальной собственностью, оснащаются приборами учета электроэнергии за счет бюджетных средств.
Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома (МКД) собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?
Да, нужно. Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком или частично (в случае участия в федеральных, областных или муниципальных программах) распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК донести информацию до собственников, что установка приборов учета необходима согласно закону об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета энергоресурсов и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.
Кто имеет право устанавливать приборы учета энергоресурсов?
Приборы учета имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов учета должна быть прописана в уставных документах организации, организация должна быть членом СРО в строительстве и иметь выданное СРО свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ.
Поставщики энергоресурсов не только имеют право, а обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
До 1 июля 2010 г. энергоснабжающие организации должны были предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов и лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учета используемых энергоресурсов.
Какая ответственность за отказ от установки приборов учета?
Если до 1 января 2011 г. и для части потребителей до 1 января 2012 г. (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки.
Согласно закону до конца 2012 г. кампания по установке приборов учета должна закончиться. Все категории потребителей энергоресурсов должны быть «оприборены».
Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149.
Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.
Предусмотрены ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?
Да, предусмотрены. Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учета (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) — штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на организацию от 500 до 600 тыс. руб.
Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям. Штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.
Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов — штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на ИП — от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов — штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юрлиц от 20 до 30 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учета лицами, ответственными за их содержание — штраф на должностных лиц от 10 до 15 тыс. руб., на ИП от 25 до 35 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.

Кто осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учета?
Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учета в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учета должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учета с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учета, энергоснабжающая организация, управляющая компания).
Работы по ремонту приборов учета выполняются на предприятиях-изготовителях приборов или специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утвержденным технологическим процессом. После ремонта прибора учета необходимо провести внеочередную поверку.
Кто осуществляет и оплачивает поверку приборов учета?
В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника.
Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учета заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).
На основании постановления правительства РФ № 250 от 20.04.10 г. начиная с 2012 г. поверка средств измерений количества электроэнергии, расхода холодной и горячей воды и газа, должна осуществляться только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии. Поскольку в устройство узла учета тепловой энергии входит и расходомер, то это требование будет относиться и к коммерческому учету тепловой энергии.
Суть метрологической поверки заключается в испытаниях прибора учета на более точном оборудовании.
Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учета. Межповерочный интервал (МПИ) приборов учета тепловой энергии и счетчика горячей воды, как правило, составляет 4 года, а счетчика холодной воды — 6 лет
Практика эксплуатации показала: ни у одного из отечественных теплосчетчиков фактический МПИ на совпадает с паспортным, утвержденным при проведении испытаний на утверждение типа средств измерении (СИ).
Для подавляющего большинства отечественных приборов учета фактический МПИ не превышает 1 года (хотя иногда встречаются образцы, у которых МПИ составляет 2 года) при заявленном МПИ в 3-5 лет и сегодня все отечественные производители приборов учета тепла негласно признают данный факт.
Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?
Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу.
Какие приборы учета энергии можно применять?
Следует устанавливать только те приборы учета, которые включены в государственный реестр средств измерений и допущенные к применению на территории Российской Федерации.
Однако даже включение прибора в Госреестр не гарантирует его качества. Поэтому необходимо вводить систему качества в теплоснабжении, помогающую теплоснабжающим и теплопотребляющим организациям применять передовой опыт, прогрессивное оборудование и новые технологические решения в области коммерческого учета тепловой энергии (подробнее см. статью В.К. Ильина «О работе комитета по учету тепловой энергии» — прим. ред.).
Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности — это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.
Что такое прибор учета тепловой энергии?
Прибор (или узел) учета тепловой энергии — это комплекс приборов и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров. Конструктивно узел учета представляет собой набор «модулей», которые врезаются в трубопроводы. В узел учета тепла входят: вычислитель, преобразователи расхода, температуры, давления, приборы индикации температуры и давления, а также запорная арматура. Сигналы с водосчетчика (импульсы) и
сигналы с термометров сопротивления поступают в микропроцессор тепловычислителя, где с помощью высокоточного аналого-цифрового преобразователя преобразуются в цифровую форму. Далее происходит их интегрирование и вычисление тепловой энергии.
Где и как устанавливаются приборы учета тепловой энергии?
Узел учета тепловой энергии и теплоносителей должен размещаться, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом. При размещении узла учета не на границе эксплуатационной ответственности потери тепловой энергии и теплоносителей на участке тепловой сети между местом установки узла учета и указанной границей определяются расчетным путем или по результатам замеров и учитываются дополнительно; величину потерь следует указывать в договоре теплоснабжения.
Монтаж осуществляется на основании проекта и нормативной документации. Принимают и пломбирует узлы учета теплоснабжающая организация, выдававшая ТУ и отпускающая тепловую энергию.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Принятие федерального закона № 261 ФЗ «Об энергосбережении….» поставило перед производителями приборов учета, внедренческими фирмами, потребителями энергоресурсов, региональными администрациями конкретную задачу — оснащение всех потребителей тепловой энергии и воды приборами учета в кратчайшие сроки — в пределе до 1 января 2013 г. При общем понимании не­обхо­димости таких работ возникает сомнение — насколько реально разработчики этого закона оценили возможности производственных, внедренческих, сервисных, согласующих структур, наконец, конечных потребителей ресурсов в реализации такого масштабного решения?

За предыдущие до принятия закона 15-17 лет приборами учета по разным оценкам оснащены ориентировочно 40 % всех потребителей ресурсов (средний темп оснащения — 2,5% потребителей в год). В оставшиеся после принятия ФЗ № 261 три года предполагается оснастить приборами оставшиеся 60% потребителей (темп оснащения приборами — 20% в год) при неопределенном порядке финансирования этих мероприятий.

За рамками закона № 261 ФЗ и документов, принятых в его развитие, остались вопросы сервисного обслуживания и обеспечения эффективной работы приборов учета энергоресурсов в течение всего срока их службы. Хотя любому специалисту из технической (да и не только технической) сферы понятно, что любое техническое изделие требует периодического обслуживания, создание системы сервиса в период гарантийного и послегарантийного срока эксплуатации. Узел учета тепловой энергии или воды — достаточно сложный технический объект, и для его надежной бесперебойной работы, обеспечивающей достоверный учет энергоресурсов, нужны и технические средства (диагностические приборы и установки, ремонтная база, запчасти и пр.), и квалифицированный ремонтно-сервисный персонал, и методическая база (монтажная, ремонтная, сервисная, метрологическая документация), организационная (административная) структура по обеспечению проведения всех сервисных работ.

Возможно, вопрос о создании сервисных служб разработчиками закона № 261-ФЗ сознательно отложен на будущее, исходя из того, что межповерочный интервал приборов учета тепловой энергии и воды составляет, как правило, 4 года? Вероятно, за 3 года предполагается оснастить все здания и сооружения приборами учета, а уж затем приступать к созданию сервисной базы?

Однако следует принять во внимание, что в 2006 г. Правительством РФ принято постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которое стимулировало установку приборов подомового учета тепла и воды. Приборы, установленные в соответствии с этим постановлением начиная с 2006 г., уже в 2010 г. начали поступать на поверку. Спрос на услуги по поверке и ремонту приборов учета существенно вырос, в 2011 и последующих годах можно ожидать его дальнейшего роста.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» главным и практически единственным критерием для определения поставщика приборов (узлов) учета энергоресурсов является цена контракта. Поскольку в финансировании установки домовых узлов учета или организации конкурсов на размещение таких заказов принимают участие местные администрации (как непосредственно, так и через контролируемые управляющие компании), то большинство конкурсов проводится на основании требований закона № 94 ФЗ. Требования минимума цены на контракт приводит в ряде случаев к установке узлов учета с приборами, арматурой низкого качества, что неизбежно приводит к быстрому выходу оборудования из строя. И при таком исходе владелец узла учета уже в первые годы эксплуатации вынужден нести серьезные затраты по внеочеред­ным ремонтам, поверкам, монтажу/демонтажу оборудования. Отсутствие сервисных структур по ремонту и поверке приборов учета энергоресурсов еще более усугубляют ситуацию, и сводят к минимуму предполагаемую экономию от внедрения систем учета энергоресурсов.

Каргапольцев В.П., ООО «Промавтоматика-Киров», г. Киров

При подготовке материалов использованы статьи с сайтов Теплопункт, Портал-энерго, РосТепло.

Если жители МКД перешли на прямые отношения с РСО, то обязанность устанавливать ОДПУ все равно остается за лицом, которое управляет таким МКД. А если ОДПУ нет (но есть техническая возможность для его установки), то РСО вправе установить штрафной повышающий коэффициент за ресурс, потраченный на содержание общего имущества и определенный по нормативу. На это указал Верховный Суд РФ, рассматривая жалобу УК по спору с РСО (Определение Верховного Суда РФ от 1 июля 2019 г. № 306-ЭС19-9233).

Ранее РСО применила повышающий коэффициент к плате за общедомовые нужды по водоснабжению в МКД без ОДПУ:

  • договор между РСО и УК был заключен на отпуск холодной воды в объеме, соответствующем превышению объема холодной воды на ОДН над объемом холодной воды на ОДН, рассчитанным по нормативам потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды,
  • а объем этого сверхнормативного потребления на ОДН – согласно договору – определялся по ОДПУ,
  • при этом у спорного МКД не было ни ОДПУ, ни акта об отсутствии технической возможности его установки.

В ответ УК сослалась на следующие доводы:

  • исполнителем коммунальных услуг жителям – в данном случае – является РСО, вот пусть она и ставит счетчик, если ей нужно;
  • установка ОДПУ – это часть работ, которые проводятся при капитальном ремонте. А УК отвечает только за текущий.

Однако суды всех уровней обратили внимание на следующее:

  • согласно Правилам содержания общего имущества в МКД, таковое должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности,
  • следовательно, обеспечить выполнение требований энергоэффективности в процессе эксплуатации обязано лицо, ответственное за содержание общего имущества, то есть управляющее МКД, то есть – в данном случае – управляющая организация;
  • а ОДПУ потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в МКД,
  • в силу прямого указания ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений МКД должно обеспечивать постоянную готовность приборов учета, входящих в состав общего имущества,
  • и согласно Правилам содержания общего имущества в МКД, в такое содержание входит обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ,
  • что же до «оприборивания» дома в ходе капремонта, то, действительно, Правила и нормы техэксплуатации жилфонда № 170 предусматривают установку ОДПУ в составе капитального ремонта,
  • однако этот же документ обязывает УК, в том числе, своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования; совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов. Значит, УК обязана организовать установку ОДПУ и его ввод в эксплуатацию, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес РСО, чего сделано не было,
  • следовательно, повышающий коэффициент к плате за ОДН выставлен РСО законно.

Верховный Суд РФ, ознакомившись с жалобой УК, оснований для пересмотра дела в СК по экономическим спорам ВС РФ не усмотрел.

Отметим, что свежими поправками в Правила предоставления коммунальных услуг внесена норма, которая обязывает именно УК, а не РСО, ставить ОДПУ в МКД, перешедший на «прямые договоры», однако только в том случае, если собственники помещений в МКД приняли решение о включении расходов на приобретение и установку ОДПУ в плату за содержание жилого помещения.

26 сентября 2017 | 12:08

Документ вступил в силу 2 августа 2017 года.

«Это — один из пакета законодательных актов, имеющих целью привести рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг в Украине в цивилизованное состояние, способствовать энергосбережению, а, следовательно, и энергетической независимости нашего государства, — говорят чиновники. — Тем не менее, сразу после обнародования нового закона вокруг него появилось немало мифов. Мы выбрали несколько самых распространенных и ниже рассмотрим, как ситуация выглядит на самом деле».

«Говорят, что…

… закон позволяет игнорировать показания индивидуальных (квартирных) счетчиков»

Нет, это не так. На самом деле, если говорить про многоквартирные дома, то закон выделяет два вида узлов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды: узел коммерческого учета (общедомовой) и узлы распределительного учета (квартирные).

Узел коммерческого учета служит для измерения объема всей тепловой энергии/воды, потребленной в доме. То есть, именно по показаниям его приборов учета будет определяться, сколько всего тепловой энергии или воды использовали все потребители в доме. Этот объем необходимо «распределить» между потребителями в доме – то есть определить, кто сколько услуг потребил и сколько должен за них заплатить. Именно для этого и используются квартирные счетчики.

Для лучшего понимания рассмотрим ситуацию на примере учета воды. Следует понимать, что точность измерения квартирного счетчика воды обычно ниже, чем у домового. Поэтому закон предусматривает такой базовый принцип распределения: объем, определенный с помощью общедомового узла, будет распределяться между потребителями пропорционально показаниям квартирных счетчиков. Именно поэтому квартирные счетчики и названы в законе «распределительными». (Заметим, что закон содержит дополнительные указания относительно распределения показаний узла коммерческого учета для различных ситуаций, которые могут иметь место на практике, учитывая расходы воды на общедомовые нужды, случаи несанкционированного вмешательства в систему и тому подобное).

Благодаря такому подходу снимается проблема «разницы в показаниях» (разница между суммой показаний квартирных счетчиков и показаниями домового вследствие разного класса точности), а также проблема потери вследствие утечек воды из внутридомовых сетей из-за их неудовлетворительного состояния (содержание внутридомовых сетей является ответственностью совладельцев многоквартирного дома).

Следовательно, закон и в дальнейшем предполагает использование показаний квартирных счетчиков при расчетах за коммунальные услуги. Однако, если ранее эти показания считались, так сказать «абсолютными», то теперь они являются «относительными» и используются только для пропорционального распределения показателей домового узла учета. Это заставляет совладельцев многоквартирного дома более добросовестно относиться к содержанию своих внутридомовых сетей (за воду, утраченную через дырявые трубы в подвале, все равно придется заплатить) и меньше терпеть воровство воды соседями. Кроме того, это создает условия для более прозрачной деятельности исполнителей коммунальных услуг.

«Говорят, что…

… закон содержит формулу, по которой придется платить за соседей»

Нет, это не так. На самом деле, если говорить про многоквартирные дома, то закон и в дальнейшем предполагает, что каждый платит сам за себя.

Статья 4 и п.2 Заключительных и переходных положений закона предусматривают, по общему правилу, что все помещения в многоквартирном доме должны быть оборудованы «квартирными счетчиками». И, как мы уже сказали выше, учет их показаний является обязательным при расчетах за потребленные услуги.

Следует помнить, что разница между показаниями домового счетчика и суммой показаний квартирных счетчиков будет пропорционально распределена между всеми потребителями в многоквартирном доме. И, если, например, горячая вода вылилась через дырявую трубу или кто-то из соседей «отматывает» счетчик – за это, в конечном итоге, придется заплатить всем. А потому совладельцам многоквартирного дома следует позаботиться об исправном состоянии внутридомовых сетей, а также менее снисходительно относиться к соседям, которые воруют воду, и немедленно сообщать о таких исполнителю коммунальной услуги.

Итак, «за соседа» платить не придется. Но за элементарным порядком в доме следить надо, как и раньше.

«Говорят, что…

… закон запрещает устанавливать счетчики на отопление мест общего пользования»

Нет, это не так. Часть 6 статьи 4 закона предусматривает, что «установка узлов распределительного учета тепловой энергии, приборов-распределителей тепловой энергии в помещениях (местах) общего пользования дома необязательна». То есть, закон не обязывает устанавливать такие узлы учета, но и не запрещает.

Более того, часть 2 статьи 10 закона прямо предусматривает, что перед распределением объемов потребленной тепловой энергии между потребителями тепловая энергия, затраченная на отопление мест общего пользования, вычитается из общего объема потребленной в доме тепловой энергии. Закон прямо не указывает, как должен быть определен объем потребленной на отопление мест общего пользования тепловой энергии. То есть, возможны и приборный, и расчетный методы; окончательно точки над «і» в этом вопросе должна расставить методика, которую должен утвердить Минрегион. Вместе с тем, следует учитывать, что не на все места общего пользования технически возможно установить отдельные счетчики.

Следовательно, закон не запрещает устанавливать счетчики на отопление мест общего пользования.

«Говорят, что…

… в платежке появится еще одна дополнительная графа об оплате ремонта, обслуживании и поверки счетчиков»

Такая дополнительная графа в платежке действительно должна появиться. Однако это тот случай, когда дополнительная графа не означает дополнительной платы.

Уже сегодня большинство исполнителей коммунальных услуг заложили в тарифы на свои услуги расходы на установку и поверку узлов учета. Закон предусматривает, что отныне такие расходы не должны включаться в состав тарифа на коммунальную услугу. Вместо этого они должны уплачиваться потребителями как отдельный взнос. Такой подход, как ожидается, будет способствовать более прозрачному финансированию установки, поверки и замены узлов учета.

Следовательно, закон прямо предусматривает вынесение в отдельный платеж тех расходов, которые ранее уже были «спрятаны» в тарифе на коммунальную услугу.

«Говорят, что…

… исполнители коммунальных услуг могут игнорировать закон, если в их тарифе не утверждена установка счетчиков»

Нет, это не так. В действительности, закон предусматривает совершенно новый подход к установке узлов учета, не «привязанный» к тарифу на коммунальную услугу.

Статья 3 закона предусматривает, что установка узла коммерческого учета (общедомового) инициирует оператор наружных инженерных сетей (в большинстве случаев он же является и исполнителем коммунальной услуги). Оператор не менее чем за два месяца обязан предупредить совладельцев многоквартирного дома о своем намерении установить узел коммерческого учета и стоимость такого узла. Если совладельцы не хотят устанавливать такой узел учета самостоятельно, оператор устанавливает его, а соответствующие расходы взыскивает с совладельцев в соответствующем конкретном доме в виде взноса за установку узла коммерческого учета, который рассрочивается на 5 лет.

Впрочем, это касается лишь узлов коммерческого учета (общедомовых). Узлы распределительного учета (квартирные) потребители должны устанавливать за свой счет.

Следовательно, исполнитель коммунальной услуги обязан инициировать установку узла коммерческого учета независимо от того, были ли ранее соответствующие расходы включены в тариф.

«Говорят, что…

… наказание за невыполнение закона исполнителями коммунальных услуг отсутствует»

Нет, это не так. В действительности, статьи 13-16 закона предусматривают применение ряда финансовых санкций к операторам внешних инженерных сетей и исполнителей коммунальных услуг за нарушение требований закона.

Также заключительные и переходные положения закона вносят изменения и дополнения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, которыми предусматривают административную ответственность за нарушение закона — в том числе и для потребителей».

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes