Публичного права
Международное публичное право и международное частное право тесно связаны между собой. Международное публичное право представляет собой самостоятельную правовую систему. Нормы международного публичного и международного частного права направлены на создание правовых условий всестороннего развития международного сотрудничества в различных областях. Международное частное право представляет собой совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения, имеющие международный характер.
Различие между международным публичным и международным частным правом может быть проведено по следующим основаниям:
- по содержанию регулируемых отношений общественные отношения, регулируемые международным публичным правом, носят межгосударственный характер. Отличительной их особенностью является специфическое качество, присущее их основному субъекту (государству), – суверенитет. Международное частное право регулирует отношения, складывающиеся между иностранными физическими и юридическими лицами, между физическими и юридическими лицами и иностранным государством в неполитической сфере;
- по субъектам отношений – основными субъектами международного публичного права являются государства, а основными субъектами международного частного права выступают физические и юридические лица;
- по источникам – источниками международного публичного права являются международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций и акты международных конференций, в то время как источники международного частного права – внутреннее законодательство каждого государства, международные договоры, международно-правовые обычаи и судебные прецеденты;
- в состав международного частного права входят нормы двух видов: материально-правовые (непосредственно устанавливающие права и обязанности) и коллизионные (отсылающие к национальному праву конкретного государства);
- порядок рассмотрения споров – в международном публичном праве споры разрешаются либо на государственном уровне (межгосударственные споры), либо в специализированных органах по защите прав человека (споры, касающиеся нарушений в области прав человека);
- международное частное право, в отличие от международного публичного права и национально-правовых систем, не составляет особую правовую систему. Правовые нормы, регулирующие международные немежгосударственные невластные отношения, являющиеся объектом международного частного права, по своему источнику находятся как в национальном праве различных государств, так и в международном публичном праве.
Отграничение международного частного права от международного публичного права не носит абсолютного характера. Тесная связь международного частного и международного публичного права вытекает из того, что в международном частном праве речь идет хотя и не о межгосударственных отношениях, но все же о таких отношениях, которые имеют место в международной жизни. Отсюда ряд основных начал международного публичного права имеют определяющее значение и для международного частного права.
2.7. ЧАСТНОПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ
Окриашвили Тимур Гиоргиевич, аспирант кафедры теории и истории государства и права. Место учебы: Казанский (Приволжский) федеральный университет, юридический факультет. E-mail: okriashvili@yandex.ru
Аннотация: Статья посвящена общей характеристике частноправовых отношений и основным элементам механизма их формирования. В исследовании установлено, что актуальные проблемы российского общества, такие как рост угроз национальной безопасности, активное проявление коррупции, отсутствие единой национальной идеи и т.д., безусловно, не могут не сказаться на специфике содержания частноправовых отношений в российской правовой действительности. Впервые в работе изложен подход к пониманию механизма формирования частноправовых отношений с точки зрения единства его структуры и воздействия внешних факторов. Сформулированы основные принципы осуществления национальной идеи в сфере частного права в Российской Федерации. На основе комплексного анализа механизма формирования правовых отношений в сфере частного права, автором представлены выводы исследования.
Ключевые слова: право, частноправовые отношения, механизм формирования, государственное вмешательство, пределы вмешательства.
PRIVATE-LAW RELATIONS: GENERAL CHARACTERISTICS AND MAIN ELEMENTS OF THE MECHANISM OF FORMA TION
Категория «правоотношение» занимает одно из центральных мест в праве, правопонимании и правовом регулировании, но, несмотря на это, на сегодняшний день вопросы теории правоотношений, а также их практической реализации, достаточно дискуссионная тема в отечественном правоведении.
Осуществляемая с начала 90-х годов XX века правовая реформа России предопределила возврат отечественного права к традиционным основам правовой системы, базирующейся на разделении права на публичное и частное. Правоотношения в сфере публичного права достаточно широко исследовались в юридической науке еще с советских времен1, в то время как частноправовые отношения до настоящего времени не были предметом отдельного научного исследования.
Значительную роль в развитии частного права сыграл Указ Президента Российской Федерации «О программе «становление и развитие частного права в России»2. В данной Программе указывается, что реализация положений Конституции Российской Федерации3 о правах и свободах человека, свободе экономической и творческой деятельности требует осуществления мер по возрождению и развитию частного права и непосредственно предусматривает:
— создание законодательных основ частноправовых отношений;
— формирование и внедрение в практику частноправовых идей и представлений;
— подготовка специалистов высшей квалификации в области частного права и др.
При этом в Программе особо отмечается, что частное право в России, исходя из ее исторических правовых традиций, должно иметь в качестве своего основного источника Гражданский кодекс и принятые в соответствии с ним другие акты гражданского законодательства. При этом формирование и внедрение в практику частноправовых идей и представлений обеспечиваются достаточно длительным процессом преобразования правового сознания. Решающими факторами такого преобразования являются изменение самих социально-экономических отношений, появление нового гражданского законодательства и основанной на нем юридической практики.
Учитывая изложенное, в настоящем исследовании в качестве базовой основы частноправовых отношений рассматриваются гражданско-правовые отношения, что соответствует реальному положению дел в современной правовой системе общества и авторскому видению данного вопроса.
На основе комплексного анализа механизма формирования правовых отношений в сфере частного права можно сделать следующие выводы.
1. Наличие фактических отношений не является обязательным условием для существования формально-юридической связи в правоотношении. В связи с этим предлагается использование следующего определения понятия «частноправовое отношение»: это устойчивая во времени и пространстве юридическая (формальная) связь между субъектами права, по поводу объектов частноправовых отношений, существующая на основе норм частного права и согласованных между субъектами частноправовых отношений условий. Данное определение следует рассматривать в качестве общетеоретической конструкции, поскольку оно охватывает различные области частного права.
1 См.: Болгова В.В. Основы публичного права. — Самара: Самарское отделение Литфонда, 2009. — С.100.
2 Указ Президента Российской Федерации от 07.07.1994 № 1473 «О программе «Становление и развитие частного права в России» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. — № 11. — Ст. 1191.
3 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993.- 25 декабря.
3’2013
Пробелы в российском законодательстве
2. Либеральное правопонимание оказало неоценимое влияние на формирование частного права в России. Необходимо подчеркнуть значимость учений, сформировавшихся в развитие русской либеральной мысли XIX века, для частноправовых отношений, осмысления и юридического закрепления роли личности во взаимодействии общества и государства. Идеологическая составляющая частноправового мировоззрения в современной России базируется на сочетании элементов консервативного, а порой и радикального восприятия идей частного права (теория хозяйственного права, «славянофильские» идеи, «общинность»), при доминировании индивидуалистических частноправовых ценностей, принятых в западной правовой традиции. В этой связи современное российское частное право представляет собой национальную интерпретацию классических постулатов цивилистики, имеющих корни в римском праве. Учет данного обстоятельства в ходе законотворческой и правореали-зационной деятельности необходим для совершенствования и повышения эффективности регулирования частноправовых отношений.
3. Осуществление национальной идеи в области частного права, должно базироваться на системе следующих принципов, которые должны быть выражены в законодательных положениях, относящихся к отраслям частного права:
— государственная целостность Российской Федерации;
— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям и т.д.;
— запрещение любых форм ограничения прав в области частного права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
— юридическое равенство всех субъектов правоотношений в сфере частного права;
— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.
4. Механизм формирования частноправовых отношений — это функциональная совокупность элементов правового регулирования отношений в сфере частного права (правотворчество, состав правоотношений, юридические факты, правореализация, нормативно-контрольный компонент), на которые осуществляется воздействие внешних факторов (правовой политики, государственного контроля, антикоррупционных мер).
5. Эффективность частного права — это социально-ценное качество частного права, представляющее собой соотношение затрат на осуществление (реализацию) частноправовых норм и ожидаемого результата, позволяющее своевременно и с наименьшими издержками способствовать реализации частноправовых интересов. При этом затраты носят разноплановый характер и могут быть экономическими, организационными, демографическими, временными. Определение данной категории выявлено при совмещении сложившихся в юридической науке подходов к исследованию категории эффективности в праве, представленных с учетом специфики частного права.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
6. Антикоррупционная экспертиза является одним из важнейших факторов обеспечивающих эффективность действия механизма формирования частноправовых отношений. В связи с этим, в целях достижения детальной и адресной реализации норм частного права следует проводить антикоррупционную экспертизу
нормативных правовых актов, регламентирующих частноправовые отношения по следующим критериям: по субъектному составу и по территориальной принадлежности. По субъектному составу необходимо выделять, помимо государственной, еще и независимую экспертизу, осуществляемую частными экспертными учреждениями. По территориальной принадлежности антикоррупционную экспертизу следует проводить на федеральном и региональном уровнях.
7. Оптимальные элементы алгоритма проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в сфере частного права и их проектов для получения максимально положительного результата от ее применения:
— указание на действующие нормативные правовые положения с целью приведения региональных и местных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным антикоррупционным законодательством;
— дача рекомендаций органам местного самоуправления по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок и механизмы проведения независимой антикоррупционной экспертизы;
— предоставление результата мониторинга эффективности правового регулирования деятельности независимых экспертов, наделенных правом производства антикоррупционной экспертизы в целях предложения вариантов правового регулирования.
8. Необходимо определить четкие границы государственного вмешательства в частноправовые отношения. Для этого необходимо скорректировать действующую систему нормативных актов, позволяющих легально осуществлять такое вмешательство. При этом в качестве главной задачи в данном случае видятся обеспечение законности, правопорядка, а также гарантия наиболее значимых прав и законных интересов участников частноправовых отношений. На данный момент любое вмешательство в частноправовые отношения со стороны государства считается непроизвольным, так как оно прямо закреплено в законе, следовательно, необходимо исключить какую-либо возможность вторжения в частноправовые отношения, за исключением случаев, когда частноправовые отношения противоречат основным принципам частного права. Также необходимо на законодательном уровне утвердить государство в качестве равноправного субъекта частноправовых отношений, и ограничить действие его публично-правового иммунитета в системе частного права.
9. Судебный прецедент и иная судебная практика являются элементами формирования механизма частноправовых отношений и необходимо де-юре признание за высшими судебными органами нормотвор-ческой функции. Это позволило бы вкупе с нормотвор-ческой деятельностью законодательной и исполнительной власти со временем устранить большинство пробелов в отечественном частном праве и повысить уровень регулирования частноправовых отношений, без которых невозможно движение по пути к построению демократического правового государства.
На современном этапе развития гражданского законодательства, который, к сожалению, пока еще демонстрирует значительный дефицит гражданско-правового регулирования, что подтверждается Концепцией развития гражданского законодательства
Российской Федерации4, важно, прежде всего, теоретико-методологическое осмысление категории «частноправовое отношение» с целью совершенствования правового регулирования таких отношений в процессе дальнейшей модернизации российской правовой системы.
Кроме того, обусловленные высоким уровнем и огромными темпами развития экономики в целом и предпринимательства в частности, в том числе произошедшим скачком в сфере информатизации общества, включающим в себя рост отношений, так или иначе связанных с сетью Интернет, частноправовые отношения также эволюционируют, возникают новые их формы, меняется представление об их сущности. Эти процессы являются предпосылками для правового решения целого ряда задач практической реализации частных отношений.
Актуальные проблемы российского общества, такие как рост угроз национальной безопасности, активное проявление коррупции, отсутствие единой национальной идеи и т.д., безусловно, не могут не сказаться на специфики содержания частноправовых отношений в российской правовой действительности. В этой связи необходимо выработать рекомендации по охране частноправовых отношений, по их идейной ориентированности, стойкости к вызовам времени в условиях современной России.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. — 2009. — № 7.
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.07.1994 № 1473 «О программе «Становление и развитие частного права в России» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 11. -Ст. 1191.
3. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. — 2009. — № 11. — С.15.
4. Болгова В.В. Основы публичного права / В.В.Болгова. — Самара: Самар. оделение Литфонда, 2009.
5. Окриашвили Т.Г. ПРАВО СУДА НА УМЕНЬШЕНИЕ ДОГОВОРНОЙ НЕУСТОЙКИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЧАСТНОПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ // Черные дыры в Российском законодательстве, №2 2013 г.
Literature list:
1. The Constitution of the Russian Federation of
12.12.1993 (as amended on 30.12.2008) / / Rossiyskaya Gazeta. — 2009. — № 7.
2. Decree of the President of the Russian Federation of
3. The concept of civil legislation of the Russian Federation (approved by the Board under the President of the
4 Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 2009. — № 11. — С.7-18.
4. Bolgova VV Fundamentals of Public Law / V.V.Bolgova. — Samara: Samara. partitioned off Literary Fund, 2009.
Рецензия
на статью аспиранта кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета » Частноправовые отношения: общая характеристика и основные элементы механизма формирования»
Статья Т.Г. Окриашвили посвящена общей характеристики частноправовых отношений и механизму их формирования.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Актуальность статьи не вызывает сомнений, поскольку категория «правоотношение» занимает одно из центральных мест в праве, правопонимании и правовом регулировании, но, несмотря на это, на сегодняшний день вопросы теории правоотношений, а также их практической реализации, достаточно дискуссионная тема в отечественном правоведении.
Автором впервые с позиции теории права сформулировано комплексное представление о частноправовых отношениях и механизме их формирования. С этой целью были выявлены и рассмотрены существующие в науке подходы к пониманию сущности частноправового отношения, обоснована авторская позиция по определению родового понятия правоотношения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно влияет на общую теорию права, теорию частного права в части формирования научных представлений о частноправовых отношениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и обобщения, сформулированные в работе, могут быть использованы в правотворческой, судебной и иной правоприменительной практике.
Научная статья Т.Г. Окриашвили «Частноправовые отношения: общая характеристика и основные элементы механизма формирования» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода и рекомендуется для публикации в журнале » Пробелы в российском законодательстве».
Научный руководитель,
к.ю.н., доцент Д.Н. Горшунов
Традиционно право делится на право частное и право публичное. Критерием этого условного деления выступает характер взаимоотношений между отдельным лицом и государством в лице его компетентных органов. Частное право объединяет отрасли права, регулирующие отношения, обеспечивающие, прежде всего частные интересы, независимость и инициативу собственников в их деятельности, в том числе и в личных неимущественных отношениях. К этим отраслям относятся те отрасли, в которых индивид выступает самостоятельным, независимым субъектом права: гражданское право, трудовое право, предпринимательское право, торговое право, семейное право и т. д.
Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Исторически частное право развивается одновременно с частной собственностью. Частная собственность, экономическая свобода, предпринимательство (получение прибыли), равноправие и юридическая защищенность субъектов рыночной системы – неотъемлемые атрибуты гражданского общества, признанные всем цивилизованным миром.
Частное право – это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.
Частное право – это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, в которые ограничено непосредственное вмешательство государства. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, вступать в отношения или поступать иным образом.
Частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное, в общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно. Однако во всех правоотношениях, где одной из сторон выступает государство (муниципалитет), мы имеем дело с публичным правом.
Частное право еще называют «рыночным правом», предполагая, что оно ориентировано на рыночные отношения, равенство всех форм собственности, отражает идеи гражданского общества. Основным источником частного права в России является Гражданский кодекс РФ, в котором государство сознательно ограничивает свое присутствие в сфере хозяйственных отношений, устанавливая лишь общие основы свободной конкуренции в экономике.
Коренные изменения в социально-политическом устройстве России в 1991-1993 годах, принятие новой Конституции страны (1993) и другие факторы вызвали необходимость утверждения государственной службы на новых организационно-правовых принципах и социальных нормах.
В процессе становления государственной службы первостепенное значение приобретает ее формирование как публично-правового института. Это было самым слабым звеном дореформенной государственной службы. Что и ускорило ее распад. В настоящее время возросло понимание первостепенной важности государственной службы, 85% опрошенных государственных служащих считают очень важным наличие правовой основы для функционирования этой службы.
Государственная служба как правовой институт представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование объединения государственных служащих, их поведение и деятельность по реализации Конституции и законов Российской Федерации, а также личный правовой статус этих служащих. Государственно-служебные отношения регламентируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о государственной службе. Основой этой работы в практическом плане стали федеральные законы о системе государственной гражданской службе Российской Федерации. Сущность государственной службы как правового института предполагает решение двух главных задач.
Во-первых, реализация Конституции и законов РФ, законодательство субъектов Федерации, обеспечение национальной безопасности с учетом интересов регионов, а также государственного суверенитета, экономической самостоятельности, духовно-нравственной самобытности народов. Такие функции эффективно может выполнять лишь высокопрофессиональный, стабильный, рационально выстроенный и организационно продуманный и вместе с тем в экономическом и правовом отношении обеспеченный аппарат государственных органов.
Во-вторых, деятельность на основе специального законодательства как совокупность юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы и выполнением стоящих перед ней задач. Предусмотрены правовой статус государственного служащего; особые процедуры замещения государственных должностей; права, обязанности и ответственность должностных лиц; специфический порядок и технологии прохождения службы. Все эти правовые нормы нацелены на соблюдение и защиту прав и свобод граждан.
В советский период государственная служба практически не регламентировалась нормами права. По правовому положению государственные служащие ничем не отличались от других категорий граждан. Господствовала трудовая теория государственной службы. Считалось, что норм Кодекса законов о труде достаточно для ее упорядочения. Отношения в государственном аппарате в тот период регулировались общими законодательными актами о Совете Министров, а также специальными нормативными актами — временным правилом о работе в государственных учреждениях и предприятиях (Декрет СНК РСФСР от 21 декабря 1922 года), Положение о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности (утверждено ВЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1932 года), Единой номенклатуры должностей служащих (утверждена Госкомтрудом СССР от 9 сентября 1967 года), Квалифицированным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (1987 года).
В настоящее время о государственной службе имеется два закона, несколько указов Президента и постановлений Правительства РФ. Целесообразно в ближайшее время разработать законодательные и другие нормативные правовые акты о программе реформирования, о муниципальной службе, о повышении оплаты труда и гарантиях для государственных служащих, о квалифицированных требованиях к ним, о кадровом резерве, о конкурсе, об аттестации. Наряду с этим важно шире использовать общепризнанные принципы и нормы международного права о государственной службе.
Опыт зарубежных стран, а также отечественная практика свидетельствуют, что развитие государственной службы как правового института может быть эффективным лишь в том случае, если оно осуществляется на основе соответствующих механизмов и методов правового регулирования. Под правовым регулированием государственной службы понимается нормативно-организационное воздействие на служебные отношения в процессе их становления, с целью их охраны, упорядочения и развития в соответствии с потребностями государства и общества.
Механизм правового регулирования государственной службы включает систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается воздействие государства на становление и развитие государственно-служебных отношений. К основным элементам механизма относятся правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание, юридические факты, акты применения права, а также акты реализации прав и обязанностей государственных служащих.
Развитие нормативно-правовой базы государственной службы позволяет укрепить правовой статус государственных служащих, упорядочить прохождение ими службы, обеспечить приобретение необходимых знаний, умений и навыков, усилить стимулы к труду.
Основным звеном механизма правового регулирования выступает норма права, то есть правило поведения общего характера, установленное государством. Оно имеет обязательную силу, наделяет субъекты юридическими правами и обязанностями, регулирует общественные отношения и предусматривает в случае нарушения ответственность. В российском законодательстве о государственной службе пока мало норм права, отвечающим таким требованиям. В нем преобладают нормативные предписания, правовые принципы, нормативные идеи, которые должны конкретизироваться в правовых нормах. Отношения в государственной службе являются предметом главным образом конституционного, административного и трудового права.
Метод правового регулирования государственной службы представляет собой совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия органов государственной власти на содержание деятельности и поведение государственных служащих, организацию и функционирование государственной службы как правового института. В процессе правового регулирования применяются императивный и диспозитивный методы. Первый предполагает властное воздействие на государственных служащих. Вторым регулируются отношения между равноправными сторонами, например, видами государственной службы, государственными служащими по горизонтали.
Становление государственной службы как правового института может завершиться тогда, когда будет в полной мере разработано специальное законодательство. Пока же законы принимаются в большинстве случаев по отдельным видам государственных органов (о судах, о прокуратуре, милиции и т. д.), в них предусматриваются статусы государственных служащих.
Что касается общих вопросов об организации федеральной государственной службы, то они регулируются в основном указами Президента Российской Федерации. Темы их достаточно разнообразны:
• о реестре должностей;
• о социальных гарантиях служащих;
• о переподготовке и повышении их квалификации;
• об аттестации;
• об учреждении структур по управлению федеральной государственной службы;
• о борьбе с коррупцией в государственном аппарате и т.д.
В 1993-2001 гг. принято 27 указов Президента, в том числе семь — в порядке внесения дополнений и изменений в ранее принятые указы. На формирование федеральной государственной службы оказывают значительное влияние конкретные постановления Правительства России. В 1996-2001 гг. принято 12 таких постановлений. Они касаются вопросов проведения конкурсов при приеме на работу в центральные органы федеральной исполнительной власти, структуры этих органов и т. п.
В правовом обеспечении современной государственной службы России имеются значительные пробелы. По-прежнему сохраняются отношения трудового найма между служащим и государственным органом. Руководитель принимает на работу, устанавливает оклады и надбавки, поощряет, наказывает, увольняет. При такой системе уже не Конституция, не Президент, не законы и указы, а руководитель органа или подразделения — высший авторитет для подчиненного, это подтверждается и социологическими исследованиями, проведенными в 2000 году. На вопрос: «Чем преимущественно руководствуются государственные служащие при исполнении должностных обязанностей» большинство респондентов (70%) ответили: «указания непосредственного руководителя». Должностные инструкции остались лишь на третьем месте. Отсюда авторитаризм и произвол, индивидуальная и коллективная безответственность должностных лиц, бюрократизм и коррупция, социально-правовая незащищенность служащего, подбор кадров не по конкурсу, а по знакомству, симпатиям, признаку личной преданности.
Мировой опыт свидетельствует о том, что государственная служба предполагает иное — правовую защищенность служащего от произвола вышестоящих руководителей, гарантию профессионально-должностного роста и непрерывного образования и т. д.
Требования к государственной службе как комплексному правовому институту находят отражения в целях, функциях, принципах, структуре государственной службы.
Основной целью государственной службы как правового института является обеспечение выполнения законодательства страны, создание благоприятных правовых, организационных и социально-экономических условий для нормального функционирования государственного аппарата. Имеется в виду правовое регулирование не только внешних отношений со всеми институтами гражданского общества и государственными структурами, но и внутри аппаратных отношений.
Внешние отношения охватывают связи государственного аппарата и государственных служащих с гражданами и институтами гражданского общества, между государственными органами и органами местного самоуправления, предприятиями и учреждениями. В основном это является предметом административного права.
Внутренние отношения- это связи, возникающие по поводу приема граждан на государственную службу, прохождения службы, организации служебного и внеслужебного времени, денежного содержания, установления льгот и гарантий, отставки и увольнения со службы. Эти отношения регулируются нормами права не только административного, но и трудового, финансового, гражданского и других отраслей права.
Возможности правового регулирования государственной службы зависят от развития основных отраслей права:
• конституционной;
• административной;
• трудовой и др.
Особое значение имеют нормы конституционного права. Они определяют основы правового статуса государственной службы. В Конституции РФ содержаться три основные нормы:
1) принцип равного доступа граждан к государственной службе;
2) самостоятельность федеральной государственной службы;
3) запрет депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе.
На организацию и функционирование государственной службы оказывают косвенное влияние многие другие положения Конституции России. Так, ее нормы о компетенции ветвей и органов государственной власти определяют содержание деятельности соответствующих кадров государственной службы. Ряд конституционных норм влияет на принципы ее организации. Таковы, например, принцип верховенства Конституции РФ и законов России, принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, принцип единства власти, принцип разделения власти, принцип внепартийности и внеконфессионности государственной службы и т. д.
Нормы административного права регулируют управленческие отношения, связанные с профессиональной деятельностью государственных служащих исполнительной ветви власти. Государственные служащие являются субъектами управления. Они действуют от имени и по поручению государства, выполняют организационные задачи или обеспечивают их выполнение. Прежде всего, это касается внешних отношений государственной службы — связей с гражданами, государственными органами и их должностными лицами.
Административное право определяет отношения, которые возникают в связи с действиями, влекущими за собой юридические последствия (приказы, жалобы, заявления, указания, постановления), а также правами и обязанностями, ответственностью, ограничениями.
Исходя из норм административного права, в работе с государственными служащими учитываются особенности государственного управления:
• доминирование;
• преобладание одной воли над другой;
• подчинение одного лица другому и т. д.
Нормы трудового права регулируют отношения внутри коллективов государственных органов, отношения, вытекающие из общего правового статуса государственных служащих как наемных работников.
Государственно-управленческие отношения выходят за пределы коллектива государственного органа. Они касаются его функций и регулируются нормами административного права. Возникают некоторые отклонения от норм трудового права. В связи с этим федеральным законодательством установлено, что на государственных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде (с некоторыми особенностями).
Эффективность государственной службы определяется в первую очередь тем, насколько в стране исполняются ее Конституция и законы. Это обязывает государственных служащих строго согласовывать свою деятельность с Конституцией и законами РФ, полномочиями государственного органа.
Принцип верховенства закона реализуется через исполнение, применение, соблюдение законов. При этом возникают трудности в связи с отсутствием закона о законах, который устанавливал бы иерархию нормативных актов, разграничивал бы законы конституционные и иные законы и указы, законы и подзаконные акты.
Государственные служащие при разработке подзаконных актов государственных органов обязаны строго руководствоваться принципом верховенства закона.
Верховенство законов должно соблюдаться и при подготовке нормативных актов, касающихся внутренней жизни государственной службы, в том числе должностных инструкций, определяющих особенный правовой статус государственного служащего.
Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 3385. Нарушение авторских прав
Публичное и частное римское право
Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.
Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.
Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами.
Нормы, обеспечивающие общезначимые (публичные) интересы — интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права.
Все остальные, т. е. те, которые имеют своим непосредственным назначением защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права.
Публичное право, писал в связи с этим известный римский юрист Ульпиан, «есть то, которое относится к положению государства, частное — которое относится к пользе отдельных лиц».
Критерии деления права на частное и публичное
Деление права на частное и публичное предпринималось еще древнеримскими юристами. В той или иной форме оно существует и в настоящее время. Суть указанного деления состоит в том, что в праве есть комплексы норм, призванные преимущественно обеспечить либо общественный, публичный интерес (конституционное, уголовное, административное, финансовое и другие отрасли права), либо интересы частных лиц (гражданское, семейное, торговое и иные отрасли права).
Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц.
Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.
Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.
Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.
Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.
Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.
Для публичного права характерны:
- одностороннее волеизъявление;
- субординация субъектов и правовых актов;
- преобладание императивных норм;
- ориентация на удовлетворение общественного интереса.
Для частного права характерны:
- свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;
- равенство сторон;
- преобладание диспозитивных норм;
- ориентация на удовлетворение частных интересов.
Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.
Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.
Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.
В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:
- интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);
- предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);
- метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);
- субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).
В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.
Сферы публичного и частного права
В сфере публичного права всегда доминирует государство, так как его нормы выражают прежде всего интересы государства и общества. Что же касается граждан или создаваемых ими организаций, то они, будучи участниками публично-правовых отношений, обязаны следовать устанавливаемым им в законах и подзаконных актах предписаниям. Говоря о соотношении публичного и частного права, древнеримские юристы отмечали: «Jus publicum privatorum pactis mutari поп potest» («Публичное право не может быть изменено соглашением частных лиц»). Поэтому публичное право, как правило, имеет императивный характер, жестко предписывает физическим и юридическим лицам варианты обязательного (иногда и дозволенного) поведения.
В частноправовых отношениях в отличие от публично-правовых вмешательство государства является ограниченным. Это сфера господства доброй воли и частной инициативы лиц — участников правоотношений. Частное право направлено прежде всего на защиту интересов граждан, частных лиц в их взаимоотношениях с государством, выступающим в качестве юридического лица и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.
Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких отраслей права, как гражданское, семейное, трудовое, земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционною, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.
Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В предпринимательском праве, например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.
В российской правовой мысли, как и в юридической науке других стран, отношение к делению права на частное и публичное было неоднозначным. До XIX в. этого деления вообще не наблюдалось, что во многом связано с высокой значимостью роли общинного права (а отчасти и обычая). В XIX в. в России ситуация изменилась и деление системы права на публичное и частное признавалось вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Оно поддерживалось и развивалось такими государствоведами и правоведами, как П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич и др.
С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.
Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких отраслей права, как гражданское, семейное, трудовое, земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционного, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.
Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В предпринимательском праве, например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.
В российской правовой мысли, как и в юридической науке других стран, отношение к делению права на частное и публичное было неоднозначным. До XIX в. этого деления вообще не наблюдалось, что во многом связано с высокой значимостью роли общинного права (а отчасти и обычая). В XIX в. в России ситуация изменилась и деление системы права на публичное и частное признавалось вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Оно поддерживалось и развивалось такими государствоведами и правоведами, как П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич и др.
С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных властей по этому поводу была четко сформулирована В. И. Лениным в 1922 г. в письме к Народному комиссару юстиции РСФСР Д. И. Курскому в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса. Глава Советского правительства писал, что «мы ничего частного не признаем», для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. Не случайно большинство авторов советского периода к делению права на публичное и частное относились отрицательно.
В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. отношение к этой проблематике изменилось, частное право стало рассматриваться как фактор общественного прогресса. В 1991 г. был создан Исследовательский институт частного права при Президенте РФ — государственное учреждение, осуществляющее научно-профессиональную разработку и экспертизу проектов правовых актов, направленных на установление общих правовых начат гражданского общества и развитие рыночных отношений.
В настоящее время в системе права России при сохранении её деления на отрасли и институты используется классификация права на публичное и частное, как и во многих других странах мира. Тем не менее нашей стране еще предстоит найти оптимальное соотношение между публично-правовыми (т. с. общественно-государственными) и частноправовыми интересами и соответствующим правовым регулированием . С одной стороны, традиционный приоритет публичного начала исторически пронизывает правовую и политическую идеологию (и даже психологию). С другой стороны, в ходе исторического развития грани между публичным и частным правом в ряде областей жизни общества стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения (по трудовым вопросам, социальному обеспечению и др.).