Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
Содержание
Несовершеннолетние преступники и их психологические особенности
Определение 1
Под психологическими особенностями несовершеннолетних преступников понимаются отрицательные факторы внешней среды и личности самого несовершеннолетнего, обусловленные взаимным влиянием.
Основная часть преступлений, которые совершаются несовершеннолетними людьми, имеет возрастную мотивацию. На почве озорства, ложной романтики, стремления к путешествиям, самоутверждения, авторитетного подражания совершается значительная часть правонарушений.
Для поведенческой основы подростков характерна психологическая ломка переходного возраста, неустойчивые нравственные позиции, подверженность групповым воздействиям, импульсивность.
К отличительным особенностям поведения подростков относится недостаточность жизненного опыта и, как следствие, низкий уровень самокритичности, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, внушаемость, подражательность, обостренное чувство независимости, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Психологические особенности несовершеннолетних преступников 410 руб.
- Реферат Психологические особенности несовершеннолетних преступников 240 руб.
- Контрольная работа Психологические особенности несовершеннолетних преступников 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Данные особенности, если созданы оптимальные условия воспитания, нейтрализуются социально-положительной деятельностью, а при неблагоприятных социальных условиях «катализируют» вредное влияние и приобретают отрицательную направленность.
Психическая деятельность подростка, её динамизм, в одинаковой степени делают его податливым как в положительную, так и в отрицательную сторону влияния.
Для этого возрастного периода существует ряд поведенческих стереотипов:
- реакция оппозиции – она вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка и проявляется в прогулах, уходах из дома, антисоциальных действиях;
- реакция имитации – подражание какому-либо образцу, которым может быть антисоциальный герой;
- реакция отрицательной имитации – противопоставление навязываемой модели, если модель отрицательная, то реакция будет положительной;
- реакция компенсации, например, учебные неудачи могут компенсироваться «смелым» поведением;
- реакция гиперкомпенсации – это неустойчивое стремление к успеху в трудной области деятельности, например, робость побуждает к вызывающему поступку;
- реакция эмансипации выражается в стремлении освободиться от опеки старших, в отрицании общепринятых ценностей, норм закона, в стремлении самоутвердиться;
- реакция группирования – объединение сверстников в группы, отличающиеся одноплановостью, однородной направленностью, территориальной общностью, господством над своей территорией;
- реакция увлечения – разнообразные хобби подростков.
Данные поведенческие стереотипы подростка говорят о том, что к его жизнедеятельности общество должно проявлять всемерное внимание.
Интересы подростков, склонных к совершению преступления, имеют социально отрицательную направленность.
Мотивы преступлений, совершаемых подростками
Замечание 1
Понятия «мотив» и «мотивация» различаются. Мотивация означает общее побуждение активности, которая обуславливается актуализированной потребностью.
К элементарной форме побуждения относится влечение – переживание неосознаваемых потребностей, в основном биологического характера.
Они не имеют какой-то определенной целенаправленности, не порождают конкретный волевой акт. На стадии желаний происходит формирование общих контуров целей, но желания ещё не связаны с принятием решений о действии.
Решение действовать в определенном направлении определенным способом человек принимает на стадии преддействия, преодолев какие-то определенные трудности.
На этой стадии идет обдумывание условий и средств достижения появившихся намерений и возможность их реализации. Возникает преступный умысел.
Основой процесса преддействия является определенная мотивация на общем побуждении.
Мотивом обуславливается выбор конкретной цели, отчленение цели от других возможных направлений действия, сознательный выбор цели.
Поскольку человек несет ответственность за противоправное общественно опасное действие, а не за смысл данного действия для данной личности, то преступных мотивов не бывает.
В то же время мотив – это в социальном отношении не нейтральный механизм регуляции поведения, это внутреннее формирование образа действия, который проявившись, дает объективный результат.
Преступный результат не совпадает с мотивами и целями действия, когда в неосторожных преступлениях прямые побуждения к его совершению отсутствуют.
Дефекты в регуляции поведения имеют связь с неосторожными преступлениями, поэтому здесь важно выявить мотив действия, потому что он будет иметь основное значение для определения формы вины, для раскрытия субъективной стороны преступления.
Выявление мотива дает возможность установить отношение лица к наступившим преступным последствиям.
Бывает такое стечение обстоятельств, когда человек действует не по своему желанию. В такой ситуации мотивы поступков называют «вынужденными мотивами».
Исследования показали, что корыстные мотивы при совершении краж, например, характерны для каждого третьего случая. Мотивами в остальных случаях была солидарность или гипертрофированное легкомыслие, характерное для этого возраста.
Мотивом для несовершеннолетних могут быть «неприязненные личные отношения», в результате чего возникают драки, хулиганство, приносящие вред здоровью.
Цель как психический образ будущего результата действия в отличие от мотива, может быть преступной, если планируемый результат преступен.
Внешние обстоятельства являются непосредственным стимулом к совершению преступления – это поводы, которые являются началом преступления. Повод разряжает сформировавшуюся причину и характеризует личность преступника, его склонности, мотивы, цель преступления.
Кульминационным моментом в структуре действия является принятие окончательного решения.
Замечание 2
Как правило, правонарушители относятся к людям с существенными дефектами в мотивационно-регуляционной сфере.
На основе малодушия, жалости, страха, сострадания возможен добровольный отказ от преступления.
Причины правонарушений несовершеннолетних
Совершая преступление, человек переступает черту, положенную законом, отходя от границ допустимого.
Причины, приведшие несовершеннолетнего к правонарушению или преступлению:
- Семейное неблагополучие, создающее реальные сложности в формировании подростков. Проведенные специалистами исследования показали, что выросшие в неполных семьях подростки, правонарушения совершали в 2-4 раза чаще по сравнению с теми, кто воспитывался в полных семьях;
- Неблагоприятное бытовое окружение является распространенной причиной правонарушений. В семье и школе подростку плохо, остается сфера досуга. Психологический закон, который является неоспоримым, говорит о том, что никто не хочет быть плохим, а тем более подросток. Закон требует компенсации и её находят в досуговом поведении;
- Средства массовой коммуникации образуют систему неформального образования, отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях. Кино и телевидение сегодня – это мощные источники формирования навыков агрессивного поведения, и подростки получают возможности обучения широкому спектру форм агрессии прямо дома.
Проведенные исследования показали, что насилие на экране внушает зрителям агрессивное поведение, учит насилию, искажает представление об окружающей действительности. Агрессия на экране показывает, каким образом можно разрешать конфликты.
Телевидение формирует потребности, которые не соотносятся с возможностями подростков, с возможностями семьи, показывая различные стандарты жизни.
Замечание 3
Таким образом, с экранов телевизора идет подстрекательство со стороны взрослых людей.
Правовая безграмотность является одной из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Не все подростки знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом и многие поступки с точки зрения нравственности не только не допустимы, но влекут за собой ответственность по закону.
Судебно-следственная практика свидетельствует о правовой неосведомленности подростков, совершающих кражу вещей, драки с телесными повреждениями, истязания, поломки телефонов-автоматов и др.
Правовые, педагогические и криминологические аспекты изучения личности несовершеннолетних
Исследованием личности несовершеннолетних занимаются многие науки – педагогика, психология, психиатрия, криминология и т.д. Нас в первую очередь интересуют акцентуация характера и девиантное поведение подростка; психологические особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними; психология и педагогика несовершеннолетних в гражданском процессе.
Правовая и педагогическая наука выделяет следующие основные периоды возраста тех, кто еще не достиг совершеннолетия:
В юридической и психологической литературе отмечается, что в человеческой жизни имеется несколько сложных переломных этапов. Особенно – это подростковый возраст, отрочество (14–16 лет). Во многом это обусловлено началом полового созревания, параллельно которому в основном достигают зрелости и другие биологические системы организма.
Подростковый возраст крайне противоречив. У подростка формируется новое самосознание, появляется стремление понять себя, свои возможности и особенности. Отсюда и постоянные конфликты с окружающими, их преломление в сознании подростка. Его гормональное созревание может привести к эмоциональной неустойчивости, повышенной раздражительности, неадекватной реакции, которая часто выливается в неуправляемость, злобность. Известно, что подросток вследствие обостренного чувства взрослости стремится заменить «мораль подчинения», ранее характеризовавшую отношения ребенка со взрослыми, на «мораль равенства». Вместе с тем в подростковом возрасте заканчивается усвоение основных юридических и моральных норм поведения личности.
Школьный процесс обучения и воспитания ребенка, к сожалению, не вполне соответствует его творческой активности. Идет постоянная смена учебных программ, отход от многих традиционных методов преподавания и внедрение в учебный процесс западных приемов и средств обучения, которые далеко не всегда оправдывают себя в нашей стране.
Кроме того, в школах появились подростки, которые в силу ограниченных способностей не могут освоить программу среднего образования. Самоутвердиться они пытаются своим ассоциативным поведением. Затем многие из таких ребят попадают в колонии, а общество получает «квалифицированных правонарушителей». Необходимо отметить накопление разных поводов для конфликтов между взрослыми и подростками как в семье, так и в школе, на улице, в общественных местах. Особого внимания заслуживает проблема криминогенности семейного благополучия.
Недостатки семейного воспитания подробно освещены в педагогической, психологической и юридической литературе. В целом они заключаются в невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями своих обязанностей по воспитанию детей. В сферу криминологии входит анализ просчетов в воспитании и факторов семейного неблагополучия, способствующих акцентуации характера подростка, его девиантному поведению и крайнему проявлению – преступлению.
Ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей может носить невиновный характер, когда появляются объективные, возникающие без вины родителей трудности, которые они сами не в состоянии преодолеть. Но здесь встречается и самонадеянность или небрежность в воспитании детей.
Большой вред подросткам наносят неблагополучные семьи. Это пьянство родителей, оставление одним из родителей семьи без материальной или иной поддержки, уклонение от уплаты алиментов и др. Родители в неблагополучных семьях не обеспечивают ребенку должного умственного и физического развития, своевременно не выявляют различного рода заболевания и легкомысленно относятся к необходимости лечения детей, причиняют им травмы в результате побоев и т.п.
Дети из неблагополучных семей приходят в школу менее подготовленными, психически травмированными, у них обычно уже сформированы психопатические черты характера, плохо развито волевое торможение (отсутствие усидчивости, извращенная реакция на замечания учителя, окружающих и т.д.). Если таким детям своевременно не оказать помощи, они становятся истинным «бичом» школы. Подростки пытаются искать поддержку и понимание на стороне, обычно в кругу своих ровесников или ребят более старшего возраста, находящихся в сходных условиях.
Вне дома и школы подросток часто оказывается под влиянием криминогенной группы. Несмотря на то что криминогенная группа не имеет четкой ориентации на совершение преступлений, ее члены, как правило, оказываются в числе лиц, совершивших преступление. Криминогенные группы служат психологической опорой для несовершеннолетних преступников. Большая часть всех преступлений несовершеннолетних совершаются группой (агрессивные хулиганские действия, грабежи, разбои и др.).
Правовое положение несовершеннолетних регулируется нормами Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Конвенции о правах ребенка, соответствующих статей УК РФ.
Согласно ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей. Обеспечивает выполнение этой нормы Конституции ст. 156 УК РФ: преступление, ею предусмотренное, состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении (действии или бездействии) обязанности заботиться о воспитании несовершеннолетнего и в жестоком обращении с несовершеннолетним.
Обязанность родителей заниматься воспитанием несовершеннолетних и заботиться о защите их прав и законных интересов определена ст. 56, 63–65, 93, 150 Семейного кодекса РФ.
В УК РФ преступлениям против несовершеннолетних посвящена гл. 20. Так, ст. 150 и 151 УК РФ предусматривают наказания за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и совершение антиобщественных действий. Под вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений следует понимать действия, сопряженные с применением физического или психологического насилия (побои, уговоры, лесть, угрозы, запугивание, подкуп, обман, возбуждение чувства мести, обещание оказать содействие в реализации похищенного и др.), вынуждающие их участвовать в совершении преступного деяния.
Антиобщественными действиями законодатель называет употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Преступления против семьи и несовершеннолетних регулируются также ст. 152 УК РФ (подмена ребенка), 154 (незаконное усыновление (удочерение), 155 (разглашение тайны усыновления (удочерения), 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).