Прогулял школу
Какая дерзость — прогуливать уроки! Так можно дойти до крайности: ходить только на ОБЖ, забывать сменку и не кланяться в пояс завучу. Инна Прибора объясняет, почему просиживание штанов в классе может быть гораздо вреднее, чем осознанный прогул.
Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Прогуливать нехорошо. Как-то исторически сложилось, что школьник с пометкой в дневнике «не явился на урок» не тянется к знаниям. В массовом сознании это неуч, который курит за гаражами и ставит неправильное ударение в слове «звонит». В советском фильме «Утро без отметок» есть песенка со словами: «Если б не было школ… До того б человек докатился: В дикаря бы опять превратился». Там дальше идёт про звериную шкуру, дубину и про овладение пищевой культурой: «Ел руками бы мясо сырое…» В этой шутке, как обычно, есть только доля шутки.
Многие люди до сих пор наивно верят, что если ученик ходит в школу, его там всему научат. Причём подразумевается некая пассивность учеников: пока сидишь за партой, ты, как губка, впитываешь мудрость веков, ну ладно, не веков, а учителя. Его воздействие сродни радиации: просто сидишь в классе, а лучи незримо проникают сквозь тебя и меняют внутреннюю структуру. Выгнать из класса — самое страшное наказание, значит лишить света знаний. Иногда так бывает: есть педагоги, которые собирают аншлаги, заражают, увлекают, впечатляют, заставляют сердца биться сильнее. Но если бы все педагоги заражали страстью к предмету, стал бы школьник радоваться, когда в школе объявляют недельный карантин? Вряд ли.
Возможно, ещё пару-тройку десятилетий назад у детей действительно был небогатый выбор, где скоротать 40 минут до звонка: за этим гаражом или за соседним. Но сейчас, среди всей информации, соблазнов и образовательных движей, главный навык, которым надо бы овладеть хотя бы к концу школы, — научиться выбирать из кучи вариантов лучший, принимать самостоятельные решения, понимать свою мотивацию и растить внутреннюю дисциплину. Свободное посещение уроков нисколько не мешает развитию этих качеств, а даже наоборот — способствует.
Прогулы помогают понять, что ребёнку действительно интересно и расставить приоритеты
Фрагмент картины Николая Богданова-Бельского
Ребёнок возвращается из школы, мама спрашивает: «Что было на уроке?». И он говорит о самом познавательном: «Мне удалось поточить карандаш и сделать оригами-лягушку». Нет, серьёзно, может, у него могло бы быть более полезное занятие? Одно принуждение способно убить всякий интерес, а мы ждём, что ребёнок будет испытывать интерес по звонку, только потому что в определённое время он сел за парту и правильно сложил руки.
Американские учёные Эдвард Дечи и Ричард Райан из университета Рочестера провели кучу исследований о мотивации и опубликовали их в книге Handbook of Self-determination. Вывод, к которому они пришли, не новый и не очень-то удивительный: в основе внутренней мотивации учиться и сворачивать горы лежат три основные потребности: компетентность, автономия и контакт с педагогом.
Компетентность, детское ощущение «я могу» в школе вообще не поощряется. Всё из-за жёсткой системы оценок и пренебрежения к усилиям ребёнка
Кому какое дело, что ты старался, что у тебя прогресс, что ты сегодня лучше, чем вчера. Две помарки — минус балл. Даже отличник не может себя чувствовать свободно, потому что шаг влево, шаг вправо — опять минус балл. Контакт с учителем — как повезёт. А самое интересное — это автономия. Ни один человек не любит, чтобы его контролировали. Иногда дети не любят учёбу как раз из-за обязанности делать однообразную работу в столбик. Наш традиционный вариант школы сводит к минимуму любую автономию: тебе говорят, что учить, когда, как, какого цвета ручкой писать, в какой одежде приходить и как правильно поднимать руку, если хочешь что-то сказать.
Когда прогульщик решает не явиться на урок, он во всяком случае сам определяет: «пригодится — не пригодится», «влетит — не влетит», «наверстаю или как?». Поэтому легче всего уходить с «неважных» в школьном ранге предметов: технология, светская этика, экология.
Если ребёнок просто ходит на все предметы, потому что они стоят у него в расписании, значит одно из двух: либо он ученик начальной школы и ещё не очень разобрался, что к чему, либо принял неизбежное зло и научился заниматься подпольной деятельностью, имитируя внешнее внимание.
Прогулы учат ребёнка делать выбор и учиться самостоятельно (во время прогула)
Фрагмент картины Генри Мослера
Само по себе присутствие на уроке не обещает, что ребёнок вникает в происходящее. Особенно если это происходящее — томительные ответы у доски и монотонный рассказ о классификации хордовых животных. Человек научится только тому, что ему интересно и что он хочет выучить. Если дочь месяцами ходит на занятие и не видит в химических формулах никакого смысла, скорее всего, проблема не в том, что она прогульщица, а в преподавании.
Разные новые технологии, например, перевёрнутый класс (flipped learning) как раз про то, чтобы убрать учителя-вещателя и взвалить как можно больше практической работы на плечи ученика. Когда ты сам определяешь, сколько источников перелопатить к занятию и чем именно порадовать товарищей, есть шанс увидеть смысл даже в подвижных играх ланцетников (примитивные морские животные — Прим. ред.). Да и цель, в общем-то, не в знаниях, которые ученик должен проглотить. Чем больше вокруг информации, тем меньше ясности, что именно должны запомнить вот эти курчавые ребята, которые пойдут устраиваться на работу лет эдак через 15. Умения учиться самому, делать выбор, слышать и понимать себя — ключевые компетенции в нынешнем веке. О чём, например, говорит в интервью разработчик «Школы инновационной педагогики», руководитель «НПО Игровое Образование» Андрей Комиссаров:
«Основные навыки для современных школьников — это умение обучаться самостоятельно и работать с неизвестностью. Они включают системное мышление, адаптивность, управление собственными органами чувств…».
Заметьте, ничего не сказано о заучивании наизусть закона Кулона к понедельнику. В общем, тот ребёнок, кто сказал: «Мама, закон Кулона очень давит на меня, я хотел бы поразмышлять о нём в тишине, и не ходить на физику», лучше подготовлен к вызовам будущего. Он как минимум доверяет маме, пытается слушать себя и принять собственное решение.
Прогулы развивают внутреннюю дисциплину ребёнка и помогают стать самостоятельнее
Фрагмент картины Карола Витковски
Чтобы не пойти на урок, у ребёнка должна быть какая-то веская причина: заразное заболевание, сорокоградусный мороз или нашествие инопланетных захватчиков, а лучше всё вместе. В противном случае, стыд и позор прогульщикам, и пусть у них будет такое же виноватое лицо, как у человека, которого застали за воровством колготок в супермаркете.
А почему, собственно, уважительной причиной не может быть поход на балет, решение задачи по программированию или организация стачки в столовой? Один мой друг в студенческие годы не пришёл на сессию, потому что увлёкся Достоевским и безвылазно сидел в Ленинке. И Карамазовы больше помогли ему разобраться с отношением к человечеству, чем сдача зачётов. В учебной части, правда, считали иначе, но факт в том, что наш внутренний интерес, который рано или поздно непременно обнаружится, будет играть роль посерьёзнее, чем навязанные сверху задачи. В детях заложены и любовь к познанию и стремление к поиску, а от нас нужно лишь немного веры в них.
Знаменитый педагог и философ Александр Нилл в книге «Саммерхил — воспитание свободой» пишет:
«Вы не можете заставлять ребёнка учиться музыке или чему-нибудь ещё, не подавляя его волю и тем самым, хотя бы в некоторой степени, не превращая его в безвольного взрослого. Вы делаете из них людей, безропотно принимающих status quo, удобных для общества, которому нужны люди, послушно сидящие за скучными столами, толкущиеся в магазинах, автоматически вскакивающие в пригородную электричку в 8.30. Короче говоря, для общества, сидящего на хилых плечах маленького дрожащего человека — до смерти напуганного конформиста».
Нилл установил в своей школе свободное посещение уроков, потому что считал, что главная задача родителей и педагогов — помочь человеку стать независимой личностью, а вовсе не обеспечить явку на шести уроках плюс классном часе.
Мы часто сосредоточены на внешней стороне дела: был на уроке или не был, что получил, где грамота. И реже спрашиваем: как тебе учительница? Попались ли интересные задачи на контрольной? Взволновал ли тебя этот параграф? Мы пытаемся прижать людей внешней дисциплиной, потому что боимся, что без неё человек пропадёт, а внутренняя дисциплина так и не вырастет. Что, если сделать рамки шире и позволить нашим, не самым глупым детям во Вселенной, решать больше, чем они решают сейчас? Вряд ли они спалят прихожую и будут голые плясать на пепелище. Мы в любом случае всегда рядом.
А ведь ещё есть альтернативные школы, где ребята разного возраста учатся по желанию и без временных ограничений. Голосуют ногами, уходят с занятий или, наоборот, засиживаются на них. Прогуливать в таком месте как-то нелепо, да и спать на занятии не принято. Возможно, именно там сидят те загадочные дети, которым нравится делать письменные упражнения. Если, конечно, с другой стороны дверь не подпирают их тревожные папа с мамой.
Депутаты от различных партий предлагают внести ряд поправок в образовательное законодательство.
Так, коммунисты настаивают на штрафах для родителей за прогулы детей – многократный пропуск занятий без уважительной причины может обойтись в 5 тысяч рублей. В случае, если ученик, не достигший 14 лет, за время отсутствия в школе совершит правонарушение, штраф для родителей увеличится до 10 тысяч рублей.
Кроме того, КПРФ выступает за введение должности школьного пристава, в обязанности которого будет входить контроль за соблюдением учениками, преподавателями и администрацией школы правопорядка и правил внутреннего распорядка. В компартии также считают необходимым возвращение детской комнаты в полиции.
В свою очередь, в ЛДПР готовят поправки в закон об образовании – об установке в классных комнатах видеокамер слежения. Трансляцию и записи камер предлагается выводить в интернет, чтобы родители могли проконтролировать, чем занимается их ребенок во время уроков. А в «Справедливой России» считают нужным изолировать наиболее агрессивных и неуправляемых подростков и воспитывать их по специальной программе.
Депутаты объяснили необходимость ужесточения законодательства участившимися случаями насилия не только над детьми в школах, но и над преподавателями. Мнением о необходимости таких нововведений корреспондент «НВ» поинтересовался у жителей округа.
Нина Гавырина, директор Нарьян-Марской школы № 3:
– Я могла бы поддержать только инициативу введения штрафов для родителей, чьи дети часто и без уважительной причины пропускают уроки. К сожалению, это сегодня стало очень распространенным. Может, такое наказание все-таки дисциплинирует нерадивых пап и мам. А вот относительно школьных приставов и видеонаблюдения на уроках, да еще в режиме онлайн, выступаю резко против. Во-первых, школа – это учреждение, где дети должны себя чувствовать комфортно, это же не колония для малолетних преступников. Решать проблемы с дисциплиной должны педагоги совместно с детьми. Во-вторых, если родители хотят увидеть, как проходят уроки, как ведут себя на них дети, то двери классов всегда для них открыты в любое время.
Светлана Мазченко, мать четверых детей:
– Родители несут ответственность за своих детей, за их поведение, посещение школы и так далее. Но штрафы – это перегиб. Наказание безответственных родителей должно быть через общественность, порицание в СМИ и на школьных собраниях. И не во всех случаях виноваты родители, что ребенок убегает с уроков. Сегодня многие дети подвержены влиянию сверстников и бывает, что мамы и папы бьются, даже обращаются к психологам, инспекторам по делам несовершеннолетних, но все равно ничего не могут сделать. Так за что же их штрафовать?
И приставы в школе совершенно не нужны. Еще не хватало в школах надзирателей. В образовательных учреждениях есть социальные педагоги и школьные психологи, – профессионалы, знающие особенности психики и поведения детей и подростков. Они знают, как работать с ребенком, направлять его на правильный путь.
А видеонаблюдение в классах вовремя урока только внесет разлад в учебный процесс. Учитель все время будет думать, что за ним следят. О каком тогда качественном уроке может идти речь. По образованию я учитель, и знаю, как это важно. Так что я против этих партийных инициатив.
Саша, шестиклассник одной из школ Нарьян-Мара:
– Камеры в классах? Это же здорово! Представляете, болеешь когда, можно будет прямо с домашнего компа смотреть, как там уроки идут, как ребята, что делают… А звук будет или только картинка, не знаете? Что на доске пишут, в любом случае будет видно. В общем, я – «за».
Галина Гуляева, начальник отдела семейной политики, опеки и попечительства Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения НАО:
– Наверное, такие нововведения – это уж слишком. Что касается введения штрафов с родителей, то административное законодательство РФ предусматривает ответственность за неисполнение родительских обязанностей, в том числе, и в виде штрафа. Так зачем вводить еще одну статью? Да и приставы совершенно ни к чему. Задача образовательного учреждения – обеспечить безопасность пребывания детей в школе. Ну не будут же приставы следить за тем, убегает ученик с уроков или нет. Это абсурд.
Видеонаблюдение на уроках будет только мешать учителям осуществлять их профессиональную деятельность. Не всякий человек, а тем более учитель, комфортно будет чувствовать себя под пристальным оком телекамеры. Получится, что для педагога каждый урок будет открытым.
Ольга Каменева, учитель, отличник народного образования, депутат окружного Собрания:
– Федеральный закон об образовании определяет основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Закон обсуждали всенародно и, на мой взгляд, сегодня это работающий нормативный акт, отражающий все аспекты образовательного процесса. Предлагаемые инициативы, по моему убеждению, совершенно лишние и ненужные. В школах работают не только учителя-предметники, но и педагоги дополнительного образования, психологи. Классные руководители всегда в тесном контакте с родителями. Учителя ответственно относятся к своим урокам и общению с учениками. В Ненецком округе все работники системы образования нацелены не только дать детям качественные знания, но и воспитать настоящих патриотов. А предлагаемые поправки могут нарушить не только образовательный процесс, но и потревожить хрупкий внутренний мир ребенка. Такие новшества я не поддерживаю.
Иван, дворник:
– Я вам скажу так, вы только меня не фотографируйте: жаль, что для депутатов думы, которые выдвигают такие фантастические инициативы, никто штрафы за прогулы не вводит. А зря. Судя по количеству пустых мест на заседаниях, получилась бы хорошая прибавка к бюджету страны.
Денис Фадеев, старший дознаватель Госпожнадзора:
– Как правило, уроки прогуливают дети из тех семей, где родители совершенно не следят за ними, не работают, ведут асоциальный образ жизни, употребляют алкоголь. Как с таких штрафы брать? Думаю, что нужно подумать о каком-то другом наказании. А вот детскую комнату в полиции, на мой взгляд, вернуть надо. В свое время эта система работы с трудными подростками давала хорошие результаты.
Какие санкции смогут применить школьные приставы по отношению к несовершеннолетним? Это не в рамках правового демократического государства.
Впрочем, и видеонаблюдение на уроках – лишнее. Кстати, сегодня скорее учителей надо защищать от детей, а не наоборот.