Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Профилактические беседы с несовершеннолетними состоящими на учете

23.09.2020 by admin

Во исполнение распоряжения Губернатора Ульяновской области от 13.12.2013 № 476-р в целях профилактики преступлений и правонарушений, своевременного выявления и устранения причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, повышения уровня правовой грамотности населения, предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних 17.10.2014г. в МО «Базарносызганский район» проведен «Единый день профилактики».

В мероприятиях приняли участие органы местного самоуправления, учреждения образования, молодежной политики, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, спорта, торговли, правоохранительные органы, общественные объединения, добровольная дружина. Во время проведения Единого дня профилактики было задействовано ответственных лиц 30 человек, использовано 3 единицы служебного автотранспорта.

На базе Администрации МО «Базарносызганский район» работает телефон «горячей линии» по вопросам общественной безопасности. Осуществлен приём 1 гражданина по личным вопросам.

Сотрудниками УМВД, УФСИН, добровольной дружины обследовано 2 чердачных помещения.

Администрацией ГУЗ «Базарносызганская ЦРБ» проведён «День открытых дверей», по результатам которого принято 25 человек.

Осуществлено посещение 1 лицо, состоящее на учете у врача – нарколога как злоупотребляющего алкоголем. 2 патронажные семьи, где имеются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав проведены следующие мероприятия:

— в течение дня было организовано межведомственное посещение семей по месту жительства. Было посещено 5 семей, находящихся в социально опасном положении. С родителями проведены профилактические беседы о воспитании, содержании несовершеннолетних детей, по противопожарной безопасности.

— 2 семьи направлены на консультацию к психологу центра «Семья» по Базарносызганскому району;

— специалистом КпДН и ЗП Жирновой С.М., совместно с инспектором ПДН МО МВД России «Инзенский» Авдеевой Н.М. проведены 2 индивидуально – профилактические беседы с подростками, состоящими на профилактическом учёте в ПДН МО МВД России «Инзенский». Несовершеннолетние воспитываются в семьях, которые находятся в социально опасном положении.

В Базарносызганском ГДК был осуществлен просмотр и обсуждение документального фильма на тему: «Возрождение» для учащихся МКОУ БазарноСызганская СОШ № 2 8-11классов.

В библиотеке им. К.Г. Паустовского состоялась выставка книг и периодических изданий о вреде алкоголизма и наркомании в рамках Единого дня правонарушений.

В школах района с родителями были проведены профилактические беседы о вреде алкоголизма и наркомании, дружинниками была проведена выставка

стенда и доклад о вреде алкоголизма, охвачено 300 человек.

В ходе проведения единого дня профилактики правонарушений с 14.00 до 16.00 организовано посещение семей, находящихся в социально опасном положении, специалистами органов системы профилактики с целью выявления и определения нуждаемости в оказании психологической, материальной и юридической помощи. Посещено 5 семей, проведены 3 консультации по оказанию адресной материальной помощи, 2 — консультации психолога.

17.08.2014 специалистами отделения Центра «Семья» на базе учащихся МКОУ Базарно — Сызганская СОШ № 2 в 9 классе прошёл классный час по профилактике правонарушений. В классе присутствовало 19 учеников.

В Управлении Минздравсоцразвития работал телефон «горячей линии» по вопросам семейного неблагополучия и профилактике правонарушений. Среди родителей распространены 25 буклета «Правонарушения и профилактика детской преступности». Организовано 3 рейда в семьи, находящиеся в социально опасном положении, посещено 3 семьи специалистами органов системы профилактики организаций, с целью выявления и определения нуждаемости в оказании психологической, материальной и юридической помощи. Оказана психологическая помощь 2-м семьям. Проведено индивидуальное консультирование 3 семей, находящихся в социально опасном положении. Консультирование психолога.

Информация о проведении Дня профилактики правонарушений размещена на сайте Управления Минздравсоцразвития Ульяновской области по Базарносызганскому району.

Отделом по Защите прав потребителей и развитию потребительского рынка совместно с сотрудниками полиции, проведены рейды по улицам Авдеева, Кооперативная, Ульяновская р.п. Базарный Сызган с целью выявления нестационарных торговых объектов, реализующих спиртосодержащую продукцию. 1 предприниматель предупрежден о соблюдении правил торговли.

Сотрудниками МВД России «Инзенский» совместно с сотрудниками филиала по Базарносызганскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Ульяновской области и специалистами по взаимодействию с правоохранительными органами Администрации МО «Базарносызганский район», Добровольной дружиной проведены проверки по месту жительства лиц: ранее судимых — 3, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел — 3, в том числе состоящих под административным надзором — 1, и владельцев огнестрельного оружия — 6.

Представители КПДН, Администрации МО «Базарносызганский район», Добровольной дружиной проведены беседы с учениками СОШ, направленные на профилактику наркомании и недопущения совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, недопустимости совершения административных правонарушений и преступлений.

Сотрудниками МВД России «Инзенский», КПДН, Добровольной дружиной проведены на территории района 2 профилактических рейда в местах массового отдыха молодежи (парке, дискотеке, кафе и других местах) с целью недопущения правонарушений, распития спиртных напитков и выявления несовершеннолетних, находящихся без сопровождения родителей.

Управлением образования администрации МО «Базарносызганский район» проведен «Единый день профилактики».

В мероприятиях приняли участие учащиеся и педагоги 8 образовательных организаций.

В МКОУ Базарносызганской СОШ №1 17 октября прошли мероприятия профилактической направленности. Во всех классах прошли классные часы: «Наш выбор — здоровье!», где ребята обсуждали вопросы здоровье сбережения. Говорили о занятиях спортом, о полезных привычках, анализировали выставку периодических изданий с хроникой побед учащихся школы в спортивных состязаниях. Для проведения бесед в классах и индивидуально была приглашена инспектор ПДН МО МВД » Инзенский» Авдеева Н.М. Она рассказала учащимся о мерах, которые могут понести учащиеся или их родители за то или иное правонарушение. Напомнила о недопустимости пропуска занятия без уважительной причины. Кроме того учащиеся старших классов просмотрели видеоролики «Вся правда о ВИЧ».

В МКОУ Базарносызганской СОШ №2 следующие мероприятия:

Спортивные соревнования по волейболу среди учащихся старших классов. В 9 классе прошёл классный час по профилактике правонарушений с приглашением психолога центра «Семья». В 1-4 классах прошло мероприятие «Золотая осень».

В МКОУ Патрикеевской ООШ прошли мероприятия на темы: для учащихся 1-5 классо игра «Поступки плохие и хорошие», для 5-7 классов прошёл классный час » Свобода моя и свобода другого»

В МКОУ Краснососненской НОШ прошла беседа с детьми по правилам поведения в школе и дома «4 шага как прервать беседу с незнакомым человеком» и «Режим дня и его польза». В беседе приняли участие дети и взрослые.

В рамках единого дня профилактики правонарушений в МКОУ Юрловской ООШ были проведены конкурс плакатов и рисунков «Здорово быть здоровым» и 2 два мероприятия.

Для учащихся 1 – 4 классов Пироговой О.Н. была представлена презентация «Профилактика школьная — наука достойная!» Просматривая презентацию о видах правонарушений, их последствиях для себя и для общества, а также о видах наказаний, дети делали выводы с целью недопустимости такого в своей жизни. Дети анализировали предложенные ситуации, делали свои умозаключения, доказывали их в дискуссии. Все рассмотренные ситуации в презентации сопровождались выдержками из статей УК РФ и КоАП. В заключении учащиеся приводили собственные примеры из мультфильмов, из жизни, где совершались, по их мнению, противоправные действия. Таким образом, дети пришли к выводу, что за правонарушением обязательно следует наказание. В заключении О. Н. Пирогова провела тренинг «Я умею выбирать».

Для учащихся 5 — 9 классов прошла беседа в форме круглого стола «Твоё будущее в твоих руках», на которую была приглашена специалист сельского поселения Расчупкина Т. В. Она выступила перед учащимися о видах правонарушений, часто совершаемых подростками. Вместе они обсуждали вопросы поведения в общественных местах, различные ситуации, делились мнениями. Итогом мероприятия был призыв – уважать права других людей и соблюдать законы.

В конце дня был подведен итог конкурсу плакатов и рисунков «Здорово быть здоровым».

Таким образом, проведённые мероприятия были направлены на решение следующих задач: повышение правовой культуры учащихся, выработке единых подходов к воспитанию правосознания у учащихся со стороны педагогов и родителей, корректировке программ индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на учёте, формирование навыков безопасного поведения учащихся, повышение эффективности профилактической работы, совершенствовать механизмы взаимодействия всех участников ОП, а так же школы с учреждениями системы профилактики по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.

Данное мероприятие освещено на сайтах муниципального образования «Базарносызганский район» и Управления Минздравсоцразвития и спорта Ульяновской области по Базарносызганскому району, в районной газете «Новое время».

Проведенное мероприятие показало, что «Единый день профилактики» способствует повышению правовой грамотности населения и укреплению общественной безопасности. Все проведенные мероприятия положительно восприняты населением.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.8

Бочкарев Владимир Викторович

Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк

ПОСТАНОВКА ОСУЖДЕННЫХ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ КАК ОДИН ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Автор рассматривает такой важный элемент предупреждения совершения осужденными новых преступлений как постановка осужденных на профилактический учет. В работе проводится анализ норм уголовно-исполнительного законодательства, закрепляющих содержание и порядок организации профилактического учета осужденных к лишению свободы. Рассматриваемый аспект, по мнения автора, в настоящее время нуждается как в организационном, так и правовом обеспечении.

Применение методов индукции, дедукции, анализа и синтеза позволил автору сформулировать обоснованные выводы. Сравнительно-правовой метод был применен при выявлении особенностей и пробелов в правовом регулировании профилактического учета осужденных, а также при разработке предложений по внесению изменений и дополнений в УИК РФ и ведомственную нормативную правовую базу. Получение эмпирического материала осуществлялась с помощью конкретно-социологического метода опроса.

Проведенный анализ позволяет автору утверждать, что профилактический учет осужденных к лишению свободы как сравнительно новый правовой институт уголовно-исполнительного законодательства нуждается в совершенствовании, он должен найти свое отражение на более высоком уровне уголовно-исполнительного закона. Более того, по мнению автора, следует предусмотреть особые меры профилактики, применяемые исключительно к указанным категориям осужденных, позволяющие детализировать профилактический процесс специфических групп осужденных.

Ключевые слова: лишение свободы, осужденные, профилактика преступлений.

Наиболее яркой профилактической мерой охранительного порядка является постановка осужденного на профилактический учет, которая активно используется в настоящее время. Введя профилактический учет в систему мер пенитенциарной профилактики, законодатель тем самым предполагает возможность развития данной правовой процедуры для ее совершенствования. Вместе с тем, в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее -УИК РФ) , указанная мера не раскрывается, не определено ее содержание и цели, остаются дискуссионными основания и конкретные правовые последствия его применения к осужденным.

Рассматриваемый правовой институт определяется в ведомственном законодательстве, в «Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС» № 72 . В ее содержание входит проведение целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей личности, характера и степени общественной опасности лиц, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом начальника учреждения закрепляются сотрудники исправительного учреждения. Согласно указанному нормативно-правовому акту, основанием постановки осужденного на профилактический учет является наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Любой

сотрудник, владеющий определёнными сведениями о таком осужденном, должен подать рапорт, на основании которого будет проведена проверка указанной информации оперативными подразделениями учреждения. В конечном итоге результатом рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета.

Ведомственное законодательство выделяет следующие виды профилактического учета осужденных:

— склонные к совершению побега;

— лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других осужденных;

— организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации;

— склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;

— признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;

— склонные к совершению суицида и членовредительству;

— организующие азартные игры или активно участвующие в них с целью извлечения материальной или иной выгоды;

— склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка;

— изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию;

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 6, 2015

© Бочкарев В.В., 2015

Постановка осужденных на профилактический учет…

— отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;

— склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов;

— склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.

Более того «Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС», дифференцирует воздействие на разные категории осужденных. Так, например, постановка осужденного на профилактический учет как склонного к побегу предполагает возложение на него дополнительных обязанностей, среди которых присутствует обязанность регулярно отмечаться у дежурного помощника начальника колонии, обязанность соблюдать ограничения в передвижении по колонии пределами определенных участков. Помимо прочего к указанным категориям осужденных могут быть применены определенные меры безопасности, такие, как передвижение только в первой шеренге строя, привлечение к труду только в дневную смену. В спальных расположениях указанная категория размещается при входе в помещение. Аналогична позиция законодателя при привлечении указанных осужденных к труду.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положительным моментом является то, что профилактический учет обладает преемственностью между учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний (далее ФСИН). Так, при поступлении в учреждение осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках.

В.И. Гуськов, говоря о важности индивидуальной профилактики, утверждал: «.. .От того, как сумеют организовать и провести эту работу исправительно-трудовые учреждения, во многом зависит уровень рецидива в целом» . Мы не беремся рассуждать о рецидиве в целом, мы лишь отметим рецидив со стороны тех осужденных, которые поставлены были на профилактический учет в момент совершения преступления. Так, за 2012 год только лицами, состоящими на различных профилактических учетах, совершено 58 преступлений, а в 2013 году в учреждениях ФСИН совершено 75 преступлений (рост на 29,3%) , что в целом составляет примерно десятую часть всех рецидивных преступлений, совершаемых осужденными в местах лишения свободы . А ведь именно за данной категорией лиц должен быть организован усиленный контроль со стороны администрации, возможно применение к ним индивидуальных средств воздействия.

Проведенный нами опрос сотрудников исправительных учреждений выявил, что далеко не все сотрудники способны эффективно оказывать на разные категории осужденных специализированное предупредительное воздействие. В некоторых учреждениях данная работа сводится к простому знанию осужденным фамилии должностного лица, закрепленного за осужденным, для проведения проверок деятельности сотрудников. Одной из причин сложившейся ситуации является большое количество осужденных, поставленных на различные виды профилактического учета. Начиная с 2009 года по настоящее время, значительно увеличилось количество лиц, поставленных на различные виды профилактического учета (с 59568 тыс. до 78424 тыс.). В то же время количество персонала, непосредственно работающего со спецконтингентом, уменьшилось, что не позволяет в полном объеме охватить всех осужденных, требующих такого внимания. Указанную позицию подтвердили большинство практических сотрудников, непосредственно осуществляющих индивидуальную профилактику.

По мнению С.А. Пономарева, за таким широким перечнем оснований постановки осужденных на профилактический учет теряется криминологопрофилактическая сущность учета указанной меры. Для решения данной проблемы автор предлагает изменить основания постановки на профилактический учет «с наличия достоверных и проверенных сведений о намерениях совершить правонарушение» на «достоверные и проверенные сведения о приготовлении к совершению осуждённом преступления». Вместе с тем, по мнению автора, необходимо сделать постановку на профилактический учет не обязанностью, а правом администрации . Такой подход действительно в определённой степени позволит разгрузить сотрудников исправительных учреждений, но мы сознательно дадим возможность некоторым осужденным совершенно законно перейти к следующему этапу преступного поведения, его приготовлению.

Несмотря на большую загруженность персонала исправительных учреждений, есть смысл прислушаться к идеям некоторых авторов, направленным на расширение существующего перечня видов профилактического учета.

Проведя анализ нормативного обеспечения и правоприменительной практики исправительных учреждений постановки осужденных на профилактический учет, С.Н. Андреев выделил определённые перспективные направления по совершенствованию данной деятельности, среди которых нормативно-правовое обеспечение . Так, по мнению автора, целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в «Инструкцию по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно ис-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 6, 2015

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

полнительной системы» № 72. В частности, разумным было бы расширить перечень оснований постановки осужденных на профилактический учет, регламентировать перечень сотрудников исправительных учреждений, которые должны быть закреплены за отдельными категориями осужденных, поставленных на профилактический учет; нормативно изложить особенности профилактического учета с лицами, находящимися в некоторых учреждениях (например, в следственных изоляторах или исправительных колониях особого режима для отбывания наказания осужденным, которым было назначено пожизненное лишение свободы). В поддержку указанной мысли следует указать, что необходимо продолжить законодательное закрепление реализации индивидуального предупреждения, в особенности это касается отдельных категорий осужденных, к которым требуется применение не только индивидуальных средств профилактики, но и применение специфических мер (к определённым группам осужденных), позволяющих действительно решать профилактические задачи.

Особое внимание в работе с осужденными, состоящими на профилактическом учете, необходимо уделять лицам, поставленным на учет по таким основаниям, как лидерство и активное участие в группировках отрицательной направленности, склонность к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка; изучение, пропаганда либо распространение экстремистской идеологии; отбывание наказания за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки, поскольку противоправные деяния, инициируемые или реализуемые данными осужденными, оказывают наибольшее негативное влияние на стабильность оперативной обстановки в местах лишения свободы, рейтинговые показатели деятельности данных учреждений, а также способствуют распространению в среде осужденных такого явления, как самосуд, выражающийся в самочинных расправах одних осужденных над другими.

Кроме того, наибольшее внимание в работе с профилактируемыми осуждёнными следует уделять лицам, отбывающим длительные сроки лишения свободы и находящимся в местах лишения свободы продолжительное время, поскольку длительная изоляция от общества является существенным фактором, оказывающим негативное психоэмоциональное и угнетающее воздействие на поведение осужденных, в силу которого они не всегда способны сдерживать свои отрицательные эмоции и намерения.

В специальной литературе существует довольно устойчивая точка зрения, согласно которой осужденные, совершающие насильственные преступления, отличаются повышенной агрессивностью . Воспитательно-профилактическая работа с этой категорией осужденных должна строиться

исключительно на основе индивидуально-воспитательного воздействия. По мнению Н.С. Артемьева и А.П. Некрасова, «весьма приоритетным направлением в индивидуальной предупредительной деятельности в исправительных колониях является работа с лицами, отличающимися повышенной конфликтностью, поскольку в своей основе убийство, как отмечается в литературе, очень часто имеет конфликтную криминогенную ситуацию» . Нельзя не согласиться с А.П. Детковым, отмечающим, что «рост числа насильственных преступлений объясняется недостаточной осведомленностью администрации <…> о глубинных процессах, происходящих в среде осужденных, неумением установить и принять своевременные меры по устранению причин и условий возникновения конфликтных ситуаций между ними, а также выявить возникший конфликт и оперативно пресечь его перерастание в правонарушение» .

Проведя научный анализ, С.А. Пономарев делает вывод, что агрессия, стремление к насилию, предрасположенность к силовым способам разрешения конфликтных ситуаций лежат в основе поведенческих реакций осужденных, совершивших во время отбывания наказания убийства и причинение тяжкого вреда здоровью. Данное обстоятельство, по его мнению, должно являться основанием для установления таких лиц в общей массе осужденных и постановки их на профилактический учет для дальнейшей работы с ними .

Мы считаем, что необходимо определить на уровне уголовно-исполнительного закона статью «Профилактический учет осужденных». Не совсем верной мы считаем идею, направленную на расширение перечня видов профилактического учета. Для начала следует навести порядок в тех видах профилактического учета, которые уже имеются, а именно определить на законодательном уровне специфику профилактических мер к каждому виду профилактического учета осуждённых. В ином случае мы рискуем всех осужденных поставить на профилактический учет, не подкрепив их соответствующей и эффективной деятельностью персонала исправительных учреждений.

Таким образом, совершенствование работы по постановке осужденных на профилактический учет является актуальной задачей учреждений персонала исправительных учреждений, решение которой возможно только при комплексном подходе с всесторонним изучением сложившейся в данной деятельности проблематики.

Библиографический список

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 6, 2015

Постановка осужденных на профилактический учет…

2. Артемьев Н.С., Некрасов А.П. Рецидивная преступность в местах лишения свободы: криминологическая характеристика и предупреждение. -Самара: Самарский юридический институт ФСМН России, 2007. — 174 с.

3. Гуськов В.И. Профилактика рецидивной преступности, осуществляемая исправительно-трудовыми учреждениями. — Рязань: Издательство РВШ МВД РФ, 1979. — 38 с.

4. Детков А.П. Теоретические и методологические проблемы пенитенциарной конфликтологии, уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты: монография. — Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2010. — 356 с.

5. Официальная переписка ФСИН России от 24.03.2014 №-08-11588. «О недостатках в организации режима и обеспечении надзора за осужденными в 2013 году».

8. Приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Российская газета. — 05.06.2013. — № 119.

9. Слепов А.П. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений, совершаемых осужденными в исправительных учреждениях: монография. — Рязань: Издательство Академия права и управления ФСИН, 2010. — 126 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от

13.07.2015) // Российская газета. — 16.01.1997. -№ 9.

11. Федеральная служба исполнения наказаний . — Режим доступа: http:// fsin.su (дата обращения: 17.09.2015).

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 6, 2015

Профилактическая работа

АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЫ

по профилактике правонарушений среди детей и подростков

В течение учебного года основной задачей школы являлась социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов школа руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными нормами международного права, Федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти РФ, направленными на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, законами Астраханской областной думы, постановлениями и распоряжениями Правительства Астраханской области, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, Федеральным Законом №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

1.Основные цели и задачи работы щколы:

— Содействие саморазвитию личности, создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, особенностей и задатков ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

— Формирование законопослушного поведения и здорового образа жизни обучающихся.

— Проведение мониторинга с целью своевременного выявления учащихся группы риска и неблагополучных семей.

— Профилактика девиантного и асоциального поведения обучающихся, социальная адаптация и реабилитация обучающихся группы «социального риска».

— Организация работы, направленной на помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и детям из неблагополучных семей.

— Отработка системы обратной связи между ведомствами системы профилактики правонарушений и безнадзорности в соответствии с ФЗ №120 «Об основах системы профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних», — Организация просветительской деятельности среди обучающихся и родителей.

— Проведение лекций и семинаров с педагогическим составом школы по правовым и организационным вопросам.

Работа велась согласно утвержденному плану работы на 2011-2012 учебный год по представленным направлениям:

1.Организационные вопросы.

2.Обеспечение социальных прав и гарантий обучающихся.

3.Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом.

4.Индивидуальная работа с учащимися.

5.Работа с родителями обучающихся.

6.Работа с неблагополучными семьями.

7.Профилактическая работа.

8.Пропаганда правовых знаний.

9.Организационная и координационная деятельность.

10.Анализ статистических данных по спискам из базы данных МБОУ Наримановского района » СОШ № 5″.

11.Анализ затруднений в работе (проблемы и пути их решения).

2. Организационные вопросы.

Создана электронная база данных по следующим категориям обучающихся в соответствии с откорректированными списками:

· уклоняющихся от учебы в возрасте от 6 до 15 лет;

· подростков, находящихся в социально опасном положении;

· состоящих на внутришкольном учете;

· состоящих на учете в ОПДН ОМВД;

· проживающих в малоимущих семьях;

· проживающих в неполных семьях;

· учащихся из многодетных семей;

· детей-инвалидов;

· детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· учащихся, занимающихся в творческих объединениях, кружках, спортивных секциях.

Составлены социальный паспорт учреждения и социальные паспорта классов (18).

3. Обеспечение социальных прав и гарантий обучающихся.

Основная работа была направлена на выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.

Особое внимание уделялось учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социально-педагогическая защита прав ребенка выражалась в следующих формах работы: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных и малообеспеченных семей). Постоянно осуществлялось посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами.

4. Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом.

В течение года проводилась работа по оказанию помощи классным руководителя и учителям-предметникам по следующим вопросам:

· составления социального паспорта класса;

· проведения диагностических мероприятий и тестирования;

составления педагогических характеристик и представлений на учащихся.

· организации работы с детьми, стоящими на внутришкольном учете;

· составления отчета об индивидуальной работе с подростками, находящимися в социально опасном положении.

· организации оздоровительной работы с детьми «группы риска», подопечных детей;

Проводились консультации для классных руководителей, педагогических работников по вопросам семейного права, профилактики побегов и бродяжничества, профилактики вредных привычек, формирования отношений между родителями и детьми, работы с детьми с девиантным поведением, школьной дезадаптации.

5. Работа с учащимися.

В течение 2011-2012 учебного года проводился ежедневный контроль посещаемости обучающихся с отметкой в журнале учета, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями.

В случае длительного отсутствия обучающегося классный руководитель посещали обучающихся по месту их жительства с составлением акта обследования условий жизни и воспитания.

С родителями проводилась большая профилактическая работа: беседы, консультации, встречи с педагогамишколы.По результатам этой работы ряд учащихся перестал пропускать уроки без уважительных причин. Несовершеннолетние подростки, которые склонны к прогулам занятий в школе, нарушениям дисциплины, неуспевающих или оставленных на повторный курс обучения ставятся на внутришкольный учет на основании решении педагогического совета и Совета профилактики.

По статистическим данным на внутришкольном учете состояли:

Образовательное

учреждение

Вид учета

Количество

учащихся

на конец

2010-2011 учебного года

Количество

учащихся

на начало

2011-2012

учебного года

МБОУНаримановского района «СОШ № 5»

внутришкольный

учет

0

Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.

Индивидуальная профилактическая работа систематически проводится классными руководителями в форме профилактических бесед, диагностических исследований, привлечения к выполнению посильных поручений, вовлечения в различные виды положительной деятельности (кружки, спортивные секции, школьные мероприятия).

Педагоги школы ведут индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, которое заключается в следующем: посещение уроков с целью наблюдения за учебной активностью и поведением, выявление уровня самооценки и составления плана самовоспитания, проведение индивидуальных бесед (1 раз в две недели) и индивидуальных занятий по развитию памяти и мышления, тестирование. Психолог также проводит диагностические мероприятия с учащимися школы по параллелям.

№ п/п

Темы диагностических мероприятий

Кол-во

уч-ся

Сроки

Изучение психологической готовности к школе у учащихся 1-х классов.

56чел.

Сентябрь

Изучение мотивации обучения при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено (5 классы).

27чел.

Октябрь

Изучение мотивации учения подростков (7-е классы) с целью подготовки рекомендаций по развитию у учащихся познавательных и социальных мотивов.

27чел.

Ноябрь

Выявление дезадаптированных учащихся в 1-х классах с целью оказания помощи педагогам и родителям в устранении психологического неблагополучия.

56чел.

Декабрь

Выявление темперамента у учащихся 6-х классов с целью подготовки рекомендаций по организации обучения.

39чел.

Декабрь

Выявление уровня тревожности у учащихся 5-х классов с целью оказания помощи по формированию чувства защищенности и уверенности в себе.

40чел.

Февраль

Проведение исследования толерантности у учащихся 5-6-х классов с целью оказания помощи межличностном взаимодействии.

69чел.

Февраль

Исследование интересов, склонностей и способностей у учащихся 7-х классов с целью оказания помощи в выборе профиля обучения.

27чел.

Март

Определение мотивации выбора будущей профессии у учащихся 9-11-х классов.

44чел.

Март

Изучение самооценки творческого потенциала личности старшеклассников (9-10-е классы).

42чел.

Апрель

Выявление мотивов курения и употребления ПАВ у учащихся 7-9-х классов с целью профилактики зависимости.

93чел.

Апрель

Изучение учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1-ом классе.

56чел.

Май

> Согласно с планом в рамках профилактической работы были организованы и

проведены Дни профилактики среди несовершеннолетних с привлечением различных специалистов.

№ п/п

Дата

Тема

Классы

Количество

учащихся

Беседа по предупреждению проявлений экстремизма, терроризма, направленная на формирование толерантных отношений среди учащихся.

8-9 классы

85учащихся

«Вредные привычки в нашей жизни».

«Ответственность за преступления и правонарушения в сфере незаконных оборотов наркотиков».

«Личная ответственность».

Выставка рисунков и плакатов «Нет наркотикам!».

5-е классы

8-кл,

9- классы

6-8 классы

8-11 классы

40 учащихся

65 учащихся

119 учащихся

123 уч

«Здоровый образ жизни».

8-ей класс

9-11 классы

25 учащихся

44 учащихся

«Профилактика безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних».

«Формирование толерантных отношений среди учащихся «Секреты общения».

«Пивной алкоголизм».

«Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма несовершеннолетних».

«СПИД не спит».

6-7 классы

5-7 классы

8-10 классы

8-9 классы

10 классы

76учащихся

99 учащихся

79 учащихся

65 учащихся

12 учащихся

6. Работа с родителями.

Достижение положительных результатов в работе возможно только в том случае, когда в работе задействованы все субъекты образования и воспитания: учащиеся, педагоги и родители. Всеобучу родителей наших учеников отведено отдельное место в плане по воспитанию и обучению. На протяжении 2011-2012 учебного года с родителями была проведена следующая работа:

№

Форма работы

Тема

Время

Охват

Общешкольные родительские собрания

1.Родителям об алкоголизме, наркомании, токсикомании, ПАВ и табакокурения. Как уберечь своего ребенка от соблазна?

2.Особенности поведения и общения школьников, поведенческаясаморегуляция.

Ноябрь

Январь

8-11классы

5-8 классы

Классные родительские собрания

1.О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.

2.Важность соблюдения режима дня детьми и их родителями для развития ребенка в целом.

3.Ознакомление родителей с Законом об образовании.

4.Формирование негативного отношения к вредным привычкам.

5.Ознакомление родителей с законом Астраханской области.

Октябрь

Февраль

Февраль

Март

Апрель

5-8 классы

5-8 классы

9-11классы

6-9 классы

5-10классы

Индивидуальная работа, консультирование

По запросу

В течение года

67чел.

7. Работа с неблагополучными семьями.

На внутришкольном учете состоит 1 неблагополучная семья(1 родитель). На протяжении учебного года осуществлялся контроль за ситуацией в семье: проводились рейды по посещению этой семьи, составлялись акты ЖБУ, родительнице давались рекомендации, консультации, приглашалась на Совет профилактики.

8. Профилактическая работа.

В соответствии с планом в рамках профилактической работы в школе осуществляется работа Совета профилактики и педагогический совет.

В 2011-2012 учебном году проведено 22 заседания Совета профилактики, на которые были приглашены 17 учащихся и 5 родителей.

Из них:

-нарушение Устава школы – 8 учащихся;

-пропуски уроков без уважительных причин – 3 учащихся;

-неуспеваемость – 4 учащихся;

-снятие с внутришкольного учета -1 обучающийся;

-снятие с внутришкольного учета -1родитель.

А также проведено 2 заседаний педагогического совета, на которые были приглашены 5 учащихся.

Из них:

-неуспеваемость – 2 учащихся;

-пропуски уроков без уважительных причин – 1 учащихся;

-нарушение Устава школы – 2 учащихся.

В течение учебного года администрации школы, классными руководителями проводились индивидуальные беседы с обучающимися, имеющими трудности в обучении, с низким уровнем мотивации познавательных интересов.

Классными руководителями совместно учителями – предметниками проводились классные часы и беседы на темы:

-профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних («Подросток и закон»,»Если вас задержала милиция»,»Ответственностьнесовершеннолетних»,»Твои права»);

-профилактика употребления ПАВ, о вреде алкоголизма, наркомании и табакокурения («Вредным привычкам –нет!», «Осторожно наркотики», «Скажи «нет» табаку!», «Пивной алкоголизм».

9.Оздоровительная работа (в соответствии с программой «Здоровый ребенок»).

Проводились:

· беседы с врачами-специалистами, с врачом – дерматовенерологом из цикла «О профилактике СПИДа, венерических заболеваний»;

· беседы с врачом – наркологом «О вреде курения, употребления наркотических и токсических веществ»

· беседы с врачом – гинекологом «О профилактике женских воспалительных заболеваний»

· профилактические беседы со школьной медсестрой: «О первой помощи при несчастных случаях»; «О первой помощи при спасении утопающих и тепловом ударе»; «О гриппе» и др.

· Соблюдение санитарно — гигиенического и противоэпидемиологического режимов;

· Проведение физкультминуток на уроках;

· Обеспечение безопасности жизнедеятельности (беседы инспекторов ГИБДД); уроки по правилам дорожного движения; Беседы инспектора по противопожарной безопасности; Оформление материалов стендов: «Терроризму — нет!», «Если ты попал в чрезвычайную ситуацию…», «Будь здоров!» .

10. Пропаганда правовых знаний.

Оформлен стенд «Права и обязанности детей».

11. Координационная деятельность.

В начале 2010-2011 учебного года были согласованы и утверждены планы совместной работы школы с ОПДН ОМВД г.Нариманов. Согласно плану проводилась совместная работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

>Обмен списками с ОПДН ОМВД, УО, отделом опеки и попечительства по базе данных о том, какие учащиеся стоят на разных видах учета (ВШУ, ОПДН ОМВД), обновление списков в течение учебного года.

>Предоставление в УО ежемесячных отчетов по работе по профилактике безнадзорности.

>Предоставление в УО ежеквартальных отчетов в рамках работы по реализации ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

> Подготовка и предоставление в УО, ОПДН ОМВД информации и материалов на несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

.

> Совместная работа с сотрудниками полиции по проведению таких профилактических мероприятий, как Дни профилактики, занятия с элементами тренинга и др.

> Совместная работа со инспектором ОПДН ОМВД, по профилактике и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Кол-во информации (ходатайств, докладных и пр.),

направленной в УО, ОПДН ОМВД, Орган опеки и попечительства, ГИБДД, Прокуратуру и др. ведомства профилактики.

Образовательное

учреждение

УО

ОДН

ОРГАН ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

ГИБДД

ПРОКУРАТУРА

МБОУНаримановского района

«СОШ № 5»

12. Анализ статистических данных по спискам из базы данных МБОУ Наримановского района «СОШ № 5».

> Сводная таблица количества учащихся МБОУ Наримановского района «СОШ№ 5», стоящих на учетах разного уровня:

Вид учета

Количество учащихся

на начало

2011-2012 учебного года

Количество учащихся

на конец

2011-2012учебного года

ВШУ

ПДН

ОВД

ПРИЧИНЫ постановки на учет разного уровня:

Прогулы

Девиантное поведение

К сожалению, несмотря на активную систематическую профилактическую работу по профилактике правонарушений, мы наблюдаем рост количества учащихся, поставленных на учет в ПДН ОВД. Это объясняется большим перечнем тех социальных проблем, которые имеет место в нашей реальной действительности: занятость родителей на работе, вынужденных уезжать из города и работать, чтобы обеспечить семью материально, осуществить все необходимые выплаты; как следствие, бесконтрольность детей в свободное от занятий время; ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;безответственность родителей; злоупотребление родителей спиртными напитками; неполные семьи; недостаточное количество кружков и секций, отвечающих запросам и интересам подростков; отсутствие специально организованных мест, например, детских спортивных площадок, для активного отдыха и времяпрепровождения; а также трудности, связанные с кризисом в стране со всеми вытекающими последствиями – увольнениями, сокращениями заработной платы и т.п., не говоря уже о пагубном действии средств массовой информации.

13. Анализ затруднений в работе (проблемы и пути их решения).

В работе с подростками используются различные формы и методы профилактической работы: проведение индивидуальных бесед, консультации с учащимися, их родителями, посещение уроков, проведение обследования жилищно-бытовых условий учащихся, состоящих на внутришкольном учете, совместно с инспекторами ПДН ОВД ведется разноплановая работа с семьей, проводятся мероприятия по возрастным группам и т.п. Регулярно, согласно планам, проводятся заседания советов по профилактике правонарушений, работают педагогические консилиумы, малые педагогические советы, школьные методические объединения. В рамках школьных программ профилактики правонарушений среди несовершеннолетних проводятся различные мероприятия воспитательного характера. Работа ежегодно ведется огромная. В этой нелёгкой работе зачастую приходится сталкиваться с трудностями, преодолеть которые не всегда возможно в необходимые сроки. Трудности разные: не всегда согласованное взаимодействие с инспектором ОПДН ОМВД, недостаточное понимание проблемы безнадзорности со стороны классных руководителей, которые являются связующим звеном между учащимися и социальным педагогом, вследствие чего происходит затягивание решения проблемной ситуации, ослабленная ответственность родителей за воспитание и обучение своих детей, сложное социальное положение в условиях кризиса, труднопреодолимое негативное влияние СМИ, отрицательный пример взрослых, недостаточность знаний законов РФ, касающихся несовершеннолетних, их прав и обязанностей, как со стороны педагогов, так и со стороны детей, и т.д.

В новом учебном году необходимо скоординировать направления деятельности с учетом озвученных проблем, выработать определенные стратегии действий в затруднительных ситуациях, разработать планы совместных действий с разными ведомствами системы профилактики для увеличения эффективности профилактической работы как с несовершеннолетними, так и с их родителями и педагогическим составом школы. В следующем учебном году следует обратить особое внимание педагогов из центров дополнительного образования, подростковых клубов и т.д. для усиленной рекламы работающих на их базе кружков и секций с целью привлечения подростков к организации свободного времени.

13.Перспективы воспитательно-профилактической деятельности на 2012-2013 учебный год.

— Продолжать работать по всем перечисленным выше направлениям, по возможности новые формы работы, т.к. контингент учащихся каждый учебный год обновляется на 60%, пополнение 8-9 классов идет за счет отчисленных из других школ подростков «группы риска» с низкой социальной адаптацией.

— Продолжить деятельность социально-психологической службы школы по вопросам реабилитации учащихся, преодоления их внутреннего и внешнего дискомфорта, снижения уровня тревожности.



Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes