Продление срока предварительного следствия
1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд.
Содержание
Статья 223. Порядок и сроки дознания
1. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 – 29 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.
2. Дознание производится по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, возбуждаемым в отношении конкретных лиц.
3. Дознание производится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.
1. Дознание – это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК).
Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по менее опасным преступлениям подготовка дела к судебному производству была более быстрой.
Основными условиями для производства дознания (основаниями для упрощения формы расследования) являются: а) как правило небольшая или средняя тяжесть преступления (ч. 3 ст. 150 УПК); б) невысокая сложность расследования, выраженная в наличии конкретного подозрения (дознание производится по «раскрытым» преступлениям — возбужденным в отношении конкретных лиц (ч. 2 ст. 223 УПК).
2. Дознание по УПК РФ претерпело существенные изменения. Оно соединило в себе черты таких институтов УПК РСФСР, как дознания по делам, по которым производство предварительного следствия было необязательным (ст. 120 УПК РСФСР) и протокольной формы досудебной подготовки материалов (ст. 414-416 УПК РСФСР). Дознание по УПК РФ необходимо отличать от производства органами дознания неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК (См. комментарий к ней), которое перестало называться «дознанием».
3. В отличие от предварительного следствия дознание обладает следующими особенностями, которые можно объединить в три группы: 1) субъекты дознания; 2) основания для производства дознания; 3) средства дознания (сами упрощенные процедуры расследования).
4. Субъектами производства дознания являются только дознаватели тех органов дознания, которые указаны в п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 40 УПК, а также следователи органов внутренних дел, налоговой полиции и прокуратуры.
4.1. Следователь ОВД и налоговой полиции производит дознание по делу с соответствующей предметной подследственностью (ч. 3 ст. 150; ч. 3 ст. 151 УПК) по указанию прокурора. Прокурор поручает следователю проводить дознание: а) если сам возбуждает дело (п. 1 ст. 149); при даче согласия на возбуждение дела или при определении подследственности поступившего уголовного дела (ч. 3 ст. 146); при передаче дела от одного органа расследования другому (п. 8-9 ч. 2 ст. 37).
Следователь прокуратуры производит дознание в случаях, указанных в п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК (См. комментарий к ней).
4.2. Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь. Дознаватель обязан выполнить указания начальника органа дознания и прокурора, а обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41).
5. Основаниями для производства дознания, в соответствие с ч. 2 ст. 223 являются:
1) Небольшая общественная опасность преступлений, определяемая с помощью подследственности. Дознание производится только по тем преступлениям, которые указаны в ч. 3 ст. 150 УПК (о предметной подследственности дознания см. комментарий к ч. 3 ст. 150; ч. 3 ст. 151 УПК).
Исключение из подследственности дознания предусмотрены ч. 1 ст. 434; подпунктами «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК.
2) Небольшая сложность расследования. Дознание производится по делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (ч. 2 ст. 223). Это означает, что дознание производится по «раскрытым» преступлениям. При его производстве всегда участвует подозреваемый (который появляется с момента возбуждения дела в его отношении — п. 1 ч. 1 ст. 46). Об основаниях возбуждения дела в отношении конкретного лица см. комментарий к ч. 2 ст. 144.
Однако для производства дознания не обязательно, чтобы уголовное дело было изначально возбуждено в отношении определенного лица. Необходимо другое – чтобы конкретный подозреваемый был «доступен». Так, уголовное дело может быть возбуждено «по факту», но в результате производства неотложных следственных действий будет установлено лицо, совершившее преступление (подозреваемый задержан в порядке ст. 91-92 УПК или в его отношении применена мера пресечения). Тогда начальник органа дознания поручает своему сотруднику производство дознания в порядке ч. 1 ст. 41 УПК (описанная ситуация прямо предусмотрена п. 3 ст. 149 УПК).
В то же время, если по «нераскрытому» делу начато производство предварительного следствия, то передача его дознавателю уже невозможна (п. 8-9 ч. 2 ст. 37 УПК).
6. Средства дознания обладают следующими особенностями:
6.1. Сокращенные сроки. Дознание должно быть закончено в срок до 15 суток. Этот срок может быть один раз продлен прокурором еще до 10 суток. Таким образом, максимальный срок дознания не превышает 25 дней.
Срок дознания исчисляется со дня возбуждения уголовного дела (при этом текущие сутки, по правилам ст. 128 УПК, учитываются). Из этого правила следует, что все время производства неотложных следственных действий органом дознания в порядке ст. 157 УПК включается в срок дознания.
Заканчивается срок дознания составлением обвинительного акта, то есть время ознакомления потерпевшего, обвиняемого и его защитника не входит в сок дознания (в отличие от следствия). Этот вывод следует из буквального толкования ч. 1 ст. 225 УПК («По окончании дознания…») и ч. 3 ст. 223 УПК в редакции Закона РФ № 58-ФЗ от 29.05.02 г. (в прежней редакции срок дознания исчислялся до дня принятия решения о направлении дела прокурору).
Однако между составлением обвинительного акта и моментом предъявления дела для ознакомления сторонам может пройти какое-то время, которое остается неопределенным. В связи с этим срок дознания целесообразно исчислять до дня начала ознакомления с материалами дознания.
6.2. При производстве дознания как правило отсутствует: а) процедура привлечения в качестве обвиняемого; б) сам обвиняемый (он обычно появляется в конце дознания – после вынесения обвинительного акта в соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 47, ст. 225 УПК); в) не применяются самые строгие меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста. Об этом см. комментарий к ст. 224 УПК.
6.3. Особый, упрощенный порядок окончания дознания с обвинительным актом. Об этом см. комментарий к ст. 225-226 УПК.
6.4. Из всех вышеуказанных специальных упрощенных средств дознания вытекают дополнительные особенности применения норм, содержащихся в главах 21-22, 24-29 УПК.
Дознание производится тогда, когда его упрощенными средствами за сокращенный срок возможно полно и объективно подготовить дело к судебному производству, выполнив все задачи стадии предварительного расследования (о задачах см. комментарий к ст. 150 УПК).
При возникновении серьезных препятствий для движения дела, при необходимости производства большого объема процессуальных действий продолжение дознания становиться практически невозможным. Отсюда следует, что дознание:
— нецелесообразно проводить по многоэпизодным и групповым делам (соединение дел при дознании ограничено – ст. 153 УПК);
— не производится при необходимости выполнения следственных или розыскных действий в другом районе (не применяются отдельные положения ч. 1 ст. 152 УПК);
— порядок продления срока дознания определяется по аналогии с ч. 7-8 ст. 162 УПК;
— не производится «дознавательской группой» (не применяются положения ст. 163 УПК);
— при дознании как правило не осуществляются наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (ст. 185) и контроль и запись переговоров (ст. 186) как следственные действия (небольшой срок дознания в большинстве случае делает бессмысленным данные действия, рассчитанные на несколько месяцев);
— при дознании не производятся длительные экспертизы. В том числе подозреваемый не помещается в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (ст. 203), которая длиться 30 суток.
— дознание не приостанавливается по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК (в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого). Дознание нецелесообразно приостанавливать и в связи с сокрытием подозреваемого, неизвестностью его местонахождения по иным причинам (п. 2 ч. 1 ст. 208). За 15 дней срока дознания принять все возможные меры по розыску подозреваемого практически невозможно.
— после возобновления приостановленного или прекращенного дела прокурор не может установить срок дополнительного дознания, поэтому по таким делам дознание не производится (прокурор направляет их для производства предварительного следствия).
— дознание нецелесообразно проводить по делам, имеющим особое общественное значение (например, получившим широкий резонанс в СМИ).
1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд.
К этому сроку прокурор может добавить еще 3 суток при возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта (п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК).
По общему правилу, срок предварительного расследования для предварительного следствия составляет два месяца. В этот срок входит весь период уголовно – процессуальной деятельности, со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору, с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд, для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу (ст. 162 УПК).
В случае, если производство по делу приостанавливалось, время, пока оно было приостановлено, в срок следствия не включается.
Срок предварительного следствия может быть продлен прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями до шести месяцев.
По уголовным делам, расследование которых представляет особую сложность, продление срока предварительного следствия может быть произведено прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до двенадцати месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями. Необходимо отметить, что в данном случае уголовно-процессуальный закон не определяет предельного срока предварительного следствия, и таким образом, в любом случае, предельным сроком окончания предварительного следствия будет считаться истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ), после истечения которого, уголовное дело подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
При возвращении прокурором уголовного дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела дополнительное следствие может производиться в срок не более одного месяца со дня поступления такого уголовного дела к следователю, т.е. прокурор, возвращая дело для производства дополнительного следствия, имеет право продлить срок предварительного следствия на один месяц. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях, предусмотренных ст. 162 УПК РФ.
Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения постановления о выделении уголовного дела в отдельное производство, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении другого лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство.
В соответствии со ст. 155 УПК РФ, в случае, если в ходе предварительного расследования по одному уголовному делу становится известно о совершении другого, не связанного с ним преступления, дознаватель, следователь выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении из основного уголовного дела и направлении их прокурору для принятия решения.
При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в пределах своей компетенции возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. После выполнения неотложных следственных действий и не позднее десятидневного срока со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет его прокурору для организации по этому делу предварительного следствия.
После направления уголовного дела орган дознания может производить по нему следственные и оперативно-розыскные действия только по поручению следователя. В случае направления уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о результатах.
В случае необходимости продления срока следствия следователь составляет об этом постановление и представляет его соответствующему прокурору не позднее пяти суток до истечения срока следствия.
Сроки рассмотрения уголовных дел регулируются на законодательном уровне.
Данные периоды напрямую зависят от формы предварительного расследования.
Каковы сроки рассмотрения обращений граждан в полиции? Узнайте об этом из нашей статьи.
Законодательный регламент
Любой противоправный поступок, подпадающий под нормы уголовного законодательства, становится основанием для проведения расследования.
Рассмотрение уголовных дел — это сложная, длительная процедура, состоящая из нескольких стадий.
Все стадии регламентированы на законодательном уровне. Начинается процесс с принятия устного или письменного заявления от пострадавшего гражданина.
На основании этого заявления следователем, дознавателем или прокурором возбуждается уголовное дело. Это происходит при наличии доказательств, свидетельств или результатов экспертизы, подтверждающих слова заявителя.
Как только дело возбуждено, начинается стадия предварительного расследования. Существуют две формы: следствие, дознание (ст. 150 УПК).
Необходимость в следствии возникает по всем уголовным делам, рассматривающим тяжкие, особо тяжкие преступления. Этот вариант позволяет в полной мере провести все необходимые мероприятия с целью выяснения обстоятельств дела.
Организация следствия позволяет максимально точно установить истину, соблюдая при этом права всех сторон. Сроки проведения следствия устанавливаются на законодательном уровне — ст. 162 УПК.
Дознание — это упрощенная форма расследования.
Оно применяется по отношению к преступлениям небольшой, средней тяжести.
Законом также определяются сроки дознания — ст. 223 УПК.
Установка предельных временных границ необходима для защиты интересов обвиняемого в преступлении гражданина, для осуществления контроля вышестоящими инстанциями над действиями должностных лиц, для оперативного получения компенсации пострадавшей стороной.
Предварительное следствие и расследование: в чем разница? Ответ узнайте прямо сейчас.
Сроки
Сколько может идти следствие по уголовному делу? Допустимая продолжительность ведения следствия и дознания отличается.
Следствия
Максимальная длительность процесса — 2 месяца. Это время, которое проходит с возбуждения дела до завершения расследования.
Под завершением понимается: передача прокурору (с обвинительным заключением), суду (с постановлением о необходимых принудительных медицинских мерах), прекращение дела.
Допустимый период продления — 3 месяца.
При особых обстоятельствах, когда дело отличается повышенной сложностью, допускается еще одно продление — до 12 месяцев.
Вынести такое решение могут только должностные лица соответствующего уровня (руководители органов, заместители руководителей).
Больше этого срока процесс может затягиваться в особых, исключительных случаях.
Сколько времени рассматривается дело в суде? Читайте об этом .
Дознания
Максимальная продолжительность — 30 суток. При наличии такой необходимости прокурором может быть принято решение о продлении — на 30 суток.
Если дело усложняется потребностью в проведении экспертизы, длительность процедуры может составлять до 6 месяцев.
В исключительных случаях, когда исполняется запрос о правовой помощи, решение вопроса может затянуться до 12 месяцев.
Сколько длится процесс?
Уголовно-процессуальное законодательство активно применяет термин «разумные сроки», обращаясь к уполномоченным органам.
На практике установленные законом предельные временные промежутки рассмотрения правонарушений часто искусственно увеличиваются.
Возможность оперировать достаточно условным и размытым понятием «разумных сроков» дает право уполномоченным органам месяцами и годами рассматривать дела.
Подобное происходит в результате постоянных приостановок, возобновлений, возвращений дел прокурором на доработку и т.д.
Современное законодательство не предусматривает конкретный механизм определения адекватной продолжительности расследования.
В итоге происходит нарушение прав всех сторон — пострадавший не может оперативно получить положенную ему компенсацию, а виновный гражданин длительное время ограничивается в своих правах (в том числе может находиться под стражей) в ожидании вердикта.
В случае явного нарушения разумных периодов расследования конкретного дела сторона защиты имеет право подать обращение об ускорении решения вопроса.
От чего зависит?
Длительность процесса зависит от следующих факторов:
- Правовая, фактическая сложность дела. При наличии явной вины подозреваемого, сознавшегося в правонарушении, и четкой доказательной базы у стороны обвинения процесс принятия решения может легко уложиться в минимальные промежутки, установленные законом. Но большинство дел не обладают такой прозрачностью. Часто у обвинения нет явных доказательств, у стороны защиты есть возможности для оспаривания имеющихся улик, возникает необходимость в проведении экспертизы.
- Поведение участников процесса. Нередко важные участники дела не являются в уполномоченные органы. Это могут быть ключевые свидетели происшествия, пострадавшие лица и даже сами обвиняемые. В последнем случае результатом неисполнения обязательств может послужить заключение обвиняемого под стражу.
Если же он намеренно скрывается от правоохранительных органов, то степень его вины только возрастает. В любом случае, подобное поведение участников приводит к затягиванию дела.
- Компетентность действий должностных лиц. Успешность решения вопроса и соблюдение временных норм во многом зависит от профессионализма должностного лица, занимающегося делом.
Неэффективное проведение необходимых мероприятий, нарушение процессуального порядка осуществления следственных действий, совершение ошибок, из-за которых прокурор возвращает дело, и другие неквалифицированные поступки специалистов могут значительно увеличить время решения вопроса.
- Своевременность проведения необходимых процедур (экспертизы, осмотра и т.д.). Некоторые данные, получаемые в результате проведения следственных мероприятий, являются достоверными только при условии соблюдения необходимых сроков.
Так, запоздалое проведение экспертизы или осмотра места происшествия может привести к утере важных доказательств.
Кто и почему продлевает период?
При следствии решение принимают:
- руководитель следственного органа;
- заместитель руководителя;
- председатель следственного органа (исключительные случаи).
При дознании это делают:
- прокуроры;
- заместители прокуроров;
- военные прокуроры.
Основные причины продления: выяснение дополнительных сведений, появление новых обстоятельств, проведение экспертизы, исполнение запроса, поиск участников дела.
Итак, с точки зрения закона расследование вне зависимости от формы его проведения должно проводиться в рамках определенных периодов времени.
На практике действует условный принцип разумности сроков, который не позволяет установить четких временных границ рассмотрения дел.
Узнайте мнение специалистов о сроках подачи и рассмотрения апелляций по уголовным делам.
— для чего защитнику полезно учитывать сроки следствия ?
— дело в том, что по ним можно в некоторой мере предсказывать поведение следователя, иногда это может пригодится в защите. (К сожалению, такой полезный документ как План расследования уголовного дела от защитника сокрыт).
Это и дает возможность удобно распределять нагрузку (адвокат, например может запланировать отпуск на период затишья по делу) и успокаивает подзащитного, которому адвокат может разъяснить как будет развиваться процесс следствия далее.
— по уголовному делу обычно нет равномерности производства следственных действий. Как правило, ход следствия развивается по трем этапам, это выглядит так:
I). Вспышка активности в самом начале
— сначала идет вспышка активности: сразу после возбуждения дела допрашиваются самые важные свидетели, выносятся постановления о назначении экспертиз, избирается мера пресечения.
— также, обычно именно в этот период стороной защиты принимается такое критично важное решение: давать ли показания (и какие) или отказываться от дачи показаний. В последующем защите будет крайне сложно изменить показания (подробнее об этом здесь: Изменение ранее данных показаний, подборка материалов).
II). Период тишины
— затем вдруг наступает полная тишина, в течение 1-2 месяцев об обвиняемом как будто полностью забыли. Этот период особенно психологически тяжел для обвиняемого и защитника:
— только что была бешеная активность, и вдруг тишина.
— что предпринимает следователь в этот период — никому не известно. Каких свидетелей он допрашивает, что они говорят ? Ни обвиняемый, ни защитник не имеют права получить эту информацию. (Примечание: копии документов, которые они могут увидеть в этот период, указаны в п.2 ч.4 47 УПК и п.6 ч.1 53 УПК. Но ничего свыше этого).
— защитника в этот период терзают родственники обвиняемого, требуют от него информации и также требуют «что-то сделать». Ни того ни другого защитник сделать не может и потому нередко получает укоры в бездеятельности.
III). Вспышка активности в самом конце
— после периода тишины вдруг следует новая вспышка активности: следователь вдруг сам звонит защитнику и требует, просит и чуть ли не умоляет прибыть к нему сегодня же ! И просит ознакомиться с экспертизами, с материалами дела как можно скорее (жалобно причитая, что начальник требует срочно отправлять дело прокурору).
— эту вспышку деятельности легко предсказать, ориентируясь по датам начала следствия.
До двух месяцев
— в начальный период следствия составляющий 2 месяца (ч.1 162 УПК) следователь может никуда не торопиться. Впереди у него не только два месяца, но и еще один дополнительный месяц, которые продляет его начальник следственного отдела (ч.4 162 УПК). То есть, продление будет производиться внутри следственного отдела, и такое продление не трактуется как нарушение. Необходимость продлить срок на месяц легко объяснить объективными причинами не зависящими от следователя (например: длительный срок производства экспертиз, нерадивость оперативников которые никак не могут разыскать свидетелей).
От двух до трех месяцев
— период до трех месяцев, это обычный срок расследования для простых уголовных дел. Примерно за неделю до окончания срока можно быть уверенным, что следователь сам начнет звонить защитнику и просить приехать для ознакомления с делом. Обычно в этот момент следователь находится в незавидном положении:
— во-первых: если защитник начнет срывать мероприятия, не являясь по вызову (причины он может всегда придумать), то следователь не может просто вызвать другого адвоката. Согласно нормы ч.3 50 УПК он обязан выждать 5 суток (подробнее об этом здесь: Железные сутки, пять обязательных дней для ожидания адвоката).
— руководителю отдела это объяснять бесполезно, проблемы следователя — это только его проблемы («сам тянул до последнего рубежа и теперь делай что хочешь, но успей»).
— во-вторых: обвиняемый может начать затягивать процесс ознакомления с делом (ссылаясь на усталость и пр.). Чтобы прекратить такое затягивание следователю придется прибегать к механизму ч.3 217 УПК, что также займет время и силы (обращение в суд, судебное заседание).
После трех месяцев
— по исчерпании трехмесячного срока руководитель районного отдела продлять сроки уже не может. Это означает, что следователю придется брать материалы дела и ехать в следственный отдел областного уровня. Там ему придется объяснять, почему он не успел закончить следствие.
— тут простыми отговорками обойтись не удается и обычно следователь получает упрек (в той или иной форме) что допускает брак в работе.
— после чего срок может быть продлен руководителем областного уровня до 1 года (ч.5 162 УПК). На практике продление выдается мелкими порциями, на месяц-два. Потому следователю придется ездить на эти продления и каждый раз объяснять причины пропуска сроков.
После 12 месяцев
— для продления сроков выше 12 месячного срока следователю придется выходить на федеральный уровень. Брать материалы дела и ехать в Москву.
— потому такое продление рассматривается как экстраординарное (и нежелательное) событие.