Проблемы правовой культуры российского общества
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
АХМЕТОВ Арман Серикович, доцент кафедры экономики, права и философии Павлодарского государственного педагогического института, Ph.D., ассоциированный профессор (доцент)
140000, Казахстан, г. Павлодар, ул. Мира, 60
E-mail: arman.ahmetov@mail.ru
Статья посвящена анализу правовой культуры современного общества. Целью статьи является выделение ценностных ориентиров правовой культуры Республики Казахстан в процессе развития демократического государства. Рассмотрены сущность и некоторые подходы к правовой культуре и ее особенностям. Особое внимание уделяется изучению ценностных аспектов правовой культуры в процессе развития демократического государства и формирования гражданского общества. Статья подготовлена на основе научных исследований казахстанских и зарубежных авторов по вопросам природы права, правовой культуры, ее ценностных ориентиров в процессе формирования гражданского общества и правового государства. Автор считает, что правовая культура представляет собой явление достаточно сложное и многогранное по своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Она не сводится к знанию законов, норм права, способам их применения, однако предполагает их в качестве обязательных элементов правовой системы общества. Правовая культура включает правосознание и уровень правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и упрочнения правопорядка и законности.
Формулируются выводы, что правовая культура представляет собой некие устойчивые состояния общественного сознания и социальной практики, сложившиеся на основе неоднократного повторения определенной деятельности, систематического функционирования различных структурных элементов правовой системы — права, морали, традиций.
Ключевые слова: право, культура, общество, правовая культура, демократическое государство и его ценности, гражданское общество, правовое сознание, правовое воспитание, правовое образование, абсолютные ценности человеческой личности.
PROBLEMS OF FORMATION OF THE LEGAL CULTURE OF THE MODERN SOCIETY
60, Mira st., Pavlodar, Kazakhstan, 140000
E-mail: arman.ahmetov@mail.ru
DOI: 10.12737/article_593fc3439943f8.88868960
Предпосылкой изучения правовой культуры является осознание потребности социума в качественной разработке теоретических и практических вопросов становления системы прав и обязанностей человека в условиях постоянно меняющихся экономических, социально-политических условий жизни общества и государства. На сегодняшний день мы наблюдаем необходимость создания моделей и концепций в области повыше-
ния уровня правовой культуры, развития правового сознания, правового образования и, как следствие, повышения активности населения в реализации проводимой правовой политики государства. Если рассматривать правовую культуру с сущностной стороны, то видно, что она аккумулирует в себе те правовые явления и процессы, которые соответствуют правовой действительности и правовой зрелости общества.
Процесс формирования правовой культуры проис -ходит поступательно и системно. Во-первых, должна закладываться основа (фундамент), на которой формируются представления о простых и необходимых правилах (нормах) поведения людей. Это оказывает содействие в овладении ими правовыми знаниями и умениями, что уже является основой развитого правового сознания, включающего конкретные правовые нормы в разных отраслях права (уголовного, гражданского и т. д.). Во-вторых, важна информиро -ванность населения в правовом отношении, включающая в себя освоение каждым индивидом наиболее важных правовых понятий.
Стоит отметить, что просто обладать некоторым уровнем правовых знаний недостаточно, при взаимодействии с правовыми явлениями это будет лишь поверхностно отражать способность человека выражать свою правовую волю. Здесь также важно иметь определенный уровень нравственного воспитания, чувства совести, морали и долга в глубокой взаимосвязи с правовой действительностью.
Что же представляет собой правовая культура? Существует множество подходов к изучению данного феномена. Стоит остановиться на некоторых из них.
Интересна позиция А. С. Автономова, который считает, что «правовая культура проявляется в образцах (моделях) поведения и ценностях. В правовой культуре переплетаются «рациональное» и «иррациональное». Правовая культура формируется и развивается в конкретных исторических условиях и, с одной сто -роны, опирается на право, выступая в качестве одного из правовых явлений (следовательно, существование права является обязательной предпосылкой существования правовой культуры), а с другой — явля -ется фактором обеспечения права, поскольку любые нормы, не соответствующие господствующим в обществе ценностям и преобладающим образцам (моделям) поведения, окажутся недействующими: либо они будут игнорироваться и не выполняться, либо их постараются приспособить к ценностям и моделям поведения путем толкования, правоприменительной практики и т. д. (но содержательно в результате этого нормы уже будут другими), либо нормы будут изменены или отменены»1.
Правовая культура есть социально-психологическое явление, представляющее ценность только в социально неоднородном противоречивом обществе, в котором правовая культура сможет выступать в каче -стве правовых регуляторов жизнеобеспечения этого социума. Правовая культура имеет специфическое со -держание, которое отличает ее от таких социальных явлений, как право, правоотношения и др. По сути,
1 Автономов А. С. Структурный анализ правовой культуры // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 2. С. 5—9.
она отражает уровень развитости правовых ценностей как общества в целом, так и отдельных индивидов, уровень их способности качественно создавать и эффективно применять правовые средства для достижения своих целей2.
Правовая культура — это сторона правовой действительности как особой предметной целенаправленной деятельности общества, его социальных групп, институтов и отдельных личностей, которая состоит в формировании, накоплении и усвоении правовых ценностей, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и человечества3.
Например, Т. В. Геворкян считает, что существуют две позиции правовой культуры. Согласно первой позиции — личной — акценты смещаются на свойства и качества личности. Вторая позиция — общественная, в которой внимание обращается на функционирование социального организма как целого. Составными частями логической структуры правовой культуры личности являются деонтические модальности или нормативные суждения, которые включают такие модальные операторы, как «обязательства», «разрешено», «запрещено». На основе правовых знаний и оценок и возникают нормативные суждения, которые способствуют саморегулированию правового поведения индивида4.
Любая культура делится на различные взаимодействующие культурные области. Правовая культура является одной из таких областей (вместе с нравственной, эстетической и др.). Но правовая культура по своей природе неоднородна. В ее структуру входят такие элементы, как право (система норм, созданная и охраняемая государством); правоотношения — совокупность отношений, регулируемых данными нормами; правосознание — система правовых эмоций, оценок, взглядов; законность и правопорядок — система требований точного и неукоснительного соблюдения норм; правовая активность — социально-правовое явление, охватывающее всю совокупность общих и специально-юридических признаков, которые присущи практически любому виду активности личности; уровень развития всей системы правовых актов — система оценки существующей правовой системы, отражающая эффективность применения правовых актов и способов их реализации; ментальная компонента — сложное многоуровневое нравственно-психологическое и интеллектуальное образова-
2 См.: Галстян И. Ш., Лаута О. Н. К вопросу о правовой культуре молодежи // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 1. С. 257—264.
4 См.: Геворкян Т. В. История формирования и развития пра-
вовой культуры населения // Известия Оренбургского госу-
дарственного аграрного университета. 2014. № 3. С. 236—239.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
ние, которое отражает самые глубокие черты человеческого сознания.
Правовую культуру можно представить как сово -купность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию со -циоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации). Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него, но она шире, так как включает помимо знания и оценки права юридически значимое поведение людей (положительный тип отношений к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений). Поэтому можно сказать, что правовая культура — это правосознание, реализованное в повседневной жизни (в правовых отношениях, деятельности правовых институтов, поведении людей и т. д.)5.
Вызывает интерес мнение А. С. Бондарева, который утверждает, что «правовая культура не представляет собой ту или иную сумму правовых ценностей или их характеристику. Правовая культура есть правовое свойство субъектов права. Она есть степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень их способностей качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей и воплощающих эти свои способности в социально-правовую активность»6.
С позиций вышеназванных подходов правовую культуру можно определить как культуру, обусловленную политическим, экономическим, социальным и духовным уровнем развития общества, как разновидность общей культуры, которая представляет собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей и традиций, передаваемых от поколения к поколению в порядке преемственности. Приведенное нами достаточно широкое определение можно конкретизировать указанием на уровень правового сознания общества, социальных групп и личности, а также на способ деятельности, предполагающий социально активное поведение, реальное состояние правовой жизни и уровень правового воспитания посредством качественного профессионального юридического образования.
Правовая культура представляет собой явление достаточно сложное и многогранное по своей внутренней структуре и богатству социальных связей.
6 Бондарев А. С. Правовая культура общества: проблемы понятия и структуры // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 4. С. 10—20.
Она не сводится к знанию законов, норм права, способам их применения, однако предполагает их в качестве обязательных элементов правовой системы общества. Правовая культура включает в себя правосознание и уровень правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и упрочнения правопорядка и законности.
Любое государство при реализации политики в об -ласти повышения уровня правовой культуры должно уделять внимание правовому воспитанию личности, уважению всех членов общества к существующим законам. Данные положения характеризуют степень развития правовой культуры государства. Важным вопросом остается борьба с коррупционными проявлениями во всех сферах жизни общества. Здесь важно сказать о роли правовой культуры в искоренении и предупреждении этого негативного явления.
Правовая культура как основа профилактики кор -рупции выражается в умении:
1) использовать те или иные положения закона и определять сферу их действия;
2) применять правовые знания против коррупции;
3) найти выход из запутанной правовой ситуации, а значит, использовать закон для защиты своих прав и интересов7.
Как отмечает известный российский ученый Т. Я. Хабриева, «последовательно осуществляя меры по противодействию коррупции, не следует переоценивать возможности права. Правовая регламентация, правоприменительная деятельность государственных органов еще не гарантируют окончательного решения задачи противодействия коррупции. Сегодня противодействие коррупции — это проблема идеологическая, даже мировоззренческая. Необходима систематическая деятельность по формированию антикоррупционного правосознания и правовой культуры личности и общества. В решении подобного рода задач важная роль отводится образованию, правовому воспитанию и просвещению, а также антикоррупционной пропаганде»8.
По мнению В. Ю. Голубовского и Т. Н. Синюковой «правовое воспитание есть планомерный, управляе -мый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан России всей совокупностью право -воспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких
7 См.: ПустоваловаИ. Н. Формирование правосознания — основное условие деинституализации коррупционных отношений // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1. С. 140—145.
8 Хабриева Т. Я. Коррупция и правопорядок в фокусе современной юридической доктрины // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4. С. 5—12.
и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения, нетерпимости к коррупционным явлениям»9.
Основными направлениями правового воспитания в современном обществе можно считать:
формирование правосознания и правовой культуры в семье;
обучение основам права и воспитание правовой культуры в школе;
профессиональную правовую подготовку в высших учебных заведениях юридического (и родственного) профиля; самовоспитание;
распространение правовых знаний средствами мас -совой информации;
выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;
осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;
создание компьютерных баз данных, распространение правовой информации через Интернет.
Повышение уровня правовой культуры во многом зависит даже не столько от объема полученных правовых знаний, сколько от умения их правильно использовать в повседневной жизни. Значение правового воспитания возрастает в зависимости от его практической (прикладной) составляющей — от осознания того, насколько приобретенные знания и навыки могут быть полезны и востребованы при решении задач каждого дня. Право должно быть реализовано, поставлено на защиту. Только право, основанное на высоких духовно-нравственных принципах, позволит гармонизировать сознание человека и окружающее его пространство. Правовое воспитание позволит прочно связать жизнь подростка с правом, продемонстрирует великую честь и ответственность стоять на защите справедливости, гуманности, уважения и стремления к совершенствованию всего вокруг себя, используя для этого нормы права, морали и нравственности10.
Преобразование условий жизни является определяющим фактором развития культуры, что находит отражение в ее содержании. Решающую роль в развитии правовой культуры играют осознание и реали -зация общественных интересов и потребностей. Интерес в праве носит объективный характер, но при этом необходимо различать реально существующий интерес и его отражение в правосознании и в правовых нормах. Поэтому содержание правовой культу-
10 См.: Каландаришвили З. Н., Хаванова Т. В. Характерные
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
особенности формирования правовой культуры на современном этапе развития российского общества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2. С. 365—368.
ры коренится в диалектической связи общественных и индивидуальных интересов11.
Формирование и развитие правовой культуры населения возможны только при решении следующих задач.
1. В основополагающих началах и принципах пра -вовой системы государства важно обеспечить необходимую правовую ориентацию. Здесь необходимо выделить разделение принципов правовой системы на отраслевые, межотраслевые и конституционные. Знание этих принципов позволит каждому индивиду понимать сущность и содержание права, формировать собственные правовые знания и убеждения, участвовать в правовых реформах, быть инициатором новых идей и концепций.
2. Для расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права необходимо создать «социально-правовую базу». Это необхо -димо для формирования социальной зрелости граждан и правовой грамотности, что будет характеризовать их правовое поведение и осознание правовой ответственности. Это станет предпосылкой для нормального функционирования государства с высоким уровнем правовой культуры, причем не только работников юридической сферы, но и каждого индивида.
3. Важно обеспечить непосредственным носителям прав и обязанностей условия для борьбы за свои законные интересы. Это означает создание условий для исключения правовой пассивности, нетерпимости к правовому нигилизму и коррупционным проявлениям, воспитания чувства законности и справедливости у каждого гражданина.
4. Необходимо на постоянной основе проводить ра -боту по профилактике правонарушений. Здесь важно вести борьбу с правовым нигилизмом, слабой инфор -мированностью населения о существующих законах, постоянную работу по совершенствованию законодательства, организации открытых встреч по разъяснению нового законодательства и т. д.
5. Важно осуществлять правовую активизацию населения. От активности и действенности каждого индивида зависит стабильный правопорядок в обще -стве. Это будет формировать у каждого гражданина чувство гражданского долга.
Процесс повышения уровня правовой культуры предполагает постоянную работу с гражданами, качественный и высокий уровень преподавания в вузах и других учреждениях образования дисциплин правового профиля (разработка новых образовательных программ), высокопрофессиональное кадровое обеспечение законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Важно знать и понимать, что вовлечение сразу больших масс населения в правовую деятельность не принесет желаемого эффекта,
11 См.: Клевцова Н. А. Теоретические подходы к исследованию правовой культуры // Территория науки. 2016. № 1. С. 134—138.
так как это будет нерационально. Для начала необходимо преодолеть барьер правовой безграмотности и такое отрицательное явление, как правовой нигилизм, а также бороться с коррупционными проявлениями во всех сферах общества.
Достижение поставленных целей и решение существующих проблем в области повышения правовой культуры основываются на разработке основных направлений повышения правовой культуры общества. Мы предлагаем развивать следующие направления:
1) дальнейшее исследование и выявление особенностей таких понятий, как «право», «законность», «правосознание»;
2) совершенствование нормативно-правовой базы в области реализации правовой политики на постоянной основе;
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
3) развитие уровня профессиональной правовой деятельности;
4) активизацию и апробацию достижений научных исследований;
5) развитие правового образования в соответствии с международными стандартами системы образования;
6) анализ, систематизацию и контроль полученных результатов.
Таким образом, правовая культура представляет собой некие устойчивые состояния общественного сознания и социальной практики, сложившиеся на основе неоднократного повторения определенной деятельности, систематического функционирования различных структурных элементов правовой системы — права, морали, традиций и т. д.
Автономов А. С. Структурный анализ правовой культуры // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 2.
Бондарев А. С. Правовая культура общества: проблемы понятия и структуры // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 4.
Галстян И. Ш., Лаута О. Н. К вопросу о правовой культуре молодежи // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 1.
Геворкян Т. В. История формирования и развития правовой культуры населения // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 3.
Голубовский В. Ю., Синюкова Т. Н. Правовая культура как основа профилактики коррупции // Юридическая техника. 2016. № 10.
Каландаришвили З. Н., Хаванова Т. В. Характерные особенности формирования правовой культуры на современном этапе развития российского общества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2.
Клевцова Н. А. Теоретические подходы к исследованию правовой культуры // Территория науки. 2016. № 1.
Петров А. В. О единстве содержания правовой культуры // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. № 3.
Пустовалова И. Н. Формирование правосознания — основное условие деинституализации коррупционных отношений // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Хабриева Т. Я. Коррупция и правопорядок в фокусе современной юридической доктрины // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4.
-о
Для низкого уровня обучаелюсти характерно то, что сформирован-ность всех основных показателей обучаемости учащихся математике, находится на низком уровне. Учащиеся с таким уровнем обучаемости не могут успешно обучаться в школе.
Библиографический список
2. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3.И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981.
3. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для пед. вузов / И.П. Подла-сый. — М.: Просвещение, ВЛА-ДОС, 1996.
УДК 37
Сироткин Олег Евгеньевич
Кандидат педагогических паук, доцент кафедры детской психологии факультета педагогики и практической психологии педагогического института Южного Федерального Университета о1.5П’0!к I п2010@vaiidex.ru Ростов-на-Дону
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Sirotkin Oleg Evgenevich
THE PROBLEMS OF FORMING THE CIVIL AND LEGAL CULTURE OF CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY
В современном российском обществе происходят глубокие процессы, направленные на демократическое преобразование в социально-политической и экономических сферах жизни общества. Основная цель этих процессов заключается в формировании правового государства, призванного соблюдать и защищать права и свободу человека и гражданина. Однако, построение цивилизованного общества, опирающегося на верховенство права, невозможно без прочного фундамента, который складывается из развитого правосознания и гражданско-правовой культуры широких масс населения.
Сейчас на верхний и средний слои социального российского общества, являющиеся главными двигателями разного вида реформ, приходится четверть экономически активного населения. В развитых странах Запада
состоящий из аналогичных социально-профессиональных групп средний класс представляет собой основную часть населения и занимает значительно более высокое положение. Сочетание этих черт придает ему роль социального стабилизатора общества. В России соответствующие группы развиты слабее, обладают иными социокультурными характеристиками и имеют гораздо более низкий статус. Средний слой, проходит здесь «эмбриональную стадию». Тем не менее его роль в жизни общества и в трансформационном процессе весьма велика и в дальнейшем будет усиливаться. Подавляющее большинство россиян относятся к сравнительно слабо дифференцированному базовому слою общества. Содержание их труда в основном соответствует индустриальной ступени развития общества. Общественная значимость этого слоя связана с тем, что он концентрирует основную часть трудового и потребительского потенциала России, ее электората и армии. По сравнению с верхним и средним слоями, его интересы слабее артикулированы, а поведение в деловой и политической сферах отличается меньшей активностью.
Социальные слои российского общества обладают разным деятельностно-адаптационным потенциалом, т.е. неодинаковой способностью включаться в формирование новых общественных институтов, участвовать в их развитии и укреплении, использовать их в своих интересах, активно адаптироваться к меняющейся реальности и в результате улучшать или хотя бы сохранять свой статус. Отсюда качественно различная роль этих слоев в трансформационном процессе. Способность к активной социально-инновационной деятельности и эффективному адаптационному поведению существенно зависит от развития гражданско-правовой культуры.
Все еще актуальными остаются слова выдающегося русского мыслителя, правоведа, философа И.А. Ильина, который писал, что государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца.
Государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. При этом важным признается воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В силу этого гражданско-правовое воспитание личности относится к числу ключевых проблем.
Современная социокультурная ситуация в России такова, что гражданская, правовая позиция не является безусловной ценностью. Иерархия ценностных ориентаций российской молодежи остается такой же, как и десятилетия назад, хотя они не решаются признаться в этом своим сверстникам . По мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем гражданского сознания. Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит
учебным заведениям (школе, ВУЗу и др). В «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» подчеркивается, что в современном обществе приоритетными ориентирами для воспитания личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.
Решение актуальных проблем современного этапа развития российского общества, заключается в построении правового государства, в построение гражданского общества и в воспитании социально ответственного гражданина. Все эти вопросы оказываются тесно связанными с обновлением целей, форм и содержанием гражданско-правового воспитания и обучения. В настоящее время российское образование начинает переориентироваться на формирование у граждан России таких качеств, как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления, среди которых усиление воспитательного потенциала образовательного процесса и организация эффективного гражданского образования.
Гражданское образование — одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий развития образования, при определении основных направлений школьной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений, так как при системном подходе оно способствует воспитанию внутренней свободы личности, участию ее в системе социализации. При отсутствии гражданской культуры и как некой «социальной формы», организующей («формующей») социальность в целом, и как привычки (даже как определенной анонимной личностной структуры) каждого отдельного человека гражданское общество создать невозможно (Г.Зиммель). Осваивая основы гражданско-правовой культуры, личность учится самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества. Гражданская культура — важнейший показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах. Гражданская культура выступает как выражение институционального — в нормативном его понимании — уровня гражданского общества. Вместе с тем, не стоит забывать о том, что гражданская культура, как собственно и любая культура, не может быть ни практически, ни теоретически отделена от индивида — в нем она рождается, в нем же получает свой законченный вид .
Неотъемлемой частью гражданского образования и воспитания является правовое образование, как необходимая и важная составляющая социальной адаптации личности. Право, как ни одно из других явлений общественной жизни, может претендовать на роль «инструмента» гражданского общества и любого гражданина как социального субъекта. Центральной
частью гражданских умений и навыков гражданской компетентности являются правовые ценности, правовые умения и навыки: представления о равенстве, свободе, законности, правопорядке. Правовые знания, установки и ценности организуются в систему ценностных ориентаций, которые важны в сфере реализации права. Знание и восприятие (осознание) положительного права молодыми гражданами является несомненным условием их правовой защищенности.
Гражданско-правовое воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств и гражданских ценностей, к которым можно отнести: самоопределение личности, уважение прав и свобод, уважение человеческого достоинства, уважение к институтам гражданского общества, уважение к нормам и правилам современной демократии, справедливость, равенство человека перед законом, общественное благо, уважение к национальным традициям, ценность политического многообразия, патриотизм, готовность к разумному компромиссу, толерантность и др., а так же сформировать у личности определенные компетентности, такие как:
— Компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина).
— Компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере рыночных отношений, трудовом и административном законодательстве, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики).
— Компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать и использовать в нужных целях, критически мыслить).
«Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества». Под правовой культурой понимается «определённый уровень правового мышления и чувств восприятия правовой действительности», а также «надлежащую степень знания населением законов и высокий уровень уважения норм права, их авторитета». Правовая культура включает в себя «специфические способы правовой действительности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.)» , законы и системы законодательств, судебная практика как результат правовой деятельности. Изобретение законов тоже следует понимать как правовую ценность.
Правовая культура может быть рассмотрена с двух сторон: личной, когда акценты смещаются на личностные свойства и качества, и общественной, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Правовая культура формируется постепенно. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим человек овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т.д. права), положения правовой теории, и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет насколько информировано в правовом отношении общество, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.
Рассуждая о правовой культуре, представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. При этом следует иметь в виду, что для одного общества на определённом этапе развития будут действительна одна свойственная только ему система оценок. Это результат того, что «разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере» . Иными словами, существует проблемы в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных ценностей. Тем не менее, эти препятствия преодолимы.
История выработала уже некоторые общецивилизационные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К их числу следует отнести:
«формирование чувств права и законности; освоение достижений логико-правового мышления;
^ совершенствование законодательства;
повышение уровня правовой деятельности;
V» увеличение объёма и качественное совершенствование право-
послушного поведения;
^ совершенствование юрисдикционной или иной правопримени-
тельной деятельности;
^ разделение полномочий законодательных, исполнительных и
судебных учреждений;
^ изучение памятников права и правоприменительной практики
как основы юридического образования».
Повышение уровня правовой культуры общества предполагает работу с гражданами, качественное преподавание права в вузах и других учебных
заведениях, надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Утопично думать, что вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, позволит повысить уровень правовой культуры. Это нерационально и практически невозможно. Одно из условий развития правовой культуры — преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм.
Государство придаёт большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества. Для формирования правовой культуры необходимо учитывать ряд задач.
Во-первых, «обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства». Эти принципы, исходные руководящие идеи правовой системы, подразделяются на отраслевые (например, единобрачие, добровольность вступления в брак
— это принципы семейного права), межотраслевыми (гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону — принципы гражданского процессуального и уголовного процессуального права), основными конституционными. Знание основных принципов правовой системы позволяет глубоко понять общественную сущность права, его разумность и необходимость, способствует переходу правовых знаний в убеждения.
Во-вторых, «создать базу для значительного расширения объёма и повышения уровня правового поведения адресатов права». Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но организованность общественных отношений, их подчиненность общественному порядку. Правовое поведения людей означает понимание людьми справедливости и полезности правовых установок, их ответственности перед обществом и государством за свои поступки. Другими словами «правовое поведение основано на социальной зрелости и юридической грамотности граждан». Всё это представляет собой общественно полезное явление, которое считается предпосылкой нормального функционирования гражданского общества с развитой правовой культурой.
В-третьих, «обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы» преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры — чувство законности и справедливости — должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на возникающие трудности. Однако противодействие несправедливости не должно превышать пределов необходимой защиты. Например, нельзя «распускать руки» в ответ на словесное оскорбление в общественном месте. Для этого есть другие, законные меры. Их выбор впрямую зависит от уровня сформированности правовой культуры.
В-четвертых, «осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности» и вести борьбу на преодоление правового нигилизма, которое овладело за последнее время массовым сознанием. Такой нигилизм коренится в правовом невежестве граждан и должностных лиц, их слабой информированности о законах, а также в умышленном, или скорее неосознанном желании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощутимые выгоды при минимальном риске подвергнуться санкциям. Чтобы искоренить правовой нигилизм следует обратить внимание на качество самих законов, которые являются причиной подрыва доверия народа к законодателю.
В-пятых, «активизировать правовое поведение». От активности, действенности позиции каждого в борьбе с нарушениями законности зависит стабильность правопорядка в обществе. Поэтому большое значение имеет способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности.
Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание—это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом. Содержанием правового воспитания является приобщение шодей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей».
Педагогическим работникам важно в своей работе обращать внимание на основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры личности. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.
Другим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы — приёмы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка» . К ним относятся многообразные приёмы эмоционального, педагогическо-
го воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике. К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная его цель — «воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России» , овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства» . Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.
Система мероприятий правового всеобуча включает в себя работу специальных правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых осуществляют государственные и общественные органы как на коммерческой, так и на бюджетной основе. Задача правового всеобуча — ознакомить общество с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищённости, а следовательно и уровень правовой культуры, выше, чем в России. К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества и не всегда опыт других стран можно применить в России. Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества.
Средствами формирования правовой культуры являются популяризация права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
В настоящее время существуют проблемы в процессе формирования гражданско-правовой культуры. Это, в первую очередь, правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое проти-
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
воречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования гражданско-правовой культуры.
Библиографический список
1. Васильев, В.А. Юридическая психология / ВА. Васильев. — СП б,: Питер Ком, 1998, -656 с.: ил (Серия «Мастера психологии»),
2. Ведерников, П. В. Гражданское лидерство как социальный феномен / П. В. Ведерников // Без темы. — 2008. — № 1(7). — С. 19-25.
3. Горшков, М. Социальная структура российского общества и ценности демократии / М. Горшков. — М., 2004.
5. Никитин, А.Ф. Что такое правовая культура? / А.Ф. Никитин. — М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
6. Марченко, М.Н. Теория государства и права : учебник / М.Н. Мар-чен-ко. — М. Юрид. Лит. 1996 — 432 с.
8. Теория государства и права : учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Н. Манова — М.: Изд-во БЕК, 1996. — 336 с.
11. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия : учебное пособие. — М. «Юристъ», 1998. — 944 с,
12.Якушев, A.B. Теория государства и права (конспект лекций) / A.B. Якушев. — М.: «Издательство ПРИОР», 2000. — 192 с.
7 февраля 2018 года студенты Ростовского филиала Российской таможенной академии приняли участие в Межвузовской научно-практической конференции «Межотраслевые проблемы формирования правовой культуры в молодежной среде», которая проводилась Донским государственным техническим университетом в г. Ростове-на-Дону.
В работе конференции принимали участие студенты Донского государственного технического университета, Ростовского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия, Южного университета (ИУБиП), Ростовского государственного университета путей сообщения и др.
В рамках конференции работало семь секций, в том числе секция уголовного права и криминологии. На секции уголовного права и криминологии было заслушано 22 сообщения, в том числе доклады:
1. Костенко Арины — студентки 2 курса гр. Юб03/1601 Ростовского филиала Российской таможенной академии на тему: «Проблема применения нормы о необходимой обороне» (научный руководитель к.ю.н., доцент Подройкина И.А.);
2. Филатовой Эльвиры — студентки 2 курса гр. Юб03/1503 Ростовского филиала Российской таможенной академии на тему: «О целях наказания» (научный руководитель к.ю.н., доцент Подройкина И.А.);
3.Грачевой Евгении – магистрант 2 года обучения гр. Юм02/16013В Ростовского филиала Российской таможенной академии на тему: «Дисциплинарное производство как вид административного права» (научный руководитель к.ю. н, доцент Рыбак С.В.);
По итогам конференции жюри наградило дипломом I степени студентку 2 курса Ростовского филиала Российской таможенной академии Костенко Арину, дипломом II степени студентку 2 курса Филатову Эльвиру.
Поздравляем Костенко Арину и Филатову Эльвиру с победой!