Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Приказ ГП 53

25.05.2020 by admin

В целях реализации положений приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25.12.2012 № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

Заместителям прокурора области, прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур:

1.1. Принять организационные и практические меры по неукоснительному исполнению приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25.12.2012 № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (далее – Приказ № 465);

1.2. Лично, не реже одного раза в квартал поддерживать государственное обвинение преимущественно по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, особо значимым делам о преступлениях коррупционной направленности, других преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность;

1.3. Руководителям структурных подразделений аппарата прокуратуры области (Кузнецов В.В., Королева Г.И., Мороз Н.А.), их заместителям, старшему помощнику прокурора области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму (Гузев Ю.А.) поддерживать государственное обвинение не реже одного раза в полугодие. При назначении государственных обвинителей из числа оперативных работников непрофилирующих подразделений руководствоваться закрепленными за ними сферами надзорной деятельности;

1.4. Поддержание государственного обвинения по делам областной подсудности осуществлять, как правило, работникам уголовно-судебного отдела прокуратуры области, а в исключительных случаях – наиболее квалифицированным работникам других подразделений аппарата прокуратуры области или нижестоящих прокуратур по поручению руководства прокуратуры области.

Поддержание государственного обвинения в городских, районных судах, у мировых судей поручать, в основном, работникам городских, районных, межрайонных и специализированных прокуратур. Участие работников уголовно-судебного отдела прокуратуры области осуществлять по таким делам по указанию прокурора области либо заместителя прокурора области, курирующего вопросы обеспечения участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;

1.5. Письменное поручение прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур о поддержании государственного обвинения по делам, обвинительные заключения по которым утверждены прокурором области или его заместителями, давать курирующим заместителем прокурора области;

1.6. Руководителям структурных подразделений аппарата прокуратуры области (Кузнецов В.В., Королева Г.И., Мороз Н.А.), старшему помощнику прокурора области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму (Гузев Ю.А.):

1.6.1. По уголовным делам, подсудным областному суду:

после изучения материалов уголовных дел, поступивших с обвинительным заключением (обвинительным актом), постановлением о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, передавать их для изучения в уголовно-судебный отдел прокуратуры области;

по результатам изучения дел, с учетом мнения уголовно-судебного отдела прокуратуры области представлять письменные предложения о возможности направления дел в суд или мерах по устранению выявленных недостатков;

уголовные дела указанной категории докладывать руководству прокуратуры области для принятия решения в порядке ст. 221 УПК РФ не позднее, чем за 2 дня до истечения срока, указанного в ч. 1 ст. 221 УПК РФ;

1.6.2. Надзорные производства по уголовным делам с копией обвинительного заключения или обвинительного акта передавать в уголовно-судебный отдел прокуратуры области не позднее дня, следующего за днем направления уголовного дела в суд;

1.6.3. Осуществлять надлежащее взаимодействие с государственными обвинителями до вступления приговора в законную силу, принимать исчерпывающие меры по устранению допущенных по делу нарушений и
восполнению пробелов предварительного расследования на судебных стадиях уголовного судопроизводства;

1.7. Начальнику уголовно-судебного отдела (Смирнов Д.В.):

1.7.1. Организовать участие государственных обвинителей в рассмотрении дел в первой и апелляционной инстанциях в областном суде.

Обеспечить назначение государственных обвинителей по уголовным делам, рассматриваемым областным судом в первой инстанции, с момента направления уголовного дела в суд, в необходимых случаях инициировать создание группы государственных обвинителей.

По особо значимым уголовным делам либо делам, представляющим сложность для изучения в силу значительного объема, участие в рассмотрении дела апелляционной инстанцией областного суда может быть поручено прокурору, принимавшему участие в заседании суда первой инстанции. В необходимых случаях участие в рассмотрении дела судом второй инстанции может быть поручено лицу, принесшему апелляционное представление;

1.7.2. Контролировать вопросы формирования надзорных производств по уголовным делам, рассматриваемым судом апелляционной инстанции;

1.7.3. Вести учет работы государственных обвинителей из числа работников аппарата прокуратуры области;

1.7.4. Ежеквартально анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судом апелляционной инстанции, вносить предложения, направленные на улучшение этой работы, оказывать прокурорам необходимую методическую помощь;

1.8. Прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур:

1.8.1. По уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены прокурором области или его заместителями, назначать наиболее квалифицированных государственных обвинителей. Лично контролировать ход судебного разбирательства по таким делам и не позднее дня, следующего за днем оглашения судебного решения, о результатах рассмотрения дела, существе принятого решения, его законности и дальнейших действиях информировать докладной запиской руководителя прокуратуры области, поручившего поддерживать государственное обвинение.

По окончании процесса при вступлении приговора или иного судебного решения в законную силу надзорное производство с рапортом государственного обвинителя, копиями судебных решений незамедлительно возвращать в прокуратуру области;

1.8.2. Обеспечить надлежащий контроль за работой государственных обвинителей и учет рассмотренных судами уголовных дел;

1.8.3. Организовать предоставление в уголовно-судебный отдел прокуратуры области не менее чем за 5 дней до окончания срока обжалования предварительно изученные судебные решения с выработанной позицией об их законности и обоснованности по уголовным делам, по которым приняты решения об изменении квалификации, о назначении за совершение тяжких и особо тяжких преступлений наказания, не связанного с реальным лишением свободы, об отказе от обвинения полностью или частично, о прекращении по нереабилитирующим основаниям дел о преступлениях в отношении несовершеннолетних, в сфере экономической деятельности, экстремистской направленности, против правосудия, а также следствием которых явилась смерть потерпевшего;

1.8.4. О случаях полного или частичного оправдания, изменения квалификации, исключения отдельных эпизодов преступлений либо их совокупности незамедлительно информировать старшего помощника прокурора области по оперативному учету и статистике;

1.8.5. В соответствии с требованиями приказа № 465 взаимодействовать с транспортными и иными специализированными прокурорами при поддержании обвинения по уголовным делам, обвинительные заключения по которым утверждены этими прокурорами;

1.8.6. Обеспечить направление в уголовно-судебный отдел прокуратуры области для формирования материалов надзорного производства копии документов, указанных в п. 19 приказа № 465, в 3-дневный срок с момента обжалования сторонами судебного решения;

1.8.7. Ежеквартально анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, оказывать подчиненным прокурорам необходимую методическую помощь. О выявленных в процессе судебного разбирательства просчетах и ошибках предварительного расследования направлять информацию соответствующим руководителям;

1.8.8. В рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговоров, в Приморском районном суде участие работников прокуратуры обеспечивать Архангельскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в районных судах г. Архангельска – прокурору г. Архангельска;

1.9. Государственным обвинителям:

1.9.1. В процессе проведения предварительных слушаний, рассмотрения дела по существу при решении вопросов о представлении суду доказательств, опровержении доводов защиты и т.п. активно взаимодействовать со следователями и прокурорами, осуществляющими надзор за расследованием уголовного дела;

1.9.2. По делам, направленным в суды руководителями прокуратуры области, вопросы о возвращении дела прокурору, полном или частичном отказе от обвинения, изменении квалификации, прекращении уголовного дела решать по результатам доклада заместителю прокурора области, поручившему организацию поддержания государственного обвинения;

1.9.3. Приобщать к надзорному производству по уголовному делу материалы подготовки к судебному процессу (копии материалов дела, имеющие доказательственное значение), а также материалы, отражающие ход рассмотрения дела в суде, его результаты;

1.9.4. С момента получения поручения о поддержании государственного обвинения контролировать прохождение уголовного дела на всех стадиях уголовного судопроизводства до вступления приговора в законную силу, особое внимание обращать на законность промежуточных судебных решений, наличие жалоб и ходатайств со стороны защиты;

1.9.5. При выявлении в процессе судебного рассмотрения дел нарушений закона, требующих применения мер прокурорского реагирования, соответствующую информацию, в том числе, через своих руководителей, доводить до сведения заинтересованных подразделений.

Приказ прокурора области от 26.04.2010 № 56 «Об организации работы по поддержанию государственного обвинения» считать утратившим силу.

Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей прокурора области по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям прокурора области, прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур, ознакомить работников аппарата.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРОКУРОРОВ В СУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 3 июня 2002 г. N 28 (Д) Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации, закрепив ведущую роль прокурора в уголовном преследовании, ввел новые процедуры уголовного судопроизводства, которые требуют существенного повышения качества поддержания государственного обвинения и укрепления корпуса государственных обвинителей. Одним из главных принципов уголовного судопроизводства стала состязательность сторон. Бремя доказывания вины подсудимого возложено исключительно на сторону обвинения, причем отказ государственного обвинителя от поддержания обвинения является обязательным для суда. Введена стадия предварительного слушания уголовного дела, в которой рассматриваются вопросы как назначения судебного разбирательства, так и допустимости доказательств. Отменен институт возвращения уголовных дел для дополнительного расследования. Право апелляционного и кассационного обжалования приговоров, не вступивших в законную силу (внесение представлений), предоставлено только государственным обвинителям. По новым нормам в этих стадиях возможно непосредственное исследование имеющихся и вновь представленных доказательств. По отдельным категориям дел вводится особый порядок принятия судебного решения с согласия прокурора. Изменен не только процессуальный порядок, но и суть пересмотра приговоров в порядке надзора. Они могут быть пересмотрены только в сторону улучшения положения осужденного. Эти и иные новации закона требуют от всех сотрудников органов прокуратуры, участвующих в судебном разбирательстве, высочайшей организации работы, профессионализма, личной ответственности. Активность и процессуальное мастерство государственного обвинителя в представлении и исследовании доказательств становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление. В целях обеспечения надлежащей реализации прокурорами полномочий в судебных стадиях уголовного судопроизводства, законности и обоснованности поддержания государственного обвинения и руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю: 1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и иным специализированным прокурорам считать участие в рассмотрении уголовных дел судами одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры. Исходя из этого: 1.1. Постоянно совершенствовать работу по поддержанию государственного обвинения как одного из действенных средств борьбы с преступностью. Участие в судебном разбирательстве уголовных дел считать первостепенной служебной обязанностью всех прокурорских работников. 1.2. Обеспечить участие прокуроров в судебном разбирательстве всех уголовных дел публичного и частно — публичного обвинения, в том числе и в рассмотрении дел, возбужденных в соответствии с ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК РФ, мировым судьей. 1.3. Руководителям прокуратур регулярно лично поддерживать государственное обвинение. 1.4. До особого распоряжения исключить поручение поддержания государственного обвинения в суде должностным лицам органа дознания и следователям. 1.5. По делам с обвинительным заключением, утвержденным Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями, государственных обвинителей назначать руководству прокуратуры Российской Федерации. 1.6. По делам, подсудным верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, государственных обвинителей назначать руководству прокуратур соответствующих субъектов Российской Федерации. 1.7. Назначать государственных обвинителей заблаговременно, с тем чтобы обеспечить тщательное изучение ими материалов уголовного дела. При этом учитывать характер, объем и сложность дела, квалификацию и опыт работы прокурора, которому поручается поддержание обвинения. По наиболее сложным делам при необходимости создавать группы государственных обвинителей, распределяя их обязанности применительно к особенностям дела. 1.8. Поручения о поддержании государственного обвинения подчиненным прокурорам давать в письменной форме с передачей надзорного производства. 1.9. Принимая во внимание, что в ходе предварительного слушания могут <…> возвращении уголовного дела прокурору, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, обеспечить обязательное участие прокурора в этой стадии уголовного судопроизводства, поскольку бремя опровержения доводов защиты о недопустимости доказательств лежит на прокуроре. 1.10. Учитывая, что ответственность за обоснованность возбуждения уголовного преследования, направления дела в суд возложена на прокурора, а пересмотр судебного решения в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения допускается только при наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств, при расхождении позиции государственного обвинителя с содержанием предъявленного обвинения безотлагательно принимать согласованные меры, обеспечивающие в соответствии с ч. 4 ст. 37 УПК РФ законность и обоснованность государственного обвинения. В случае принципиального несогласия прокурора с позицией государственного обвинителя в соответствии со ст. 246 УПК РФ решать вопрос о замене государственного обвинителя либо поддерживать обвинение лично тому прокурору, который утвердил обвинительное заключение или обвинительный акт. 1.11. Иметь в виду, что новым процессуальным законодательством исключена возможность возвращения дела прокурору для дополнительного расследования, в силу чего существенные нарушения уголовно — процессуального закона, допущенные в досудебном производстве, могут привести к постановлению оправдательного приговора. Считать нарушением служебного долга направление прокурором такого дела в суд, как и требование о вынесении обвинительного приговора при отсутствии доказательств виновности подсудимого либо необоснованный отказ государственного обвинителя от обвинения. 2. Государственным обвинителям всемерно способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения. 2.1. При определении своей позиции относительно наказания строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание. 2.2. Во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о назначении дополнительного наказания, о возмещении причиненного преступлением материального ущерба, компенсации морального вреда. 2.3. В соответствии с ч. 2 ст. 73 УПК РФ при судебном разбирательстве уголовного дела выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, и предлагать суду при наличии оснований вынести частное определение. 2.4. По окончании рассмотрения уголовного дела судом не позднее дня, следующего за днем провозглашения судебного решения, рапортом докладывать прокурору о результатах исполнения поручения, копии судебных решений приобщать к надзорному производству. 3. Руководителям прокуратур обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Иметь в виду, что право апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю. 4. В суде кассационной инстанции участвовать прокурорам из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя. В связи с тем, что судебное разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты. 5. Государственным обвинителям, прокурорам активно участвовать в исследовании доказательств не только в суде первой инстанции, но и в суде второй инстанции, который вправе непосредственно исследовать доказательства, в том числе вновь представленные сторонами. При этом тесно взаимодействовать с должностными лицами, производившими предварительное расследование, использовать в строгом соответствии с требованиями процессуального закона имеющуюся у них информацию. Поскольку пересмотр в порядке надзора необоснованных оправдательного, а также обвинительного приговоров, постановления и определения суда по мотивам, влекущим поворот к худшему, не допускается, такое необоснованное судебное решение должно быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке. Пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления расценивать как дисциплинарный проступок. В случае обжалования судебного решения другой стороной и отсутствия оснований для принесения представления в обязательном порядке выражать свое отношение к существу жалобы посредством соответствующих возражений (ст. 358 УПК РФ). 6. Особое внимание государственным обвинителям уделять качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений, которые должны строго соответствовать закону и материалам дела, быть конкретными, ясными и мотивированными. По результатам рассмотрения дела прокурору, принимавшему участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, составлять соответствующее заключение. 7. В связи с тем, что ст. 125 УПК РФ устанавливает судебный порядок обжалования постановлений дознавателя, следователя, прокурора, а также их действий (бездействия), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, обеспечить при рассмотрении таких жалоб участие прокурора в судебном заседании. 7.1. В суде первой инстанции принимать участие должностным лицам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. В пересмотре судебных постановлений, вынесенных по результатам рассмотрения указанных жалоб, принимать участие прокурорам подразделений, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В необходимых случаях в указанных судебных инстанциях по указанию руководителей прокуратур могут участвовать и другие прокуроры. 8. Государственным обвинителям при даче согласия на особый порядок принятия судебного решения убеждаться в наличии оснований для такого порядка судебного разбирательства (ст. 314 УПК РФ), обязательно принимать в нем участие, с тем чтобы в случае вынесения судьей незаконного и необоснованного приговора иметь возможность принести кассационное представление. 9. Обеспечить законность и обоснованность надзорных представлений прокуроров о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Необоснованное решение судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления обжаловать председателю соответствующего суда либо его заместителю. 9.1. Поскольку прокурор как сторона в уголовном процессе в стадии производства в надзорной инстанции не вправе истребовать материалы уголовного дела, принимать жалобы к производству от лиц (ст. 402 УПК РФ), имеющих право обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда с приложением к ним обжалуемых судебных постановлений. В необходимых случаях предлагать приложить к ним копии и иных процессуальных документов, подтверждающих доводы заявителя (ст. 404 УПК РФ). 9.2. При проверке жалобы помимо судебных решений использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копии иных процессуальных документов, при необходимости знакомиться с материалами дела в суде. По результатам проверки выносить постановление об отказе в принесении представления в порядке надзора либо готовить проект представления. О принятом решении уведомлять заявителя. 9.3. В связи с тем, что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление, прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания для обращения с проектом надзорного представления к вышестоящему прокурору. 9.4. Прокурорам до рассмотрения дела судом надзорной инстанции готовиться к судебному заседанию, знакомиться с материалами уголовного дела в суде, истребовавшем дело, по результатам ознакомления составлять заключение, изучать законодательство, необходимое для правового обоснования своей позиции. 9.5. Иметь в виду, что в соответствии с законом (ст. 407 УПК РФ) участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрении надзорной жалобы. 9.6. В заседании президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда принимать участие руководителям прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам. 9.7. В заседании Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации участвовать соответственно прокурорам управлений по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры. 9.8. В заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимать участие Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям. 9.9. В случае необоснованного отклонения надзорного представления судом надзорной инстанции либо несогласия с принятым судебным решением по жалобе стороны защиты ставить в пределах установленной компетенции, с приложением всех необходимых материалов, вопрос перед вышестоящим прокурором о внесении соответствующего надзорного представления в вышестоящий суд. 10. Руководителю прокуратуры при оценке качества и эффективности участия прокурора в рассмотрении дела судом исходить из его реального вклада в принятие судом законного, обоснованного и справедливого решения, учитывать проявленные активность, профессиональное мастерство и объективность занятой позиции. Стремиться к тому, чтобы оценка деятельности прокурора способствовала развитию его творческой инициативы, служила стимулом к надлежащему выполнению им служебного и нравственного долга. 11. Управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам, отраслевым управлениям и отделам регулярно анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, практику принесения апелляционных, кассационных и надзорных представлений, используя результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуратур, повышения качества государственного обвинения и устранения ошибок, допускаемых при расследовании уголовных дел. 12. Обратить особое внимание на совершенствование профессионального мастерства государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. В этих целях организовать надежную систему профессиональной учебы; постоянно совершенствовать учебно — методический процесс, привлекая к участию в проведении учебных мероприятий опытных практических работников, а там, где это возможно, — ученых — юристов; изучать и распространять положительный опыт работы; внедрять в практику хорошо зарекомендовавшие себя формы обучения, в том числе деловые игры; развивать и поощрять творческую активность прокуроров и стремление их к самосовершенствованию, повышать роль и ответственность руководителей прокуратур городского и районного звена за качественную подготовку государственных обвинителей к участию в судебных заседаниях. 13. Использовать средства массовой информации для пропаганды деятельности государственных обвинителей. Обеспечить достоверность материалов, подлежащих опубликованию, их юридическую обоснованность. 14. Всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам поддерживать постоянное взаимодействие и осуществлять обмен опытом по вопросам, возникающим в практике обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел и принесения представлений на неправосудные судебные решения. 15. Управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации постоянно совершенствовать организацию контроля за деятельностью нижестоящих прокуроров. Регулярно анализировать состояние работы по участию прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, практику применения уголовного и уголовно — процессуального законодательства, тенденции ее изменения и вырабатывать соответствующие рекомендации. Своевременно выявлять потребности корпуса государственных <…> проблем укрепления законности и правопорядка, управлением методического обеспечения разрабатывать необходимые пособия и рекомендации для применения их в практической деятельности. 16. Считать недействующим Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 82 «О задачах прокуроров, участвующих в рассмотрении судами уголовных дел». 17. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации. Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, иным территориальным, военным и специализированным прокурорам. Генеральный прокурор Российской Федерации, Действительный государственный советник юстиции В.В. УСТИНОВ 3 июня 2002 г. N 28

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 мая 1996 года N 30
Об организации прокурорского надзора за
исполнением законов, соблюдением прав и
свобод человека и гражданина

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Генпрокуратуры Российской Федерации
от 7 декабря 2007 года N 195
____________________________________________________________________

* Далее — Закон о прокуратуре
приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур в полной мере использовать предоставленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия для укрепления правовых основ российской государственности, обеспечения верховенства закона и единства законности.
Основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

2. В надзорных действиях руководствоваться положением о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

3. Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности.
Использовать для этого систематическое ознакомление с протоколами заседаний, право участия в заседаниях представительных (законодательных), исполнительных органов и органов местного самоуправления, периодические проверки и т.п.

4. Обеспечить надзор за соответствием конституций республик, уставов, законов, нормативных актов субъектов Российской Федерации, а также уставов муниципальных образований Конституции Российской Федерации и федеральным законам. При этом прежде всего исходить из установленного распределения компетенций между Российской Федерацией, составляющими ее субъектами и органами местного самоуправления.

4.1. В целях предотвращения принятия представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, в соответствии со ст.9 Закона о прокуратуре наладить необходимое взаимодействие органов прокуратуры с представительными органами, обеспечить непосредственное участие прокуратуры в правотворческом процессе (разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, в составе рабочих групп, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.).

4.2. При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты руководствоваться тем, что прокурор вправе по своему усмотрению либо принести протест на незаконный правовой акт, либо обратиться по этому поводу непосредственно в суд.
В случае отклонения органом власти субъекта Российской Федерации протеста на противоречащий Конституции России правовой акт, принятый по вопросам ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, все материалы с необходимым обоснованием незамедлительно направлять в Генеральную прокуратуру.
При отклонении иных протестов добиваться отмены противоречащих Конституции Российской Федерации и законам правовых актов путем обращения в суды общей юрисдикции, военные или арбитражные суды.

5. Установить постоянный надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, включая не противоречащие федеральному законодательству законы субъектов Федерации. О наиболее серьезных нарушениях законности и возникающих проблемах в осуществлении прокурорского надзора информировать Генеральную прокуратуру.

6. Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь — для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.
В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.
При рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о коммерческой или банковской тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.

7. В области экономических отношений сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов о собственности, земле, приватизации, предпринимательской деятельности, финансового, налогового, банковского, таможенного законодательства.
Особое внимание уделять положению дел на объектах военно-промышленного комплекса и предприятиях, имеющих стратегическое значение.
Максимально использовать потенциал прокурорской системы, имеющиеся права и полномочия в интересах осуществления экономических реформ, для пресечения и устранения нарушений законности.

8. С учетом экологической обстановки в каждом регионе наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов.
По каждому факту экологического правонарушения остро ставить вопросы об ответственности виновных и взыскании причиненного материального ущерба.

9. В надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение придавать выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений. Требовать в необходимых случаях выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Проверять законность и полноту принятых этими органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.
В случае бездействия органов контроля решать вопрос об ответственности их руководителей.

10. Конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора — соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов).

10.1. Акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации трудовых, имущественных, жилищных, экологических, избирательных и иных политических прав и свобод человека и гражданина.
При проверках на предприятиях и в организациях анализировать выполнение работодателями обязанностей по своевременной выплате заработной платы и созданию работникам безопасных условий труда.

10.2. Решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности. Активнее использовать предоставленное ст.22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

10.3. При осуществлении надзора за исполнением законов органами власти и управления в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций.

10.4. В случаях обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, по возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, либо когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо если в силу других обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, предъявлять и поддерживать в суде (арбитражном суде) иски в интересах пострадавших.

11. Обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора. Систематически проверять исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.
Стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны представительных (законодательных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления. Шире использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

12. В документах прокурорского реагирования излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.
При внесении представлений и протестов в каждом случае решать вопрос о необходимости участия прокурора в их рассмотрении.

13. Прокурорский надзор осуществлять гласно. Гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации предоставлять возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка. Регулярно информировать об этом органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также население.

14. При обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве, руководствуясь ст.9 Закона о прокуратуре, вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
В случае выявления несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, несовершенства федерального законодательства представлять материалы Генеральному прокурору.

15. Деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивать, исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.

16. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур обеспечить должную организацию прокурорского надзора подчиненными им органами и контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь. Создать эффективную систему изучения действующего законодательства и повышения профессионального уровня подчиненных работников.
Направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, информировать ее о возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.

17. Управлениям по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, по делам несовершеннолетних и молодежи, второму управлению, Главной военной прокуратуре:
— осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, ведомствами, органами контроля, военного управления, их должностными лицами, соблюдением законов общероссийскими общественными объединениями по предметам их ведения;
— систематически анализировать состояние законности, изучать прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению;
— оказывать практическую помощь нижестоящим прокурорам в организации прокурорского надзора, осуществлять руководство и контроль за их деятельностью;
— наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, используя при этом предметный принцип организации работы. Установить тесную координацию надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур;
— совместно с Научно-исследовательским институтом проблем укрепления законности и правопорядка и Институтом повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрабатывать нормативно-методические основы прокурорского надзора, распространять положительный опыт работы прокуроров.

18. Считать утратившими силу пп.2-3, 7.3, 8, 10 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.05.92 N 20.
Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И. и Паничева В.Н.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, прокурорам специализированных прокуратур.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
Действительный государственный
советник юстиции
Ю.И.Скуратов

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

Право в Вооруженных Силах,
N 4, 1998 год

ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ

от 3 июля 2015 года N 99

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, РАЗЪЯСНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Прокуратуры РК от 28.12.2018 N 159.
____________________________________________________________________

В целях совершенствования работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению, систематического правового воспитания и просвещения населения Республики Коми, во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 N 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению», руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:
1. Заместителям прокурора Республики Коми, начальникам управлений, отделов, старшим помощникам прокурора Республики Коми, прокурорам городов, районов, Печорскому межрайонному прокурору, прокурорам специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией принять меры к неукоснительному исполнению требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 N 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению», организовав работу на данном направлении таким образом, чтобы она максимально отвечала задачам преодоления правового нигилизма и повышения правовой культуры населения.
2. Старшему помощнику прокурора Республики Коми по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью:
2.1. Организовать и координировать работу по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению.
2.2. Проводить не реже одного раза в год обучающие семинары с сотрудниками прокуратуры Республики Коми по методике и навыкам данной работы.
2.3. Организовать сотрудничество с редакциями региональных изданий, направленное на регулярное освещение через средства массовой информации новелл законодательства, разъяснение прав и обязанностей граждан, юридических лиц и предпринимателей, полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, а также участие работников органов прокуратуры Республики Коми в мероприятиях, направленных на правовое просвещение.
2.4. Информировать прокурора Республики Коми о проводимых научными, образовательными организациями, общественными объединениями, органами государственной власти Республики Коми, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительными органами, Общественной палатой Республики Коми, Уполномоченным по правам человека в Республике Коми, Уполномоченным при Главе Республики Коми по правам ребенка, Уполномоченным по защите предпринимателей в Республике Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми мероприятиях, которые способствуют правовому воспитанию населения, для определения исполнителя, тематики его выступления, необходимости освещения участия в них на официальном сайте прокуратуры Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть Интернет) и в средствах массовой информации.
2.5. Оказывать содействие структурным подразделениям центрального аппарата прокуратуры Республики Коми по планированию, проведению и освещению в средствах массовой информации мероприятий с участием общественных объединений, направленных на деловое сотрудничество в сфере защиты прав граждан, а также иных мероприятий правового просвещения.
2.6. Вести учет работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению, осуществляемой прокурором Республики Коми и его заместителями.
2.7. На основе поступивших от структурных подразделений предложений формировать полугодовые тематические планы работы центрального аппарата прокуратуры Республики Коми по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению, планы публикаций с разъяснениями законодательства на официальном сайте прокуратуры Республики Коми в сети Интернет, а также контролировать их исполнение.
2.8. Каждое полугодие проводить анализ работы органов прокуратуры Республики Коми по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению, о результатах которого информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации в сроки, предусмотренные п. 13 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 N 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».
3. Начальникам управлений, отделов, старшим помощникам прокурора Республики Коми:
3.1. Исходя из состояния законности, практики прокурорского надзора и изменений федерального и республиканского законодательства формировать предложения по подготовке полугодовых тематических планов работы центрального аппарата прокуратуры Республики Коми по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению, а также планов публикаций с разъяснениями законодательства на официальном сайте прокуратуры Республики Коми в сети Интернет. Предложения, включающие в себя конкретные мероприятия с указанием лиц, ответственных за их организацию, участников, места и сроков проведения, тем публикаций с разъяснениями законодательства, не позднее 20 января и 20 июля передавать старшему помощнику прокурора Республики Коми по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью.
Одновременно с представлением предложений в тематический план работы центрального аппарата прокуратуры Республики Коми по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению к указанным срокам направлять старшему помощнику прокурора Республики Коми по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью докладные записки об исполнении аналогичного плана за прошедший отчетный период.
3.2. Представлять старшему помощнику прокурора Республики Коми по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью сведения о наиболее актуальных изменениях законодательства по отраслям надзора, не вошедших в полугодовой план подготовки публикаций с разъяснениями законодательства, для оперативного информирования общественности посредством размещения на официальном сайте прокуратуры Республики Коми в сети Интернет и подготовки публикаций в региональных средствах массовой информации.
3.3. Материалы для публикаций с разъяснениями законодательства направлять на бумажном и электронном носителях вместе с сопроводительным письмом за подписью руководителя соответствующего структурного подразделения, идентичность которых подтверждать в сопроводительном письме.
3.4. Включать в методические рекомендации и поручения о проверках исполнения законодательства мероприятия по пропаганде права, разъяснению основных гарантий, социальных прав и обязанностей граждан, ответственности за противоправное поведение.
3.5. Осуществлять сотрудничество с органами государственной власти Республики Коми, общественными объединениями, Общественной палатой Республики Коми, Уполномоченным по правам человека в Республике Коми, Уполномоченным при Главе Республики Коми по правам ребенка, Уполномоченным по защите предпринимателей в Республике Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми в целях участия в проводимых ими мероприятиях, способствующих правовому воспитанию населения. Обеспечивать качественное участие в данных мероприятиях.
3.6. Организовать ведение учета работы возглавляемых структурных подразделений по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению, обеспечивать их достоверность и полноту.
4. Начальнику отдела кадров прокуратуры Республики Коми:
4.1. К мероприятиям, направленным на правовое просвещение населения, привлекать ветеранов и пенсионеров органов прокуратуры.
4.2. На проводимых Коми региональным отделением Общероссийской общественной организации ветеранов и пенсионеров органов прокуратуры заседаниях доводить до сведения присутствующих изменения законодательства о социальных гарантиях пенсионеров и инвалидов, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также наиболее актуальные новеллы законодательства.
5. Начальнику отдела общего и особого делопроизводства прокуратуры Республики Коми после регистрации поступающих в прокуратуру Республики Коми обращений об участии работников прокуратуры в конференциях, семинарах, «круглых столах» и других мероприятиях, способствующих правовому просвещению и воспитанию населения, обеспечить их передачу старшему помощнику прокурора Республики Коми по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью для доклада прокурору Республики Коми и подготовки резолюции.
6. Прокурорам городов, районов, Печорскому межрайонному прокурору, прокурорам специализированных прокуратур:
6.1. Во исполнение п. 11 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 N 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства» закрепить обязанности по организации и координации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению за одним из заместителей.
6.2. Составлять полугодовые планы работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению, копии которых не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять старшему помощнику прокурора Республики Коми по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью.
6.3. Организовать сотрудничество с органами местного самоуправления, общественными советами при органах местного самоуправления, органами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, органами социальной защиты, пенсионного обеспечения, крупнейшими профсоюзными объединениями, направленное на регулярное участие в проводимых ими мероприятиях по правовому просвещению населения. На постоянной основе совершенствовать формы проводимой работы, используя положительный опыт органов прокуратуры Республики Коми и других субъектов Российской Федерации.
6.4. В целях реализации п. 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 N 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства» закрепить за всеми оперативными работниками расположенные на поднадзорной территории средние образовательные организации и обеспечить выступление перед учащимися каждого из них не реже одного раза в полугодие.
6.5. Во исполнение п. 5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 N 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» установить наличие на поднадзорной территории представителей общественных объединений, организовать активное деловое сотрудничество с ними в целях оказания содействия в защите прав граждан.
6.6. Вести в территориальных печатных и электронных средствах массовой информации систематическое освещение наиболее актуальных изменений законодательства, разъяснение прав и обязанностей граждан, юридических лиц и предпринимателей, полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. С учетом требований законодательства о персональных данных публиковать ответы на поступающие в прокуратуру обращения о разъяснении законодательства.
6.7. Обеспечить ведение полного и достоверного учета работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению, а также наличие в соответствующих номенклатурных делах документов, подтверждающих участие работников прокуратуры в мероприятиях правового просвещения: рапортов, справок, приглашений, текстов выступлений, иных документов.
6.8. О результатах работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению информировать докладными записками прокуратуру Республики Коми один раз в полугодие, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
7. Оперативному работнику прокуратуры Республики Коми, ответственному за проведение мероприятия, направленного на правовое просвещение населения, не позднее 2 дней со дня его проведения представлять старшему помощнику прокурора Республики Коми по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью рапорт с указанием даты, тематики мероприятия, представителей общественности, числа выступивших сотрудников прокуратуры. Оперативным работникам, участвовавшим в мероприятиях, проведенных иными организациями, к рапорту прилагать приглашение и (или) повестку мероприятия, текст выступления.
8. Обращения о разъяснении законодательства, поступившие в Интернет-приемную прокуратуры Республики Коми, разрешать в порядке, установленном Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45. Копию разъяснения представлять старшему помощнику прокурора Республики Коми по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью для решения вопроса о возможном его размещении на официальном сайте прокуратуры Республики Коми в сети Интернет.
9. Считать утратившим силу приказ прокурора Республики Коми от 18.05.2012 N 58 «Об организации работы органов прокуратуры Республики Коми по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».
10. Настоящий приказ опубликовать на официальном сайте прокуратуры Республики Коми в сети Интернет, а также направить для размещения в справочно-правовой системе «Консультант-Плюс».
11. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Приказ направить заместителям прокурора Республики Коми, начальникам управлений и отделов, старшим помощникам прокурора Республики Коми, прокурорам городов, районов, Печорскому межрайонному прокурору, прокурорам специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Прокурор республики
государственный
советник юстиции
2 класса
С.А.БАЖУТОВ

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 09.06.09 N 193
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Состояние законности в налоговой сфере свидетельствует о распространенном характере нарушений закона со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, органов Федеральной налоговой службы и налогоплательщиков. Органами местного самоуправления допускаются факты принятия неправомерных правовых актов в налоговой сфере и установления незаконных налогов и сборов. Налоговыми органами не в полной мере осуществляются функции по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, не принимаются адекватные меры по взысканию задолженности по уплате налогов и сборов, допускаются нарушения при государственной регистрации юридических лиц. Кредитными организациями (банками) несвоевременно исполняются либо не исполняются поручения налогоплательщиков или налоговых агентов о перечислении налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Имеют также место факты коррупционных проявлений и совершения иных уголовно наказуемых деяний.

Существуют недостатки и в организации прокурорского надзора на данном направлении. Не всегда обеспечиваются системный подход к проводимой работе, качество надзорных мероприятий и адекватное реагирование на факты нарушений.

В целях активизации и совершенствования практики прокурорского надзора в названной сфере, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур принять дополнительные меры по укреплению законности и повышению уровня прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах.

1.1. Осуществлять постоянный мониторинг в сфере налоговых правоотношений и информационное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами.

1.2. Приоритетными направлениями в рассматриваемой области считать надзор за законностью правовых актов; за исполнением законов налоговыми органами, органами власти и местного самоуправления, а также органами управления и руководителями кредитных организаций (банков); за соблюдением прав и законных интересов налогоплательщиков; за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью по делам и материалам соответствующей направленности.

Обеспечить предупредительный характер прокурорского надзора.

1.3. Усилить надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере налогообложения, обратив внимание на случаи превышения ими предоставленных полномочий.

При проверке таких актов при необходимости принимать меры к организации антикоррупционной экспертизы; регулярно проверять на коррупциогенность практику правоприменения.

Исключить случаи несвоевременного реагирования на незаконные правовые акты. При наличии оснований направлять в суды заявления о признании нормативных правовых актов, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан в затронутой сфере, недействующими полностью или в части.

1.4. Обеспечить системный надзор за исполнением законов налоговыми органами, акцентировав внимание на осуществлении ими полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, государственной регистрации юридических и иных лиц, применению мер ответственности за допущенные правонарушения, а также на исполнении ими обязанности по направлению материалов в органы внутренних дел в соответствии со ст. 32 НК РФ.

1.5. Требовать от налоговых органов строгого соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с осуществлением налогового контроля, взысканием и перечислением налогов и сборов. Обеспечить строгое исполнение требований закона при санкционировании ареста имущества налогоплательщиков-организаций в соответствии со ст. 77 НК РФ.

Принимать меры к предотвращению фактов дублирования контрольных мероприятий и использования проверок для оказания административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

Исключить факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также незаконного применения к ним мер принуждения и ответственности.

При проведении каждой проверки принимать меры к выявлению и устранению фактов коррупционного риска.

1.6. При наличии оснований с привлечением специалистов организовывать проверки исполнения организациями налогового законодательства, в первую очередь — соблюдения установленных законом порядка и сроков перечисления налогов и сборов в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды, не подменяя при этом уполномоченные государственные органы контроля.

1.7. Регулярно проводить проверки деятельности службы судебных приставов в части соблюдения порядка исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента.

1.8. Повысить качество и эффективность прокурорского надзора за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью в целях эффективного предупреждения, своевременного выявления и пресечения преступлений, а также качественного расследования уголовных дел в налоговой сфере. Предъявлять иски к физическим и юридическим лицам, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за вред, причиненный преступлениями.

1.9. Последовательно и настойчиво добиваться реального устранения выявленных нарушений закона и привлечения к ответственности конкретных виновных лиц.

В случаях выявления фактов противоправных действий, содержащих признаки преступления, согласно предоставленным законодательством полномочиям выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании.

1.10. В целях обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти, правоохранительных и контролирующих органов в борьбе с правонарушениями и преступлениями в налоговой сфере возникающие проблемы правоприменительной практики обсуждать на координационных совещаниях, заседаниях совместных рабочих групп и коллегий.

1.11. Обеспечить гласность в деятельности органов прокуратуры на этом участке работы. Активнее использовать возможности средств массовой информации и взаимодействия с общественными организациями.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам:

2.1. Анализировать состояние законности и практику прокурорского надзора в налоговой сфере не реже одного раза в полугодие. Выводы и результаты обобщений использовать для совершенствования работы.

2.2. О результатах надзорной деятельности на указанном направлении по итогам работы за год, наиболее серьезных нарушениях закона и возникающих проблемах правоприменения информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. При организации прокурорского надзора в рассматриваемой сфере помимо настоящего Приказа руководствоваться положениями Приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» и от 31.03.2008 N 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности».

4. Считать утратившим силу Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11.02.2003 N 9 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах».

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes