Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Приемлемость жалобы в ЕСПЧ

08.08.2020 by admin

Содержание

  • Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ
  • Причины нарушений условий приемлемости жалобы в ЕСПЧ
  • Критерии приемлемости жалобы в Европейский суд по правам человека
    • Условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ (ст. 35 Конвенции)

Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ

Более 90% жалоб не принимаются ЕСПЧ из-за несоответствия критериям приемлемости – обязательным требованиям, предъявляемым к обстоятельствам дела, жалобам и порядку их подачи. К этому приводят процессуальные нарушения, наличие материальных оснований неприемлемости и выход за пределы юрисдикции.

Причины нарушений условий приемлемости жалобы в ЕСПЧ

Основные причины нарушений:

  1. Заявитель самостоятельно готовит жалобу без должной юридической поддержки и в силу отсутствия или ограниченности знаний не способен выполнить установленные требования в полном объеме.
  2. Низкий уровень юридического сопровождения подготовки дела к передаче в Европейский суд, что, как правило, свойственно юристам и адвокатам, не специализирующимся на работе с жалобами в ЕСПЧ или не имеющим достаточного опыта такой работы.
  3. Ошибочное понимание и трактование критериев приемлемости жалобы в ЕСПЧ и порядка их применения. Нарушения этого плана допускают все, в том числе и весьма опытные юристы. Проблема – в отсутствии четко регламентированного полного перечня условий приемлемости жалоб в ЕСПЧ и допустимости оценочного подхода, в том числе со стороны и на усмотрение Суда.

Критерии приемлемости жалобы в Европейский суд по правам человека

Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ (условия приемлемости) определены в Статье 35 Конвенции, и многие заявители полагают, что достаточно соблюсти только то, что указано в этой норме. Это – ошибочный подход.

Указанные в ст. 35 условия и требования, безусловно, обязательны для выполнения. Но если положиться только на них и не проверить соответствие дела другим статьям Конвенции и практике ЕСПЧ, вы с высокой долей вероятности попадете в те самые 90% отклоненных жалоб.

Наиболее глубокое рассмотрение критериев приемлемости приводится в Практическом руководстве по критериям приемлемости, подготовленном ЕСПЧ. Но этот документ носит исключительно рекомендательный характер, а для самого Европейского суда – необязателен для применения. В то же время для заявителей и юристов Руководство – самый эффективный практический инструмент для подготовки дела к рассмотрению ЕСПЧ. Его важная особенность – обратный подход, с акцентом на подробном анализе оснований неприемлемости жалобы, то есть всего, что может повлечь отказ в ее приеме Европейским судом. Это – своего рода настольная книга и чек-лист.

Условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ (ст. 35 Конвенции)

Обозначенные в ст. 35 Конвенции условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ – обязательные требования для всех заявителей и для любых жалоб:

  1. Жалоба не может быть анонимной. Заявитель обязан указать в формуляре достоверные сведения о себе в соответствии с обязательными для заполнения данными и поставить свою подпись. Если заявитель опасается разглашения сведений о себе, он вправе попросить суд сохранить их в тайне (предоставить анонимность), но окончательное решение – за ЕСПЧ.
  2. Жалоба не должна дублировать по существу и изложенным в ней фактам ту, которая была уже ранее рассмотрена ЕСПЧ (запрет на повторное рассмотрение дела).
  3. Жалоба не должна находиться на рассмотрении другой международной инстанции (запрет на параллельные разбирательства или урегулирования одного и того же вопроса).
  4. До подачи жалобы в ЕСПЧ должны быть исчерпаны все национальные средства юридической защиты, то есть до обращения в Европейский суд необходимо соблюсти процедуры обжалования, предусмотренные в государстве, являющемся ответчиком по жалобе. При этом ранее поданные жалобы (изложенные в них факты, основания) должны перекликаться с Конвенцией – правами и свободами, которые она защищает.
  5. Жалоба должна быть подана не позднее 6-месячного срока, исчисляемого с даты вынесения итогового решения по делу, в рамках которого идет обжалование в ЕСПЧ.
  6. Жалоба должна соответствовать положениям Конвенции и Протоколов к ней. Именно это требование заставляет делать глубокий анализ дела на соответствие не только ст. 35 Конвенции, но и всем другим ее положениям, равно как и вынесенным после принятия Конвенции Протоколам.
  7. Жалоба должна быть обоснованной и не иметь признаков злоупотребления заявителем своим правом. Недопустимо вводить суд в заблуждение, фальсифицировать доказательства, скрывать важные для правильного разрешения дела обстоятельства, подавать жалобу при наличии положительного решения национального суда или мирном урегулировании вопроса.
  8. Обратиться с жалобой вправе только заявитель, который прямо, косвенно или потенциально является жертвой нарушения прав и свобод, закрепленных в Конвенции. Косвенно жертвой могут быть, в частности, родственники умершего потерпевшего, а потенциально – лица, в отношении которых принято, но еще не исполнено нарушающее права и свободы решение. Статус жертвы нужно доказать.
  9. Ответчиком по жалобе может быть только государство, ратифицировавшее Конвенцию или Протоколы к ней, либо международная организация, присоединившаяся к этим документам. При этом ответчик должен прямо или косвенно относится к нарушению прав и свобод, на которое ссылается заявитель в жалобе. Кроме того, это нарушение должно быть совершено на территории ответчика (в пределах его юрисдикции или в фактически контролируемой зоне), а по времени – совершено или завершилось после ратификации Конвенции (Протоколов) ответчиком.
  10. Предмет жалобы должен соответствовать определенному нарушению прав и (или) свобод, защищаемых Конвенцией и Протоколами к ней, и подпадать под пределы охраны. Европейский суд должен быть правомочен рассмотреть такую жалобу исходя из ее предмета.
  11. В результате нарушения заявителю должен быть причинен значительный ущерб – достигнут некий минимальный порог степени тяжести. Этот критерий – оценочный, а значительность ущерба нужно доказать. Но есть и исключения из правила – если ЕСПЧ сам посчитает нужным принять дело к рассмотрению независимо от размера ущерба, когда нужно вынести принципиальное судебное решение или когда в правовой системе государства-ответчика нет или недостаточно эффективных средств правовой защиты.

Проверку на эти базовые критерии жалобы в ЕСПЧ проводят по любым делам. Что касается более глубокой проверки – на абсолютно все условия обращения в ЕСПЧ и практику их применения, то она осуществляется, как правило, когда дело носит неординарный характер, выходит за пределы обычной практики Европейского Суда, когда есть сомнения в правильности трактования и использования базовых критериев применительно к обстоятельствам конкретного дела или какие-то его аспекты носят спорный характер.

***

Проверка соответствия жалобы установленным критериям – глубокая аналитическая работа. Она строится на проверке соответствия дела и его обстоятельств всем положениям Конвенции, а не только каким-то отдельным пунктам. Обязательно должна учитываться прецедентная практика ЕСПЧ по аналогичным и схожим делам. С практической точки зрения целесообразно по любым делам использовать Руководство по критериям приемлемости, подготовленное Службой юрисконсульта ЕСПЧ, и другие рекомендации и разъяснения Европейского суда, даже если они не имеют обязательной силы. Важный момент – недопущение универсального подхода. Каждое дело, каждая жалоба подлежат комплексному, системному и индивидуальному анализу на соблюдение всех условий обращения в ЕСПЧ. Этим должны заниматься профильные юристы, и это ключевая задача грамотной подготовки дела к передаче на рассмотрение Европейского Суда, поэтому наша рекомендация — не занимайтесь самодеятельностью и обратитесь к специалистам.

Порядок обращения к Уполномоченному регламентирован Федеральным конституционным законом
от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
(Принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года. Одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997 года.)

1. В каких целях назначается Уполномоченный по правам человека в РФ?

— Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 1).

2. Каковы задачи Уполномоченного?

— Уполномоченный способствует:

а) восстановлению нарушенных прав;

б) совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

в) развитию международного сотрудничества в области прав человека;

г) правовому просвещению по вопросам прав и. свобод человека, форм и методов их защиты (ст. 1).

Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ установлено, что Уполномоченным по правам человека могут представляться рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.

3. Вы обратились к Уполномоченному. Лишает ли это Вас права обращаться в другие государственные органы, где Ваши права могут быть защищены ?

— Нет, так как деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

4. Кто имеет право обратиться к Уполномоченному?

— Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 15).

5. Жалобы на чьи решения, действия или бездействие рассматривает Уполномоченный?

— Государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (п. 1 ст. 16). Жалобы на решения Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный рассматривать не вправе (п.2 ст. 16).

6. Можно ли одновременно обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченному в субъекте Федерации?

— Да, так как обращение к Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Федеральным Уполномоченным (п.З ст. 16).

7. Существуют ли сроки давности при подаче жалобы на имя Уполномоченного?

— Да, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении (п. 1 ст. 17).

8. Какие сведения должна содержать жалоба Уполномоченному?

— Фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке (п.2 ст. 17).

9. Облагается ли жалоба, направляемая Уполномоченному, государственной пошлиной?

— Нет, не облагается (п.З ст. 17).

10. Могут ли направляться Уполномоченному жалобы от тех, кто содержится в СИЗО, ИВС, колониях, тюрьмах, психбольницах, приемниках-распределителях?

— Да, могут. Их жалобы просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часовнаправляются Уполномоченному (ст. 19).

11. Какие действия вправе предпринять Уполномоченный, получив жалобу ?

— Он может:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению (п.1 ст.20).

12. В какой срок Уполномоченный информирует заявителя о принятом решения?

— В десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются (п. 2 ст. 20).

13. Обязан ли Уполномоченный мотивировать отказ в рассмотрении жалобы?

— Да, обязан (п.З ст.20).

14. Можно ли обжаловать отказ Уполномоченного в принятии жалобы к рассмотрению?

— Нет, такой отказ обжалованию не подлежит (п.З ст.20).

15. Может ли Уполномоченный предпринимать действия по защите прав граждан по собственной инициативе?

— Да, при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (ст. 21).

16. Может ли Уполномоченный, приступив к рассмотрению жалобы, обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению ?

-Да, он вправе это сделать (п.1 ст.22).

17. Может ли Уполномоченный поручить проверку государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются ?

— Нет, не может (п.2 ст.22).

18. Какими правами располагает Уполномоченный при проверке жалобы? Уполномоченный имеет право:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;

7) безотлагательно приниматься руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания ( ст. 23).

19. Может ли Уполномоченный получать информацию, составляющую государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну?

— Да, может (п.1 ст.24), если это в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Поступила жалоба на действие органа или должностного лица. Ставит ли Уполномоченный этот орган или должностное лицо в известность о поступившей жалобе и ее характере?

— При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решение или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом (ст. 25).

21. Обязан ли о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный известить заявителя?

-Да, обязан (п.1 ст.26).

22. Что обязан сделать Уполномоченный в случае установления факта нарушения прав заявителя?

— Уполномоченный обязан принять меры к восстановлению нарушенного права, в том числе направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод (ст. 26-37).

23. Может ли Уполномоченный выразить свою позицию по жалобе до принятия им окончательного решения?

— Нет, до вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат (п.1 ст.28).

24. Может ли Уполномоченный разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия?

— Нет, не может (п.2 ст.28).

25. Какие действия по результатам рассмотрения жалобы вправе предпринять Уполномоченный?

1. Обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленном законом порядке.

2. Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина.

3. Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.

4. Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.

5. Обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод гражданзаконом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (ст. 25).

26. Может ли Уполномоченный опубликовать принятое им заключение?

— Да, таким правом он обладает (п.1 ст.30).

27. Обязано ли периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, публиковать заключения и иные документы Уполномоченного?

— Да, обязано (п.2 ст.30).

28. Установив в результате изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб, что имели место нарушения прав человека, какие действия Уполномоченный вправе предпринять?

1. Направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения об щего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур.

2. Обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (ст. 31).

29. Какие действия Уполномоченный вправе предпринять в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан?

— В таких случаях Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы, а также обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях (ст. 32).

30. В течение какого времени должностные лица обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы, документы и иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий?

— Не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок (ст. 34).

31. В течение какого времени государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному?

— В месячный срок (ст. 35).

Адрес: 107084, Москва, ул. Мясницкая, д. 47. Телефон приемной 207-39-69. Проезд: М. «Красные ворота».

Уполномоченному по правам человека
в Российской Федерации
Т.Н. Москальковой
от________________________________,
проживающего______________________
__________________________________,
тел._______________________________

Жалоба

Моему сыну Иванову И.И. 1980 года рождения в связи с обвинением в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 158 УК Российской Федерации, следственным отделом внутренних дел г. Н-ска с санкции прокурора города 1 марта 2001 года избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В порядке 220-1 УПК РСФСР сын обжаловал в суд постановление о применении данной меры пресечения, однако судьей 5 марта 2001 года вынесено постановление об оставлении его жалобы без удовлетворения.

Избрание моему сыну меры пресечения в виде заключения под стражу произведено с нарушением его права на свободу и личную неприкосновенность, предусмотренного статьей 22 Конституции Российской Федерации, и статьей 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Основанием для его ареста, как указывается в постановлении об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу, послужила общественная опасность и тяжесть преступления, в котором он подозревается.

Вместе с тем, согласно статье 5 упомянутой Конвенции законное заключение лица под стражу допускается, в частности, в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им нового правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения.

В материалах уголовного дела имеются доказательства о том, что мой сын впервые привлекается к уголовной ответственности, раньше никаких правонарушений не совершал, учится на дневном отделении высшего учебного заведения, имеет постоянное место жительства в квартире родителей.

Таким образом, оснований полагать, что он скроется от следствия и суда либо совершит новое правонарушение, не имеется.

С учетом изложенного, прошу защитить конституционное право моего сына на свободу и личную неприкосновенность изменением ему меры пресечения и освобождения из-под стражи.

Приложение: копия постановления следователя отдела внутренних дел г. Н-ска и судьи Н-ского городского суда.

Обратите внимание:

Про документы, опубликованные ЕСПЧ 01 января 2016 года, можно прочитать .

С 01 января 2016 года вступают в силу новые редакции Регламента ЕСПЧ (см. на английском и на французском), а также утвержденной Председателем ЕСПЧ Практической инструкции по обращению в Европейский Суд, имеющей силу Регламента (перевод на русский ее действующей редакции можно найти ). Изменения преимущественно отражают сложившуюся практику толкования и применения Правила 47 Регламента ЕСПЧ, о которой Страсбургский Суд уже сообщал ранее. Отдельным опубликованным сегодня документом ЕСПЧ сообщил, что формуляр жалобы также будет изменен. В нем добавится место для подписи представителя заявителя в разделе с доверенностью (читайте об этом ниже), появится пункт для указания места рождения заявителя, а также еще одна — вторая — страница для изложения нарушений (сам новый формуляр на всех 37 официальных языках стран — членов Совета Европы будет опубликован 01 января 2016 года, о чем ЕСПЧ позже сообщил в своем пресс-релизе).

Пункт 1(с) Правила 47 в новой редакции Регламента (перевод на русский действующей редакции можно найти ) требует на случай обращения в ЕСПЧ через представителя ставить «живые» подписи и заявителя, и его представителя в соответствующем разделе формуляра жалобы (в настоящее время это раздел С, в котором не указано на необходимость ставить подпись представителя заявителя): «(c) where the applicant is represented, the dated and original signature of the applicant on the authority section of the application form; the original signature of the representative showing that he or she has agreed to act for the applicant must also be on the authority section of the application form».

Пункты 1(с) – 1(f) старой редакции Правила 47 становятся пунктами 1(d) – 1(g) новой редакции соответственно.

Пункт 3.1(d) Правила 47, который ранее на случай обращения в ЕСПЧ через представителя предусматривал необходимость представления доверенности с «живой» подписью заявителя, теперь предусматривает на случай обращения в ЕСПЧ юридического лица необходимость представления документов, которые свидетельствуют о праве человека, подающего жалобу, на ее подачу: «(d) where the applicant is a legal person as referred to in Rule 47 § 1 (a), a document or documents showing that the individual who lodged the application has the standing or authority to represent the applicant».

Пункт 5 Практической инструкции по обращению в Европейский Суд дополнен указанием на то, что требования к дополнениям к формуляру касаются дополнений в виде отдельных документов. Одновременно уточнена отсылка к Правилу 47 Регламента посредством изменения пункта 2 на пункт 2(b), касающийся такого рода дополнений: «Any additional submissions, presented as a separate document, must not exceed 20 pages (see Rule 47 § 2 (b)) and should <…>».

Инструкция дополнена пунктами 7—10.

Согласно пункту 7 факты дела, нарушения и заявление о соответствии жалобы критериям приемлемости должны излагаться прямо в соответствующих раздела формуляра. Этой информации самой по себе должно быть достаточно, чтобы ЕСПЧ смог понять суть жалобы. То есть для этого должно быть достаточно собственно формуляра жалобы. Недопустимо просто прикладывать к жалобе изложение фактов, нарушений и заявления о соответствии жалобы критериям приемлемости, в т.ч. в случае включения в формуляр отсылки типа «см. приложение». Приложение к жалобе, объем которого не может превышать 20 страниц, предназначено для более подробного изложения и не может заменять факты дела, нарушения и заявление о соответствии жалобы критериям приемлемости, которые должны быть включены прямо в сам формуляр. Если в самом формуляре жалобы отсутствует указанная информация, такой формуляре не будет считаться соответствующим требованиям Правилам 47 Регламента: «7. The applicant must set out the facts of the case, his or her complaints and the explanations as to compliance with the admissibility criteria in the space provided in the application form. The information should be enough to enable the Court to determine the nature and scope of the application and, as such, the completed application form alone should suffice. It is not acceptable merely to annex a statement of facts, complaints and compliance to the application form, with or without the mention «see attached”. Filling in this information on the application form is to assist the Court in speedily assessing and allocating incoming cases. Additional explanations may be appended, if necessary, in a separate document up to a maximum of 20 pages: these only develop and cannot replace the statement of facts, complaints and compliance with the admissibility criteria that must be on the application form itself. An application form will not be regarded as compliant with Rule 47 if this information is not found on the form itself».

Согласно пункту 8 юридическое лицо, обращающееся в ЕСПЧ, должно действовать через своего представителя, указанного в соответствующем разделе формуляра жалобы с приведением контактной информации и указанием на полномочия действовать от имени организации. К формуляру жалобы должны быть приложены документы, подтверждающие право лица действовать от имени организации, например, переводя это на российские реалии, выписка из ЕГРЮЛ или протокол заседания уполномоченного органа управления юридического лица. Представитель юридического лица и юрист, уполномоченный представлять интересы организации в ЕСПЧ — это разные люди. Хотя в конкретном случае это может быть одно и то же лицо, если представитель организации также является юристом, имеющим право представлять ее интересы как юрист. Обе части соответствующего раздела формуляра жалобы (в настоящее время это раздел С) должны быть заполнены, когда речь идет о юридическом лице: «8. A legal person (which includes a company, non-governmental organisation or association) that applies to the Court must do so through a representative of that legal person who is identified in the relevant section of the application form and who provides contact details and explains his or her capacity or relationship with the legal person. Proof must be supplied with the application form that the representative has authority to act on behalf of the legal person, for example an extract from the Chamber of Commerce register or minutes of the governing body. The representative of the legal person is distinct from the lawyer authorised to act before the Court as legal representative. It may be that a legal person’s representative is also a lawyer or legal officer and has the capacity to act additionally as legal representative. Both parts of the application form concerning representation must still be filled in, and requisite documentary proof provided of authority to represent the legal person must be attached».

Согласно пункту 9 заявителю не обязательно действовать через представителя на первичном этапе разбирательства. Но если он действует через представителя-юриста, то должен быть заполнен соответствующий раздел формуляра (в настоящее время — раздел С). И заявитель, и его представитель должны поставить в нем свои подписи. На этапе подачи жалобы использование доверенности в виде отдельного документа недопустимо. В случае утверждения, что получить подпись заявителя в формуляре затруднительно, ЕСПЧ должно быть предоставлено соответствующее обоснование. То обстоятельство, что получить подпись затруднительно до истечения 6-месячного срока, не является уважительной причиной отсутствия подписи заявителя в формуляре: «9. An applicant does not have to have legal representation at the introductory stage of proceedings. If he or she does instruct a lawyer, the authority section on the application form must be filled in. Both the applicant and the representative must sign the authority section. A separate power of attorney is not acceptable at this stage as the Court requires all essential information to be contained in its application form. If it is claimed that it is not possible to obtain the applicant’s signature on the authority section in the application form due to insurmountable practical difficulties, this should be explained to the Court with any substantiating elements. The requirement of completing the application form speedily within the six-month time-limit will not be accepted as an adequate explanation».

Согласно пункту 10 формуляр жалобы должен сопровождаться документами, касающимися решений или мер, на которые подается жалоба, свидетельствующими о соблюдении правил об исчерпании доступных внутренних средств правовой защиты и о шестимесячном сроке, содержащими информацию об иных процедурах международного разбирательства по делу, если таковые имеют место: «10. An application form must be accompanied by the relevant documents (a) relating to the decisions or measures complained of; (b) showing that the applicant has complied with the exhaustion of available domestic remedies and the time-limit contained in Article 35 § 1 of the Convention; (c) showing, where applicable, information regarding other international proceedings».

Пункты 7—13 старой редакции Практической инструкции стали пунктами 11—17 соответственно. При этом в новом пункте 13 сделаны уточнения о необходимости подписания доверенности и заявителем, и его представителем. В пункте 15 уточнено, что на сайте ЕСПЧ можно скачать не пример, а форму таблицы со сведениями о заявителях, когда их больше 5.

Критериями приемлемости называют условия, которым должна соответствовать жалоба, чтобы она могла быть рассмотрена Европейским Судом по правам человека по существу.

Критерии приемлемости (в официальном переводе на русский язык – условия приемлемости, также иногда называемые правилами приемлемости) индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека в самом общем виде преимущественно сформулированы в статьях 34 и 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Однако какого-либо единого списка этих критериев не существует, что приводит к различиям в формулировках как отдельных критериев, так и их системы в целом.

Одним из наиболее удобных способов представления системы критериев приемлемости жалобы в Европейский Суд по правам человека является их изложение в виде списка вопросов, последовательные положительные ответы на каждый из которых позволяют в итоге прийти к выводу, что жалоба удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям:

1. Касается ли жалоба нарушения права, гарантированного Конвенцией или ратифицированным соответствующим государством Протоколом к ней?

2. Допущено ли это нарушение государством, против которого может быть подана жалоба в Европейский Суд по правам человека?

3. Допущено ли это нарушение в период действия в отношении данного государства Конвенции или соответствующего Протокола к ней?

4. Находилось ли лицо под юрисдикцией государства-ответчика в период, когда в отношении этого лица было допущено нарушение?

5. Подается ли жалоба сохраняющим статус жертвы частным лицом, которое может обратиться в Европейский Суд по правам человека, или в интересах такой жертвы?

6. Подается ли жалоба после исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты от нарушения (при наличии таковых)?

7. Подается ли жалоба в течение шести месяцев с момента исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты от нарушения, а в случае их отсутствия – в течение шести месяцев с момента нарушения?

8. Указаны ли в жалобе все необходимые сведения о жертве нарушения, подписана ли она заявителем или его представителем?

9. Отсутствует ли решение Европейского Суда по правам человека по аналогичной по существу жалобе этого же лица на то же самое нарушение, и подается ли жалоба только в один орган международного разбирательства – Европейский Суд по правам человека?

10. Является ли жалоба обоснованной?

11. Отсутствуют ли признаки злоупотребления заявителем правом на обращение с жалобой в Европейский Суд по правам человека?

12. Понес ли заявитель значительный ущерб от нарушения?

Все приведенные вопросы должны быть заданы в отношении каждого из включаемых в жалобу нарушений.

Формуляр жалобы в Европейский Суд по правам человека должен содержать информацию, которая позволяет положительно ответить на каждый из этих вопросов.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes