Причины расселения людей
Исходя из того, что пространство суши планеты ограничено и за время существования человечества не претерпело существенных изменений, очевидно, что размещение населения планеты при таких тенденциях роста существенно менялось.
Представление о расселении человека на территории дают карты. Различают карты по форме отображения. Если посмотреть на карту, то очевидно, что Россия заселена очень неравномерно. Мы можем сказать, что картина расселения не является простой. В некоторых местах города и села, в других лесные массивы.
Люди селились чаще всего около рек и озер. Есть и искусственные водохранилища. Картина расселения устанавливается по картам. Самая элементарная и наиболее интересная крупномасштабная карта. Особое значение для географов имеют карты плотности населения. Плотность населения — показатель, численно характеризующий количество людей, приходящихся на единицу площади. Как правило, берется квадратный километр. Делается оценка заселенности в пределах границ определенного территориального образования. Это либо страна, либо ее административно-территориальная единица, либо исторические провинции. Чем меньше размеры территорий, для которых рассчитывается этот показатель, тем точнее он отражает характер взаимодействия человека и территории.
Надо сказать, что географы придумали интересный подход. Они создают точечные карты. Одна точка соответствует 1000 или 10 000 человек, примерно рассчитывается количество человек на каждую область. Точки расставляются с учетом фактического размещения городов и сел. Таким образом мы устанавливаем итоги расселения людей на планете.
Мы можем сказать, что к концу XX в. заселены почти все пригодные для жизни человека территории. Постоянные населенные пункты обнаруживаются между 72° северной и 54° южной широты, а также по вертикали не больше чем на высоте 5000 м над уровнем моря (исключения Тибет и Анды, там бывают случаи, когда населенные пункты находятся и на более высокой местности). Вот нынешняя ойкумена, ареал обитания человечества.
Земля заселена, но не полностью. Не заселены ее полюса, не заселены территории с самыми низкими значениями радиационного баланса за год (низким солнечным излучением и самыми низкими значениями годового количества осадков). Для существования человека необходимы влага и тепло. Кроме того, высокогорья отмечаются пониженным атмосферным давлением, там трудно дышать. Аналогично обстоит дело с территориями пустынь уже внутри заселенной части планеты. Надо сказать, что все перечисленные территории неблагоприятны для жизни, не соответствуют экологии человека и животного мира. Это области устойчивых антициклонов, области с преобладанием нисходящих воздушных потоков. Независимо от их особенностей, в сущности, это пустыни — ледяные, песчаные, горные, каменистые, все равно — пустыни.
Основные моменты взаимодействия человека и территории связаны с зональностью и высотнополюсностью, которые сильно влияют на расселение людей на территории планеты. Человек, как живой организм, ориентирован на термодинамические условия обмена со средой, которые, вероятно, однозначны условиям его родины — Восточно-Экваториальной Африки.
Дальше шел антропогенез, т.е. развитие человеческого вида. Человек не научился переделывать климат, управлять погодой, он научился внешней регуляции термодинамического баланса за счет защиты от среды. Он научился преодолевать экстремальные условия при помощи своего приспособления к природной среде.
Для обитания человек, как правило, выбирает низменности и возвышенности не выше 500 м над уровнем моря. На такие низменности и возвышенности приходится 28% суши и 80% всего населения. Повышенная плотность населения наблюдается, прежде всего, на равнинах и возвышенностях и особенно на морских побережьях. Согласно законам географического разделения труда, здесь обеспечивается самое большое разнообразие видов человеческой деятельности, самый большой товарообмен, где вследствие этого самая высокая плотность населения. К примеру, очень плотно заселена Европа. Нигде материк не изрезан так, как в Европе.
Есть еще одна особенность расселения людей на земном шаре, мимо которой нельзя пройти. Это приуроченность приокеанических и приморских сгустков расселения к теплым морским течениям. Это легко устанавливается при сравнении карты плотности населения мира с картой морских течений.
Посмотрите. Вот теплый Гольфстрим прижимается к побережьям Западной Европы и — особенно мощным потоком — к побережью Северной Америки. И тут и там сгустки плотности населения. Напротив, холодному Канарскому течению у западного побережья Северной Африки на побережье соответствует демографическая пустыня (несмотря на жаркий климат), здесь прямо к океану выходят пустыни Северной Африки.
Те же пустыни соответствуют Бенгуэльскому холодному течению у западного побережья Южной Африки. Напротив, на противоположном берегу — теплое Бразильское течение и вместе с ним самое густонаселенное побережье Южной Америки. Восточному побережью обеих Америк и Карибских островов вообще повезло с мощными теплыми океаническими потоками, здесь самое густое население,США с востока омывает Гольфстрим, с запада — теплое течение Куро-Сиво, господствующее в центральной части Тихого океана. Им соответствуют сгустки населения на тихоокеанском побережье США и юга Канады. Правда, весьма плотно заселена и Центральная Америка, особенно Мексика, с запада омываемая частично холодным Калифорнийским течением, но именно лишь частично, на сравнительно небольшом отрезке. Кроме того, не бывает правил без исключения.
Зато холодное Лабрадорское течение совершенно замораживает восточное побережье огромного массива северных провинций Канады, и населения там почти нет.
Не менее показательна картина в Азии, Австралии, Африке. Теплые течения Индийского океана благоприятствуют высокой плотности населения в Южной Азии и Восточной Африке. Хотя, в общем-то. Южная Азия очень плотно заселена как бы и без них. Все ведь относительно и многофакториально.
Зато очевидно воздействие теплого тихоокеанского течения Куро-Сиво на высокую плотность населения Китая, Японии и более мелких стран, а южное теплое Восточно-Австралийское течение омывает наиболее плотно заселенные побережья Австралии и Новой Зеландии.
Камчатку и Чукотку, увы, омывает уже холодный поток, и населены они, несмотря на природные богатства, очень слабо.
Своего рода «загадкой» тут служит вся «центральная» Западная Россия и частично Восточная, которая лежит между 50о северной широты и северным полярным кругом, а заселена, несмотря на ярко выраженную континентальность, относительно плотно. Самый крупный сгусток населения вдали от морей и ближе всего к полюсу. Своего рода демографо-географический феномен, на который почему-то не обращают внимания.
Как уже отмечалось, к концу XX в. заселены почти все пригодные для жизни человека территории: постоянные населенные пункты обнаруживаются между параллелями 72о северной широты и 54° южной широты.
Обе широтные границы, таким образом, отделяют ойкумену от пространств полярных пустынь и тундр арктического и антарктического поясов, т.е. территорий с самыми низкими суммами годового количества осадков. Интенсивность влагооборота на этих территориях очень низкая.
Высокогорья, как известно, отличаются пониженным атмосферным давлением, отклонениями всех характеристик природных элементов от их значений для основной части суши, что также не соответствует экологии человека как вида животного.
В этой связи требует уточнения представление об «экстремальности»: сама природа таких оценок не знает — для нее характерна лишь закономерная изменчивость природных процессов. «Экстремальными» состояния этой изменчивости считаются в связи с экономическими и технологическими особенностями человека создавать для себя непосредственную среду, соответствующую его экономическим требованиям, и поддерживать ее функционирование непрерывно для воспроизводства своей жизни, а также обеспечивать устойчивое ведение земледельческо-животноводческого хозяйства. И то и другое — составляющие обмена человека со средой, условия его воспроизводства.
Поскольку природная среда неоднородна и для нее характерны зональность и высотная поясность, а также другие формы изменчивости, все организмы ориентированы на определенный тип (или типы) среды, смена которой ведет к гибели организмов из-за изменений термодинамических условий обмена со средой или происходит длительное приспособление.
Человек на термодинамические условия обмена со средой, вероятно, на условия своей родины — Восточной Экваториальной Африки. Какие-то коррективы (скорее всего, очень небольшие) в возможности организма человека самостоятельно регулировать обмен со средой, вероятно, внес антропогенез — физиологические изменения в процессе становления человека как явления; элементом этого становления было расселение по всем природным зонам, за исключением названных выше. Основной способ, выработанный человеком, — это внешняя регуляция термодинамического баланса за счет защиты от среды (прежде всего от охлаждения) с помощью одежды и жилища. Создавая жилища, человек теоретически уже сейчас может создавать для себя искусственную среду в больших пространственных масштабах — не только большие здания, но и целые города. Однако в таких случаях встает вопрос об экономической эффективности этих экологически обусловленных действий, т.е. вопрос о соотношении полезного эффекта и затрат на его достижение.
Именно исходя из этих соображений природные условия и могут оцениваться как экстремальные. Последнее не исключает возможность проживания человека в таких условиях за счет создания искусственной среды в специальных целях, например, в научных, военных и т.д.
В наиболее густонаселенных районах мира, охватывающих лишь 7% суши, проживает более 70% всего человечества, что говорит о высокой степени поляризации поля плотности населения в ойкумене. В основном это — низменности и территории равнин и небольших возвышенностей с высотой не более 500 м над уровнем моря. Сопоставление с предыдущими данными подчеркивает степень поляризации: вовлечение в анализ еще 10% населения увеличивает обитаемую территорию более чем на 20%.
Считается, что первые люди жили в Африке. На это указывают найденные окаменелости и результаты генетических исследований. Однако ученые из Китая придерживаются другой точки зрения. Они пересмотрели теорию эволюции, создав свою версию. «Лента.ру» разбирается, заслуживает ли их исследование серьезного внимания или это очередной пример маргинальной науки.
Содержание
Гомо везде
Существуют две основные гипотезы происхождения современного человека. Первая — мультирегиональная — была предложена в 1984 году. По ней непосредственный предок человека — архантроп, или Homo erectus, — пришел из Африки и расселился по всей Евразии во времена раннего и среднего плейстоцена. Отдельные его популяции дали начало всем современным расам сапиенсов: европеоидам, негроидам, монголоидам и австралоидам. Кроме того, сторонники мультирегиональной гипотезы считают, что неандертальцы, эректусы, денисовцы относятся к одному виду — люди (Homo) — и представляют собой просто его отдельные формы. А сам общий предок людей жил примерно 2,3-2,8 миллиона лет назад.
Главный аргумент в пользу этой гипотезы — окаменелости сапиенсов, архантропов (тех же эректусов) и других древних людей. Найденные по всей Евразии останки, по мнению сторонников этой теории, свидетельствуют о региональной преемственности определенных человеческих черт. Иными словами, современный человек возникал несколько раз.
Но имеется существенная проблема — мультирегионализм противоречит научным представлениям об эволюции. Да, в эволюционной теории есть понятие параллелизма, когда у разных видов животных независимо друг от друга возникают общие черты. Например, обтекаемая форма тела и плавники у акул и дельфинов. Это делает животных похожими, но никак не близкими родственниками. Или глаза: у кальмаров, млекопитающих и насекомых они настолько анатомически разные, что нельзя даже предполагать существование какого-то общего «предкового» органа. Однако с людьми все иначе.
Мультирегиональную гипотезу безжалостно опровергают генетические данные. Еще в 1987 году анализ митохондриальной ДНК (она наследуется только от матерей) человека показал, что мы все — потомки одной женщины, жившей около 200 тысяч лет назад, так называемой Митохондриальной Евы (не имеет ничего общего со своей тезкой из Библии). Естественно, она жила среди других людей, но только ее митохондриальная ДНК была унаследована всеми живущими сейчас Homo sapiens, в том числе азиатами, австралийцами и африканцами.
Это открытие несовместимо с мультирегионализмом. У людей был один предок, а не несколько, разбросанных по планете. Да и 200 тысяч лет — гораздо меньше, чем два миллиона лет. Это, конечно, не дает ответа на вопрос, когда возникли сапиенсы: Митохондриальная Ева сама была сапиенсом, как и ее родители. Однако новые сведения говорят в пользу второй основной гипотезы происхождения человека — африканской.
Все были неграми
Эта гипотеза предполагает, что первые люди анатомически современного типа появились в Африке. Отсюда пошли разные ветви сапиенсов, в том числе пигмеи и бушмены. По мнению Александра Козинцева, научного сотрудника Музея антропологии и этнографии РАН, именно на этом континенте могла реализоваться своеобразная мини-версия мультирегионализма. По-видимому, тут образовалось множество различных африканских групп, и некоторых из них дали начало сапиенсам. Причем представители разных ветвей контактировали, что привело в конечном итоге к формированию современного человека как единого вида.
Мультирегионализм в своей более глобальной версии не способен обеспечить генетическое единство всех Homo sapiens. Иначе сторонникам этой архаичной гипотезы пришлось бы предположить, что популяции древних людей на различных континентах как-то взаимодействовали между собой. Но свидетельств таких межконтинентальных контактов в плейстоцене нет.
Сапиенсы вышли из Африки примерно 70-50 тысяч лет назад. Расселяясь по Евразии, они вытесняли неандертальцев и денисовских людей, изредка скрещиваясь с ними. Если бы современный человек произошел от неандертальцев, как предполагают мультирегионалисты, то их митохондриальная ДНК мало отличалась от нашей. Однако, как показала расшифровка генома Homo neanderthalensis, между нами и ними глубокая генетическая пропасть.
Война с дарвинизмом
Тем не менее попытки реабилитировать эту гипотезу продолжаются. Так, генетик Ши Хуан (Shi Huang) из Центрального южного университета в Китае и ярый противник дарвинизма решил нанести удар по генетическим доказательствам. Препринт статьи он опубликовал в репозитории bioRxiv.
Китайский ученый подверг критике метод молекулярных часов, применяемый для оценки генетического расстояния между различными видами. Суть в следующем. Со сменой поколений в ДНК у определенного вида с постоянной скоростью накапливаются нейтральные мутации, которые никак не влияют на его выживаемость (это имеет значение, поскольку вредные мутации отбраковываются, а полезные происходят достаточно редко). У родственных видов также накапливаются мутации с той же самой скоростью. Поэтому виды одного рода более менее одинаково отличаются друг от друга, а у видов различных родов отличий больше.
Таким образом, молекулярные часы — не только инструмент выявления родственных связей между видами. По ним можно примерно определить, когда один вид отделился от другого. «Примерно» — ключевое слово.
Дело в том, что при всей своей полезности молекулярные часы имеют ряд недостатков. Главный из них — темпы мутаций не всегда постоянны. На это влияют определенные факторы, способные замедлять или ускорять мутации. Например, могут возникать новые повторные последовательности ДНК, представляющие собой «горячие точки» случайных изменений. В результате виды, близкие в эволюционном плане, по молекулярным часам оказываются более далекими, чем виды не столь родственные. Так, мультирегионалисты любят указывать на то, что между мтДНК различных шимпанзе больше отличий, чем между мтДНК людей и неандертальцев. То есть генетическая пропасть, разделяющая нас и H.neanderthalensis, якобы перестает что-то значить.
Ши Хуан идет дальше и пытается доказать, что не работает общепринятый механизм эволюции. Чтобы объяснить, почему отказывают молекулярные часы, он предлагает спорную и чисто умозрительную теорию, названную им гипотезой максимального генетического разнообразия. По Ши Хуану мутации в генах выступают движущей силой лишь микроэволюции, то есть возникновения небольших изменений на внутривидовом уровне. При макроэволюции, когда образуются новые группы организмов, усложняются эпигенетические программы. Чем они сложнее, тем больше мутаций могут их нарушить, поэтому генетическое разнообразие должно снижаться. В итоге в сложных организмах якобы есть ограничение на количество нейтральных мутаций. Это, по мнению Хуана, позволяет объяснить, почему сапиенсы и неандертальцы отличаются в меньшей степени, чем разновидности шимпанзе.
С ног на голову
Хуан применил свою сомнительную теорию для пересмотра эволюции человека. Так, африканцы оказались ближе друг к другу, чем к остальным группам человеческого населения. Этот вывод противоречит африканской гипотезе, ведь если люди изначально жили в Африке, то их отдельным линиям ничто не мешало накопить большое количество мутаций. Кроме того, китайский ученый установил примерное время разделения основных евразийских человеческих популяций — около двух миллионов лет назад. Очень нескромная дата по сравнению с возрастом Митохондриальной Евы, но вполне вписывающаяся в мультирегионализм.
Хуан также предположил, что были две миграции из Африки: эректуса с предком неандертальцев и денисовских людей. И пришел к выводу, что современные африканцы ближе к последним, чем неафриканцы. Митохондриальную Еву он переместил из Африки в Восточную Азию.
Интересно, что эти выводы основаны на исключении из генетического анализа нейтральных мутаций, которые якобы из-за эпигенетических программ искажают истинную картину. Хуан создал новую версию молекулярных часов — «медленную», в которой учитываются изменения только в консервативных и с трудом меняющихся последовательностях ДНК. Неоправданно выбросив целый кусок данных, он буквально перевернул все с ног на голову.
Вот только китайский исследователь не учел другие возможные объяснения замедления молекулярных часов. Так, эволюционисты ссылаются на эффект времени генерации. Человек живет дольше обезьян, поэтому мутации в людях накапливаются медленнее.
Нельзя сравнивать темп мутаций у людей и у шимпанзе. Молекулярные часы следует применять на локальном уровне, то есть для оценки времени возникновения близкородственных видов. В рамках эволюции людей разница между неандертальцами и сапиенсами имеет значение. В более широких масштабах возможны грубые ошибки. Это лишний раз напоминает о том, как важно знать границы применимости научных инструментов.
Что касается Ши Хуана, то его статьи, в том числе та, где он впервые предлагает свою гипотезу, не прошли рецензирование экспертов. Хотя сторонники мультирегионализма поддерживают его, китайскому генетику приходится ограничиваться репозиториями препринтов, где он может беспрепятственно выкладывать свои черновики, не опасаясь серьезной критики со стороны экспертов в области антропогенеза.
Особенности национальной науки
Некоторые западные ученые полагают, что в китайских исследованиях происхождения человека замешана политика. Китайцы стремятся доказать всему миру, что люди возникли на территории их страны. Хотя китайские антропологи отвергают подобные обвинения, они буквально вцепились в гипотезу азиатского происхождения сапиенсов, считая, что в ее пользу есть веские доказательства.
Некоторое противостояние (намеренное или нет) с западной наукой прослеживается и в других областях. Можно хотя бы вспомнить то, что в Китае доля исследований, подтверждающих пользу китайской медицины, больше, чем во всем остальном мире (эти клинические результаты критикуются сторонниками доказательной медицины). Что касается гипотез антропогенеза, то, возможно, тут сыграла роль и некоторая обида за ситуацию с Пекинским человеком. Этот родственник питекантропов когда-то считался предком монголоидной расы. Но теперь пальма первенства перешла в Африку.
Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.
А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:
– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.
– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.
– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.
Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.
Территории и племена восточных славян
Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.
Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.
Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:
Племена |
Места расселения |
Города |
Поляне |
Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева |
Киев |
Словене ильменские |
Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера |
Новгород, Ладога |
Кривичи |
Севернее Западной Двины и верховья Волги |
Полоцк, Смоленск |
Полочане |
Южнее Западной Двины |
Полоцк |
Дреговичи |
Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять |
Туров |
Древляне |
Южнее реки Припять |
Искоростень |
Волыняне |
Селились южнее древлян, у истоков Вислы |
|
Белые хорваты |
Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла |
|
Дулебы |
Жили восточнее белых хорватов |
|
Тиверцы |
Территория между Прутом и Днестром |
|
Уличи |
Между Днестром и Южным Бугом |
|
Северяне |
Территории вдоль реки Десны |
Чернигов |
Радимичи |
Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству |
|
Вятичи |
Вдоль истоков Оки и Дона |
Занятия восточных славян
К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
Общественный строй и племенные союзы
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.
Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.
В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.
Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.
VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.
Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.
Соседи восточных славян
В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.
Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.
Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.
Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.
В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.
Набеги кочевников
Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.
Обычаи и верования восточных славян
Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.
Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.