Правовые основы деятельности арбитражных судов РФ
Главная страница ![]() ![]() |
Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) | |
Справка к документу |
Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ»Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»
25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 9 февраля, 29 июня 2009 г., 2 июля 2013 г., 12 марта, 4 июня 2014 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 28 ноября 2018 г.
Принят Государственной Думой 11 апреля 2001 года
Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года
Статья 1. Арбитражные заседатели
1. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации (далее — арбитражные заседатели) являются граждане Российской Федерации (далее — граждане), наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации (далее также — арбитражные суды) в первой инстанции отнесенных к их компетенции дел, возникающих из гражданских правоотношений.
2. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.
3. Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.
4. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.
Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.
4.1. Арбитражный заседатель при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. В случае возникновения конфликта интересов арбитражный заседатель, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) арбитражного заседателя влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью арбитражного заседателя и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Под личной заинтересованностью арбитражного заседателя, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих обязанностей, понимается возможность получения арбитражным заседателем при исполнении им своих обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для арбитражного заседателя, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми арбитражный заседатель связан финансовыми или иными обязательствами.
5. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.
Статья 2. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям
1. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.
2. Арбитражными заседателями не могут быть:
1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;
2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
4) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;
5) судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах;
7) супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супруга (супруги) председателя или заместителя председателя того же арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
3. Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу следующего содержания:
«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне гражданский долг и совесть».
Статья 3. Формирование и утверждение списков арбитражных заседателей
1. Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации организует проверку достоверности сведений о кандидатурах арбитражных заседателей. При этом арбитражный суд субъекта Российской Федерации вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ему сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный арбитражным судом срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления этого требования.
2. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов Российской Федерации в Верховный Суд Российской Федерации и утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
3. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.
4. Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта Российской Федерации определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.
Статья 4. Срок полномочий арбитражного заседателя
1. Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.
2. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть неоднократно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Федерального закона.
3. В случае, если рассмотрение дела, начатого с участием арбитражного заседателя, к моменту истечения срока его полномочий не окончено, арбитражный заседатель продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения дела по существу.
Статья 5. Приостановление и прекращение полномочий арбитражного заседателя
1. Полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются по следующим основаниям:
1) предъявление обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда);
2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более шести месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя;
3) признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.
2. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются досрочно по следующим основаниям:
1) утратил силу;
2) прекращение гражданства Российской Федерации;
3) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
4) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным;
5) совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти;
6) неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей;
7) замещение должностей, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия;
8) письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам;
9) смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
3. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются распоряжением председателя соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
4. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, полномочия арбитражного заседателя прекращаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
Статья 6. Вознаграждение арбитражного заседателя за участие в осуществлении правосудия
1. Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
2. Арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.
Статья 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей
1. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5 — 7 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
2. Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.
3. За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Арбитражные заседатели, утвержденные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По истечении этого срока полномочия арбитражных заседателей считаются прекращенными, если арбитражные заседатели не были утверждены в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Федерального закона.
3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившей силу статью 8 Федерального закона от 5 мая 1995 года N 71-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 19, ст.1710).
Президент Российской Федерации
В. Путин
Москва, Кремль
Антонова О.П.,
аспирантка Российской академии правосудия
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ОКРУГОВ
Основа — это «источник, главное, на чем строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь» либо «исходные, главные положения чего-нибудь»1.
Правовую основу чего-либо составляет совокупность правовых норм, определяющих сущностные, базисные положения по конкретному правовому явлению. С учетом этого определяющую роль в выделении правовой основы организации федеральных арбитражных судов округов в самостоятельную категорию играет ее предмет.
Вопрос о правовой основе организации федеральных арбитражных судов округов в качестве самостоятельной темы исследования в юридической литературе не ставился. Это объясняется как недавней историей учреждения арбитражных судов в России и незавершенностью формирования их правовой основы, так и невостребованностью ранее подобных исследований практикой.
При определении правовой основы организации федеральных арбитражных судов округов следует исходить из понятия организации судов (судоустройства), неоднозначно трактуемого в литературе.
Организация судов (судоустройство) понимается то как «система судебных учреждений, организация судебной системы»2, то, более узко, как «принципы организации и структура судебной системы»3. Встречается и понимание судоустройства не только как чисто организационных вопросов — о порядке создания судов, их системе, структуре, составе и т.п., но также и «основных положений, определяющих характер их деятельности»4. При этом речь идет, прежде всего, о принципах организации и деятельности судов как основополагающих началах их построения и функционирования.
Приведенные выше определения, различающиеся между собой по степени детализации предмета исследования, объединяет общность ключевых, базисных признаков, отражающих сущность понятия «судоустройство». К числу таковых следует отнести положения, определяющие систему судов,
1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 2005, С. 463.
2 Там же. С. 778.
3 Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1296.
4 См.: Магомедов А.М., Сергеев А.И., Швецов В.И. Судоустройство в Российской Федерации. М., 1995. Вып. 1. С. 8.
их структуру и состав, а также задачи, функции, полномочия, принципы организации судов как их исходные параметры.
С учетом этого, предметом регулирования правовой основы организации федеральных арбитражных судов округов являются общественные отношения по поводу построения арбитражных судов округов как самостоятельного звена системы арбитражных судов в соответствии с присущими им задачами, функциями, полномочиями, принципами организации, составом и структурой.
Таким образом, под правовой основой организации федеральных арбитражных судов округов следует понимать такую совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых норм, которая определяет арбитражные окружные суды как самостоятельное звено системы арбитражных судов со свойственными этому звену задачами, функциями, полномочиями, принципами организации, составом, структурой.
Именно совокупность этих признаков, по нашему мнению, дает представление о предназначении федеральных арбитражных судов округов, их месте и роли в единой судебной системе РФ, об основных началах их организации, о пределах их компетенции, о внутреннем устройстве судов и правовом положении судьи как носителе судебной власти. Кроме того, указанная совокупность признаков позволит качественно обозначить, индивидуализировать федеральные арбитражные суды округов, явится необходимой и достаточной для раскрытия их сущности. Иные вопросы судоустройствен-ного характера, например порядок взаимодействия структурных подразделений федеральных арбитражных судов округов между собой, а также с аппаратом суда, организация аппарата и др., являются производными от перечисленных выше. Их правовая регламентация диктуется свойствами базисных установлений.
Правовая основа организации федеральных арбитражных судов округов как совокупность судоустройственных и судопроизводственных норм закреплена в федеральном законодательстве об арбитражных судах. Круг таких источников ограничен статьей 2 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»1, согласно которой в соответствии с Конституцией РФ законодательство об арбитражных судах находится в ведении РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в РФ устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ» и другими федеральными конституционными законами. Порядок су-
1 Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1599.
допроизводства в арбитражных судах в РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ», Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Считаем, что под правовой основой организации федеральных арбитражных судов округов не может пониматься вся совокупность действующих нормативных актов по данному вопросу. В противном случае это приведет к размыванию в отраслевом законодательстве некоего ядра, определяющего содержание всех последующих норм, к стиранию иерархических зависимостей между разноуровневыми источниками законодательства.
Правовая основа организации федеральных арбитражных судов округов по своей сути, значимости и предмету не совпадает и не может совпадать с понятием законодательства об арбитражных судах. Они соотносятся как часть и целое, причем часть, именуемая правовой основой организации федеральных арбитражных судов округов, определяет сущность законодательства об организации данных судов.
Развитие законодательства об арбитражных судах с 1991 года демонстрирует его совершенствование применительно к существующим в системе звеньям. Так, в структуре Закона РСФСР № 1543-1 от 4 июля 1991 года «Об арбитражном суде»1 не существовало специализированных норм, посвященных федеральным арбитражным судам округов.
В Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 года №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» появилось четыре обособленных группы норм, посвященных судам каждого уровня. Так, в структуре данного закона применительно к федеральным арбитражным судам округов содержится глава III «Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных арбитражных судов округов», предметом регулирования которой являются: понятие федеральных арбитражных судов округов, действующих в РФ перечень мест их постоянного пребывания (ст. 24); полномочия федеральных арбитражных судов округов и состав суда (ст. 25, 26), структура федеральных арбитражных судов округов, представленная президиумом (ст. 27, 28, 29), судебными коллегиями (ст. 30), судебными составами (ст. 31). Помимо указанной главы на федеральные арбитражные суды округов распространяет свое действие глава I данного Закона «Общие положения», а также специальные главы V и VI — заключительные и переходные положения, где решаются специальные вопросы, имеющие как общий для всех арбитражных судов характер, так и специальный, касающийся какого-либо одного уровня системы арбитражных судов либо конкретного суда или органа.
1 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 01 августа 1991. № 30. Ст. 1013.
Анализ правовой основы организации федеральных арбитражных судов округов позволяет вычленить следующие ее характерные черты:
1. Единство для всех федеральных арбитражных судов округов. В законодательстве об арбитражных судах отсутствуют различия между федеральными арбитражными судами округов в зависимости от особенностей округов, в которых образованы данные суды, нет специфических норм, которые бы применялись лишь к отдельным арбитражным судам этого звена.
Перечисляя окружные арбитражные суды и определяя их состав и полномочия, законодатель использует родовое понятие — федеральные арбитражные суды округов. Причем по содержанию и объему компетенции все федеральные арбитражные суды округов равны между собой.
Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» равным образом распространяется на все арбитражные суды данного звена вне зависимости от особенностей округа и создает единое правовое поле для организации подобных судов.
Таким образом, правовые нормы, регламентирующие основные организационные характеристики федеральных арбитражных судов округов и содержащиеся в Конституции РФ, Федеральных конституционных законах «О судебной системе РФ», «Об арбитражных судах в РФ», Законе РФ «О статусе судей в РФ» и Арбитражном процессуальном кодексе РФ, распространяются в равной мере на все арбитражные суды этого уровня, независимо от особенностей округа, в котором функционирует суд, тем самым достигается тождественность их правового положения (статуса).
2. Правовая основа организации федеральных арбитражных судов округов имеет объективный характер. В качестве таковой правовая основа отражает наиболее общие закономерности развития и функционирования федеральных арбитражных судов округов.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Прослеживая тенденции судоустройственного и судопроизводственного законодательства к развитию, более точному и эффективному отражению существующей реальности, правовая основа может быть определена как наиболее стабильное его ядро. Характер всех вновь вносимых изменений в судоустройственное законодательство должен быть внутренне согласован с базисным комплексом норм, то есть с правовой основой.
3. Правовая основа организации федеральных арбитражных судов округов является совокупностью основополагающих (руководящих) положений, определяющих как нормотворческий процесс, так и правоприменительную деятельность.
Правовая основа всегда первична по отношению к иному законодательству. В то же время сущность правовой основы в достаточной степени реализуется лишь посредством принятия конкретных правовых источников.
Руководящее значение правовой основы организации федеральных арбитражных судов округов обнаруживается не только в вопросах принятия непротиворечивого законодательства о названных судах, но и в процессе правоприменительной деятельности. Состав суда, лица, участвующие в деле, к которым Арбитражный процессуальный кодекс РФ относит стороны и третьих лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц, прокурора, государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 32); и иные участники арбитражного процесса, как то: свидетели, эксперты, переводчики, представители (ст. 43) — при рассмотрении экономических споров применяют не только нормативные акты в соответствии с характером спора, но и руководствуются основными положениями относительно задач, места, роли, специфики организации и деятельности федеральных арбитражных судов округов.
4. Правовая основа организации федеральных арбитражных судов округов является системой норм, органически включающей в себя как судо-устройственные, так и судопроизводственные положения.
Правовая основа организации федеральных арбитражных судов округов, будучи неким правовым фундаментом, объединяет совокупность не только судоустройственных норм. Данным понятием охватываются также и некоторые судопроизводственные нормы, определяющие характер деятельности арбитражных судов округов. Так, на практике достаточно трудно определить принадлежность принципов арбитражных судов к судоустройственным или процессуальным.
На определенную условность подобного деления уже указывалось в юридической литературе. Так, М.К. Треушников, рассматривая деление принципов правосудия на судоустройственные и судопроизводственные, отмечал его «условность», «скорее дидактическое, чем практическое значение»1.
Принципы организации и деятельности арбитражных судов носят по существу единый характер, находят свое проявление как в судоустройствен-ном, так и в судопроизводственном законодательстве.
При определении федеральных арбитражных судов округов в качестве одного из звеньев системы арбитражных судов определяющее значение имеют как положения Федеральных конституционных законов «О судебной системе РФ» и «Об арбитражных судах в РФ», закрепивших пределы компетенции указанных судов, так и нормы Арбитражного процессуального кодекса, через которые эти установления реализуются.
Таким образом, представляется верным утверждение о включении в систему судоустройственных норм о федеральных арбитражных судах округов
1 См.: Треушников М.К. Арбитражный процесс: учебник для студентов юридических вузов и факультетов. М., 2007. С. 32.
отдельных судопроизводственных положений, ибо без такого их включения нарушится целостность самой правовой основы организации указанных судов. В свою очередь, подобный вывод обусловлен объективным существованием федеральных арбитражных судов округов как правовых явлений, применяющих и реализующих на практике как нормы судоустройственного, так и нормы судопроизводственного характера.
5. Федеральный уровень закрепления норм, составляющих правовую основу организации федеральных арбитражных судов округов. Правовая основа организации федеральных арбитражных судов округов определяется только Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами. Причем их круг, как уже указывалось выше, ограничен нормой ст. 2 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ».
По вопросам полномочий, порядка образования и деятельности федеральных арбитражных судов округов не допускается регулирование нормативными актами уровня ниже, чем федеральный конституционный закон, порядок судопроизводства закрепляется Конституцией РФ и федеральными законами, среди которых определяющее значение имеет Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
С учетом изложенного предлагается следующее определение правовой основы организации федеральных арбитражных судов округов.
Правовая основа организации федеральных арбитражных судов округов есть система базисных норм, закрепленных в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, определяющих организационно и функционально федеральные арбитражные суды округов как самостоятельное звено системы арбитражных судов, с присущими им задачами, функциями и полномочиями, принципами.
Правовая основа организации федеральных арбитражных судов округов развивается и совершенствуется и в настоящее время.
Задача современного периода может быть обозначена как обеспечение определяющего воздействия норм, образующих правовую основу, на все нормативные акты об организации федеральных арбитражных судов округов, оценка всего отраслевого законодательства на предмет соответствия правовой основе. В связи с этим актуализируется вопрос о выработке научно обоснованных предложений по дальнейшему совершенствованию организации федеральных арбитражных судов округов, их правовой основы.